ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСТА ПОЧТИ ЧТО РОССИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ ОЛАВИНЛИННА

«Когда Олаф конунг решил вернуться домой,
он сообщил об этом Ярицлейву конунгу и его
жене Ингигерд. Они стали его отговаривать и
говорили, что у них в стране он может получить
владения, подобающие ему. Они просили его
не ехать навстречу врагам с таким небольшим
войском. Тогда Олаф конунг рассказал им о
своем сне и сказал, что, как он думает, то было
знаменье божье. Увидев, что конунг твердо решил
ехать, они предложили ему воспользоваться их
помощью и взять в дорогу все, что ему нужно…»
(Сага об Олаве Святом)
Леном он пятнадцать,
Олаф, полных правил
Зим, да принял, рьяный,
Смерть в стране норвежской.
Вождь какой превыше
Конунга — он кончил
Рано жизнь — в сей горний
Край допреж рождался?
(Сигват скальд)

ПОСЛЕДНИЙ СВЯТОЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ
Строительство крепости в глуши земли Саво в конце XVв. поддерживала светская власть в лице регента Швеции Стена Стуре (старшего) и церковь в лице епископа Конрада Битца. Она получила название Олафсборг (Олавинлинна) в честь одного из наиболее почитаемых тогда святых – короля-мученика Олафа, покровителя и крестителя Норвегии (Олаф II Харальдссон, 995 — 29.VII.1030).
Обычно его называют католическим святым. Это не совсем верно. Прославление Олафа произошло 3 августа 1031г, то есть до Великой схизмы 1054г. Случилось это так: через год после смерти конунга его останки решили перенести. Когда открыли захоронение, оказалось, что тело осталось нетленным. Он был возведен местным епископом в святые и стал последним общим святым для Западной и Восточной церквей.
Канонизация его Римским папой Александром III состоялась в 1164г., после чего он стал почитаться вечным небесным покровителем Норвегии – perpetuus rex Norvegiae.
В православии он почитается, как Св.благоверный Олаф Норвежский.

Согласно канону, на иконах «подобает изображать Св.Олафа рыжим, дабы видно был, что сей благоверный король происходит из варягов».Он изображается в короне, в правой руке держит боевой топор или секиру, которой было поражено его колено. В левой руке – королевские регалии (скипетр или яблоко-держава), либо ампуллу — сосуд, наполненный ладаном. Ногами он попирает дракона с человеческим лицом, который символизирует язычество.
Иногда вместо топора в руке святого изображается копье, реже — меч, которыми ему были нанесены раны, а вместо дракона — змея или демон в ином обличье.
Расшифровать иконографию Св.Олафа порою непросто. Самое необычное, когда попираемый им дракон имеет лицо самого Олафа. Возможно, это символизирует языческое прошлое святого, либо демона в его обличье, который совершил поступки, порочащие конунга, и которого святой победил ценою пролитой своей крови.

Судьба Св.Олафа, как и крепости, названной его именем, тесно связана с русской историей. Он был другом князя Ярослава Мудрого. Очень теплые чувства и взаимная привязанность связывали его с супругой князя – Ингигерд (Ириной). В Северной Руси имя Св.Олафа было очень почитаемо, но память о нем постепенно ослабела. В Новгороде уже в конце XI в. стояла церковь Св.Олафа, построенная для готландских купцов. Храмы в его честь воздвигались в Старой Ладоге и даже в Константинополе.

О жизни Св.Олафа и его пребывании на русской земле хочется рассказать подробнее.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ КОНУНГА ОЛАФА
«Олаф сын Харальда из Гренланда рос у своей матери Асты в доме своего отчима Сигурда Свиньи. У Асты служил тогда Храни Путешественник. Он воспитывал Олафа сына Харальда. Олаф рано возмужал. Он был хорош собой, среднего роста. С детства он был умен и красноречив». Так начинается Сага об Олаве Святом, входящая в «Круг земной» — свод car о норвежских конунгах с древнейших времен до 1177г.
Олаф Харальдссон – праправнук основателя династии норвежских конунгов Харальда Прекрасноволосого. Он родился в 995 г., в тот год, когда его отец, Харальд Гренландец, конунг в Вестфольде, был сожжен шведской королевой Сигрид Гордой. Мать Олафавскоре после гибели Харальда вышла замуж за его троюродного брата, Сигурда Свинью, конунга в Хрингарики.
«Олаф сын Харальда был невысок, коренаст и силен. Волосы у него были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза, когда он гневался. Олаф владел очень многими искусствами: хорошо стрелял из лука, отлично владел копьём, хорошо плавал. Он сам был искусен во всяких ремеслах и учил других. Его прозывали Олафом Толстым. Говорил он смело и красиво. Он рано стал умным и сильным, как настоящий мужчина. Все родичи и знакомые любили его. Он был упорен в играх и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знатности и происхождению».
Уже в 12 лет Олаф отправляется в поход с викингами. Он пробыл в походах 8 лет, побывал на службе у короля Англии Этельреда II Неразумного и герцога Нормандии Ричарда I IДоброго, проявив себя как смелый воин и талантливый предводитель. Крещение Олаф принял, скорее всего, в 1013г. в Руане.
После этого он вернулся в Англию, где нес оборону страны и обходил ее побережье на боевых кораблях. Вскоре Этельред умер, и датский король Кнут, по прозванию Могучий, женился на его вдове Эмме.
Ссора с новым королем заставила Олафа покинуть его двор. Он намеревался предпринять поход в Святую Землю. «И когда Олаф конунг стоял в Карлсаре (Кадикс) и ждал попутного ветра, чтобы плыть в Нёрвасунд (Гибралтарский пролив), а оттуда в Йор-салахейм (Иерусалим), ему приснился замечательный сон, будто подошел к нему статный и видный, но внушающий ужас муж и заговорил с ним. Он просил Олафа отказаться от своего намерения плыть в дальние страны: «Возвратись в свою отчину, потому что навеки будешь конунгом Норвегии».
Сей муж был предшественник Олафа, король Олаф I Трюггвасон (963-1000). Наш герой понял этот сон так, что он будет править страной и своими соотечественниками долгие времена.

Вернувшись на родину ок.1015г., Олаф Харальдссон приступил к воплощению своей заветной идеи – объединению разрозненных частей страны в единое целое – Норвегию. В короткий срок большая часть страны признала его власть.
В 1024г. на тинге в Мостере, после 9-ти лет миссионерских трудов конунга Олафа христианство объявляется единственной дозволенной религией. Норвегия становится христианской страной. Во имя этой цели он действовал жестко, отнимая власть и лишая имущества непокорных бондов. Но никогда не мстил за себя лично. Так, например, отняв власть у пяти местных властителей, замышлявших убить его, он долго держал при себе одного из них, оказывая подобающий почет, и только после того, как тот трижды покушался убить Олафа, его отправили под охрану в другое место, где он жил на полном обеспечении.
Были искоренены воровство, коррупция и разбой: «Раньше в Норвегии было заведено, что сыновья лендрманнов и бондов отправлялись добывать себе добро на боевых кораблях и грабили как в других странах, так и внутри страны. Олаф установил мир в своей стране и запретил грабежи. Те, кто нарушал этот порядок, подвергались наказанию. Конунг приказывал убивать виновных или калечить их, и здесь уже не помогали ни просьбы, ни выкупы».
Как не знать, что сотням
Викингов великий
Вождь велел затылки
Сечь мечом точеным.
Счастлив в битвах, Олав
Вождь умножил славу.
Магнусов для многих
Был грозен воспитатель.
К тому же Олафу неизменно сопутствовала удача. Однажды он поспорил с королем Швеции (тоже Олафом, именуемым Шётконунг) по поводу пограничного района. Согласились решить спор жребием, бросив кости. «Конунг шведов выбросил две, шестерки и сказал, что Олафу конунгу уже незачем бросать. Тот ответил, встряхивая кости в руках:
— На костях есть еще две шестерки, и моему Господу Богу ничего не стоит сделать так, чтобы я их выбросил.
Он метнул кости и выбросил две шестерки. Тогда метнул кости конунг шведов и снова выбросил две шестерки. Тут снова бросил кости Олаф конунг Норвегии, и на одной из костяшек было шесть, а другая раскололась, и на ней оказалось семь, и он выиграл». Конунги тогда расстались с миром.
ОЛАФ И ИНГИГЕРД
Удача в этом мире, увы, вещь непостоянная. Олаф Харальдссон посватался к Ингигерд дочери Олафа Шведского Шётконунга.
Она отвечала взаимностью и очень хотела этого брака. С точки зрения шведской знати, брак этот был весьма желателен для установления пограничного мира. Олафа Шведского принудили дать клятву в том, что он выдаст Ингигерд за Олафа Норвежского.
Но конунг шведов в душе ненавидел Св.Олафа и однажды сказал дочери:
«— Знаешь, Ингигерд, как бы ты ни любила этого толстяка, тебе не бывать его женой, а ему твоим мужем. Я выдам тебя замуж за такого правителя, который достоин моей дружбы. Но я никогда не стану другом человека, который захватывал мои владения и причинял мне много ущерба грабежами и убийствами».
Следующей весной прибыли из Хольмгарда (Новгорода) послы Ярицлейва конунга (князя Ярослава, позднее прозванного Мудрым), чтобы сватать дочь конунга шведов. Олаф Шведский пошёл на клятвопреступление и выдал дочь за русского князя. Её условием было получить, как вено, все владения ярла Алдейгьюборга (Старой Ладоги) и сам Алдейгьюборг.
Ингигерд, получившая в православии имя Ирина — это будущая Вел.княгиня киевская, а позже (наиболее вероятно) –Св.княгиня Анна Новгородская. По ее шведскому имени названа земля Ингерманландия, где теперь стоит Петербург.
Этот брак был счастливым: «Конунг Ярицлейв правил в Гардарики и княгиня Ингигерд, дочь конунга Олафа Свенского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Конунг так сильно любил ее, что он почти ничего не мог сделать помимо ее воли».

Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве . 1040-е — начало 1050-х гг. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651 г. Копия XVIII в.
Потеряв Ингигерд, Св.Олаф женился на ее сводной сестре Астрид.

В ХОЛЬМГАРДЕ-НОВГОРОДЕ
«Олаф одинаково наказывал и могущественных и не могущественных, но люди считали такие наказания слишком жестокими, и многие, теряя родичей, становились врагами конунга, даже если те были виноваты и приговор конунга был справедлив. Народ в стране потому выступил против Олафа конунга, что не хотел подчиняться его справедливым приговорам, а он был скорее готов потерять звание конунга, чем поступиться справедливостью. Незаслуженны упреки в том, что он был скуп к своим людям. Он был очень щедр к своим друзьям. Народ потому пошел против него, что его считали слишком жестоким и беспощадным в наказаниях, а Кнут конунг раздавал деньги направо и налево. Знатных людей он обольщал также тем, что каждому обещал высокое звание и власть».
Главным противником Св.Олафа был Кнут Могучий, король Дании и Англии. Он воспользовался тем, что многие в Норвегии тяготились необходимостью выполнять христианские законы. Посылая большие суммы золота и серебра некоторым из них, Кнут Могучий добился согласия принять его, как своего короля.
После нескольких неудачных сражений Олаф принимает решение покинуть страну, где его присутствие уже не было желанным. Он отправляется сначала в Швецию, а оттуда в Хольмгард (Новгород), где жила сестра его жены – Ингигерд, ставшая женой князя Ярослава Мудрого. Астрид, жена Конунга, и Ульвхильд, дочь конунга, остались в Швеции, а Магнуса, своего сына, конунг взял с собой на восток.
Св.Олаф был очень тепло принят в Новгороде Ярославом Мудрым и княгиней Ириной и провел на Руси почти целый год.

В Новгороде он предавался глубоким раздумьям и размышлениям о том, как ему быть дальше. «Ярицлейв конунг и его жена Ингигерд предлагали Олафу конунгу остаться у них и стать правителем страны, которая зовется Вульгария» (по-видимому, предлагали земли на торговом пути в Волжскую Булгарию). Но когда он рассказал об этом своим людям, те стали отговаривать его и убеждали вернуться в Норвегию. У Олафа была также мысль сложить с себя звание конунга и поехать в Иерусалим, став монахом. Но чаще всего он думал о том, как вернуть свои владения в Норвегии. Он вспоминал, что в первые 10 лет его правления все шло легко и удачно, а потом, что бы он ни делал, все давалось с трудом, и все благие начинания были безуспешны. И сомневался, стоит ли испытывать судьбу и отправляться с малым войском навстречу своим врагам, когда весь народ примкнул к ним и выступает против него. Он часто обращал свои мысли к Богу, прося знамения, как ему лучше всего поступить. Эти мысли не давали ему покоя, и он не знал, что ему делать, ибо видел, что ему не миновать беды, как бы он ни поступил.
«Однажды ночью Олаф лежал в своей постели и долго не мог уснуть, думая о том, на что же ему решиться. На душе у него было очень неспокойно. Наконец он заснул. Он увидел сон, но такой ясный, что ему казалось, будто он не спит, а видит все наяву. Он увидел у своей постели высокого благообразного мужа в богатых одеждах. Конунг подумал, что это Олаф сын Трюггви (Олаф IТрюггвасон). Этот муж сказал ему: «Ты мучаешься и не знаешь, как поступить? Меня удивляет, что ты никак не можешь принять решение, а также, что ты собирался сложить с себя звание конунга,которое дано тебе от Бога или хотел остаться здесь и получить владения от иноземных конунгов, которых ты совсем не знаешь. Лучше возвращайся в свои владения, которые достались по наследству. Ты долго правил там с Божьей помощью и не позволял своим подданным запугивать себя. Слава конунга в том, чтобы побеждать своих недругов, и славная для него смерть — пасть вместе со своими людьми в битве. Или ты сомневаешься, что будешь сражаться за правое дело? Ты не должен обманывать себя. Поэтому ты можешь смело возвращаться в свою страну, и Бог даст тебе знамение, что она — твое владение»
После этого сна его оставили все сомнения, и он твердо решил ехать обратно в Норвегию…
К пребыванию в Новгороде относятся и первые чудеса, совершенные Св.Олафом. У сына одной знатной вдовы в горле вскочил большой нарыв, и мальчик не мог ничего есть. Считали, что дни его сочтены. Тогда мать его пошла к княгине Ирине, так как была с ней знакома.
«Пойди к Олафу конунгу, — говорит она, — он здесь лучший лекарь, и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу».
Вдова сделала так, как ей сказала княгиня. Олаф подошел к мальчику, провел руками по его шее и долго ее ощупывал, пока мальчик не открыл рот. Тогда конунг взял кусочек хлеба, размочил его и положил крестом себе на ладонь. Потом он положил этот кусочек хлеба мальчику в рот, и тот его проглотил, У мальчика сразу прошла боль, и через несколько дней он был совсем здоров.

Св.Анна Новгородская. Современная икона
В начале 1030г. Св.Олаф отправился в Норвегию по замерзшим русским рекам.Княгиня Ирина уговорила его оставить сына Магнуса на воспитание при дворе Ярослава Мудрого.
ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА
Когда на море сошел лёд, Олаф отплыл в Готланд с 240 дружинниками. Шведский конунг Эмунд дал ему еще 480 чел. В Норвегии к нему присоединились сторонники, и у него стало 3600 чел. против 14400 армии короля Кнута — самой большой, когда-либо собранной в Норвегии. Тогда конунг Олаф решил сократить свою армию еще более, исключив из нее всех некрещеных, и у него осталось всего лишь 1300 чел.
Почему он так поступал? Наверное, не хотел, чтобы из-за него гибли люди, коим не открыто Царство Небесное. Но те, кто соглашались креститься, получали от него наставление в вере. Вот почему он не пренебрегал брать и разбойников, что приводило к их исправлению. Духовенство короля Кнута не преминуло воспользоваться слухами о том, что Св.Олаф принимает разбойников в свое войско, и тут же организовало лицемерную пиар-кампанию против него среди жителей Норвегии.
Последняя битва Олафа Харальдссона произошла 29 июля 1030г. в местечке Стиклестад, недалеко от Тронхейма.
Ночью он долго бодрствовал и молился за себя и своих людей. Только к рассвету задремал и видел сон, который предвещал ему скорую кончину: он восходил на небо по лестнице и дошел до последней ступени.
Сага говорит, что в день битвы «погода была хорошая и светило солнце. Но когда началось сражение, то и небо, и солнце побагровели, а потом вдруг стало темно, как ночью». По данным современной астрономии, полное затмение солнца имело место 30 июля 1030г.
Войско бондов сражалось с кличем: «Вперед, вперед, войско бондов!», а люди св. Олафа — с кличем: «Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга!»
Войско Олафа занимало лучшую позицию, но благодаря значительному превосходству в силе противник отбил первоначальную атаку и успешно перешел в наступление. Около полудня Св.Олаф, сражаясь с численно превосходящим противником, был несколько раз ранен, но продолжал биться.
Он погиб так:
Худ. Петер Николай Арбо (1831 – 1892). Св.Олаф в битве при Стиклестаде.
«Торстейн Корабельный Мастер нанес Олафу удар секирой. Удар пришелся по левой ноге выше колена. Финн сын Арни тотчас сразил Торстейна. Получив эту рану, конунг оперся о камень, выпустил меч и обратился к Богу с мольбой о помощи. Тогда Торир Собака нанес ему удар копьем, удар пришелся ниже кольчуги, и копье вонзилось в живот. Тут Кальв нанес конунгу удар мечом, удар пришелся с левой стороны шеи. От этих трех ран конунг умер. После его гибели пали почти все, кто сражался рядом с ним».
Тело конунга было тайно погребено. Сигват скальд сказал так:
Был раскол средь рати,
Коль не всяк чтил Бога.
Двадцать он изведал
Битвищ, витязь смелый.
Князь крещеных, мощный
Духом, ставил справа.
Прими ж к себе мужа
Праведного, Боже.
После победы над Олафом ставленники Кнута стали угнетать норвежцев, и многие пожалели, что лишились своего конунга и своей независимости. «Те, кто не сражался против Олафа конунга, говорили: «Вот вы… стали друзьями Кнютлингов и получили от них награду за то, что сражались против Олафа конунга и убили его. Вам обещали мир и лучшие законы, а получили вы кабалу и рабство, к тому же над вами издеваются и унижают вас».
Ответить на это было нечего. В ту зиму многие стали говорить, что Олаф конунг был святым, и рассказывали о многочисленных свидетельствах его святости. Многие стали взывать к нему в своих молитвах, прося помочь в их нуждах. Такие молитвы помогали многим, одни получали исцеление от недуга, другие удачу в путешествии или что-нибудь еще, в чем они нуждались.
Прошел ровно год, и тело погибшего конунга чудесным образом было найдено нетленным.Из песчаного холма, где был сначала похоронен Олаф конунг, забил родник. Водой из этого источника многие излечились от своих недугов.
Тело Св.Олафа было положено в алтаре величественного собора в Тронхейме, ставшего местом многочисленного паломничества до наших дней.
Кафедральный собор Нидарос в Тронхейме (1070г.)
Св.Олаф на западном фасад собора
Алтарная картина собора с житием Св.Олафа
Сын Св.Олафа – Магнус, оставшийся в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого, в 1035г. был провозглашен конунгом Норвегии, получив имя Магнус I Благородный, или Добрый. Власть датчан была сломлена. В 1042г. он стал и конунгом Дании.
О нем шла молва, как о непобедимом воине, которому помогает сам Св.Олаф.
СКУЛЬПТУРА СВ. ОЛАФА В КРЕПОСТИ ОЛАВИНЛИННА
Большая, в два человеческих роста скульптура Св.Олафа была выполнена Вилле Вальгреном в 1912г. Говорят, что раз в год Олаф оживает и обходит свои владения. Если вы его встретите, бояться не надо, святой никому не причинит зла.
P.S. Еще одна скандинавская сага — Прядь об Эймунде Хрингссоне — завершается фразой «они любили друг друга тайной любовью». Из чего некоторые исследователи делают вывод о близких отношениях Олафа конунга и Ингигерд в Новгороде. Подтверждений исторической достоверности этого факта, кажется, не обнаружено.
P.P.S. Ингигерд-Ирина является небесной покровительницей Ингерманландии. Совсем рядом с этой землей находятся, по крайней мере, три крепости или церкви, посвященные Св.Олафу – Олавинлинна, Выборгский замок с башней Олафа и Олевисте в Таллинне. Как будто напоминание, что некогда мы были одним этносом, хотя и многоязычным.

ПРИЛОЖЕНИЕ. РУССКИЕ ИКОНЫ В ОЛАВИНЛИННЕ
В Олавинлинне есть маленький зал православного музея. Там размещено несколько великолепных русских икон и церковных предметов, по виду XVIII-XIX вв. Информация о них крайне скудная. Скорее всего это то, что осталось в крепости от русского гарнизона.

Святой Олаф Норвежский – это последний святой, прославленный до разделения Церкви, а поэтому почитается и православными и католиками.

Святой родился в 995 году. Он был сыном военачальника Гарольда, потомка одного из норвежских королей. Олаф как викинг, всю свою юность провел в морских походах. Викинги в то время были, по сути, пиратами, нападавшими на морские побережья разных стран, поэтому юноша приобрел большой военный опыт. Стоит отметить и то, что юному викингу приходилась сражаться в основном с христианскими воинами, например, с англичанами и датчанами.

Олаф принял христианство в 18-летнем возрасте. Вероятнее всего это произошло в Нормандии, хотя по некоторым предположениям, что это случилось в Новгороде или даже Киеве. После крещения его жизнь кардинальным образом изменилась, и теперь он стал защитником христиан и борцом против язычников.

В 1015 году Олаф возвратился в Норвегию, где местные вожди провозгласили его королем.

Взойдя на королевский трон, святой продолжал вести скромный образ жизни. К тому же он был и молитвенником, и мог в молитвах проводить дни и ночи.

Новый правитель установил мирные отношения с соседними странами. В его руках сосредоточилась большая власть, ведь он фактически стал первым объединителем норвежских земель.

Другой большой заслугой святого стала просветительская деятельность, ведь он распространил христианство во всем своем королевстве, борясь с язычеством. Так, нередко он это делал с помощью чудес. Бывало так, что язычники ставили королю условия, что примут христианство, если настанет солнечная погода, хотя на тот момент были проливные дожди. По молитвам святого Господь посылал просимое. В современном городе Тронхейме (тогда – Нидарос – первая столица Норвегии) король Олаф построил и первый христианский храм в Норвегии. Церковь была посвящена священномученику Клименту Римскому.

В конце 1020-х годов местные вожди при поддержке датского короля восстали против Олафа. Потерпев поражение, король бежал в Швецию, а затем на Русь, где остановился у Киевского князя Ярослава Мудрого Оставив здесь своего малолетнего сына, в 1029 году Олаф возвращается в Норвегию, чтобы вернуть себе власть. Однако, в 1030 году святой погиб в сражении с превосходящими силами противника.

Короля похоронили в построенном им храме святого Климента, где после многочисленных чудес, его стали почитать как святого. Впоследствии, Нидарос стал самым посещаемым паломниками городом Северной Европы, куда все стремились на поклонение к мощам благоверного короля. На Руси церкви святого Олафа возвели в Новгороде и Старой Ладоге.

В 2014 году, когда в Норвегии отмечали 1000-летие крещения короля Олафа, на месте его смерти в городе Стиклестаде была освящена православная часовня.

В конце 2016 года норвежские археологи в ходе исследований обнаружили фундамент церкви святого Климента в Тронхейме. Тогда была расчищена алтарная часть, где предположительно со времен Реформации спрятаны мощи святого Олафа.

Часть мощей находится в Николаевском монастыре в Форт-Майерсе (шт. Флорида).

Часть мощей св. Олафа Норвежского в монастыре св. Николая в Форт-Майерсе

Житие короля Олафа достаточно интересно и показывает, что он был незаурядной личностью. Будучи не только отважным воином, но и ревностным христианином, Олаф имел от Бога дар прозорливости и дар исцеления людей, причем от смертельной болезни мог излечить одним прикосновением. Это все говорит о том, что своей святой жизнью он сумел стяжать Божью благодать. Еще более удивительным является то, что канонизированный в лике благоверных, он имел такие дарования, которые сложно найти у других благоверных князей.

Святого Олафа считают покровителем путешественников по Балтийскому морю.

Память отмечается 29 июля.

День рождения города Савонлинны отмечается каждое лето в День Святого Олафа, 29 июля. В этот день в 1030 году пал в бою король Норвегии Олаф Харальдссон, ставший одним из самых почитаемых святых как для католиков, так и для православных. В 12-16 веках, а в некоторых местностях вплоть до 18 века, День Святого Олафа был официальным церковным праздником и являлся частью церковного календаря. Согласно финскому календарю именин 29 июля здесь до сих пор отмечают день Олафа или Олли.

В 13 веке в День Святого Олафа в церквях названных в его честь, или у алтарей посвященных этому святому устраивали молебны. Кроме того, в День Святого Олафа проводился летний «совет старейшин», на совете рассматривались важные для всей общины вопросы, и разрешались споры. В больших приходах, куда на праздник собиралось значительное количество народа, проводились ярмарки и заключались сделки. День Святого Олафа приобрел некоторые черты языческого праздника сбора урожая одной из традиций этого дня являлось принесение в жертву барана, из которого готовили главное блюдо праздничного стола. В крепости Олавинлинна специально для празднования Дня Святого Олафа выращивали черного барана. Эта традиция существовала вплоть до перехода крепости под окончательное владычество Российской Империи, а в наше время об этом напоминает памятник Черному барану, находящийся на острове Таллисаари вблизи крепости Олавинлинна.

В Савонлинна в День Святого Олафа устраивали песенные фестивали. Фестивали проводились на месте современного спортивного стадиона на полуострове Кюрённиеми и стали предшественниками знаменитого Оперного фестиваля. Организованный Айно Акте Оперный фестиваль в Савонлинна стал продолжателем песенных фестивалей под покровительством Святого Олафа. Как будто специально для праздника открытия Оперного фестиваля в 1912 году в Париже был изготовлен памятник святому. Сейчас памятник находится в Центральном зале крепости. А 18 лет спустя, последний организованный самой Айно Акте фестиваль совпал с празднованием 900-летия Святого Олафа.

Поскольку сведений о фактической дате основания Савонлинны не сохранилось, днем рождения города вполне естественно стал День Святого Олафа. В этот день в городе проводится большое количество разнообразных мероприятий, награждаются жители города внесшие значительный вклад в его развитие, а завершается праздник салютом. Для многих горожан неизменными пунктами праздничной программы являются посещение крепости Олавинлинна и ярмарки на Торговой площади.

Мч. Олаф Святой, король Норвежский. Икона

Олаф II Харальдссон, Святой (995 — 1030), король Норвегии, мученик

Память 29 июля (Кельт. и Брит., Сканд., Конст. )

Сын Харальда Серого Плаща, потомок Норвежского короля Харальда I. Был викингом, с молодости участвовал во многих морских походах. В 1009-1011 годах и в 1013 году сражался в Англии – вначале с англо-саксами, а затем с датчанами.

В эти годы он принял крещение — по одним данным это случилось в 1013 в Руане, по другим — в Новгороде или Киеве. В скандинавских сагах имеются сведения о пребывании малолетнего Олафа в Новгороде, влияние Олафа или его соратников усматривается в появлении каменных «кельтских» крестов на Севере Руси — они найдены в Куппала и на о. Кильпола над захоронениями, имеется такой крест и в Новгородском Софийском соборе. В своих походах он побывал также в Нормандии, Испании и Святой Земле.

В 1016 году Олаф вернулся в Норвегию и при Несьяре нанес поражение ярлу Свену, фактическому правителю Норвегии. Олаф сделался королём и установил мирные отношения со Швецией и Данией, сосредоточив в своих руках куда больше власти, чем кто-либо из его предшественников. Король преобразовал управление Норвегией. Самым важным его делом было распространение в своём королевстве Христианства. Основанная при нём первая православная церковь Норвегии в Нидарусе (ныне Тронхейм) была освящена во имя святого Климента, папы Римского. Так как этот святитель особо почитался на Руси, можно предполагать что именно оттуда король Олаф научился чтить святого Климента.

Cо временем Олаф восстановил против себя мелких норвежских вождей, которые попытались сместить его, призвав на помощь Кнута Великого. В 1028 году Олаф с малолетним сыном Магнусом бежал на Русь, где нашел пристанище у великого князя благоверного Ярослава Мудрого. Оставив сына на попечении русского князя и его супруги Ирины в 1029 году Олаф вернулся в Норвегию и попытался отвоевать свое королевство. 29 июля 1030 году при Стиклестаде близ Вердала он потерпел поражение от превосходящих сил норвежского ополчения и датских войск. Король был сражён в битве.

Св. Олаф Норвежский. Изображение на столпе в Вифлеемском Рождественском храме, 12 в.

Мощи и почитание

После смерти короля Олафа над Норвегией установилась власть датчан, которые обложили страну большим налогами. Признав свою вину и простив Олафу былые обиды, норвежцы с почестями погребли тело короля-мученика в Нидарусе, в соборе во имя святого Климента, папы Римского. После своей смерти павший король прославился многочисленными чудесами и стал почитаться как святой. Церкви в его честь появились и в России — в Новгороде и Старой Ладоге.

После отпадения Западной Церкви от Православия, почитание короля сохранялось в римо-католицизме. В 1164 году короля Олафа первым из норвежцев канонизировали. Неугасимая память об Олафе Святом как о герое и небесном покровителе народа оставалась в Норвегии и после подмены римо-католицизма лютеранством как господствующей религией. В 1847 году в память о нем был учрежден Орден св. Олафа. Возрождение православного почитания святого на его родине связано с новейшей историей — так, в 2003 году была освящена в его имя православная часовня на хуторе «Стейнхауген горд» в поселке Фоллдал; в 2014 году, в связи с празднованием тысячелетия крещения святого, на месте его упокоения в Стиклестаде была освящена ещё одна православная часовня. В конце 2016 года археологи Норвежского института культурного наследия обнаружили в Тронхейме фундамент церкви святого Климента, где был расчищен прямоугольный каменный алтарь в котором, предположительно, находятся мощи святого Олафа .

Использованные материалы

  • «К освящению часовни во имя св. Олава в Норвегии,» 23 июня 2003, материалы церковно-научного центра Православная энциклопедия:

Иная транскрипция — Олав.

Официальный сайт Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, .

«Норвежцам стало известно место погребения святого Олафа», сетевое издание канала Царьград, 18 ноября 2016,

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *