Современная жизнь ставит человеческое сообщество перед предельно четким выбором: либо сохранять былую вражду и предубежденность, либо научиться мирному сосуществованию. В условиях глобальной взаимосвязи для упрочения мира нам необходимо разработать новые парадигмы мирного взаимодействия.

Личность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) дает нам богатый материал для формирования таких парадигм, которые можно было бы адаптировать к современным условиям. Как все его предшественники, Пророк отличался предельной добротой и миролюбивостью – настолько, что под его милосердным крылом находили прибежище даже его непримиримые враги.

На протяжении 13 лет Посланник Аллаха (мир ему и благословение), выполнявший свою мирную миссию призыва соплеменников к истинной вере, подвергался невыносимым гонениям от мекканцев. Претерпев множество мучительных испытаний, он был вынужден уйти из города и поселиться в Медине. С точки зрения большинства, после этого мусульманам следовало считать мекканцев своими заклятыми врагами. Но Пророк (мир ему и благословение) ни на кого не таил злобы.

Он всегда был гуманным, даже к тем, кто коварно расставлял для него смертельно опасные ловушки. Он никогда не упускал возможности протянуть руку бескорыстной помощи, проявить доброту и сострадание. Даже во время яростных схваток мусульман с противником он всегда молил Аллаха помиловать тех, кто причинил ему вред: расплющил шлем, выбил зуб, ранил в голову, как это было в битвах при Бадре и Ухуде. Он не только предостерегал своих сторонников от проявлений ненависти к неприятелю, но даже не допускал ругани и проклятий адрес врагов. Так было, например, в день битвы при Ухуде, когда враги с невероятной жестокостью зарубили 70 его возлюбленных братьев.

Противник жаждал крови и войны, но его меч никогда не обагрился кровью, он не убил ни одного человека. Ибо он явился в мир, чтобы быть образцом милосердия и сострадания.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не отказывался от прежних дружеских связей, не имел никакой предубежденности к людям. Его дверь была открыта для всех, и каждый мог найти у него духовную поддержку. Он никогда умышленно не оскорблял чью-то гордость. Заклятые враги были готовы убить его при первой возможности, а он ко всем относился дружелюбно и думал о том, какого положения эти люди могут достичь в скором будущем. Он был уверен, что каждый человек достоин уважения, надо только докопаться до его сути. И он всегда пытался это сделать, даже несмотря на чудовищные провокации.

Благая весть

Пророк (мир ему и благословение) обращался со всеми своими противниками с предельным вниманием. Со своей мудростью и дальновидностью он стремился не уничтожить их, а завоевать их сердца.

Следующий аят был явлен после Битвы у рва и стал благой вестью о мире:

«Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми, с кем вы враждуете. Аллах — Всемогущий. Аллах — Прощающий, Милосердный»(Коран, 60:7).

Таким образом, Господь сообщил, что мусульмане на пороге мира. Узнав эту хорошую новость, Пророк (мир ему и благословение) сразу же принял меры для своей женитьбы на дочери предводителя мекканских язычников Абу Суфьяна. Эти узы родства стали важным шагом к преодолению вражды. Дочь Абу Суфьяна Умм Хабиба была среди мусульман, бежавших от гонений мекканцев в Эфиопию. Там ее муж умер, и она осталась вдовой с детьми на руках, не имея возможности вернуться в Мекку.

Взяв ее в жены, Пророк (мир ему и благословение) не только спасал благочестивую мусульманку от нужды, но и налаживал с Абу Суфьяном связь, недостижимую другими способами. Действительно, этот брак коренным образом изменил ситуацию.

До недавнего времени Абу Суфьян был одним из самых лютых врагов Пророка, а теперь он беспрепятственно входил в дом Пророка повидать Умм Хабибу. Здесь он начал ближе знакомиться с исламом и со временем понял, что ошибался. Постепенно отношение Абу Суфьяна к мусульманам стало меняться, он стал более сдержанным, осмотрительным и вежливо воспринимал попытки диалога.

Видные мекканцы — Халид ибн аль-Валид, Сафван ибн Умайя, Сухайль ибн Амр, Икрима ибн Абу Джахль — требовали от Абу Суфьяна жестких действий против мусульман. Но Абу Суфьяну удалось противостоять их агрессивности, он понимал, что правда не на их стороне, а на стороне Пророка (мир ему и благословение).

Примирение

Посланник Аллаха(мир ему и благословение) не сдавался даже в самых критических условиях. Вопреки всем козням нечестивцев и возражениям соплеменников, он заключил со своими главными противниками соглашения и договорился выполнять условия мира.

Коренная перемена, произошедшая с Абу Суфьяном, давала надежду на то, что и другие соперники не будут вечно коснеть во грехе. И Пророк пользовался малейшей возможностью, чтобы найти с ними контакт.

После переселения мусульман в Медину экономическое и социальное состояние Мекки постепенно ухудшалось. Язычники страдали от засухи, голода, нищеты. Несомненно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не мог оставаться равнодушным к их бедам. Он посылал им продовольствие и необходимые вещи, он буквально завалил их щедрыми дарами, отправляя им караваны из сотен верблюдов. Но, к сожалению, мекканцы от всего отказались. Тогда он отправил помощь прямо Абу Суфьяну, и тот раздал ее бедным мекканцам.

В те дни Пророк (мир ему и благословение) придавал большое значение налаживанию торговых связей с другими общинами, в частности, с мекканцами. Он знал, что торговля дает прекрасную возможность наладить контакт. Таким образом, видно, что он пытался найти все новые способы поддерживать мирные отношения с соседями.

К сожалению, на все попытки Пророка наладить мир мекканцы отвечали либо отторжением, либо грубым насилием. Однажды под покровом ночи они напали на мусульманское племя в деревне близ Медины и убили 23 человека. Этим преступлением мекканцы также нарушили мирный договор с Пророком, заключенный в Худайбии.

После этого вероломного нападения Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправил в Мекку посланцев с различными вариантами мирного решения проблемы. Он предлагал заплатить выкупить за убитых и порвать с другими враждебными племенами, участвовавшими в этом преступлении. Отказ выполнить эти условия означал бы разрыв Худайбийского договора и начало войны. Но мекканцы остались глухи к великодушию Пророка (мир ему и благословение). Ему не оставалось ничего другого, кроме как начать поход на Мекку.

Проиграв бой и понимая, что больше они не смогут сопротивляться, многие знатные мекканцы бежали из города. Посланник Аллаха выслал за ними погоню. Вслед за мужем Икримой ибн Абу Джахлем отправилась его жена Умм Хаким. Несмотря на все тяготы пути, она добралась до Йемена, где уговорила мужа вернуться в Мекку и сдаться на милость Пророка.

Умайр ибн Вахб, которого Сафван ибн Умайя подослал убить Пророка, отправился за Сафваном, настиг его по дороге в Эфиопию в Джидде и убедил вернуться в Мекку. Сухайля ибн Амра привел назад его сын Абдулла, которого он истязал много лет за то, что тот стал мусульманином. Пророк несколько раз писал Вахши, который убил его дядю Хамзу, с призывом принять ислам. Он также пригласил к примирению Хинд бинт Утба, которая наняла Вахши для этого убийства. Пророк звал их домой, обещал простить все злодеяния и гарантировал защиту. Так его усилиями в Мекке воцарились мир и покой.

Безграничная готовность Пророка (мир ему и благословение) к прощению — для нас это пример того, как относиться к прошлым обидам, это приглашение к собственному перерождению, доказательство того, что возможно подавить чувство мести и ненависти и построить общество на фундаменте любви и сострадания.

По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед ( Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисе­ево для евреев, Евангелие для христиан.

Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками Ибрахимом ( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом Христом ). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится, к так называемым, авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех — же ветхозаветных пророков, а

также Иисуса Христа как одного из них. Муххаммед родился во второй половине VI в. н.э., когда Хиджаз переживал период стремительного экономического прогресса и роста.

Но несмотря на рост населения в поселках и городах, самые слабые и бедные члены общества были лишены поддержки. Старинная племенная система предполагала некое подобие социальной защиты для наименее удачливых своих членов, таких, как незамужние или разведенные женщины, вдовы, сироты и старики. Перемена образа жизни с сельского на городской привела к ухудшению социальной системы, и социальная защищенность пошатнулась. Жизнь в городах и поселках вела к забвению родственных связей. Удачливые предприниматели получили возможность делать быстрые деньги за счет караванной торговли или связанных с паломничеством концессий, но большинство простого народа было брошено на произвол судьбы. Отсутствовало этически заостренное религиозное сознание, которое могло бы успешно противостоять чреватым вырождением социальным и экономическим тенденциям. Политическое единство, за исключением ограниченного числа ситуаций, оставалось недостижимым. Главной заботой людей была в высшей степени изнурительная, бессердечная погоня за богатством.

Ведущим племенем Мекки было племя Курайш.Многие из его представителей располагали внушительным богатством, престижем и властью в рамках олигархической системы, возникшей в Мекке в течение VI в. н.э. Племя было разделено на две крупные группы, называвшиеся «внутренними» и «внешними» курайшитами. К числу первых относились люди богатые и влиятельные, вторые занимали в обществе куда более скромное положение. Однако племенная система была еще достаточно сильна, чтобы обеспечивать даже «бедному родственнику» курайшиту возможность опираться на силу и достоинство всего племени, если ему требовалась защита от угрозы извне.

Точный год рождения Мухаммеда неизвестен, но вполне вероятно, что он

родился около 570 г. н.э. Первые годы жизни не предвещали ему ничего хорошего: отец умер еще до его рождения, а мать — когда ему было шесть лет; он воспитывался у своего любящего деда, который умер, когда мальчику было восемь лет. С этого времени о Мухаммеде заботился его дядя, продолжавший обеспечивать ему незаменимую поддержку клана даже тогда, когда Мухаммеду было более сорока лет и он стал вызывающим острые споры религиозным реформатором.

Внутри племени Курайш Мухаммед принадлежал к роду бану Хашим, пользовавшемуся доброй репутацией, но менее влиятельному или богатому, чем род бану Умайя, возглавлявший мекканскую олигархию. (Позднейшая династия Омейядов будет происходить из этого рода и править молодой исламской империей из Дамаска.) Мухаммед рос бедным сиротой и пас скот в окрестностях Мекки. Он извлек пользу из своего пребывания среди бедуинов пустыни, которое позволило ему познакомиться с чистым арабским языком и овладеть основными навыками передвижения, выживания и самозащиты в пустыне. Даже в эпоху, когда арабы стали оседать в малых и больших городах, они продолжали посылать сыновей к своим родственникам-кочевникам, у которых те могли научиться знаниям и умениям традиционного арабского образа жизни, который считался более благородным, чем оседлая жизнь на земле.

Мухаммед добился славы человека, заслуживающего доверия необыкновенно хорошо чувствующего тонкости человеческих взаимоотношений. На третьем десятке жизни Мухаммед нанялся на работу к Хадидже, вдове, занимавшейся караванной торговлей. Благодаря тому что Мухаммад преуспел, помогая своей работодательнице извлекать прибыль, а также в силу его личной привлекательности, Хадиджа предложила ему вступить с ней в брак, и они поженились, когда Мухаммаду было около двадцати пяти, а Хадидже — на пятнадцать лет больше. Этот брак доставил Мухаммеду надежные средства к существованию, так как Хадиджа была состоятельна и

счастлива стать для Мухаммеда источником благосостояния. От этого брака родилось несколько детей, в том числе Фатима; она и ее муж Али войдут в число самых выдающихся персонажей раннего ислама. В годы долгого и счастливого брака Мухаммада с Хадиджой (он продолжался с 595 по 619 г. н.э.) она оставалась его единственной женой. По-видимому, этот брак был очень крепким и удовлетворял обоих. Мухаммед очень любил и уважал Хадиджу, которая так много сделала, чтобы поддержать его в трудные годины жизни, особенно когда около 610 г. начались его пророческие откровения; к этому времени ему было уже сорок, а ей пятьдесят пять.

Мухаммед все глубже погружался в одинокие религиозные размышления, надолго удаляясь в горную пещеру за пределами Мекки. Представляется, что религиозная практика Мухаммеда имела много общего с широким духовным движением, развившимся внутри аравийского общества. Во время жизни Мухаммеда были и другие сосредоточенные и чуткие мыслители, устремленные к углублению своего духовного опыта. Встречающееся в Коране слово ханифобозначает людей с монотеистическими убеждениями, не принадлежавших ни к иудеям, ни к христианам. Авраам называется в Коране ханифом, а также «мусульманином», то есть человеком, предавшимся Богу (3:67). Коран провозглашает, что Авраам является основателем первоначального этического монотеизма в Аравии, который, однако, затем постепенно выродился в политеистическое идолопоклонство, преобладавшее во времена Мухаммеда. И все же оставались еще немногие ханифы, «правильно склоняющиеся» (таково буквальное значение термина) к верному пути. Мухаммед был одним из таких ханифов.

Однажды, когда Мухаммед размышлял в пещере на горе Хира, он услышал голос, возвестивший ему, что он посланник Бога. Мухаммед был напуган этим видением, за которым последовал приказ: «Читай!». Мухаммед ответил, что он не может (т.е. не умеет) читать. Приказ был повторен, и таинственный незнакомец тяжело навалился на его тело, и Мухаммед вновь

услышал: «Читай!» во имя Господа твоего, который сотворил, человека из сгустка. «Читай!» и Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96.1—5) (пер. И. Ю. Крачковского). Мухаммед верил, что приказ читать исходил от гигантской фигуры на горизонте. Согласно мусульманской традиции, этим гигантом был архангел Гавриил, ангел ниспослания Корана.

Мухаммед поспешил к жене Хадидже, чтобы поведать ей о случившемся. Она отнеслась к его рассказу серьезно и с доверием и стала первым человеком, который поверил и покорился новому откровению как мусульманин. Вскоре ее примеру последовали и другие, — как члены семьи Мухаммеда, так и посторонние. После некоторой паузы откровения возобновились и продолжались до самой смерти Мухаммеда. Иногда Мухаммед испытывал беспокойство в моменты прихода очередного откровения, но с годами он привык к посещениям Гавриила. И тем не менее принятие им божественного послания посредством вахи— некоего рода словесного озарения — никогда не было утомительной рутиной. Накапливающиеся откровения получили название коранов, «чтений», как потому, что они открывались Мухаммеду как нечто прочитываемое, так и потому, что затем они читались вслух Мухаммедом и его сподвижниками мусульманами. Нарождающееся Писание ислама получило название Корана, «Чтения вслух» собрания отдельных проповедей, ниспосланных посредством вахи.

Призвание Мухаммеда к пророчествованию свершилось в 610 г., когда ему было около сорока. В последующие годы Мухаммад создал преданную ему общину последователей, состоявшую главным образом из незнатных граждан. Ядром новой веры, проповедовавшейся Мухаммедом, был призыв к покорности единственному истинному Богу, который в прежние дни говорил к Аврааму, Моисею, Иисусу и другим пророкам, известным по библейской летописи иудаизма и христианства. Новая религия получила название ислам,обозначающее «покорность», а тот, кто «покорился», назывался мусульманином

Первые годы были относительно спокойными, что позволило мусульманам разработать свою специфическую обрядовую практику, центром которой была молитвенная служба, сопровождаемая падением ниц. Верующие изучали нарождающийся Коран, многие из них заучивали его наизусть и использовали в собственных молитвах и размышлениях. Центром культа мусульман являлась Кааба, которая, по их представлениям, первоначально была посвящена Аллаху Авраамом. Со временем новое движение приобрело более энергичный характер, выстипив, в частности, против идолопоклонства главного культа Каабы, и тут возникло множество трудностей.

Первые годы мекканской проповеди Мухаммеда были периодом постепенного роста мусульманской общины, но одновременно Мухаммед столкнулся с растущим недоброжелательством многих лидеров курайшитов, видевших в нем потенциальную угрозу своей экономической и религиозной системе. Проповедь Мухаммеда была направлена против идолопоклонства культа Каабы, который был основным источником прибыли от системы паломничества. Кроме того, часть мекканской олигархии опасалась, что Мухаммед является угрозой сложившемуся социальному строю, издревле сплачивавшему народ в единое целое. Со стороны Мухаммеда было опасной для него самого непочтительностью ставить под сомнение обычаи предков, память о величии которых была достоянием генеалогических преданий. Когда гонения на Мухаммеда и его последователей стали более жестокими, Мухаммед отправил часть мусульман в христианское царство Эфиопию, расположенное на другом берегу Красного моря. Мухаммед и некоторые из его последователей пользовались покровительством своих могущественных мекканских сородичей, но прочие мусульмане были лишены этой защиты. Они стали участниками первой в истории ислама хиджры,или «эмиграции». Мекканская верхушка послала к этим мусульманским эмигрантам делегацию, потребовавшую от них вернуться в Аравию и «покориться», но не Богу, а мекканским правящим кругам. Однако эфиопский царь отказался выдать религиозных беженцев,

гостеприимно встретив и защитив их в своем царстве. Но эмиграция в Эфиопию не являлась выходом из тупика для целой общины, да и Мухаммед не желал покидать родину.

Осознав, что мусульманское движение не может более развиваться в пределах Мекки, Мухаммед приступил к поискам нового оплота для своей деятельности. Он предпринял попытку вступить в переговоры с лидерами расположенного в горах неподалеку от Мекки города Таиф, но его жители изгнали Мухаммеда с бранью, едва не побив Пророка камнями. Это случилось почти в самом конце первого десятилетия ислама, около 620 г. н.э. В течение этого критического периода умерли любимая жена Мухаммада Хадиджа и его дядя и защитник Абу Талиб. Делегация из земледельческого оазиса Йасриб, расположенного почти на триста миль севернее Мекки, встретилась с Мухаммедом и попросила его переехать в Иасриб, чтобы выступить там в роли арбитра и советчика, который возглавил бы эту раздираемую жестокими распрями общину. Два арабских племени — аус и хазрадж — враждовали друг с другом, в то время как древняя иудейская община Йасриба находилась словно между молотом и наковальней. Мухаммед ухватился за эту возможность перебраться со своими сторонниками в Йасриб. Он заключил договор с йасрибской делегацией, в котором было оговорено, что мусульмане смогут эмигрировать вместе с ним, а население города покорится Богу, став Мусульманами, и будет почитать Мухаммеда не только как вождя, но и как Пророка, или Божьего посланника и провозвестника новой религии. Хотя коренные жители Йасриба и не стали истыми мусульманами немедленно, они признали, что в их интересах предоставить шанс на достижение политических, экономических и социальных успехов новому плану, подразумевавшему привлечение третейского судьи. Чужак, пусть не являвшийся желанным гостем для всех соперничающих группировок, мог, по крайней мере, претендовать на нейтральность.

Мухаммед не настаивал на переезде своих друзей мусульман в Йасриб,

хотя почти все они поступили именно так. Эмиграция проходила тихо, без фанфар, небольшими группами, отправлявшимися в разное время на север, отчасти для того, чтобы не вызвать переполоха в Мекке. Мухаммед, его близкий сподвижник Абу Бакр и его зять Али покинули родной город последними. Перед самым отъездом Мухаммеда мекканцы попытались убить его, пока он спал. Однако осторожный вождь предвидел такой поворот событий и устроил так, что в ту ночь на его ложе спал Али. Али не причинили никакого вреда,а Мухаммед и Абу Бакр прятались в пещере. Мекканские лидеры, выступившие в дозор, прошли мимо самого входа в пещеру, обманутые уловкой Али. Легенда гласит, что паутина, которой был затянут вход, заставила их искать Мухаммеда в другом месте. Мухаммед и Абу Бакр двигались в Йасриб кружным путем. На окраине оазиса, чтобы приветствовать своего вождя, собрались эмигранты и любопытные йасрибцы. Таким образом, Мухаммаду был уготован надлежащий прием, который предвещал будущие успехи ислама и самого Пророка. Йасриб стал называться ал-Медина, «Город», после переезда туда Мухаммеда. (Его полное название — Мединат ал-Наби, «Город Пророка».) Хиджра, или эмиграция, произошла в сентябре 622 г. н.э. 1 июля этого года стало началом мусульманского календаря, так как именно Хиджра положила начало Умме мусульман.

В результате Хиджры появилось несколько различных групп, как вне, так и внутри ислама. Совершившие Хиджру получили прозвание мухаджиров, в исламе они заняли особое почетное место. Мединские сторонники Мухаммеда стали известны под именем ансаров, или «помощников». Мединцы, занимавшие двусмысленную позицию или упорствовавшие в неподчинении Мухаммеду, получили прозвание мунафикун — «лицемеры». Вне этих трех групп стояли мекканцы, ставшие теперь врагами, и иудеи, положение которых было довольно трудным: они были монотеистами, скептически относившимися к религиозному авторитету Мухаммеда, однако до времени сотрудничавшими с мусульманами и даже отправлявшими вместе с ними культ. В конце концов

иудеи были изгнаны из Медины вследствие разрыва с Пророком, так как они не оказали помощи Мухаммеду против напавших на город мекканских отрядов. Мужчины были казнены, а женщины и дети депортированы. В Мекке Мухаммед организовал религиозный культ, в Медине же он стал политическим и военным лидером, а также духовным вождем значительно расширившегося движения. Итогом Хиджры стало основание Уммы, мусульманской «общины», которая начиная с этого времени, в идеале была союзом «церкви» и государства, без четкого водораздела между религиозной и светской жизнью. Коранические откровения мекканского периода прежде всего подчеркивали абсолютное единство Бога, суверенность его воли, справедливости и сострадания; в них содержались пространные призывы к покаянию и покорности, пока не настал день Страшного Суда, который поделит человечество на тех, кому уготованы небеса, и тех, кто своими злодеяниями будет обречен гореть в аду. В мекканские годы было ниспослано множество рассказов о древних пророках и их народах. В Медине, однако, помимо мотивов суда и предостережения, коранические откровения стали уделять все большее внимание вопросам общинной жизни, обрядности и права. Становящаяся теократия Уммы нуждалась в указаниях более приземленного, практического характера.

Эмигранты с трудом нашли свою нишу в экономической жизни Медины. В Мекке они были торговцами, но Медина была поселением земледельческим. Мухаммад организовал из своих товарищей-эмигрантов рейдовые отряды, и атаки на мекканские караваны принесли ему большую добычу. В 624 г. (на втором году Хиджры) крупный отряд выступил из Мекки в поход на север, чтобы защитить от мусульманского набега возвращающийся на родину караван. Два войска, приблизительно 950 мекканцев и 300 мусульман из Медины, сошлись в кровопролитном бою у колодцев Бадр неподалеку от Медины. Численно уступавшие противнику мусульмане обратили мекканцев в бегство и навсегда запомнили этот день, поверив в то, что Бог послал своих ангелов сражаться на стороне Мухаммада. Этот «День Различения» остался в памяти и

самосознании мусульман провиденциальным знаком особого благоволения Бога. Несмотря на то что в двух последующих схватках с мекканскими карательными экспедициями мусульмане потерпели серьезные поражения, Умма продолжала расти и процветать. Мухаммед как наделенный харизмой пророк преуспел в заключении пактов и соглашений со многими вождями племен, населявших различные части Аравии, так что к 628 г. он и его сторонники располагали достаточными силами, чтобы организовать нападение на Мекку. Однако вместо завоевания было решено довольствоваться паломничеством, и Мухаммед заключил с мекканцами десятилетнее перемирие, которое через два года было нарушено Меккой. Мухаммед сформировал новое экспедиционное войско в 630 г., но в конце концов смягчился и довольствовался требованием эвакуации Мекки и ее обращением из идолопоклонства в ислам. Мухаммед вошел в город как победитель, но без кровопролития. Он повелел уничтожить языческих идолов Каабы и заново освятил этот древний культовый центр как святилище ислама.

Главные черты исламских верований и практики были развиты в основном в мединский период. Ко времени смерти Мухаммеда в 632 г. обрядовое и символическое измерения новой религии вобрали в себя многие элементы мифического прошлого Аравии, а также характерные для полуострова ритуальные обычаи и установления. Некоторые черты преемственности с прошлым рассматривались как часть предпринятого Мухаммедом восстановления первоначального монотеизма Авраама; так, корнями в прошлое уходит позднейшая практика мусульманского паломничества в Мекку, известная под названием Хаджж.

Личная жизнь Мухаммада была драматична и протекала в близости к народу. Самым удачным из всех браков Мухаммада после смерти Хадиджи оказался брак с юной, жизнерадостной Аишей (дочерью Абу Бакра). Мухаммед никогда не обладал личным богатством, но постоянно одаривал других. Его дом в Медине был также главной мечетью мусульманской общины. Мухаммеду

часто приходилось принимать в своем доме просителей и проводить в нем судебные разбирательства, в точности так же, как обращался с иудеями Моисей в Синайской пустыне. В Коране проводится параллель между обоими пророками.

Величайшая политическая проницательность Мухаммеда позволила ему ко времени смерти поднять престиж Уммы в глазах всех аравийцев. Не все племена, заключавшие с ним соглашения или подчинявшиеся его власти, действительно становились мусульманами, но Мухаммед требовал от всех, вступавших с ним в договор, вносить Закат,или «милостыню». Согласно древнеарабскому обычаю, все пакты автоматически теряли силу по смерти великого вождя. В противоположность этому Умма представляла собой, по сути, договор между различными группировками и Богом, который вечен, а значит, и договор должен был стать постоянным. После смерти Мухаммеда немалые усилия пришлось потратить для того, чтобы убедить отдаленные племена в непреложности тех соглашений, которые они благоразумно, пусть даже иногда и поспешно, заключили с арабским Пророком. Война с отступниками, известная под названием ридда, которая вспыхнула в Аравии после смерти Пророка, восстановила и укрепила пошатнувшееся арабское единство, впервые достигнутое Мухаммадем, который опирался на представление о единстве веры и власти. Иными словами, преемники Мухаммеда заставили непокорных вернуться в ислам и Умму. Немалая часть древних племенных обычаев сохранилась — и продолжает сохраняться — и в исламскую эпоху, но объединяющим Умму принципом стало не кровное родство, а скорее вера, остающаяся таковой в глобальном масштабе и поныне.

Символ веры ислама

Сам Мухаммед ничего не писал: он был неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время.

Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) свод, получивший название «Коран» («чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное

большинство в исламе.

Культ ислама

В исламе вся жизнь человека рассматривается как служба богу. Мусульманин должен, по Корану, рассматривать себя в качестве раба аллаха, которому земная жизнь дана для приготовления себя к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных свыше. «Все то, что имеется на свете. — говорится в одной современной мусульманской книге, — создано всевышним аллахом для людей. Всем этим мы пользуемся… За все эти дары, созданные аллахом для нас, мы должны выражать нашу благодарность. Богослужение считается выражением благодарности и проявлением покорности велениям аллаха».

Верующий на своем жизненном пути все обязан совершать именем аллаха и для аллаха. Этим объясняется сложная обрядность, столь характерная для ислама. За многовековую историю ислама сложилась определенная система богопочитания, отправления религиозных обязанностей в соответствии с учением Корана, указаниями, содержащимися в изустных и письменных преданиях, освященных традицией и духовенством.

Обряды в исламе

Чтение Корана

В богослужебном ритуале чтению Корана уделяется очень большое внимание. Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина имеется Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Существует поверье, будто он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обитателей дома. Кроме того, среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок — обычай, в силу которого свидетельство человека с Кораном в руках должно приниматься всерьез, за

истину, а обещание, данное при Коране, должно вызвать уверенность в исполнении, и т. д. Лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран, и еще меньше тех, кто в состоянии понять смысл отдельных фраз из Корана (аятов). Поэтому за чтение Корана в доме верующего представители духовенства берут «садака» или «шукрсадака», т. е. определенную мзду. В мусульманских странах все значительные события, праздники, торжества, пуск промышленных объектов, словом, начало всех общественных мероприятий открывается чтением Корана, транслируемым по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Другие религиозные книги, сборники преданий и т. п. читаются значительно реже, и, конечно, ни в коей мере не могут сравниваться с Кораном — главной священной книгой мусульман.

Намаз (молитва)

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва -одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая — утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых ракатов, т. е. поклонений, падений ниц; вторая — полуденная (салят асазухр) — из четырех ракатов; третья — во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, -из четырех ракатов; четвертая — при заходе солнца (салят альмагриб) и пятая — в начале ночи (салят аль-иша) состоят из трех ракатов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва — «тарауих-намаз», совершаемая после проведенного днем поста.

Ритуал намаза очень сложен, он требует соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых приводит к «недействительности» молитвы. Это обстоятельство вынуждает верующих

сосредоточить все свое внимание, собрать всю волю на совершение обряда молитвенного поклонения богу. Перед намазом человек обязан совершить ритуальное омовение — тахара.

Содержанием молитвы являются слова, прославляющие аллаха, формулы, выражающие преклонение, восторг и унижение перед ним, чаще всего употребляется первая сура, аяты из 103,108, 112,114-й сур Корана.

В настоящее время в силу особенностей современной жизни не все мусульмане совершают пятикратные намазы, и это в той или иной форме, можно сказать, санкционировано духовенством или, по крайней мере, строго не преследуется. Люди, не молящиеся ввиду определенных условий (нахождение в пути, на производстве, на военной или иной службе со строгим распорядком и т. д.), не встречают ныне осуждения со стороны служителей ислама.

Суннат

Суннат — обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мусульмане еще в младенческом возрасте. Суннат происходит от слова «сунна», которое означает мусульманское священное предание, и относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые народы и национальности рассматривают этот обряд в качестве важной черты, характерной особенности национальной принадлежности. Исключая из этого обряда религиозное содержание, некоторые склонны даже рассматривать его как целесообразную в гигиеническом отношении процедуру Однако в любом случае духовенство вкладывает в суннат религиозный смысл и стремится его использовать в своих целях.

Обрезание, возникшее как обряд еще в первобытном обществе, — не специфически мусульманское явление. В Коране нет никаких указаний и даже намека относительно этого ритуала. У многих первобытных племен существовали различные способы для придания себе особых отличительных

черт: татуировка членов племени, окрашивание лица, волос, особые формы причесок, ношение украшений и т. д.

Известно, например, что инициации — переход юношей в разряд взрослых членов племени — обычно сопровождались прохождением определенного ритуала. Когда юношей и девушек переводили в разряд взрослых, над ними тоже совершались различные обряды, подчас связанные с испытаниями на физическую крепость, силу, терпение переносить боль и т. д., среди которых нередко бывали и такие, как выбивание зубов, прокалывание ушных раковин, ноздрей и пр. К такому виду обрядов относилось и обрезание.

Милостыня

Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите» (3, 86). «Каждое пожертвование, какое ни пожертвуют они, малое ли оно будет или большое… записано будет за ними, для того, чтобы богу наградить их наилучшим благом..» (9,122).

Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: «закят» и «садака». «Закят» в исламском теократическом государстве означал налог, выплачиваемый натурой. В настоящее время более распространенную форму имеет «садака», т. е. добровольное даяние («милостыня по внезапному побуждению») в пользу нищего, бедствующего, увечного, калеки или в пользу храма.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обладал самыми лучшими физическими и нравствен­ными качествами. Ни у кого не было таких же мягких ладоней. Ни от кого не исходил такой же изумительный аромат, как от него. Никто не обладал таким же совершенным разумом, не был так же прекрасен в обращении с людьми, столь же сведущ об Аллахе, по­корен и усерден в служении Ему, столь же храбр, щедр, справед­лив и великодушен, столь же терпелив и вынослив, столь же сми­рен перед Господом и добр к Его рабам и столь же застенчив. Он не мстил и не гневался за обиды, нанесенные ему, но высказы­вал праведный гнев, когда попирались установления Аллаха. Его месть была только ради Аллаха. Он не знал лицеприятия: сильный и слабый, близкий и далекий, знатный и простолюдин — ко всем он был одинаково справедлив. Он никогда не порицал никакую еду: ел то, что вызывало у него аппетит, и оставлял то, чего есть не хоте­лось. Ел из благой пищи, что приходилось, и не требовал изысков. Принимал подарки и вознаграждал за них, но не принимал мило­стыню. Собственноручно чинил обувь и латал одежду, помогал се­мье по хозяйству, доил овец и справлялся со своими нуждами, об­ходясь без посторонней помощи. Не было никого скромнее, чем он. Он отвечал на приглашение всякого — богатого и бедного, знатного и простолюдина. Любил бедняков, участвовал в их похоронах и на­вещал при болезни. Ездил и на лошади, и на верблюде, и на осле, и на муле, а также сажал позади себя других. Когда шел пешком с людьми, то пропускал их вперед, а сам шел позади них.

Кольцо, которое он носил, было сделано из серебра. Он одевал его на правый или левый мизинец.

Очень часто ему приходилось затягивать потуже пояс из-за недостатка еды. Аллах даровал ему ключи от сокровищниц этого мира, но он выбрал для себя мир вечный.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не был слишком высок ростом, но и не был низок, не был смугл, но и не имел бледный цвет кожи. Его волосы не вились кудрями, но и не были прямыми. У него были крупные кисти рук и ступни и красивое лицо. Оно было белым, с очень приятными чертами. Он был широкоплеч, его густые волосы доходили до мо­чек ушей, иной раз — только до их середины, а иногда он опускал их до плеч. Борода была густая, а на теле волос было совсем мало. У него была крупная голова и крупные суставы, длинная полоса волос начиналась на груди и доходила до пупка, а когда он шел, то покачи­вался, будто ступал по склону. Не было подобного ему ни до него, ни после. У него был большой рот, большие глаза и сухие лодыжки. Его облик был красивее месяца, а лицо подобно полной луне. Между ло­патками у него была печать пророчества. Она представляла собой родинку красного цвета размером с голубиное яйцо. Упоминается также, что на ней росло несколько волосков.

Он разделял волосы пробором и умащал их. Никогда не уко­рачивал бороду, а лишь расчесывал ее, и своим последователям также приказывал отпускать и отращивать бороды.

Он настоятельно рекомендовал наносить перед сном на веки сурьму и говорил: «Подкрашивайте глаза перед сном сурьмой. Это делает взор более ясным и способствует росту ресниц». Также он говорил: «Лучшее, что вы можете наносить на веки, — это сурьма. Она делает взор ясным и способствует росту ресниц».

У него было мало седых волос как на голове, так и в бороде. Когда он умащал волосы, то седины не было видно совсем, а ког­да не умащал, то можно было увидеть несколько седых волосков. Всего их насчитывалось около двадцати. Он говорил: «Меня за­ставила поседеть сура «Худ» и подобные ей», а в другой версии хадиса приводятся такие его слова: «Причина, по которой у меня появилась седина, — суры «Худ», «Аль-ваки’а», «Аль-мурсалят», «Ан-наба» и «Ат-таквир»».

Он очень любил благовония и говорил: «Благовония для муж­чин имеют явный запах, но не оставляют цвета, а благово­ния для женщин оставляют цвет, но не имеют заметного запаха».

В дни праздника и для встречи прибывающих к нему делегаций он старался одеться красиво. Любил чистоту.

Ему не нравилось, если кто-то вставал, когда он входил, или на­ходился в положении стоя, когда он сидел, и сподвижники не де­лали так, зная его отношение к этому.

Он очень любил чистить зубы мисваком, и это было первое, что он делал, входя в дом. Вставая ночью для совершения намаза, он сначала освежал рот мисваком.

Он спал в первую часть ночи, затем просыпался и совершал намазы. Его ночные намазы были долгими, так, что от долгого стояния у него даже опухали стопы. В конце ночи, незадолго до зари, он совершал аль-витр — намаз, состоящий из нечетного числа ракаатов, и этим заканчивал ночной намаз.

Ему нравилось слушать Коран, когда его читают другие.

Он посещал больных, участвовал в похоронах, совершая за умерших погребальный намаз.

Одним из его отличительных качеств была большая стыдли­вость. Если ему что-то не нравилось, то узнать об этом можно было по изменению выражения его лица.

Он уповал на Аллаха по-настоящему, потому что был господи­ном уповающих. Анас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я служил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и всякий раз, когда мне не уда­валось выполнить задание, с которым он меня посылал, он лишь говорил: «Если бы это было предопределено Аллахом, то по­лучилось бы». Однако несмотря на предельное упование на Всевышнего, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем не менее учитывал и внешние причи­ны, совершая необходимые действия и предпринимая меры.

Он никогда не поступал вероломно и запрещал другим ве­роломство и измену. Даже до прихода Ислама Аллах оберегал Своего будущего посланника от мерзостей времен невежества. Будучи ребенком, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, пас овец, ибо не было ни одного пророка, который не пас бы в начале своей жизни овец. Когда он проходил мимо камней, еще не будучи пророком, они привет­ствовали его миром.

У него есть несколько имен. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я — Мухаммад (Восхваляемый) и Ахмад (Хвалящий), и я — аль-Махи (Стирающий), посредством кото­рого Аллах сотрет неверие, и я — аль-Хашир (Собирающий), вслед за которым будут собраны люди (в Судный день), и я — аль-‘Акиб (Идущий вслед)». «Идущий вслед» — то есть последний пророк, после которого уже не будет пророков.

Его куньей было Абу Касим.

Всевышний отправил его для того, чтобы довести через него до совершенства благородные нравы.

Его имя упоминается Аллахом в нескольких местах Корана:

В суре «Аль ‘Имран»:

«Мухаммад является всего лишь посланником, до которого уже были посланники» (3:144).

В суре «Аль-ахзаб»:

«Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и последний из пророков» (33:40).

В суре «Мухаммад»:

«Он простил грехи и исправил положение тех, которые уве­ровали, совершали благие деяния и уверовали в истину, ни­спосланную Мухаммаду от их Господа» (47:2).

В суре «Аль-фатх»:

«Мухаммад — посланник Аллаха» (48:29).

В суре «Ас-сафф» Аллах приводит слова Исы, мир ему:

«Я послан благовествовать о посланнике, который придет после меня, имя коему — Ахмад» (61:6).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, посвящал много времени поминанию Аллаха и раз­мышлениям над Его знамениями и мало разговаривал. Его намазы были долгими, а проповеди короткими.

Он любил ароматные запахи и поэтому никогда не отказывал­ся, если кто-то предлагал ему умаститься благовонием, и не любил неприятные запахи.

Он улыбался больше, чем кто-либо, а изредка смеялся так, что виднелись его коренные зубы. Джарир, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «С тех пор, как я принял ислам, я ни разу не получил от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, отказа на то, чтобы войти к нему в дом. Всякий раз, встречая меня, он улыбался мне в лицо. Однажды я пожаловался ему, что не могу хорошо держаться на коне, и он уда­рил меня по груди и сказал: «О Аллах, укрепи его и сделай его ве­дущим по правильному пути и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/”»

Посланник Аллаха шутил, но даже шутя он говорил только правду.

Он ни с кем не был груб, охотно принимал извинения и оправ­дания.

Пищу, он принимал тремя пальцами, которые затем облизывал, а во время питья трижды делал паузы и выдыхал, отстранившись от сосуда.

Он разговаривал кратко, но слова его содержали в себе много смысла. Его речь была понятной и ясной, так что слушающий его запоминал услышанное. Иногда он повторял сказанное трижды, для того чтобы его слова стали предельно ясны слушателю. Он ни­когда не разговаривал без нужды.

В нем были собраны все благородные нравственные черты и прекрасные поступки. Если он упрекал кого-то, то, как правило, делал это намеком; приказывал людям мягкость, и побуждал к ней, и запрещал им резкость и грубость. Он призывал к великодушию, прощению, сдержанности, благоразумию, спокойствию, терпели­вости, добронравию и благородным моральным качествам.

Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчесывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах. Он порицал слишком частое расчесывание и укладывание волос. Левую руку использовал для подмывания и других действий неблагородного порядка.

Укладываясь спать, он ложился на правый бок и подкладывал правую ладонь под правую щеку. Перед сном он произносил спе­циальные зикры (формулы поминания Аллаха). Когда он немного дремал перед наступлением утра, то клал голову на ладонь, держа предплечье вертикально и упираясь локтем в пол.

Места, где он сидел с людьми, были собраниями знания, здра­вомыслия, стыдливости, верности, непорочности, терпения и спокойствия. В этих собраниях не повышались голоса, не попи­рались запреты Аллаха, люди старались превзойти друг друга в богобоязненности, скромности, почтении к старшим, сочувствии к младшим, помощи нуждающимся. Покидая их, они шли распро­странять добро и призывать к благу.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на земле и ел, кладя еду на землю. Он шел вме­сте с бедняками, вдовами и рабами, чтобы уладить их проблемы, и не бросал их, пока не решал. Проходя мимо играющих детей, всег­да приветствовал их. Никогда не пожимал руку чужим женщинам, проявлял дружеские чувства к своим сподвижникам, справлялся о них и навещал, оказывал почтение благородным людям из любого племени, и обращался лицом и беседовал с каждым, кто разгова­ривал с ним, даже если это были худшие из людей, и вызывал у них тем самым расположение и дружеское отношение.

Анас, который служил у него в течение десяти лет, рассказы­вал: «Пророк ни разу не высказал мне неудовольствия. Что бы я ни сделал, он ни разу не упрекнул меня, сказав: «Зачем ты это сделал?!», а если я не выполнял чего-либо, он никогда не порицал меня, говоря: «Почему ты этого не сделал?!» Ни у кого из людей не было такого прекрасного нрава, как у него. Я не касался в своей жизни ни шелка, ни бархата мягче, чем его ладони, и не вдыхал за­паха мускуса ароматнее, чем запах его пота».

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не совершал и не говорил ничего непристой­ного, не кричал, даже находясь на рынке, не отвечал злом на зло, а прощал, извинял, проявлял кротость, сдержанность и благоразу­мие. Он ни разу не поднял руку ни на слугу, ни на жену, ни на кого из людей вообще, за исключением тех случаев, когда сражался на пути Аллаха. Когда ему предоставлялась возможность поступить так или иначе, он останавливал свой выбор на наиболее легком варианте, если только в этом не было ничего греховного. Если же в этом было что-то греховное, то он держался от такого дела даль­ше любого из людей.

Аллах даровал ему все совершенство благонравия и все пре­красные качества, пожаловал ему из знания, достоинств и всего того, что является для человека спасением, успехом и счастьем в дольней жизни и вечной, столько, сколько не жаловал никому из созданий. Его, не обученного грамоте, не умеющего ни читать, ни писать, никогда не учившегося ни у одного учителя, Всевышний Аллах избрал и превознес над всем человеческим родом — первы­ми его поколениями и последними — и сделал ниспосланное ему откровение религией для всех людей и джиннов до самого Судного дня. Да пребудут над этим человеком, чьим нравом был священ­ный Коран, нескончаемые благословения и мир Аллаха.

Каждому из нас надлежит следовать его примеру и подражать ему в его словах, действиях, усердии, джихаде, аскетизме, на­божности, правдивости и искренности, кроме тех вещей, которые относятся к его исключительным особенностям, а также вещей, которые нам не под силу. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Должны вы де­лать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллаху не наскучит (награждать вас за праведные деяния), пока вам самим не наскучит (их совершать)». Он также сказал: «Отстраняйтесь от того, что я вам запретил, а из того, что я вам приказал, совершайте то, что вам под силу».

Абдуллах ибн аш— Шиххир сообщил: «Я вошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в то время, когда он совершал намаз, и услышал, как из его груди ис­ходят звуки, напоминающие бульканье котелка, от того, что он плакал». Этот хадис приводится у Абу Дауда (№ 904). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 276).

Ахмад (3/398). Ибн Маджа (№ 246), аль-Хаким (4/481), Ибн Хиббан (2099). См. также «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 1557).

То есть его кожа была светлой со слегка розоватым оттенком.

Аль-Бухари (№ 5908).

Муслим (№ 2340).

Ат-Термизи «Аш-шамаиль». Аль-Албани оценил хадис как достовер­ный в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 43).

Ат-Термизи «Аш-шамаиль». Аль-Албани оценил хадис как достовер­ный в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 44).

«Мухтасар аш-шамаиль» (№ 34, 35). Достоверность сообщения под­тверждена аль-Албани.

Кусок ткани, оборачиваемый вокруг бедер.

«Мухтасар аш-шамаиль» (№ 97). Достоверность сообщения под­тверждена аль-Албани.

«Мухтасар аш-шамаиль» (№ 188). Достоверность сообщения под­тверждена аль-Албани.

Ахмад (3/134).

Ахмад (1/352). Хадис достоверный.

Аль-Бухари (№ 3829), Ахмад (4/222).

Аль-Бухари (№ 2262, 3406).

Муслим (№ 2277).

Аль-Бухари (№ 3532), Муслим (№ 2354).

Муслим (№ 2355), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 316).

Ахмад (2/381, № 8939).

Аль-Бухари (№ 3035, 3822, 6090).

Аль-Бухари (№ 6038), Муслим (№ 2309), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 269).

Ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/25-26, 31-32), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (стр. 13-194).

Аль-Бухари (№ 1970), Муслим (1/541, № 782).

Аль-Бухари (№ 7288). Муслим (№ 2619).

Из книги МИЛОСТЬ ДЛЯ МИРОВ (Са‘ид бин ‘Али Вахф аль-Кахтани)

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

Изображать лики праведных мусульман, а том числе и Пророка Мухаммада, в Исламе запрещено

В исламе чрезвычайно почитается личность Пророка Мухаммада(мир ему и благословение Всевышнего!), посланника Всевышнего не только для мусульманского народа, но и для всех людей на бренной земле. Он стоит выше всех остальных пророков, как последний в цепи посланников, вознесшийся и явивший волю Всевышнего человечеству.

Однако, относительно его изображения в мусульманской традиции позиция неоднозначная. Как известно, в исламе всяческое портретное изображение святых и пророков, в том числе и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), запрещено и слывет языческими проявлениями и богохульством. Поэтому лик Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) часто преподносят как символический образ в виде пламени или монограммы (каллиграфического написания его имени). Но не всегда. Существует ряд иллюстраций с нарисованным портретом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). В основном, это изображение с покрывалом (зеленым или белым), скрывающим его лицо. Такое изображение Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!),часто встречается в книгах до 16 века на территории Османской империи и Сафавидского Ирана.

Но существуют и обычные портреты Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) с четко прорисованными лицом и чертами. Такое пренебрежение исламскими запретами наблюдается, преимущественно, в периферийных мусульманских странах, где ислам синкретизировался с остатками местных традиций (Средняя Азия).

Наиболее частое изображение образа Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) – это словесно-литературные записи описаний его внешности. Из числа всех источников, содержащих в себе подобные сведения, главным является книга Ибн Сад аль-Багдади «Китаб аль-Табакат аль-Кабир». В ней Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), описывается как красивый человек среднего роста с длинными и густыми черными волосами и бородой, пышными ресницами и близко растущими бровями. Он имел крупный череп, широкие плечи, а также крупные ступни и ладони. Являясь потомком пророка Исмаила, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), все же, отличался от остальных арабов светлым (красноватым) цветом своей кожи. Вообще, он был достаточно привлекательным и харизматичным человеком, которому приписывают одухотворенность и божественное сияние, джемаль. Пророка, обладая красноречивостью и четкостью формулировок своих высказываний, производил на людей неизгладимое впечатление. Его благодушие и доброжелательность не имела границ. Всем своим видом, чистоплотностью, темпом и легкостью походки, жестами и глубокой содержательностью наставлений, он не оставлял ни единого сомнения в своей богоизбранности.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), даровавший заблудшему миру откровения Всевышнего и надежду на спасение души – это культовая историческая и религиозная фигура, глубоко почитаемая представителями всех народов мусульманской цивилизации.

Вера во всех пророков является одной из основ веры в исламе. В лексическом значении слово пророк означает того, кто приносит какое-либо сообщение. В религии пророками называют благочестивых людей, избранных Аллахом Всевышним для того, чтобы они донесли рабам Его религию. Подтверждением того, что эти люди посланы Аллахом Всевышним в качестве пророков, являются их превосходные качества, а так же чудеса.

Чудо (муджиза): это сверхъестественные вещи, которые не может совершить обычный человек. Они демонстрируются пророками, по воле Аллаха Всевышнего, и свидетельствуют об истинности их пророческой миссии.

Карамат: это сверхъестественные вещи, которые по воле Аллаха Всевышнего демонстрируют аулия. Карамат считается чудом того пророка, которому следует тот, или иной вали. Так как если бы этот пророк не был истинным пророком, то следующий за ним вали не смог бы демонстрировать эти сверхъестественные вещи.

Маунет (истидрадж): это проявления сверхъестественного, исходящие от заурядных людей, не заявляющих о своем пророчестве. Эти сверхъестественные проявления не указывают на величие этих людей и не могут достичь степени чуда или карамата.

Однако у тех, кто лживо заявляет о своем пророчестве, невозможно проявлений ни чудес, ни карамата, ни других сверхъестественных проявлений.

Первым пророком Аллаха Всевышнего является Адам (алейхи салям). Последним и самым великим пророком, является пророк Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллям). По этой причине нашего пророка называют «Хатамуль-Анбийа» (печать пророков). Между ними было большое число пророков, точное количество которых не знает никто, кроме Аллаха Всевышнего. Однако двадцать пять благословенных имен пророков упоминаются в священном Коране: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрагим, Лут, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Аййуб, Шуайб, Муса, Харун, Давуд, Сулейман, Ильяс, Эльяса, Зулькифль, Юнус, Закарийа, Яхья, Иса и Мухаммад (алейхимус-саляту вас-салям).

Кроме них в Коране так же упоминаются имена еще трех человек, это: Узейр, Локман и Зулькарнайн. Однако между алимами существуют разногласия по поводу того были ли они пророками, или только праведниками.

Жизнь каждого из пророков является образцом совершенства, приверженности истинному пути, и величия. В особенности каждому из них были обязательно присущи такие качества, как: сыдк (правдивость), аманат (надежность), фатанат (проницательность и мудрость), исмет (безгрешность) и таблиг (точная передача божественных откровений и призыв к религии Аллаха). Таким образом:

  1. Пророки честны. Они правдивы абсолютно во всем. Никто из них ни разу не лгал.
  2. Пророки надежны. Они надежны абсолютно во всем, будь то вопросы пророчества, или вопросы повседневной жизни. Ни кто из них не совершал коварства.
  3. Пророки обладают высоким интеллектом, способностью принимать правильные решения, и развитым умом. Им не присуща нерадивость, эмоциональность или отсутствие способностей.
  4. Все пророки безгрешны. Все они в высшей степени благочестивы. Они защищены от совершения любых скрытых и явных грехов, и любых состояний, указывающих на непристойность и низость.
  5. Все пророки донесли до своих общин предписания шариата, именно в том виде, как они были ниспосланы им. Невозможно даже представить, чтобы кто-то из них скрыл какое-то предписание шариата, или забыл передать его. Это не подобает пророческой степени, и противоречит божественной мудрости и воле, которые заключены в миссии пророков.

Коротко говоря, все без исключения пророки обладали этими пятью качествами, которые мы описали выше. Так те, кто не обладает этими высочайшими качествами, не могут быть путеводителями для людей и теми, кто просвещает людей. Нашей обязанностью является именно такое знание о пророках, и подтверждение этого.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *