Владимир Басенков, 8 февраля 2020, 13:58 — REGNUM

Равеннская мозаика V века на тему притчи

9 февраля сего года в календаре Русской православной церкви посвящено Неделе о мытаре и фарисее. В славянском языке слово «неделя» буквально обозначает «воскресенье», время «неделания» привычной работы или домашних дел. Церковь вообще в каждый воскресный день призывает верующих оставить все заботы за бортом сознания и прислушаться к очередной истории божественной мудрости. А сегодня она посвящена поучительной притче о мытаре и фарисее.

Прежде, чем перейти к повествованию, нужно немного погрузиться в контекст истории и пролить свет на сущность каждого из описываемых в притче персонажей. Итак, мытарь — это сборщик налогов с населения. Во времена Иисуса Христа Иудея, в которой и происходили описываемые события, находилась под властью Римской империи. Проще говоря, страна была оккупирована. Мытари же собирали налоги в пользу римлян-оккупантов, выступая неким синтезом и налоговиков, и рэкетиров. Среди иудеев сборщики податей были крайне презираемы, а общение с ними считалось, ни больше, ни меньше, грехом. Естественно, в мытари шли далеко не лучшие сыны еврейского народа, что сказывалось и на отношениях с согражданами. Отправляясь на мыт (место сбора податей), сборщики не просто брали установленную налогом сумму сбора, а бессовестно обирали местное население, не разбираясь в уровне достатка и социального положения своих жертв. А поскольку мытари назначались на сбор налогов территориально, а не, скажем, только среди своих братьев по крови, то им приходилось общаться с представителями язычников. У иудеев активное общение с другими народами считалось грехом.

Сюжет притчи о мытаре и фарисее. Мытарь. Роспись стены в притворе храма. Валаамский монастырь, Карелия Иерей Максим Массалитин

Что мы имеем? Мытарь — это человек очень низких моральных устоев, предатель своего народа, рэкетир-вымогатель, запятнавший себя общением с язычниками, в общем, грешник, изгой, которому в лицо могли ничего не говорить, но люто ненавидели в иудейском обществе. Теперь к фарисею. Фарисеи представляли собой религиозно-политическое движение, и буквально их наименование переводится как «обособленные». Среди фарисеев было и иудейское духовенство, и просто набожные граждане. Во времена Христа они не занимали каких-то значимых постов во власти, но пользовались уважением среди простого народа. Фарисеи скрупулезно соблюдали религиозные предписания закона пророка Моисея и к тому же призывали остальных иудеев. Правда, Иисус Христос обличал фарисеев за то, что они настаивали на строгом соблюдении вероучительных правил, при этом сами соблюдали их далеко не так ревностно, как учили простых иудеев. В современном церковном языке слово «фарисей» стало обозначать религиозное лицемерие, показушность и позерство. Как имя духовных авторитетов Ветхого Завета в Новом Завете превратилось в презрительное прозвище? Об этом как раз рассказывает Иисус Христос в знаменитой притче.

Два иудея вошли в храм. Как вы уже догадались, один из них был фарисеем, а второй — мытарем. Оба человека приступили к молитве. Фарисей принялся благодарить Бога за то, что не имеет ничего общего (как он сам считал) с грешными людьми, «грабителями, обидчиками, прелюбодеями» (Лк. 18:11). Напоследок фарисей глянул на стоявшего поодаль мытаря и решил подвести чертой под своей исключительностью. Мол, этот сборщик податей настоящий мерзавец. Не чета мне, человеку Божьему, постящемуся дважды в неделю и регулярно отчисляющему в пользу Ветхозаветной Церкви десятую часть своих доходов. В общем, разговор с Богом у фарисея складывался на явном противопоставлении себя обществу людей неправедной жизни и одновременном восхвалении собственной набожности. А мытарь стоял, судя по описанию, где-то в уголке храма, может быть у входа, за колонной. Он, видимо, осознавал ошибочность выбора собственной профессии и образа жизни. Ему было больно за те раны, которые он причинил своим согражданам, осуществляя с них непомерные поборы. Мытарь не смел поднять глаз по направлению к алтарю, символическому месту пребывания Бога в храме. И сборщик податей от чувства глубокого раскаяния бил себя рукой в грудь и повторял только одну фразу: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:14).

Гюстав Доре. Спор Христа с фарисеями. 1866

Два разных человека с точки зрения общественной оценки: «хороший» фарисей и «плохой» мытарь. В притче Иисус Христос пытается показать, что подлинное содержание человека заключено не в его социальном положении или статусе, а в адекватной оценке себя и своей жизни. Спаситель говорит, что из храма более оправданным, прощенным Богом вышел презираемый всеми вымогатель-мытарь, а не набожный и уважаемый фарисей. Притчу Христос завершает словами: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Спаситель говорит, что наши «понты», которые мы привыкли использовать в обществе, следуя первой части поговорки «встречают по одежке», Богу совершенно не нужны. Он видит нас насквозь и знает как облупленных. Мы можем обманывать людей, притворяясь перед ними добрыми и хорошими, успешными и счастливыми, можем изображать важность и серьезность. Но мы никогда не сможем обмануть Бога. Фарисей пытался продемонстрировать во время молитвы свою «хорошесть», как он привык делать это в обществе людей. Религиозность напоказ, конечно, может достигать цели формирования правильного, нужного человеку имиджа. Но имидж, как известно, ничто, тем более перед Богом.

Показуха — неестественное для человека состояние. Изображая праведность, нельзя стать праведником. Как Правда — одно из имен Бога, так и ложь, лицемерие — Его полные антагонисты. Люди вынужден существовать в тотально несовершенном обществе, где постоянно приходится делать нелегкий выбор в пользу или высоких нравственных принципов, или решения тактических сиюминутных задач. Но Бог — не карающий меч правосудия. Он все понимает. А потому дает человеку время обдумать свою жизнь, изменить образ мыслей, принять для себя новые ценности и убеждения, противоречащие принципам «человек человеку волк» и им подобным. Именно поэтому в христианстве существует важный принцип покаяния. Человек после долгих лет жизни за гранью христианской морали имеет возможность не просто вступить в ряды членов Церкви, но и получить прощение от Бога.

Михаил Нестеров. Великий постриг. 1898

Прощение человека Создателем, согласно христианскому учению, лечит раскаявшегося от последствий совершенных им злодеяний и дает силы начать жизнь с чистого листа. Мытарь — тот самый чистый лист. Бог простил ему поборы и жестокость по отношению к налогоплательщикам, общение с язычниками и предательство своего народа. Господь увидел раскаяние и искреннее желание сборщика податей начать жить иначе. Мытарь понял, что был не прав и в ужасе увидел себя настоящего. В храме на молитве стоял уже не дерзкий, надменный и злой вымогатель, а увидевший себя настоящего несчастный человек. Опустив глаза в пол, нанося себе удары, мытарь, видимо, пытался освободить грудную клетку от тяжелого стеснения, вызванного систематическим совершением несправедливости в отношении других людей. И мытарь ушел прощенным. Возможно, он оставил свое непопулярное среди иудеев, но очень прибыльное ремесло.

Цель приближающегося Великого поста — духовное самосовершенствование через ограничение и серьезную работу над собой. Она просто невозможна честных ответов самому себе на главные христианские вопросы и без искренности перед Богом, Личностью, Которая помогает верующим меняться. Фарисей из притчи формально соблюдал внешние установления, в том числе и пост. Но его отношение к другим людям нивелировало все его религиозную пунктуальность. В христианстве главным принципом была, есть и будет любовь. Она не может подразумевать унижения другого человека и ненависти к нему. Любовь не знает и лицемерия, потому за внешним уважением к другой личности у настоящего христианина всегда стоит искреннее внутреннее чувство. Церковь предлагает нам честно ответить себе самим в это воскресенье: кто я, мытарь или фарисей?

Родился Михаил Владимирович Круг, 7 апреля 1962 года, в старом районе города Твери, который назывался Морозовский городок, сейчас имеет название «Двор Пролетарки» о котором была написана песня «Милый мой город».
Первые свои стихи Михаил написал в 14 лет, которые посвятил своей однокласснице. В то время кумиром Михаила был В. С. Высоцкий. После армии Михаил под впечатлением его песен стал играть на гитаре и петь в его стиле.
Михаил закончил в городе Твери 39 училище на Соминке по профессии слесарь-авторемонтник. Придя из армии, Михаил женился, родители его жены настояли на том, чтобы он пошел в институт, т.к их дочь окончила с отличием институт легкой промышленности, а его образование не соответствовало их принципам. В 1987 году Михаил успешно поступает в институт, в котором узнает о конкурсе авторской песни, принимает в нем участие и занимает первое место. После этого он серьезно занимается написанием песен, но не малую роль в этом сыграл Е.И.Клячкин, который был председателем жюри на 8 фестивале авторской песни, где и увидел скрытый талант в Михаиле, и сказал: «Миша, тебе надо работать…»
Первый свой альбом «Тверские улицы» Михаил записал на студии «Тверь», потом был записан второй альбом «Катя», и третий альбом без названия, все они не имели выхода, но были украдены и разошлись пиратским способом. Практически все песни с этих альбомов были переписаны и спеты в альбомах: «Зеленый прокурор» «Мадам» «Роза» «Мышка». В 1994 году вышел первый официальный альбом «Жиган- лимон».
Первое выступление Круга прошло в городе Москве, в Театре Эстрады на фестивале «Русский Шансон» в ноябре 1996 г. В этом же году был показан первый клип «Это было вчера”.
На обложке диска «Жиган-лимон» Михаил изображен со своими музыкантами. Слева Владимир Овчаров (уехал в Израиль) справа Влад Савосин, баянист.
За выпуск аудио кассет с альбомом «Жиган-лимон” от студии «Союз” Михаил не получил ни копейки, а за выход лазерных дисков с этим же альбомом получил три тысячи долларов (3000$), хотя затратил на запись намного больше.
Первое большое интервью Михаил дал, отвечая на вопросы в часовой программе в студии кабельного телевидения А.Л.С. 9 марта 1998 г. (г.Москва. ул. Гончарова 17)
Летом 2000 года закончена съемка фильма «Апрель”, в котором Михаил Круг сыграл криминального авторитета.
В его группе в течение трех лет был сухой закон.
Михаил отдал деньги на новый клип, но ему их вернули, т.к. его песни запретили на телевидении.
Перстень с тремя алмазами, который он всегда носит, ему подарил вор в законе Хобот.
Блатные выражения для своих песен Михаил берет из словаря выпуска 1924 г. для внутреннего пользования НКВД, который приобрел случайно.
Второй клип «День как день» ему сняли друзья. Его можно увидеть на видеокассете «Песни Михаила Круга».
Песня «Кольщик» писалось три года, и имела три разных варианта. Последний вариант на альбоме «Жиган-лимон».
На концерте в Бостоне итальянцы подарили Михаилу крутые брюки.
Все свои песни в первых четырех альбомах Михаил посвятил своей первой любви Марине. Песня «Девочка-пай» была написана в 1987 году и посвящена ей.
Первый раз Михаил Круг выступил за границей в 1997 году на фестивале «Русский Шансон в Германии», на которо м спел четыре песни, одна из которых «Мадам» была спета в гитарном варианте. Её можно услышать на диске «Русский Шансон в Германии» выпущен немецкой фирмой «Solo-Florentin».
С февраля 1997 года с Михаилом работает новая солистка Светлана Тернова, которую он услышал на фестивале песни «Заволжье», и взял ее в группу. Параллельно со своим творчеством он пишет ей альбом в эстрадном стиле.
Песни «Поле зеленое», и «Моя королева» которые поет Света. Михаил написал в 16 лет и также посвятил Марине. Он их переделал для исполнения от женского лица.
27 марта 1998 года в гостинице «Космос» Михаил участвовал на вручении премии «Овация» и получил ее в номинации «Русский Шансон».
В 1994 году был снят дф «Бард Михаил Круг» и показан по каналу «Культура» только в 1999 году.

МЫТАРЬ

(Лк 18:10) — сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У Евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей. Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что «Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними» (Лк 7:34).

Библейская энциклопедия, Никифор. 2012

Примеры употребления слова мытарить в литературе.

И один профессор из института пришел и, как мытарь, стоял в толпе сзади, подняв воротник, надвинув шапку.

Дальше нее лодочник отлучался редко, даже мытарь гильдии в половине двенадцатого ночи приходил к порогу дома Астерия.

Главный Мытарь понял, куда клонят лодочники, почувствовал на затылке жаркое дыхание своих заместителей — и безропотно удалился.

И дивно ли, братья христиане, что на праведном суде Божием мытарь оправдывается более, чем фарисей, и что господь здесь, на земле, устраивает весьма часто так, что всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за мною.

Должность мытаря, между нами будь сказано, считалась не очень-то почетной.

Иисусом Марфы и Марии, мытаря Закхея, фарисея Симона или Его споры с иудейскими книжниками?

Останавливаясь, Он беседовал с людьми: у колодца с самарянкой, в доме мытаря, на улице, на площади, на рынке, в храме — всюду, где только были люди.

А если вы помните, когда Господь пришел в дом мытаря Закхея, человека, на которого все смотрели, как на последнего грешника, и Господь увидел его веру, его покаяние, его стремление жить по-другому.

В городе жители спорили, кто примет Его, но Иисус выбрал не почтенную, всеми уважаемую семью, а дом мытаря Закхея.

Ванька Неплюев мытарил под ним Аннушку Волынскую: — Говори, подлая, какие ты отцовы бумаги жгла?

Ссыльным в далеком енисейском селе кажется, что о них забыли, не станут больше мытарить, и одни отчаянные пессимисты пророчат новые каторги.

После обеда явилась заказчица из Сохнута забирать готовую брошюрку о новых правилах таможенного досмотра, и Яша, сцапав свежую жертву, полтора часа мытарил ее у компьютера, экзаменуя на предмет всевозможных существующих и несуществующих программ и ласково доказывая ничтожность экзаменуемой.

Отца заточили в концлагерь в Заксенхаузен, а сына полгода мытарили по разным тюрьмам и неожиданно отпустили под надзор полиции домой, в город Фрост.

Источник: библиотека Максима Мошкова

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *