17 марта 2020История, Антропология

17 марта — День святого Патрика. Весь мир пьет пиво и напивается вусмерть. Но почему в день святого нужно напиваться? Кто такой этот Патрик? Он действительно существовал? Когда придумали этот праздник и почему он стал популярен во всем мире? На вопросы Arzamas отвечает кельтолог Татьяна Михайлова

Почему все пьют в день святого?

Исаак Крукшенк. Утро Дня святого Патрика. 1803 год National Maritime Museum / Royal Museums Greenwich

С одной стороны, День святого Патрика изначально не был религиозным праздником: его придумали ирландские эмигранты, оказавшиеся в США, чтобы собираться вместе и не забывать о своем происхождении. С другой стороны, в Ирландии с древности было принято бурно отмечать праздни­ки, об этом писали еще в сагах. Известна, например, сага «Опьянение уладов»: ее герой Кухулин пригласил на пир короля Конхобара и запасся пивом — «по 150 бочек пива каждого сорта». О подготовке еды и питья для королевского пира рассказывается и в саге «Пир в Гусиной крепости», да и еще много где. Так что можно сказать, что День святого Патрика 17 марта связан не с религией как таковой, а скорее с архаическими ритуалами, имеющими в первую очередь социальную направленность.

Кем Патрик был на самом деле?

Эдвард Реджинальд Фрэмптон. Святой Патрик, приплывший к берегам Ирландии. Около 1912 года © Diomedia

Это очень сложный вопрос. Дело в том, что существуют разные предания о человеке по имени Патрик. Одно рассказывает о юноше из знатной христиан­ской романо-бриттской семьи. Он родился в конце IV века, а в юности был захвачен ирландскими пиратами и попал в рабство. Через шесть лет ему удалось бежать из Ирландии в Галлию, а потом в Рим. Второе — о человеке, который в 432 году начал проповедовать в Ирландии христианство, называя себя епископом (хотя неясно, кто и где его рукоположил). В VII веке появля­ются первые латинские жития Патрика, в которых эти две истории сливаются в одну.

Однако исследователи Ирландской церкви сомневаются в том, что это один и тот же человек. Еще в 1940-е годы историк Томас О’Рахилли выдвинул гипотезу о существовании двух Патриков и предложил называть их Patricius Junior и Patricius Senior (то есть «младший» и «старший»). Это предположение позволяет увязать разброс датировок смерти святого в ирландских анналах — от 461 до 492 года или даже еще позже.

Главным источником биографических сведений о Патрике стала «Исповедь», якобы написанная им самим. Ее ранние редакции не сохранились — только список 630 года, подлинность которого остается под вопросом. В 1905 году ирландский историк Джон Бьюри предположил, что Патрика не было вообще, а его биография — продукт компиляции монахов. В 1962 году вышла работа специалиста по ирландскому праву, филолога и лингвиста Дэниела Бинчи: с его точки зрения, Патрик не только существовал, но и сам написал «Исповедь».

Одним словом, проблема восстановления реальной биографии крестителя ирландцев очень сложна и не имеет однозначного решения. Но в чем-то это не так уж и важно: за много столетий его легендарная биография выстроилась достаточно полно, и ирландцы верят, что благородный юноша действительно вернулся, чтобы вывести народ из тьмы язычества, его посох достался ему прямо от Христа и что именно Патрик изгнал с острова всех змей  Правда, есть и легенды о том, что он на са­мом деле не совсем их изгнал, но велел прятаться в болотах, в горах, в пещерах и не показываться людям до тех пор, пока сохраняется на острове вера в Христа и Патрика..

другие верования, оторванные от реальности Как придумывали средневековую историю Дракула, право первой ночи, Святая корона и другие примеры эксплуатации Средневековья

Если Патрик не ирландец, почему он стал символом Ирландии?

Джеймс Бэрри. Крещение короля в Кашеле святым Патриком. 1800–1801 годы National Gallery of Ireland

Потому что он крестил ирландских язычников в христианство. Если верить «Исповеди», рабу Патрику явился ангел и велел бежать из Ирландии: на берегу моря его ждал корабль, отплывающий в Галлию. Ангела послал Бог, который хотел, чтобы юноша крестил ирландцев, поэтому потом Патрик вернулся обратно на остров. Там он занимался тем, что проповедовал христианство, боролся с язычниками-королями, жрецами-друидами, а также учением бри­тан­ского богослова Пелагия, чье учение (а на самом деле ересь) широко рас­пространилась по стране  Пелагий считал, что первородный грех не вли­яет на природу человека и что каждый может общаться с Богом напрямую, без пос­ред­ничества Церкви.. Пелагианство было осуждено на соборе 418 года, а в 431 году папа Целестин отправил в Ирландию епископа Палладия, чтобы вернуть ирландских христиан в лоно Католической церкви. Поэтому все тот же Томас О’Рахилли считал, что Патрик и Палладий — одно лицо. В любом случае именно Патрику, пришельцу извне, отводится роль спасителя народа, избави­теля от тьмы и прочих бед.

Когда этот день стал популярным праздником? Какой талантливый маркетолог его придумал?

1 / 4 Парад в честь Дня святого Патрика на Юнион-сквер в Нью-Йорке. 1870-е годыMuseum of the City of New York 2 / 4 Парад в честь Дня святого Патрика на Пятой авеню. Нью-Йорк, 1907 годLibrary of Congress 3 / 4 Эрскин Николь. 16, 17 (День святого Патрика) и 18 марта. 1856 годNational Gallery of Ireland 4 / 4 Празднование Дня святого Патрика. Сидней, 1937 годState Library of New South Wales

Это произошло примерно в середине XVIII века, но не в Ирландии, а в Америке, где было много ирландских эмигрантов, которые начали активно отмечать этот день. До этого дату смерти святого Патрика — 17 марта — помнили лишь в узких церковных кругах. В 1761–1762 годах в нескольких городах прошли парады, и с тех пор День святого Патрика празднуется ирландскими эмигран­тами не только в США, но и в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и даже в Аргентине. В саму Ирландию, тогда еще входившую в состав Со­единен­ного королевства, День святого Патрика пришел только в 1903 году: 17 марта было официально объявлено национальным праздником и выходным. А вот первый парад в честь Дня святого Патрика состоялся в Дублине в 1931 го­ду, спустя десять лет после получения страной независимости. В 1990-х нача­лась настоя­щая рекламная кампания по раскрутке святого Патрика. Так что традиция пить именно в этот день темное, тяжелое, крепкое пиво тоже оказалась навязанной сверху (раньше в Ирландии 17 марта, наоборот, закры­вали пабы, чтобы люди пили поменьше). Кто именно все это придумал, неизвестно, но определение «талантливый маркетолог» очень точное.

Что говорил про возлияния сам Патрик?

Адриан Колларт. Чудеса святого Патрика. Сцены из жития святого Патрика. 1603 год National Gallery of Ireland

Это неизвестно. Историк-медиевист Дороти Брей в своем «Указателе мотивов ирландских житий» пишет о том, что Патрик превращал воду в вино, ссылаясь на трехчастное житие святого Патрика — «Vita Tripartita». Однако в тексте жития описан несколько другой случай: юный Патрик как-то зачерпнул кувшином воду из реки и превратил ее в мед, который чудодейственным образом излечивал все болезни. Так что определенного ответа на вопрос об отношении святого Патрика к возлиянию не существует. Другое дело — святая Бригитта. Она не просто в большом количестве варила пиво и охотно угощала им всех, но и чудесным образом ускоряла его фермен­тацию, так что процесс, занимавший несколько дней, у нее сводился к одному часу.

Почему Патрик ассоциируется с клеверами и лепреконами?

Витраж с изображением святого Патрика, держащего листик клевера, и лепрекона © Jubilee Museum and Catholic Cultural Center, Columbus, Ohio

Практически все христианские праздники связаны с днями, почитаемыми язычниками. Есть ирландская пословица, которую можно перевести примерно так: «Как лосось в середине потока, так и День Патрика в середине весны». Действительно, весна у ирландцев начинается 1 февраля, в День святой Бригитты, когда заметно увеличивается световой день. 17 марта, таким образом, приходится на середину весны, то есть зна­менует поворот к теплу и свету. Клевер — архаический символ, связанный с поклонением солнцу. Условное изображение трилистника можно найти в Ирландии на стенах так называемого Нью-Грейнджа — культовой постройки, возведенной около пяти тысяч лет назад. Чтобы не отказываться от древнего символа, ирландцы его переосмыслили: появилась легенда о том, что с помо­щью трех листов на одном стебле святой Патрик показывал догмат о Троице. Ну а лепроханы, или лепреконы, — это жители леса, которые в теплые дни приходят к людям.

Каким проповедником и писателем был Патрик?

Страница манускрипта с «Исповедью» святого Патрика. Арма, около 807 года Trinity College Dublin Library

За годы, проведенные в рабстве у ирландцев, Патрик неплохо изучил местные нравы: став позже проповедником, он действовал довольно умело. Есть преда­ния о соревнованиях Патрика с местными друидами, в которых он справедливо видел главных врагов христианства. Однажды в летний день друиды  Друиды — жрецы у древних кельтских народов. зава­лили поля снегом. Все были потрясены их могуществом. Но Патрик велел убрать снег, потому что посевы погибнут. «Снег сам потом растает», — отве­тили друиды. Тогда Патрик перекрестил поля, и снега не стало. В другой раз друиды надоили от быка ведро молока. Все опять потрясены. Патрик перекре­стил ведро, и все увидели, что это не молоко, а слизь и кровь. Бык же лежал и умирал. Патрик вылил ведро ему на спину, и бык ожил. Иными словами, святой Патрик постоянно демонстрировал свое превосходство над местными магами, и проповедь его была не философской, а наглядной.

Самый известный текст Патрика — латинская «Исповедь», в которой он расска­зывает о своей жизни. И тут перед нами вдруг предстает человек, истерзанный разного рода упреками, подозрениями в воровстве, тщеславии и так далее. Ему постоянно приходится оправдываться. Если верить «Исповеди», его врагами были не только друиды и короли-язычники, но и местные ученые люди, христиане и книжники, для которых Патрик был чужаком.

В «Исповеди» Патрик рассказывает о том, что в юности, еще будучи в Брита­нии, совершил некий грех и рассказал об этом близкому другу. А тот — всем вокруг! Поэтому Патрик кается в том, чего, может быть, никто бы и не узнал. Что это был за грех — неизвестно: возможно, участие в языческих обрядах, возможно, секс, а возможно, он воровал груши, как Блаженный Августин. В любом случае упоминание юношеского греха неслучайно: это обязательный эпизод в жанре исповеди.

Этот день — низовая культура или Джойс тоже уважал Патрика?

Празднующие Блумсдей. 1962 год © James P. O’Dea / National Library of Ireland

Вероятно, Джойс относился к Патрику без особой симпатии, так как вообще плохо относился к Церкви и предпочитал его дню придуманный им Блумсдей, или День Блума  16 июня 1904 года Джойс познакомился со своей будущей женой Норой и позже увеко­вечил этот день в «Улиссе». Уже в 1924 году поклонники Джойса начали отмечать Блумс­дей, воспроизводя путь героя романа Лео­польда Блума по Дублину., героя романа «Улисс» (1922). При этом не нужно считать День святого Патрика низовым праздником: как мы уже говорили выше, это не фольклорный праздник, а праздник, спущенный сверху и не существовав­ший в народной традиции.

курс для тех, кто предпочитает патрику блумсдей Джеймс Джойс и роман «Улисс» Как Джеймс Джойс стал писателем? Что надо знать о его эпохе и Ирландии того времени, чтобы читать роман?

Какие в современной Ирландии есть места для почитания святого Патрика?

1 / 4 Собор Святого Патрика в Армаге. 2009 годWikimedia Commons 2 / 4 Предположительное место захоронения останков святого Патрика. Даунпатрик, 2006 годWikimedia Commons 3 / 4 Священные источники в Струэлле. 2019 год© TripAdvisor 4 / 4 Замок Кашел. 2004 годWikimedia Commons

В первую очередь это Армаг — монастырь в Северной Ирландии, по преданию основанный Патриком в 444 году. Конечно, тут не обошлось без возникших позже легенд и преданий. Получив от местного правителя землю для основа­ния монастыря, Патрик якобы стал ждать знака, который указал бы ему конкретное место. И знак был послан. Патрик увидел смертельно раненого олененка, который вдруг ожил и встал. Так стало понятно, что это место не простое, а особое.

Другое место почитания — город Даунпатрик, где, по одной версии, находится могила Патрика. Также существует традиция подниматься на холм Кро-Патрик в Северной Ирландии, где святой пас овец (впрочем, точной информации, что это происходило именно там, нет).

Вообще фольклорная традиция с легкостью навешивает ярлык «Здесь был Патрик» на любое чем-то интересное место. Назовем еще два, хотя на самом деле их больше. Одно из них находится в Северной Ирландии и называется Струэлл-Уэллс. Еще в языческие времена там были священные источники, и Патрик понял, что не сможет запретить людям почитать эти воды. Тогда он решил освятить их: три ночи подряд обнаженный Патрик лежал в ледяной воде и пел псалмы, потом ненадолго вылезал, садился на каменный стул, дремал и вновь погружался в ледяную воду. Долгое время это место было культовым: счита­лось, что посещение источника и сидение на кресле святого Патрика, то есть на куске скалы странной формы, исцеляет больных. При этом интересно, что пик паломничества приходится вовсе не на 17 марта, а на 21 июня, языческий день летнего солнцестояния. Так повелось с древ­ности: в этот день было принято приходить к священному источнику.

Другое место — монастырь и замок Кашел в провинции Манстер. Там находит­ся камень-плита, на котором, по преданию, Патрик крестил короля Энгуса. Святой случайно проткнул концом посоха стопу короля, и камень был залит кровью, следы которой видны до сих пор. Во время совершения обряда Патрик смотрел королю в глаза и не заметил, что тот ранен. Позже Патрик спросил Энгуса: «Почему ты не сказал, что истекаешь кровью?» — «Я думал, это часть ритуала», — ответил король.

Как принято изображать святого Патрика?

1 / 4 Барельеф над Шепчущей аркой в монастыре Клонмакнойс. 2018 год

В середине изображен святой Патрик в тиаре и с посохом

Wikimedia Commons 2 / 4 Маттеус Боррекенс. Святой Патрик. 1625–1670 годыRijksmuseum 3 / 4 Открытка с изображением святого Патрика. Ирландия, начало XX векаCuala Press 4 / 4 Сувенирная фигурка, изображающая святого Патрика© Shining Light Dolls

Первые изображения Патрика датируются X–XI веками: это барельефы на монастырских стенах. Уже к этому времени сложился особый канон изображения святого Патрика: в епископской тиаре и обязательно с посохом, который, согласно преданию, достался ему непосредственно от Христа. Иногда у ног святого изображена поверженная змея. Позднее появился другой канон, не вытеснивший ранний, но дополнивший его: юный Патрик с непременным посохом сидит на камне среди овец. Позже появились шутливые фигурки разных размеров, которые продают к 17 марта: Патрик похож на Деда Мороза — с большой бородой, добрым лицом и по-прежнему с посохом.

еще о национальной мифологии Историческая память в Ирландии Почему восстание 1798 года было в XIX веке для ирландцев самым важным историческим событием и как отношение к нему разделило общество микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Каждый год 17 марта весь мир отмечает День святого Патрика — главного покровителя Ирландии. Этот праздник давно вышел за пределы Изумрудного острова, и каждый год люди по всему миру становятся немного ирландцами.

Будущий святой родился в Британии, в конце IV века. Тогда большая часть острова была частью римской империи, поэтому мальчик, имя которого теперь знает весь мир, родился в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы. Родители назвали сына Мэвином Суккатом. Несмотря на то, что Кальфурниус был дьяконом в местной церкви, Мэвин в юности не верил в единого бога. Когда ему было 16 лет, его украли пираты и продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. За эти годы он пришел к вере в Бога. Согласно легенде, Бог указал Мэвину, как спастись из плена, благодаря чему юноша сбежал сначала в Галлию, где прожил некоторое время в монастырях, а потом вернулся в Англию. Дома у него было видение, после которого Мэвин понял, что ему надо вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Он вернулся в Галлию, где завершил свое образование, и был рукоположен в сан дьякона и получил имя Патрик, а спустя некоторое время стал епископом. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии и в и в 30-е гг. V веке будущий святой начал свою миссию.

Считается, что Ирландия безболезненно и бескровно приняла христианство как раз благодаря Святому Патрику. Считается, что именно он принес в Ирландию письменность в нашем понимании (на деле у ирландцев была письменность, но использовалась она только для магических ритуалов).

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на Западную и Восточную, поэтому как святой признается обеими.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика как свой национальный праздник еще в X‑XI веках, причем не только на Зеленом острове, но и во всех других странах, где существовала ирландская диаспора. В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если 17 марта выпадает на Страстную неделю (неделю перед Пасхой). В миру же праздник практически повсеместно проводится 17 марта, а в некоторых странах он затягивается на несколько дней.

В 1903 году День святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. Правда, шумно праздновать его ирландцам было запрещено — в том же году был принят закон закрывать все питейные заведения 17 марта, из-за неумеренного употребления алкоголя — этот закон отменили в семидесятые годы. Постепенно 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

В этот день во многих городах мира проводят парады святого Патрика. Также есть традиция прикреплять в одежде флаги Ирландии и трилистники, символизирующие крест. Еще одна народная традиция — осушить хотя бы одну рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском пабе. Раньше пили виски, а сейчас большей популярностью стал пользоваться эль. Существует так называемая «Чарка Патрика» — единица измерения выпиваемого виски. Предание предписывает положить в бокал лист клевера до того, как выпить бокал виски. В народе так и говорят — «осушим трилистник».

В этот день «Вечерняя Москва» вспоминает легенды о святом Патрике.

Святой Патрик и друиды

Во дворце короля Логайре святому было предложено потягаться силами с сильнейшими из друидов. Друиды вызвали непроглядную тьму — Патрик рассеял ее молитвой. Один из друидов с помощью магии взлетел в воздух, но по молитве святого упал и разбился об камни. Верховный друид поднес Патрику отравленное питье, но оно замерзло в руках святого. Верховный король, чтобы окончательно определить, кто же сильнее, запер верховного друида Луката и ученика Патрика в сарае и поджег его. Перед этим ученик надел плащ друида, а Лукат — Патрика. В результате ученик вышел из сарая живым и невредимым, только плащ чуть дымился, а от Луката осталась горстка пепла, которую прикрывал нетронутый пламенем плащ святого.

Пророчества

С святым Патриком и его днем связано много пророчеств. Говорят, что в Ирландии воцарится мир, когда трилистник и пальмовая ветвь встретятся, то есть, когда День святого Патрика выпадет на вербное воскресенье. Также есть поверие, что за семь лет до конца света Ирландия уйдет под воду, чтобы ирландцы не познали горя и страданий, а во время Великого Суда сам святой Патрик будет судить свой народ. Эту привилегию Патрик заслужил у Господа, сорок дней и ночей постясь на вершине священной горы Ирландии.

Святой Патрик и идол

В Маг Слехт находился «величайший из идолов Ирландии, что назывался Кром Круах, а вокруг него были двенадцать каменных идолов. Сам же он был из золота, и почитали его как божество все народы, что захватили Ирландию до прихода Патрика. По обычаю, подносили ему первые плоды и перворожденных любого семейства…» (на деле кельтские друиды вообще не приносили в жертву людей). По легенде, в момент поклонения Кром Круаху Патрик сотворил чудо — прикоснулся к идолу своим жезлом епископа, и золотой идол рассыпался в прах, а двенадцать изваяний поменьше попадали на землю. Есть еще одна вариация этой легенды, по которой Кром Круах отвернулся от Тары (места средоточения верховной власти Ирландии), а маленькие идолы ушли по шею в землю.

Святой Патрик и чистилище

В XII столетии повсеместно распространилась легенда о том, что святой нашел вход в чистилище. Чтобы доказать это, Патрик выкопал очень глубокую яму и отправил туда несколько монахов, которые по возвращению подробно расписали ад и чистилище. В 1153 году ирландский рыцарь Оуэн заявил, что через эту яму тоже спустился в подземный мир. Ирландию начали активно посещать паломники, а вокруг ямы святого Патрика начали вырастать всяческие финансовые спекуляции, из-за чего в 1497 году папа Александр VI положил конец этому мошенничеству. Однако спустя три года папа Бенедикт ХIV опубликовал проповедь в защиту чистилища Патрика.

Святой Патрик и трилистник

Говорят, что святой Патрик не только на примере трилистника объяснил ирландцам символ святой троицы, но и прекратил языческий обряд на горе Таре, просто противопоставив магии друидов веточку клевера.

Возничий Святого Патрика

Один из королей Лейстера (восточной части Ирландии), услышав о свержении идола Крому Круаха, поклялся убить Апостола Ирландии. О замысле короля случайно узнал возничий Патрика Одран, и, когда святой садился в колесницу, предложил ему на день поменяться одеждой и местами. Когда на дороге на колесницу напали из засады, убийцы пронзили копьем сердце Одрана. Верный слуга спас Патрика, за что стал первым святым мучеником Ирландии.

Крещение Энгуса

Однажды, совершая обряд крещения Энгуса, сына короля Мунстера (южной части Ирландии), Патрик случайно пронзил своим посохом ступню принца. Во время обряда святой опирался на посох, ничего не замечая, а когда в конце церемонии он заметил это, то очень удивился и спросил Энгуса, почему тот ничего не сказал. Принц ответил, что посчитал, что это — часть церемонии, плата за обретение вечной жизни. Пораженный его героизмом, Патрик начертил на его щите крест и сказал, что этот щит станет свидетелем множества мирских и духовных подвигов. И по сей день Энгус известен как величайший и могущественнейший король пиктов.

Святой Патрик и воскрешение из мертвых

Апостолу Патрику приписывают воскрешение шестидесяти человек, которые были давно мертвы. Даже Фома Аквинский твердо верил в чудеса воскрешения, которые совершил святой Патрик. Среди поднятых из мертвых был легендарный герой Ирландии, колдун и воин Кухулин. Он проехал на колеснице перед замком верховного короля Логайре, но даже повторное пришествие героя не переубедило короля принять христианскую веру.

Святой Патрик изгнал из Ирландии всех змей

Силой, данной ему Богом, святой Патрик приказал всем змеям Ирландии собраться на горе, а затем, взмахнув посохом, сбросил их в море. Не явился по зову святого лишь самый старый и самый хитрый змей. Тогда Патрик обманом заставил змея забраться в ящик и тоже выбросил его в соленые прибрежные воды Ирландии.

Другая история говорит, что древний змей, обитающий в озере Дилвин, доставил Патрику столько хлопот, что уставщий святой обещал ему вернуться в понедельник, чтобы продолжить бой. Об обещании Патрик забыл, и змей до сих пор всплывает каждый понедельник, оглядывает окрестности и разочарованно возвращается на дно озера.

Змей на острове действительно существует и по сей день. Правда, скорее всего, их никогда и не было на Зеленом острове — он отделился от материка до того, как змеи повсеместно распространились.

События этой детективно-драматической истории берут начало в 40-х годах прошлого столетия и продолжаются через 50 лет. Мы видим сложные и порой непредсказуемые коллизии в судьбах трех героев и их потомков. В центре фабулы- старинная реликвия, Знак Великого Гроссмейстера, — святыни рыцарского Ордена тамплиеров — храмовников. Этот памятник мировой культуры считался безвозвратно утерянным еще в XIII веке. Старинные хроники описывают «Святого Патрика» (он упоминается там именно под таким названием) как шедевр ювелирного искусства, на отделку которого, кроме крупных сапфиров и изумрудов, были использованы 7
знаменитых черных алмазов из казны индийских магараджей. Основные действия сериала разворачиваются в наше время, раскрывая завесы тайны, которая берет свое начало много столетий назад…
Во время Второй мировой войны в Кенигсберге тремя военными была обнаружена ранее считавщаяся потерянной святыня Ордена тамплиеров-храмовников — Орден Святого Патрика — Знак власти Великого Магистра. Молодой и алчный офицер попытался избавиться от ненужных свидетелей, и присвоил себе эту
находку.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *