мудрец-схимник.

Мудрый дядька) Вообще у Касты есть ответ в трэке "Сказка"

Отшельник, ведущий замкнутый уединенный образ жизни. К нему за советом идут люди. Часто старцами становятся раскаявшиеся грешники, которые ведут такой образ жизни во имя искупления своего греха (грехов).

Достоевский в тех же «Братьях Карамазовых» рассказывает о старце Зосиме, жившем в постоянном ореоле силы и славы: «Про старца Зосиму говорили многие, что он, допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, под конец приобрел прозорливость уже тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно и даже какого рола мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово» .

кто такой старец

Пророкам, кроме их провидческого дара, всегда дается и сопровождающий их дар исцеления. Вспомним Иисуса Христа, ту же болгарскую провидицу Вангу, тех ясновидящих, которых мы в наши дни называем экстрасенсами. И лечат, исполненные Святого духа люди не только болезни тела, но и человеческую психику. Об этом рассказывает великий русский писатель: «Но при этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все входившие в первый раз к старцу на уединенную беседу, входили в страхе и беспокойстве, а выходили от него почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось в счастливое.. . Он видел, как многие из приходивших с больными детьми или взрослыми родственниками и моливших, чтобы старец возложил на них руки и прочитал над ними молитву, возвращались вскорости, а иные так и на другой же день обратно и, падая со слезами перед старцем, благодарили за исцеление их больных. …Особенно же дрожало у него сердце, и весь как бы сиял он, когда старец выходил к толпе ожидавших его выхода у врат скита богомольцев из простого народа, нарочно, чтобы видеть старца и благословиться у него, стекавшегося со всей России. Они повергались перед ним, плакали, целовали ноги его, целовали землю, на которой он стоит, вопили, бабы протягивали к нему детей своих, подводили больных кликуш. Старец говорил с ними, читал над ними краткую молитву, благословлял и отпускал их.. . Часто такие старцы еще при жизни обретали славу святых» . По мнению Достоевского, именно святость есть спасение и надежда на лучшее будущее: «…он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит, наконец, правду на земле, и будут все святы, и будут любить друг друга, я не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышающихся, ни униженных, а будут все как дети Божий, и наступит настоящее царство Христово… » Как людям Божьим, достигшим совершенства, таким старцам провидение открывало своя двери. К провидцам причисляют Серафима Саровского.

стрик, блин)

Мы переходим к публикации заключительной части научного исследования профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Кеселопулоса о важности духовной жизни, как это отражается в учении старца Порфирия Кавсокаливита. Как уже упоминалось, статья была написана до канонизации старца, поэтому святой Порфирий именуется здесь «старец» или «отец».

Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита. Часть 1

    

Любовь не приходит к “спящим или равнодушным”. Нужна борьба и, прежде всего, смирение. Здесь старец объясняет все предельно ясно: “Христос не будет любить нас, если мы не достойны Его любви. Чтобы полюбить нас, Он должен найти в нас что-то особенное. Ты хочешь, ищешь, стараешься, просишь, но ничего не получаешь. Ты готовишься приобрести то, чего хочет Христос, чтобы проникнуться благодатью Божьей, но она не может войти в тебя, когда в тебе нет того, что должно быть в человеке. Что же это такое? Смирение. Если в нас нет смирения, мы не в состоянии полюбить Христа. Необходимо смирение и самоотверженность в поклонении Богу”.

Сам Порфирий обладал истинным смирением, потому что чувствовал себя защищенным, пребывая в Божьей любви. Он жил в любви к Богу и для любви к Богу. И этого было более чем достаточно для него. Молитва до конца дней его была такова: “Что бы Ты не пожелал, Господи, что только пожелает Твоя любовь – я на все согласен. Я знаю, что я не достоин Твоей любви. Пошли меня, куда только любовь Твоя пожелает. Я согласен на ад, лишь бы я был с Тобой. Одного хочу я, одного желаю – быть с Тобой, где Тебе угодно и как угодно!”

Это было истинным смирением, которое отличало старца Порфирия с детства и было свойственно ему до самой старости. Его автобиографическое наследие и исповедь каждым словом свидетельствуют об этом. “Теперь, когда я все вижу и понимаю, я чувствую себя очень кротким. То есть, как это получше объяснить… Бог защищает меня. Он посылает мне Свою благодать. Бог, даже таких грешников, как я, любит и хочет, чтобы они стали хорошими. Вот такое может сотворить благодать Божия. Верю, что я старая ржавая труба, через которую, однако, проходит живая и чистая вода, истекающая от Святого Духа” .

В то время как все те, кто знал его, понимали его святость, видели, что в нем есть что-то особенное и признавали, что ему дан дар Божий, сам он считал себя недостойным и греховным. Что касается Божьего дара, он считал, что он был дан ему Богом для того, чтобы он “стал хорошим”. “Я много раз говорил вам, что даров я не ждал, не хотел, не просил. Мои старцы ничего не говорили мне об этом. Такова была традиция. Они учили меня не словами, а своим отношением. Я все узнавал из жития святых и отцов, из Патерика. Отцы не принуждали меня, не искали признания, не искали даров. И я не искал дара притягательности, а желал только любви Христовой – ничего более. Дар, которым наделил меня Господь, дан мне, чтобы я стал хорошим” .

Единение с Христом, которое пронизывает все учение старца, является незыблемой основой его жизни и опыта, поэтому в основе этого единения лежит молитва. Личность Христа, которая придает смысл человеческой жизни, наполняет надеждой наше существование, укрепляет и направляет молитву старца. Вот что, в частности, он отмечает: “Просите: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”. Знает Он, как пожалеть вас. Сразу же начнет действовать благодать Его” . В совершении молитвы имеет значение не ее продолжительность, а ее сила. Помолитесь пять минут, но пусть эта молитва будет исполнена любви к Богу. Кто-то может молиться целую ночь, кто-то – всего пять минут, и эта коротенькая молитва может стоить большего, чем та, которая совершалась всю ночь. Это, конечно, таинство, но так оно и есть” .

Отец Порфирий понимал, что благодать Божия может побудить к истинной молитве, так как “ никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. ” . Молитва в сознании старца является “ключом к духовной жизни”. Он подчеркивает, что человек, имеющий отношение к Христу, все свои трудности вручает Ему. Таким образом, сложности и невзгоды превращаются в молитву. Потому что все заключается в духовной жизни . Все освящается: и добро, и трудности, и материальное, и духовное. Нужны только любовь и пламя молитвы вне переживаний и напряжения, а с верой в любовь и Божье провидение.

Таким образом, отец Порфирий делает упор на то, что нет никакой нужды в принуждении себя к сосредоточению в молитве. Лишь одно благословение: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, в нем отцы Церкви видели наиболее действенный способ молитвы. Он говорил, что сами по себе методы и приемы не в состоянии обеспечить этого, а лишь благодать Божия . Благословению не может научить никто: ни книги, ни старцы. Единственный учитель – Божественная благодать. Только Святой Дух, только благодать Божия может внушать надежду… Если вы не попадаете в атмосферу благодати, вы не можете молиться” .

Таким образом, подтверждается тот факт, что искание и приобретение благодати Божией было его единственным желанием, единственной целью его жизни. Это он советовал и тем, кто обращался к нему, потому что, как он считал, “это суть духовной жизни”. Стремление к объятию Христа он считает “искусством искусств”. “Когда придет Христос, мы получим все. Христос преобразит все внутри нас. Он принесет радость, смирение, любовь, молитву, поднимет настроение. Благодать Христа возродит нас. Христос даст нам все” . Тогда человек станет другим. Все его чувства будут исполнены Духом Божьим. Об этом свидетельствует старец, опираясь на личный опыт прихода к нему Божественной благодати . Ведь любовь, смирение, послушание и все добродетели в целом являются не целью духовной жизни, а условием обретения человеком благодати Божией с помощью Святого Духа .

Отец Порфирий советует вести непрестанную борьбу для того, чтобы наша духовная жизнь была направлена ​​на соединение со Христом, а не на стремление победить зло. “Нет необходимости иметь дело с шипами … вы отдайте свою внутреннюю силу на благо хорошего, Христу” . Это высказывание старца согласуется с посланием апостола Павла: “отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру”. Здесь, безусловно, опытный старец не отрицает существования дьявола или появления страстей в жизни после падения человека. Он просто хочет подчеркнуть, что духовная жизнь не может ограничиваться лишь запретами или отрицанием чего-либо, а, прежде всего, иметь позитивную перспективу и настрой.

  

Когда старец дает наставления о том, как просто стяжать добродетели в стремлении к приумножению и совершенствованию любви, он не забывает при этом аскезу или суровый путь тех, кто “пролил кровь ради обретения Духа”, пока не достиг праведности. Сам он, опираясь на свой личный опыт, приходит к выводу, что самый короткий и верный путь к ее достижению – это любовь. Этому пути следуйте и вы. Вы можете повторить эту попытку не раз. Изучайте и молитесь, вашей целью должно быть приближение в любви к Богу и Церкви.

“Вы пытаетесь прогнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, а преображайте в силу, презирая зло…” И тут же приводит пример опыта святого Григория Паламы, который говорил о бесстрастии: “Бесстрастные не умерщвляют страстную силу души, напротив, она в них жива и действует во благо” .

Это уникальное в наши дни воззрение удивляет своей пастырской смелостью, и в то же время своей определенностью, основанной на собственном его опыте: “Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… Ваша борьба должна отличаться мягкостью и простотой, без всякого напряжения и волнений… Все ваши силы должны быть направлены на стяжание любви к Богу, на прославление Его, на привязанность к Нему. Таким образом, освобождение от зла и немощи будет происходить в таинстве, вы и сами не поймете, как оно совершится, это произойдет без приложения усилий. Этого добиваюсь и я”.

Я обнаружил, что это лучший способ приобретения святости, “бескровный”. Лучше броситься в объятия любви, изучая каноны, гимны, псалмы. Так, простота этого поиска ведет мой ум ко Христу и услаждает мое сердце. В то же время я благословляю все сущее, открывая свои объятия с обожанием, с любовью с радостью, и Господь возвышает меня в Своей любви. Наша цель – прийти к этому” . Сам старец придает особое значение земным поклонам и физическому труду, когда это делается от любви к Богу, выражается через любовь и обожание к Нему, а не выполняется из-за некой мгновенной прихоти или желания “выиграть что-то” .

Отец Порфирий как опытный духовник знал, что грех путает человеческую душу. “Эта путаница не оставляет его в покое. Только в свете Христа происходит раскрепощение. Первый шаг на пути к этому делает Сам Иисус Христос: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…” Но чтобы покаяться, душа должна сначала пробудиться. И вот тогда, в этом самом пробуждении, происходит чудо покаяния. Человек ставится перед выбором. Сам по себе человек не в состоянии пробудиться. Вот тут-то и вмешивается Бог. Тогда-то и снисходит Его благодать. Без благодати человек не может покаяться” .

Здесь снова старец приводит те же выводы святого Григория Паламы, который подчеркивал, что человек способен только на совершение греха, все хорошее он может проявить только благодаря благодати Божией: “Ибо когда Бог действует в нас, тогда добродетель – с нами; когда же Бог не действует в нас, тогда все совершаемое нами является грехом” .

Во время одной из личных встреч со старцем я услышал, как блаженный старец учил некоторых священнослужителей: “Хороший духовник – прежде всего тот, кто сам глубоко исповедывается.” При изучении книги “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова” я поражался простоте и изяществу его представления об исповеди и тому, как он об этом говорит. “Я с ранних лет любил исповедоваться, а теперь – тем паче. Когда случалось мне согрешить, я исповедовался, и все уходило. Я был на седьмом небе от счастья. Я, грешный и немощный, прибегаю к милости Божией, спасаюсь, успокаиваюсь и все забываю. Каждый день я думаю о том, что грешу, но я жажду, чтобы все то, что происходит со мной, превратилось в молитву и чтобы я не закрылся в себе” .

Это постоянное состояние покаяния, которое является неотъемлемой характеристикой святых, оставило отпечаток на всей его жизни. Это состояние сделало его “полным Божественной благодати” , то есть превратила его в умиленного и исполненного Божественной благодати человека, который жил в Раю уже в этой жизни . Поэтому он всегда чувствовал себя вечным и бессмертным .

Может быть, отец Порфирий и закончил всего два класса начальной школы, но, уходя из этой жизни, он знал такое, чего не ведали великие ученые. Он не изучал богословия, но обладал Божественной правдивостью, как немногие богословы. Он не жил много лет на Афоне, но впитал в себя его дух и сохранил праведность своей жизни, передавая ее людям с площади Омония, делясь ею с больными Афинской больницы, расточая ее везде, где бы он ни находился. И наконец, может, он и сел безбилетником на корабль, держащий путь на Святой Афон, когда ему было 12 лет, зато впоследствии он получил билет первого класса, “вечный” билет, оставшись навсегда в наших сердцах. Потому что он не только проповедовал добродетельную жизнь, но через любовь свою открыл нам любовь Христа, которая превыше всего и является истинной жизнью.

Ссылки:

20. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 238.

21. Там же, стр. 217.

22. Там же, стр. 507.

23. Там же, стр. 505.

24. Там же, стр. 287-288.

25. Там же, стр. 273.

26. 1 Кор. 12:3.

27. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 256.

28. Там же, стр. 275-276.

29. Там же, стр. , 262.

30. Там же, стр. 256-257.

31.

КТО ТАКИЕ СТАРЦЫ

Там же, стр. 286.

32. Там же, стр. 462-463.

33. Там же, 256-257.

34. Там же, стр. 287.

35. Рим. 12:9.

36. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 255-256 и 521.

37. В пользу святых исихастов 2,2, 22-23 в Учебник том А, стр. 529 531 и 3,3 , 15, стр. 692-693. См. также Василий Великий. Аскетическое слово 1, PG31 , 869D – 872A . Исследование “Страсти и добродетели в учении святого Григория Паламы”, изд. Домос Афины, стр. 175-179.

39. Старец Порфирий, Житие и слова, стр. 290-292.

40. Там же, стр. 356.

41. Там же, стр. 368. См. Мф. 11:28.

42. Григорий Палама , Проповедь 33, PG151, 416D.

43. Старец Порфирий, Житие и слова, стр. 368.

44. Там же, стр. 286.

45. Там же, стр. 200.

46. Там же, стр. 199.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Смотри также:

Кто такой старец? Зачем и кому он нужен?

Александр Раков

СВЯТЫНЯ ПОД СПУДОМ

В бору аромат не лесной, а церковный,
И веет каким-то особенным чудом.
Здесь в чаще виднеется камень огромный,
Под ним мощи старца — святыня под спудом.
У речки — пещера, в пещере — икона.
И миро течёт на молитвенный камень.
Пред образом этим клал старец поклоны.
Лампады здесь были пред ним светлячками.
Щебечут тут птицы, а место укромно,
И веет каким-то особенным чудом.
Здесь в чаще виднеется камень огромный,
Под ним мощи старца — святыня под спудом.
Олег КРЫЧЕНКО
Олегу Крыченко из г.Жуковского Московской области было 14 лет, когда он написал это стихотворение. Представляя юного поэта, выступившего на вечере в Международном славянском центре в Москве, известная русская поэтесса Нина Карташева сказала: «Можно быть спокойным за будущее России, пока, несмотря на попытки уничтожить русский дух, в ней вырастают такие дети!»

 Старчество — особое благословение Божие и к самому старцу, и к его духовным чадам. Хорошо изучивший суть старческого служения подвижник, близкий нам по времени, Митрополит Трифон (Туркестанов) пишет: «В чём заключается старчество? В духовном руководстве старцем ученика. Это отношение любящего мудрого отца к сыну. Без руководителя ум человеческий не может ни преуспеть, ни уметь верно различать добро и зло». Архимандрит Леонид (Кавелин) добавляет: «Путь старческого окормления признан всеми великими подвижниками самым надёжным и удобным. Старчество процветало в древних египетских и палестинских монастырях, впоследствии насаждено на Афоне, а с Востока перешло в Россию».
† Одним из первых старцев на Руси был прп.Феодосий Печерский (XI в.). Он оставил братии духовные назидания о непрестанной молитве, хранении помыслов, взаимной любви, покорности и трудолюбии. Святой игумен был воплощением смирения, он сам работал в пекарне, носил воду, рубил дрова. Его глубоко почитали и насельники монастыря, и князья, обращавшиеся к нему за советом, и многие люди, нуждавшиеся в духовной поддержке.         
† Во времена татаро-монгольского ига подвижники уходили на север, повсюду насаждая ростки христианства. Северная земля и сама рождала святых. Так под Москвой возросла великая обитель Живоначальной Троицы — ныне всем известная Троице-Сергиева Лавра, — а основатель её, Прп.Сергий Радонежский (XIV в.), стал хранителем духа Православия и монашества и старцем, к которому тянулись души и иноков, и князей, и простого люда. Прп.Сергий, как все истинные старцы-подвижники, учил прежде всего своей жизнью. Он был пламенным молитвенником, нёс великие подвиги, духовно окормлял братию и тех, кто к нему приходил. Благословил на битву с татарским ханом Мамаем великого русского князя св.Димитрия Донского. Самой яркой чертой преподобного было необыкновенное смирение. Он сам исполнял все тяжёлые работы, не давая места гневу, безропотно принимал волю Божию. Частенько он плотничал для братии, получая в уплату за труды плесневелый хлеб. Господь утешил Своего угодника видением птиц, летающих у окна его келии. И многочисленные ученики Преподобного, которые часто сами становились старцами, словно птицы разлетелись по Руси. Их трудами и молитвами, как гнёзда благочестия, возникли монастыри: Саввино-Сторожевский, Обнорский, Стефано-Махрищский, Прилуцкий и многие другие — всего свыше ста.
† В северных областях был воспитан и дух прп.Нила Сорского (XV в.). Свт.Игнатий Ставропольский называл его «старцем новейших времён» и считал примером для духовных наставников. Правило прп.Нила: «Не будем утаивать слова Божия, но будем, исповедуя свою немощь, возвещать Божественные Писания и слова святых подвижников, неленостно исследуя их и преподавая приходящим к нам и нуждающимся в них. Правильнее же преподаём не мы, ибо мы недостойны, но преподают святые из Божественного Писания».
† Говоря о старчестве, нельзя не упомянуть о том, кто возродил его в России после долгих лет забвения, — прп.Паисии Величковском (XVIII в.). Он с 13 лет подвизался в монастырях, впитывая всё полезное для души. В Молдавии он основал общежительный монастырь, положив старчество в основу его жизни; немало он потрудился и в переводе духовных книг, написанных подвижниками. Он воспитал многих учеников, ставших старцами. Например, в Оптиной пустыни традиция старчества началась с прп.Льва, духовного сына и друга схимонаха Феодора, который был учеником прп. Паисия. Учреждение старчества сделало Оптину пустынь духовным оазисом для всей России. К старцам спешили самые разные люди: от знатных и знаменитых (преподобномученица вел.кн.Елисавета, вел.кн. К.К.Романов, Н.Гоголь, Ф.Достоевский…) до самых простых. Здесь они находили разрешение наболевших вопросов.
† Есть в истории Русской Православной Церкви ещё одно имя, дорогое для православных всего мира, — Прп.Серафим Саровский (XIX в.). Это был старец, своими трудами и подвигами стяжавший пасхальную радость. Каждого приходящего в любое время года он встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!» К нему стремились огромные потоки жаждущих утешения, совета, помощи. Но в то же время далеко не все окружающие понимали его подвиг старчества, и ему приходилось терпеть немалые скорби. Однажды его ограбили и едва не убили разбойники. Но Преподобный простил их, не желая ни судить, ни осуждать. Старец жил для Господа и для людей и, помогая им, исполнял волю Божию.

СТАРЦЫ XX ВЕКА
 Если монашество есть драгоценнейшая тайна, то старчество — тайна из тайн, святая святых монашества. Мудрым мира сего не дано разуметь её. Однако дивный во святых Своих Господь благоволил явить себя простым людям в старчестве. Отвергающий его не понимает сути духовной жизни, а значит, вряд ли сможет прославить Господа совершенной мерой. Известны свидетельства святых о том, что в последние дни старчество оскудеет, впрочем не потому, что иссякнет Божия благодать: Господь «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Евр.13,8). Причина — невостребованность, ненужность старчества современному человеку, который хочет видеть скорее не смиренного старца-руководителя, а эффектного чудотворца-шоумена для потехи и щекотания чувств, а не для назидания, развлечения ради, а не для спасительного труда. И всё же, сжалившись над гибнущим в скверне грехов родом людским, Господь ещё посылает старцев.
† Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 11.04.1910 — 5.02.2006
 Архимандрит Иоанн родился в г.Орле. Служил священником в Москве и на Рязанщине. Около пяти лет отбывал наказание в лагерях, будучи арестован за ревностное пастырское служение. Сорок лет после монашеского пострига провёл в Псково-Печерском монастыре, куда свои скорби и радости несла вся Россия. К старцу за советом и утешением ехали и самые простые люди, и деятели науки и искусства, политики. Письма и проповеди о.Иоанна суть духовные учебники для нас с вами. Скончался он в день Новомучеников и Исповедников Российских.
 «А нам надо усвоить, что все мы есть существенная ненужность и никому, кроме Бога, не нужны. Он пришёл и пострадал за нас, за тебя, за меня, а мы виноватых ищем», — писал архим.Иоанн.
† Архимандрит Павел (Груздев) 16.08.1911 — 13.01.1996
 Архимандрит Павел родился в с.Борки Ярославской области. Одиннадцать лет провёл в лагерях, но они не сломили, а лишь укрепили его веру и радостное восприятие жизни. Батюшка обладал великими духовными дарованиями, но всячески скрывал их за юродством. Народ чувствовал силу его любви и молитвы и ехал к нему отовсюду в село Верхнее-Никульское Ярославской области, а когда он отошёл ко Господу, тысячи людей со всей страны пришли проводить старца в последний путь. И ныне всё больше тех, кто узнаёт о нём, спешит побывать на его могиле в Тутаеве.
 «Лучше быть последним грешником, чем мнимым праведником», — любил говорить архим.Павел.
† Схиархимандрит Андроник (Лукаш) 25.02.1889 — 21.03.1972
 Родился в с.Луппа Полтавской губернии. В 17 лет поступил в Глинскую пустынь. Пострижен в монахи в 1920 году с именем Андроник. Претерпел 14 жестоких лет заключений и лагерей. Сердце его было исполнено сострадательной любви к каждому человеку. Братия, после возвращения его в Глинскую пустынь, выбрала его духовником. После второго закрытия монастыря о.Андроник переехал в г.Тбилиси. Духовная жизнь города оживилась с его прибытием. Здесь он и скончался. Во время отпевания исцелилась женщина, прикоснувшаяся к крышке его гроба.
 «На всяком месте нужно ощущать присутствие Божие, потому и делать всё как перед Богом, а не перед людьми»; «Не скорби. Господь — Сердцеведец, призови Его крепкой сердечной верой, и Он, Всеблагий, всегда тебе поможет. А больше всего старайся и дела, и жизнь свою предавать всецело Его святой воле», — писал схиархим.Андроник.
† Архимандрит Серафим (Тяпочкин) 14.08.1894 — 19.04.1982
 Архимандрит Серафим родился в г.Новый Двор Варшавской губернии. В 1920 году принял священный сан. В 1933 году овдовел. Пятнадцать лет его жизни прошли в лагерях и ссылках. В 1960 году пострижен в монашество. Во время проповеди в храме всегда плакал, плакали и все присутствующие. Всепрощающая любовь и чудотворная его молитва привлекали множество православных в с.Ракитное на Белгородчине, где он служил до конца своих дней. Отец Серафим непрестанно молился, даже в безпамятстве, на смертном одре. Отошёл ко Господу на второй день Пасхальной седмицы. И сейчас многие знают силу его молитв.
 «Прежде всего, подобно современникам земной жизни Христа, пробудим в себе жажду слова Божия»; «Постигнет ли нас какая-нибудь скорбь или болезнь, слово нас утешит и научит, что всё от Бога, что кого любит Бог, того и наказует», — поучал архим.Серафим.
† Игумен Никон (Воробьёв) 22.05.1894 — 7.09.1963
 Игумен Никон родился в с.Микшино Тверской губернии в крестьянской семье. В юности, удовлетворяя жажду знаний, он основательно изучил многие науки, но они не дали ответов на мучившие его вопросы о смысле жизни, так что пришло состояние безысходности. И тогда он обратился к Богу: «Господи! Если Ты есть, то откройся мне!» И Господь открылся «с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения». В 1931 году Никон принял монашество. Через два года был арестован и сослан в лагеря, где пробыл пять лет. Потом был прислугой, проходя школу подвига и терпения и своим смирением и мужеством невольно перевоспитывая души. С 1944 года служил в разных храмах — власти гоняли с прихода на приход. Отцу Никону удалось приобрести духовный опыт, которым он делился со своими духовными чадами и к которому можем прикоснуться сегодня мы. Книга его писем «Нам оставлено покаяние» — данное Промыслом Божиим руководство ко спасению для современных христиан.
 Отец Никон вразумлял: «Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всём мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия. Тем более с человеком, тем более с верующим и чтущим Его не происходит ничего ни доброго, ни злого без Бога».
† Схииеродиакон Александр (Жемков) 1887 — 7.06.1967
 Схииеродиакон Александр родился в Казани. Подростком побывал в Иерусалиме, Киеве. С 1917 года — монах Николо-Пешношского монастыря. После закрытия обители 40 лет тайно жил в дер.Княжево, недалеко от Дмитрова, в доме своей духовной дочери. Там каждый день вычитывалась служба, а в перерывах о.Александр принимал народ. Ночью молился. И молитва его была проникнута плачем. Больные исцелялись, скорби проходили.

Старчество

После его смерти не знали, как хоронить, так как паспорт был просрочен. Но похоронили торжественно, при большом стечении народа. К его могиле и сейчас устремляют свои стопы нуждающиеся в помощи и утешении.
 «Молитесь. Молитесь. Книги духовные читайте — они душу поддерживают», — не уставал повторять о.Александр.
† Схимонах Паисий (Эзнепидис) 1924 — 12.07.1994
 Он с детства хотел стать монахом. Особое Божие призвание его предвидел прп.Арсений Каппадокийский, имя которого будущему старцу было дано при крещении. После армии (где он всегда проявлял мужество и великодушие, прося послать его в самые опасные места, чтобы избавить от беды других) в 1945 году ушёл на Афон. Нищий, он раздавал богатые благословения, больной — исцелял от болезней, праведник — любил грешников и помогал им до самоотвержения. Шествуя Христовым путём, старец поднялся выше человеческого естества. Служение его носило апостольские черты, и успение его последовало в день свв.апостолов Петра и Павла.
 Старец Паисий наставлял: «Великое дело — воспринимать другого человека как своего брата»; «Когда я исправлю себя, то исправится и частичка Церкви, так что мы сможем быть в единомыслии. Святой Дух Един».
† Схиархимандрит Серафим (Романцов) 11.07.1885 — 1.01.1976
 Схиархимандрит Серафим родился в дер.Воронок Курской губернии. В 1910 году пришёл в прославленную Глинскую пустынь. После первого её закрытия в 1922 году был насельником Драндского монастыря Сухумской епархии. В 1926 году пострижен в схиму с именем Серафим. После разгона монастыря жил с отшельниками в горах Абхазии, затем в Алма-Ате. Десять лет провёл в лагерях и ссылках. Вернувшись в 1947 году в Глинскую пустынь, был духовником обители, принимал богомольцев. Многие жаждали исповедаться у старца, знавшего глубокие тайники человеческого сердца, получить совет. После второго закрытия монастыря жил в Сухуми, где и скончался. В людях любил простоту, искренность, ясность, и сам был таким.
 «Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы»; «Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех жалеет, всем желает спастись. Видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на суде Божием, но не предаётся отчаянию или унынию, а твёрдо уповает на Воздаятеля и Спасителя Своего», — писал схиархимандрит Серафим.
† Блаженная старица Любовь (Лазарева) 17.09.1912 — 11.09.1997
 Блж.Любушка Сусанинская родилась в Калужской губернии, рано осиротела. Работала на заводе в Ленинграде, при этом стремилась во всём исполнять заповеди Божии и посещать храм. Была помещена в психиатрическую больницу, откуда сбежала без паспорта и вещей. Так и прожила всю жизнь. Избрала путь странничества, часто возвращаясь в Вырицу, к своему духовному отцу — прп.Серафиму Вырицкому, благословившему её на подвиг юродства. Двадцать два года прожила в Сусанине под Ленинградом, куда ехали тысячи людей. Она знала, кто к ней едет, знала грядущие испытания не только отдельных людей, но и всей страны. Молилась непрестанно, только ночью немного дремала сидя. Её молитва остановила пожар на Ленинградской АЭС, по её молитве восстанавливались храмы и монастыри. Многие души спасла от погибели её слёзная молитва. Умерла в день Усекновения Главы св.Иоанна Предтечи в Казанском монастыре в г.Вышний Волочек, прикровенно предсказав место и время своего упокоения.
 «Читайте молитвы дома, учите детей молиться», — наставляла блаженная Любушка Сусанинская.
† Схиархимандрит Серафим (Амелин) 3.08.1874 — 18.10.1958
 Схиархимандрит Серафим родился в дер.Соломино Курской губернии. В 19 лет пришёл в Глинскую пустынь. В 1904 году пострижен в монашество с именем Серафим. Во время революции тайно принял схиму. В миру жил как отшельник, работая слесарем. После первого закрытия монастыря о.Серафиму пришлось пережить арест и ссылку. Когда Глинская пустынь открылась во второй раз, был выбран настоятелем. Постоянно пребывающий в молитве, наделённый от Господа даром внутреннего мира, он излучал мир и любовь на всех окружающих. Одно его молчаливое присутствие прекращало споры и душевные тревоги. После смерти тело его нашли нетленным. Оно почивает в храме Свт.Николая в Глинской пустыни.
 Все знавшие архимандрита Серафима (Амелина) свидетельствуют: рядом с ним становилось ясно, что «молчание — тайна будущего века». Однажды на сетования по поводу уничтожения монастыря он спокойно сказал: «На всё воля Божия».
† Архимандрит Тихон (Агриков) 28.11.1916 — 15.11.2000
 Родился схиархимандрит Пантелеимон в с.Адоевщина Самарской губернии. Прошёл всю войну. В 1953 году был пострижен в монашество с именем Тихон в Троице-Сергиевой Лавре. Учился, а затем преподавал в Московской Духовной академии. Был духовником богомольцев. Снискал любовь и почитание народа и ненависть богоборческой власти. Был принужден покинуть Лавру, жил в Закарпатье, в Абхазии (в уединении), был гоним. Молитва его была растворена слезами. В 1991 году принял схиму с именем Пантелеимон. Скончался на молитве. Похоронен возле Благовещенского храма в с.Тайнинском под Москвой, где жил в последнее время.
 «Вы ищете старцев, а ваши старцы в наше время будут скорби и болезни»; «Возрождению православной веры в России мы обязаны новомученикам», — писал архимандрит Тихон.
† Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) 5.05.1928 — 1.12.1992
Схиархимандрит Виталий — уроженец с.Екатериновка Краснодарского края. Из школы его выгнали за веру. С 14 лет вёл жизнь странника, испытывая скорби и лишения, возрастая в смирении и любви. В 1948 году пришёл в Глинскую пустынь. Его духовным отцом стал старец Серафим (Романцов). Когда находиться в обители ему стало опасно (по причине гонений со стороны властей), он нашёл пристанище в Таганроге, где вокруг смиренного подвижника собирались люди, ставшие его духовными чадами. После закрытия монастыря перебрался в горы Кавказа и жил там как отшельник. Всю жизнь за ним охотилась милиция, он терпел страшные издевательства и побои. В 1960 году тайно принял схиму. С 1976 года жил в Тбилиси, самоотверженно служил людям. Раздавал всё, был живым примером любви к ближним. Его отпевание совершил Католикос-Патриарх Грузинский Илия II. На похороны старца, несмотря на военное положение, съехалась вся его всероссийская паства.
 «Чтобы научиться любить, надо молиться так: Господи, благослови всех, кого я осудил (имена), и их молитвами меня, окаянного, помилуй. С этой молитвой 12 поясных поклонов. Так учил нас о.Серафим Романцов», — научал схиархимандрит Виталий.
 Тайны Божии хранятся Им до скончания века и открываются достойным. «Имеющий уши слышать да слышит» (Мф.13,19).

© Copyright: Александр Раков, 2012
Свидетельство о публикации №212082801537

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Александр Раков

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Александр Раков

Настоящая книга является собранием духовных наставлений и советов Старца Порфирия Кавсокаливита (1906–4991) — одного из самых известных подвижников среди знаменитых афонских старцев второй половины XX в. При составлении сборника были использованы все из–ветные книги и публикации, посвященные отцу Порфирию.

Цветослов советов

Введение

Выражаем нашу горячую благодарность уважаемому господину Константиносу Караколи, доктору богословия, воплотившему в жизнь свой замечательный творческий замысел — на основе различных книг и периодических изданий об отце Порфирии составить сборник духовных наставлений и советов Старца. Свой труд автор любезно подарил нашему исихастириону.

Безусловно, любому христианину будет полезно иметь в своем распоряжении сборник богомудрых наставлений отца Порфирия, в котором, благодаря группировке по темам, каждый вопрос получает всестороннее освещение. Постоянное углубленное изучение духовных вопросов необходимо верующим для достижения духовной зрелости и совершенства. Перечитывая книгу по второму и третьему разу, мы углубляем свое понимание текста. Следовательно, тот факт, что кто‑то уже читал некоторые из книг, на основе которых составлен настоящий сборник, вовсе не означает, что знакомство с ним будет излишним. Наоборот, внимательное прочтение этой книги принесет большую пользу, потому что читатель сможет сопоставить различные советы и наставления отца Порфирия по каждому конкретному вопросу, таким образом увидев его во всестороннем освещении. Чем глубже мы вникаем в один вопрос, тем лучше начинаем понимать и другие. Так, правильное понимание истинного смирения приводит к верному пониманию истинной любви, сердечного покоя, прощения ближних и т. д.

Мы от всего сердца желаем, чтобы эта книга помогла многим и многим православным христианам в их духовной жизни, в стяжании духовного вйдения, и просим читателей не забывать и нас в своих молитвах.

Священный женский исихастнрион Преображения Господня, Милеси, i5 августа 2002

От составителя

Несколько слов о той книге, которую вы сейчас держите в руках. Постараюсь говорить просто и открыто и начну с моей первой встречи с отцом Порфирием.

Со Старцем я познакомился после Пасхи 1980 года. Когда я впервые его увидел, он отдыхал на своей скромной кровати в простой, построенной из цементных блоков келье в Милеси в Аттике. Было заметно, что он только что оправился от тяжелой болезни, поэтому говорил с трудом. Я опустился на колени возле отца Порфирия и попросил его благословить меня и дать несколько своих благословенных, идущих прямо от сердца наставлений. Конечно, я не могу рассказать вам мою исповедь. Скажу только, что Старец многое мне открыл. Я был поражен его даром прозорливости. Он говорил со мной какое‑то время, насколько ему позволяли силы и насколько я мог воспринять в меру моего духовного несовершенства. Позже я встречался с ним еще два раза, но нам уже не удавалось побеседовать, у Старца всегда было много посетителей. Однако его святое смирение и великая любовь преподали мне прекрасный урок. Знаете, что значит видеть человека Божия, просвещенного, умиротворенного, отягощенного многими болезнями и тем не менее днем и ночью принимающего людей без жалоб и ропота? Его сердце всегда было открыто для всех.

Полагаю, что стоит кратко описать основные этапы жизни отца Порфирия. Так мы сможем лучше понять эту книгу и духовно насладиться обществом Старца.

Отец Порфирий родился в 4906 году в очень бедной, но благочестивой семье в селе Агиос Иоаннис в Каристии на острове Эвбея. Все его образование составляли два класса начальной школы. Грамоте, по его словам, он научился, читая Евангелие и церковные богослужебные книги. Чтобы материально поддержать семью, его отец уехал на строительство Панамского канала. Маленький Евангелос, так звали Старца, работал на огороде и пас в близлежащих полях нескольких овец, принадлежащих их семье. Там он и прочитал житие святого Иоанна Колова·. Святой образ этого преподобного глубоко запал в его душу, и он решил подражать ему.

Еще совсем юным, в возрасте 43–44 лет, он отправился на Святую Гору Афон. Там он остановился в скиту Кавсокаливия и стал послушником в келье, где жили два очень добрых, но строгих старца. С ними он прожил 5–6 лет. Там отец Порфирий узнал, что такое монашеская жизнь, что такое "совершенное", "приносящее радость", как он говорил, послушание, что такое чистая любовь к Богу. Там он, искренний и чистый юноша, получил дар прозорливости. Неожиданно отец Порфирий очень серьезно заболел, и Бог показал, что хочет послать его в мир, чтобы он мог, по данной ему благодати, воодушевлять, вразумлять, утешать и наставлять там людей.

Кто такой старец? Зачем и кому он нужен?

Молодой монах вернулся на родину, на остров Эвбею, и остановился в монастыре Святого Харалампия в Авлонари. Там его тяжелая болезнь прошла. В возрасте двадцати лет он встретился с Синайским архиепископом Порфирием, который, поразившись горними дарованиями молодого монаха, посвятил его в иеромонахи, дав свое имя — Порфирий. Представьте себе, он в деталях описал архиепископу монастырь на Синае, хотя сам никогда там не бывал!

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *