Духовная мать

Схиигумения Магдалина (Досманова)

Советский город спал, а матушка с сестрами молились. И Бог был рядом, и Матерь Божия слушала их молитвы

Полночь. В советском городе Свердловске, некогда Екатеринбурге, опустели все улицы, затихли голоса, погасли окна домов, а в доме на Третьей Загородной улице матушка Магдалина и 18 ее послушниц собрались вместе в большой комнате, зажгли свечу. Одна из сестер взяла книгу, остальные – четки. Сестра негромко, но звучно читала: «Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, благодарственная пения восписуем о явлении чудныя Ея иконы…». Советский город спал, а матушка с сестрами молились.

Так проходила каждая ночь в маленькой общине бывших насельниц Ново-Тихвинского монастыря и их духовной матери. И Бог был рядом, и Матерь Божия слушала их молитвы… И к матушке Магдалине приходили новые сестры, несмотря на то что монастырь был давно закрыт. Потому что она открывала им путь к Богу и Царству Небесному. 29 июля исполнилось 85 лет со дня кончины схиигумении Магдалины (Досмановой).

Монахиня с детства

В молодости До революции в благочестивых семьях считалось особым благословением Божиим, если кто-то из детей избирал монашеский путь. Так считали и в семье Пелагии Досмановой, будущей матушки Магдалины. Когда Пелагии шел двенадцатый год, ее отец Стефан Досманов, приметив особую любовь девочки к молитве и житиям святых, спросил ее: «Пойдешь, дочка, в монастырь?» «Пойду», – охотно ответила девочка, и Стефан отвез ее в Ново-Тихвинскую обитель.

В монастыре юная послушница помогала сначала на свечном заводе, потом при настоятельских кельях. С годами ей поручали все более сложные и ответственные послушания, и сестра Пелагия любое дело исполняла с ревностью. Все сестры любили ее, чувствуя в ней особую духовную силу, которая сочеталась с мягким, любвеобильным отношением к каждому человеку.

В 1893-м году Пелагия Досманова приняла постриг и стала монахиней Магдалиной, а всего через два года сестры единодушно избрали ее настоятельницей «в том убеждении, что она жития благочестивого, нрава кроткого», как написали они в акте избрания.

«Я принимаю тех, кто не может жить без Бога»

Главное, чего она желала, – чтобы рай был в сердцах сестер

Став игуменией, матушка Магдалина неустанно трудилась: благоукрашала храмы, обустраивала келлии сестер, следила, чтобы всюду в обители был идеальный порядок – она хотела, чтобы монастырь был похож на рай. Но главное, чего она желала, – чтобы рай был в сердцах сестер.

Матушка учила их молитве, приобщала к чтению книг, на которых издревле воспитывались многие поколения монашествующих: Добротолюбия, Лествицы, поучений аввы Дорофея, преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина, бесед святителей Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Димитрия Ростовского и других. Подобно игуменам древности, святым Феодосию Печерскому и Сергию Радонежскому, матушка Магдалина часто обходила келлии сестер, чтобы убедиться, что у них все благополучно, что они не оставляют молитвы и чтения.

Особенно матушка заботилась о том, чтобы в обители царил дух любви и почитания ближних. Об этом свидетельствует такой случай. К одной послушнице приехали родители, и им, по обычаю, стали показывать монастырь. Когда они зашли в иконописную мастерскую, вдруг, неожиданно для родителей, все сестры, бывшие там, как одна, встали и низко, с глубоким почтением поклонились им. Родители были тронуты до слез и на всю жизнь запомнили этот маленький случай.

В обитель приходили многие девушки, чтобы под мудрым руководством матушки Магдалины вести монашескую жизнь. Число сестер возросло, как в древних лаврах, почти до тысячи. Однажды пришла и дальняя родственница матушки, пожаловалась, что ей тяжело жить с родными, и тоже попросилась в обитель. Матушка утешила ее, как могла, но с мудростью и любовью ответила: «Я принимаю в монастырь не тех, кто не может жить с людьми, а тех, кто не может жить без Бога».

Иконописная мастерская

«Я был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне»

В тяжелые для России времена матушка Магдалина, по заповеди Господней, старалась облегчить скорби ближних. Во время Первой мировой войны монастырь жертвовал деньги и ценности для нужд фронта; при обители был устроен лазарет для раненых воинов.

В 1918-м году Екатеринбург стал местом ссылки для многих неугодных новой власти людей: членов Царской фамилии, архиереев и священников. У матушки Магдалины болело сердце о каждом невинно заключенном. Она благословила сестрам носить продукты в Ипатьевский дом для заключенного там Императора и его семьи: молоко для Царевича Алексея, сливки, яйца, сливочное масло, хлеб, выпечку, овощи, мясо. Сестры носили продукты каждый день, вплоть до того последнего дня, когда Царская семья была расстреляна.

Царская Семья

Открыто помогая Царской семье и другим заключенным, матушка с сестрами совершили исповеднический подвиг

Когда в Екатеринбург прибыла в ссылку Великая княгиня Елизавета Феодоровна, сестры подали большевикам ходатайство о том, чтобы Великой княгине позволили жить в обители. Однако это прошение было отклонено. Сестры не оставили без помощи и Тобольского епископа Гермогена (Долганева), заключенного в арестном доме: владыке доставляли обед из монастыря, матушка Магдалина навещала его, и однажды по ее прошению владыке разрешили послужить в тюрьме обедницу, за которой причастились многие узники.

Открыто помогая Царской семье и другим заключенным, матушка с сестрами совершили исповеднический подвиг. Ведь в то время люди боялись не только помогать политзаключенным, но даже и просто выказывать сочувствие к ним, зная, что за это можно лишиться свободы и жизни.

«Монастырь» на Третьей Загородной

Св. Елисавета Ново-Тихвинский монастырь не избежал участи большинства русских храмов и монастырей. В 1920-м году обитель была закрыта, все сестры выселены. Над вратами монастыря большевики повесили большой плакат: «Да здравствует Мировая Коммунистическая Революция!» С сердечной болью смотрели матушка Магдалина и сестры на этот лозунг, приходя иногда помолиться к стенам родного монастыря. Обитель, которую они благоустраивали в течение многих лет, теперь являла жалкое зрелище, будучи разорена и обезображена коммунистической надписью.

Матушка Магдалина поселилась недалеко от монастыря, в частном доме на Третьей Загородной улице (ныне улица Шмидта). Вместе с ней жили 18 сестер, остальные часто приходили к ней для молитвы, совета и духовного назидания. Так возникла монашеская община, которая продолжала жить по святоотеческим правилам. В этот скорбный период во всей полноте проявились добродетели матушки Магдалины и ее духовный опыт, приобретенные в течение многих лет. Лишившись настоятельской должности и родной обители, она не пала духом. Главным для нее оставалось одно – молитва и совершенствование в христианских добродетелях. Такой была матушка и среди многих забот, связанных с управлением огромным монастырем, и среди лишений и гонений при советской власти.

Изъятие ценностей

Иг. Магдалина В домике на Третьей Загородной сестры жили как в монастыре – каждую ночь вставали на монашеское правило, читали акафист Тихвинской иконе Божией Матери; днем трудились, читали святых отцов, иногда вместе ходили на службы в храмах; на всякое дело испрашивали благословения у матушки. В своем старческом служении матушка Магдалина сочетала рассудительное снисхождение с умеренной строгостью. Все духовные силы своих чад она направляла на искание чистоты сердца, учила сохранять мир и любовь с ближними, говоря: «На телесные подвиги мы не способны, только одним можем закон исполнить – тяготы друг друга носить». Но, снисходя к немощам телесным, она строго следила за духовным здоровьем своих чад: не позволяла празднословить, смеяться попусту. Наставляла, чтобы нигде не задавали лишних вопросов, говорила, что любопытство – мать пороков. Матушка Магдалина учила начинать и заканчивать день Иисусовой молитвой, заполнять ею свободное время. Сама она с четками не расставалась, много молилась.

Благодатная старица

Галина Засыпкина Монастыря уже давно не было, а к матушке Магдалине по-прежнему приходили новые сестры, желавшие посвятить себя Богу. В 1930-м году пришла Галина Засыпкина – будущая схимонахиня Николая. Именно из ее рассказов нам теперь известны подробности о последних годах жизни и старческом служении матушки Магдалины.

Родная мать Галины вначале была против её выбора монашеской жизни, она говорила ей, что монашествовать сейчас невозможно: идут гонения, наставников нет… Но Галина ответила на это: «А нам хватит одной матушки-игумении». Игумения Магдалина сказала по поводу этих разногласий, что мама со временем смирится с выбором дочери, даже рада будет, а потом и сама станет монахиней. Так и произошло.

Галина Засыпкина полностью доверилась матушке Магдалине. Все ее благословения она исполняла с радостью: на работу ходила в платке, пряча свои пышные красивые волосы, никогда не снимала нательный крестик. Однажды на Страстной седмице матушка всем, кто входил в ее келлию, предлагала съесть яйцо. Девушки смеялись, отказывались, а Галина не раздумывая съела. Вечером матушка сказала про нее: «Одна у меня настоящая послушница».

«Только не отрекайся и не отступай от веры»

Матушка Магдалина благословляла своим чадам носить передачи в тюрьмы арестованным священнослужителям и монашествующим. Галина Засыпкина безбоязненно исполняла это благословение. На одном из допросов следователи спросили ее:

– Будешь в церковь ходить?

– Буду.

– И в тюрьмы передачи своим будешь передавать?

– Буду передавать. А если вас посадят, то и к вам приду.

Мон. Николая Галину, несмотря на ее дерзкие ответы, не арестовывали. То, что ее не арестуют, тоже предсказала ей игумения Магдалина. Впоследствии Галина часто вспоминала ее пророческие слова: «Я бы десять лет просидела, чтоб только тебя не взяли, но тебя не возьмут. Только не отрекайся и не отступай от веры, не бойся».

По рассказам Галины, саму матушку Магдалину арестовывали несколько раз. На допросах она юродствовала, и это помогало ей избежать ссылки или долгого заключения. О чем бы ни спрашивали ее следователи, в ответ она повторяла: «Да, были у нас в монастыре платочки, тряпочки, мы их складывали, раскладывали, разглаживали», – и расправляла на коленях платок. В тюрьме матушку Магдалину держали по два-три месяца. Однажды подвергли изощренной пытке – пребыванию в так называемом «трамвае», то есть камере, битком набитой людьми, где можно было только стоять. Люди, сочувствуя престарелой женщине, сумели как-то раздвинуться, чтобы она могла сесть на пол. На холодном цементе она простудила ноги и страдала этой болезнью до смерти.

Матушка Магдалина предсказала с точностью время своей кончины. Тяжело заболев, она утешила плакавшую послушницу обещанием прожить еще год. После этого матушка прожила ровно год.

За три дня до смерти она послала сказать архиепископу Макарию (Звездову), что через три дня умрет. Владыка пришел в тот же день и совершил над матушкой постриг в схиму. В оставшиеся три дня своей жизни она ежедневно причащалась Святых Христовых Таин. Узнав, что матушка лежит на смертном одре, к ней приходило прощаться много верующих. Почти всех она благословляла иконой «Избавительница от бед», а Галину Засыпкину, к ее удивлению, – образом святителя Николая Чудотворца. Это благословение ее послушница вспомнила, когда принимала монашеский постриг и услышала свое новое имя – Николая.

29 июля 1934 года, в окружении своих чад, схиигумения Магдалина спокойно предала дух свой Господу. Перед самой кончиной она осенила всех Тихвинской иконой и сказала: «Передаю вас Матери Божией…».

Похоронили схиигумению Магдалину на Ивановском кладбище. На похороны пришло очень много народа; гроб несли по городу на руках. На могиле поставили деревянный крест, а на табличке духовные дочери с благоговением и любовью написали: «Моли Бога о нас, дорогая матушка!»

Душой семьи является мать, хранительница очага и воспитательница детей. Без неё дом холоден и пуст. Православная мама – в чем ее миссия?

Беременность – духовный труд

Семья – основная ценность человека. Его тыл, опора, надежда на будущее. Воспитание детей – смысл семейной жизни. Таков традиционный взгляд на союз мужчины и женщины.

Мать воздействует на судьбу своего ребёнка с момента его зачатия. Не только от её здоровья, но и от её настроения, а по мнению священников, от глубины её веры, зависит, какими будут его мысли, деяния, цели и свершения в любом возрасте.

Недаром так важны у всех народов материнское благословение или проклятие, материнское напутствие и молитва за чадо. Влияния матери на ребёнка даже до его рождения не отрицают и психологи, и врачи.

Для христианства беременность и рождение ребёнка явление важное в духовном смысле. Христа выносила и родила, как нас, простых смертных, женщина. Хотя Бог мог бы привести его в мир иначе. Недаром в Библии сказано: «Бог мог бы из камней воздвигнуть детей Аврааму».

Но Он избрал Богородицу, и с той поры она – лучшая помощница непраздной христианке. Непраздной, значит, беременной, а это труд, в том числе духовный.

Икона Богородицы «Помощница в родах»

Священники советуют беременной женщине:

  • Если она некрещенная и необвенчанная с супругом, окреститься и обвенчаться.
  • Причаститься не менее 40 раз за беременность, вкушать святую воду и просфору.
  • Взывать к иконе Богоматери «Млекопитательница», а также к Анастасии Узорешительнице, Святой Екатерине, Святой Параскеве Пятнице, Святому Николаю.
  • Перед родами попросить благословения у духовника.

Протодиакон Сергий Шалберов

Протодиакон Сергий Шалберов ( г. Санкт-Петербург) разъясняет: «Помните, что грехи родителей могут оказывать серьезное влияние на физическое и душевное здоровье ребенка – старайтесь осмыслить свою жизнь, вспомнить свои грехи, искренне в них покаяться, исповедать их перед священником и, конечно, достойно причаститься.

Заказывайте как можно чаще поминовение о здравии всех членов семьи на проскомидии – это очень важный и ответственный момент, завершающий беременность. Однако воздерживайтесь во время беременности от молитв за некрещеных родственников и тем более за самоубийц. Серафим Саровский рассказывал, что смог “отмолить” у Бога спасение какому-то тяжкому грешнику, но после болел два месяца. Чего же говорить о беременных женщинах?

Искренние молитвы не только будут гарантировать здоровье вам и ребенку, но и по ним Бог пошлет вам хорошего акушера».

Но вот долгожданный младенец пришёл в мир Божий. И начинается новый этап его развития.

О том, как вести себя во время беременности, рассказывает священник Алексий Яковлев.

Гармония и добрые чувства

Традиционная патриархальная культура считает, что в семье должно быть разделение ролей матери и отца. В том числе психологическое. Отцу больше пристало строго вразумлять и справедливо наказывать, матери утешать и беседовать по душам. Она источник милосердия и прощения. Примиряющая и утешающая.

Первые годы жизни, особенно до школы, мать влияет на ребёнка особенно сильно. Он – часть её, связь с матерью сильнее, чем с отцом.

Церковь считает мужа главой семьи, за ним решающее слово, его мнение наиболее весомо. Но как будут воспринимать отца дети, зависит от матери. Если он не любим и не уважаем ею, это капитан без корабля.

Психолог Луковникова М.В. детский медицинский психолог пишет:

«Мать имеет абсолютную власть над ребёнком, она делает с ним всё, что захочет, сознательно или бессознательно. Такая сила дана женщине природой для того, чтобы потомство смогло выжить без лишних сомнений.

Сначала сама мама является миром ребенка, а позднее она выводит ребенка в мир через себя. Ребенок познает мир через маму, видит мир её глазами, акцентирует внимание на том, что значимо для мамы.

Осознанно и неосознанно мама активно формирует восприятие ребенка.

С отцом ребенка тоже знакомит мама, она транслирует степень значимости отца. Если мама не доверяет мужу, то ребенок будет избегать отца».

Поэтому во многом от женщины зависит мир и взаимопонимание в семье.

Женщина на приёме у психолога рассказывает:

– Моей дочке 1 год 7 месяцев. Она с криком убегает от отца, а когда он берет её на руки – плачет и вырывается. А в последнее время стала говорить отцу: «Уходи, я тебя не люблю. Ты плохой».

– А что вы действительно чувствуете к своему мужу?

– Я сильно обижена на него …до слёз.

Разумеется для ребёнка подобное не пройдёт бесследно. Поэтому родители должны искать общий язык и в случае конфликта не делать ребёнка своим союзником, ведь он переживает за обоих.

Мать учит ребёнка доверию и любви, с которыми он будет воспринимать весь мир. От этого зависит его отношение к людям и природе в целом. Первые уроки милосердия человек получает от матери.

Что посеешь

Недавно ко мне зашли две девочки лет десяти. Они заметили возле моего порога котят и попросили разрешения поиграть с ними. У Оли дома были кошки, но уже взрослые. Её мама лечила их вместе с Олей, если те болели, рассказала девочка. А Вере мать запретила завести котёнка, приказала отнести его и оставить в бурьяне на соседней улице.

Я заметила, как отличалось их отношение к котятам. Оля играла с ними бережно, а Вера хватала, словно неживые предметы – после её визита котёнок, который ей особенно нравился, слёг на весь день.

Хотя обе девочки говорили о своей любви к животным, было понятно, что матери заложили в них разное понимание любви. Олю научили заботе и вниманию, а Веру потребительскому отношению. Одна понимала, что котёнок тоже чувствует боль или дискомфорт, другая видела в нём заводную игрушку. Позже это будет транслироваться на людей. На собственных мужей, на родных детей и на своих стареющих родителей. Одна будет опекать и жалеть, другая требовать и потреблять.

Если сеять в детской душе семена чертополоха, а не доброго злака, урожай получится соответствующий.

Первые уроки труда и отношения к работе ребёнок тоже получает от матери, которая убирается в квартире, готовит, шьёт. Если при этом она проклинает свои занятия, у ребёнка труд тоже вызывает отторжение.

Мама вертится перед зеркалом, свалив домашние занятия на домработницу, и у дочки или сына формируется мнение: грузить себя чем-либо – удел низшего существа. Но жизнь складывается по-разному, и если папа не олигарх, всё равно придётся осваивать профессию. Из ненависти к работе вырастают наркоманы и алкоголики, а не эстеты и гедонисты.

И первые впечатления о красоте ребёнок получает от матери. Если на прогулке она не треплется по мобильнику, а общается с ним, знакомя с окружающим миром: посмотри, какие цветы, осенняя листва, что за кружевные облака, а речка такая широкая и рябь блестит. Если дома открывает альбом с репродукциями художников, садится за пианино или читает Пушкина, Жуковского и других классиков, то в душе ребёнка рождаются новые светлые чувства.

Сегодня стало много детских книг с бездарными, кое-как слепленными текстами. Современные мамы наспех покупают их, а не проверенные временем произведения. Как результат мы получили поколение рэпа, корявого, где царствуют мат и воровской жаргон. И когда по улице мчится очередная машина, из которой орёт певец-сквернослов, понимаешь, что выросло новое поколение, не знающее ни культуры поведения, ни высокого искусства. Только пальцы веером и футбол в голове. Так воспитали.

Материнский пример

Первое понимание запретного, стыдного или напротив, чистого и разрешённого ребёнок тоже впитывает из слов матери. И для него бывает трагедией, если слова её не соответствуют поведению. Была у нас в селе учительница лет тридцати пяти, завуч сельской школы, рыжекудрая, нагловатая особа. Муж, два сына-подростка. И вот стала она по вечерам куда-то отлучаться. Пошли грязные слухи. Младший сын, двенадцатилетний, решил проследить и убедиться, что мать невиновна. Когда стемнело, прокрался вслед за ней. Над прудом, в заброшенном домике увидел свет. Там, на старом продавленном диване, сидела его мать и целовалась с женатым соседом, черноволосым красавцем, похожим на Гришку Мелехова из «Тихого Дона».

Для сыновей измена матери стала потрясением. Но она не внимала их упрёкам и не слушала мужа, который смиренно, без побоев, стремился вернуть её в лоно семьи. Так и ушла к соседу, попутно выгнав из дома его жену с дочкой. Её поведение отразилось на младшем сыне. Он женился, но свою робкую жену презирает, пинками провожая при всех по улице и прилюдно оскорбляя. Неуважение к женщине сформировалось благодаря материнской измене.

Для девочки материнский пример и совет значат ещё больше. Многие в нашем селе с детства ходили на танцы. Но кто-то благополучно возвращался домой, а кто-то садился на мотоцикл к заезжей шпане, а наутро писали заявление об изнасиловании или скрывали этот факт, но, как говорится, шило в мешке не утаишь. Просто у этих девочек, вернувшихся домой в рваных колготках, мамы были больше заняты свиньями и курами, чем воспитанием нравственности. Свиней и кур вырастили, а дочерей прозевали. Так и в городе бывает, только занятия у мам другие, но времени на детей столь же мало.

Мать-христианка не будет изменять мужу. А дочери услышат от неё о том, что и в наше время ценится целомудрие и верность. Что следует уважать себя, а не отдаваться за углом после банки пива.

И, конечно, ребёнок замечает, как мама одевается – скромно и со вкусом или вызывающе и неэстетично. Звучит её речь литературно и пристойно или как у Эллочки Людоедки. Наряд матери-христианки отражает и её религиозные убеждения. Она предпочитает платья, а в храм не забывает надеть платок.

Влияние мамы на личность ребёнка глобально:

  • Она знакомит его с миром.
  • Внушает любовь и уважение к отцу.
  • Даёт первые навыки и примеры труда.
  • Учит культуре и восприятию искусства.
  • Разъясняет понятия морали, вежливости.
  • Показывает, что такое доброта, забота, сочувствие.

Старцы и священники о материнстве

Воцерковление начинается с детства. Если церковь это праздник, а не обязанность. Если аромат ладана не душит, а услаждает. Если ребёнок предвкушает богослужение, а не пытается избежать его, родители нашли верный подход.

Для меня и сестёр в детстве церковь была праздником. Таинственным красивым миром, где среди мерцания позолоты и свечей звучал хор. Мы часто посещали её, а я в 17 лет преподавала в воскресной школе церковно-славянский.

Вера не только праздники, но и повседневность. Перекреститься перед едой и после поблагодарить Бога за хлеб насущный. Помолиться перед дорогой – без Бога не до порога. Призвать ангела-хранителя на сон грядущий. Этому учит, прежде всего, мать.

Говорил Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Каждый раз, как ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твоё дитя будет принимать от Христа один добрый помысел. Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твоё чадо».

Однажды у Преподобного Паисия Святогорца спросили, как матери не забыть о духовной стороне жизни, если у неё много детей, много работы?

Старец ответил:

– Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал».

Малыш может поначалу молиться кратко, а затем заучить основные молитвы, такие, как «Верую», «Отче наш», «Богородица», «Да воскреснет Бог».

Ребёнок с семи лет должен соблюдать пост. Так, по крайней мере, было в нашей семье. И без снисхождения к возрасту. В такие дни человек учится ограничивать себя телесно и духовно. В нашей семье запрещалось во время поста слушать музыку и посещать кинотеатр, хотя он был напротив дома.

«Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти», – пишет Иоанн Златоуст.

Священники советуют приучать детей к посту постепенно и даже с двух-трёх лет. Так было в дореволюционной России. Главное – объяснить ребёнку, что происходит. Чтобы он осознанно воспринимал происходящее.

Яблочко от яблоньки недалеко падает, гласит народная мудрость. Дети чаще наследуют ошибки отца и матери, чем их дарования. Иерей Александр Ельчанинов пишет: «Для воспитания детей — самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Мать – первая, кому ребёнок начинает подражать в поступках и словах. Если она следует заповедям Божиим, и чадо будет следовать. Даже если человек на время уйдёт с этого пути, то в зрелом возрасте покается и вернётся к вере. Конечно, и школа учит морали, но это вторично по отношению к материнским наставлениям и примеру.

У многих дома есть детская Библия. Но ассортимент литературы для подрастающего поколения намного шире. Сегодня издают христианские сказки, рассказы, энциклопедии, комиксы, исторические романы для детей разных возрастных категорий. Многое можно скачать в аудиоформате.

Духовное чтение обогащает внутренний мир, делает шире круг знаний.

И, конечно, многое значит круг общения ребёнка. Если дома он слышит молитвы, а в кругу друзей мат и скабрезные анекдоты, этот диссонанс может негативно отразиться на характере. Поэтому нужно ненавязчиво влиять на выбор ребёнком друзей. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда авторитет родителей проверяется на прочность.

Основы православного воспитания:

  • Таинства.
  • Пост.
  • Молитва.
  • Пример родительского благочестия.
  • Духовное чтение.
  • Хорошее общество.

Тогда даже игра будет приближать к Богу. Об этом есть предание.

Однажды св. Александр, епископ Александрийский, наблюдал за игрой мальчиков на морском берегу. Он заметил, что дети старательно воспроизводят обряд крещения. Св. Александр не стал делать им замечание, но когда игра закончилась, подозвал к себе и узнал, что крещаемые были языческими мальчиками, а крестившие — христианами. Епископ уточнил, что все возгласы, вопросы и ответы были произнесены вполне правильно.

Получается, игра превратилась в подлинный церковный обряд?

Озадаченный епископ созвал духовный совет для решения вопроса — за кого теперь считать языческих мальчиков: за христиан или за язычников? И совет решил, что Таинство было совершено истинно. Св. Александру оставалось лишь завершить его миропомазанием. Он призвал родителей новокрещённых и сообщил им о чудесной игре, обернувшейся действительным Таинством.

Мальчики-христиане в дальнейшем стали пресвитерами, а один из них епископом.

Даже ребёнок может спасти тех, кто окружает его, если следует Божьей воле. Но прежде он сам открывает Бога, благодаря родителям.

Земная жизнь Пресвятой Богородицы ( Сборник, 1892)

Пророчества о Пресвятой Богородице в Ветхом Завете

«Вси пророцы Тя Матерь Божию проповедаху образы преславными».

Из Октоиха, глас 1

Первое слово о Пресвятой Богородице произнесено еще в раю. Оно сказано Самим Богом в обетовании об Искупителе наших павших прародителей. Это обетование, называемое у толкователей Священного Писания «первоевангелием», находится в словах Божиих, обращенных к змию-обольстителю: вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15).

Так как в образе естественного змия скрывался змий великий, змий древний, нарицаемый диавол (Откр. 12, 9), то и под женою надо понимать здесь не Еву собственно и не другую какую обыкновенную жену, тем более что потомство Евы до самого пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа не имело большого успеха в борьбе со змием духовным. «Бог говорит змию, – замечает св. Епифаний, – вражду положу между тобою и между женою, семенем твоим и семенем тоя, но такого семени жены нельзя найти, поэтому иначе как гадательно относится к Еве вражда, которую поведет с потомством ее змий и бывший в змие завистник – диавол».

Кто же эта Жена, исправляющая грех Евы, объясняет прп. Иоанн Дамаскин.

«Ева, – говорит он, – сделалась первой преступницей, и через нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие». Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария, благословенная и ублажаемая, через Которую Слово стало плотью единственно наитием Духа Святого и осенением силы Вышнего. Семя Жены, восторжествовавшее над темными силами, упразднившее имущего державу смерти, то есть диавола, разрушившее дела диавола и Своим страданием, смертью и воскресением сокрушившее саму главу змия-обольстителя, есть поистине Спаситель мира – Господь Иисус Христос.

Впоследствии это обетование Божие, благоговейно сохраняясь в человечестве, развивалось и толковалось пророками. Конечно, главным средоточием пророческих предвещаний будущего был Господь Иисус

Христос; но так как Пречистая Матерь Его близко послужила делу спасения людей, то в Священном Писании немало пророчеств и о Ней, излагаемых совместно с предсказаниями о Спасителе. В объяснении этих пророчеств лучшими и надежнейшими руководителями нашими будут святые отцы и учители Церкви.

В 44-м псалме святой пророк Давид живописно изображает славу Царя и Царицы. Если черты, употребляемые в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе Царя духовного царства, непреходящего и вечного, Господа Иисуса Христа, то и под Царицей должно разуметь Небесную Царицу и Владычицу нашу – Деву Богородицу. Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны (украшениями) (Пс. 44, 10-16).

Святая Церковь в богослужебных песнопениях прилагает это пророчество к Богоматери:

«Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе сотворшему: предста Царица одесную Тебе»;

«Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея: ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего»;

«Предстоящи одесную Христа, яко Царица, рясны златыми, Богообрадованная, одеяна воистинну, нам Царствие Небесное молитвами Твоими, Отроковице, исходатай, Всенепорочная»;

«Слышу Давида поюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся во храм царев, и с ним Тя и аз Дщерь Цареву воспеваю».

Для объяснения этого пророчества надобно припомнить, что сидение и предстояние одесную царя издревле означали особенную почесть, принадлежавшую лицам, близким к престолу. В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос представляется восседящим на престоле вечной славы, а предстоящая одесную Его – Пречистая Дева Богородица. Она предстоит на высшем месте как Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим. В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена – этими словами обозначаются высокие благодатные качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единородного Сына Божия. Чистота, смирение, вера, любовь к Богу, терпение – вот те рясны златыя, в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему. Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешние, а внутренние, духовные, пророк-псалмопевец ясно высказывает таким образом: вся слава Дщери Царевы внутрь. Приведение дев вслед Ея в веселии и радовании в храм царев можно понимать как приведение всех чистых и святых душ в обители Отца Небесного, прекрасные превыше понятия человеческого.

В псалме 67 между прочим читается: Гора Божия, гора тучная; гора усыренная! Гора, юже благоволи Бог жити в ней. Пресвятая Дева, по толкованию Святой Церкви, есть тучная гора (то есть орошенная благодатью Святого Духа). Она – гора по высочайшему Своему достоинству. «Взыграйте, горы, – говорит прп. Иоанн Дамаскин, – существа разумные, стремящиеся на высоту духовного созерцания: рождается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору – величие Ангелов и человеков… верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огонь, но светлое блистание Всесвятаго Духа». В этом смысле Божия

Матерь называется высотою, неудобовосходимою человеческими помыслы. Как орошенной Ей по преимуществу принадлежит наименование Благодатной.

В псалме 86 говорится: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Град Божий – это Иерусалим, столица Иудейского царства. С самого начала Иерусалим был маловажным городом страны Иевусеев, одного из племен Ханаанской земли. Потом, когда царь Давид завоевал его, сделал столицей своего царства и построил в нем дом для себя, слава его возрастала более и более. Преемник Давида, Соломон, воздвиг в Иерусалиме великолепный и единственный во всем мире храм истинному Богу и в трогательных словах при освящении храма просил Господа, чтобы Он внимал здесь молитвам не только израильтян, но и иноверцев и иноплеменников.

С этого времени в Иерусалим стали стекаться во множестве не только иудеи, но и язычники, и о граде Божием, который благоволил Господь сделать жилищем Своим, возвещали великое во всем мире. Пресвятая Дева в отношении славы своей, по учению Святой Церкви, подобна городу Иерусалиму. Она – «Град всех Царя, преславная и достослышанная о Нейже глаголана быша яве», «Чертог и Престол Царствующего, Град избранный».

Происходя из царственного рода Давидова, усеченного до корня и не пользовавшегося уже прежними правами своими, Пресвятая Дева вначале, подобно Иерусалиму, не имела никакой внешней славы, была смиреннейшею из дев своего народа. Но сделавшись Богоизбранной Матерью Спасителя мира, Она приобрела единственную и всемирную славу. Богоматерь, согласно предсказанию Ее, ублажают все роды; Она сделалась «всемирное чудо и слышание».

В книге Песнь песней, изображающей в высоких и таинственных чертах жениха и невесту, под которыми обыкновенно понимают Господа Иисуса Христа и Святую Церковь Его, находится много указаний и на Пресвятую Деву Богородицу.

Сердце наше привлекла еси, сестро Моя, невесто (Песн. 4, 9), – читаем в упомянутой книге Священного Писания. По учению Святой Церкви, Богоматерь есть Дева Богоневеста, Невеста Божия, Невеста Неневестная и Неискусобрачная. Невестой Она называется по отношению к Святому Духу, а Неневестной обозначается Она по отношению к людям как несочетанная браком, небрачная.

«Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в Тебе», «Вся ближняя моя добра и непорочна бысть; Тя провидя, древле вопияше Соломон в песнех», – учит Святая Церковь, называя в других местах Пресвятую Деву Пренепорочной, Всенепорочной, Пречистой. «Радуйся, Непорочная, – говорит прп. Иоанн Дамаскин, – неприкосновенное украшение девства: Ты родила непорочное Слово и от Тебя воссияло девство».

«Кто Сия проницающая, аки утро, добра, яко луна, избранна, яко солнце?» – это опять Пречистая Дева, по толкованию Святой Церкви. Как утренняя заря, рассеивающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свет свой, так и Пресвятая Дева непосредственно предварила Солнце правды – Иисуса Христа, и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Господа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день боговедения и благочестия. Поэтому Божия Матерь есть «утро светлейшее», «носящая Солнце Христа», «света жилище», «тьму разрушившая и мрачные бесы отгнавшая», «звезда, являющая Солнце», «заря таинственного дне».

Вертоград заключен – сестра Моя, невеста, источник запечатлен, источник вертограда и кладезь воды живы (Песн. 4, 12).

«Вертоград затворен Тя, Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным премудрый в песнех поет». «Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, назвал Тебя ложем Царя, живым запечатанным источником, из которого проистекла вода для нас». Вода в Священном Писании означает благодать Святого Духа (см.: Ин. 7, 37), утоляющую жажду человеческой души.

Богоматерь есть «источник живый и независтный» (неоскудевающий) этой таинственной воды. Послужив тайне вочеловечения Сына Божия, Она сделалась для нас «нетленным источником Божия живоначального и спасительного всем воплощения», источающим разрушение для смерти и жизнь для верных. Восшед на высоту нравственных совершенств и приблизясь к Престолу Божию как Приснодевственная Матерь Господа, Она усердно предстательствует о нас и источает неоскудные дары Своей благодати всем призывающим Ее с верою и любовью. Слово запечатлен, по толкованию св. Иоанна Дамаскина, указывает на приснодевство Божией Матери. И Святая Церковь учит: «Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства Твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве».

«Кто Сия восходящая от пустыни, яко стебло (столб) дыма, кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца?» Господь Иисус Христос есть воня мира паче всех аромат, само имя Его есть миро излиянное. Он – Помазанник в степени несравненно высшей, чем все ветхозаветные помазанники: цари, первосвященники и пророки. Но и Пресвятая Дева, как причастная славы Сына Своего и Бога, есть также Миро многоценное или, еще точнее, Сосуд, миро неистощимое, на Нее излиянное, приемший. «Радуйся, Миро, – восклицает св. Иоанн Дамаскин, – бесценный состав добродетелей. Ты благоухаешь всякою чистотою: из Тебя произошел Господь подобоименный Тебе, потому что сказано: Миро излиянное имя Его».

Якоже крин (лилия) в тернии: тако искренняя моя посреде дщерей. Такова и была Пресвятая Дева Мария между человеческими дщерями. Яко шипок, яко чистейший крин, яко благоуханное обоняние от красных удолий мирских, Творец, избрав Тя, Отроковице, вселився во утробу Твою и родився, благоухания всяческая исполнил есть. Она поистине «сладкоуханный крин», потому что «светится блистанием чистоты и светом девства». Как Приснодева Она называется «Цветом Неувядаемым».

В Книге Притчей Соломоновых говорится, что Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Прит. 9, 1). Эта Премудрость, по толкованию Святой Церкви, не кто другой, как ипостасная Премудрость Божия – Господь Иисус Христос, научивший нас истинному богопознанию, а храм, устроенный Ею, – Пресвятая Дева Богородица. «Из Тебе Божия мудрость, храм Себе создавши, воплотися неизреченным снисхождением, Отроковице неискусобрачная». Потому Богоматерь называется «Палатою Царя всех», «Чертогом безсеменного уневещения (обручения)», «Чертогом Слова нескверным», «Всесветлым».

В Книге пророка Исаии (см.: Ис. 7, 14) находится следующее пророчество о Приснодеве Богоматери: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 23). Сказано оно было по следующему поводу. Два сильные соседа царства Иудейского, цари сирийский и израильский, составили союз для низвержения Ахаза, иудейского царя, и воцарения на его месте другой династии.

Ахаз, наполнивший Иудею идолами, искал себе помощи у царя ассирийского. Но Бог, являющийся неищущим Его и обретающийся невопрошающим о Нем, повелел пророку своему Исаии встать перед Ахазом и возвестить ему о спасении дома Давидова. Не бойся, ниже душа твоя да изнеможет от двою древу главень дымящихся сих, не пребудет совет сей, ниже сбудется (Ис. 7, 4, 7), то есть не исполнятся намерения страшных для тебя царей, потому что в таинах Промысла Божия уже решено падение их от рук ассирийского царя, и они доканчивают последние годы своего существования подобно догорающим головням.

Когда эти слова пророка были приняты с недоверием со стороны Ахаза, то предложено было царю просить у Господа знамения для полного удостоверения в утешительном для него обетовании. Упорство Ахаза было так велико, что он отклонил такое предложение. Тогда пророк, обращаясь ко всему дому или роду Давидову, изрекает упомянутое пророчество. Оно должно было удостоверить потомков Давида в том, что Господь верно исполнит все свои обетования, данные их прародителю о продолжении рода его, неотъемлемости царства и, наконец, происхождении от него Спасителя мира. Ангел, благовествуя Пресвятой Деве о рождении от Нее Господа Иисуса Христа, очевидно, говорит словами этого пророчества (см.: лк. 1, 31) и в другом случае определенно представляет его исполнившимся при рождении Спасителя (см.: Мф. 1, 22). Так же объясняет слова пророка и Святая Церковь: «Прозорливый Исаия, разумея бессеменное рождение Твое, Дево, вопияше: се, во чреве приимет Дева».

Вникая в смысл пророчества, мы не иначе можем понимать его, как пророчество о рождении от Девы Марии Спасителя мира. Она поистине «безмужная Матерь, – скажем словами прп. Иоанна

Дамаскина, – одна между матерями Чистая, Матерь и вместе Дева – чудо, новейшее из всех чудес! Она – Дева, родившая Сына, одна между девами детородившая, Дева и вместе Матерь – чудо изумительнейшее из всех чудес!» Кому, как не Господу Иисусу Христу, может принадлежать великое имя Еммануил? Святой Исаия изображает предрекаемое Отроча такими возвышенными чертами, что ясно дает видеть в Нем Бога.

Пророк Исаия предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его произойдут от рода Давидова: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий (Ис. 11, 1-2; 53, 2). Под словом жезл Святая Церковь разумеет Деву Марию. «Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог». Выражение корень Иессеов (с евр. – пень, обрубок) дает мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит от него жезл – Дева Мария. Это пророчество относит к Иисусу Христу святой апостол Павел (см.: Рим. 15, 12), а также в других местах Священного Писания Спаситель называется корнем из рода Давидова.

Тот же пророк говорит о путешествии Божией Матери с Богомладенцем в Египет: Се, Господь седит на облаце легце, и приидет в Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его (Ис. 19, 1). Здесь легкое облако, по учению Святой Церкви, есть Пресвятая Дева: «Тя облак легок древле зрит просвещаем Духом пророк Исаия, на нем же седе славы Господь, прииде и низложи египетская вся истуканная», «Облак Тя легкий неложно, Дево, именуем, пророческим возследующе речением». Богоматерь называется облаком, во-первых, потому, что из Нее «возсия нам Солнце праведное», и во-вторых, потому, что Она «источает жаждущим воду живу оставления» (грехов) и одождила нам «тучу нетления Христа».

В главе 29 читаем следующее: Будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще: прочти сие. И речет: не могу прочести, запечатленна бо (Ис. 29, 11). Эта таинственная запечатленная книга есть Пресвятая Дева. «Запечатленная ныне книга рождается, – поет Святая Церковь в навечерии праздника Рождества Богородицы, – юже прочести невозможно естеством закона земных, соблюдаема в жилище Слова: якоже книги проявиша богоглаголивых Духом».

В этой одушевленной книге перстом Божественным начертано Божие Слово. Такой же смысл имеет наименование книжный свиток, заимствуемое у пророка Иезекииля (Иез. 2, 9) и прилагаемое к Божией Матери. «Свиток Тя иногда пророк,

Отроковице, зряше, в нем же перстом Отчим написася Слово воплощаемо». Пресвятая Дева есть Книга запечатленная по причине непостижимой тайны воплощения Божия. «Твоего несказаннаго рождества прописуя пророк, Книгу запечатану провиде, еяже никтоже таинство разуме, вочеловечения рождества Твоего».

Пророку Иезекиилю на реке Ховар было показано таинственное видение: он зрел Господа, сидящего на престоле, под которым виделись твердь, четыре животных и столько же одушевленных колес (см.: Иез., гл. 1). Дивные животные, по изъяснению самого пророка, были Херувимы. Как восседающий на Престоле был Господь Иисус Христос, так и Чудная Колесница означала Пречистую Деву. Она – «колесница Солнца умного», «огнеобразная колесница Слова», «колесница пресвятая Сущего на Херувимех». Пророк Исаия видел Господа на Престоле высоком и превознесенном;

Серафимы стояли вокруг и прославляли величие Его. Пророк Даниил также говорит о Престоле, на котором восседал Бог. Святая Церковь часто называет Богородицу Престолом. «Палата одушевленная Царева и Престол огнеобразный, Дево, показалася еси, на нем же седя, (Господь) воздвиже от первого падения вся человеки». «Престол Божий явилася еси, Богородице, на нем же плотию седе Христос».

Пророк Иезекииль говорит: Обрати мя (Господь) на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна (Иез. 44, 1-3). Врата, обращенные на восток, которыми проходит один Господь, по толкованию Святой Церкви и святых отцов, – Пречистая Дева Богородица. «Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, еюже пройде Иисус». «Дверь Божию провидя Тя пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречистая». «Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, пророк врата зрящая к свету незаходимому, абие Тя позна Божие жилище». Под образом этих врат, пребывших заключенными до пришествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Господа Иисуса Христа, Который называется в Священном Писании Востоком. «Ныне устроены, – говорит прп. Иоанн Дамаскин, – святые врата со стороны востока, через которые Христос внидет и изыдет, и врата эти будут заключенны».

В Книге пророка Даниила (см.: Дан. 2, 31-35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великое тело, составленное из разных веществ: золота, серебра, меди, железа, глины, и вот отторжеся камень от горы без рук, и удари тело в нозе железны и скудельны, и истни их до конца, тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летня; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им; камень же, поразивый тело, бысть гора велика, и наполни всю землю (Дан. 2, 31-35). Такова и была действительно судьба четырех великих царств: Вавилонского, Мидо-Персид-ского, Македонского и Римского. Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятой Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству, «еже во веки не разсыплется». «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества». «Несекомая гора, нерукосечный камень» – этими понятиями выражается мысль о приснодевстве Божией Матери.

Эту же самую таинственную гору видит и пророк Аввакум; он говорит: Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи (Авв. 3, 3). «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление» (ирмосы воскресного канона, глас 2).

Таким образом, в пророческих речениях Ветхого Завета даны были многие предуказания главнейших обстоятельств жизни Пресвятой Богородицы: происхождение Ея от рода Давидова, нравственные совершенства, Богоматернее величие, приснодевство, прославление – все это преднаписано у святых пророков словами, вразумительными для душ верующих.

Пресвятая Богородица в пророчествах и прообразах

Знаете ли вы, что Неопалимая Купина, Ковчег Завета, руно Гедеоново, истукан с золотой головой и серебряными плечами — все это прообразы Богородицы, упоминаемые в Библии задолго до рождения Девы Марии и Иисуса Христа?

К нашему стыду, мы так мало знаем о Богородице! Задайте себе вопрос, достаточно ли вы знаете о Деве Марии, о ее земной жизни, об учении Православной церкви о ней? Какая она: Богородица Дева, Богородица мать? Например, почему она превосходит не только всех людей, но и все ангельские чины, предстоя у самого Престола Божия. Мало кто скажет, откуда мы узнали о Рождестве Богородицы, Введении во храм и Успении, если об этом нет упоминаний в Новом Завете. Почему ей посвящено так много разных икон? Выполняем ли мы свой христианский долг перед ней?

А ведь ее имя знают в каждом доме по всему миру. К ней обращаются с самыми разными просьбами, прося помощи и защиты. И она слышит, отвечает нам, заступаясь за нас перед Господом. Многих гениев искусства вдохновлял образ Ее чистоты и святости, со всех концов света к ней возносятся молитвы, а Она, покрывающая любовью всю землю, указывает всем на Источник Жизни, Света и Любви — Своего Сына, Спасителя и Бога Иисуса Христа. Ее образ согревает наши сердца и вселяет надежду, незримо укрывая нас от невзгод. А мы из-за своих слабостей не проявляем достаточное усердие по отношению к ней, хотя бы в том, чтобы узнать о ней как можно больше.

Дева Мария, Нестеров М.В.

Книга протоиерея Геннадий Фаста «Богородица. Мать. Дева. Заступница» — это самое полное собрание знаний о Деве Марии. В ней автор поднимает самые разные темы: упоминания Богородицы в Евангелии, ее прообразы, роль в истории Церкви, иконография, догматические учения, древние ереси и многое другое.

Для многих будет открытием, что в Библии задолго до пришествия Иисуса Христа даются два фундаментальных пророчества о Богородице. В этой статье мы хотим рассказать вам о них. Отрывок из главы «Пророчества и прообразования о Богородице»:

Пророчества и прообразования о Богородице

«Чем различаются пророчества и прообразования? Пророчества — это прямые указания Бога через пророка на грядущие события, а прообразования всегда осмысливаются постфактум — после того, как что-либо уже произошло. Многие вещи христиане воспринимают именно прообразовательно. Для христианского сознания это совершенно естественно и не нуждается в доказательствах, в то время как раввин назовет такие утверждения сплошными фантазиями и выдумками. Но дело в том, что само иудейское богословие нисколько не меньше, а то и больше христианского занимается так называемыми «фантазиями и выдумками», т. е. в раввинизме тоже очень много прообразов, которые принимаются исключительно на веру. Сначала — вера, и лишь потом следует осмысление прообразования. Иона, пребывавший три дня во чреве у кита, — прообраз трехдневного пребывания Христа в земле.

Если сейчас сказать какому-нибудь иудею, что пребывавший в утробе кита Иона имеет какое-то отношение к будущему Мессии, он ответит, что это очевидная выдумка. А действительно, что мы можем ему возразить? Был исторический случай, был такой человек, с ним что-то происходило. Впоследствии эти прообразы укореняются, и для христиан пророк Иона — это уже классика.

Поговорим о пророчествах и прообразах Божией Матери, содержащихся в книгах Ветхого Завета. А существуют ли вообще пророчества о людях? Есть пророчества о Христе. Мессианские пророчества —это, собственно говоря, мир, путь, суть и стержень всего Ветхого Завета, причем не только в христианском, но и в иудейском сознании. Для иудеев Ветхий Завет — непосредственное руководство к действию, но гораздо в большей степени это пророчества о грядущем Мессии.

Есть пророчества, относящиеся к Богородице и Иоанну Предтече, свидетельствующие об исключительной роли этих людей в приходе Мессии, хотя в новозаветной истории они отступают в тень. Гораздо ярче выписаны апостолы. Если беспристрастно читать Новый Завет, то Дева Мария и Иоанн Креститель лишь появляются и уходят. В какой-то момент они исчезают, и больше речь о них уже не заходит, только в Деяниях апостольских они несколько раз вновь вскользь упоминаются.

Главная идея нам понятна — это Христос, Спаситель, Воплощенный Бог. Никто не может быть приравнен к Богу и Его Сыну. Почему же эти два человека составляют исключение и им были посвящены отдельные пророчества? Ведь не было пророчеств ни об Аврааме, ни о Моисее. Об исключительной роли Матери Господа поговорим впоследствии, а пока лишь отметим тот факт, что пророчества о Ней существуют.

Попробуем беспристрастно прикоснуться к тексту Священного Писания, иногда даже «забывая» о том, что мы — православные, чтобы осознать, что именно говорится в Священном Писании по этому поводу. Православные к этому нередко вообще не готовы. Стоит, например, спросить о том, что сказано в Библии о Божией Матери, и вы услышите в ответ, что и о Рождестве Богородицы там написано, и о Введении во храм речь идет, и об Иоакиме и Анне; есть рассказ, посвященный Успению Богородицы. Для многих наших верующих оказывается совершенно шокирующим то обстоятельство, что ничего из этого в Библии нет.Это заложено в нашем сознании, в нашей вере, присутствует в нашей церковной практике, в наших богослужениях и праздниках. Но чтобы в беседе с протестантом или иудеем беспристрастно доказать, что в Библии действительно содержатся пророчества о Божией Матери, придется немало потрудиться в поисках таких пророчеств.

“Богоматерь с младенцем”, фрагмент мозаики
Свято-Покровского Собора, Бороновичи

Изначально мы верим и лишь потом воспринимаем те или иные тексты с позиций нашей веры. Так поступают приверженцы всех конфессий. Людям только кажется, что они читают беспристрастно. На самом деле они не веру из Библии извлекают, а читают, уже имея веру (говорят даже, что это вера читает Библию). В этом нет никакого противоречия, так как вера появилась у людей раньше Библии. Верил Авраам, не имевший Библии. Христианскую веру исповедовали апостолы, не державшие в руках ни одной из книг Нового Завета — они к тому времени еще не были написаны.

Существуют два абсолютно достоверных пророчества о Божией Матери, хотя вообще-то пророчеств и прообразов в Ветхом Завете содержится гораздо больше. Именно эти пророчества всегда приводились в качестве аргументов в диспутах христиан с иудеями. Они обсуждаются и поныне, начиная с книги мученика Иустина Философа.

Первое пророчество

Первое пророчество было дано прародителям Адаму и Еве — это так называемое Первоевангелие. Оно возглашено не в разговоре Бога с Адамом и не в словах, которые Бог сказал Еве, а в речи, обращенной к змею5, т. е. к сатане. В этих словах и звучит первое Евангелие, потому что Евангелие — это Благая Весть, весть о том, что сила дьявола будет сокрушена. Хотя он одержал победу, смутил Адама и Еву, первых людей, и Бог изгнал их из Рая, но Бог тут же провозвещает, что царство сатаны будет сокрушено:

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3: 14–15).

Этим пророчеством возвещено поражение дьявола и то, что поразит его «семя жены». Русский перевод далек от совершенства и не передает всей тонкости еврейского оригинала. Под словом «семя» у нас, как правило, понимаются все последующие поколения, все потомки, семя как потомство, в то время как в еврейском языке речь идет именно о единственном, определенном Потомке (заора).

В этом случае получается, что вражду Бог положит «между тобою и между женою, и между семенем твоим и между потомком ее». Если в виду имеется конкретный потомок, то дьявола поразит не потомство Адама и Евы вообще, не мы с вами это сделаем. Известно, что семя — это дело мужское, у женщины не бывает семени, женщина — земля, на которой семя произрастает. Здесь, казалось бы, заключается бессмыслица, если не подразумевать под женою мать Мессии, т. е. того Потомка, Который придет сокрушить главу змия. Сами иудеи понимают эти слова мессиански.

Мессианизм в иудейском богословии очень силен, поскольку у них было достаточно времени — полторы тысячи лет до Рождества Христа — для того, чтобы мессиански понимать Ветхий Завет. Они и сегодня его понимают мессиански, только не признают Иисуса в качестве исполнителя пророчеств. Таким образом, в словах о жене содержится провозвестие о Матери Сокрушителя змия. Уверовавшие христиане знают его как Иисуса Христа, Который пришел разрушить дела дьявола. Об этом говорят апостолы: Он пришел сокрушить дела сатаны и является потомком Жены, Которая, как известно христианам, родила без мужа. Под этой Женой понимается Мария, понимается Матерь Божия.

В Библии вообще нет лишних и незначимых слов, тем более их не может быть в столь кратком и скупом пророчестве. Если бы это не было важно, об этом не было бы и сказано. Но за тысячи лет до создания Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Жене уже говорится в Первоевангелии. Христианское богословие проникнуто взаимосвязью Христа и Его Матери. Люди, более или менее знакомые с церковной службой, знают, что в любом богослужебном каноне каждая песнь заканчивается прославлением Троицы и Богородицы.

Фактически параллель, впервые прозвучавшая в Первоевангелии, звучит у нас за каждым богослужением. Семя Жены не отрывается от Жены. Это первое пророчество. Таким образом, дьявол изначально имел основания косо поглядывать на женщин, потому что так же, как беглому вору в каждом встречном мерещится сыщик, так и дьяволу в каждой женщине виделась Та Самая Жена, семя Которой сотрет его главу. И поэтому особое внимание дьявола приковано к жене, оттого-то к ней у него особое отношение. С нее он начал, к ней впервые приступил, чтобы соблазнить ее. Теперь же через Нее к нему пришло поражение.

Вот в этом и состоит главное пророчество. Здесь не содержится никаких прообразов, в данном случае мы можем методом от противного это утверждать. Если кто-то не желает принять это в качестве пророчества, то пусть изложит альтернативное понимание. Но никакой альтернативы здесь нет и быть не может. Под Женою понимается именно Мария, Матерь Господа. И если понятно, что Мессия, с одной стороны, Сын Божий, то, с другой стороны, ведь не пустил же Бог с неба стрелу в дьявола, чтобы убить его, а воплотился, т. е. наше спасение должно было осуществиться человеческими руками.

Именно женщина не должна была остаться в стороне, поэтому Мария действительно стала прямой соучастницей дела нашего спасения, хотя Спасителем является наш Господь.

Второе пророчество

Второе фундаментальное библейское пророчество приводится в книге пророка Исаии и цитируется в Евангелии от Матфея в Рождественской истории:

Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7: 14).

Эти слова о рождении Еммануила от Девы Евангелие рассматривает как пророчество относительно рождения Христа от Марии, причем рождение безмужнее:

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Мф. 1: 23).

В еврейском тексте на месте слова «Дева» находится слово «Алма». Греки переводили его как «девушка» или «девица». Древние иудеи так же понимали значение этого слова, и только после исполнения пророчества, когда раввины отвергли Иисуса Назарянина как Христа, стали подвергать сомнению, что оно означает именно девственницу, а не просто молодую женщину. Но остается фактом, что в других библейских текстах (например, Быт. 24: 43, Исх. 2:8, Пс. 67: 26) под словом «Алма» подразумевается девственница, не знающая мужа.

Для христиан это очень важно, но мы не касаемся самого учения о Божией Матери, а лишь стараемся проследить пророческую мысль, которая говорит о том, что Дева примет во чреве, что само по себе является нарушением законов природы, так как Дева принять во чреве не может. Далее Дева рождает Сына, и это уже второе нарушение привычного хода вещей, этого опять-таки быть не может. И нарекут Ему имя Еммануил, что означает «с нами Бог».

Конечно, мы, христиане, твердо стоим на этом пророчестве, радуемся, что оно есть, но зачастую не знаем контекста, в котором оно произошло, как будто нас он совершенно не интересует. На самом деле эта фраза сказана по вполне определенному поводу.

И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал : слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее (Ис.7: 10–16).

Все это должно было произойти еще в VIII веке до нашей эры. В то время израильтяне и сирийцы объединились против иудеев. Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского (Ис. 7:17). Получается, что это пророчество касается совершенно конкретных исторических событий времен Исаии и Ахаза и, похоже,никакого мессианского смысла в себе не заключает.

Тогда возникает вопрос: если сказанное относится к историческим событиям того времени, то каким же образом оно сбылось? Случилось ли что-нибудь похожее во времена царя Ахаза? Тогда ничего подобного не произошло. Правда, Иудея действительно уцелела и не была уничтожена или разрушена.

Какой же смысл содержится в этом знамении? В то время оно не осуществилось. Тогда о чем идет речь? Там, где говорится о рождении Девой Сына, речь идет не о событиях, которые должны произойти непосредственно во время тех военных действий, а о событиях грядущих. Господь устами пророка Исаии утверждает, что Мессия придет от Иуды. Это — пророчество, обращенное к дому Давида: сейчас происходят эти страшные военные события, но не бойся, ты не погибнешь, а знамением тебе станет то, что Дева родит Сына, и произойдет это во времена грядущие, когда Господь изволит явить истину. Никакого другого объяснения быть не может, по крайней мере ни христианская, ни иудейская мысль пока ничего другого не предложили».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *