Картина Кустодиева “Масленица”

«Народ – венец земного цвета, краса и радость всем цветам…»

Александр Блок

Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.

Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей – прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.

И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» – были всегда единственным «сюжетом» моих картин», – так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.

Борис Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Там же он получил первые уроки живописи, а затем юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств. Кустодиев быстро перерос из простого студента в помощника и молодого коллегу своего профессора, помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович в ответ не скупился на похвалы: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он – художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»

Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.

По возвращении из Европы, где художник копировал и изучал старых мастеров, Кустодиев много работает, позже становится членом Академии Художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был, конечно же, «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт – так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».

Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее – атмосфера в России и личные обстоятельства жизни художника. С 1909 года он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.

История

Тема масленицы, по мнению биографа художника, пользовалась такой любовь Кустодиева и по личным причинам. Сохранилось письмо его матери, которое гласит: «Твое рождение, опять, через 23 года, пришлось на масленицу. Ведь ты родился в четверг на масленицу и потому, вероятно, любишь блины».

Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства». (Сам художник уже не мог ее посетить — болезнь обострилась, и вскоре ему предстояла операция). Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря. Однако далее случился конфликт: «с особым мнением выступил член комиссии художник Р. Берггольц, заявивший, что он против покупки для музея лубков, какими находит картины Кустодиева и Грабаря. В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии». 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей „Масленицы“».

Варианты

Картина с изображением гуляний на масленице была написана Кустодиевым в 1916 году и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее (Ж-4358), куда поступила в 1923 году из Академии художеств.

Авторский уменьшенный вариант того же года находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Инв.11891, 62.7 х 125.2 см), куда поступила в 1929 году из Русского музея.

«Гулянье на масленицу» (1916) в декабре 2000 года было продано на аукционе русского искусства Кристис в Лондоне за 91 750 фунтов стерлингов.

  • «Масленица», 1916 (ГТГ)

  • «Масленица», частная коллекция

  • «Масленица», 1919 (Музей-квартира И. Бродского)

  • «Масленица», 1919. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

  • «Масленица», 1920. Санаторий «Узкое» Академии наук в Московской области.

  • «Портрет Шаляпина», 1922 (ГРМ)

Ссылки

  • Масленица. Государственный Русский музей.
  • Масленица. Государственная Третьяковская галерея.

Работы Бориса Кустодиева

  • Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка (1906)
  • Ярмарка (1906)
  • Чтение манифеста (1909)
  • Автопортрет (1912)
  • Красавица (1915)
  • Масленица (1916)
  • Московский трактир (1916)
  • Купчиха за чаем (1918)
  • Групповой портрет художников общества «Мир искусства» (1920)
  • Большевик (1920)
  • Портрет Ф. И. Шаляпина (1922)
  • Русская Венера (1926)

Описание картины великого русского художника Бориса Кустодиева «Масленица».

Одной из самых известных картин художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) является «Масленица». Это праздничное полотно, которое наполнено весельем и пронизано русским духом и традициями, сегодня признано настоящим шедевром русской живописи.

Картина была написана в 1916 году. Холст, масло. Размеры: 89 × 190,5 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург. Считается одним из самых значимых произведений музея, которое привлекает посетителей только уже тем, что многие из них знакомы с данным шедевром ещё со школьных лет.

С глубокой старины Масленица была одним из самых весёлых праздников года. И сегодня Масленица является праздником, который многие ждут, чтобы ощутить его сказочную атмосферу. В старину, во времена Бориса Кустодиева, отношение к данному празднику было ещё более значительным. Это время, когда и стар и млад пускались в народные гуляния, предавались различным развлечениям, некоторые из которых вполне живы и в наше время. Сжигание чучела, ярмарки, катания на ледяных горках, различные аттракционы и многое другое. На Масленицу никому скучать не приходится. Именно то русское веселье, которое в этот праздник проникает в сердце каждому человеку, и описал на своей картине Борис Кустодиев.

На картине мы видим панорамный вид. Кругом ещё лежит снег, город вдали покрыт белоснежными шапками, однако Масленица — это встреча весны, поэтому веселящиеся люди провожают зиму весёлыми гуляниями. На переднем плане мы можем увидеть такое масленичное развлечение, как катание на санях. В левой части картины ребятня катается с горы и играет в снежки. Справа несколько человек играют на гармошке, поют песни. У подножия склона, на краю города, мы можем увидеть шатёр и столпившийся народ — здесь находится самый центр веселья, ярмарка и представления.

Безудержное масленичное веселье будто воплотилось в этой картине. Живописное полотно настолько радостное, что невольно заряжаешься её атмосферой. Гениальному художнику удалось передать сам дух праздника. Всё это веселье происходит в предзакатных лучах солнца. Небо и всё вокруг окрасилось в розоватые оттенки, превратив панораму в нечто совершенно невероятное, сказочное, почти из снов и фантазий.

Здесь мы рассмотрели только один вариант картины художника. В творчестве Кустодиева есть ещё три картины с одноимённым названием:

Картина «Масленица», написана в 1919 году. В настоящее время находится в Музее-квартире И. И. Бродского, Санкт-Петербург.

«Масленица», написана в 1919 году. Находится Национальном художественном музее Республики Беларусь, Минск.

«Масленица», написана в 1920 году. Находится в Санатории «Узкое» Академии наук в Московской области.

Кустодиев, «Масленица» (1919): описание картины

Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там! Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. В санях трое: дама в белом песцовом полушубке, рядом с ней — подруга в лисьей шубе и напротив них ухажер, который, видимо, и организовал веселую поездку.

Картина Кустодиева «Масленица» передает дух купеческой провинциальности. В стороне от проезжей части сошлись двое, у них общие интересы. Жены чуть поодаль, говорят о своем. По другую сторону дороги — аттракционы, карусель и другие развлечения. Там же стоит цирк шапито. Пьеро и Арлекин на балконе зазывают публику. Цирк изображен под вывеской «Театръ». Люди толпятся у входа, те, кто уже побывал на представлении, не спешат уходить, остальные ждут своей очереди.

Много шуму наделало полотно, которое создал Кустодиев, — «Масленица» (1919). Описание картины критиками было неоднозначно. Особенно потрясло появление шедевра художников Москвы и Петербурга. Но каждый из них признавал, что хотел бы быть на месте Бориса Кустодиева. Всеобщее признание оказало неоценимую моральную поддержку больному художнику, который в последние годы был прикован к инвалидной коляске. И Борис Кустодиев начал работу над третьим полотном, посвященным русскому празднику.

Сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

Борис Кустодиев написал картину «Масленица» в 1916 году. Это его не единственная картина на данную тематику, Бориса всегда привлекал русский колорит и богатство души. В период написания картины, физическое состояние художника не совпадало с душевным, ведь он был болен после войны. Несмотря на эти обстоятельства, картина получилась великолепной!
Общий замысел картины — показать размах, с которым русский народ празднует масленицу.
На переднем плане мы видим двойку украшенных коней, везущих повозку, пассажиры которой одеты в яркие платья, их лиц не видно. Также мы видим белоснежные пушистые сугробы, по которым лошади резво скачут на площадь.

После пригорка мы видим множество повозок. Справа небольшая поляна с высокими чёрными деревьями, у которых ветки только на верхушках и то, засыпаны снегом. На поляну положили бревно, на котором празднующие, под звуки баяна, поют песни, восхваляющие Масленицу. Вскоре они допоют заводные мелодии и продолжат дальше свой путь уже пешком. Народ спешит, чтобы успеть на главный ритуал праздника — сожжение чучела — обряд прощания с зимой.
Слева мы видим холм, украшенный деревьями, широкие листья которых, белые от свежевыпавшего снега. Мальчики накатали склон холма настолько, что он превратился в каток. Русские забавы — традиционные развлечения для Масленицы. Видно, что ребята не просто катаются, а пытаются добежать быстрее; ребята наверху холма переживают за своих друзей, а победителей встречают овациями.
На заднем плане, за холмами и пригорками, открывается площадь, где и празднуют Масленицу. Мы видим зелёный шатёр, вокруг которого столпились люди. Обычно, на таком празднике, раздают горячий чай и блины с мёдом или вареньем. Поэтому такая очередь: все хотят согреться от долгой дороги, а блины — это любимое русское кушанье. Также мы видим несколько прилавков, поставленных далеко друг от друга; ярмарка в самом разгаре.
Помимо ярких красок праздника и белоснежности пейзажа, невероятно красиво нарисовано небо: персиково-желтый тон, который усеял косяк птиц. Кажется, что они тоже торопятся в центр событий.
За небольшой праздничной площадью скрываются башенки церквей, закутанные снежными деревьями. Картина возбуждает чувство праздника, гордости за русский народ, который чтит свои традиции.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Шаляпина»
  • Описание картины Кустодиева «Большевик»
  • Рассмотрите репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (цветная вклейка). Что,по вашему мнению,сближает эту картину с рассказом И.А Бунина «Подснежник»?

    Рассказ Бунина «Подснежник» рассказывает о гимназисте Саше.Сашенька-это десятилетний мальчик,розовощёкий,с небесно-голубыми, ясным глазкам и светлыми кудрями.Чистое,нежное личико,ангельский тонкий голосок и свежесть всего его существа.Простодушный,наивный «подснежник»,с доверчивым, внимательным взглядом.Саша живёт с чужими людьми,его воспитывает тётя Варя.Он чувствует себя одиноким,не хватает родительской заботы и любви,от этого он несчастен.Отец отдал его на воспитание в город,а он привык к другой,свободной жизни в усадьбе,где нет строгих правил поведение,не надо заискивать и соблюдать манеры вежливости.Дни Саши однообразны,скучны,ему не хватает общения,он подчинён правилам,а когда приехал отец,то для него это уже праздник,он может спать,сколько хочет,просто сидеть и ничего не делать,наблюдая за беседой отца с другими посетителями трактира,он ест сколько хочет-никто не ограничивает его и не считает кусочки сахара,мальчик счастлив,просто потому что его отец рядом с ним.а вокруг Масленица.
    Как и на картине Кустодиева,в рассказе Масленица-это праздник,который все ждут.Атмосфера веселья,радости,
    кругом смех и шутки,люди счастливы.
    В рассказе и на картине одинаковая атмосфера-народные гуляния,
    народ отдыхает,не работает,улыбки на лицах людей.Что чувствовал Саша в рассказе,во время приезда отца,то Кустодиев запечеилен на своё полотне.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *