Содержание

Древнерусское лицевое шитьё ("живопись иглой") — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси. Его сюжетные изображения, история формирования и предназначение.

Образ, вышитый нитью. Золотное шитье – история, техника, секреты мастерства

Техника создания шитых произведений. Мастера церковных пелен.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.

Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бoльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.

древнерусский лицевое шитье

Краткая история

Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.

Сюжет

Святитель Иона Московский

Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов — и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.

Пелена великомученица Ирина

Предназначение

В основном это предметы церковного назначения: судaри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздyхи», «воздyхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства; редко шитые иконы. Эти произведения сделаны из дорогих тканей шелковыми, серебряными, золотными и шелковыми нитями.

Техника

Личноме (лица) обычно вышивали тонким шелком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.

Шитые произведения отличал сложный процесс их создания. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.

Значение и создатели

Плащаница. Нижний Новогород, XVII век

Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые мастерицы. Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.

Размещено на Allbest.ru

  • Лицевое шитье

    История и современные направления развития сюжетного лицевого шитья. Технологическая карта выполнения изделий в данной технике. Возможности народной вышивки. Индивидуальные особенности выполнения творческой работы в технике сюжетного лицевого шитья.

    реферат , добавлен 03.02.2012

  • Древнерусское искусство

    История становления и развития древнерусского искусства восточных славян, его характерные черты и влияние мировоззрения и специфических общественных условий. Этапы развития и своеобразие архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства.

    реферат , добавлен 27.07.2009

  • Массовое производство изделий декоративно-прикладного искусства

    Изучение истории декоративно-прикладного искусства в мире и России. Процесс движения искусств и ремесел. Проблема машинного производства изделий декоративно-прикладного искусства. Место и значение декоративно-прикладного искусства в общественном быту.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

  • Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

    Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества. Предметы домашнего обихода славян. Развитие декоративно-прикладного искусства в эпоху барокко и классицизма. Российские ювелиры, стеклодувы и прочие "прикладники".

    курсовая работа , добавлен 25.03.2014

  • Истоки древнерусского искусства

    Влияние традиций восточно-славянской культуры и передового опыта искусства Византии и балканских стран на древнерусское искусство древнерусских государственных образований X-XIII вв. Типичные виды искусства древнейшей Руси и их краткая характеристика.

    презентация , добавлен 28.02.2011

  • Монументальные произведения лицевого шитья мастерской "Покров", особенности композиции и иконографии

    Плащаницы Спасителя и другие богослужебные предметы — программные произведения лицевого шитья мастерской "Покров". Развитие иконографических типов персонального изображения Иисуса Христа. Смысловая гамма иконописных красок в монументальных произведениях.

    статья , добавлен 09.02.2014

  • Японская живопись и графика VIII-XVIII веков

    Причины очарования Японии, исторический процесс формирования ее культуры. Разнообразие японской живописи и графики по содержанию и формам, проявление в них самобытности национального характера, виды декоративно-прикладного изобразительного искусства.

    реферат , добавлен 21.06.2012

  • Народное декоративно-прикладное искусство как выдающееся явление художественной культуры населения Белгородчины

    Условия и особенности формирования народного и декоративно-прикладного искусства на территории Белгородской области. Лучшие деятели и мастера в области народного промысла. Цели и организация обучения ремеслам. Культурные традиции Губкинского округа.

    реферат , добавлен 24.08.2011

  • Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства

    Исторические закономерности развития декоративно-прикладного искусства, существующие композиции, эстетические проблемы. Понятие и оценка значения вязания в русском народном творчестве, характеристика и отличительные особенности различных техник.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

  • Декоративно-прикладное искусство

    Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по технике выполнения. Коллективное и индивидуальное творчество. Ручное вязание как один из древнейших и наиболее распространенных видов прикладного искусства. Основные техники машинного вязания.

    реферат , добавлен 20.05.2014

  • Древнерусское лицевое шитье

    О курсе

    Золотое, или золотное, шитье – это особая техника ручной вышивки, известная еще с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель, трунцал, а также жемчуг, бисер, пайетки.

    Хотите изучить основы золотого шитья или усовершенствовать имеющиеся навыки и умения? Тогда мы приглашаем вас в нашу школу ручной вышивки на курс «Золотое шитье». На протяжении веков вышивка золотом оставалась литургическим искусством, но в наши дни золотое шитье – не только церковное. Одежда и аксессуары, украшенные вышивкой золотом, все чаще появляются на подиуме в коллекциях От Кутюр. Мы предлагаем изучение приемов и техник золотого шитья в его «мирском» применении.

    Курс разделен на 3 ступени, и любой студент, как начинающий, так и владеющий ключевыми навыками, сможет выбрать подходящий себе уровень подготовки. Длительность курса варьируется от 5 до 7 дней в зависимости от уровня обучения, по завершении которого вы получите сертификат выпускника.

    Занятия проводятся опытным преподавателем в специально оборудованном светлом помещении, все необходимые методические материалы и инструменты, предоставляются. Группы до 5 человек и индивидуальный подход позволяют в полной мере уделять внимание каждому ученику и оказывать необходимую помощь в процессе обучения.

    Основной (базовый) курс 1 ступень

    Вышивка Эполета — наплечного аксессуара, который крепится на плечо готового платья или жакета.

    • Подготовка к работе: натяжение ткани на пяльцах, перевод рисунка на ткань
    • Техника шитья золотом (вышивка в «прикреп»)
    • Вышивка канителью, трунциалом — шов по веревочке, насыпь, прорезная гладь, сеточка, стебельчатый стежок
    • Техника пришивания пайеток, синели, страз
    • Вышивка битью
    • Пришивания жемчуга по бели
    • Работа с золотой нитью
    • Создание объема
    • Варианты пришивания шнура
    • Обработка края готового изделия
    • Создание бахромы
    • Завершение работы

    Длительность курса: 5 дней (40 часов).

    Стоимость курса: 65 000 руб.

    Промежуточный курс 2 ступень

    • Подготовка к работе: натяжение ткани на пяльцах, перевод рисунка на ткань.
    • Техника шитья золотом (вышивка в «прикреп», вышивка по счету и работа с различными видами подложки)
    • Вышивка жемчугом
    • Объемная вышивка канителью, трунцалом (работа с различными видами подложки)
    • Методы сборки изделий: брошь, деталь одежды
    • Завершение работы

    Длительность курса: 5 дней (40 часов).

    Продвинутый курс 3 ступень

    • Техника шитья золотом (вышивка в «прикреп», вышивка по счету и работа с различными видами подложки)
    • Вышивка жемчугом
    • Вышивка канителью, трунцалом ( различные техники работы, использование настила)
    • Работа с кожей — аппликация
    • Пришивание бусин, страз, пайеток и бисера с помощью иглы
    • Варианты работы со шнуром, шнур в вышивке
    • Завершение работы

    Длительность курса: 7 дней (56  часов).

    На каждом этапе обучения предлагается создание образца вышивки.
    *По желанию каждый курс может быть продлен, по согласованию с руководством.
    *Методические материалы и инструменты включены в стоимость курса.
    *Проживание и питание включены в стоимость курса.
    *Курсы проходят в г. Ярославле. 

    Похожие главы из других работ:

    Аниме

    История развития аниме

    Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов…

    Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья

    Глава I. История лоскутного шитья

    Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья

    1.1 История возникновения и развития лоскутного шитья

    Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции — мозаичные узоры…

    Импрессионизм

    1.1 История развития импрессионизма

    На гребне идей Французской революции во французском искусстве происходят серьезные изменения. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира…

    Лицевое шитье

    2. Современные направления развития сюжетного лицевого шитья

    С развитием капиталистических отношений ручное производство было не в силах конкурировать с машинным, готовые изделия не окупали себя. Изменялись взгляды, менялась и одежда. Например…

    Лоскутное шитье. Техника выполнения пэчворк

    1.1 Краткие сведения из истории возникновения и развития техники лоскутного шитья

    Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции — мозаичные узоры…

    Мемориальный музей В.М. Шукшина: история и перспективы развития

    1.1 История развития с. Сростки

    Первое упоминание о селе Сростки найдено в документах середины XVIII столетия…

    Натюрморт как жанр живописи

    1. История развития натюрморта

    В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу…

    Особенности разработки сценария театрализованного представления

    2.2 Разработка характеров персонажей, основного конфликта, сюжета и сюжетного хода сценария

    Через актера воплощается замысел спектакля. Актер включает в действие и придает театральность всему, что находится на сцене. Декорации создают на сцене интерьер комнаты, пейзаж, вид городской улицы, но все это останется мертвой бутафорией…

    Проект создания предприятия социально-культурного сервиса

    1. История развития и преодоление преград на пути развития национальной школы

    Создание творческих ярких акцентов в детской комнате, выполненных в технике батик

    1.

    Русское лицевое шитье: история и современность

    История развития батика

    Батик — это рисунок, нанесённый особым способом. Речь идет об оригинальном способе украшения ткани путем нанесения узоров растопленным воском, с последующей окраской тех участков полотна, которые оставались незакрытыми…

    Технологические особенности выполнения натюрморта в графике

    1.1 История развития графики

    История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет . Графика — самое древнее из всех изобразительных искусств…

    Традиции и новации в искусстве художников импрессионистов

    1.1 История развития импрессионизма

    До середины XIX столетия французские живописцы являлись частью системы, испытывая на себе воздействие сложного профессионального института, имевшего отделения по всем основным видам искусства…

    Художественное лоскутное шитье

    2.1. ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ

    Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции — мозаичные узоры…

    Японский минимализм в дизайне

    1.1 История развития стиля

    Первые зачатки минимализма в Европе обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году величайший немецкий поэт, философ и художник Иоганн Вольфганг Гете воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру…

    Предметы:

    Благовещение

    Положение во гроб

    Положение во гроб

    Положение во гроб

    Положение во гроб

    Положение во гроб, с двенадцатью апостолами

    Положение во гроб, с избранными святыми

    Херувим, с символами евангелистов

    Вознесение и избранные святые

    Избранные святители

    Избранные святые

    Деисус; праздники; святые

    Распятие

    Вознесение; Распятие; Сошествие во ад; Снятие со креста; Положение во гроб

    Избранные святые

    Благовещение, избранные святые

    Богоматерь Знамение

    Спас Нерукотворный

    Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

    Благовещение Устюжское

    Благовещение Устюжское

    Богоматерь Владимирская

    Богоматерь Владимирская, избранные святые

    Богоматерь Владимирская, избранные святые

    Богоматерь Гребневская, с московскими митрополитами

    Богоматерь Донская, с праздниками и избранными святыми

    Богоматерь Знамение

    Богоматерь Казанская

    Богоматерь Казанская

    Богоматерь Одигитрия

    Богоматерь Одигитрия

    Богоявление, с избранными святыми

    Воздвижение креста с избранными святыми

    Вознесение, с избранными святыми

    Воскресение, с избранными святыми

    Вход в Иерусалим (с "воскрешением Лазаря" и избранными святыми)

    Митрополит Алексий

    Митрополиты Петр, Алексий и Иона, с Сергием Радонежским и царевичем Димитрием

    Мученик Христофор

    Никола Чудотворец

    Преображение, с избранными святыми

    Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

    Преподобный Кирилл Белозерский

    Рождество Христово, с избранными святыми

    Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

    Святые Киевские и Черниговские князья

    Святые Муромские князья

    Святые Ярославские князья

    Святые юродивые

    Спас Нерукотворный

    Сретение, с избранными святыми

    Убиение царевича Димитрия

    Успение Богоматери

    Феодор Сикеот и Георгий с избранными святыми и праздниками

    Царевич Димитрий

    Царевич Димитрий

    Царевич Димитрий, с избранными святыми

    Положение во гроб

    Положение во гроб

    Положение во гроб

    Положение во гроб

    Положение во гроб

    Преподобный Авраамий Ростовский

    Преподобный Зосима Соловецкий

    Преподобный Лонгин Коряжемский

    Преподобный Савватий Соловецкий

    Благоверный князь Александр Невский

    Богоматерь Знамение

    Богоматерь Знамение

    Богоматерь Знамение

    Богоматерь Знамение

    Распятие

    Распятие, с избранными святителями

    Се Агнец

    Се Агнец

    Се Агнец

    Се Агнец

    Се Агнец

    Се Агнец

    Се Агнец, с избранными святыми

    Се Агнец, с избранными святыми

    Спас Нерукотворный

    Спас

    Троица Ветхозаветная

    Праздники и святые

    Праздники и святые

    Праздники и святые

    Союзом любви связуемые апостолы

    Деисус

    Иже херувимы, с избранными святыми

    Крест с омофора Положение во гроб

    Очелье убруса Деисус

    Преображение

    Иконы:

    — нет —

    Орнаментальное шитьё издревле бытовало в жизни русского народа, оно связано с народными традициями, творческой фантазией, фольклором. Прихотливым, разнообразным орнаментом украшали полотенца, платки, детали крестьянской одежды из льна и шерсти. Со временем декоративное шитьё развивалось и трансформировалось.

    Орнаментальные, декоративные элементы шитья XVII века являются результатом индивидуального творчества мастериц, их характеризует огромный запас различных композиций и мотивов, основанный на обширноми многовековом опыте. Источниками творческой фантазии служили народные вышивки, привозные ткани, произведения ювелиров, резчиков по дереву. Часто встречаются геометрические композиции, состоящие из сочетания ромбов, кругов с вписанными звездообразными орнаментами. Это славянские символы солнца, восходящие в своих истоках к глубокой древности, а в XVII веке перешедшие в чисто орнаментальные.

    Для орнаментального шитья XVII века характерно обилие золотых нитей и жемчуга, которому в истории русского вышивального искусства принадлежит видное место. Жемчужные промыслы были распространены на реках северной части России, а крупный жемчуг ввозился из Кафы, с Персидского залива («кафимский» и «гурмыжский»). В сочетании с драгоценными камнями-самоцветами и золотом он был доступен не многим и использовался в княжеско-боярском быту. Жемчуг играл в орнаментальном шитье важную роль, выступая как самостоятельное средство художественной выразительности.

    Лицевое шитье

    Техника шитья жемчугом была разнообразной и виртуозной. Это направление декорирования было выделено в особую специальность — «сажей», мастериц, которые сажали и низали жемчуг. Речной мелкий жемчуг широко использовался в обиходе простого народа, украшал женские головные уборы, праздничные наряды.

    В целом же орнаментальное, как и лицевое шитьё развивалось в общем русле художественной культуры России XVII века. Представленные в витрине экспонаты наглядно свидетельствуют о широком использовании орнаментального шитья — став для ножей, детали священнического облачения, обувь, полотенца, и платок-ширинка — украшены такой вышивкой.

    ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ

    Став ножевой

    Став ножевой со съёмной крышкой, обтянут красным бархатом, расшит золотым трунцалом и мелким жемчугом. Корпус в форме усечённого конуса суженного к низу, укреплен на широком круглом основании и покрыт красным бархатом. Верхняя часть его, прикрываемая крышкой, с 12-ю гнёздами для ножей, обтянута жёлтым шёлком. Корпус и основание узкими полосками золчёной тиснёной бумаги разделены на четыре части, украшенные рельефным шитьём, выполненным золотным трунцалом различного вида. В узоре — стилизованные растительные композиции из завитков, листьев, плодов гранта. Контуры из узкого золотного шнура. По фону нашиты отдельные мелкие зёрна жемчуга. В месте соединения корпуса и основания — поясок из золочёной тиснёной бумажной ленты. Верх корпуса и низ крышки обведены узкой золотной тесьмой. Крышка цилиндрической формы имеет более широкий верх. Она также обтянута красным бархатом и украшена аналогичным шитьём с жемчугом. По верху крышки в один ряд, а по сторонам в четыре ряда проложена золотная тесьма. Подложена жёлтым шёлком. На прокладке чернилами написано «5417».

    Поручи

    Поручи из тёмно-синего бархата, шитые мелким жемчугом, блёстками и жгутом из пряденого золота. В центре поручей жемчугом вышит четырёхконечный крест. Между концами креста четыре крупных жемчужины, обрамлённых трунцалом. Крест помещён в фигурное жемчужное клеймо, окружённое стилизованными растительным узором из жемчуга. Промежутки между шитьём заполнены золотыми блёстками, прикрепленными мелкими жемчужинами. Весь узор обведён с двух сторон жгутом из прядёного золота. Края поручей обшиты двумя жемчужными нитями между которыми расположен жемчужный орнамент в виде вьющегося стебля. К боковым краям поручей пришито по девять серебряных колец, соединяющихся жёлтым шнурком. Подкладка поручей из жёлтого атласа.

    Набедренник

    Набедренник из струйчатой золотной светло-коричневой объяри, шитый внизу по тёмно-малиновому и лиловому атласу жемчугом, золочёными дробницами, блёстками, с серебряной бахромой. Светло-коричневый шёлковый фон объяри заткан золотной битью. Внизу набедренник надставлен украшенными шитьём темно-малиновым (червчатым) треугольным куском атласа и полосой лилового атласа. На темно-малиновом атласе исполнен узор в виде двух побегов с ответвлениями, листьями и бутонами, поднимающихся из углов к вершине треугольника и завершающихся крупным стилизованным цветком граната. Внизу — подобный же цветок. Побеги и ответвления шиты средним жемчугом, цветы и бутоны — очень мелким жемчугом и золотной канителью. Фон украшен блёстками. На лиловом атласе средним жемчугом исполнен узор в виде вьющегося побега с тремя крупными тюльпанами, один из которых изображен опущенным вниз. В середине тюльпанов — розетка с отходящими от нее короткими ответвлениями. В узор включены золочёные гравированные дробницы: в виде шестилепесткового цветка и листовидные. Фон зашит блёстками. По краю полоса лилового атласа обведена одним рядом жемчуга. Жемчужное шитьё обрамлено золотным шнурком. Подкладка из зелёной (флорентийской) камки с орнаментом из крупных многолепестковых цветов, мелких лилий и тюльпанов. Вверху пришита тесьма. Внизу — бахрома из нитей.

    Ширинка

    Ширинка из белой тафты, по краю которой прядёным золотом, серебром и цветным шёлком вышита кайма с изображением трав, двуглавых орлов и оленей. Шов двусторонний. Вышитая кайма перенесена на тафту, очевидно, с другой ширинки. По краю ширинка обшита бахромой из нитей прядёного золота. С изнанки по кайме в одном месте нашит кусок тафты.

    Оплечье стихаря

    Оплечье стихаря прямоугольное из красного бархата с шитьём камнями, жемчугом. На задней стороне оплечья, в середине, золотными нитями и мелким жемчугом шит крупный многолепестковый стилизованный цветок, сердцевиной которого служит маленькая золотая запона с четырьмя камнями. От цветка, вправо и влево, расходятся два небольших стебля, завершающиеся стилизованными цветами. Слева и справа от центральной композиции — вьющийся стебель с цветами и бутонами. Сердцевинами всех цветов и бутонов служат камни и стёкла в кастах. На передней стороне оплечья — два расходящихся в разные стороны стебля с цветами и бутонами. Шитьё выполнено жемчугом. По краю оплечья — рамка, заполненная стилизованными цветами, шитыми золотными нитями. Фон зашит мелкими блёстками, прикреплёнными трунцалом. Подкладка из нового холста.

    Туфли (башмаки) женские, пара

    Туфли женские (пара) из выцветшего алого (теперь светло-коричневого) бархата, шитые белым шёлковым и золотным шнуром, серебряными золочёными блёстками на высоком каблуке на кожаной подмётке. На бархатном верхе туфель, украшенном блёстками, двойным рядом белого шнура, ранее являвшегося настилом для жемчуга, выполнен узор в виде вьющихся побегов с завитками, расходящихся от центрального цветочного мотива, расположенного спереди. В контурах узора — тонкий золотный шнур. Каблук высокий, прямой, набран из пластинок коричневой кожи, подбит подковой из белого металла, с внешней стороны прошит двумя рядами мелких железных гвоздей, с внутренней — двумя рядами крупных гвоздей. Задник, также прошитый мелкими гвоздями, украшен тонким шнуром из золотной и шелковой красной нити. На подмётке из коричневой кожи тиснён линейный орнамент. Внутри туфли обтянуты жёлтой крупноузорной камкой, а на заднике — бархатом.

    ИЗ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ВЫШИВКИ

    Вышивка является одним из древнейших и очень распространенных способов украшения ткани. Кусок ткани, нитки, игла – вот весь несложный материал для вышивания, настолько портативный, что каждая любительница рукоделия может всегда иметь его при себе.

    В отличие от тканных и плетеных узоров рисунки вышивок наносятся на готовую уже поверхность ткани, так же как живопись и набойка красками, отличаясь от последних только материалом и техникой исполнения. Узоры вышивок выполняются крупными и мелкими стежками, сочетания которых образуют так называемые вышивальные швы.

    Способы вышивания и материалы очень разнообразны. Вышивают льняными, шелковыми, шерстяными, золочеными и серебряными нитями, часто используя бисер, жемчуг, драгоценные камни, металлические пластинки различной формы, цветные и зеркальные стеклышки, шнур и т.д. Фоном для вышивания служат льняные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, а также кожа, пергамент и прочие материалы. Нити для вышивания употребляются различной толщины, что дает возможность вышивальщику разнообразить узор вышивки не только швом, расцветкой, но и рельефом.

    Вышивкой иногда дополняют тканый или набивной узор, чтобы подчеркнуть те или иные его части или контур рисунка. Но чаще всего вышивка применяется как самостоятельное украшение ткани. При выполнении крупных по размеру и сложных по рисунку вышивок ткань обычно натягивают на пяльцы различной конструкции и величины.

    Украшение вышиванием, не требующее никаких сложных приспособлений для своего выполнения, применялось уже в глубокой древности. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, все материалы, использовавшиеся тогда для вышивания, были одинаковой степени доступны всем членам данного коллектива. Естественно, что на этой стадии общественного развития качество вышивки определялось по существу только индивидуальными способностями его создателя. Однако в дальнейшем вышивка, как и другие виды прикладного искусства, испытало на себе в той или иной мере влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначенные для знати, выделялись как сложностью рисунка, выполнение которого требовало очень значительного времени, так и стоимостью использованных в них материалов.

    Высокого совершенства роскошные вышивки достигли уже в деспотиях древнего Востока, где они применялись для украшения облачений правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т.д. По сообщениям древних авторов, богатством вышивок особенно славилась Вавилония. Вавилонские вышивки, а также египетские и фригийские вывозились купцами в Грецию и Рим. Но и сами древние греки, и римляне также издавна владели техникой художественной вышивки.

    Греческая мифология связывает возникновение вышивального искусства с именем богини Афины Паллады – покровительницы ткацкого производства. Известно, что афинские девушки ежегодно посвящали Афине Палладе узорное покрывало своей работы, так называемый «Панафинейский пеплос» (изображение этого сюжета имеется на фризе Парфенона).

    О богатых вышивках, на которых изображались небесные светила, мифологические божества, олицетворяющие силы природы, сцены охоты и битв говорит Гомер и другие древние поэты. Так, в одной из поэм Гомера упоминается пурпуровый плащ «богоравного Одиссея», украшенный богатой вышивкой с изображением собаки, держащей в зубах молодого пятнистого оленя. Все, видевшие этот плащ, говорит поэт, были в восторге от узора, женщины не могли отвести глаз от этих зверей, вышитых золотом и казавшихся живыми. Такие вышивки ценились очень высоко и считались роскошью. Потому естественно, что они были доступны только знати.

    Греческие вышивки так называемого классического периода отличались – насколько мы можем судить и по литературным источникам, и по изображениям на вазах – сравнительной простотой. Характерно, что в этот период в Греции достоинство ткани определялось не богатым узором, а ее свойствами драпироваться в красивые складки. Поэтому ткани большей частью употреблялись однотонные (без узора), иногда украшенные мелкими нашивными пластинками, чеканенными из золота и серебра. Декоративные украшения сосредотачивались преимущественно на бортах покроя одежды – по вороту, рукавам, поясу и на подоле. Роскошно вышитые ткани в большинстве случаев привозили с Востока.

    Восточное влияние вообще довольно сильно сказывалось в прикладном искусстве Греции на ранних этапах его развития. Но греки, воспринимая орнаментальные формы Востока, творчески перерабатывали их посвоему. Наряду с этим, старые геометрические, звериные и растительные узоры постепенно обогащались новыми мотивами из веток и листьев аканта, виноградной лозы, лаврового дерева и плюща. Придерживаясь реального изображения растений и пластики движения животных, греки, тем не менее превращали их отдельные элементы в стилизованные орнаменты. Большое распространение получили и различные геометрические орнаменты, из числа которых наиболее известен меандр. Греческие орнаменты, а также образцы греческой мифологии оказали значительное влияние на развитие прикладного искусства, и в частности вышивального, у многих европейских народов.

    Очень широко использовала роскошные вышивки и римская знать, затрачивая на них огромные, иногда баснословные средства. Известно, например, что один из консулов I века до н.э. – Сципион Метелл – приобрел парадные с вавилонской вышивкой покрывала для лож за 800000 сестерций, а Нерон сто лет спустя выкупил их за 4 млн. сестерций. Римские императоры, особенно в период доминанта, не довольствуясь дорогой пурпуровой тогой, украшали ее вышивкой золотом и жемчугами. В римских художественных изделиях, в том числе и в вышивках, широко использовались формы греческого искусства, но вместе с тем большое место заняли и мотивы, заимствованные непосредственно из природы, переданные более свободными линиями и выдержанные в яркой, сочной расцветке.

    Значительно больше, чем о вышивках античного мира, мы знаем о вышивках феодальной Византии. В узорах византийских вышивок применялись грекоримские и восточные мотивы – львы, тигры, слоны, грифоны, вписанные в круги, на завесах, служивших драпировками во дворцах и храмах, выполнялись целые композиции на религиозные и исторические сюжеты. На церковных облачениях и предметах культа вышивались сцены нового завета и знаки христианской символики. В светских вышивках Византии особенно часто применялся рисунок «древа жизни» с фигурами противостоящих зверей и птиц, заимствованный с Востока и повторявшийся в течении всего средневековья и Возрождения, а в народном творчестве Европы варианты этого мотива сохранились и до нашего времени. Сложность узоров византийских вышивок и богатство материалов иногда до такой степени перегружали одежду, что последняя теряла свойственную ей гибкость и превращалась в своеобразный пышный футляр с жесткими прямыми складками, но это позволяло полностью развернуть орнаментальность мотивов рисунка вышивок. Среди византийских работ следует упомянуть о роскошном рельефном шитье на парадной конской сбруе и попонах. Еще Иоанн Златоуст говорил, что богатые люди одевали своих лошадей в золото, как женщин.

    Самыми ранними из сохранившихся византийских вышивок считаются три полосы, шитые золотом и шелками, с изображением тринадцати старейших епископов Вероны (собрание Национального музея в Равенне). Их относят к работам VIII века. В ризнице собора Бамберга в Баварии храниться византийская ткань с прекрасной вышивкой XII века: сидящий на коне император Константин принимает подношение от двух женщин, олицетворяющих два Рима – Восточный и Западный. Эта вышивка по четкому изящному рисунку и отличному выполнению напоминает лучшие равеннские мозаики VI – VII веков.

    Византийские вышивки более позднего периода хорошо представлены в собраниях Оружейной палате в Московском Кремле. Из раннесредневековых вышивок Западной Европы почти ничего не сохранилось. Но известно, что вышитые изделия и тогда уже занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых; на алтарных завесах изображали сцены из жизни тех святых, которым был посвящен алтарь. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялось в монастырях. Там сосредотачивалось тогда и искусство написания манускриптов, которые украшались великолепными цветными миниатюрами и заставками. Яркие краски и золото этих иллюминированных рукописей служили образцами для вышивальщиков. Епископы и аббаты поощряли развитие художественных ремесел, изделия которых предавали блеск и пышность религиозным обрядам и привлекали паломников в наиболее известные монастыри, увеличивая тем самым богатства церкви. Вышиванием занимались и в замке сеньоров.

    В этот период качеством своих вышивок особенно славилась Англия. Из старых хроник известно, например, что уже в VII веке первая аббатиса монастыря Эли преподнесла Гутбергу роскошное церковное облачение, вышитое золотом и драгоценными камнями. Насколько высоко ценились вышитые одежды видно из того, что в 800м году Дейбор, епископ Дургема, пожертвовал доход с одной своей фермы в 200 акров вышивальщице Инсвит пожизненно с тем, чтобы она постоянно реставрировала вышивку на облачениях священников.

    Выполнение знаменитой вышивки из музея в Байе (так называемого «Ковра из Байе») приписывалось королеве Матильде, жене Вильгельма Завоевателя, жившей в XI веке, хотя некоторые историки предполагают, что вышивка была исполнена позднее, императрицей Матильдой, внучкой Вильгельма Завоевателя, т.е. в начале XII века. Ширина вышивки около 50 см, а длина 70 м 34 см. Многофигурная композиция включает огромное количество воинов, коней, собак, и других животных, корабли и разные строения, вышитых шерстью настилом на редком холсте.

    Потребность в художественнодекоративных вышивках значительно возросла в XI XII веках в связи с тем, что в этот период окончательно оформляется рыцарство со всеми особенностями его быта. Войны, турниры, обусловили появление родовых знаков – гербов, по которым можно было бы узнавать закованных в латы рыцарей. Гербы вышивались яркими красками на знаменах и стягах, развивающихся в воздухе. Они должны были быть видны с двух сторон, что привело к развитию техники двусторонних швов и вышивки аппликацией, т.е. отдельно вышитые части рисунка вырезали из ткани и нашивали их на фоне другой ткани, закрепляя контур узора золотым шнуром, шелковыми нитями или тесьмой.

    Большое значение в развитии западноевропейского прикладного искусства, и в частности вышивки, имели совпавшие с этим периодом крестовые походы: возвращавшиеся с Востока рыцари нередко привозили с собой богато вышитые одежды и ткани, искусное выполнение которых изумляло вышивальщиков Европы. Отсюда обилие восточных мотивов в вышивках средневековья.

    Возрастание спроса на вышивки привело к тому, что вышиванием стали заниматься не только в монастырях и замках. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом, в частности упоминается в «Книге ремесел» Этьена Буало, мэра Парижа с 12581268 год. Мастера и мастерицы этих цеховых объединений имели некоторые привилегии для себя и членов своей семьи.

    В XIII веке во Франции вышивки едва ли не полностью заменили мех в украшении придворных костюмов. На них тратились такие огромные средства, что в 1294 году король Филипп Красивый вынужден, был издать указ, несколько ограничивающий роскошь вышивок. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами.

    Прекрасные вышивки выполнялись в это время также в Италии и Испании. Еще в XII веке Рожер II, король Сицилии, вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одной из особенностей сицилийских вышивок было своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались двухцветные суконные портьеры, так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось и на север Италии: в Геную, Флоренцию, Венецию, Лукку и другие города.

    В Испании во время арабского владычества вышивались узоры в испаноарабском стиле, которые также назывались «сицилийскими». Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа, прошитые золочеными и серебряными нитями, также вышивки из цветных кордовских кож в технике инкрустации. В вышивках Италии и Испании часто употребляли введенные сарацинами блестки. Эти мелкие металлические бляшки и кружки (с конца XIV века их стали изготовлять и во Франции) применялись для предания блеска узору вышивки или фону ткани. Во Франции в вышивках начали применять также и жемчуг.

    На протяжении веков стиль вышивок претерпел ряд изменений, характер орнамента находился в тесной связи с другими видами прикладного искусства и менялся в зависимости от общего развития культуры и вкусов общества. Однако наряду с появлением новых форм еще долго сохранялись элементы византийского влияния. Если в романский период на вышивках преобладали евангельские сюжеты, замкнутые в четырехугольные и крестовидные обрамления с золотыми и однотонными фонами, то в начале XIV века появляется и более свободная трактовка сюжетов. В орнаментации начинают применяться стилизованные цветущие деревья, фигуры животных – единороги, олени, собаки, химеры, а также звезды, розетки и т.д. Обрамления композиций в конце XIV века принимают форму рядов со стрельчатыми и полуциркулярными арками, заимствованными от готической архитектуры.

    Не только в раннее средневековье, но и в XII и даже XIII веках техника вышивки почти всюду в Европе была несложной – швы плоские, иногда с легким рельефом, вышитые золотом, серебром, цветными шелками, и шерстяными нитями по тонкому холсту, реже по шелковой ткани, фон которых оставляли незашитым. Иногда полотняный фон вышивки разнообразили ажурной сеткой, так называемым швом «перевитью», чтобы оттенить квадратную разбивку узора.

    Однако уже на вышивках XIII и особенно XIV веков, отчетливо виден значительный прогресс в работах рисовальщика и вышивальщиц. Швы разнообразятся и заметно более умелое их распределение, расцветка становиться богаче, контуры рисунка мягче. Наряду с религиозными сюжетами все чаще и чаще появляются рыцарские и бытовые сцены. В этот период Италия становиться ведущей страной в области текстильного производства, которое достигает яркого расцвета в эпоху Возрождения. Мастерские Лукки, Венеции, Флоренции и других крупных городов вывозят свои изделия в западноевропейские страны и на Восток.

    Переходную ступень от готики к раннему Возрождению иллюстрирует вышитая алтарная завеса (антепендиум) с изображением мадонны с младенцем, архангела Михаила с весами и юноши с сердцем и оружием в руках. В ней наряду с сохранением традиции готической трактовки фигур на плоскостном фоне, появляется гранатовый узор, характерный для Возрождения. В период раннего Возрождения папы в Риме и Медичи во Флоренции сосредоточили при своих дворах лучших мастеров искусства, в том числе и прикладного. Техника вышивки достигает совершенства, количество оттенков увеличивается, характер узора приближается к живописи. В моделировке лиц и обнаженных фигур часто применяют ретушевку кистью, а иногда и аппликацию из гравюр.

    В XV – XVI веках большое место занимают филейные белые и цветные вышивки по полотну – борта полотенец, скатерти, подзоры и т.д. В них варьируются античные узоры, дополненные новыми более усложненными формами орнамента в соединении с фигурами реальных и фантастических животных, птиц, человеческих фигур, амуров, тритонов, и т.п. в ясной и уравновешенной трактовке, типичной для Возрождения. Одним из очень популярных новых узоров становиться гранатовое яблоко в различных композиционных вариантах.

    Широкое распространение в это время получают вышивки аппликацией, привлекавшие свое декоративностью. Они характерны стилистическими особенностями своего рисунка и повторением одного и того же мотива, в одних случаях выступающего как узор, в других как фон.

    Лицевое шитьё

    В декоративных вышивках золотом и шелками применяли рельефные швы, с выпуклостью, достигающей иногда 12 см.

    Во Франции в конце XVI века бархатные костюмы темных оттенков украшались вышивкой с узором из тонких ветвей с цветами и листьями, дельфинами, орнаментальными переплетениями в виде разных сеток, напоминающих чеканку по металлу. В это же время вышивками покрывались и другие части одежды – головные уборы, рубашки, и даже вязанные поколенные чулки. В XVII веке роскошь французского двора еще более возрастает. Наряду с бархатными одеждами входят в моду атласные и парчовые, затканные и вышитые золотом, серебром и шелками. В этот период французская знать увлеклась разбивкой парков и садов и в связи с этим в рисунках тканей и вышивок распространенными стали садовые растения, цветы, фрукты.

    Вместо уравновешенности и ясности композиции рисунка Возрождения в узорах вышивок этого времени явно чувствуется стремление дать больше движения и объемности. Рисунки усложняются новыми орнаментальными мотивами, в узоре появляется многоплановость в светотеневой разработке, и не смотря на то, что в орнаментации вышивок в XVII веке сохраняются многие антикизирующие элементы, решающую роль играет появление новых мотивов, являющихся элементами стиля барокко – экзотических пород деревьев и растений, военных доспехов, фонтанов, бьющих среди зелени садов, аллегорических изображений солнца, цветов в реалистической трактовке. Стиль этот возник в Италии, но полного расцвета в прикладном искусстве достиг во Франции. Начинают применяться новые материалы, увеличивается интенсивность расцветок, отличающихся мягкостью сочетания тонов, пышностью, вычурной декоративностью. Акантовые завитые листья в сочетании с крупными натуралистическими цветами становятся одним из наиболее распространенных мотивов, особенно на вышивках большого размера для внутреннего убранства помещений.

    Различные изделия восточного прикладного искусства, привозимые ОстИндскими компаниями в Европу, оказали влияние на творчество западноевропейских мастеров. В начале XVIII века, художники Европы, увлеченные экзотикой восточного искусства, подражают ей при создании рисунков для вышивок и тканей. В это время французское прикладное искусство становиться ведущим в Европе. Даже Италия, ревниво пытавшаяся сохранить свои старые классические традиции, все же, как и вся Европа, следует модам Версаля. В XVIII веке художественная вышивка, подчиняясь канонам стиля рококо, возникшего в условиях абсолютизма, окончательно порывает с симметричными рисунками Возрождения.

    В рисунках вышивок и тканей появляются ряды волнистых полос, пересекаемых кружевными лентами или состоящими из них. Крупные ветки с цветами сочетаются с букетами меньшего размера. Применяются мотивы пальмообразных листьев, снопов с колосьями и раковины замысловатых форм в нежных оттенках на светлом фоне. Характерным образцом переходного типа от барокко к рококо является итальянская вышивка XVIII века «Благовещение», выполненная рельефным золотым швом и цветными шелками (так называемая «живопись иглой»). Фигуры Марии и Гавриила даны на ней в новой трактовке, очень типичной для начала развития стиля рококо. К середине XVIII века, в связи с дальнейшим расширением торговых связей с Востоком и особенно Китаем, китаезирующие мотивы (так называемый стиль chinoiserie) становиться наиболее модным в прикладном искусстве Европы. Художники увлекаются экзотическими растениями и животными, которых часто привозили на торговых кораблях из Индии и Дальнего Востока. Причудницы этого времени носили маленьких живых обезьянок в своих муфтах во время визитов и прогулок. В этот период создается разновидность стиля рококо, (так называемый «обезьяний стиль»). «Обезьяний стиль» нашел свое отражение и в вышивках.

    Над созданием китаезирующих рисунков работает ряд художников первой половины XVIII века, в числе которых находился и Жак Пильман, в ранние годы своего творчества выполнявший рисунки для вышивок. Характерным образцом вышивки в духе рисунков Пильмана, является вышивка с изображением вазы с цветами, плывущих лодок с гребцами, птиц и бабочек среди цветущих растений, тонко прорисованных в китайском стиле. Однако в большинстве случаев китаезирующие мотивы, настолько сильно изменялись фантазией художников и вышивальщиков, что по существу с китайскими оригиналами они нечего общего не имели.

    Во второй половине XVIII века в условиях дальнейшего обострения всех социальных противоречий, характерных для эпохи перехода от феодализма к капитализму, в искусстве Франции, а затем и в других странах возникает новое направление – классицизм. В противовес вычурности рококо начинает стремиться к простоте и естественности и в рисунках для прикладного искусства. Вводятся классические архитектурные мотивы, вместо раковин применяются свисающие гирлянды цветов, овальные медальоны, урны и т.п. Светлые тона красок заменяются более темными оттенками. Рисунки становятся скупее и строже, например, волнистые легкие полосы выпрямляются и служат фоном для редко разбросанных веток и цветов.

    Для прикладного искусства этого периода очень важное значение имели раскопки Геркуланума и Помпеи, ознакомившие европейских художников с подлинными памятниками античного быта. В вышивках по шелковому атласу применялись рисунки с изображением изящных корзиночек с бантами, пастушечьих атрибутов – посохов и шляп, и атрибутов амура – лука и стрел. Широкое распространение получили вышивки с изображением пейзажа, а также с гербами.

    Для вышивания начинают применять новые материалы, более дешевые, смелая комбинация которых придает декоративным вышивкам этого времени характер имитации – золото заменяется блестящей мишурой. Широко применяется цветная фольга, нити плоской канители, блестки, цветные и зеркальные стеклышки различной формы и величины. В связи с обилием новых материалов возникают и новые приемы шитья. В это же время распространяются вышивки по канве, крестом и полукрестом. В вышивке полукрестом воспроизводили и живописные сюжеты. Все это привело к тому, что вышивки для украшения одежд, обивки мебели стали более доступными для сравнительно широких слоев населения.

    Для этого периода характерны вышивки шелками и бисером. В орнаментацию вышивок попрежнему входят известные ранее мотивы античного искусства, но в более строгой графической трактовке. Во второй четверти XIX века широко распространяется новое направление в искусстве – романтизм, одним из характерных моментов которого был подчеркнутый интерес к истории, особенно средневековой, различных стран и народов. В художественных изделиях этого периода преобладает стилизация под мотивы прошлого и народного искусства. Некоторые из этих стилизаций не лишены привлекательности, но почти все они проникнуты глубоким внутренним эклектизмом. Никакого нового оригинального стиля в вышивальном искусстве не создалось и в течение всего последующего периода развития.

    Если не считать копий со старинных изделий, от второй половины XIX и начала XX века сохранилось мало вышивок, имеющих художественное значение, за исключением народных вышивок, среди которых действительно встречаются прекрасные образцы.

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *