Реферат на тему:

Сусанин, Иван Осипович

План:

    Введение

  • 1История подвига
  • 2Памятники
  • 2.1Памятник 1851 года
  • 2.2Памятник 1967 года
  • 2.3Другие памятники
  • 3Увековечивание имени
  • 4В искусстве
  • 5Интересные факты
  • Примечания
    Литература

    Введение

    Ива́н О́сипович Суса́нин (последняя треть XVI века (?), деревня Деревеньки или Деревнищи (?) — 1613 или 1612) — русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области).

    1. История подвига

    Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), был нанят отрядом войск Речи Посполитой (Витебское и Полоцкое ополчение) зимой 1612—13 годов (по другой версии осенью 1612 года) в качестве проводника в село Домнино, где находился Михаил Фёдорович Романов. Сусанин завёл вражеские войска в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считают царскую грамоту о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей за подвиг покойного тестя:

    … Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …

    О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой.

    Сомнения в историчности подвига Ивана Сусанина высказал ещё в 1862 году Николай Костомаров.

    По сообщениям прессы, в 2003 году в некрополе села Исупово (Сусанинский район Костромской области) были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают подлинность находки.

    В украинских СМИ и научно-популярной литературе высказывалось мнение, что прообразом Ивана Сусанина мог быть казак-разведчик Никита Галаган, который 16 мая 1648 года в ходе Корсунской битвы по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей и завел их в непроходимые дебри, что дало возможность казакам атаковать врага в невыгодных для него условиях, за что поляками был зверски замучен.

    2. Памятники

    2.1. Памятник 1851 года

    14 марта 1851 года в центре Костромы был установлен памятник по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента – надпись «Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружен фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами.

    В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году ). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

    В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен памятный знак. В рамках подготовки к празднованию в 2013 году 400-летия династии Романовых памятник планируется восстановить.

    2.2. Памятник 1967 года

    В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А.

    Иван Сусанин краткая биография

    Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.

    2.3. Другие памятники

    Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Бронзовая скульптура умирающего Ивана Сусанина была включена скульптором А. Адамсоном в ансамбль памятника в честь 300-летия дома Романовых в Костроме.

    3. Увековечивание имени

    27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР, гласивший: «Переименовать Молвитинский район Ярославской области в Сусанинский район и его центр, село Молвитино, в село Сусанино». Иван Сусанин изображён на гербе и флаге района. В селе Сусанино в здании Воскресенской церкви находится музей подвига Ивана Сусанина.

    Центральная площадь Костромы называется Сусанинской (1835-1918, восст. в 1992 году). В различных населённых пунктах государств бывшего СССР имеются улицы Ивана Сусанина.

    В разное время имя Ивана Сусанина носили российские и советские суда: ледокольный пароход-паром («ньюфаундленская» серия), учебное судно, пассажирский речной теплоход, балкер (тип «Дмитрий Донской»), ледокольный пограничный сторожевой корабль (ПСКР) проекта 97П.

    Образ Ивана Сусанина использовался в символике молодежного образовательного форума «Патриот», проводившегося в 2009 и 2010 годах в Костромской области.

    • Барельеф на постаменте памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме. Фото В.Н. Кларка (1908)

    • Иван Сусанин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде (1862).

    • Скульптор А.Адамсон за работой над фигурой Ивана Сусанина для памятника в честь 300-летия дома Романовых

    • М. В. Нестеров «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича», 1906

    • Монета Банка России — Серия: «Искусство», 225-летие Большого театра, Иван Сусанин, 3 рубля, реверс (2001)

    • Ледокольный ПСКР проекта 97П «Иван Сусанин», май 1985 года

    • Герб Сусанинского района Костромской области

    • Эмблема Молодежного образовательного форума «Патриот-2010»

    4. В искусстве

    Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», картина М. В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича» и др.

    Куда ты завел нас? — лях старый вскричал.

    Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. –
    Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
    Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
    Предателя, мнили, во мне вы нашли:
    Их нет и не будет на русской земли!
    В ней каждый Отчизну с младенчества любит
    И душу изменой свою не погубит

    — К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

    5. Интересные факты

    • С подвигом Ивана Сусанина сравнивался поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.
    • Спустя 330 лет, во время Великой Отечественной войны в феврале 1942 года, подвиг Ивана Сусанина фактически повторил псковский крестьянин Матвей Кузьмин.
    • Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина. Это было связано с наличием в центре города проспекта Сталина (бывш. Павловская улица, ныне проспект Мира).
    • Упоминается в песне «Русская дорога» Игоря Растеряева.

    Примечания

    1. В единственном историческом источнике про Ивана Сусанина, грамоте царя Михаила Фёдоровича от 1619 года, отчества Осипович не употребляется. В некоторых сочинениях он называется Ивановичем. Крестьяне в ту пору не имели отчество, к тому же прозвище (а не фамилия) Сусанин (от женского имени Сусанна) говорит о возможном отсутствии отца. См. А. Е. Петров. Останки Ивана Сусанина: К вопросу о методах исторической фальсификации // Исторические записки. № 1 (129). М., 2008
    2. Зонтиков Н. А. Иван Сусанин // Иван Сусанин: легенды и действительность — susanin.kostromka.ru/. — Кострома, 1997. — С. 27. — 352 с. — ISBN 5-89362-003-8
    3. 12 А. Е. Петров. Останки Ивана Сусанина: К вопросу о методах исторической фальсификации // Исторические записки. № 1 (129). М., 2008
    4. Сусанина опознали (статья в Российской газете об идентификации останков) — www.rg.ru/2005/03/30/susanin.html
    5. Ген за царя // Журнал «Власть» № 11 (614) от 21.03.2005 — www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=556050
    6. Герой, которого не было. — www.anzob.info/index.php?a=68&b=20&c=hud_lit&module=articles
    7. Не Сусанин — Галаган. Борис Кириченко. «Украина казацкая» — crimchanin.ru/main/news/20122
    8. Сооружение памятника Сусанину в Костроме — susanin.kostromka.ru/123.php
    9. Площади Революции больше нет // Костромские ведомости, 29.04.1992
    10. Переименование Молвитина в Сусанино, Молвитинского района – в Сусанинский — susanin.kostromka.ru/218.php
    11. Музей подвига Ивана Сусанина — www.museum.ru/M580
    12. Пассажирский речной теплоход "Иван Сусанин" — riverpilgrim.livejournal.com/37128.html
    13. Пограничный сторожевой корабль проекта 97П «Иван Сусанин». Архив фотографий — navsource.narod.ru/photos/06/382/index.html#3
    14. Молодежный образовательный форум — kdm44.ru/pages/main/patriot.html
    15. Московские ведомости, 16 апреля 1866, № 80, стр. 3.
    16. Зонтиков Н. А. Возвращение Родины (О восстановлении исторических названий Костромского края) — costroma.k156.ru/text/html/kos_zem/vyp_1/zontikov.htm
    17. YouTube: Игорь Растеряев — Русская дорога. — www.youtube.com/watch?v=37l7P5V1eXU

    Литература

    • Зонтиков Н. А. Иван Сусанин // Иван Сусанин: легенды и действительность — susanin.kostromka.ru/. — Кострома, 1997. — С. 27. — 352 с. — ISBN 5-89362-003-8
    • Зонтиков Н. А. Иван Сусанин: легенды и действительность // Вопросы истории. 1994, N 11.
    • Соловьёв С. История России с древнейших времен — www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Solov/09_5_4.php
    • Борисов Н. В. Они повторили подвиг Сусанина. М., 1969.
    • Зонтиков Н. А. «За службу к нам, и за кровь, и за терпение…» — kostromka.ru/kostroma/land/02/zontikov/39.php // альманах «Костромская земля». 1992, N 2.

    Гибель Сусанина, картина XIX века

    Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме (1851-1918)

    Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967)

    Ф. И. Шаляпин в опере «Жизнь за царя», Мариинский театр, Петербург, 1900-е

    Иван Сусанин

          Чтобы понять подвиг Сусанина, надо помнить общую ситуацию. В уже несколько лет костромской край является театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидит, конечно, иноземных захватчиков. Сусанину, вне всякого сомнения, известны, и не могут не вызывать сочувствия, судьбы Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, и зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу. Девушка стонет и изгибается от удовольствия красивый секс на сайте. И вот приходят ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, как писал М.П.

    Краткое сообщение о опере Иван Сусанин. Глинка

    Погодин, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, возможно ещё могут, если узнают правду, захватить Михаила и его мать в не большом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге.
          И не царя — до избрания Михаила царём всея Руси оставалось ещё несколько месяцев, — а своего молодого господина, несмотря на юный возраст, столько уже перенесшего, пытается спасти Сусанин.
          Некоторые авторы и до революции, и после неё, — желая принизить образ Сусанина, писали о его холопстве, о его рабской душе, о его собачьей преданности господам и т.д. Однако, во-первых, в памяти невольно встает образ другого слуги — незабвенного Савельича из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина, которого при всей его преданности своим господам трудно упрекнуть в холопстве и рабской душе, а, во-вторых, очень похоже, что Сусанин действительно спас Михаила Федоровича от грозящей ему опасности и, тем самым, спас от новых, неисчислимых бед и всю Россию. Конечно, мы можем только предполагать, под каким предлогом повел Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, но сама цель этого, как уже писалось, не может вызывать у нас сомнения — видимо, это была или эротика затянуть время, или попытаться уничтожить тех, кто искал Михаила Романова.
          Таким образом, подлинный подвиг Ивана Сусанина состоял не в прямом спасении Михаила, а, скорее всего, в попытке спасти Михаила – находящегося в дали от своей вотчины — от опасности, грозившей ему от "польских и литовских людей", что ни в коем случае не умаляет значения этого подвига.
          Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года, хотя, в принципе, могли вообще не узнать.

    Иван Сусанин

    Иван Сусанин на Памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде

    – крестьянин Костромского у., с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которою он даровал в 1619 г., "по совету и прошению матери", крестьянину Костромского у., села Домнина, "Богдашке" Сабинину половину дер. Деревищ за то, что его тесть Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те пори великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович…, ведая про нас… терпя немерные пытки… про нас не сказал… и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIX в. никто не думал, однако, видеть в Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географич. словаре"; за ним Сергей Глинка в своей "Истории" прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" — дума Рылеева, "Костромские леса" — драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" — опера Кавоса, "Жизнь за Царя" — опера М. И. Глинки). В 1838 г. в Костроме по повелению императора Николая I воздвигнут Сусанину памятник "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасение жизни новоизбранного русскою землею царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Сусанина, побудили Н. И. Костомарова отнестись критически и к личности Сусанина, и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ с. Домнина и что в начале 1613 г. Михаил Федорович жил со своею матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в Сусанине "одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время". Ему горячо возражали С. М. Соловьев ("Наше время", 1862). М. П. Погодин ("Гражданин", 1872, № 29 и 1873, № 47), Домнинский ("Русский архив", 1871, № 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большею частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших пред подвигом Сусанина (иные прямо называли его "мучеником"). В 1882 г. Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из с. Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся до Сусанина и хранящихся в костромской архивной комиссии, в Археологическом институте и др.

    Памятник Ивану Сусанину в Костроме

    Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с. Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую обл. польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава; недалеко от с.

    Презентация к уроку музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

    Домнина им попался Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман, несмотря на жестокие пытки, не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски". Из прямых потомков Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 г. называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина, Антониде Ивановне, в 1633 г. Ср. Н. И. Костомаров, "Исторические монографии и исследования" (т. I, СПб., 1867); его же, "Личности Смутного времени" ("Вестник Европы", 1871, № 6); Самарянов, "Памяти Ивана Сусанина" (Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров, "Заметка о потомках Сусанина" ("Труды Археографической комиссии при Императорском московском обществе", т. I, вып. I, 1898); Д. И. Иловайский, "Смутное время Московского государства" (М., 1894).

    В. Ρ—в.

    Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

    Как Иван Сусанин Царя спасал

    Александр Олрайт

    Вначале было Слово.
    Классическая версия «подвига Сусанина» впервые появляется в учебнике Константинова (1820 г.). Далее, эта история получает развитие в учебнике Кайданова (1834 г.). 
    Затем, появилась Ода. Называлась она «Иван Сусанин», а написал ее  Кондратий Рылеев. Через несколько лет, композитор Михаил Иванович Глинка пишет оперу «Иван Сусанин». Опера понравилась Николаю I, однако он велел переменить название на «Жизнь за царя». Опера идеально подходила к теории графа Уварова – «православие, самодержавие и народность».
    После революции, до 1938 г. опера в России не исполнялась, как монархическая. В конце 1938 г., когда Сталин уже вовсю готовил идеологическое обоснование своего «великого освободительного похода», вождь распорядился восстановить оперу и написать для нее «советское либретто».
    Сергей Городецкий быстро написал «какое надо» либретто, и 2 апреля 1939 г. в Большом театре состоялась премьера «советской» оперы «Иван Сусанин». Сталин лично изменил ряд эпизодов в опере. Сусанин спасал не царя Михаила Романова, а отряд ополченцев во главе с Мининым. Вначале, из-за «патриархальщины и церковности», цензоры убрали финальную сцену «Славься…». Но Сталин сделал ехидное замечание: «Давайте сделаем наоборот – сцену оставим, а снимем Большакова (главного запретителя)». И еще, Сталин настоял на появлении в финале Минина и Пожарского верхом на конях.
    После этого, Ивана Сусанина записали в народные герои, внесли в школьные учебники, стали выходить книжки, воспевавшие подвиг «простого крестьянина».

    Как же возник этот миф?

    В 1619 г. крестьянин села Домнина Богдан Собинин подал челобитную о деяниях своего тестя Ивана Сусанина Богдашкова. Челобитная эта не сохранилась, о ней известно из царской грамоты от 30 ноября 1619 г.: «За службу к нам и за терпение тестя его Ивана Сусанина. Как мы, великий государь, царь и Великий князь, Михаил Федорович всея России в 1613 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди и тестя его… изымали и его пытали великими, немерными пытками, а пытали у него: где в те поры Мы… были, и он Иван, ведая про нас, Великого государя… где мы в те поры были не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».
    Чудесная сказка Собинина понравилась царю и его матери. Они пожаловали Богдана Собинина землей с освобождением от всех налогов, сборов и повинностей денег и дали грамоту, подтверждавшую геройское поведение Ивана Сусанина Богдашкова.
    Никто не проверял сообщения зятя Сусанина, да и проверить было физически невозможно. Просил Богдан немного, а польза для династии Романовых была огромная.
    Так возник миф о Иване Сусанине, «умученном ляхами».

    Иван Сусанин действительно жил под Костромой в селе Домнино. Правда, был он не простой крестьянин, а местный староста. Все остальное, что накручено вокруг этого человека, по выражению кота Бегемота «вранье от начала и до конца».
    В обельной грамоте Михаила Федоровича, данной зятю Сусанина, сказано, что  «…Литовские люди … пытали его великими немерными пытками… где в те поры мы Великий Государь Царь … были… не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти». Иными словами, царь просто повторил то, что было написано в челобитной, поданной ему зятем Сусанина. При этом, ни в челобитной, ни в царской грамоте нет ни слова о болоте, куда якобы завел Сусанин поляков. 

    Версия с болотом не выдерживает даже простого  логического рассуждения. Как можно завести в болото целый боевой отряд? Если идущие за Сусаниным «ляхи» увидели, что их провожатый вошел в болото, то дальше они не пойдут. Сусанин, если хочет, может тонуть, а «ляхи» развернутся и уйдут назад, по той же проложенной ими в лесу тропе. А если бы глупые «ляхи» полезли за Сусаниным в болото и все утонули, кто мог впоследствии рассказать про подвиг Сусанина, который утонул вместе с поляками?

    Материальные доказательства «подвига» Сусанина искали с великим усердием. В советские времена – не смейтесь! – даже попытались спустить знаменитое болото, но не нашли ни тел утопших «ляхов», ни оружия.
    Похоже, что версию с болотом придумал Глинка в своей опере…

    О действиях польских королевских отрядов, а также «частных армий» Сапеги, Лисовского и других хорошо известно в литературе, особенно в польской. Известны судьбы не только  командиров, но и практически всех шляхтичей. Но за сотни лет изысканий, российские патриоты не нашли ни самого отряда поляков, ни одного шляхтича, который бы входил в этот отряд, погибший «от ног» Сусанина, заведшего отряд в болото, в начале 1613 г.

    Обстановка того времени была такова. После изгнания ополчением Минина и Пожарского литвинских войск из Москвы и окрестностей, был созван Земский собор с целью избрания нового царя. Выбор пал на малолетнего Михаила Федоровича Романова, который являлся внучатым племянником Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены Ивана Грозного. Сам царь в это время сидел в Костроме, крупном укрепленном городе, в который вело множество дорог, так что ворогам незачем было лазать по лесам и болотам.
    Сусанин, или любой иной, которого бы захватили вороги и пытали, стараясь выведать «где царь!», смело мог сказать правду. О том, что Царь и Великий Князь Михаил находился в Костроме, за высокими каменными стенами, было известно всем в округе, в том числе и тем, кто замыслил недоброе супротив царского величества.
    А кто видел, как пытали Сусанина, и за что пытали?
    Как тут не вспомнить политрука Клочкова, который перед боем прокричал «Велика Россия, но отступать некуда, за нами Москва!. «28 панфиловцев» и политрук погибли. Кто же сообщил о чем кричал Клочков? (читайте «Мифы Второй мировой войны»).

    «Подвиг» Сусанина  полностью выдуман его зятем, который задумал деньжат «срубить по-легкому» и подал челобитную государю. Кстати, бумагу эту Богдан Сусанин подал аж через 6 лет после «подвига» своего тестя. Допустим, хитрый зятек выжидал удобного момента. Но почему  царь Михаил и царица-мать шесть лет не вспоминали об их спасителе Сусанине? Это при том, что своих людей Марфа не забывала. Люди, всего лишь сообщившие Марфе о здоровье ее мужа, получили щедрые награды, а человека, спасшего саму Марфу и ее сына от лютой смерти, царь и царица забыли напрочь. И лишь после напоминания родственников убитого Сусанина, наградили их.

    Продолжим разоблачение мифа о Сусанине. В конце 1612 г. польский король Сигизмунд III послал шесть тысяч запорожских казаков (черкасов) разорять Северный край. Они разорили множество городов, монастырей и сел на Русском Севере, о чем сообщают многочисленные грамоты монастырей и горожан, особенно из района Солигалича. Совсем недалеко от Солигаличского уезда находилось село Домнино, в окрестностях которого, якобы, совершил свой «подвиг» Сусанин.
    В большинстве грамот захватчики и грабители именуются «литовскими людьми». Так оно и было, малороссийские и запорожские казаки числились подданными Великого княжества Литовского, а термин «запорожцы» был тогда еще неизвестен жителям северной Руси. Но нынешние историки-мифотворцы, термин «литовские люди» заменяют на «литовцев» и прибавляют к ним поляков. Увы, ни один поляк, ни один литовец не были замечены в набегах на Солигаличский уезд, как и на другие северные районы зимой 1613 г.
    Зато черкасы (запорожцы) могли пограбить село Домнино, и в поисках «рухляди» запытать или посечь саблями зажиточного старосту Ивана Сусанина.

    СССР давно канул в небытие, развенчаны советские кумиры и советская мифология. Но миф о Сусанине не только не угас, но обрел второе дыхание и раздувается до необычайной величины. 
    В селе Домнине, действует туристическая фирма „Романовы и Сусанин“, которыя водит туристов путями Сусанина. Впереди группы идут двое -опереточный мужик, в старинной крестьянской одежде,  и «поляк» в польском кафтане при сабле, за ними туристы, якобы, поляки. Их заводят на поляну, имитирующую болото, и гид поясняет, что поляки, которых сюда привел Сусанин,  были не какие-нибудь бродяги, а элита польского войска, посланная, чтобы нейтрализовать претендента на русский престоли посадить на него своего королевича Владислава, но тут подвернулся Сусанин…». Далее, следует ритуальное «убийство Сусанина»…

    Ученые «научно» изучают личность Сусанина в российской истории. В Кострому приезжают ведущие российские специалисты по Смутному времени, археологии, антропологии и судебной экспертизе. На полном серьезе читаются доклады, вроде этого: «Идентификация захоронения Ивана Сусанина: судебно-медицинские аспекты».
    На какие деньги проводятся подобные дорогостоящие исследования, неизвестно. Но то, что  для исследовании костей использовался весь арсенал современных методов: спектральный, фенотипический, ДНК-анализы, говорит о многом. Впрочем, деньги были потрачены зря — молекулярно-генетическая экспертиза найденных останков «Сусанина», не дала положительных результатов.
    Собственно говоря, на что вообще рассчитывали иследователи останков, и зачем были потрачены такие огромные средства, если сравнивать «сусанинскую» ДНК не с чем. Потомков Сусанина нет…

    Спасение царя от злодеев — событие столь знаменательное, что неминуемо должно было остаться в хрониках, летописях, государственных документах. Однако, о злодейском покушении на Михаила нет ни строчки в официальных бумагах.
    В известной речи митрополита Филарета, где перечисляются все беды и разорения, причиненные России польско-литовскими интервентами, ни словом не упомянуто ни о Сусанине, ни о попытке захватить царя в Костроме.

    Иван Сусанин. Подвиг и легенда

    В 1613 году, в Германию, был отправлен «Наказ послам» — подробный документ, включающий «все неправды поляков». О покушении на царя Михаила и его спасителе Сусанине, в «Наказе» ни слова!
    Федор Желябужский, отправленный в 1614 году послом в Речь Посполитую для заключения мирного договора, стремясь выставить поляков «елико возможно виновными», перечислил королю «всякие обиды, оскорбления и разорения, принесенные России». Однако о покушении на царя посол ничего не сказал.

    Поляков и литвинов не было ни в Костроме, ни под Костромой, ни в Москве в 1613 году и даже позже. О погребении Сусанина в коломенском Ипатьевском монастыре нет ни строчки в монастырских хрониках, сохранившихся до нашего времени.
    Н.И. Костомаров писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Федорович, — остается под сомнением».

    Интересный факт!  Когда в России изобретали миф о Сусанине, никто не вспомнил, что подобный герой действительно был, но не в Московии, а в Руси, на Украине, во время войны Хмельницкого с Польшей. И этот  подвиг, в отличие от Сусанина, подтвержден документальными свидетельствами того времени.
    В мае 1648 года, когда гетман Богдан Хмельницкий преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского, крестьянин Микита Галаган вызвался пойти проводником к отступавшим полякам, но завел их в чащобы, задержав до прихода Хмельницкого, за что и поплатился жизнью.
    Напрашивается вывод, что русина Галагана совместили с мордвином Сусаниным, которого впоследствии возвели в ранг национального героя. Москве нужны были свои герои и подмена  российских историков не смущает.

    Вся эта возня вокруг Сусанина может кому-то показаться смешной. Если бы на этот «цирк» не тратились государственные денежки. А кто платит, тот и заказывает музыку.
    Новые времена требуют новых праздников и новых героев. История сильно зависит от политической конъюнктуры. История России – не исключение. Она полна мифов и фальсификаций (читайте «Мифы Российской Истории», «Страна Моксель»).  Поэтому, крайне важно создавать и поддерживать мифы, особенно, патриотические. Тут пригодится все, от Сусанина, до 28 выдуманных панфиловцах. 

    © Copyright: Александр Олрайт, 2018
    Свидетельство о публикации №218072100142

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Другие произведения автора Александр Олрайт

    Рецензии

    Написать рецензию

    Другие произведения автора Александр Олрайт

    иван

    имя Сусанина

    Альтернативные описания

    • божья благодать в русском мужском имени

    • жених коронованной лягушки

    • как звали одного из сыновей Сергея Тимофеевича Аксакова ?

    • муж византийской царевны Софьи Палеолог, при котором окончательно установились границы Московского кремля

    • мужское имя: (рус. из евр.) благоволение божье, благость или красивый, богатый, замечательный

    • персонаж А. Н. Островского, «Бесприданница»

    • персонаж романа «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского

    • рассказ В. Богомолова

    • родства не помнящий

    • русское имя, которым иностранные мамы пугают своих детей, как мы — букой

    • фильм Довженко

    • сказочный персонаж

    • герой, косящий под дурака

    • грозный царь

    • имя каждого из мультяшных капитанов

    • имя актера Охлобыстина

    • имя кинорежиссера Пырьева

    • имя художника Крамского

    • фильм Алексей Германа «Мой друг … Лапшин»

    • персонаж оперы русского композитора И. И. Дзержинского «Григорий Мелехов»

    • персонаж оперы Вано Мурадели «Октябрь»

    • персонаж оперы М. Мусоргского «Хованщина»

    • гуцул из оперетты Ю. С. Милютина «Трембита»

    • сын Громова из рассказа А. П. Чехова «Палата N6»

    • персонаж пьесы А. Н. Островского «Красавец мужчина»

    • персонаж пьесы А.

    Презентация "Подвиг Ивана Сусанина"

    Н. Островского «На бойком месте»

    • персонаж пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые»

    • персонаж пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

    • персонаж пьесы А. Н. Островского «Воевода»

    • каким именем иностранцы называют простого русского человека?

    • его имя означает — «красивый»

    • имя солдата Бровкина

    • имя продюсера Шаповалова

    • … Купала

    • имя изобретателя Кулибина

    • крутой герой русской сказки, прикидывающийся дураком

    • имя художника Шишкина

    • имя баснописца Крылова

    • имя солдата Чонкина

    • имя мореплавателя Крузенштерна

    • имя пивовара Таранова

    • имя первопечатника Федорова

    • сказочный дурак

    • имя телеведущего Затевахина

    • имя мариниста Айвазовского

    • имя атлета Поддубного

    • имя Тургенева

    • имя для дурака

    • имя царя Грозного

    • или Царевич, или дурак

    • …-да-Марья

    • и Калита, и Грозный

    • мужское имя

    • дурак из русских сказок

    • печатник … Федоров

    • … безродный (имя)

    • один из Карамазовых

    • ургант

    • царь Калита по имени

    • в цветке с Марьей

    • … Купала, праздник

    • борец … Поддубный

    • грозный русский царь

    • не Дурак, так Царевич

    • … Охлобыстин

    • царь … Калита

    • тургенев

    • сусанин

    • чонкин

    • гетман Мазепа

    • художник Крамской

    • самое русское имя

    • министр Горемыкин

    • дуралей из русских сказок

    • фрезеровщик Дулин

    • затевахин

    • фильм «Мой друг … Лапшин»

    • маршал Конев

    • имя Крузенштерна

    • каждый из шести капитанов

    • у него склероз на родство

    • возмужавший Ваня

    • в детстве он звался Ваней

    • …-царевич

    • травяной спутник Марьи

    • крузенштерн

    • у поляков Ян, а у нас?

    • дурак, ставший царем

    • …-чай

    • царь, меняющий профессию в кино

    • повзрослевший Ваня

    • полный Ваня

    • царь, убивший своего сына

    • бортник или Поддубный

    • кинорежиссер Пырьев

    • калита

    • имя Кулибина

    • подходящее имя для чая и дурака

    • от него русским духом пахнет

    • лучшее имя для русского мужика

    • царевич, женившийся на лягушке

    • адмирал Крузенштерн

    • растение …-да-марья

    • в детстве он был Ваней

    • сказочный дуралей

    • русское имя

    • писатель Бунин

    • родил девчонку

    • в детстве мама звала его Ваней

    • дурак из сказок

    • ургант или Черезов

    • в детстве друзья его звали Ваней

    • сказочный царевич

    • герой русских сказок

    • бунин или Поддубный

    • оседлал серого волка

    • имя проводника поляков по лесу

    • сказочный герой

    • поддубный

    • персонаж русских сказок

    • в сказках он дурак или царевич

    • седок на сером волке

    • бровкин

    • сказочный дурачок

    • бортник или Ургант

    • велогонщик Бассо

    • мужское имя, рифмующееся с диваном

    • имя отца Ильи Муромца

    • русский

    • режиссер Пырьев

    • имя Поддубного

    • русское имя мужика

    • хорошее имя для русского юноши

    • очень даже русское имя

    • физиолог … Павлов

    • имя сказочного царевича

    • обычное имя для русского мужика

    • имя писателя Тургенева

    • имя дурака из сказок

    • имя для сказочного дурака

    • отец Николая Лобачевского

    • … Великий, великий князь Московский с 1462 по 1505 год

    • … Второй, Красный — сын Ивана I Даниловича Калиты

    • оседлал серого волка (сказ.)

    • у него «головушка кудрява»

    • актер Охлобыстин

    • мужской имя

    • писатель Лажечников

    • имя доктора Борменталя

    • Мужское имя (др. евр. благость, божье благоволение)

    • Самое распространенное русское имя

    • Муж византийской царевны Софьи Палеолог, при котором окончательно установились границы Московского кремля

    • Фильм А. Довженко (1932)

    • Рассказ В. Богомолова (1958)

    • …-да-марья

    • грозный царь русский

    • его имя означает — "красивый"

    • имя писателя Бунина

    • имя проводника шведов по лесу

    • каким именем иностранцы называют простого русского человека

    • купала

    • персонаж оперы русского композитора И. И. Дзержинского "Григорий Мелехов"

    • самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году по всей азиатской и турецкой границе нашей, от Дуная, Кубани, Урала и до Амура, означает русского. сказках: поп Иван. Иван-царевич, Ивашка-белая рубашка. Иванушка-дурачок, занимают первые места. Вообще, Иван простак и добряк. Иван долгий, день мая. Иван сухой или постный, августа. Иван елкин, кабак. Иван Иванович, почетное или шуточное имя и отчество немцев, а еще более калмыков, кои всегда отзываются на кличку эту, как чуваши на зов: Василий Василич. Иван-трава, иванов-цвет, растен. Lencanthemum vulg. см. белик. Иван-трава, иван-чай, растен. Epilobicum angustifolium, кипрей, копорский чай, скрыпун, кипер? курильский чай? дикая конопля, молочай? сорочьи глаза, плакун? Он идет на подмеску чаев, обще со спитым чаем, из гостиниц. Иван плох и в чаях. . Иванов день, Ивана купалы, июня. Иванова ночь замечательна мнимым цветом папортника, кладоисканьем. Иван постный, день Усекновения главы Предтечи. Иванова дня ставить в кринках молоко под три росы больше молока коровы дадут, мая. Дядя Иван, и людям и нам! т. е. всем дядя. Иван-бражник. Ивана-бражника, день января. Иван Великий, известная по всей Руси колокольня, в Москве. Звонить во всю ивановскую, во все колокола и в весь мах, откуда: скакать, валять, кутить во всю ивановскую. Ивановское полотно, села Иванова, Яросл. губ., ныне менее известно, чем ивановские или райские яблоки, сладкие скороспелки. Ивановщина ж. новг. яросл. именинный пир на Ивана; престольный праздник Иоанна; подобное же значение принимают все имена с этим окончанием. Иванец м. ряз. вулай, пивцо, корчажное пиво и бражка. Иванок м. зеленая птичка зимородок, Alcedo, алкион или алкид, мартынок. Иванчика кур. мн. человечки, мальчики в глазах, отражение в глазе окна и людей, или мушки. тебя иванчики скачут, тебе померещилось

    • у него "головушка кудрява"

    • у поляков Ян, а у нас

    • фильм "Мой друг … Лапшин"

    • фильм Алексей Германа "Мой друг … Лапшин"

    • царь Грозный

    • как звали одного из сыновей Сергея Тимофеевича Аксакова

    • персонаж А. Н. Островского, "Бесприданница"

    • персонаж романа "Братья Карамазовы" Ф. Достоевского

    • персонаж оперы Вано Мурадели "Октябрь"

    • персонаж оперы М. Мусоргского "Хованщина"

    • гуцул из оперетты Ю. С. Милютина "Трембита"

    • сын Громова из рассказа А. П. Чехова "Палата N6"

    • персонаж пьесы А. Н. Островского "Красавец мужчина"

    • персонаж пьесы А. Н. Островского "На бойком месте"

    • персонаж пьесы А. Н. Островского "Без вины виноватые"

    • персонаж пьесы А. Н. Островского "Бесприданница"

    • персонаж пьесы А. Н. Островского "Воевода"

    • мешанина из слова "нива"

    • полная форма имени Ваня

    • чем не имя для русского царя

    • анаграмма к слову "нива"

    • и Грозный, и Сусанин

    • чисто русский Жан

    • простое русское имя

    • жан в устах русского человека

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *