Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7

Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса — всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса". Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.

В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом"

На картине "Развалины близ селения Караагач в Кахетии" Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

Эти места воспел Лермонтов в поэме "Мцыри", действие которой происходит "…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…". Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты".

Картины Михаила Лермонтова

На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина "Башня в Сиони" (1837-38г).

Одной из картин на военную тему явилось полотно "Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

Автографы Лермонтова и приравненные к ним списки

Проза. Стихи. Поэмы.

Альбом М. Ю. Лермонтова. В картонном переплёте. 1840–1841. 30 л.

Содержание: Пометы биографического характера чернилами и карандашом (Л.1, 1об.); Стихотворения: «Любовь мертвеца». Черновик, карандашом. Поверх карандаша текст чернилами рукой неустановленного лица. (Л. 2–2об.); Вариант стихотворения «Сосна». Стёршийся карандаш. Поверх карандаша в начале и в конце запись текста чернилами рукой неустановленного лица. (Л. 3);

Предисловие к роману «Герой нашего времени». Черновик, карандашом (Л. 4–6); «Сюжет». Черновой набросок, карандашом к неоконченной повести «У графа В*** был музыкальный вечер»… (Л. 6 об.); «Последнее новоселье». Карандашом. (Л. 9об. – 11а); Второй вариант стихотворения «Сосна». Без заглавия. Черновой и беловой автографы. Перед беловым автографом – эпиграф. (Л. 15).
См. в Эл. библ-ке
Ф. 429 (Лермонтов). № 11. См. Описание рисунков

Записная книжка, подаренная В. Ф. Одоевским. Заполнена с двух концов и имеет двойную пагинацию. В переплёте. 1841. 27 л.
Содержание: Запись о погоде. Карандашом. (Л. 1); Стихотворения: «Спор». Черновой и беловой с поправками автографы. Чернилами и карандашом. (Л.2об.–7).; «Сон». Беловой автограф с поправками и черновой автограф, карандашом (Л. 7 об. и л. 4об. – 5об. по пагинации с другого конца); «Утёс». Беловой автограф и черновой автограф, карандашом. (Л. 8 и л. 1об., 2 по пагинации с другого конца); «Они любили друг друга». С эпиграфом. Беловой автограф с поправками и черновой автограф, карандашом. (Л. 8 и л. 7 по пагинации с другого конца); «Тамара». Беловой автограф с поправками и черновой автограф, карандашом. (Л. 8об. – 9 и л. 6–7 по пагинации с другого конца); «Свиданье». Беловой автограф с поправками и черновой автограф без названия, карандашом и (Л. 9об. – 10об. и л. 8об. – 10 по пагинации с другого конца); «Дубовый листок оторвался» / в заглавии «Лис<ток?>». Беловой автограф с поправками и черновой автограф, карандашом (Л. 10 об. – 11 и л. 7 об. – 8 по пагинации с другого конца); «Нет, не тебя так пылко я люблю»… Без заглавия. Беловой автограф и черновой автограф, карандашом и. (Л. 11 об., и л. 11 по пагинации с другого конца); «Выхожу один я на дорогу». Без заглавия. Беловой автограф со значительными поправками. (Л. 11об. – 12); «Морская царевна». Беловой автограф с поправками. (Л. 12–13); «Пророк». Беловой автограф с поправками и черновой автограф, карандашом. (Л. 13об. – 14 и л. 2об. – 3 по пагинации с другого конца); «Je ľ attends». Без заглавия. Беловой автограф, карандашом. (Л. 10об. по пагинации с другого конца); «На бурке, под тенью чинары». Без заглавия. Автограф. Карандашный набросок. (Л. 4 по пагинации с другого конца); «Лилейной рукой поправляя». Четверостишие с перестановкой строк. Без заглавия. Набросок, карандашом. Автограф. (Л. 3 об. по пагинации с другого конца); «У графа В*** был музыкальный вечер»… Черновой набросок, карандашом к неоконченной повести. (Л. 2. по пагинации с другого конца). Здесь же – карандашная заметка в две строки: «Шулер имеет разум в пальцах»…2–я строчка неразборчива.
«У России нет прошедшего»…Прозаический набросок без заглавия. Карандаш, поверх чернила. Автограф. (Л. 7об. по пагинации с другого конца).
Записи фамилий и адресов, карандашом. (Л. 1, 1об., 2 по пагинации с другого конца); Запись «Смирновой» рукой неустановленного лица. (Л.12 по пагинации с другого конца).
Записи В. Ф. Одоевского: выписки из евангелия, дарственные надписи и др. (Л. 1 – 2об.).
См. в Эл. библ-ке
Ф. 429 (Лермонтов). № 12. См. Описание рисунков
«Боярин Орша». Поэма. 1836–1837. Тетрадь. Беловой автограф с поправками. 12 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 1. См. Описание рисунков
«Герой нашего времени». Роман / в рукописи «Один из героев нашего века»/(«Максим Максимыч», «Фаталист», «Княжна Мери»). 1839. Тетрадь. Беловой автограф с исправлениями, исключениями и вставками, предшествовавший окончательной редакции. 59 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 2. См. Описание рисунков

«Герой нашего времени» («Тамань») Роман. / в рукописи заглавие «Тамань»/. 1839. Тетрадь. Рукой А. П. Шан-Гирея под диктовку Лермонтова, вставка и одно исправление – автограф Лермонтова. 10 л. Ф. 429 (Лермонтов). № 3.

«Демон». Поэма. 1838. Тетрадь. Авторизованная писарская копия (заглавие, дата, «Посвящение» и др. рукой Лермонтова). 19 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 4.

«Для чего я не родился…» Стихотворение. 1832. Автограф с небольшими поправками. В письме к М. А.Лопухиной.
Ф. 429 (Лермонтов). № 17, л. 1об.–2.

«Княгиня Лиговская». Роман. 1836. Наборная рукопись. Беловой текст с многочисленными исправлениями и вставками. Автограф Лермонтова и под его диктовку рукой С. А. Раевского и А. П. Шан-Гирея. 57 л.. П. Шан-Гирея. 57 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 5. См. Описание рисунков

«Когда надежде недоступный…». Стихотворение. 1836–1839. Черновой автограф. Карандашом. В тетради «Лекции из географии».
Ф. 429 (Лермонтов). № 34, л. 58 об. – 59.

«Конец! Как звучно это слово!..» Стихотворение. 1832. Автограф с небольшими поправками. В письме к М. А. Лопухиной.
Ф. 429 (Лермонтов). № 17, л. 2–2об.

«Menschen und Leidenschaften». Драма. 1830. Тетрадь. Беловой автограф с поправками. 58 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 6. См. Описание рисунков

«Он был рождён для счастья для надежд…» Стихотворение. 1832. Автограф с небольшими поправками. В письме к М. А. Лопухиной. Ф. 429 (Лермонтов). № 19, л. 2об.

«Панорама Москвы». Ученическое сочинение. 1833–1834. Только подпись-автограф. Рукой неустановленного лица. 4 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 7.

«Парус». Стихотворение. 1832. Автограф с небольшими поправками. В письме к М. А. Лопухиной.
Ф. 429 (Лермонтов). № 18, л.

Рисунки и живопись Лермонтова

1об. – 2.

Поэт («Когда Рафаэль вдохновенный…»). Стихотворение. 1828. Автограф с небольшими поправками. В письме к М. А. Шан-Гирей.
Ф. 429 (Лермонтов). № 28. л. 2.

«Сашка». Поэма. Отрывки. 1836–1839. Черновые автографы. Чернилами и карандашом. В тетради «Лекции из географии».
Ф. 429 (Лермонтов). № 34, л. 57об., 60–64об.
См. Лекции из географии

«Смерть поэта». Стихотворение. 1837. Беловой автограф с небольшими поправками. 1 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 8.

«Черкесы». Поэма. 1828. Рукой неустановленного лица, на л. 1 – помета Лермонтова. 9 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 9.

Эпиграммы на Ф. В. Булгарина (2 вар.) и неустановленное лицо (2 вар.). 1837. Беловой автограф с поправками. Часть текста карандашом. 1 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 10.

2. Записи чужих произведений

Тетрадь с копиями чужих произведений. Стихотворения и отрывки произведений Сент-Анжа и Лагарпа (Л. 4–6). поэмы «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина (Л. 8–19) и «Шильонский узник» Байрона, в пер. В. А. Жуковского (Л. 20–28). 1827. Автограф Лермонтова и рукой неуст. лица. Первые три листа с произведениями неуст. иностранных авторов написаны неизвестным и вклеены в тетрадь много позднее записей Лермонтова, возможно, после его смерти. 28 л.
Ф. 429 (Лермонтов). № 37.

наверх

Картины, акварели и рисунки Лермонтова

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника. Н.Н.Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что "рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

1. Рисунки М.Ю.Лермонтова на обложке рукописи "Вадима".
1832-1834.

Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М.Ю.Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. Лица людей, изображённых на обложке, выражают самые различные чувства – гнев, страдание, ужас, непроницаемое спокойствие, душевную боль. Обложка весьма характерна для Лермонтова-рисовальщика и говорит о его несомненной одарённости. С.А.Раевский оставил интересное свидетельство, приоткрывающее некоторые особенности творческой лаборатории поэта-художника: "Соображения Лермонтова сменялись с необычною быстротою, и как бы ни была глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал её кистью или пером изумительно легко, – и я был свидетелем, как во время размышлений противника его в шахматной игре Лермонтов писал драматические отрывки, замещая краткие отдыхи своего пера быстрыми очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиогномий и т.п.". Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа.

2. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М.Ю. Лермонтова. 1835-1836.

Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). Она примечательна своей поэтичностью. "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой. Неподдельная искренность и поэтичность пейзажа вызывает в памяти знаменитое лермонтовское стихотворение "Родина", в котором подлинное чувство родины соединяется с любовью к русской природе.

3. Вид Пятигорска.
Картина М.Ю.Лермонтова. 1837-1838.

Нетрудно заметить, что все повести, составившие роман "Герой нашего времени", начинаются с точного указания на место действия. "Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли" — таков зачин повести "Княжна Мери", действие которой происходит сначала в Пятигорске, а затем в Кисловодске. Пятигорские пейзажи привлекают внимание Лермонтова-писателя и неоднократно воссоздаются в повести. "Живописность" этих словесных пейзажей невольно заставляет вспомнить картина М.Ю.Лермонтова "Вид Пятигорска" (картон, масло; ГЛМ). На полотне запечатлён вид на город со стороны аллеи, ведущей к гроту, в котором произошла описанная в "Княжне Мери" встреча Печорина с Верой. В свои картины, изображающие кавказские виды, Лермонтов в качестве переднего плана обычно вводит изображение человека, животных или какой-либо бытовой сценки, что сообщает его холстам жизненную достоверность

4. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.
Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.

Картина М.Ю.Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, масло;ИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды. Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловыми и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает места, описанные в поэме "Мцыри". Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место, "где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры". В правой части полотна изображён Мцхетский монастырь ("из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…"), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. На то, что происходит на земле, поэт словно бы смотрит с высоты небес ("Кто близ небес, тот не сражён земным!"). На картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы "Мцыри".

5. Крестовый перевал.
Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837-1838.

М.Ю.Лермонтов был одним из первых русских живописцев, посвятивших свои картины изображению Кавказа. Отличительной чертой этих картин является романтически возвышенное восприятие художником и поэтом кавказской природы, которая была для него "чудным миром", "где люди вольны, как орлы". Большинство кавказских картин Лермонтова написано по воспоминаниям. Только во время пребывания в Гродненском гусарском полку в феврале-апреле 1838 года поэт написал 12 картин. Их бесспорная схожесть с подлинными кавказскими ландшафтами объясняется как цепкой зрительной памятью поэта, так и "порядочной коллекцией" рисунков, которые Лермонтов сделал "на скорую руку" в 1837 году и которые послужили основой для создания его знаменитого цикла кавказских пейзажей.

Картинки портрет Лермонтова в хорошем качестве (16 фото)

Картина "Крестовый перевал", отличающаяся мастерством композиции и умелой передачей перспективы, свидетельствует о зрелом живописном мастерстве Лермонтова. Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в повести "Бэла". В словесном описании Крестовой горы и живописном её воплощении есть немало общего: "Вот и Крестовая! – сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чёртову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом… налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеной прыгая по чёрным камням.

Краткая биография Лермонтова с хронологической таблицей и интересными фактами

Роль и место в литературе

Поэзию Лермонтова современники считали «новым звеном» в историческом развитии русского общества. Автор выражал протест против гнета простого народа и ущемления мыслящих людей в крепостническо-самодержавном государстве.

Особенность творчества Лермонтова в слиянии общественно-политических и личных мотивов. Поэт оказал влияние на творчество многих других поэтов и писателей.

Происхождение и ранние годы

Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 3 октября 1814 года в Российской империи (Москва). Происхождение будущего поэта поразительное: его род уходит корнями в Шотландию. А великим предком считается легендарный пророк-бард Томас Лермонт.

Отец – Юрий Петрович Лермонтов, отставной пехотный капитан. Его считали красивым мужчиной, добрым, но вспыльчивым.

Мать – Мария Михайловна Лермонтова (в девичестве &#8212; Арсеньева) была богатой наследницей. Она вышла замуж в 17 лет. После родов ее здоровье ухудшилось – и муж охладел к ней. Семейная жизнь не ладилась.

Воспитанием Михаила занималась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она имела блестящий ум, силу воли и деловую хватку. Но, несмотря на суровый нрав, к крепостным не применяла физических расправ, кроме как побрить волосы или отрезать косу.

Ранние годы Лермонтов провел в усадьбе бабушки, в Тарханах.

Образование

Начальное образование Лермонтов получил, обучаясь дома. В период с 1828 по 1830 год он учится в университетском пансионе Москвы.

В 1830 году будущий поэт поступает в Московский университет. Вначале он учится на нравственно-политическом факультете, а потом – на словесном.

После окончания университета Михаил проводит несколько лет в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1834 году началась служба в Гусарском полку.

Творчество

Лермонтов становится известным широкому кругу общественности после выхода стихотворения, посвященного А. Пушкину. В нем автор укорял власть в преждевременном уходе гения.

Презентация по литературе "Лермонтов-художник"

За смелое произведение Лермонтова отправили в ссылку. И только благодаря прошению бабушки, наказание для поэта смягчили. По дороге на Кавказ, Михаил побывал в Москве, где написал «Бородино» (1837 год).

Кавказская ссылка не угнетает Лермонтова, а наоборот, плодотворно влияет на его творчество. Кавказ всегда занимал в жизни Михаила особое место. Ведь он часто бывал здесь в детстве.

Лирика Лермонтова – особенная, в ней чувствуется отчужденность и одновременно чувство социальной ответственности. А проза Михаила Лермонтова – правдивая картина русского общества того времени.

Главное произведение

Главным произведением Лермонтова принято считать роман «Герой нашего времени». Над ним автор работал в течение 1838-1840 годов. Он состоит из пяти самобытных повестей, связанных одним человеком. Идея произведения в том, чтобы показать пороки общества в лице главного героя. Лирико-психологический роман стал большим открытием для русской литературы того времени.

Последние годы

Михаил Лермонтов был известным дуэлянтом. Его последняя дуэль была с товарищем по учебе, Мартыновым. На светском приеме Михаил нелестно пошутил над ним – и это стало причиной дуэли. 15 июля 1841 года в возрасте 26 лет Лермонтова застрелили.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)

Событие

1814 Год рождения Михаила Лермонтова
1817-1826 Время, проведенное в селе Тарханы
1828-1830 Годы учебы в пансионе
1830-1832 Годы учебы в Московском университете
1832-1834 Обучение в Школе гвардейских подпрапорщиков
1837 Стихотворение, посвященное А.Пушкину, приносит известность
1838-1840 Работа над романом «Герой нашего времени»
1841 Лермонтова застрелили на дуэли

Интересные факты из жизни писателя

  • Лермонтов не пользовался популярностью у женщин. Однажды из-за отказа девушки, позже он отомстил, расстроив ее свадьбу.
  • Поэт имел дерзкий характер и не раз бывал на дуэли.
  • Все считали Мартынова «косым стрелком», но именно он совершил роковой выстрел в Лермонтова.
  • Лермонтов не был прихотлив в еде и ел все без разбору. Однажды друзья решили подшутить над ним и подложили в булочки опилки. Михаил не заметил этого и съел.
  • Лермонтов был троюродным братом Петра Аркадьевича Столыпина.

Музей писателя

Дом-музей Лермонтова находится на Малой Молчанке (Москва). Здесь поэт жил в период с 1829 по 1832 год.

Литературный музей Лермонтова расположен в селе Парабоч (Чечня), открытый в 2006 году.

Скачать биографию Лермонтова (pdf)

Живопись и графика Лермонтова (страница 1)

ПОДПИСИ ПОД РИСУНКАМИ

<1.> M. L. l’an 1825 le 13 juin aux Eaux chaudes.1

<2.> Невинность всегда охранена.

<3.> Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.

<4.> при Валерике 12 июля.

<5.> Magnétisme du regard, et effet de la bourse.2

<6.> Diplomatie civile et militaire.3

<7.> Поспешает на тревогу.

<8.> 21 мая после прогулки на мельницу у Волабух <?>.

Сноски

1 М<ихаил> Л<ермонтов> год 1825, 13-е июня на Горячих водах. (Франц.) — Ред.

2 Магнетизм взгляда и действие кошелька. (Франц.) — Ред.

3 Дипломатия гражданская и военная. (Франц.) — Ред.

Примечания

  1. <1>. M. L. l’an 1825 (стр. 392)

    Печатается по автографу — ГПБ, Собр. рукописей М. Ю. Лермонтова, № 41 (альбом М. М. Лермонтовой), л. 65.

    Впервые опубликовано в альбоме — М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Изд. «Искусство», М. — Л., 1941, стр. 25.

    Подпись под первым по времени дошедшим до нас рисунком Лермонтова (акварель), см. настоящий том, стр. 392—393.

  2. <2>. Невинность всегда охранена (стр. 392)

    Печатается по автографу — ИРЛИ, оп. 1, № 1 (переплетенная тетрадь), л. 30 об.

    Впервые опубликовано в Соч. под ред. Висковатова (т. 3, 1891, стр. 152).

    Датируется 1828 годом по дате написания поэмы «Корсар».

    Подпись относится к рисунку к поэме «Корсар» (см. настоящее издание, т. III, стр. 314), настоящий том, стр. 392—393.

  3. <3>. Вид Крестовой горы (стр. 392)

    Печатается по автографу — ИРЛИ, Литературный музей, № 2314.

    Впервые опубликовано в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома, II, М. Ю. Лермонтов» (изд. АН СССР, 1953, стр. 134).

    Датируется 1837 годом.

    Подпись к автолитографии, раскрашенной акварелью, см. настоящий том, стр. 392—393.

  4. <4>. при Валерике (стр. 392)

    Печатается по автографу — ГПБ, Собр. рукописей М. Ю. Лермонтова, № 11 (альбом М. Ю. Лермонтова), л. 27 об.

    Впервые опубликовано в журнале «Север» (1889, № 12, стр. 222).

    Датируется временем после 12 июля 1840 года — дня события, изображенного на рисунке.

    Подпись под акварельным рисунком (см. настоящее издание, т. II, стр. 168—169), в настоящее время почти не поддающаяся прочтению. Левый нижний угол листа, на котором изображен рисунок, оборван и вместе с ним оборваны первые слова подписи. Возможно это было: «<Похороны убитых> при Валерике» или «<После боя> при Валерике». Подробности битвы при реке Валерик см. в письме № 44 к А. А. Лопухину (настоящий том, стр. 455—456).

  5. <5>. Magnétisme du regard (стр. 392)

    Печатается по автографу — ГПБ, Собр. рукописей М. Ю. Лермонтова, № 25 (альбом М. Ю. Лермонтова), л. 12.

    Впервые опубликовано в Соч. изд. Академической библиотеки (т. 5, 1913, стр. 226).

    Датируется 1841 годом по нахождению в альбоме. Подпись под карандашным рисунком, стр. 392—393.

  6. <6>. Diplomatie civile (стр. 392)

    Печатается по автографу — ГПБ, Собр. рукописей М. Ю. Лермонтова, № 25 (альбом М. Ю. Лермонтова), л. 17.

    Впервые воспроизведено в Соч. изд. Академической библиотеки (т. 5, 1913, стр.

    Двадцать картин Лермонтова

    224—225).

    Датируется 1841 годом по нахождению в альбоме.

    Подпись под рисунком, изображающим стоящего военного, похожего на Лермонтова, и сидящего в кресле штатского, напоминающего А. С. Хомякова (см. «Лит. наследство», т. 45—46, 1948, стр. 150).

  7. <7>. Поспешает на тревогу (стр. 392)

    Печатается по автографу — ИРЛИ, оп. 1, № 51 (альбом А. Д. Блудовой), л. 93 об.

    Впервые воспроизведено в «Лит. наследстве» (т. 45—46, 1948, стр. 153).

    Датируется маем 1841 года на основании рисунка в том же альбоме на листе 91 об., с точной датировкой — 3 мая 1841 года.

    Подпись под карандашным рисунком. Изображенный генерал — возможно граф П. К. Эссен, генерал-губернатор Петербурга, «поспешающий» на извозчике на пожар или какое-либо другое происшествие, стр. 392—393.

  8. <8>. 21 мая после прогулки (стр. 392)

    Печатается по факсимиле (с автографа из собрания И. С. Зильберштейна, Москва) — «Лит. наследство» (т. 43—44, 1941, стр. 25).

    На первом листе автографа — запись стихотворения «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», датируемая 1838—1841 (см. настоящее издание, т. II, стр. 369—370). На этом основании и данная запись датируется 1838—1841 годами. Подпись под рисунком, см. настоящий том, стр. 392—393.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *