7 декабря 1965 года состоялось снятие анафем одновременно патриархом Афинагором в Стамбуле и папой Павлом VI в Риме.

СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО СЛУЧАЮ СНЯТИЯ АНАФЕМ

Благодарные Богу за то, что по благости и милосердию Своему Он дал им встретиться на той священной земле, где смерть и воскресение Господа Иисуса совершили тайну нашего спасения, и где излияние Духа Святого породило Церковь, папа Павел VI и патриарх Афинагор I, твердо решили не упускать ни одной возможности к проявлению жестов, вдохновленных любовью, которые могли бы содействовать развитию начавшихся братских отношений между Римско-католической Церковью и Константинопольской Православной Церковью. Они убеждены, что отвечают таким образом на призыв благодати Божией, ведущей как Церковь Римско-Католическую и Церковь Православную, так и всех христиан к преодолению разногласий, дабы они вновь стали «едиными», как молил о них Господь Иисус Своего Отца.

2. Среди препятствий, которые находятся на пути к братским отношениям доверия и уважения следует назвать прежде всего воспоминание о достойных сожаления решениях, поступках и инцидентах, приведших в 1054 году к отлучению патриарха Михаила Керулария и двух других лиц легатами Римского Престола, возглавляемыми кардиналом Гумбертом, подвергшимся в свою очередь подобному отлучению со стороны Коснстантинопольского патриарха и Синода.

3. В тот беспокойный период истории события эти не могли быть иными. Но сегодня, когда возможно вынести о них более здравое и уравновешенное суждение, необходимо признать, что чрезмерное значение, которое они приобрели позднее, было чревато последствиями, которые, насколько мы можем судить далеко вышли за пределы намерений и предвидений зачинщиков, чьи запретные меры касались лишь определенных лиц, но не Церквей и не были направлены на прекращение церковного общения между кафедрами Римской и Константинопольской.

4. Вот почему папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в том, что выражают общее стремление к правде и единодушное чувство любви своих верующих, напоминают завет Господень:
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь про- тив тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5. 23-24) — и по обоюдному согласию заявляют:
а/ что они сожалеют об оскорбительных словах, о необоснованных упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с другой стороны окрасили собою печальные события того времени или сопутствовали им;
б/ что они равным образом сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной акты отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых до наших дней служит препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению;
в/ что они скорбят о том, что дурные прецеденты и последующие события под влиянием различных факторов, прежде всего взаимного непонимания и недоверия, в конце концов привели к реальному разрыву церковного общения.

5. Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной, и которые будут преодолены действием Духи Святого, благодаря очищению сердец наших, благодаря раскаянию в исторических ошибках и деятельной воле к достижению понимания и совместному выражению апостольской веры и ее требований.

Совершая подобный жест они уповают на то, что он будет угоден Богу, готовому прощать нас, когда и мы прощаем друг друга, и оценен всем христианским миром и в особенности всей Римско-Католичсской Церковью и Православной Церковью, как выражение искренней взаимной воли к примирению, как побуждение к продолжению в духе взаимного уважения, доверия и любви, диалога, который к великой пользе для душ приведет с помощью Божией к обновлению жизни, наступлению Царства Божия в полном общении веры, в братском согласии и участию в таинствах, соединявших нас в течение первого тысячелетия жизни Церкви.

Павел VI, папа
Афинагор I, патриарх

Елена Ханенкова, 18 апреля 2017, 19:54 — REGNUM

Учение о непогрешимости римского первосвященника гласит: «Твердо держась предания, дошедшего до нас от начала Христовой веры, мы… учим и объявляем, как богооткровенное учение, что когда римский первосвященник говорит ex cathedra т. е. когда, исполняя свое служение, как пастырь и учитель всех христиан, он в силу своей высшей апостольской власти определяет учение о вере и нравственности, которое должна содержать вся Церковь, он через Божественную помощь, обещанную ему в лице блаженного Петра, обладает тою непогрешимостью, которой Божественный Спаситель благоволил наделить Свою Церковь, для определения учения относительно веры и нравственности, и что поэтому такие определения римского первосвященника сами по себе, а не по согласию Церкви, неизменны».

I Ватиканский (XX Вселенский) собор, 1869—1870 гг. Папа Пий IX (1846—1878), во время понтификата которого доктрина о непогрешимости Папы Римского была принята на Первом Ватиканском соборе

Согласно данному догмату, вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа, данным папе как преемнику апостола Петра. По нему, когда Папа определяет учение Церкви, он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.

В той или иной форме положение о непогрешимости римского епископа существовало очень давно. За 15 лет до I Ватиканского собора философ А. Хомяков писал о том, что «в убеждениях истинных католиков и на практике Западной Церкви папы были непогрешимы еще в Средние века». I Ватиканский собор лишь формально ограничил папскую непогрешимость вопросами вероучения и нравственности.

Символ папства

Поначалу западные церкви не решались говорить о своей догматической власти как о праве. Филиокве и остальные нововведения пытались объяснить, ссылаясь на их мнимую древность, представить их не «новаторством», а частью существующей традиции. Считается, что решающее значение в утверждении идеи непогрешимости папы сыграл Великий раскол, окончательно освободивший Рим от мнения внешнего мира.

Затем, конечно, появилась потребность консолидации самой Западной Церкви. А. Хомяков писал об этом: «Или истина дана единению всех… или она дастся каждому лицу, взятому порознь». Церкви Запада стали считать, что Рим подал пример пренебрежения единством церкви и не должен рассчитывать на иное отношения к себе с их стороны; многие хотели самостоятельности. Не стоит забывать, что, кроме этого, сознанию западного человека приходилось сталкиваться с вещами, которые не особо соотносились с благостью и предназначением церкви: с инквизицией, Реформацией, а затем (после Просвещения) и с секуляризацией. Некоторые богословы считают, что все это целенаправленно подтачивало веру и способность человека осуществить духовный выбор осознанно — и лишь подталкивало к мыслям освободиться от него окончательно. Поэтому абсолютно не удивляет тот факт, что в 1870 году высшие чины католичества безропотно передали бремя ответственности и выбора одному человеку — Папе Римскому, предварительно щедро наделив его непогрешимостью.

Первый Ватиканский собор Иллюстрация из книги о папе Пие IX, Карл Бензингер, 1873

Но не все было так однозначно: часть духовенства резко осудила такое откровенное «затаптывание» в землю духа евангельской свободы. Образовалось две фракции: сторонники большей власти папы (ультрамонтанское движение) и сторонники преобразований в нечто более похожее на конституционную монархию.

Сам Ватиканский Собор многие отцы покинули в знак протеста. Затем они даже объединились в старокатолическое движение для того, чтобы возродить вероучение и жизнь Западной Церкви в том виде, какими они были до Великого раскола. Это движение и даже попытки воссоединения с Православной Церковью — идея основания Поместной Православной Церкви Запада — даже серьезно рассматривались православным богословием, но им не суждено было сбыться.

Святой Дух сходит на папу Григория I Карло Сарасени, 1610, Рим

Критики догмата считают, что «непогрешимость» папы — логичное продолжение мистического восприятия его личности. Как писал Л. Карсавин, догмат о папской непогрешимости был «логическим выводом … из самой природы католической идеи. Раз существует видимо истинная церковь и в ней истинное учение и орган, хранящий его, необходимо, чтобы решения и мнения этого органа были непогрешимы, иначе истинное учение Церкви неведомо, а истинная Церковь невидима».

В этом большое различие с православием: православное понимание области действия непогрешимости по сути своей консервативно, а католическое — прогрессивно. Кардинал Джон Ньюмен, с именем которого связывается развитие этого учения, определил его в таких словах: «Свящ. Писание начинает собою процесс развития, которое им не завершается». И церковь «не потому непогрешима, что свята, а потому, что имеет верховного первосвященника», через которого взаимодействует Дух Божий.

Интересно, что папа Пий IX категорически отказался дать четкие критерии границ непогрешимости, заявив в 1871 г: «Некоторые хотели, чтобы я разъяснил соборное определение еще больше и точнее. Я этого делать не хочу. Оно достаточно ясно».

Каждый католик, таким образом, вынужден относиться к любым словам первосвященника Рима как к потенциальной истине. Фактически римский первосвященник обладает своей собственной непогрешимостью, которая живет вместе с ним и умирает вместе с ним, и не передается по наследству его преемникам.

Единственное применение ex cathedra «О непогрешимости папства» с момента ее торжественного объявления было сделано в 1950 году для картины «Вознесение Девы Марии», получившей статус догмата веры Картина «Вознесение Девы Марии» создана Рубенсом в 1626 году

К их чести надо сказать, римские первосвященники почти никогда не пользовались правом вероопределения ex cathedra и сохраняли своим преемникам право на дальнейшие толкования и даже на опровержения. Однако пока папа занимает престол, верующим предписывается подчинение не только официальным вероучительным определениям папы, но даже тому, что говорится не ex cathedra: «Это религиозное подчинение воли и разума должно особенно проявляться в отношении аутентичного учительства Римского первосвященника… его верховное учительство должно приниматься с благоговением, суждение, им высказанное, приниматься чистосердечно согласно выраженной им мысли и воле…»

Многочисленны, как известно, примеры заблуждений и даже еретических суждений римских епископов. Например, накануне Второй мировой войны Ватикан выступал за уступки в пользу фашистской Германии с тем, чтобы та выступила против СССР. В частности, папа Пий XII попытался заставить католическую Польшу поддержать присоединение вольного города Данцига к фашистской Германии. Только после того как в Польше нацисты убили более 2500 монахов и священников и многих заключили в тюрьму, папа выступил с критикой Германии.

Папа Пий IX

Сейчас, похоже, суждения перешли скорее в моральную сферу. Напомним, что в 2013 году папа Франциск заявил журналистам: «Если человек гей, находится в поисках бога и его намерения чисты — кто я такой, чтобы судить его?» Он добавил, что следует простить священников-гомосексуалистов, а их грехи — отпустить. Однако первосвященник все же напомнил, что катехизис католической церкви осуждает однополые связи.

Читайте развитие сюжета: Допрос об истине: миф и реальность инквизиции

Часть серии о

История
христианского богословия

Задний план

Богословие · Раннее христианство · Хронология · История христианства · Церковное устройство · Тринитаризм · Нетринитаризм · Реставрационизм · Христология · Мариология · Библейский канон · Второканонические книги · Гонения и терпимость

Экуменические символы веры

Апостолов · Никейский
Халкидонский · Афанасийский

Патристика и советы

Отцы церкви · Августин
Никее · Эфес · Халкидон

Постникейское развитие

Ересь · Монофизитство · Монофелитство · Иконоборчество · Григорий I · Алкуин · Фотий · Раскол между Востоком и Западом · Схоластика · Фома Аквинский · Ансельм · Палама

Реформация

Реформация · Лютер ( Богословие Мартина Лютера ) · Меланхтон · Индульгенции · Оправдание · Пять солей · 95 тезисов · Книга согласия · Предопределение · Кальвинизм · Арминианство · Английская Реформация · Контрреформация · Трент

Со времен Реформации

Пиетизм · Джон Уэсли · Большой Awakenings · Святость движения · Восстановление движения · Экзистенциализм · Либерализм ( Светская теология · Модернизм в католической церкви ) · PostLiberal Богословие · Постмодернизм ( Радикальная ортодоксия ) · неоортодоксией · Палео-ортодоксия · Ватикан II · герменевтика · Теология освобождения · Христианский анархизм · Христианский феминизм ( азиатское феминистское богословие ) · Квир-теология · Прогрессивное христианство · Теотанатология · Критический реализм · Консеквенциализм ( ситуационная этика · христианский гедонизм ) · Трансмодернизм · Теология процесса · Открытый теизм

Портал христианства

Ересь в христианстве означает формальное отрицание или сомнение в основной доктрине христианской веры, определенной одной или несколькими христианскими церквями .

В западном христианстве , ересь чаще всего относится к тем убеждениям , которые были заявлены как анафема любым из Вселенских соборов , признаваемых католическая церковь . На Востоке термин «ересь» эклектичен и может относиться ко всему, что противоречит церковной традиции . После Великого раскола и протестантской Реформации различные христианские церкви также использовали эту концепцию в судебных процессах против отдельных лиц и групп, которых эти церкви сочли еретическими.

Изучение ереси требует понимания развития ортодоксии и роли верований в определении ортодоксальных верований, поскольку ересь всегда определяется по отношению к ортодоксии. Православие находится в процессе самоопределения на протяжении веков, определяя себя с точки зрения своей веры и изменяя или проясняя убеждения в противовес людям или доктринам, которые воспринимаются как неправильные.

А) Александру I Б) А.А. Аракчееву В) Н.М. Карамзину
2. В чем заключался основной замысел М.И. Кутузова, когда он решил оставить Москву
А) навязать французской армии зимнюю компанию
Б) спасти остальные русские города от разгрома
В) сохранить русскую армию
3. Главной целью Священного союза стало
А) организации суда над Наполеоном
Б) поддержание мира в Европе и борьба с революционными движениями
В) восстановление во Франции династии Бурбонов
4. В чем состояла суть так называемого «восточного вопроса» в начале XIX века
А) борьба между европейскими странами за влияние на китайской территории
Б) установление контроля над святыми местами Иерусалима
В) ослабление Османской империи и борьба европейских держав за раздел ее владений
5.В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.А. Чарторыйский, А.С. Строганов. Что объединяет эти имена?
А) это герои войны 1812 года Б) все они были единомышленники Павла I
В) все они входили в Негласный комитет
6.Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией
А) Венский конгресс Б) Парижский конгресс В) Берлинский конгресс
7. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева
А) демократическая республика Б) самодержавная монархия В) конституционная монархия
8. В каком году был создан «Союз спасения»
А) 1812 Б) 1816 В) 1818
9.Когда началась русско-иранская война
А) 1804 Б) 1820 В) 1826
10.В чем состояла суть указа о «вольных хлебопашцах»
А) указ разрешал помещикам отпускать крестьян на волю с землею за выкуп
Б) указ освобождал крестьян с согласия помещика без земельного надела
В) указ переводил крестьян в разряд «военных поселенцев»
11.В 1826 году Николай I учредил III отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии, которое стало:
А) Органом политического сыска; Б) Органом цензуры; В) Гвардией царя;
12.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было
А) укрепление роли государственного аппарата Б) введение гражданских свобод
В) усиление роли общественных организации
13.Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был
А) В. Тропинин Б) А.Веницианов В) П. Федотов
14. В каком году был подписан Адрианопольский мирный договор
А) 1829 Б) 1837 В) 1856
15. В Крымской войне против России в союзе с Англией и Турцией выступала
А) Персия Б) Франция В) Италия
16. Даты правления Николая I
А) 1800-1826 Б) 1826-1856 В) 1825-1855
17. Общими во взглядах Хомякова и Грановского было
А) уверенность в существовании особого российского пути развития
Б) идеализация крестьянской общины
В) неприятие крепостнических порядков
18. Консервативное течение 30-40-х гг. было представлено
А) «Теорией общинного социализма» Б) «Теорией славянофилов» В) «Теорией официальной народности»
19. В каком году был подписан Туркманчайский мирный договор
А)1825 Б) 1828 В) 1829
20. Автором теории «общинного социализма» был
А) Хомяков Б) Соловьев В) Герцен
1) Расположите события в хронологической последовательности
А) переправа через реку Березину
Б) Бородинское сражение
В) Тарутинский маневр
Г) бой за Смоленск и соединение русских армий
Д) назначение М.И. Кутузова главнокомандующим
Е) военный совет в Филях
Ж) бой за Малоярославец
З) сдача Москвы Наполеону
2) Установите соответствие : А) Западники Б) Славянофилы
1.) отрицательное отношение к крепостному праву
2.)поддержка реформ»сверху»
3) поддержка развития страны по западноевропейскому пути
4) вера в исключительность исторического пути России
5) история России- часть общемирового процесса
6) отрицательная оценка деятельности Петра I

Англия и Франция – две великие державы средневековой Европы, контролирующие расстановку политических сил, торговые пути, дипломатию и территориальное деление других государств. Иногда эти страны заключали между собой союзы, чтобы воевать с третьей стороной, а иногда воевали друг против друга. Поводов для противостояний и очередной войны было всегда предостаточно – от религиозной проблемы до желания правителей либо Англии, либо Франции занять престол противоборствующей стороны. Результатами таких локальных конфликтов становились мирные граждане, которые гибли во время грабежей, неповиновения, внезапных атак противника. Разрушались в значительной степени производственные ресурсы, торговые пути и связи, сокращались посевные площади. Один из таких конфликтов разгорелся на Европейском континенте в 1330-х гг., когда Англия снова начала войну против своей извечной соперницы Франции. Этот конфликт получил в истории название Столетней войны, поскольку длилась с 1337 года по 1453 год. Страны не все 116 лет воевали между собой. Это был комплекс локальных противостояний, которые то стихали, то возобновлялись с новой заново.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *