Пролог

10 января 2016
Дары волхвов — что это?

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей.

Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод.

Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2).

Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).

Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке. Однако Евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя. Языческий мир признал Спасителя, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Говоря о волхвах, Евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники). В античной литературе существуют 2 значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. Из какой страны пришли эти мудрецы-звездочеты, определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу. Уже со II века в раннехристианской литературе родиной волхвов нередко называли Аравийский полуостров, тем самым связывая их с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому Царю Израиля: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного… и души убогих спасет» (Пс. 71:10–13).

Персидский царь Хосров II Парвиз, уничтоживший во время завоевания Палестины в VII веке почти все христианские храмы, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за фресок, на которых волхвы изображены в персидских одеяниях.

В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое — по числу даров. Их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар — впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар — «бородатым старцем», а Мельхиор — «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии.

Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан — как Богу. Смирна (мирра) — дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, — как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».

Поклонившись Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.

Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.

Дары волхвов — какие дары принесли волхвы Иисусу?

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.

 Так что же такое дары волхвов? Какие они?

Золото, принесенное волхвами, — это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.

В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404–1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому.

Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон — монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.

В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть монастырь святого Павла Ксиропотамского, в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец — Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца.

Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.

На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца…

Сайт Православие ру

___________________________________________

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рождества Христова Дары волхвов впервые принесены в пределы Русской Православной Церкви. График их пребывания:

• Москва, Храм Христа Спасителя, 7-13 января 2014 года (с 08:00 до 22:00)

• Санкт-Петербург, Воскресенский Новодевичий монастырь, 14-17 января 2014 года (14 января доступ верующих будет организован с 15:30 до 22:00, 15-16 января с 06:00 до 22:00, 17 января с 06:00 до 12:00)

• Минск, Дом Милосердия, 18-24 января 2014 года

• Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 25-30 января 2014 года

Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте честные-дары-волхвов.рф

Смирна – от библейских времен до наших дней

Причастность к Господу человек воспринимает всеми своими чувствами. И это не только вид святых образов и алтаря, молитва священника и пение церковного хора, но и благоухание ладана, ароматы свечей и елея. Эти неземные запахи напоминают нам о потерянном рае и вызывают мысли о вечном. Они символизируют различные дары Святого Духа. Ароматы сопровождали Спасителя с рождения до смерти: Волхвы принесли новорожденному Иисусу драгоценные благовония – ладан и смирну. Снятого с креста Спасителя помазали смирной и алоэ.
Благовония – это дар Божий и квинтэссенция природы. Для приготовления одного грамма розового масла требуется пять килограммов розовых лепестков. Благовония всегда ценились на вес золота и были частью богослужения. Восприятие запаха через вдыхание воздуха, напоенного благовониями, сопровождающими службу — это самый прямой физический контакт человека с богослужением. Одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей. Небесный аромат источают чудотворные и мироточивые иконы

Слово "смирна" (мирра, миро) неоднократно упоминается в Библии и имеет разные значения. Следует отличать святое миро от ароматических масел, мирры и смирны.
Под словом Миро (от древнегреческого μυρον — "ароматное масло") в христианстве подразумевается специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в Таинстве Миропомазания. Оно необходимо также при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство.
Первый рецепт изготовления миро приводится в Библии: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25)Для изготовления миро с древних времен использовались самые лучшие ароматические вещества. В наши дни миро приготавливается из оливкового масла высшего качества с добавлением белого виноградного вина и около 40 благовонных веществ, в т.ч. смол босвеллия, мирра, стакти, фиалкового и калганного корня, лепестков розы и различных эфирных масел.

На Голгофе Спасителю дали пить, по Евангелию от Марка (15:23), вино со смирной, а согласно евангелисту Матфею (27:34), уксус, смешанный с желчью. Этот напиток притуплял боль и одурманивал сознание. Его из милосердия давали осужденным на казнь через распятие, чтобы уменьшить их страдания. Римляне называли этот напиток "усыпительным". В толкованиях нет противоречия: уксусом тогда называли кислое вино, а под словом "смирна" здесь, очевидно, подразумевается смола мирра, которая имеет горький вкус — вкус желчи.

Под термином «миро» часто понимаются различные виды ароматических масел. Приведем упоминания о них, извлеченные из Священного Писания Нового Завета: "Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира" (Ин.12:3).

Кто такие волхвы и что символизируют дары волхвов?

Здесь миро — драгоценное ароматическое масло, получаемое из стеблей и корней трав, его стоимость в те времена — 300 динариев — соответствовала годовому заработку крестьянина. После смерти Господа на кресте Никодим принёс "состав из смирны и алоэ, литр около ста…" (Ин.19:39), и ученики "…взяли Тело Иисуса, и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи…" (Ин.19:40), а Мария Магдалина с двумя другими женщинами принесли ароматы для той же цели ко Гробу на третий день по погребении (Mк.16:1; Лк.23:56). Смесь смирны и алое — это состав для бальзамирования. Источники расходятся в том, был ли "алоэ" соком растения алоэ-вера или благовонным древесным порошком, но смирна в данном случае – это, безусловно, смола мирра. В бальзамический состав в древние времена также входили, как правило, воск, растительные и минеральные масла и смолы.
Мирру получают из тропических деревьев Commiphora myrrha (или Balsamodendron myrrha) семейства бурзеровых — того же семейства, что и Boswellia, которая дает натуральный ладан.

Мирровые деревья произрастают в Восточной Африке и на Аравийском полуострове. В древности благовония, в том числе мирру, часто привозили в город Смирну (ныне Измир) на западном берегу Малой Азии — возможно, поэтому мирру в русском переводе часто называли смирной.
Также смирной называют камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).

Богомладенцу Иисусу волхвы поднесли золото — как Царю земному, ладан — как Царю Небесному, и смирну — как Человеку, которому предстоит умереть.

Здесь под смирной понимаются ароматические масла, являющиеся основой бальзамов, используемых для помазания умерших.
На иконах дары волхвов изображают в виде шкатулки с золотом, шкатулки с ладаном и сосуда со смирной. На то, что в данном случае смирной именуются ароматические масла, указывает факт: дары волхвов, хранящиеся в монастыре св. Павла на Афоне, представляют собой золотые пластины и благоуханные шарики, по преданию, скатанные из смеси ладана (измельченной смолы) и смирны – ароматических масел. По этому рецепту делают афонский ладан и по сей день.
Ароматические масла — благовония всегда ценились на вес золота. Они были предметом роскоши и атрибутом богослужения. Для широких масс были доступны только ароматические травы и смолы в натуральном виде. Сегодня ароматы сопровождают человека везде, они используются и в светском обиходе, и в церкви.
В православном быту ароматические вещества называют церковными благовониями. Концентрированные церковные благовония высшего качества принято называть смирной. Они изготавливаются с использованием натуральных эфирных масел и не содержат спирта.
Смирна используется для елеопомазания, при производстве ладана, добавляется в лампадное масло. Несколько капель смирны в лампаде перенесут Вас на весенний луг, либо создадут в Вашем доме молитвенную атмосферу. Благовония можно использовать вместо духов и наносить на кожу, но с осторожностью — необходимо учесть индивидуальную непереносимость человека к тем или иным компонентам, из-за содержания в продукции различных составляющих веществ (натуральных эфирных масел) возможны проявления аллергических реакций.
В коллекцию Ароматические композиции смирны «Дары Волхвов» входит более 40 ароматов в цветочной и восточной гаммах.

// Л.Л. Ежов, группа компаний "Русский Афон"

« Все статьи »

Э.Ю.Безуглая, д-р географических наук

лавянские волхвы о рождении Иисуса Христа

          Среди богов, коим поклонялись славяне, особое место занимает Бог Коляда.

          Считается, что это древний языческий бог и его именем назван праздник. Во время этого праздника молодые люди и дети пели песни, переходя от дома к дому, поздравляли людей, славили бога. Но, почему этот праздник совпадает с Рождеством? Что такое колядование? Благодаря прекрасным книгам, изданным в последнее время можно ответить на эти вопросы вполне определенно.

          Один из текстов “Розовых огней”, записанных Софией Волохвянской, назван Коляда. В нем повествуется о рождении Сына Бога.

“Явился Бог на Землю человеком.

Венца на нем не видела и мать.

У сердца матери любовь была пригрета.

Рожденье Сына как мне описать?

Звезда Любви на небе засияла.

Ее заметили волхвы со всех сторон.

Она рождение Царя Царей вещала,

Но был не царский у младенца трон”.

          Другая книга, “Славянские веды” создана из народных песен болгар-примаков Стефаном Ильичем Верковичем. Книга без перевода впервые была опубликована в России в 1881 году. Александр Асов открыл для нас эту необыкновенную книгу, сделав ее перевод на русский язык.

Поклонение волхвов

Низкий ему поклон.

          В “Славянских ведах” много песен посвящено рождению Христа. Но в этих песнях и сказаниях все подстроено под образы поэзии славянских мифов и легенд. В каждой песне рассказ ведется от имени волхвов. В этих песнях Христос становится Богом Колядой.

          Волхвы знали, что произойдет особое событие. Они первыми сообщили о нем миру. Грешил народ на Земле, и волхвы просили Всевышнего, прислать “Коляду Бога, молодого, пресвятого”.

“И чудо тогда свершилось.

На небе диво явилось.

И зрели люди по всей Земле

В заоблачной звездной мгле

Звезда горит и ярится —

Ясная звезда Зарница”.

          Вспомним, как сказано в Евангелие : “Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке, и пришли поклониться Ему”. В “Славянских ведах” это событие описано подробнее.

“Мы пришли от края земли, и от края земли, от моря,

где нет ныне скорби и горя, где звезда три года сияла,

что нам путь в ночи указал.

Мы же сами — тридцать царей, тридцать королей.

Тридцать нас звездочетов и чародеев,

Тридцать ворожеев…

Мы и книгу Ясную зрели, мы читали ее и пели

о рождении Млада Бога, млада Коляды пресвятого…

Богу славу мы вознесли. Мы по звездам Его нашли…

И люди тогда дивились, постичь же никто е мог,

Что если звезда явилась, то значит родился Бог.

Но это постигли те тридцать царей”.

          Так в повествовании волхвов Христос был назван Колядой.

          В пещере родила Мария младенца.

“И тогда сама Злата Майя

Родили Молодого Бога,

Млада Коляду пресвятого”.

          Различие между Евангелием и Ведами состоит в том, что Богородица названа не Марией, а злато Майей. Наверное, существует связь между этими именами.

          “Время меняло диалекты. Имя Марии Девы и Иисуса Сына по-разному звучит. Народный дух все исказил по моде” — сказано в “Розовых огнях”. Каждый народ давал Деве Марии свое имя. Например, в Китае, когда узнали при императоре Тай – Цзун в 635 году о рождении Иисуса, то говорили, что Дева по имени Мо Янь родила Его. История о воскресении Иисуса Христа “передана Словом Святого Духа” всем народам “Всем дано слово о Боге Всевышнем, Источнике Света и Сил”.

          В Евангелие еще сказано: “И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну”. Об этом также рассказали волхвы в своих сказаниях.

“И в пещеру ту мы вступили,

Коляде дары возлагали — красно золото,

бело серебро и холсты — все холсты из лыка, льняные,

свечи белые, восковые.

Мы те свечи зажигали, чтоб они в пещере сияли”

          По приходе с Востока волхвы вначале рассказали царю Ироду, которого в песне зовут Черным царем о том, что видели звезду. Они сказали, родился Царь Царей. Свидетельство Евангелия об этом: “Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов” ” .

          Но волхвы и это событие описали подробно и ярко. Запомнил народ и стал петь об этом в своих песнях.

“Рассердился тут Черный царь, рассердился, разлютовал,

приказал он старшей дружине, прочь идти от града Великого,

всюду рыскать днями-ночами и рубить младенцев мечами…

закололи нм мало ни много — три тысячи. Так заклали они детей,

все три тысячи малышей”

          В других песнях называются другие цифры погибших малышей, но в основном сказано почти одно и то же. Не забыть тот огромный грех царя Ирода.

          По легенде эти убитые дети взошли к небесам и были приняты Всевышним. Потом Бог посылал их с небес вновь на Землю, “Чтоб те дети колядовали, чтоб в сочельник песни колядные распевали:

?Коляде мы дары дарили

Книгу Богу мы приносили, Золотую ту Книгу Вещую.

Как страницы ее раскрывались

Славы Богу провозглашались,

и перед Богом мы преклонялись…?

И с тех пор мы поем всегда:

Коляда – наш Бог! Коляда!”

          Вот откуда преклонение славян перед Колядой. Это вера в рождение Христа, о котором они узнали раньше всех, и пришли поклониться Младому Богу. Первыми они пророчествовали, первыми узнали о рождении богочеловека.

          В “Велесовой книге” тоже сказано, что знали славяне о рождении Младого Бога на Земле. “Вот грядет Он между нами, и должны мы пасть ниц, ибо Ясного почитаем. Тут бог Велес пришел, неся Ему дитя. Придем же к Богу нашему и Ему речем хвалу! Благославен всегда, ныне, присно и во веки веков. Сказано это кудесниками”.

          Стали праздновать на Руси рождение Бога Коляды, только за века забыли, что Христос и Коляда это один Бог.

Материал поступил в редакцию 27.06.2006 г.

В начало                               Продолжение

Совет 1: Какие дары принесли волхвы Иисусу

6 января 2014 года в храм Христа Спасителя прибудут Дары волхвов — великая христианская святыня впервые доступна верующим вне пределов Греции.

В Рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении новорождённому Христу волхвов, которых привела к Нему чудесная звезда над Вифлеемом. Волхвы преподнесли дары — золото, ладан и смирну.

Частицы Даров волхвов — одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя и сохранившихся до наших дней.

Кто такие волхвы?

Волхвы́(др.-рус.кудесники, волшебники, гадатели) — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевших заклинать стихии и прорицать будущее.

Слово волх  вродственно ст.-слав. влъснжти «говорить сбивчиво, неясно», из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово.

В Евангелии слово «волхвы» означает звездочётов и мудрецов.

Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы.

Сами евангелисты не упоминали количество и имена волхвов — рассказ о трёх (по числу даров) волхвах (на западе — королях) появился в раннехристианской литературе и был дополнен в Средневековье.

Согласно традиции, волхвов изображают людьми трёх возрастов (Бальтазара — юношей, Мельхиора — зрелым мужчиной, Каспара — седым старцем) и трёх сторон света (Бальтазар — африканец, Мельхиор — европеец, Каспар — представитель Азии).

По преданию, позже волхвы были крещены апостолом Фомой и приняли мученичество в восточных странах. А их мощи были найдены императрицей Еленой Константинопольской и положены сначала в Константинополе, а затем перенесены в Западную Европу, где сейчас хранятся в Кёльнском соборе.

Как выглядели и что символизировали Дары волхвов?

Волхвы принесли Младенцу три дара: золото, ладан и смирну (мирру). Каждый из даров имел своё символическое значение:

золото — дар Младенцу как царю, указывающий на то, что Иисус родился, чтобы быть Царём;
ладан — дар Ему как Богу;
смирна, благовонная смола — символ жертвы Христа, дар тому, кто должен умереть.

Именно эти дары положили начало возникшей в христианском мире традиции дарить подарки на Рождество и вообще новорождённым.

По преданию, Дары волхвов Пресвятая Богородица передала христианской общине Иерусалима, после чего они были перенесены в Константинополь в храм Святой Софии. После завоевания Константинополя турками в XV веке дочь сербского князя Мария Бранкович перевезла Дары волхвов на Афон, где они хранятся уже более 500 лет в Афонском монастыре Святого Павла.

Реликвия представляет собой 28 треугольных и квадратных золотых пластин, к ним на серебряной нити прикреплены 60 бусин, состоящих из смеси ладана и смирны.

Сегодня части реликвии хранятся в десяти особых ковчегах — и несколько из них будут доступны в дни рождественских праздников в Москве в храме Христа Спасителя.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *