любовные истории

Жены

великого князя

 Владимира

Войны и женщины 
были его страстью, 
и на этих поприщах 
он не терпел поражений.

Напористый, сильный, не терпящий возражений, коварный властитель, женолюб, хозяин, заботящийся о подданных, не упускающий случая повеселиться от души, закатить пир горой, христианин, супруг, отважный воин — все это Владимир, прозванный Красное Солнышко, незаконный сын князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши Любечанки, ключницы бабки Ольги.

За два года до смерти Святослав раздал свои земли сыновьям: Киев — Ярополку, Древлянскую землю — Олегу, Новгород — Владимиру. Через три года после смерти отца Ярополк и Олег поссорились, брат пошел на брата, Ярополк убил Олега, по приказу Владимира был убит Ярополк. Так вся власть над землями Святослава оказалась в одних руках. А было в то время Владимиру и Ярополку около 15 лет, а Олегу — чуть больше.

На роль жены Владимир присмотрел дочь полоцкого князя Рогвольда Рогнеду. «Хочю пояти дщерь твою собе в жене», — с этими словами Владимир отправил посланцев к полоцкому князю, так рассказывает о «сватовстве» «Повесть временных лет». Но Рогнеда проявила характер и на вопрос отца, согласна ли она выйти замуж за Владимира, ответила: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Рогнеда пожелала стать невестою Ярополка и наотрез отказалась выйти замуж за сына рабыни и выполнить обряд разувания мужа в знак своей покорности.

И снова пролилась кровь.

Князь Владимир Святославич: биография, интересные факты

Убив отца и двух братьев Рогнеды, Владимир забрал княжну в жены насильно. Рогнеда, прозванная впоследствии Гориславой, родила князю сына Изяслава. Но не могла простить мужу смерти отца и братьев. Да и ее юная жизнь была загублена, изменам мужа не было числа, а вскоре он и вовсе выгнал ее из дома. Рогнеда с сыном жили близ Киева на берегу реки Лыбеди.

Она решилась на месть. В Суздальской летописи рассказывается, как однажды Рогнеда чуть было не зарезала заглянувшего к ней на огонек и заснувшего мужа, но Владимир, внезапно проснувшись, успел схватить ее за руку и остался жив. Разгневанный князь приказал Рогнеде готовиться к смерти, а перед смертью велел ей принарядиться, как в день свадьбы. Рогнеда выполнила приказ мужа, но успела научить маленького сына, чтобы он, как только войдет отец, появился перед ним с мечом в руках и сказал: «Ты тут не один, о родитель! Сын будет свидетелем». Сынок так и сделал. Слова и вид ребенка настолько поразили Владимира, что он бросил меч, которым собирался пронзить жену, и не только оставил жизнь матери и ребенку, но построил им город Изяславль и Полоцкую землю отдал во владение.

Рогнеда родила Владимиру еще трех сыновей (Мстислава, Всеволода и Ярослава) и двух дочерей (Предславу и Марию Доброгневу, впоследствии ставшую женой польского короля).

«Сам любя жены и блуженье многое», Владимир имел немало жен и несколько сот (говорят, до 800) наложниц. «Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора», — писал Карамзин. Сохранились имена некоторых из жен: Олофи (из Скандинавии), Адель (из Чехии), Манфреда (из Болгарии), Юлия (гречанка, жена Ярополка). Юлию Владимир захватил беременной, и вскоре она родила Святополка.

По одному из вариантов «Корсуньской легенды», Владимир просил в жены дочь корсуньского князя. Но получил отказ. И тогда он взял Корсунь (Херсонес) хитростью, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал ее за предателя замуж.

В 988 году, по свидетельству «Повести временных лет», Владимир женился еще раз. Гречанку Анну он потребовал у ее братьев Василия и Константина, пригрозив при этом, что в случае отказа Царьграду не избежать участи города Корсунь. Анна долго не соглашалась, это замужество казалось ей пленом и было ненавистнее смерти, но после уговоров братьев с большой печалью она простилась с родными и отправилась в путь. По легенде, в это время у Владимира разболелись глаза, и он перестал видеть. Приехавшая в Корсунь Анна посоветовала ему побыстрее креститься, чтобы получить исцеление. Князь крестился (в крещении получил имя Василий) и выздоровел — он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку (согласно Древнейшему своду 1039 года князь крестился в Киеве). «В вено за жену свою» вернул Владимир Корсунь грекам.

По возвращении в Киев Владимир крестил своих сыновей, а женам разрешил выйти замуж по своему разумению и выделил им приданое. Рогнеда основала монастырь и постриглась в монахини под именем Анастасии. После смерти жены Анны в 1007 году Владимир женился на немке, внучке Оттона I Великого.

Как и его отец, князь Святослав Игоревич, Владимир еще при жизни разделил свои земли на области и раздал их малолетним сыновьям. Так, известно, что Глебу достался Муром, Борису — Древлянская земля, Мстиславу — Тмутаракань, Вышеславу — Новгород (после его смерти он перешел Ярославу), Изяславу — Полоцк, Ярославу — Ростов (перешел потом к Борису), Всеволоду — Владимир-Волынский, Святополку — Туров.

Но некоторые сыновья умерли еще при жизни отца. Всеволод умер в 995 году, Изяслав — в 1001, Вышеслав — в 1012 году, Борис и Глеб (сыновья Анны) и Святослав (сын Адели) были убиты в 1015 году после смерти Владимира его усыновленным племянником Святополком. Были еще сыновья Судислав и Позвизд (есть версия, что это племянники). Известно также, что Судислав 22 года просидел в темнице, куда был посажен Ярославом.

Великий князь Владимир умер 15 июля 1015 года в Берестове, не избрав наследником ни одного из сыновей. Тело Владимира заключили в «мраморную раку» и поставили рядом с гробницей Анны в храм Богоматери.

Войны и женщины были его страстью, и на этих поприщах он не терпел поражений. «Любовь — это война, и в ней нет места трусам. Когда ее знамена взмывают вверх, герои готовятся к бою». (Овидий. "Искусство любить") А дети… Так далеко он заглянуть не успел.

Хрещення Русі

Хрещення Русі — процес прийняття і поширення християнства у Великому Князівстві Руському, Київській Русі.

Ключова подія — масове хрещення у 988 році мешканців Києва, а згодом і інших міст держави князем Володимиром I Святославовичем, у результаті чого християнство стало провідною релігією на Русі.

Утвердження християнства на Русі — тривалий складний процес, що розтягнувся у часі на багато століть, пройшовши кілька важливих стадій: спонтанного проникнення християнських ідей і цінностей до язичницького середовища, боротьби християнства та інших світових релігій за сфери впливу, проголошення християнства державною релігією Київської Русі, протистояння язичницького суспільства новій ідеології.

Першою правителькою Русі, що офіційно прийняла християнство, стала вдова князя Ігоря, княгиня Ольга. Під час її перебування у 957 р. у Константинополі було докладено чимало зусиль, щоб здобути найвищого державного титулу “дочки” імператора, для чого Ольга приватно (найправдоподібніше — у Києві, у 955 р.) приймає хрещення. У своєму почті Ольга мала пресвітера Григорія, про що докладно оповідає Константин Багрянородний. Після повернення з Константинополя княгиня починає проводити лінію на обмеження впливу язичництва у державі, порушивши “требища бісівські” і побудувавши дерев’яну церкву святої Софії. Проте заходи Ольги не дали бажаних наслідків.

По-перше, не одержавши політичних переваг від Візантії, вона повернула свій погляд на Захід, запросивши священнослужителів з німецького королівства. За свідченням німецьких хроністів , посли від княгині Ольги у 959 р. “просили посвятити для цього народу єпископа і священників”. У відповідь було прислано на Русь посольство на чолі з єпископом Адальбертом. Проте вже у 962 р. він повернувся ні з чим.

По-друге, намагання зберегти власну самобутність між Заходом і Сходом приводило до того, що в києво-руському суспільстві періодично відбувалося реставрування язичництва. Діяльність Ольги не знаходила підтримки і розуміння у її найближчому оточенні. Навіть син Святослав, незважаючи на вмовляння матері, відмовляється від прийняття християнства, але його сини Ярополк і Олег, ймовірно, вже були християнами. 

Продовжити справу своєї бабусі  — хрестити Київську Русь і проголосити християнство державною релігією — зміг лише князь Володимир Великий. Прийшовши до влади за допомогою варязької дружини і язичницької еліти, Володимир задля їх інтересів запровадив язичницький пантеон богів. На місці старого капища, де стояв ідол Перуна, з’являються шість різноплемінних богів – Перун, Дажбог, Хорс, Стрибог, Сімаргл, Мокош. Але трохи згодом Володимир, переконавшись, що для зміцнення держави та її престижу потрібна нова віра, вирішив прийняти християнство та охрестити весь свій народ.

Хрещення відбулося у часи послаблення внутрішньополітичного стану у Візантійській імперії. У другій половині 80-х рр. Х ст.

Жены князя Владимира Красное Солнышко

вибухає вкрай небезпечне антиурядове повстання на Сході імперії, очолюване Вардою Фокою і підтримане населенням Таврії. Скрутне становище, у якому опинився імператор Візантії, змусило його звернутися до Києва з проханням про військову допомогу. Умови, за якими Київ погоджувався допомогти Візантії, продиктував Володимир. За ними київський князь зобов’язувався допомогти імператору придушити повстання, а за це той мав би віддати за Володимира свою сестру Анну та сприяти хрещенню населення Київської держави. При цьому Володимир спочатку отримав відмову, і тільки захоплення ним візантійській колонії Херсонесу (Корсунь) примусило Візантію укласти цю угоду.

Військо Володимира розгромило заколотників у Візантії, а влітку 988 р. великий князь Володимир Святославович був охрещений в церкві св. Іакова в Херсонесі й одружився з Анною. Наприкінці літа він зі своєю новою дружиною повернувся до Києва і наказав усім прийняти нову віру. Хрещення киян, за літописом, відбувалося на р.Почайні, притоці Дніпра.

За переказами, Володимир у перший по хрещенні день наказав скидати ідолів, рубати й палити. Статую Перуна прив’язали коневі до хвоста й тягнули до Дніпра — дванадцять чоловік били його залізом. Кинули фігуру до ріки й князь наказав: "Як де пристане, відбивайте його од берега, аж перейде пороги — тоді лишіть його". І Перун поплив Дніпром і затримався далеко за порогами, в місці, що називалося пізніше Перунова рінь. На місцях, де стояли ідоли богів, побудували християнські церкви або божниці, як їх часом називали. 

Після офіційного хрещення киян у 988 р. християнство стає державною релігією Київської Русі. Християнізація Русі йшла поступово за водними шляхами, спершу її прийняли більші осередки, пізніше провінція. Не всюди цей процес відбувався без опору, як у Києві. Головний опір чинили служителі поганського культу — "волхви", вплив яких на південних землях Руси був незначний. Натомість на півночі у Новгороді, Суздалі, Білоозер’ї вони підбурювали населення до відкритих виступів проти християнських священників. Ще довго співіснували між собою деякі елементи поганської віри, переважно обрядів, із християнством (т. зв. двовір’я).

Для унормування церковного життя у своїй державі Володимир видав Устав, призначивши десятину на утримання церкви, та визначив права духовенства. Таким чином Володимир намагався дати структурне оформлення нової релігії, подібне до візантійського. На чолі церкви стояв київський митрополит. У великих містах перебували єпископи, які вирішували всі церковні справи своїх єпархій. Митрополити та єпископи володіли землями, селами й містами. Церква мала власні військо, суд і законодавство. Першим митрополитом, про якого існує згадка в писаних джерелах, був грек Теотемпт.

З прийняттям християнства на Русі поширилася писемність. Володимир закладав школи, будував церкви спершу в Києві, а згодом і в інших містах.

Краткое житие Равноапостольного Великого князя Владимира

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери, язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, – говорили они потом Владимиру, – на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир разболелся глазами, ослеп. Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с Крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них, идол Перун, был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия Крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве, влачили по земле и ввергли в реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит основанной им Ростовской обители.

В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.

Преставился же 15 июля 1015 года, ночью, в селе Берестове.  

Известно, что Святополк пытался сохранить смерть отца в тайне, ему это было на руку, но долго скрывать преставление великого князя, сделавшего для своей страны чрезвычайно много, было невозможно.

Святого Владимира похоронили в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Был он оплакан всеми киевлянами, богатыми и бедными, знатными и простыми: «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…» Русью он правил 37 лет (978–1015), из которых 28 прожил во святом Крещении.

Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской. Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская, Орловская, Тульская и Калужская губернии) много потрудился для евангельской проповеди преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников мученическую смерть.

Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.

Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами – проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси.

Князь Владимир и его женщины&nbsp

Так, в X–XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы Вологодского края и др. В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.

На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противодействовал и русскому влиянию, и успехам православия. В Литве православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом, Брестом, некоторые из них приняли Крещение.

Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя Литовского княжества), а именно – святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и подчиненная ей православная Западная Русь соединились с католической Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую Литовскую унию.

Народная память сохранила образ святого князя Владимира как радушного и хлебосольного князя, Красного Солнышка, которому служили русские былинные богатыри. При нем Русь достигла наивысшего своего расцвета во всех направлениях: становлении государства, развитии хозяйства, защиты границ, торговли, строительства и просвещения. Но самое главное: он приобщил Русь Господу Иисусу Христу, открыл нам путь к вечному Небесному Царству, он наш путеводитель, который в нужный момент смог направить исторические пути нашей Родины к самым важным сокровищам, которых так чает каждая душа человеческая.

Князь Владимир красно солнышко

Чужбина родиной не станет.

Гёте Иоганн Вольфганг

Князь Владимир красно солнышко, именно так называл народ этого правителя, родился в 948 году. Еще при жизни своего отца, Святослава, Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, который был любим народом.

Начало правления

В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси. Случилось это в результате первой в истории России междоусосбной войны между наследниками князя Святослава. Народ почитал и любил этого человека. Его заслуги перед Русью сложно переценить. В результате той политики, которая сопровождала правление этого человека, народ стал называть его, не иначе, как Великим. За заслуги же перед церковью он был удостоен звания «равно апостольского».

В начале своего правления Владимир красно солнышко в религиозном плане было направлен на язычество, ведь сам он был убежденным язычником. Придя к власти, этот правитель даже велел поставить в центре Киева новые истуканы славянского Бога Грома — Перуна. Он так же имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Пытаясь разделить власть между своими сыновьями, Владимир делает каждого из них главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси. Этим решение он фактически начал раздел страны, а также предпосылки для новых междоусобных войн.

Военные походы

В 981 году князь "Красно Солнышко" отправляется в поход на Волынь, которая находилась под гнетом поляк. В результате этого военного похода к владениям Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Кроме того, для укрепления собственного влияния в этом регионе победитель закладывает город, который назвали Владимир-Волынский. Этим походом начались многочисленные войны для укрепления и расширения границ собственного государства. В 981 году случились новые походы, на этот раз на вятичей. Дважды в течении годы выдвигалася в наступление дружина Киевской Руси, пока не была одержана победа. Следующий год ознаменовал походами на ятвягов, которые покорились Руси и обязались платить дань Киеву. После этого настал черед другого постоянного противника — Волжскую Булгарию. По результатам этого похода было подписано мирное соглашение между булгарами и русичами. Немногим позже Волжская Булгария была завоёвана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Покорителем булгар стал Хан Батый. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань. В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где сумел покорить племена хорватов.

Крещение Руси

Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержалмного славныхпобед, которые позволяли ему ощущать сосбственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так таначался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войская дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте.

Сколько было жён у Владимира Красное Солнышко

Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.

После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.

СЫНОВЬЯ ВЛАДИМИРА

Накануне своей смерти, в 1015 г., Владимир столкнулся с острой проблемой

управления завоеванными землями. Его собственных военных сил было

достаточно для того, чтобы одерживать отдельные победы, но их явно не

хватало для того, чтобы держать в покорности все земли Киевской державы.

Новгород, Полоцк, Червленая Русь и даже Северо-Восточная Русь все время

пытались отложиться от Киева. Посылать всякий раз на их усмирение воевод

было способом рискованным и ненадежным. Воевода мог оказаться претендентом

на местный княжеский стол и отколоться вместе с теми подданными, которые

ему сочувствовали. Поэтому при Владимире создалась, а позже, при Ярославе,

окрепла система раздачи уделов ближайшим родственникам, как правило,

сыновьям.

У великого киевского князя Владимира было двенадцать сыновей. Мы отметим

лишь тех, которые приняли участие в последующих событиях. Сын Владимира и

Рогнеды Ярослав княжил в Новгороде, его брат Мстислав — в Тьмутаракани.

Естественно, что первый зависел от новгородцев, а второй — от

тьмутараканцев. Любимыми детьми Владимира были его сыновья от болгарки:

Борис и маленький Глеб. Своего старшего сына и законного наследника

Святополка Владимир ненавидел. Святополка звали "сыном двух отцов", ибо

Владимир захватил в плен и взял в жены его мать-гречанку, бывшую беременной

от им же убитого князя Ярополка.

Святополк активно налаживал контакты и с печенегами, и с поляками. Пожалуй,

это был первый русский "западник". В качестве духовного отца Святополк

избрал епископа Колобережского — немца Рейнберна, что очень скверно

кончилось для обоих. Владимир посадил и немца, и княжича в темницу, из

которой епископ уже не вышел. В настроениях киевлян не было единства. Среди

жителей города были сторонники и Святополка, и Ярослава, и Мстислава,

причем горячие сторонники одного княжича были злейшими врагами остальных.

Когда Владимир умер, его любимый сын Борис, отправленный отцом против

печенегов, был брошен своими соратниками. Дружина оставила его и ушла в

Киев. Борис с немногими друзьями оказался беспомощен и беззащитен. В это же

время, по смерти князя, толпа освободила из заточения Святополка и

провозгласила его великим князем. Что касается Новгорода, то незадолго до

смерти Владимир собирал войска для усмирения новгородцев и своего сына

Ярослава.

Итак, мы видим полный развал державы, который мог кончиться только войной.

И война началась.

Надо сказать, что Новгород был городом богатым, а новгородцы — людьми

достаточно воинственными. Однако Ярослав, не доверяя им, пригласил

наемников — варяжскую дружину. Варяги задирали новгородцев и приставали к

женщинам. В завязавшейся однажды драке новгородцы убили нескольких

скандинавов. Боясь княжеского гнева, горожане послали к Ярославу в детинец

парламентеров и предложили виру (выкуп) за убитых, но князь приказал

варягам убить послов. В ответ город восстал. И в этот момент по Волхову со

стороны озера Ильмень прибыл гонец из Киева с вестью о том, что Владимир

умер и власть захватил Святополк. Новый князь убил беззащитного Бориса,

умертвил мальчика Глеба. Посланные Святополком люди настигли и убили

Святослава Древлянского — сына Владимира от "чехини", который пытался

бежать на родину матери.

Ярослав понял, что и его судьба предрешена. Потеряв отца и братьев, князь

оказался под угрозой смерти от рук святополчьих убийц. К тому же он

находился в острейшей ситуации, поссорившись с новгородцами.

Какой гарем был у князя Киевского?

Ярослав решил

бежать в Швецию. И тут обнаружилось, что новгородцы не только воинственны,

но практичны и решительны. Они вновь отправили к князю послов, и те

сказали: "Князь! Мертвых нам не кресити (не воскресить). Пойдем добывать

стола киевского!" Новгородцы в данном случае проявили не столько

благородство, сколько расчетливость. Ведь Новгороду приходилось ежегодно

отправлять в Киев большую подать. Поэтому естественным было стремление

новгородцев хотя бы сократить этот обременительный налог.

Новгородское войско во главе с Ярославом стало спускаться по Днепру к

Киеву. Святополк выступил навстречу с дружиной киевлян и вспомогательными

отрядами печенегов. Когда противники встретились у городка Любеч (1016),

была поздняя осень. Полное отсутствие военных способностей у Святополка

выразилось в том, что он поставил отряды киевлян и печенегов по разные

стороны от уже замерзавшего озера. Ярослав атаковал именно киевскую дружину

и опрокинул ее. Печенеги, отделенные от киевлян ледяной водой, попросту не

смогли вступить в бой. Победа досталась Ярославу, а Святополк бежал в

Польшу.

Победители-новгородцы вошли в Киев, "и погоре церкви", — пишет летописец.

Мы заключаем из этого, что идейная основа действий Ярослава, его программа

сводилась к восстановлению язычества. Но христианизация Киева была уже

слишком сильной. Никто не хотел возвращения культа Перуна. От этого Ярослав

чувствовал себя в столице крайне неуверенно.

В 1018 г. разногласия между партиями язычников и христиан обострились. Этим

воспользовались польский король Болеслав Храбрый и беглец Святополк.

Польское войско двинулось на Киев, чтобы, по утверждению поляков,

освободить христиан от власти злых язычников.

Болеслав и Ярослав встретились на Буге. Войска врагов разделяла река. По

обычаю тех времен поляки и русские кричали друг другу через реку

оскорбления. И когда остряк-новгородец прокричал, что проткнет "колом брюхо

толстое" Болеславу, польский король, действительно мужчина упитанный,

оскорбился несказанно. Самолюбивый поляк бросился на коне в воду. Вслед за

своим королем польские рыцари форсировали реку и… полностью разгромили

новгородцев. Рать Ярослава бежала, разгоряченные польские всадники рубили

спасавшихся бегством. Сам Ярослав с четырьмя спутниками ускакал в Киев. Но

надежды на киевлян не было, а поляки и сторонники Святополка подступали все

ближе. Ярослав перебрался в Новгород и снова принялся строить ладьи для

бегства в Швецию. И опять князя остановили новгородцы. Они "порубили"

ладьи, пообещав собрать деньги и войско для нового похода.

Тем временем поляки заняли Киев: на "золотой стол киевский" воссел

Святополк. Воины-иноземцы были размещены по домам киевлян и окрестным

деревням. И немедленно начались конфликты с местным населением. Буквально

за несколько ночей было вырезано множество поляков. Оказалось, что народ

может сделать гораздо больше, чем князь и дружина. Сила народная была

велика. Это прекрасно понял Болеслав и увел своих воинов в Польшу, оставив

в Киеве Святополка.

Ярослав с новгородцами, а точнее, новгородцы с Ярославом вновь двинулись на

Киев. Они столкнулись со Святополком, который, мало рассчитывая на киевлян

после истории с поляками, вновь призвал на помощь печенегов. Печенеги не

помогли, и Святополк, прозванный Окаянным, бежал на запад и вскоре умер,

якобы от угрызений совести за невинно убитых братьев Бориса и Глеба.

Ярослав стал главой почти всей Руси, за исключением левобережья Днепра и

далекой юго-восточной окраины — Тьмутаракани.

В этих событиях наше внимание привлекают два обстоятельства. Во-первых, в

настоящее время славяне — поляки и русские — практически не понимают друг

друга, особенно если говорят быстро. А тогда языки были настолько близки,

что брань, перелетавшая через реку, была понятна обеим сторонам. Идея

славянского единства уже была утрачена, но, как след былой славянской

общности VI-VIII вв., еще сохранялась языковая близость.

Второе важное обстоятельство мы видим в том, что Киев решительно высказал

свое негативное отношение к западничеству и тесным контактам с Западной

Европой. Дело в том, что хотя и существовали этнические различия населения

Новгорода и Полоцка, Ростова и Смоленска, Галича и Чернигова, но в целом

Древняя Русь по отношению к другим таким же большим группам этносов

(суперэтносам) была единой общностью. Такими группами были, к примеру,

жители католической Западной Европы или население мусульманских стран.

В XI в. Польша сблизилась с католическим Западом. Граница двух различных

культур пролегла по славянским народам. Сей факт важен для нас потому, что

на протяжении всей дальнейшей истории в Древней Руси, а впоследствии и в

России постоянно шла борьба двух политических течений: "западнического"

(проевропейского) и "почвеннического", выражавшегося в стремлении держаться

своих традиций. Проявлениями такого стремления были и сопротивление киевлян

оккупационным войскам Болеслава, и отрицательная реакция Киева на

западничество Святополка.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *