Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.

Они хотят завоевать землю, обложить ее налогами. Они не подозревают, что за данной землей, стоит огромное племя, готовое выйти на настоящую борьбу, лишь бы отвоевать положенное им. Они не готовы платить дань, они не хотят жить на завоеванной и подчиненной врагу земле.

Он показывает, что вся Русь собралась на войну, люди всех возрастов и сословий пришли бороться за землю, которая была им родной и дорогой. Художник изображает множество людей, которые фактически теснят друг друга. Каждый последующий ряд становится теснее предыдущего.

Они похожи на сильную и мощную лавину, появляющуюся фактически неоткуда. Она готова настигнуть огромное войско, которое хочет завоевать землю русскую. Они совсем скоро настигнут врага в неровной схватке, которая обязательно закончится кровопролитием и победой одной из сторон.

Особое внимание привлекает старик, который всем телом опирает на древко, сделанное из дерева. Кажется, что движение огромной лавины останавливается только из-за дедушки, который остановился и ждет, чтобы запустить войско на битву.

При этом на большей части картины зритель видит только траву и поле, русскую землю, которую они намерены защищать. Автор преднамеренно использует данные приемы, чтобы показать насколько им дорога российская земля, за которую они намерены бороться.

Автор картины при помощи красок и персонажей точно передает настроение картины, все настороженно ждут развязки событий. Напряжение не покидает никого, кто смотрит на эту картину, все изображенные на ней находятся в постоянном страхе и готовности испытывать мужество и смелость. Никто из них не знает, чем закончится очередное противостояние, поэтому стараются проявлять все силы, чтобы выиграть. Они готовы отдать свою жизнь за свою землю.

Сочинение 2

Война гуляет одна по свету и прогулка не кончается, идет сквозь века и тысячелетия, охватывает народы и нации. На русской земле было немало войн и некоторые оканчивались печально, но довольно существенная часть позволила русским людям отстоять собственную землю, веру и культуру.

Куликовская битва стала кульминацией противоборства между татаро-монголами и русскими людьми. Князь Дмитрий Донской имел огромную роль в сфере объединения земель и создания достойного отпора иноземных захватчикам, которые пришли на русскую землю. Для того чтобы защитить себя и свои земли собрался весь народ, люди стали на защиту земель и стар и млад, ради того чтобы сделаться той силой, которая позволит откатить назад татарскую тьму, стремящуюся поглотить Русь.

Бубнов пишет картину, которая рассказывает об утре перед битвой.

Куликово поле: 12 картин

Войско только собралось, но оно готово к битве, основные ряды выстроены это заметно по сборищам копий, которые как бы собраны пучками в рядах. Также заметно как воины настроены на битву, они выглядят сосредоточенными и отважными.

Бубнов пишет период практически перед самым сражением. Когда вот-вот войско ринется вперед для того чтобы практически полностью пасть и окропить землю собственной кровью. Именно этой жертвой создать спокойствие и защиту для всех тех, кто остался позади, для всех тех, кто остался работать на русской земли, растить детей и хранить веру.

Дмитрий Донской сидит на коне в довольно простом доспехе, он похож на остальных воинов и ничем особенным не выделяется. Тем не менее, именно он указывает в направлении врагов. Своим мечом он направляет остальных людей.

Безусловно, остальные воины и без Донского знают, где стоят вражеские войска и куда потребуется двигаться. Указание мечом на врагов имеет совершенно иной смысл, тут не какое-то практическое значение, но в большей степени сакральное, которое призывает и объединяет всех людей в едином векторе. По сути, они концентрируются на кончике меча князя, там сейчас заключена вся сила и целостность народа.

Дмитрий Донской указывает не рукой, а именно мечом и этим обуславливается цель, которая объединяет людей, этой целью является освободительная война, которая позволит русским избавиться от татарского гнета и сохранить себя как единую нацию. Следует также отметить наличие на картине существенного количества стягов с изображением икон. В частности мы видим типичные для русского православия стяги со Спасом и Богородицей, которые считаются защитниками русской земли.

Эти иконы, которые русские берут с собой на битву, указывают на другой существенный аспект: русские сражаются не только за собственную землю, но и за собственную веру, за веру христианскую и веру милосердную. Войско Донского ведет войну освободительную и тем самым фактически проявляет милосердие к захватчикам, так как не позволяет совершить зла, устраняет возможность поругания христианской веры.

Описание картины Утро на Куликовом поле

Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

Картина Утро на поле Куликовом рассказывает о периоде, когда Русь стремилась освободиться от посягательств монголо-татар на свои земли и Куликовская битва стала квинтэссенцией этой борьбы.

Предводителем войска был Дмитрий Донской, который сделал огромное количество полезных дел для собственного народа. На этой картине он является центральной фигурой композиции, но художник не выделяет его каким-то особенным образом, как иногда делают на других картинах.

Благодаря этому создается композиционная целостность картины, которая говорит о единстве народа. Князь тут является только своеобразным указателем, он наводит меч, обращая его на монголо-татар, на войско, которое стремится завоевать родные земли. В остальном он похож на остальных воинов, тоже в простых доспехах, бородатый мужчина, которого легко спутать с любым другим представителем этого народа.

На фоне за Дмитрием Донским располагается стяг со Спасом. Таким образом художник указывает на силу, которая ведет князя и его войско, на веру, которая скрепляет этих людей. Благодаря такой детали зрители, которые смотрят на картину, понимают – эта война является священной, люди объединились для того чтобы отстоять свою веру и свою землю.

Также следует обратить внимание на монолитность народа, который представляет собой практически единый ландшафт, который как бы вырастает из земли. Тут мы можем рассмотреть такие типичные фразы как «сыны своей земли» или «люди взращенные землей». Над остальными воинами тоже развиваются стяги с иконами и святыми образами, которые объединяют людей и тоже создают такую монолитность, которой является русский народ.

Безусловно, православная вера имела существенную роль в борьбе русского народа и защите русской земли от захватчиков. Именно поэтому на лицах и в позах воинов на этой картине мы видим выражение благородной ярости и праведного гнева, который призван для того чтобы отстоять свою землю. В рядах воинов мы видим и стар и млад, людей самых разных возрастов и в этом тоже проявляется сплоченность народа.

Картина навевает патриотические настроения, хотя и может также быть немного печальной. Ведь многие из этих людей не вернуться из битвы, они останутся лежать на поле. Как мы знаем из истории, Куликовская битва унесла много людей, но при этом стала поворотной в судьбе русского государства.

Конечно, глядя на такую картину, мы можем много рассуждать о бессмысленность войны, но можем рассуждать об этом во многом только благодаря подвигу людей, которые однажды вышли на Куликово поле. Героизм этих людей позволил сохранить русскую культуру и русскую веру в той форме, в которой они прошли сквозь века и достигли нашего времени. Поэтому не следует искать чего-то негативного в этой картине, ведь в героическом подвиге народа всегда есть смысл и красота.

Несколько интересных сочинений

        Наш город  >>  Новости

Под Тулой, в Богородицком дворце-музее, открылась выставка "Куликовская битва в изобразительном искусстве".

Выставка знакомит гостей с творчеством современных художников, в котором важное место занимает тема Куликовской битвы. Сцены сражения 1380 года у Дона и Непрядвы — одного из ключевых событий русской истории, удаленного от нас на шесть столетий, станут ближе современникам благодаря работам В. Криворучко, С. Харламова, А. Шубина и С. Баранника.

В. П. Криворучко (1919 — 1994 гг.) — художник, заслуженный работник культуры России, лауреат премии имени Преподобного Сергия Радонежского. Большое место в его творчестве посвящено Куликовской битве. Впервые к этой теме художник обращается в 1966-67 гг. Более поздние работы ("Клятва", "Дмитрий Донской" и др.) проникнуты силой духа наших предков, сознанием святости воинского долга. Одна из последних работ — "Куликовская битва". Эта картина явилась итогом творческих исканий художника.

С. М. Харламов (1942 г.) — член Союза художников России, народный художник России, лауреат премии Андрея Первозванного. С 1972 г. по 1979г. внимание художника обращено к теме Куликовской битвы. Его работы лишены парадной велеречивости. Он редко показывает само действие, ему важно передать внутреннее драматическое движение, готовность к подвигу. Поэтому значительное место занимают сюжеты, изображающие момент, предшествующий битве ("Дмитрий Донской", "Молитва перед битвой").

А. П.

Кипренский О. А. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Шубин (1947 г.) — член Союза художников России. Работает в технике офорта. Главная тема творчества: Россия, русская провинция, пейзажи, история. В триптихе "Русь" многосложность цветового строя в полной мере соответствует многосложности его содержания: прошлое здесь напрямую соединяется с будущим, а история нашей страны мыслится как тяжкий путь духовного совершенствования.

С. А. Баранник — художник, председатель Мариупольской организации Национального Союза художников Украины, один из основателей группы "Мариуполь-87". Тематика его работ разнообразна: от сказочных сюжетов до истории Древней Руси. Графические работы, посвященные Руси, отличаются монументальностью форм, выразительностью деталей. Полно сдержанного мужества лицо великого полководца на гравюре "Дмитрий Донской", у него в руках щит и меч — символ доблести и отваги.

Выставка "Куликовская битва в изобразительном искусстве" будет открыта до 22 апреля.

Вас ждут по адресу: Тульская область, Богородицк, телефон для справок (261) 2-25-32.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00. Последний четверг месяца — санитарный день. т Тулы до Богородицка 65 км, путь занимает около часа. Чтобы добраться до дворца-музея, нужно свернуть с московской трассы после указателя "Богородицк". С тульского автовокзала регулярно ходит автобус "Тула — Богородицк".

Опубликовал(а): Admin, 02.03.2008Наверх

Орест Адамович Кипренский – знаменитый русский живописец-портретист, талантливейший рисовальщик и профессор Академии Художеств. Один из крупнейших отечественных мастеров романтического портрета начинал, как и все студенты Академии Художеств, с исторической живописи.

В 1805 году перед художником ставится задача написать большое программное произведение на тему Великого Князя Дмитрия Донского, представленного в битве с Мамаем, когда после одержания победы Князь погибает среди своих воинов в роще. Художник, тогда еще студент, прекрасно справляется с заданием и получает за картину золотую медаль первого достоинства, что потом позволило ему много работать за границей.

Сюжеты отечественной истории всегда были частью программы получения художественного образования. Кипренский изображает сцену в лучших традициях итальянской и фламандской школ живописи – масштабно, колоритно и динамично.

Великий Князь, чья фигура располагается немного слева от центра, вскидывает руки в небо в молитвенном движении и благодарит Небеса за предоставленную победу над врагом. Вокруг Дмитрия Донского собрались его воины, участники кровавого сражения.

На их лицах читается удивление и радость от вести о том, что их предводитель жив.

Описание картины Ореста Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

На заднем плане виден пейзаж – важная часть классической картины – и темные тучи на небе звучат в унисон с настроением картины.

Колорит произведения играет одну из важнейших ролей. Гармония ярких тонов, кроваво-красные и изумрудно-зеленые оттенки сочетаются в неведомой игре цвета. Резкие движения героев, четкая драпировка их одежд, привлекающие глаз тона и, конечно, грамотно сгруппированная композиция – все это помогает воспринимать картину, как одно четкое действо, сошедшее со сцены представление.

Кипренский создал классическое, сделанное в лучших академических традициях, произведение и по праву был награжден за него.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

← Описание картины Андрея Рябушкина «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)»

Описание картины Леона Бакста «Портрет Зинаиды Гиппиус» →

Мальчик С Трубкой Пабло Пикассо

Глава 6.
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко, Т.Н.Фоменко.

12.

Список картин Ореста Адамовича Кипренского

ИЗОБРАЖЕНИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ НА СТАРОЙ ИКОНЕ XVII ВЕКА.

Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе, датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году , с.136-137, , с.130. Икона называется так: "Сергий Радонежский. Житийная икона" , с.130. Мы приводим ее на рис.6.127. Икону расценивают как "шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия" , с.132. В центре иконы изображен Сергий Радонежский, а <<внизу икону дополняет "Мамаево побоище", написанное на длинной… и сравнительно узкой (30 см) доске. Неизвестный художник создал единственную в русской иконописи по обилию фигур и сложности композицию, снабженную поясняющими надписями. Она посвящена знаменитой Куликовской битве>> , с.133.

На рис.6.128, рис.6.128a, рис.6.128b и рис.6.129 приведена эта известная икона. По поводу "раскрытия" иконы поясним следующее. Иконы покрывались олифой, которая со временем темнела. Примерно через сто лет она становилась совершенной черной. Поэтому поверх потемневшего изображения обычно писали новое. Не всегда точно совпадающее со старым. А иногда вообще с ним не совпадающее. Часто это повторялось несколько раз. В XX веке с помощью средств современной химии научились снимать верхние слои и открывать старое скрытое изображение. Это и называется РАСКРЫТЬ ИКОНУ. Таким образом, обсуждаемое нами сейчас изображение на старой ярославской иконе было в XVIII-XIX веках недоступно. Поверх него написали, вероятно, что-то другое. А в 1959 году его, наконец, раскрыли , с.136-137. Таким образом, это редкое изображение счастливо избежало редактирования историков. Мы пользуемся увеличенным фрагментом этой иконы, приведенным в книге , с.136-137. Сегодня (после длительного перерыва) эта икона находится в Ярославском музее икон.

Что же мы видим на иконе? Мы видим много интересного. Во-первых, вооружение и тип лиц "татар" точно такие же, как и русских. И ТО И ДРУГОЕ ВОЙСКО ИЗОБРАЖЕНЫ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВО. Слева — русские войска Дмитрия Донского. Справа — "татарские" войска Мамая. Но самое интересное, что воины Мамая ПЕРЕПРАВЛЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ РЕКУ, чтобы попасть на Куликово поле. К реке они выходят, спускаясь с высокого крутого холма. Это четко видно на рис.6.129. Это в точности отвечает нашим выводам. В самом деле, чтобы сойтись с Дмитрием Донским на московских Кулишках = Куликовом поле, войскам Мамая, расположившимся на высоком ТАГАНСКОМ = Красном ХОЛМЕ необходимо было спуститься вниз и СРАЗУ ЖЕ ПЕРЕПРАВИТЬСЯ ЧЕРЕЗ РЕКУ. То есть, через известную московскую реку ЯУЗУ. Лишь после этого "татары" оказывались на Куликовом поле = московских Кулишках. Кстати, на иконе показано, что войска’ Мамая переходят реку ВБРОД.

То, что "татарские" войска Мамая действительно переходили через реку, — причем вброд, как и показано на иконе, — видно из следующих слов "Сказания о Мамаевом побоище": <<Семен же Мелик поведал князю великому: "Уже Мамай-царь на ГУСИН БРОД пришел, и одна только ночь между нами, ибо к утру он дойдет до Непрядвы">> , с.164-165.

Согласно одному из вариантов нашей реконструкции, Непрядвой могли называть московскую реку Напрудную (Напрудову), которая находилась как раз за спиной у Дмитрия Донского, стоявшего на Куликовом поле. А Мамай, чтобы попасть на Куликово поле, должен был перейти через реку Яузу,рис.6.26, рис.6.27, рис.6.29. Но тогда трудно не обратить внимание, что название ГУСИН Брод, упомянутое в летописи, очень похоже на ЯУЗИН брод. Отличие слов ГУСЬ и ЯУЗА — лишь в первой букве. Возможно, переписчик, не поняв слова Яуза, переделал его в Гуза. Или же это сделали сознательно, чтобы замазать явные "московские следы" в истории Куликовской битвы. Так в летописи появился Гусиный брод. Или же Яуз — Гуз указывало на Гузов или Казов = КАЗАКОВ.

Как отметила Т.Н.Фоменко, не исключено, что ГУСИН Брод был там, где находится московское КОСИНО и Святое озеро (подробнее см. об этом ниже). Там был брод между болотами. И как раз — день пути до Куликова поля. Ведь сказано в летописи, см. выше, что, пройдя Гусин Брод, Мамай завтра будет на поле битвы.

Далее, надо сказать, что историкам не удается надежно указать Гусиный Брод в рамках романовской версии, относящей события на современный Дон. Пишут так: "Местоположение Гусиного Брода ТОЧНО НЕ ОПРЕДЕЛЕНО" , с.215.

Вернемся к старой иконе. На этом неожиданности старой иконы не кончаются. Еще более интересно, что оба вражеских войска — русское и "татарское" — идут в бой, навстречу друг другу, ПОД ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ЗНАМЕНАМИ. Этот факт поразителен, если верить скалигеровско-миллеровской версии русской истории. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою ПРАВОСЛАВНОЕ русское Дмитрия Донского воинство с ИНОВЕРЦАМИ, татарами Мамая. А следовательно, над войсками должны были бы развеваться совершенно разные знамена, с различной символикой. А что же мы видим на самом деле? На старой русской иконе XVII века, рис.6.130, рис.6.131, рис.6.132, рис.6.133. Мы видим, что и у русских, и у "татар" на знаменах изображен ОДИН И ТОТ ЖЕ образ Нерукотворного Спаса. Напомним, что этот образ, как известно, был СТАРЫМ РУССКИМ ВОЕННЫМ ЗНАМЕНЕМ, рис.6.134. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и "татарские" войска Мамая. Это означает только одно. Что на Куликовом поле сошлись в яростной гражданской войне РУССКИЕ ВОЙСКА Дмитрия Донского и РУССКИЕ ВОЙСКА темника Мамая, то есть тысяцкого Ивана Вельяминова.

На рис.6.135 показано боевое знамя русского войска XVI века. На нем мы видим изображение Нерукотворного Спаса. Впрочем, не нужно думать, что это действительно оригинал XVI века. Как нам сообщают, это — копия, сделанная в XIX веке . Но тогда возникает вопрос. Если в XIX веке еще существовал оригинал этого старого знамени, то куда же он делся? Отчего нам сегодня показывают КОПИЮ, а не ОРИГИНАЛ? Сохранился ли оригинал? Скорее всего, оригинал нам не показывают потому, что на нем присутствовала "не та символика". Например, рядом с изображением Нерукотворного Спаса на русском знамени XVI века среди звезд, скорее всего, были османские полумесяцы со звездами. Звезды сохранили. Полумесяц убрали. Могли быть и надписи по-арабски. Их, естественно, тоже убрали. В любом случае, оригинала нам почему-то не показывают. По нашему мнению, не случайно.

Подчеркнем, что изображение на иконе совершенно недвусмысленно. Знамена со Спасом Нерукотворным в войске Дмитрия Донского ДВИЖУТСЯ НАВСТРЕЧУ знамени с тем же Спасом Нерукотворным, но в войске Мамая, рис.6.132.

Обратим внимание, что войско Дмитрия Донского имеет ПУШКИ. На иконе мы видим изображение батареи, ведущей огонь прямой наводкой по войску Мамая, рис.6.136. Каждая пушка изображена в виде вытянутой руки с венцом, окутанной дымом. Как мы показали в книге "Крещение Руси", одним из символов пушки был знаменитый Лабарум Константина. Согласно скалигеровской истории, пушки появились на полях сражений как раз в середине XIV века , с.47. В это время открыли порох , с.357. Но историки уверяют нас, будто все это происходило исключительно на просвещенном Западе. А на Руси в то время якобы никаких пушек не было и в помине. Стреляли из луков, воевали тяжелыми дубинами и булавами. Топорами. И лишь потом, переняв у прогрессивного Запада новые технологии, стали потихоньку лить свои пушечки. Маленькие. Энциклопедический Словарь, например, авторитетно уверяет нас, что пушечный двор в Москве впервые появился лишь в XV веке , с.1080. Однако, как мы теперь видим, подлинная история была совсем другой. На полях сражений средневековой Руси пушки появились сразу же, как только их изобрели. То есть, в XIV веке. Причем навстречу врагу, например, в Куликовской битве 1380 года, выкатывали целые пушечные батареи.

В самом конце 2000 года в московском издательстве "Вече" вышла книга профессиональных археологов А.А.Бычкова, А.Ю.Низовского и П.Ю.Черносвитова "Загадки Древней Руси" . Треть книги, примерно 160 страниц, посвящена Куликовской битве. Мы имеем в виду главу 5 под названием "Загадки Куликовской битвы" , с.339-498. Авторы подробно описывают археологию того места в Тульской области, которое сегодня историки называют "Куликовым полем". Рассказывается, что ни одной археологической находки, подтверждающей, что здесь была Куликовская или какая-либо другая крупная средневековая битва, — НЕТ. Оказывается, пресловутые находки С.Д.Нечаева, тульского помещика XIX века, выдаваемые за следы Куликовской битвы, на самом деле не имеют к Куликовской битве никакого отношения , с.370-371. Отчеты археологических экспедиций более позднего времени — XX века — также рисуют картину полного отсутствия каких-либо следов средневекового сражения в этих местах , с.390-391.

В итоге авторы делают вывод, что Куликово поле должно было находиться в совершенно другом месте. Далее в вкратце приводится наша точка зрения, что Куликовская битва произошла на московских Кулишках. Авторы заявляют, что наша реконструкция неубедительна И ТУТ ЖЕ приводят "свою собственную реконструкцию", в которой Куликово поле также находится на территории Москвы, но чуть-чуть южнее, на Шаболовке. Эта версия названа версией А.А.Бычкова — одного из авторов книги . Мы не можем удержаться от комментария по поводу отношения историков к нашим работам. Либо нас ругают последними словами, либо, как например, А.А.Бычков, беззастенчиво приписывают себе наши результаты. Причем обычно грамотно делают и то и другое одновременно.

Итак, знаменитая Куликовская битва произошла, скорее всего, на территории города Москвы, на Кулишках. В то время, в конце XIV века, Москва если и существовала, то лишь сравнительно небольшое поселение, во всяком случае, не столица. Какое-то время люди еще хорошо помнили, что знаменитое сражение произошло именно здесь. В Москве сохранилось много названий, напрямую связанных с Куликовской битвой. Но затем, когда романовские историки начали переписывать историю, им потребовалось стереть московские следы Куликовской битвы, изменить географию событий и "перенести битву" в совсем другое место. Дело в том, что основание Москвы, как столицы, они отодвинули в XII век, то есть на несколько столетий раньше, чем это было на самом деле. В результате пришлось "убрать из Москвы" Куликовскую битву. Понятно, почему. Ведь если Москва — "давно столица", то город, следовательно, уже "давным давно застроен", так что сражаться огромному войску на большом поле "в самом центре столицы" стало совершенно невозможным.

Таким образом, исказив хронологию Москвы, историкам пришлось неизбежно делать и следующий шаг — убирать из Москвы знаменитое сражение. Так одно искажение влечет за собой целую цепь других. По каким-то соображениям для Куликовской битвы выбрали малозаселенные в то время окрестности современного города Тулы, на расстоянии нескольких сотен километров от Москвы. И объявили (на бумаге!), что именно в этих местах и произошло Куликовское сражение Дмитрия Донского с ханом Мамаем. Однако после этого пришлось проделать некоторую канцелярскую работу, дабы снабдить тульские места соответствующими географическими названиями, упоминающимися в русских летописях. Потребовалось "нарисовать" на тульской местности географию Куликовской битвы, например, указать реку Непрядву и другие памятные пункты, связанные с битвой. Но ведь ранее тут, под Тулой, ничего подобного не было. А были какие-то свои, чисто местные названия, имевшие мало общего с московскими, "куликовскими". Вероятно, романовским историками и географам пришлось (на бумаге) перенести некоторые московские "куликовские названия" в окрестности города Тулы. По-видимому, взяли русские летописи и назвали (или переименовали) местные реки, деревни и т.п. теми "московскими названиями", которые вычитали из хроник и Сказаний о Куликовской битве.

Этот "географический перенос" проанализировала И.Р.Мусина, детально сравнившая названия на картах Москвы и Тульской области. Получилось вот что.

Например, московское урочище Крутицы, Крутицкое подворье (кстати, одно из самых древних в Москве, , с.547) "появилось под Тулой" вероятно в названии реки Курцы.

Московское Куликово поле (Кулишки) "породило" под Тулой названия Калешево и Куликовка.

В Москве известен Даниловский монастырь. Далее сообщается: "в завещании Ивана Калиты… Данилищева свободка" , с.178. Кроме того, в Москве — Даниловская площадь, ДАНИЛОВСКАЯ набережная, Даниловская слобода. А под Тулой на карте написали название-дубликат Даниловка.

Далее, в Москве хорошо известно Сабурово, расположенное в районе Каширского шоссе. Федор Сабур (Сабуров) участвовал в Куликовской битве, его потомки в XVI веке "получили в надел два участка: один близ села Коломенское, а другой — в северном Подмосковье". См. "Возникновение села Сабурова". — Интернет: http://moskvoved.narod.ru/saburovo.htm, с.1. А под Тулой на карте нарисовали название-дубликат: Хутор САБУРОВ.

Так около Тулы неожиданно возникли кое-какие московские "Куликовские названия". Потом с ними свыклись и стали считать их исконно местными, древними. А о московских оригиналах приказали забыть. И забыли.

Подчеркнем еще одну мысль. Может возникнуть впечатление, будто предлагаемая нами реконструкция Куликовской битвы на территории будущей Москвы не связана напрямую с проблемами хронологии, поскольку в данном случае дата сражения: 1380 год — не меняется. Почему же историки не заметили московские следы Куликовской битвы до нас? Ответ ясен. По той простой причине, что, как мы уже говорили, они убеждены, будто в 1380 году Москва уже давно существует. Поэтому сражаться в Москве, дескать, "негде". Таким образом, хронология существенно влияет на восприятие в том числе и географических фактов.

13. КОГДА В МОСКВЕ НАЧАЛИ ЧЕКАНИТЬ МОНЕТУ.

Оказывается, чеканка монет на Руси "возобновилась" при Дмитрии Донском , т.5, с.450. Более точно, начало чеканки монет в Москве традиционно относится к 1360 году, а более широкий выпуск московской монеты начался лишь с 1389 года. То есть, практически сразу после Куликовской битвы , . Это снова указывает на то, что Московское княжество в действительности основано лишь после Куликовской битвы, а не в начале XIV века, как нас уверяет миллеровско-романовская история.

Впрочем, исследователи нумизматической русской истории , начинают свои списки сохранившихся до нашего времени монет лишь со следующих князей и соответствующих дат.

Великое княжество Московское — с Дмитрия Донского,

Великое княжество Московское и Галичский удел — с 1389 года,

Московские уделы — с Дмитрия Донского,

Великое княжество Суздальско-Новгородское с 1365 года. Согласно нашей реконструкции, это было Суздальско-Ярославское княжество, поскольку Новгород = Ярославль.

Великое княжество Рязанское — с 1380 года,

Великое княжество Тверское — с 1400 года,

Тверские уделы — после 1400 года,

Ярославское княжество — с 1400 года,

Ростовское княжество — с конца XIV века,

Новгород и Псков — с 1420 года.

ВЫВОД.

Реальная чеканка монет началась лишь с конца XIV века. По нашему мнению это не "возобновление" чеканки, как это преподносят нам историки, а НАЧАЛО ЧЕКАНКИ РУССКОЙ МОНЕТЫ.

Дмитрий Донской (1350-1389), великий князь Московский с 1359 г. и Владимирский с 1363 г.

В XIV веке началось объединение русских земель вокруг нескольких новых самостоятельных княжеств, таких как Московское, Тверское, Ярославское, Суздальское, Владимирское. Объединению способствовала общая опасность, исходившая от монголо-татарских ханов, от Золотой Орды. Для утверждения Москвы как единого центра нарождавшегося Русского государства большое значение имела победа московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле в 1380 году, за что он получил прозвище Донской. Князь Дмитрий и после этой победы продолжал прилагать все усилия для объединения княжеств вокруг Москвы. Но это объединение проходило не бескровно.

Изображение Дмитрия Донского на почтовой марке России из серии «Великие князья»

Около 30 лет правил Московским княжеством великий князь Дмитрий. За эти годы он стал общепризнанным главой антиордынекого движения в русских землях, первым собирателем русских земель под своим единоначалием. При нем родилась идея сильной великокняжеской власти Москвы. Под ее правление перешло великое княжество Владимирское, присоединились такие города как Углич, Дмитров, Галич, Белоозеро, костромские и стародубские земли. Дмитрий поддерживал дружеские связи с православной Византией, но оставался независимым от Константинополя. В Москве при его содействии был построен белокаменный Кремль, раньше, чем в других землях, начали чеканить серебряные монеты&#8230;

Дмитрий был сыном московского князя Ивана II Ивановича, прозванного Красным. На престол он вступил после смерти отца всего 9 лет от роду. В таком возрасте он не мог править, и все дела княжества находились в ведении главы боярского совета митрополита Алексия. Появление на московском престоле мальчика, не способного самостоятельно княжить, вызвало у соседей &#8212; князей суздальских, нижегородских, рязанских желание пойти на Москву и скинуть малолетку. Каждый из них хотел стать великим князем, подчинить себе Московию. Звание великого князя особо почиталось у ханов Золотой Орды, ему выдавали ярлык, грамоту, дававшую право на княжение и сбор дани.

Московский Кремль при Дмитрии Донском. Художник А.М. Васнецов

Митрополиту удалось убедить соседей умерить наступательный пыл, использовал он при этом и уговоры, и молитвы, и угрозы небесными карами. Последнее особенно подействовало. Митрополит Алексий был человеком опытным, дальновидным, он стремился утвердить на великокняжеском троне московскую династию и неустанно повторял, что сила русских князей против татарской Орды в единстве, только сообща они смогут победить сильного врага.

Дмитрий Донской на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

У молодого Дмитрия нашелся еще один заступник &#8212; его двоюродный брат, полководец Владимир Андреевич Серпуховской, прозванный Храбрым.

По инициативе Серпуховского проводились работы по укреплению Московского Кремля, деревянные стены которого меняли на белокаменные. Расширялись улицы, возводились новые церкви и дома. Тогда же начались строительные работы по созданию Симонова, Андроникова монастырей- крепостей.

В период правления малолетнего Дмитрия в самой Золотой Орде произошел раскол. Между собой враждовали несколько группировок, одну из которых возглавлял наиболее сильный хан Мамай, жаждавший подчинить себе все земли центральной Руси, чтобы единолично собирать с них дань. Он победил в междоусобной борьбе и в 1361 году стал по сути главным правителем Золотой Орды.

Куликовская битва. Роспись Большого Кремлевского дворца. 1850 г.

У Москвы не было сил противостоять этому хану. Оставалось одно &#8212; срочно наладить с ним миролюбивые отношения. По совету митрополита Алексия подросток Дмитрий, уже в качестве великого князя, отправился на переговоры в Орду. Он сумел убедить ханов в своем могуществе. Вернувшись, он пытался вразумить князей близлежащих земель и помирить их, говорил, что против общего сильного врага бороться надо сообща.

Дмитрий Донской

В результате этих переговоров зимой 1374 года в Переяславле-Залесском собрались князья северо- восточной Руси и составили договор о согласии. По инициативе Дмитрия туда внесли пункт о совместной борьбе против Золотой Орды. Тогда же князья стали активно торговать друг с другом. Рост могущества Москвы не мог не насторожить ордынских ханов &#8212; военное столкновение между Русью и Ордой стало неизбежным.

Первая битва произошла летом 1378 года на рязанской земле у реки Вожа.

Дмитрий Донской на Куликовом поле

Русским войском командовал князь Дмитрий, со стороны Орды &#8212; татарский мурза Бегич. Князь отдал приказ наступать с трех сторон. Своими внезапными действиями он сумел разогнать полчище неприятеля. Бегич был убит. Сообщение о разгроме ордынского войска привело хана Мамая в ярость. Он поклялся уничтожить московского князя и в течение двух лет собирал войска. Его союзником выступил литовский князь Ягайло. Но и русские князья не теряли времени даром, объявили сбор воинов по всем землям. Вопрос стоял, острю &#8212; кто кого. Кто победит, тот и станет хозяином всех земель.

Утро на Куликовом поле. Художник А.П. Бубнов. 1943-1947 гг.

С каждой стороны войска насчитывал и от 100 до 120 тысяч воинов. Для решительной схватки, которая состоялась 8 сентября 1380 года, русские подошли к Дону, переправились через него и вышли к Куликову полю. Ни одна из сторон не предпринимала никаких действий. Перед ордынским воинством разъезжал на коне богатырь Челубей, похваляясь своей силой. Сразиться с ним вызвался инок Пересвет. Он вскочил на коня и ринулся навстречу врагу. Они на полном скаку ударили друг друга копьями. Челубей вылетел из седла, но и Пересвет не удержался, он был смертельно ранен. После этого началась кровавая битва. С большими потерями русским воинам удалось сломить сопротивление ордынцев. Они бежали . Самого князя Дмитрия нашли после битвы тяжело раненным.

Осада Москвы Тахтамышем в 1382 г.

Но на этом борьба против монголо-татарского ига не закончилась. Передышка продолжалась два года, и все это время Москва не платила дань своим недругам, она отстраивалась и копила силы для нового столкновения. Но этих сил оказалось недостаточно. Новый ордынский хан Тохтамыш, которого поддержал рязанский князь Олег, в 1382 году двинулся на Москву. Дмитрий Донской не успел собрать войско, равное тому, что было на Куликовом поле, и был вынужден сдать столицу Ее полностью сожгли, остался только каменный Кремль.

Тверской и рязанский князья, воспользовавшись слабостью Дмитрия Донского, интриговали против него в Золотой Орде. Они хотели отобрать у него право на великое княжение. Пришлось Дмитрию Донскому, который занимался восстановлением Москвы, снова ехать к ордынским ханам, теперь уже на поклон, и уверять их в своей верности. Ему дали ярлык, а в залог он оставил им своего сына Василия&#8230;

Памятник Дмитрию Донскому в Коломне

Правление Дмитрия Донского было непростым. И хоть междоусобица продолжалась, князья по-прежнему хотели править по собственному разумению и не подчиняться Москве, Дмитрию Донскому удалось объединить разрозненные русские земли. Он неустанно повторял заповедь, данную ему митрополитом Алексием, что сила русских князей против татарской Орды в единстве и выжить можно только сообща.

У Дмитрия Донского было 8 сыновей и 4 дочери. Умер он очень молодым и княжение передал старшему сыну Василию. При этом разрешение у Золотой Орды не спрашивал. Похоронен он в Архангельском соборе Кремля.

На Поместном соборе 1988 года его причислили к лику святых, а в 2002 году был учрежден орден «За служение Отечеству» &#8212; в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

Кончина Дмитрия Донского. Художник В. Владимиров

Запись опубликована автором 100grm в рубрике Средние века. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Куликовская битва. Мамай, озлобленный поражением, организовал набег на Рязанское княжество и вновь разорил его.

Куликовская битва в живописи.

Ордынский правитель стал готовить новый большой поход, мечтая повторить нашествие Батыя («как при Батые было»). Он стремился восстановить власть Орды над Русью, возобновить поступление дани, подорвать растущее могущество Москвы.

Мамай собрал воинов со всей Орды, нанял в итальянских колониях, существовавших тогда в Крыму, тяжеловооруженных пехотинцев. Со своим войском он двинулся на Русь и остановился в августе 1380 г. у ее границ в верховьях Дона, поджидая полки своего союзника великого князя литовского Ягайлы Ольгердовича.

Готовилась и Русь. Помимо московских дружин, в войске Дмитрия Ивановича были полки из многих земель Северо-Восточной Руси, пришли отряды из западнорусских земель во главе с братьями Ягайлы. Князь повел свое войско к Коломне, из нее — к Лопасне, левым берегом Оки, затем на юг от нее, к Дону, у впадения в него реки Непрядвы. В русской армии были не только «князья русские», «воеводы», бояре, дружинники, но «вся люди», «народ», т. е. крестьяне, горожане.

Русские переправились через Дон в ночь на 8 сентября 1380 г. Здесь, у устья Непрядвы, на обширном Куликовом поле, всхолмленном, пересеченном оврагами и речными долинами, утром началась кровопролитная битва. В центре русских войск стоял большой полк, на флангах — полки правой и левой руки, впереди — передовой полк, позади — запасной; на восточной окраине, в зеленой дубраве за рекой Смолкой,— засадный полк. Мамай в центре поставил пехоту, на флангах — конницу.

По преданию, сигналом к сражению стал поединок Пересвета и Челубея, русского и ордынского богатырей, погибших в схватке. Ордынские силы обрушили страшный удар на передовой полк, полностью его уничтожили, но и сами потеряли много воинов. Затем ордынцы набросились на большой полк и прорвались к стягу великого князя. На помощь пришли брянские, владимирские и суздальские дружины. Большой полк устоял. «И была брань крепкая, и сеча злая, и лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон, от татарской и русской. Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом, между Доном и Мечой, такого множества сошедшихся сил».

Художник И.Глазунов. Битва Пересвета с Челубеем.

Ордынцам не удалось сломить и правый фланг русских. Мамай перенес удар на левый их фланг. Сюда смерчем налетели конные ордынские полки, и русские начали медленно отступать. Враг рвался вперед, отбросил и резервный полк, начал обходить большой полк.

Наступил критический момент сражения, и тут в бой неожиданно для ордынцев вступил засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком. По призыву Боброка: «Час прииде и время приближеся! Дерзайте, братья и други!» — свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушила удар на врага во фланг и тыл. Он был настолько стремителен и страшен, что ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать, смяв свою же пехоту, устремилась к Красному холму, где находилась ставка Мамая.


Художник Шмаринов. Куликовская битва.

Началось общее бегство. Войско Мамая перестало существовать, а сам он бежал в Крым и там погиб.

Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. «По Русской земле,— ликует автор «Задонщины» — повести XIV в. о Куликовской битве,— распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская…» Москва показала себя политическим лидером Руси, ее князь, прозванный Донским,— вождем национального значения. Русский народ, воодушевленный великой целью, нанес удар огромной силы тем, кто хотел повторить «Батыев погром».

Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь, ослабленную потерями на Куликовом поле. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось.

Дмитрий Иванович многое сделал для Руси. С мальчишеского возраста и до конца дней своих он непрерывно в походах, заботах, хлопотах. Приходилось ему бороться и с Ордой, и с Литвой, и с русскими соперниками. Улаживал князь и церковные дела — он пытался, правда неудачно, сделать митрополитом своего ставленника священника Митяя (Михаила).

Полная забот и треволнений жизнь не стала долговечной для князя, он прожил неполных четыре десятка лет. Но, заканчивая свой недолгий земной путь, Дмитрий Донской оставил сильно окрепшую Русь, заветы на будущее. Умирая, он передал, не спрашивая согласия хана Тохтамыша, своему сыну Василию (1389—1425) владимирское великое княжение как свою вотчину и выразил надежду, что «Бог переменит Орду», т. е. освободит Русь от ига.

Летописная повесть о побоище на Дону

…Великий же князь пришел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы… Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… (Дмитрий) сказал брату своему всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей…» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились… Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы Господь Бог один вел его…

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые… И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных… Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых… А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его…» И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде… И гнали их до речки Мечи…

§Василий Темный
§Иван III
§Стояние на Угре
§Свержение ордынского ига
§Татаро-монголы

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *