Кулич и пасха храм в спб расписание

Петербургский храм, именуемый в народе «Кулич и Пасха», повидал немало чудес. Видно, положено ему всех удивлять. Круглая церковь-кулич с колокольней в виде пирамидальной пасхи получила настолько точное название, что мало кто помнит настоящее имя храма — Святой Живоначальной Троицы. Находится храм прямо у станции метро «Пролетарская», действует уже более двух столетий, был закрыт в советское время всего на десять лет. Сегодняшние чудеса храма — две чудотворные иконы: Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и колпинский образ святителя Николая.

Под боком у гиганта

В XIX веке место будущего храма находилось в десяти верстах от Петербурга, на территории села Александровское, во владениях генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского. На постройку церкви сановник получил большую сумму денег от императрицы Екатерины II, что удостоверяют сохранившиеся на фасаде здания памятные таблички.

Князь Вяземский доверил строительство знакомому архитектору Николаю Львову, поделился с ним своими идеями, и в 1787 году на свет появился необыкновенный проект. Заказчик служил в юстиции, поэтому круглая церковь напоминала о «храме правосудия», а устойчивая пирамида колокольни — непоколебимость добродетелей. В народе же новый ансамбль сразу стал называться «Кулич и Пасха» по образу блюд пасхального стола, хорошо знакомых каждому прихожанину.

С момента открытия Троицкий храм стал духовной опорой в жизни простых рабочих. Он находится рядом с большим Обуховским заводом, который в советские годы назывался «Большевик». Промышленный гигант в какой-то момент загреб красавицу-церковь в свои руки. В 1938 году Троицкий храм передали заводу под клуб и библиотеку. В таком статусе здание пережило военные годы. Но в 1946 году в церкви вновь разрешили проводить богослужения.

Возвращенный храм был абсолютно пустым. Все дореволюционные иконы и утварь бесследно исчезли, и целый год его приводили в порядок. Люди несли все, что сохранили у себя в домах. Так попали в Троицкую церковь две чудотворные иконы.

Этот образ святителя Николая прославился еще в петровские времена. Для строительства Петербурга лес с Синявинских болот сплавляли по Неве. Рабочие на болотах жили в землянках, и в поселении началась эпидемия. Как гласит предание, одному из рабочих явился во сне Николай Чудотворец и сказал, что надо отслужить молебен и обойти с иконой все землянки. После исполнения наказа болезнь отступила.

Чудесный образ святого Николая передали в церковь города Колпино, где она находилась до революционных лет, а после закрытия храма была потеряна. На этот раз святитель явился женщине по имени Олимпиада и сказал ей, где найти исчезнувший чудотворный образ: у Ижорского завода в мусорной куче. Исполнив волю святого, Олимпиада нашла икону и стала оберегать ее, а после открытия церкви «Кулич и Пасха» передала святыню туда. С тех пор и до самой смерти благочестивая прихожанка во время богослужений стояла в храме у иконы святителя Николая.

Вторая святыня храма «Кулич и Пасха» более известна. Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) является одним из списков известного образа Богородицы. История этого списка начинается с его загадочного появления. Икону нашли на берегу Невы, она попала в купеческую семью и передавалась по наследству. После чудесного избавления от гибели в бурных водах Ладоги потомок купеческого рода отдал свою Спасительницу в часовню при Стекольном заводе. Летом 1888 года в это здание ударила молния. Часовня сильно обгорела, но лик Скорбященской Божией Матери просветлел, а на поверхность иконы прилипли грошики из стоявшей перед ней чаши для пожертвований. Отмечают, что лежали там и золотые, и серебряные монеты, но украсили Царицу Небесную только простенькие медные грошики бедноты.

Большевики часовню при Стекольном заводе закрыли, а икону сохранили прихожане. В 1947 году на торжественном освящении Троицкой церкви в дар храму ее передал митрополит Григорий.

Записи всех чудес, происшедших по молитвам у иконы, собраны и изданы книжкой еще до революции. Но убедиться в ее дивных свойствах можно и сейчас, свидетельств хватает: от исцеления больных до удачного поступления в институт. Нередко именно к этой святыне стремятся приезжающие в Петербург современные паломники.

Называть этот образ Божией Матери Санкт-Петербургским предложил нынешний настоятель храма «Кулич и Пасха» протоиерей Виктор Голубев. Через митрополита Владимира передавал он Патриарху просьбу дать особое название иконе с монетками: «Ведь есть в Тихвине Тихвинская Божия Матерь, в Казани — Казанская, в Смоленске — Смоленская, а у нас явилась Санкт-Петербургская», на что Патриарх ответил, что такое именование будет справедливо.

Протоиерей Виктор Голубев рассказывает, что его приход всегда был многолюдным. В советские годы церковь была одной из немногих действующих. На большие праздники люди заполняли весь церковный сад, потому что внутри здания места не хватало. Правда, после крестного хода немногие оставались на ночную службу. И сейчас храм во время богослужений полон. А это самое главное в жизни прихода, считает настоятель, ведь совместная молитва — первейшее из всех приходских дел. Отец Виктор хорошо помнит, что не так давно для участия в любой церковной службе требовалась смелость настоящих исповедников веры.

Руководство соседствующего с храмом завода «Большевик» строго относилось к внутреннему облику своих работников. За посещение церкви человека порицали на собраниях, за венчание — могли уволить. Христиан отслеживал специально назначенный человек — активист по натуре, любящий общественную работу, организовывающий районные выборы. Но когда власть сменилась, этот общественник вдруг начал воцерковляться.

— Прихожане стали мне говорить, — вспоминает протоиерей Виктор Голубев, — отец настоятель, что же Вы его пускаете, он же столько горя принес людям. Я поразился: «Но ведь он пришел в Церковь! Господь всех принимает! Если бы Иуда покаялся, Он бы и его принял. » Но все равно остались недовольные. И я этому бывшему общественному активисту сказал: «Владимир Иванович, приходи в алтарь».

Он действительно был верующим, исповедовался, причащался. Со временем на заводе многое изменилось, он оттуда ушел, жил за городом. В 2002 году приехал в храм на Троицу. Жарища была. Я его встретил, говорю: «Что-то ты плохо выглядишь». А он отвечает, что жена и дочь не пускали, 60 километров ехать до храма, но он отпросился: праздник ведь престольный! Он исповедовался, причастился, пошли мы крестным ходом, возвращаемся, а Владимир Иванович умер. Прямо в церкви. Я в следующее воскресенье вышел к народу: «Вот вы мне говорили, что его в храм нельзя пускать. Дай Бог каждому умереть так: после исповеди и причастия, в храме!» Он ведь искренне каялся. Помогал нам школу строить.

Школу при церкви решили построить после того, как в годы гласности и перестройки директора окрестных учебных заведений стали просить прислать к ним священника. Сначала настоятель отправлял к ним клириков храма, а потом решил, что пусть лучше люди сами приходят учиться Закону Божию. Сейчас в школе занимаются не только дети, но и взрослые, которые не хотят отставать от своих чад. Есть группы для маленьких, которые приходят вместе с родителями, отведено время для молодежи и для взрослых прихожан. Несколько бывших учеников воскресной школы поступило в семинарию.

В ближайших планах настоятеля пристройка к школе, разрешение на это уже получено. Следить за храмом-памятником архитектуры — немалая забота, правда, сегодня это делать гораздо легче, чем раньше: — Я всю жизнь ходил в церковь и крест никогда не снимал, — вспоминает отец Виктор. — Все знали, что я верующий, я не скрывал. Поэтому, когда меня в армию взяли, задумались: куда такого «попа»? И отправили в стройбат. Мы три дома построили в городе. Я тогда думал, что же получается, Господь послал меня в армию, а какая же это армия! А спустя много лет нам администрация дала средства на косметический ремонт храма. Когда строители стали красить, я смотрю, они прямо по грязи кисточкой возят! «Что же вы делаете? — говорю им, — надо же прежде промывать!» Они думали, поп ничего не понимает в строительстве. Так пригодился мне армейский опыт. Я вызвал бригадира и заставил сделать правильно, чтобы не отвалилось все через год-два. Покрасили в итоге прилично. А на остатки денег мы и колокольню подновили!

В пирамидальной колокольне на первом этаже располагается трапезная. Из нее узкая винтовая лестница ведет в небольшой кабинет настоятеля. Протоиерей Виктор Голубев, прослуживший на этом месте почти 40 лет, радуется, что церковь-кулич и пасху-колокольню не разрушили в безбожные годы, что теперь люди могут свободно посещать храм. С легкостью вспоминает исторические вехи, сердечно рассказывает о старожилах церкви. И улыбается так тепло, что видно — в его удивительном храме каждое воскресенье Праздников Праздник и Торжество Торжеств.

Материал был опубликован в издании «Вода Живая»

Храмы Петербурга: Троицкая церковь (Кулич и Пасха)

Каждый петербуржец знает и любит Троицкую церковь, называемую в народе «Кулич и Пасха». Знает потому, что храм этот был вновь открыт сразу после войны, в 1946-м, и оставался одним из немногих действовавших в Ленинграде – у многих ленинградцев с этим храмом что-то связано. А любит потому, что своей формой этот храм с колокольней, даже в самую стылую зимнюю или промозгло-слякотную осеннюю пору напоминает о Пасхе, о весне, о пробуждении к жизни.
Совсем недавно я оказался по каким-то делам рядом и, глянув через забор на Троицкий храм, почувствовал, как в душу, словно теплый ветер, ворвалась радость и какое-то пасхальное настроение.

Построенная в 1785-1790-х годах, церковь эта расположена по адресу: пр. Обуховской обороны, д. 235.
Идея придать храму форму кулича и пасхи принадлежит заказчику, генерал-прокурору А. Вяземскому, выдающемуся деятелю времен Екатерины II. Некогда храм этот находился не в самом городе, а в пригородном селе Александровское.

Форма храма в самом деле необычная, или как говорили в те времена, когда храм предстал перед публикой, своеобычная. Народ окрестил его просто «Кулич и Пасха» Но мало кто знает, что форма храма и колокольни, по замыслу заказчика, имеет совсем другой смысл, к пасхальным лакомствам не относящийся.
А чтобы разобраться, какой, несколько слов необходимо сказать о генерал-прокуроре Александре Вяземском.

Деятель этот происходил из древнего княжеского рода и был возвышен императрицей Екатериной II.
Герой в армии (начал служить в 12 лет), удачно исполнивший ряд секретных и очень опасных заданий. Гуманный, благоразумный и одновременно твердый и решительный политик, отличным образом зарекомендовавший себя на следующем послушании лично от императрицы: он был послан Екатериной на Урал для урегулирования отношений между бунтующими крестьянами и хозяевами уральских заводов.
И вот следующий пост: Александр Алексеевич был поставлен во главе Сената.

По возведении в чин императрица написала Вяземскому «секретнейшее наставление», в котором четко определила его обязанности. Императрица напоминала А. Вяземскому, что генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах». Екатерина II предостерегала генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».

Вяземский придерживался данного ему наставления и пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течение почти 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Если в начале карьеры он возглавлял Сенат, а также наблюдал за продажей соли и вина в Империи, то с 1780-х годов уже прочно удерживал в своих руках не только юстицию, но также финансы и внутренние дела. Именно он впервые в России ввел строгую отчетность в финансовых делах, а также стал четко учитывать доходы и расходы за год.
Именно он ведал делами Пугачева, Радищева и др.

Многократно доказывавший преданность императрице и прекрасно справлявшийся со своими многочисленными обязанностями, Вяземский был обласкан наградами и подарками. На деньги императрицы и началось в имении Вяземского возведение храма. Заказчик церкви, князь Вяземский, служивший, напомню, по ведомству юстиции, вложил в храм следующий смысл: ротонда храма символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида – неколебимую купность. трех добродетелей: Истины, Человеколюбия и Совести».
В этой пирамидальной колокольне, напоминающей творожную пасху, помещаются: на первом этаже крестильня, на втором – колокольня.

С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней, а в 1913-м был создан Детский союз для детей 6-14 лет, которые собирались дважды в неделю для молитв и бесед.

В советское время Троицкая церковь была закрыта на рекордно малое количество времени – всего на восемь лет. В 1938-м одной из последних в Ленинграде она была закрыта и в 1946-м, одной из первых, была открыта.
Но и за 8 лет храм подвергся поруганию и разграблению. Все иконы, иконостас, ценности бесследно пропали. Прихожане, уцелевшие во время войны и блокады, плакали, не узнавая свой родной храм, к стенам которого они ходили молиться в суровые блокадные дни. Восемь лет здесь был клуб, устраивались киносеансы, танцы…

Мы подходим к храму.

Несмотря на оригинальную форму, прославившую храм, он оказался для совершения богослужений не слишком удобным.
Для молящихся в храме было мало места (не забываем, что треть круглого храма занимает алтарь). Поэтому в 1858 году к храму пристроили притвор. Прямоугольный притвор, пристроенный к круглой церкви, виден справа.
Над входом – табличка с трогательной надписью: ТВОИ щедроты соорудили. Окончана въ 1787 году.

Как бы и нам научиться благодарить Господа за окончание задуманного дела.

Войдем в храм. Мы в притворе. Том самом, от 1858 года.

Эту фотографию я сделал специально, чтобы показать круглое пространство храма.

А вот тут другой вид, немного сбоку. Более взвешенная композиция. Очень благолепно и уютно.

Синий с золотом иконостас был принесен сюда из Благовещенской церкви (на Васильевском острове). (Сама эта церковь уцелела, сейчас ведутся реставрационные работы, но иконостас туда уже возвращен не будет.)

Здесь много чтимых петербуржцами икон. Икона Всех скорбящих Радосте была перенесена сюда в 1946 году из Спасо-Преображенского собора. Ее мы видим справа (на синем фоне), рядом с иконой св. великомученика и целителя Пантелеимона.

Чтимая икона Божией Матери Скоропослушница.

Икона святителя Николая Чудотворца была принесена в храм в 1947 году жительницами Колпино, сестрами Пискаревыми.

Святитель Николай чуть крупнее.

Преподобный Нил Столобенский. Икона с частицей мощей.
Этот святой очень почитается в Петербурге.

Икона преп. Серафима Саровского с мощами. В Петербурге есть всего несколько частиц мощей преп. Серафима. Это как раз один из тех случаев. Икона маленькая, серая, неказистая. Но святыня великая.

Канун – столик для поминания и Распятие.

Церковная лавка в притворе. Здесь можно заказать поминание, купить свечи, книги.

Пасхальные службы 2018 в храмах Санкт-Петербурга: расписание

Уже в это воскресенье, 8 апреля, православные будут отмечать самый главный христианский праздник – Воскресение Христово. Пасхальные службы в 2018 году пройдут во всех храмах Санкт- Петербурга . Мы публикуем расписание служб, которые проведут в самых главных храмах города.

КАЗАНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Казанская площадь, 2.

Адрес сайта: kazansky-spb.ru

Здесь пройдет главное Пасхальное богослужение – в ночь с субботы на воскресенье. Службу возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

10.00 – божественная литургия.

12.00 – 20.00 – освящение куличей.

23.00 – пасхальная заутреня.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха

10.00 – божественная литургия.

17.00 – великая вечерня.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

Исаакиевская площадь, 4.

Адрес сайта: www.cathedral.ru

Впервые в современной истории Исаакиевского собора богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы будут совершены в главном Алтаре.

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы

09.00 – божественная Литургия.

22.00 – освящение куличей.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха

00.00 – Светлое Христово Воскресение. Полунощница. Пасхальная утреня и Божественная Литургия.

09.00 – божественная Литургия. Пасха Христова.

16.00 – великая вечерня.

Праздничные службы будут идти во всех храмах Петербурга. Фото: Евгения ГУСЕВА

СОБОР ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Владимирский проспект, 20.

Адрес сайта: vladimirsobor.spb.ru

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

12.00 – 22.00 – освящение куличей.

22.00 – чтение Книги деяний святых апостолов.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха.

00.00 – Крестный ход, пасхальная заутреня, часы Пасхи, литургия, благословение Артоса.

10.00 – Поздняя Литургия. По окончании литургии – крестный ход.

17.00 – Великая Пасхальная Вечерня.

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Малоохтинский проспект, 52

Адрес сайта: moyhram.org

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы

10.00 – божественная литургия.

23.00 – пасхальная полунощница.

00.00 – крестный ход, светлая заутреня, божественная литургия.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха

17.00 – Пасхальная Царская вечерня.

ХРАМ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Храм из храмового комплекса Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина

Проспект Косыгина, 7а

Адрес сайта: vk.com/mm.hram

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

7.00 – литургия. Освящение куличей

9.30 – вечерня, литургия Василия Великого . Освящение куличей

23.30 –полунощница, крестный ход, пасхальная утреня, литургия.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха.

9.30 – литургия, крестный ход.

14.00 – великая вечерня.

Освятить пасхальную снедь можно будет практически везде накануне, в субботу. Фото: Александр ГЛУЗ

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Московский проспект, 100.

Адрес сайта: вноводевичий. рф

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

08.00 – литургия (Казанский храм).

09.40 – литургия ( Введенский храм). По окончании богослужения — освящение куличей до 17.00.

22.00 – исповедь. Чтение деяний святых апостолов.

23.40 – крестный ход.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха.

00.00 – Пасхальная утреня, часы, литургия (Казанский храм).

10.00 – Пасхальные часы, литургия, крестный ход.

18.00 – великая вечерня.

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

Адрес сайта: vladimirskysobor.ru

7 апреля. Великая суббота, Благовещение Пресвятой Богородицы

6.45, 9.30 – исповедь.

7.00 – ранняя божественная литургия.

10.00 – поздняя божественная литургия.

10.30 – 22.00 – освящение куличей

20.00 – чтение книги деяний святых апостолов.

23.00 – пасхальная полунощница.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение

00.00 – Крестный ход, пасхальная утреня, божественная литургия.

9.00 – исповедь, пасхальная утреня, божественная литургия, крестный ход.

18.00 – великая вечерня

СОБОР СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА

Измайловский проспект, 7а

Адрес сайта: izmsobor.ru

7 апреля. Великая суббота, Благовещение Пресвятой Богородицы

8.00 – 22.00 – освящение пасхальной снеди.

09.00 – часы, вечерня, литургия святого Василия Великого

22.15 – чтение деяний апостольских

23.45 – крестный ход

8 апреля. Светлое Христово Воскресение

00.00 – пасхальная утреня, литургия

10.00 – пасхальная литургия

17.00 – пасхальная вечерня

ХРАМ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ

Миргородская, 1в, литера А

Адрес сайта: feosobor.ru

7 апреля. Великая суббота, Благовещение Пресвятой Богородицы

9.30 – вечерня и литургия святого Василия Великого

23.20 – пасхальная полунощница, крестный ход

8 апреля. Светлое Христово Воскресение

9.45 – пасхальные часы

10.00 – поздняя литургия

18.00 – пасхальная вечерня

КСТАТИ

Крестные ходы вокруг храмов Санкт-Петербургской митрополии будут проходить в течение недели после Пасхи, называемой Светлой седмицей. Традиционно празднование Пасхи в православии продолжается 40 дней.

ВАЖНО!

С 23.00 07 апреля до 01.30 08 апреля будут закрыты для автомобилей:

— Казанская улица от Невского проспекта до пер. Сергея Тюленина,

— Нечетная сторона наб . канала Грибоедова от Невского проспекта до Гороховой.

Схема перекрытий предоставлена КРТИ

НА ЗАМЕТКУ

Полный список храмов Санкт-Петербургской митрополии можно найти на сайте mitropolia.spb.ru.

Петербургское метро будет развозить верующих в Пасху всю ночь

В Петербурге с каждым днем становится все теплее — весна вступает в свои права, а вместе с ней приближайется и праздник всех православных – Пасха. В этом году она приходится на 16 апреля. Традиционно во всех храмах пройдут богослужения, которые будут длиться до самой ночи. Пропускать священнодействие не придется – петербуржцы смогут спокойно добраться домой на метро, которое будет работать всю ночь (подробности).

Синоптики рассказали, какая погода будет на Пасху 2018 в Санкт-Петербурге

Грядущие выходные – это не просто рядовые суббота и воскресенье. 8 апреля верующие будут отмечать один из самых главных церковных праздников – Воскресение Христово. И тоже интересуются, какая погода будет на Пасху 2018 в Санкт-Петербурге. Конечно, хочется, чтобы светило солнышко (подробности).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

В ночь на 19 апреля, в Праздник Праздников — Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Святой Живоначальной Троицы «Кулич и Пасха» состоялось торжественное ночное Пасхальное богослужение: полунощница, крестный ход, Пасхальная заутреня и Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста, которую совершил настоятель храма иерей Георгий Голубев и клир: протоиерей Василий Морозов, иерей Андрей Лещик, иерей Виктор Алексеев и иерей Петр Борисов, диакон Евгений Зуб.

На Пасхальной Божественной Литургии читался на разных языках фрагмент из первой главы Евангелия от Иоанна (стихи 1–17):

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».

Сошествие во ад. Вологда. Конец XV в. 125 × 74 см. Государственный Русский музей

«И Слово стало плотью,
и обитало с нами,
полное благодати и истины;
и мы видели славу Его,
славу как Единородного от Отца».

Это центральное провозвестие Евангелиста Иоанна и всего Нового Завета, возвещение события неслыханного, невероятного и невообразимого для всего древнего мира, для всех религий и мировоззрений. В языческих мифах боги сходят на землю и обращаются среди людей, но никто из древних языческих Богословов и философов и помыслить не мог, что Сам Верховный Абсолют мог бы воплотиться и жить среди людей, ведь они не знали Его как личность, но представляли себе как безличное непознаваемое «Нечто», не имеющее никакого живого отношения к человеческому миру. Но и в иудаизме к тому времени был уже забыт живой смысл ветхозаветных Богоявлений и пророчеств. Вместо этого сформировалось понятие о Боге как о совершенно запредельном нашему миру Существе, в отношении Которого безсмысленно говорить о Воплощении. И для греков, и для евреев идея Воплощения Бога была безумием.

Вопреки всему этому ап. Иоанн провозглашает свое немыслимое благовестие: Слово стало плотью, т. е. полноценным человеком, восприняло человеческую природу, поскольку слово плоть, как мы упоминали выше, означает всю человеческую природу — и тело, и душу, и дух. Стало плотью, конечно, не означает: превратилось в плоть. Сын Божий стал тем, Кем не был (человеком), не перестав быть тем, Кем был всегда (Богом по природе).

Сошествие во ад. Мастерская Дионисия. 1502 г. 137.2 × 99.5 × 3 см. Государственный Русский музей

Св. Отцы указывали, что фраза Слово стало плотью поразительно точно и полно выражает православное учение о Боговоплощении и обличает основные ереси о Христе. Она отвергает лжеучение так называемых гностиков и докетов, считавших пришествие в человеческой плоти иллюзий: Слово стало плотью, т. е. реально приняло в Себя всю полноту человеческой природы. Этим отвергается и ересь монофизитов, ложно учивших об одной, Божественной природе Иисуса Христа после Воплощения. Но Евангелие говорит, что Слово действительно стало, сделалось плотью, подлинно воплотилось, стало совершенным человеком. Несторий и его последователи думали, что во Христе две личности — человека Иисуса и Сына Божия, Который вселился в человека в момент Крещения на Иордане. Но ап. Иоанн ясно возвещает: Слово стало плотью, а не просто обитало во плоти. Во время иконоборческих гонений защитники иконопочитания также цитировали этот стих: раз Слово действительно стало плотью, значит, изображая человеческую плоть Христа, мы изображаем Его Самого, Божественный Логос, а если на иконе изображен Он Сам, то Ему можно и нужно поклоняться.

Сошествие во ад. Вторая половина X в. Российская национальная библиотека. Трапезундское Евангелие

В своем Первом Соборном Послании ап. Иоанн предлагает веру в Воплощение Иисуса Христа как критерий различения Духа Божия от духа антихриста (1 Ин.4:1-3)

Став человеком, Слово обитало с нами, что означает, в соответствии с библейским значением употребленного здесь глагола, присутствие Бога среди Своего народа. Ап. Иоанн выражает здесь мысль, что Воплощение Иисуса Христа явилось подлинным и совершенным присутствием Бога среди людей, завершением и исполнением всех ветхозаветных прообразов и пророчеств об этом.

Глагол обитать стоит здесь в такой форме, что скорее следовало бы перевести: Слово поселилось среди нас.

Сошествие во ад (Воскресение). Оклад изготовлен в п.п.17в.; Россия. Псков; XVI в.; местонахождение: Россия. Санкт-Петербург, Русский музей (ГРМ); 24.3 x 28.5 см.; материал: дерево, камни драгоценные, металл серебро, пигменты натуральные, эмаль; техника: золочение, темпера яичная, чеканка , эмаль по скани

По учению Церкви, Сын Божий стал человеком не временно, а навечно; об этом свидетельствует догмат Вознесения Иисуса Христа с Его человеческой прославленной плотью «одесную» («по правую руку») Бога Отца, т. е. вознесение обоженного человечества Христа в теснейшую близость к Божеству, в Его Жизнь и Славу.

В начале своего Первого Послания Евангелист Иоанн повторяет эту глубоко волновавшую его мысль — о вселении среди нас Слова, так что мы могли видеть и осязать Его.

Воскресение Христово — Сошествие во ад. Конец XVI — начало XVII века. Строгановская школа. Мастер Михаил. Дерево, темпера. высота 36,7 см, ширина 30 см. Государственный Русский музей

Воплощенный Логос был полон благодати и истины.

Это библейское выражение милость и истина. Оно передает единство в Боге двух как будто противоположных, а на самом деле дополняющих друг друга, качеств: милости, милосердия, склонности к прощению — и справедливости, правды, верности закону, суду (ср. Исх.34:6-7). В мессианские времена, как поется в псалме, «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84:11). Впрочем, оба термина в употреблении Иоанна переходят за границы значения этого ветхозаветного выражения и выражают нечто большее.

Шебуев Василий «Воскресение Христа» 1841 Холст, масло 375х198 Государственный Русский музей

Благодать — это не просто милость, но и дар Божественной Жизни. Также и истина не исчерпывается ветхозаветным смыслом справедливости и верности, но означает и полноту Откровения Божия в Иисусе Христе и исполнение в Нем всех ветхозаветных образов и «теней».

Сошествие во ад. «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его» (Пс. 67,2). Киев, XIV в. Киевская псалтирь, 1397г. Российская национальная библиотека (РНБ)

От имени всех апостолов Евангелист свидетельствует, что мы видели славу Его. Эта слава означает здесь всю совокупность славных дел Иисуса Христа, чудеса и особенно такие явления славы Его Божества, как Преображение, Воскресение, Вознесение.

Явление Христа женам-мироносицам. Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я пол. X в. (Греч. № 21+21А. Fol. 10v). РНБ

Но Евангелист Иоанн использует понятие славы еще в особом и неожиданном смысле — как указывающее на Его крест и страдания. В библейском значении слава есть раскрытие подлинной сущности Бога. И может быть, здесь славу тоже нужно понимать в смысле раскрытия истинной сущности Бога как Любви — в самоумалении, служении, жертве, распятии Иисуса Христа, Который через все это дает истинную Жизнь верующим в Него.

Эта слава Логоса описывается так: слава как Единородного от Отца. Слово единородный означает единственный сын (или дочь) у родителей. Отсюда оно приобрело еще особые дополнительные значения: уникальный, неповторимый, а также самый любимый, самый дорогой. Ап. Иоанн употребляет его для обозначения уникальности отношения Иисуса Христа как Сына Божия к Отцу: Он один есть подлинный Сын Отца, во всем равный Отцу, тождественный с Ним по природе, тогда как мы — усыновленные из милости, по благодати, сыны не в собственном смысле этого слова.

Яйцо пасхальное «Воскресение Христово. Сошествие во ад». Россия, вторая половина XIX в. Фабрика Лукутина. папье-маше, шелк, металл. Роспись маслом, золочение, лак. 16х8 см. ГЭ. Не представлено в постоянной экспозиции.

Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит:
Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною
стал впереди меня, потому что был прежде меня.
И от полноты Его
все мы приняли и благодать на благодать,
ибо закон дан через Моисея;
благодать же и истина произошли через Иисуса Христа.
Бога не видел никто никогда;
Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Иоанн свидетельствует о Нем…

Иоанн Креститель свидетельствует о первенстве Иисуса Христа, поскольку ученики Иоанна склонны были считать его самого обещанным Мессией.

Иоанн Предтеча напоминает свои предыдущие слова, известные слушателям Идущий за мною (ср. Ин. 1:26, Мф. 3:11), что означает не сзади меня, а за мною во времени, т.е. Тот, Кто приходит после меня: Иисус Христос вышел проповедовать только после того, как миссия Иоанна Крестителя завершилась, и он был брошен в тюрьму. Но Тот, Кто вышел позже, стал впереди меня,точнее, оказался, сделался впереди меня, что означает, что Иисус стал славнее, превосходнее, выше, Иоанна, превзошел его достоинством и значением.

Предтеча указывает, почему это так: потому что был прежде меня. Это необычное для греческого языка выражение означает первенство по времени Сына Божия: Иисус Христос, Который как человек родился и вышел на проповедь позже Иоанна, рожден в вечности от Отца.

И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать

Полнота Божества в Иисусе Христе сделала возможным получение от Него неисчерпаемой полноты Божиих дарований. Об этом сказано очень необычным выражением: благодать на благодать. Буквально оно означает благодать сверх благодати. Первое прочтение может означать, что благодать Ветхого Завета сменяется благодатью Нового. Второе означает неисчетное множество даров, полученных и получаемых нами от Господа — один дар за другим, милость за милостью, без конца.

ибо закон дан через Моисея…

Сопоставление Христа с Моисеем характерно для ап. Иоанна более, чем для других евангелистов. Упоминание Моисея как свидетеля о Христе находим у Иоанна в 5:45-47. В 6-й главе, где Хлеб Жизни сравнивается с манной, мы опять встречаем сопоставление Христа и Моисея.

Бога не видел никто никогда

Речь идет о фундаментальной религиозной истине: сущность Божию, как она есть сама в себе, тварные существа знать не могут (ср. 1 Тим.6:16). По связи с предыдущим стихом можно предположить и тут противопоставление Христа Моисею, о котором несколько раз сказано, что он видел Бога (Исх. 24:10, Числ. 12:8).

И тем не менее, возвещает ап. Иоанн в заключительном стихе Пролога, эту неисследимую и непознаваемую сущность Божию раскрыл людям Сын Божий:

Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил

Вместо Единородный Сын наиболее авторитетные древние рукописи имеют Единородный Бог. Если мы признаем правильным чтением последний вариант, то это очень необычное выражение будет параллельно первому стиху, где сказано, что «Слово было Бог», т.е. термин Бог (в греческом без определенного артикля) показывает природу Единородного: Он есть такой же Бог, как и Отец, и именно поэтому может явить, открыть Бога-Отца.

сущий в недре Отчем

Слово сущий толкователи сопоставляют с именем Божиим, открытым Моисею: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14). Этим словом, говорит св. Иоанн Златоуст, изображается «бытие постоянное, бытие безначальное, бытие в истинном и собственном смысле»

Сущий в недре Отчем в греческом подлиннике написано так, что буквально надо бы читать: Сущий в недро (лоно) Отчее, т. е. предлог «в» означает движение вовнутрь или по направлению к чему-то. Тогда это выражение становится близким к выражению первого стиха: Слово было у Бога, буквально: к Богу, что мы передали как обращено к Богу.

Это выражение передает истину единосущия Сына Отцу (тождественность сущности, природы Отца и Сына) и любовь между ними (в Библии положение на лоно было признаком истинного сыновства, ср. «быть на лоне Авраамовом», что означает приобщение к отцам истинных сынов).

Сошествие во ад. Новгород. 70–80-е годы XIV в. 134 × 108 см. Государственный Русский музей

Он явил — точнее изъяснил, истолковал или рассказал, поведал. У греков этот термин означал истолкование знамений, снов, священных прорицаний (от этого глагола происходит слово «экзегет» — истолкователь, что было официальной должностью в Афинах). В более позднем языке этот глагол означал также «переводить» с языка на язык. Можно сказать, что Христос как бы «перевел» неизреченную сущность Отца на человеческий язык. Недоступная сущность Бога, провозглашает ап. Иоанн, стала доступной, «ясно изложенной», «переведенной» на наш язык в Иисусе Христе. Изложению этого Откровения посвящено все Евангелие. Несомненно, что эта явленная людям сущность есть та же слава стиха 14. Иными словами, в согласии с глубочайшим смыслом понятия славы в Библии и особенно в Четвертом Евангелии, это Откровение безпредельной Божией любви в Кресте и Воскресении Христа: непознаваемой сущностью Бога парадоксальным образом оказывается немыслимая любовь до отдания самого дорогого своего на позорную смерть, через которую люди получают вечную Жизнь Божию.

Юрий Вестель

От всей души поздравляем всех с праздником Пасхи! Пусть Ваши сердца наполняет любовь, пусть милосердны будут к Вам близкие, пусть дела каждого дня будут только добрыми.

Галерея христианского искусства — иконы Воскресения Христова

Рассказать новость близким:

Nevsky.by публикует расписание богослужений в период Страстной седмицы и в праздник Воскресения Христова в Александро-Невском благочинии. В связи с распространением инфекционного заболевания COVID-19 расписание и особенности богослужений могут изменяться. Просим Вас уточнять информацию накануне службы и следить за обновлениями на нашем сайте.

Дорогие, берегите себя!

Приход благоверного князя Александра Невского в г.Минске, ул.Козлова, 11А.

Суббота, 11 апреля. Лазарева. Воскрешение прав. Лазаря.

08.40 – Исповедь.

09.00 – 11.30 Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

18.00 – 20.00 Всенощное бдение. Лития. Полиелей. Освящение верб.

Воскресение, 12 апреля. Вход Господень во Иерусалим. (Вербное Воскресение).

06.30 – Исповедь.

07.00 – 09.00 Ранняя Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста. Освящение верб.

09.30 – Исповедь.

10.00 – 12.30 Поздняя Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста. Освящение верб.

18.00 – 19.30 Вечерня. Утреня. 1-час.

Освящение верб будет совершаться с 9.00 до 15.00

Суббота, 18 апреля. Великая Суббота.

05.30 – 11.30 Утреня. (Крестный ход со Святой Плащаницей вокруг храма).

Исповедь. Часы. Изобразительны. Вечерня. Божественная Литургия св. Василия Великого.

Освящение пасхальных куличей: с 12.00 до 22.00

Воскресение, 19 апреля. Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.

21.30 – Общая исповедь. Чтение деяний святых апостолов.

23.30 – Пасхальная Полунощница.

00.00 – 04.30 Крестный ход. Пасхальная Утреня. Часы. Ранняя Божественная Литургия.

Освящение пасхальных куличей: с 04.00 до 12.00

08.40 – Исповедь.

09.00 – 11.00 Поздняя Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

15.00 – 16.00 Пасхальная Вечерня. Крестный ход.

Приход благоверного князя Владимира в г.Минске, ул. 1-я Поселковая, 47

Воскресение, 12 апреля. Вход Господень во Иерусалим. (Вербное Воскресение).

08:30- 11.00 Часы. Изобразительны. Вечерня. Божественная литургия свт. Василия великого.

по окончании – молебен, лития.

Освящение верб в течение всего дня.

18 апреля Великая Суббота.

08:30- 11.00 Часы. Изобразительны. Вечерня. Божественная литургия свт. Василия великого.

по окончании – молебен, лития.

Освящение Пасхальной снеди в течение всего дня.

21:00 – Таинство Исповеди.

23:15 – Полунощница.

19 апреля СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.

00:00 – 04.00 Крестный Ход. Пасхальные Часы, Утреня, Божественная Литургия Свт. Иоанна Златоуста.

По Окончании – Освящение Пасхальной Снеди.

10:00 – 12.00 Обедница.

По Окончании – Освящение Пасхальной Снеди.

18:00 – 19.00 Великая Вечерня.

Приход храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в г. Минске, ул. Л.Карастояновой, 14

11 апреля Лазарева суббота

08:30 – Исповедь

08:40-11:00 – Часы. Божественная Литургия

16:45 – Исповедь

17:00-20:00 – Всенощное бдение. Исповедь

12 апреля Вербное воскресение

07:00 – Исповедь

07:00-09:00 — Часы. Божественная Литургия

09:00 – Исповедь

09:00-11:00 – Часы. Божественная Литургия

17:00-19:00 – Вечерня. Утреня. 1-й Час. Исповедь

Освящение верб 11 апреля во время всенощного бдения и 12 апреля после ранней и поздней литургий

18 апреля Великая Суббота

05:00-08:00 — Утреня с чином погребения Св. Плащаницы.1-й Час

08:00 – Исповедь

08:00 – 11:00 – Часы. Изобразительны. Вечерня в соединении с Литургией св. Василия Великого.

Освящение пасхальной снеди: с 11:00-22:00

23:00 – Пасхальная полунощница

19 апреля Пасха

00:00 – Крестный ход. Пасхальная утреня

01:30-03:30 – Божественная Литургия (ночная)

09:00 – 11:00 – Божественная Литургия. Крестный ход

16:00 – 17:00 – Пасхальная Вечерня. Крестный ход

Освящение пасхальной снеди: с 04:00-17:00

Приход Воскресения Христова в г. Минске, ул. Гамарника, 29

11 апреля Лазарева суббота

8.30 – Исповедь

9.00 – 11.00 – Божественная литургия

17.50 – Исповедь

18.00 – 20.00 – Всенощное бдение

Освящение верб 11 апреля во время всенощного бдения и 12 апреля по завершении божественной литургии

12 апреля Вербное воскресение

6.30 – Исповедь

7.00 – 9.00 – Божественная литургия

9.30 – Исповедь

10.00 – 12.00 – Божественная литургия

18 апреля Великая Суббота

06.00 – 12.00 – Утреннее богослужение

21.00 – Исповедь

23.20 – Пасхальная полунощница

19 апреля Пасха

00.00 – Пасхальная утреня

01.00 – Исповедь

01.15 – 03.15 – Божественная литургия (ночная)

09.30 – Исповедь

10.00 – 12.00 Божественная литургия (поздняя)

15.00 – 16.00 – Пасхальная вечерня

Освящение пасхальной снеди 18 апреля — 12.00-23.00,

19 апреля — 8.00- 13.00

Приход Успения Пресвятой Богородицы в г. Минске, Цна, пересечение улиц Зеленолугская и пер. Боровецкого.

Воскресение. 12 Апреля

9.00 исповедь

9.40 – 11.30 Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

12.00 освящение верб.

Троицкая церковь построена в 1785—1790 гг. в стиле русского классицизма. Полное название — Церковь Святой Троицы Живоначальной, известна также под названием «Кулич и пасха», которое дано ей по архитектурному решению — ансамбль церкви выполнен в форме пасхальных блюд — кулича и пасхи.

Идея придать постройке форму кулича и пасхи принадлежит не архитектору, а заказчику строительства генерал-прокурору А. А. Вяземскому, владельцу села Александровское, места возведения церкви.

Сама церковь, имитирующая кулич, представляет собой ротонду с колоннадой из 16-ти колонн ионического ордера, поддерживающих антаблемент. Венчается низким куполом без подкупольного барабана. Наружные стены выкрашены в жёлто-коричневатый «петербургский» цвет, купол — в зелёный. В интерьере стены круглого зала окрашены в голубой цвет и декорированы пилястрами коринфского ордера, над алтарной апсидой — фигуры парящих ангелов.

Колокольня, имитирующая пасху, представляет собой четырёхгранную пирамиду, покрытую металлическими листами и разделённую на два яруса. В нижнем ярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами. Венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом. Несмотря на всю свою оригинальность храм, построенный как усадебный, оказался неудобен для богослужений в качестве приходского. Для увеличения площади храма в 1858 году к входной части был пристроен притвор, а к алтарной − тамбур.

Церковь была одним из немногих храмов Ленинграда, долгое время функционировавших в советское время. 10 октября 1937 года её настоятель протоиерей Леонид Дьяконов был арестован и расстрелян. В марте 1938 года церковь была закрыта и стала использоваться под клуб. При этом всё её убранство было уничтожено; в том числе бесследно пропала икона Святой Троицы, бывшая на протяжении многих лет главной святыней храма.

В 1946 году церковь вновь открылась для богослужений. Торжественное освящение храма совершил 1 июня митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Все святыни, ныне хранящиеся в церкви, собраны из других храмов.

В настоящее время в храме находится особо чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который был перенесён 14 июня 1946 года из Спасо-Преображенского собора.

1 марта 2010 г. Сбербанк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 3 рубля с изображением церкви Святой Троицы («Кулич и Пасха») в серии «Памятники архитектуры России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 10000 экземпляров и весом 31,1 грамм.

В 2011 году был надстроен вторым этажом церковный дом, построенный 20-ю годами ранее на месте деревянного сарая.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *