ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ ЛУК. 16:19-31

Что такое притча ?

Греческий термин \»Parabolh\» (парабола, притча ) означает действие, при котором одна вещь помещается рядом с другой вещью с целью их сравнения>.Следовательно притча —это сравнение, которое одновременно содержит в себе и элемент повествования. Именно это и отличает ее от тех образов и иллюстраций, которые так часто употреблял в Своих проповедях наш Господь Иисус Христос. Он брал какой-то реальный пример (какое-то событие из повседневной жизни человека или явление природы) и извлекал из него духовную истину. Таким образом притча становилась \»земной историей о небесной истине\».

Следует заметить, что в основе притчи всегда лежит та глубокая аналогия, которая установлена между разными сферами Божьих творений; все они имеют одного Бога, Творца и Автора и все они образуют одно единое целое. Притча — это одна из прекрасных возможностей подчеркнуть общеустановленные вза­имоотношения между реальностями материальной (физической) и моральной (духовной).

ПОЧЕМУ ИИСУС ГОВОРИЛ ПРИТЧАМИ?

С самого начала Своей проповеднической деятельности Иисус Христос употребляет в Своих проповедях образы и иллюстрации, но с определенного момента начинает употреблять их более систематически. Почти треть Его слов, сохранившихся в Евангелиях, — это притчи, как написано: «Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира” (Мат.13:35; Пс.77:2). Для начала отметим некоторые преимущества такой формы поучения:

1. В притче истина никогда не представляется абстрактной, отвлеченной, напротив, она становится живой и близкой благодаря ее тесной связи с реальностями нашей жизни.

2. Притча не имеет ничего общего с концепциями и умозаключениями какого-то народа или какой-то эпохи; она всегда сохраняет свою универсальную ценность, даже спустя многие столетия.

3. Образ и повествование способствуют гораздо лучшему усвоению и закреплению урока в нашей памяти. Ее не трудно запомнить, и если даже слушатель не все понимает, он всегда может воспроизвести в своей памяти услышанную историю.

4. Притча — стимулирует сознание и побуждает человека к размышлению.

5. Она может застигнуть врасплох, и даже некоторым образом проникнуть через духовную слепоту слушателя. Он с удовольствием слушает историю, одобряет ее мораль, а потом вдруг осознает, что все сказанное в ней касается и его самого. Такое, например, случилось с царем Давидом, когда пророк Нафан рассказал ему притчу \»о бедняке и его единственной овечке\» — 2 Цар.12:1-4.

Иисус начинает более систематически употреблять в Своих проповедях притчи с того момента, как ставит себе цель избрать и обучить определенное количество учеников. Народу же \»без притчи не говорил ,… ученикам наедине изъяснял все\» — Мар.4:34. Народ действительно не был в состоянии уразуметь более глубокие учения. Они нуждались в более простом языке и в таких случаях становились похожими на Никодима, которому Иисус сказал: «Если Я о земном сказал вам и вы не верите, — как поверите, если скажу вам о небесном” — Ин. 3:12 .

В принципе, люди следовали за Иисусом не с желанием поучиться у него или покаяться, а чтобы лишь посмотреть на чудеса, которые Он совершал. Его отношение к ним было таким, каким его предвещал когда-то пророк Исаия (Мат. 13:14-15). Они боялись, что Христос Своими пламенными речами зажжет погасшие светильники их совести и они осветят их тайные помыслы. Поэтому люди предпочли закрыть свои глаза и уши и спрятать светильники под сосудом. Но такое отношение к истине не могло привести ни к чему другому, кроме как к духовному обнищанию — Лук. 8:16-18.

Иисус в большей степени желал представить истину так, чтобы обогатить всех тех, кто желал слушать ее, но в то же время утаить ее от тех, кто отвергал ее. Так Он воплощал в жизнь неоднократно повторяемый принцип: \»Поэтому слушайте внимательно, ибо тот, кому дано, получит еще больше, а у кого нет ничего, у того отнимется и то, что он считает своим\» — Лук. 8:18.

Для тех же, кто искал знаний, притча была прекрасной возможностью получить их. Во-первых, она стимулировала мышление слушателя и приучала его к размышлению, во-вторых, — побуждала его просить о более подробных объяснениях, что являлось благодатью для него, и умножало его знания. Что же касается людей с каменными сердцами, то над такими притча производила суд — Ин. 3:18. Сама их манера ее слушать осуждал их ибо если они из-за страха покаяния отказывались рассуждать над ней, то тем самым пренебрегали ее благословениями. С другой стороны это препятствовало им вести абстрактные дискуссии, клеветать на истину или же попирать ее. Истина оставалась вне их досягаемости — Мар.4:33.

ИНТЕРПРЕТИРОВАНИЕ ПРИТЧИ

Для того, чтобы правильно интерпретировать притчу следовало бы ознакомиться с некоторыми существенными принципами толкования:

1. Притча всегда иллюстрирует одну центральную истину, которую нам в первую очередь и необходимо определить.

Как это сделать?

а) Иногда ключ к толкованию можно найти либо в предисловии к притче, либо — в ее заключительной части. Возьмем к примеру \»Притчу о Фарисее и Мытаре \». Здесь мы видим, что наш Господь хотел предостеречь нас от нашего собственного тщеславия и высокомерия — Лук .18:9; а из заключительной части \»Притчи о Десяти Девах\» нам становится ясным, что Иисус хотел внушить Своим ученикам, чтобы они бодрствовали, ожидая Его возвращения — Мат. 25:13 .

б) Необходимо всегда обращать внимание на сам контекст притчи, а также на все обстоятельства, при которых она была изложена.

2. После того, как установлена центральная истина, второстепенные части притчи следует толковать так, чтобы они не затеняли эту истину.

Не всегда детали имеют какое-то значение. Иногда они служат лишь украшением и обогащением истории, и тогда нет смысла приписывать им какой-то глубокий смысл.

3. Не делать из притчи основу для какой-то доктрины.

Притчи — это всего лишь иллюстрации и никогда не содержат в себе суть всей истины.

4. Притча имеет несколько толкований.

Толкование одной притчи может быть историческим, пророческим и духовным. Если возможны несколько толкований, тогда в целом они не должны противоречить друг другу.

НЕСКОЛЬКО ВОЗРАЖЕНИЙ

Против буквального толкования этой притчи существуют, по крайней мере, несколько логических и фактических возражений, основанных на библейских стихах. Мы представим несколько из них:

1. Буквальное толкование этой притчи противоречит характеру Бога, о Котором сказано: \»Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне\» (Иер.9:24; Втор.32:4). Божья Мудрость избирает планы, посредством которых достигается разумное и полезное завершение дела; какова же полезная и разумная цель заключения богача в вечное место мучения? Кроме того, Божья Справедливость требовала, чтобы наказанием за грех была смерть, а не вечное мучение (Рим. 6:23; Быт. 2:17; 3:19); поэтому подвергать богача вечным мучениям означало бы нарушение Божественной Справедливости. Такое наказание насиловало бы также и Божью Любовь. Ведь всякий, кто воспринимает Божью Любовь как таковую едва ли поверит тому, что Великий Бог в состоянии мучить Свое творение вечно. Да и о какой любви можно было бы говорить, если еще до сотворения человека, Бог уже приготовил огненный ад, в котором собирался мучить вечно грешников.

Во-вторых, буквальное толкование этой притчи противоречит также и библейскому Учению о Искуплении, которое вкратце изложено в 1 Кор.15:3. Ап. Павел говорит, что краткое Евангелие, которое он получил, и которое он прежде всего предлагает Коринфянам состоит в том, что \»Христос умер (а не подвергся вечным мучениям) за наши грехи по Писанию\». Одно из мест этого Писания, которое пророчески изображает страдания и смерть нашего Господа как Искупителя находится в Ис. 53:4-12. Как ясно указывает это пророчество на то, что наш Господь понес наказание (заключающееся в смерти, а не в вечных мучениях) за наши грехи, предав душу свою на смерть! Но если Христос умер за грехи всех людей, то почему в притче не предвидится никакого испытания для богача и Лазаря с целью определения их степени пригодности к вечной жизни, которую Христос гарантировал на Голгофе всем людям? Ни одно из Божьих разумных творений не может обеспечить себе жизнь вечную, минуя искупительную заслугу нашего Господа: «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” — Деян.4:12. Иначе для чего умер Христос? Писание учит — Евр.2:9; 1 Тим.4:10; 1 Ин.2:2. Поэтому осуждение богача на вечные муки до того, как Христос предал Себя как Выкуп за все человечество, означало бы полное и абсолютное унижение и отвержение жертвы Христа.

Другое возражение против буквального толкования этой притчи является то, что оно противоречит библейскому взгляду на смерть. Мы представим несколько библейских доказательств, подтверждающих нашу точку зрения, что смерть это не что иное как состояние полного не существования, небытия.

Иов.14:21. В этом стихе говорится о некоем умершем отце, который не знает о том, что творится на земле и как себя чувствуют его дети. Он не знает в чести ли они или унижены, ибо лишен сознания и находится в состоянии абсолютного небытия.

Пс.145:3-4. Причина, из-за которой мы не можем надеяться на людей заключается в том, что одновременно со смертью дух выходит из человека и он возвращается в землю. Смерть лишает его сознания и он перестает чувствовать, думать, понимать и.т.д.

Еккл.9:5-6. Живые знают, что должны умереть, мертвые же не знают ничего, потому что со смертью они теряют всякую способность осознания реальности.

Ис.63:16. Этот стих также как и предыдущие доказывает, что мертвые находятся в бессознательном состоянии. Очевиден тот факт, что Авраам и Иаков в своем состоянии смерти находятся в полном небытии и именно поэтому Исаия говорит, что они не в состоянии узнать своих наследников. Кстати это одна из причин, по которой богач из притчи не мог разговаривать с Авраамом (см. Евр. 11:39,40).

Очень часто писатели Св. Писания употребляли символ сна, чтобы описать состояние смерти. К примеру пророк Даниил пишет: «И многие из спящих в прахе земном пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание” — Дан.12:2. В этом стихе мертвые представлены как спящие в прахе земном, но которые в назначенное время будут пробуждены из него. Видим, что смерть сравнивается со сном, поскольку человек углубленный в сон совершенно не осознает, что происходит вокруг него. Другой библейский текст, который отождествляет смерть со сном находится в Ин.11:11. Здесь Иисус аллегорически воспользовался образом сна, чтобы передать состояние умершего человека. Даже Его ученики не были в состоянии понять смысл Его слов поэтому Он был вынужден сказать им прямо: \»Лазарь умер\».

Давайте обратимся также к 1 Кор. 15:18,20. Каков смысл этих слов? Вывод — прост: если бы Христос не воскрес, тогда все умершие во Христе (верующие христиане) погибли бы. Но если после смерти происходит суд, то о какой погибели верующих говорил бы апостол? Ведь праведники отправились бы после своей смерти на небо к Богу.

Другое возражение против буквального толкования это притчи заключается в том, что такое толкование противоречит методу параболической интерпретации. Притчу следует трактовать только лишь как притчу, а не как буквальную историю. Мы имеем множество примеров в Библии, где объясняются подобные притчи. Возьмем для примера Мат. гл.13. Когда Иисус говорил \»пшеница\», то имел в виду \»Сынов Царства\»; под \»жнецами\» подразумевались Его служители; говоря \»плевела\», Он указывал на \»сынов лукавого\». Те же классы людей были символически представлены и в других Его притчах. Так к примеру \»пшеница\» упомянутая в одной притче тождественна с \»верными рабами\» и \»мудрыми девами\» из других притч. Подобно и в этой притчи Богач представляет один класс, а Лазарь другой класс.

И в завершении, последнее из возражений, которое мы хотим вам представить это то, что буквальная интерпретация этой притчи приводит нас к нескольким абсурдностям. К примеру: Богач отправился в \»ад\» только лишь по той причине, что имел много земных благ, но не дал Лазарю ничего кроме крошек. Нам нигде не говорится, что он был злым или испорченным человеком. Обладатель многих благ не обязательно является злодеем. Многие из праведников древности обладали земными благами. Вспомним хотя бы Авраама, Иосифа, Мелхиседека, Давида, Соломона и.т.д. То же самое можно сказать и о Лазаре, что он был благословлен не потому, что был искренним дитем Божьим, преисполненный любви и преданности Богу, а лишь потому, что был нищим и больным проказой. Если все это должно пониматься буквально, то это означает, что пока мы не будем нищими и больными, то не увидим Царства Божьего, и если в этой жизни имеем много земных благ, то впоследствии гореть нам в \»аду\» веки вечные.

Да, еще вот что! Желанным местом вечного блаженства, куда хотят попасть все верующие оказывается, является \»Лоно Авраамово\». И это \»лоно\» или \»пазуха\» по всей вероятности тоже является буквальным, если и другие части притчи буквальны; и нам кажется, что не многие из нищих и больных земли смогут туда попасть, ибо Лазарь — и может быть еще двое трое — полностью заполнили бы собой то место.

Теперь, после чего мы представили вам лишь несколько из многочисленных возражений против буквального толкования этой притчи, предлагаем вам познакомится и с нашим, т.е. Исследователей Библии, вариантом толкования притчи о Богаче и Лазаре. При этом мы не принуждая никого принять наши доводы разве что только в том случае, если разум и свет Истины помогут признать их в гармонии с Божьим Словом и Божьим Планом.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ

С нашей точки зрения:

\»Богач\»— представляет Израильский народ.

Во времена нашего Господа Иисуса Христа, Израильский народ, действительно, символически одевался в дорогую одежду, являясь избранным и привилегированным Божьим народом. Об этом говорит апостол Павел в Рим.3:1-2; 9:3-5; Прит.10:22. Обещания данные Аврааму и Давиду облекли этот народ в царскую одежду, как это представлено порфирой богача.

\»Порфира\» — символ царственности (Дан. 5:16; Исх. 19:6).

Образцовые жертвы, которые евреи ежедневно и ежегодно приносили по Закону, символически оправдывали их, и делали Израиль святой нацией, что и представлено в тонкой льняной одежде Богача — виссоне.

\»Виссон\» является символ праведности и нравственной чистоты (Отк.19:8).

\»Лазарь\» — представляет всех изгнанных и лишенных Божественных благословений Завета Закона, которые зараженные язвой греха жаждали и алкали духовной пищи, — оправдания. Хотя среди них было много грешников и мытарей из Израиля, все же основное большинство составляли язычники из разных народов. В то время, язычники были полностью лишены Божьей милости и благодати. Подобно Лазарю они стояли у ворот \»богача\» (Израильского народа), надеясь получить хотя бы \»крошки\» от тех благословений, которых у него было в изобилии. Но на них никто не обращал внимания, поскольку ни одно из благословений не принадлежало им, ибо они не были очищены даже символически; но морально и духовно больные они сделались \»спутниками псов\».

Согласно Иудейскому Закону, собака считалась одним из самых нечистых животных и между евреями было крайним оскорблением назвать или просто сравнить кого-то с этим презренным животным. Но это не препятствовало самим евреям, которые очищались посредством образцовых жертв Закона, называть язычников псами и не общаться с ними — Ин.4:9.

Пример того, как они питались крошками Божественных благословений, падающих с обильного стола \»богача\», мы находим в Мат.15:26-27, где Иисус беседовал с женщиной Сирофиникиянкой. Он исцелил ее дочь, дав ей, таким образом, ту долгожданную крошку благословения.

Но вот наступил день, когда Израиль как народ отверг и распял Сына Божьего, Иисуса Христа. Это был день, когда окончилось их образцовое оправдание, когда Царство Божье отнялось у них, чтобы отдать \»народу святому\», могущему произвести достойные плоды — 1 Пет.2:7-9; 2 Пет.1:4-11.

\»Умер Богач\» — что это означает? Это означает, что Израильский народ лишился всех своих особенных благословений и привилегий; он умер в отношении своего прежнего положения кажущегося преимущества и из состояния Божьей милости он был сброшен в состояние Божьей немилости. Более 18-ти столетий этот народ находился в условиях невыносимых страданий, горя и мучений. Он был преследуем и гоним, презираем и ненавидим, угнетаем и мучим всеми народами земли.

\»Умер Лазарь\» — теперь положение униженного и смиренного язычника, и величественного и гордого богача получило новый оборот. Многие из первых были отнесены Божьими ангелами (апостолами, евангелистами и пр.) на \»лоно Авраамово\».

\»Авраам\» — представлен в Рим.4:11,16 как \»Отец верующих\», который принимает к себе всех тех, кто через веру в Иисуса Христа стали наследниками Божьих обетований (Рим. 9:8; Гал. 4:28) и, следовательно, представляет Всемогущего Бога Иегову.

\»Смерть\» — является прекрасной символической иллюстрацией, показывающей распад Израильского народа и потерю всех предыдущих привилегий, в то время как \»бедный Лазарь\», язычники, которые когда-то были чужды заветов обетования, напротив \»стали близки Кровью Христа\», примерены с Богом, отнесены на \»Лоно\» Божественной благодати — Еф.2:12,13.

Кроме символа смерти, наш Господь употребил и другой символ:

Мировая история полностью подтверждает исполнение этого пророчества. 1800 лет Израиль находился в изгнании и отчуждении от Бога. За это время он почти смирился со своим положением народа-изгнанника, потерей всех благословений, привилегий, Храма, жертв очищения и.т.д. Он безжалостно преследовался всеми классами людей, включая и номинальное христианство. А ведь именно от последних, он ждал милости, как это представлено в притче (ст. 24); но как показано далее, этому препятствовала пропасть, установленная между ними.

Факт, что Авраам обратился к Богачу с вокативом \»чадо\» (ст. 25) свидетельствует о том, что Бог еще признает связь с Израилем, установленной на основе Завета Закона.

\»Муки\» — это огонь всеобщей ненависти, зажженный между всеми племенами и народами против евреев.

\»Великая пропасть\» — представляет то великое различие, которое существует между Иудеями и христианами. Если вторые радуются \»Вольной Благодати\»: радости, миру, покою, — то первые еще обращаются к Закону, который их осуждает и мучает. Национальная гордость, предрассудки, заблуждение — вот то, что препятствует иудею стать истинным дитем Божьим. Пропасть же, которая препятствует христианину стать иудеем — это знание того, что делами Закона не может оправдаться никто: \»Ибо никто не станет праведным перед Богом лишь только исполняя закон, потому что все, исходящее от закона, есть лишь признание греховности\»; \»где же тогда повод для гордости собой? Его нет! Почему же? На основании того, что требует закон? Нет. Скорее на основании веры. Ибо мы считаем, что человек оправдан уже благодаря своей вере, независимо от того, подчиняется ли он требованиям закона\» (Рим. 3:20, 27-28). Но если кто-либо обращается к Закону, соблюдает все его заповеди и постановления и таким образом рекомендует себя Богу, то такому человеку Христос более не нужен: \»Слушайте! Я, Павел, говорю вам: если вы возвратитесь в лоно закона через обрезание, то не будет вам никакой пользы от Христа! Так оставайтесь же тверды и не взваливайте на себя вновь бремя рабства. Еще раз говорю всем тем, кто позволяет себе быть обрезанным, что они обязаны соблюдать весь закон. Те из вас, кто пытается объявить себя праведниками через соблюдение закона, не имеют больше ничего общего с Христом. Теперь вы вне милости Божьей\» (Гал. 5:2, 4). Но мы, принадлежащие к классу Лазаря, не должны смешивать Евангелие с Законом. Либо мы получаем жизнь через веру в Иисуса Христа, либо отвергаем Его и получаем жизнь, соблюдая все заповеди Закона (если только сможем): \»Закон же основан не на вере, но как сказано в Писании: \»кто соблюдает заповеди Божьи, будет жить согласно им\»\». — Гал. 3:12; Иак. 2:10.

Не исключено, что во время Евангельского века (период времени от первого пришествия Христа, до второго) были иудеи, которые стали христианами, но их было так мало, что о них даже не упоминается в этой притче. Именно поэтому Израиль и представлен, как одно целое.

Настойчивость богача в том, чтобы послать Лазаря к его пятерым братьям, мы объясняем так:

До времени нашего Господа, до того, как Он произнес эту притчу, Иудейский народ неоднократно назывался \»Израилем\», \»Погибшими овцами дома Израилева\» и т.п., поскольку все израильские колена в то время были представлены в одном Иудейском народе, хотя основная часть народа состояла только лишь из двух колен: Иуды и Вениамина. Остальные 10-ть колен, так и не вернулись из Вавилонского плена после указа царя Кира об освобождении (здесь Иисус вспомнил о случае с Иосифом— Быт.47:2). Следовательно, если \»богач\» представляет всего лишь два Иудейских народа, то можем смело предположить что:

\»Пять братьев\» представляют остальные 10-ть колен Израиля, рассеянных по всему миру. То, что в этой притче включена мольба и об \»пятерых братьях\» свидетельствует о том, что и для остальных 10-ти израильских колен также окончилось время благодати. Совершенно ясно, что это относится к Израилю, ибо никакой другой народ не имел \»Моисея и Закон. Те 10-ть колен настолько пренебрегли Моисеем и Пророками, что после указа Кира об освобождении даже не пожелали вернуться в свою обетованную землю, предпочитая жить с язычниками и идолопоклонниками. Вот почему любая попытка духовного общения с ними была бы напрасной, даже если бы это сделал кто-то, кто \»воскрес из мертвых\», кто-то из язычников, который фигурально умер и воскрес с Христом — Еф.2:5; Рим.6:4.

Хотя в этой притче не показано, все же во многих других местах Писания отмечено, что \»великая пропасть\», установленная между иудеями и христианами, будет существовать только в продолжении Евангельского века, и что по его окончанию — после того, как \»богач\» получит полное наказание за свое непослушание — он сможет выйти из этого \»огненного ада\» через мост, проложенный милосердием Христа. Действительно, Библия ясно показывает, что Бог вернет Израилю Свою благосклонность, но это будет лишь под условиями Нового Завета, который Он заключит с ними ( и не только с ними, но и со всем миром) в Тысячелетнем веке — Евр. 8:8-12; Иер. 31:31-34; Ис. 35:1-10. Так они выйдут из собственного состояния ада (национальной смерти) и будут первыми из всех народов, которые обратятся за благословениями к истинному семени Авраама, к Христу (Главе) и Его Телу (Церкви).

Одним словом, эта притча, кажется, учит нас о том, о чем говорил ап. Павел в Рим. 11:1-36. По причине своего неверия, природные ветви \»маслины\» были отсечены, и к стволу Авраамовых обетований были привиты ветви \»дикой маслины\». Все же апостол уверяет нас, что после того, как в Церковь войдет полное число язычников, то и весь Израиль спасется — Рим. 11:25, 26. Поэтому, если даже Израиль и потерял привилегию духовного небесного обетования, все же он является наследником земных обетований, поэтому, вскоре он снова возвратится к своему прежнему состоянию избранного народа — Рим. 11:28-32; Деян. 3:25; Иер. 32:37-44; Наум. 2:2; Ис. 43; А до тех пор: \»Утешайте, утешайте народ Мой… Говорите к сердцу Иерусалима, и проповедуйте ему, что исполнилось время страданий (наказания) его\» — Ис. 40:1,2.

Мне понравился этот вариант притчи, которую я встретил в одном из рассказов Ивана Бунина (не могу вспомнить его название. В рассказе Бунина пожилой Курд рассказывает подобную притчу, где в роли животных выступают ишак, обезьяна и собака. Притча вдохновила меня написать новогодний спич, где стихи, конечно, не выдерживают никакой критики:
Бог создал землю, небо, луг,
Деревья насадил вокруг,
Долины полные цветов
И горы выше облаков.
— Владей всем этим, человек.
И тридцать лет твой будет век.
По тридцати Я также положу
Собаке, Обезьяне, Ишаку.
Ишак слугою тебе будет,
Таскать вьюки и гнуть хребёт.
А что бы бегал он резвей,
Почаще палкой его бей.
Тебе же злой, собака, быть,
Чтоб дом хозяйский сторожить.
Ты по ночам не будешь спать,
И на чужих собак брехать.
Макаке же смешною быть.
Кривляться будешь, глупой слыть.
В морщинах, лысой, без бровей,
Чтобы смешить всегда людей –
И тут все твари возроптали:
— Избавь нас, Бог, от всех печалей,
Иль сократи, по крайней мере,
Срок нашей жизни в этом мире –
Лишь человеку было мало, и Бог, снизойдя к мольбам
животных, половину жизни каждого прибавил к веку человека.
И прожил свои тридцать лет,
Как подобает, человек:
Сражался на войне, ел, пил,
Плясал на свадьбах, жизнь любил.
Ослиных же пятнадцать лет
Потратил на копёж монет,
Ишачил, всё он в дом таскал.
Богатым, алчным, жадным стал.
Собачьих же пятнадцать лет,
Хранил богатство, как аскет.
Не ел, не пил, не спал ночей.
Брехал и злился на людей.
И вот на склоне своих лет
В морщинах, без бровей и сед,
Как обезьяна гадким стал –
Таков был жизни всей финал.
Мораль ясна и так проста:
— НЕ ЗАЕДАЙ ЧУЖОГО ВЕКА,
И ПРОЖИВЁШЬ ТЫ ЛЕТ ДО СТА
СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА!
.Друзья, вот снова Новый Год.
И чтобы быть добрей, мудрей,
И чтоб не стать на год старей,
Дарю Вам притчу прежних дней.
Рома Мининзон 04.03.2017 12:39 • Заявить о нарушении

В прошлом веке жили на свете два брата. Младший детей не имел, вел большую торговлю и жил богато. Старший жил бедно, единственным счастьем для него были два его сына — Хасен и Хусаин.

Летом, как только начинали созревать ягоды, мать носила их на базар и продавала. На это и жила вся семья.

Однажды в полдень, когда все в природе затихает, когда тень становится самой короткой, когда от яркого блеска трудно разглядеть, течет или стоит вода в реке, Хасен и Хусаин пробирались берегом через кустарник. Вдруг перед ними из травы вылетела невиданной красоты синяя птичка. Не успели ребята полюбоваться, как она поднялась высоко-высоко и исчезла в небе. Хасен и Хусаин решили поискать ее гнездо и быстро его нашли. В гнезде лежали яйца, белые с голубыми прожилками. Ребята проголодались и обрадовались находке. Но яйца были настолько малы, что Хасен и Хусаин решили: «Если мы их съедим, будет мало пользы. Лучше отнесем их богатому дяде». Не заходя домой, они прямо пошли к дяде и спросили его, не купит ли он белые с голубыми прожилками яйца синей птички.

— Где вы их взяли?- спросил дядя.

— В поле, в траве,- ответили ребята.

Дядя взял яйца и, к удивлению Хасена и Хусаина, дал им сто рублей и сказал:

— Если вы поймаете самую птичку, я дам вам еще двести рублей.

Зачем понадобилась дяде синяя птичка, Хасен и Хусаин не знали, но, не раздумывая, взяли силки и пошли к тому месту, где ее видели. Быстро нашли гнездо, расставили силки, а сами спрятались в кустах. «Вскоре прилетела синяя птичка, осмотрелась по сторонам, вспорхнула, села в гнездо — и попалась. Как ни жалко было ребятам чудесной синей птички, все же они отнесли ее к дяде. Обычно скупой, он на этот раз сдержал свое слово (видно, очень дорога была для него эта птичка!) и дал Хасену и Хусаину еще двести рублей, сахару и одежду. Ребята все принесли домой.

Родители очень обрадовались. Но недолго продолжалось счастье в семье бедняка.

Дядя принес синюю птичку домой, зарезал ее и отдал жене.

— Вечером я приду,- сказал он,- а ты к моему приходу свари из нее обед. Смотри, ни одного кусочка этой птички не давай никому!

Жена подумала: «Какой из этого обед?» Но мужу перечить не стала, очистила птичку, разрезала, бросила в казан, залила водой и поставила на огонь, а сама пошла к соседке и засиделась там, заговорившись.

Хасен и Хусаин, сгорая от любопытства, решили узнать, что сталось с птичкой. Войдя в комнату дяди, они увидели, что никого нет и что над казаном поднимается густой пар.

— Не наша ли птичка варится?- спросил удивленно Хасен.

— Неужели она?- не меньше удивился Хусаин. Они подошли к казану, приоткрыли засаленную крышку и убедились, что варится та самая птичка, которую они поймали.

— Неужели мы не поробуем птички, которую мы сами поймали?- спросил Хасен.

— Конечно, попробуем кусочек!- ответил Хусаин.

Они выловили ложкой сердце птички, поделили его пополам, съели и ушли.

Пришла хозяйка, решила проверить, все ли в порядке с обедом. Взяла ложку, выловила все мясо — и побледнела: сердце исчезло. «То-то попадет мне от мужа. И надо было так долго засиживаться в гостях!» — ругала она себя. Но словами делу не поможешь. Вышла она во двор, поймала петуха, зарезала его, вынула у него сердце, бросила в казан и успокоилась.

Вечером пришел муж. Обед оказался очень вкусным. Когда покушали, муж хитро подмигнул жене и, улыбнувшись, сказал:

— Ну, жена, бог нам счастье послал! Утром, когда проснемся, под подушкой у нас будет золото.

Ничего не сказала в ответ жена, потупила взгляд и пошла стлать постель. Наутро проснулись они, заглянули под подушку — никакого золота нет. Перетрясли всю постель — злота так и не было.

Велико было удивление Хасена и Хусаина, когда они, проснувшись утром, обнаружили у себя в изголовье по целому мешку золота. Не меньше ребят были удивлены и обрадованы родители. Отец Хасена и Хусаина, никогда не видавший так много золота, перепугался и кинулся к своему брату за советом.

— Ой-ой, брат, скажи мне, что такое случилось? Утром в изголовье наших ребят мы нашли по мешку золота. Худо это или хорошо?

Глаза торговца заблестели от зависти, но, нахмурив брови и глядя в землю, он громко заговорил.

— Скверное дело. Это вмешались духи. Я как-то спрашивал у хазрета об этом, и он, по милости аллаха, ответил: «Дух испортил такого человека, его надо немедля повесить…» Возьми ты их, увези куда-нибудь и убей, иначе не будет тебе в жизни добра от таких детей!

Отец вернулся домой опечаленный. И так и эдак думал он, наконец решил: «Нет, убивать своих детей я не могу. Уведу их подальше в степь или в лес, чтоб глаза мои их не видели и уши не слышали». Утром он попросил у соседа арбу, посадил в нее детей и сказал:

— Нынче я отвезу вас туда, где много-много ягод. Вечером я за вами приеду, а вы должны собрать мешок ежевики.

Долго ехали они степью, наконец очутились на опушке дремучего леса. Меж стволами деревьев переплелись густые кустарники, и ребята увидели много ягод.

— Ну вот, дети, оставайтесь здесь, собирайте ягоды.

Больше отец ничего не мог сказать, отвернулся и плача пошел к лошади.

Долго собирали Хасен и Хусаин ежевику, присели отдохнуть, поджидая отца — вот-вот приедет. Отец так и не приехал. Пришлось ребятам ночевать в лесу. Наутро проснулись они, смотрят, а под головами у них опять появилось по мешку золота. Не дотронулись до него ребята, бросили на том месте, где ночевали, пошли по лесу, куда глаза глядят. Повстречали на пути старика-охотника.

— Здравствуйте, дедушка,- сказали в один голос ребята.

— Здравствуйте, дети! Откуда и куда идете?

— Откуда, не знаем, лес большой, а идем до первой встречи. У кого нет дочерей — сойдем за дочерей, у кого нет сыновей — за сыновей.

— У меня детей нет, будете мне сыновьями? Пойдете ко мне?

— Пойдем,- согласились мальчики.

Старик был на лошади. Усадив на нее ребят, он сказал:

— Езжайте, лошадь сама привезет вас к моему жилью.

Ребята поблагодарили старика и не остались в долгу:

— Дедушка,- сказали Хасен и Хусаин,- там, где мы спали, лежат два полных мешка золота!

Долго жили Хасен и Хусаин у старика-охотника, привыкли к лесной жизни, научились хорошо стрелять, сами стали опытными и смелыми охотниками. К этому времени бедный когда-то старик был уже самым богатым человеком в окрестности.

Когда ребята подросли, золото перестало появляться у них под подушками. Однажды они долго беседовали между собой и вспомнили всю свою прошедшую жизнь.

— Мысли моего брата — мои мысли, куда ты — туда и я,- ответил Хусаин.- Пойдем!

Они пошли к старику, чтобы сообщить ему свое решение. Пожалел старик-охотник молодых жигитов и сказал:

— Могу дать вам в подарок гурт скота, да вижу,- не нуждаетесь вы в нем. Желаю вам счастливого пути и успеха в поисках родителей.

Дал старик Хасену и Хусаину двух лучших скакунов, и, попрощавшись, они поехали. Ехали они целый месяц и наконец увидели, что дорога раздвоилась.

— Наши пути расходятся,- сказал Хасен,- ты езжай вправо, а я поеду влево.

— Пусть будет так,- ответил Хусаин.- Где бы мы ни были, на обратном пути встретимся здесь!

У развилки дорог они воткнули в землю нож.

— Жив или мертв будет каждый из нас, покажет этот нож,- сказали они.- Если кто из нас умрет, половина ручки, обращенная в сторону его дороги, должна сгореть.

Попрощавшись, Хасен и Хусаин поехали в разные стороны. Пусть едет Хусаин — у него своя дорога, сейчас рассказ будет о Хасене.

* * *

Хасен миновал несколько перелесков и выехал в открытую степь; перед ним раскинулся большой город. Чем ближе подъезжал Хасен к городу, тем больше он удивлялся: всюду видны были черные флаги, большие черные полотнища окутывали дома.

— Почему ваш город в трауре?- спросил Хасен первую встречную старуху.

— Видно, не нашего города ты житель,- ответила старуха.- Что ж, изволь, если хочешь, скажу! Появилс-я у нас прожорливый семиглавый змей. Каждый день даем мы ему одну девушку и одного зайца. Сегодня пришла очередь отдать змею дочь хана. Хан объявил всюду: если кто убьет змея и спасет Ханшаим, за того он выдаст ее замуж. Только не отыскался еще такой смельчак в городе, вот хан и приказал вывесить всюду черные флаги.

Хасен прямо направился к хану. Хана дома не оказалось, а рядом с ханскими покоями в одной из комнат Хасен увидел связанного зайца и с ним девушку неописуемой красоты. Черные косы ее блестели, как шелк, жгучий взгляд был равен ослепительным лучам солнца. Увидев Хасена, Ханшаим вздрогнула.

— Не пугайся,- успокоил ее Хасен.- Если я спасу тебя от змея, чем ты сможешь меня отблагодарить?

— Если б ты освободил меня, я бы вышла за тебя замуж.

Хасен присел рядом с ней на корточки, подумал немного и сказал:

— Я много проехал нынче и сильно устал. Лягу отдохнуть, а когда появится змей, ты меня разбуди.

Хасен уже крепко спал, когда вдруг что-то застучало, загремело, и дверь широко распахнулась. Ханшаим оцепенела от ужаса, увидев на пороге голову змея, но тут же опомнилась и стала будить Хасена.

Крепко спал утомленный Хасен. Он не проснулся даже от криков девушки. Змей приближался. Ханшаим, потеряв все надежды на спасение, покорилась судьбе и, склонившись над Хасеном, горько заплакала в ожидании смерти. Горячие, крупные слезы девушки упали на лицо Хасена и обожгли молодого жигита.

Проснувшись, Хасен увидел змея. Выхватив из-за пояса тесак, Хасен взмахнул им, и все головы змея разом полетели прочь.

Ханшаим обрадовалась и; сняв с пальца золотое кольцо, отдала его Хасену. Хасен ушел из дворца, а в это время в дверь случайно заглянул визирь хана Увидев, что девушка жива, а змей убит, визирь удивился, но вмиг сообразил, что подвернулся удобный случай возвыситься перед ханом. Не показавшись девушке, он поспешил уйти и предстал перед ханом с неожиданной радостной вестью.

— Я собственноручно убил змея и спас Ханшаим!- сказал визирь.- Сдержи обещание, хан: пусть Ханшаим станет моей женой!

— Да будет так!- ответил хан. Он приказал вывесить но всему городу белые флаги, украсить все дома белыми полотнищами, чтобы все население знало, что хан освободился от семиглавого змея. Созвали всех мулл, чтобы справить свадьбу дочери с визирем. В это время появился в ханском дворце Хасен. Услышав, как визирь хвастливо рассказывал о своей победе над змеем, Хасен, указывая на визиря, сказал:

— Это лгун и трус! Чем ты можешь доказать правоту своих слов? Змея убил не ты, а я!

Все обернулись к Хасену и стали его разглядывать.

— А чем докажешь ты?- надменно возразил визирь.

— У меня есть доказательство,- сказал Хасен, доставая из кармана кольцо и показывая его всем собравшимся.

— Он украл это кольцо у Ханшаим!- закричал рассвирепевший визирь.

— Если ты убил змея,- сказал Хасен,- значит, ты сможешь поднять его мертвого и перебросить на другое место.

Напрасно визирь пытался поднять змея, он не мог даже сдвинуть его. Тогда подошел Хасен, легко поднял змея и выбросил его через окно в реку. Тут Ханшаим, которую вызвал хан для свидетельства, указала на Хасена:

— Меня освободил этот молодой жигит, и ему я дала кольцо,- сказала она.

Хан прогнал прочь визиря и, выдав за Хасена свою дочь, сделал его своим приближенным.

Скоро Хасену стало скучно жить при ханском дворе в роскошных палатах, и он стал часто отлучаться на охоту. Однажды в жаркий полдень он ехал по берегу реки. Его сопровождал красивый охотничий пес. Вдруг неожиданно подул ветер, похолодало и посыпал густой снег. Хасен начал осматриваться, где бы укрыться от ветра и снега и согреться, и увидел вблизи одинокую ель. Высокая и стройная, покрытая мягким снегом, она напоминала большой шатер. Хасен укрыл под ней коня и собаку, наломал сучьев, разложил костер и стал греться. Тут он заметил на дереве среди ветвей старуху — сидит и жалобно плачет, будто вьюга завывает.

— Что ты плачешь?- спросил Хасен.- Может, озябла? Слезай, подойди к огню, погрейся.

— Я бы слезла, сынок,- говорит старуха,- да собаки боюсь. Дай мне твою палочку!

Хасен протянул ей палочку, чудодейственной силы которой он не знал. Старуха взмахнула ею над конем, над собакой и над Хасеном — все трое превратились в камни и так и остались под елью.

Пусть Хасен останется в лесу, превращенный в камень, сейчас рассказ будет о Хусаине.

После разлуки с братом он тоже вскоре стал ханом и жил в одном большом городе. В тот день, когда Хасена не стало в живых, загрустил Хусаин и решил ехать на поиски брата. Снарядив коня, Хусаин отправился в путь и наконец подъехал к тому месту, где разошлись их дороги. Нож оставался на прежнем месте, только та половина, которая была обращена в сторону пути Хусаина, была цела, а другая половина обгорела. Хусаин понял, что Хасен умер. Заплакал он и решил: «Не живого — так мертвого поеду искать!»

Повернув коня на дорогу, по которой уехал брат, Хусаин вскоре очутился в том городе, в котором жил Хасен. С почетом приняли его там и отвели во дворец. Тут Хусаин встретил молодую женщину и узнал, что она была женой его пропавшего брата.

Слишком радушный прием и радостное настроение визиря, который опять вернулся ко двору, вызвали у Хусаина подозрение. «Что-то здесь неладно,- подумал он. Уж не жертвою ли этого визиря стал мой бедный брат?» Всю ночь думал об этом Хусаин, а утром, узнав от Ханшаим, что брат пропал на охоте, поехал сам берегом реки на поиски.

Так же, как и Хасена, Хусаина захватила вьюга. Ель, которая стала пристанищем и могилой брата, приютила и Хусаина. Разведя костер, он также увидел среди ветвей старуху и тоже пожалел ее.

— Слезай, бабушка, с дерева, погрейся,- сказал он.

— Я бы слезла, сынок,- говорит старуха,- да собаки боюсь; погоди, я ей палочкой погрожу!

Хусаин посмотрел на старуху, и словно что-то кольнуло его в сердце. Он встал с камня, на который присел, и поднял ружье.

— А ну-ка, слезай, не то пристрелю,- сказал он прицеливаясь. Старуха дрожа слезла с дерева.

— Кажется мне, что ты знаешь, где мой брат; говори, или убью,- приказал он.

— Камень, на котором ты сидел, и есть твой брат,- ответила старуха.- Визирь приказал мне заманить его и убить. Пощади меня, я верну тебе брата. Возьми спрятанную в ветвях ели палочку и взмахни ею.

Хусаин так и сделал — вмиг перед ним вместо камня, на котором он сидел, оказался Хасен. Нельзя описать, как обрадовались братья после долгой разлуки.

Долго гостил Хусаин у Хасена и однажды сказал ему:

— А теперь, Хасен, я тебе напомню пословицу, которую ты мне сказал у старика-охотника: «Собака ищет место, где сыта бывает, а человек — где родился». Не думаешь ли ты, что пора нам поехать на поиски родителей?

— Хоть и переврал ты пословицу, но я согласен. Если мы думаем найти их живыми, откладывать больше нельзя.

Как порешили, так и сделали. С первым же торговым караваном Хасен и Хусаин отправились в путь и наконец в праздничный день въехали на ярмарочную площадь города. Здесь они встретили своего дядю, богатого купца, который проходил меж торговых рядов и встречал каждый новый караван. Племянников он не узнал, а когда они назвали себя, тотчас стал льстить, заискивать и готов был целовать им руки.

— А где наши отец и мать?- одновременно спросили Хасен и Хусаин.

— Здесь, в городе. Только зачем вам старики, которые давно уже не видят света? Я вижу, вы достаточно богаты,- сказал дядя.

Спросами и расспросами Хасен и Хусаин нашли на окраине старую полуразвалившуюся лачужку. Окон в ней не было, в темноте не видно было, кто в ней находится. Хасен и Хусаин зажгли огонь и увидели перед собой своих слепых стариков в грязной, изношенной в клочья одежде.

— Отец! Мать! Что с вами случилось?- вскричал Хасен.

— Вы совсем не видите света?- спросил Хусаин.

Мать заплакала, услышав родные голоса. Отец замахал руками и заговорил:

— Неужели есть еще на свете такой человек, который ищет меня? Неужели мои сыновья, которые давно умерли, пришли навестить меня?

Хасен и Хусаин рассказали все по порядку, где жили, что видели и как наконец попали к родителям.

— Почему ты тогда бросил нас в лесу, неужели погнался за золотом?- спросил Хасен отца.

— Почему ты не приехал тогда за нами, ведь у нас было еще больше золота?- спросил с упреком и Хусаин.

— Не обижайтесь, дети мои, иного выхода не было,- заплакал старик.- Ваш дядя сказал мне, что по воле аллаха я должен убить вас, потому что вами овладел злой дух. Я не мог этого сделать, я поступил как родной отец. Разлука с вами была нам тяжела, и вы видите, как мы живем,- ваш богатый дядя ни в чем нам не помог. Самое тяжелое наказание для нас это то, что мы не можем вас видеть.

Старик умолк. Хасен и Хусаин на время покинули лачужку. Они пошли на ярмарку, отыскали своего жадного до наживы дядю и бросили его в глубокий колодец.

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ (Лк. 16:19-31).

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.»

(Лк.16:19-31)

Притча о богаче и Лазаре весьма многогранна, она побуждает нас задуматься о смысле и цели жизни, о суде Божием и суде человеческом, о вере и праздном любопытстве видеть внешние чудеса, о невозможности покаяния после смерти и о посмертных страданиях.

В чем же состоял грех богача, его вина, за которую он столь нечаянно попал в ад? В Евангелии сказано, что он был богат; но, без сомнения, не богатство было причиной столь ужасного мучения, которое испытывал богач в аду. В Священном Писании мы знаем немало людей состоятельных (например, Авраам, Иов, Иосиф Аримафейский), которые по своему милосердию были радостью и благословением для других.

Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно, дословный перевод с греческого текста: «веселящийся каждый день светло». Греческий глагол «веселящийся» имеет еще и значение «наслаждаться собой». Веселье богатого приносило эгоистическое удовольствие исключительно его телу, чреву и его греховным желаниям, не давая место истинной радости, в которой содержится свойство настоящей любви – отдавать часть этой радости другому. Он был жестокосердным и немилосердным к бедным, а его богатство застилало в сознании самый главный вопрос о том, для чего он живет, как он будет умирать и что будет потом? Вот за это-то жестокосердие и немилосердие богач и был послан после смерти в ад.

А у самых ворот его дома лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями. Имя «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. здесь символически указывается на то, что этот нищий, всеми оставленный, искренно надеялся только на Бога. От богатой трапезы ему ничего не давали, поскольку сказано, что он «желал напитаться крошками … со стола богача» (ст. 21). Он не озлобился и не ожесточился в своем убожестве, как это часто мы наблюдаем в повседневной жизни, а за свое злострадание, безропотное терпение, за свою честную бедность и лишения удостоен был лона Авраамова, вечного успокоения и блаженства.

«Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые», — пишет митрополит Антоний Сурожский.

Мы видим, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселье и скорби – все здешнее скоро проходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьей всех помышлений и дел человеческих и или введут их в рай, или повергнут в бездны ада, откуда выхода никогда не будет.

Один умер незаметно; другой умер, и его торжественно похоронили, положили в гроб. И как же переменяется судьба и состояние того и другого после смерти! Как же различны суды Божии и суды человеческие!

Как бы ни возносили человека на земле, какое бы великое место он здесь ни занимал, какими бы наградами его ни осыпали — это не имеет никакого отношения к состоянию его души. И как бы ни был отвергнут человек, как бы ни был попираем всеми, неизвестна его судьба за гробом. Ведь там начинается Его суд.

Но Господь еще здесь на земле предупреждает нас об этом суде каждый день, во время Своей Божественной Литургии: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:25) и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4), только мы не хотим этого слышать, или «слыша не слышим» (Мф. 13:13). Чуть раньше этой притчи содержится повествование о неверном управителе, которую Господь заканчивает словами: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9). В этом именно нищем, столь несчастном, убогом и беспомощном, богач и мог снискать себе друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители. Но даже столь жалкий бездомный, больной человек не смог растопить безжалостного сердца богача к нищему, который, будучи глухим к чужой боли и страданию ближнего, прошел мимо своей жизни.

Лазаря несут и сопровождают в рай, как согражданина своего, небесные ангелы, а богач оказывается в аду, терзаемый муками совести. Ему ниоткуда нет никакой помощи. Богач умоляет Авраама, чтобы он послал Лазаря омочить конец, только конец своего пальца в воде, и прохладить его сластолюбивый язык, теперь столь ужасно горящий и засохший. Но богачу и в этом отказано, ведь он «получил уже доброе … в жизни» (ст. 25). Что доброе? То, что он считал добром, т.е. ел, пил, дорого одевался, веселился, а о Боге и угождении Ему не помышлял, добрых дел не делал и, жил как животное, не заботясь о бессмертной душе. Далее, Авраам представляет и другую причину богатому, почему Лазарю нельзя прийти к нему, бывшему богачу, именно потому, что между заключенными в аду и между находящимися в раю утверждена пропасть вовеки непроходимая. «Пропасть означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет всё во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген», — пишет блаженный Феофилакт.

Ни один священник не может придти с разрешительной молитвой, ни один святой — туда, где находятся в вечных муках нераскаявшиеся грешники. И ни один грешник, какое бы дерзновение и отвагу он ни имел, не может перейти оттуда. Но, с другой стороны, пока мы здесь, нет никакой пропасти. Нет никаких препятствий для того, чтобы перейти отсюда — от греховного состояния — на лоно Авраамово, к Богу. Нет на земле ни одного человека, который из грешника не мог бы стать святым через покаяние.

Это поразило богача новым ужасом безнадежности в помиловании, ужасом отчаяния, и он уже просит Авраама не о себе, а о своих братьях, чтобы Авраам послал Лазаря к ним для засвидетельствования о действительном существовании ада и вечного мучения. Но бывшему богатому сделан отказ и в этом, а сказано, чтобы братья его слушали Моисея и пророков, т. е. их писания читали и исполняли. Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие другие уверения будут также напрасны. Неверующим, как фарисеям, и в наши дни необходимо «знамение с неба» (Мф.16:1), словно это поможет им в мгновение ока стать истинно верующими последователями Христа.

Еще во время жизни Спасителя упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, которые совершал Господь Иисус Христос: воскрешение Лазаря, а затем и Его собственное Славное Воскресение.

Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя. Если же они хотят переменить свой образ мыслей и жизни и достигнуть вечной жизни, то пусть усердно читают и слушают Евангелие и исполняют написанное в нем.

Какой же урок для себя вынесем мы из этой притчи? Хочется закончить словами митрополита Антония Сурожского:

«Обеспеченность, спокойствие, тишина, нарушаемые только мелкими бурями, закроют ли наши глаза на то, что у нашей двери Лазарь умирает с голода – умирает физически и умирает от голода по милости? Закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что жизнь имеет глубину, и смысл, и цель, и что мы устремлены к встрече с Богом, и что эта встреча будет последним и поистине страшным судом, если в нас не найдется любви – но чистой, подлинной любви?.. Не можем ли мы научиться, когда мы постоянно на все жалуемся, от того Лазаря, который и голодал и холодал у двери богача?.. Он нашел себя; его внутрь себя загнали голод и холод, одиночество и нужда, и в этой глубине он встал перед Богом. Неужели нам надо так дострадаться до Бога, как Лазарь? Неужели нужно, чтобы на нас нашла предельная скорбь, для того чтобы войти в себя и стать перед лицом человеческой большой, значительной судьбы?..

Всмотримся в эти два образа. Мы никуда не уйдем от этого суда, потому что мы слишком много знаем: знаем слишком много о воле Божией, знаем слишком много о любви Божией, перед нами расстилается все Евангелие, как путь или как суд. Кто мы – Лазарь или богач? И если мы чувствуем в себе богача, уже тлеющего со страстями своими, – опомнимся теперь, пока еще живы, пока есть еще какая-то сила в душе, какая-то сила в теле – опомнимся теперь и оживем!»

Педагог воскресной школы
Духовно-просветительского центра
при Свято-Ильинском храме
Ия Игоревна Быкова

Эта статья о притче из Евангелия от Луки. О человеке, воскресшем из мертвых, см. Лазарь из Вифании . Для баллады см » Погружения» и «Лазарь» (баллада) . Чтобы узнать о других значениях этого имени, см. Lazarus (имя) .

Святой Лазарь

Лазарь и Дайвс , иллюминация из Золотого кодекса Эхтернаха.
Верхняя панель: Лазарь у дверей богача.
Средняя панель: Душа Лазаря переносится в Рай двумя ангелами; Лазарь на груди Авраама.
Нижняя панель: Душа Нырка уносится двумя дьяволами в ад; Погружения пытают в Аиде

Почитается в

Римская католическая церковь

Праздник

28 июня

Покровительство

Бедные, против проказы , прокаженных , Орден Святого Лазаря

Притча о богаче и Лазаре (также называемая Дивом и Лазарем или Лазарь и Див ) — это хорошо известная притча об Иисусе, появляющемся в Евангелии от Луки .

В притче (от Луки 16: 19–31 ) Иисус рассказывает своим слушателям — своим ученикам и некоторым фарисеям — об отношениях между безымянным богатым человеком и бедным нищим по имени Лазарь при жизни и после смерти. Традиционное имя Dives на самом деле не имя, а слово, обозначающее «богатый человек», dives в тексте латинской Библии, Вульгаты . Богачу также дали имена Neuēs (то есть Ниневия ) и Fineas (то есть Phineas ) в III и IV веках. Анонимность и наименование играют важную роль в этой притче. Обычно бедность анонимна, а богатство признано. И все же имя Лазаря, и богатый человек анонимен, ожидая перемены, которая произойдет в конце.

Наряду с притчами о десяти девственницах , блудном сыне и добром самаритянине , это была одна из наиболее часто иллюстрированных притч в средневековом искусстве, возможно, из-за яркого повествования о загробной жизни .

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *