Ирод:

а) Великий (Мф. II, 1) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью.

Ироды, цари Иудеи

Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями.

Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лк. III, 1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим;

б) Ирод Архелай. См. Архелай;

в) Ирод Агриппа II. См. Агриппа;

г) Ирод Антипа. См. Антипа;

д) Ирод Агриппа I (Деян. XII, 1 и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. (Деян. XII, 1–10). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями (Деян. XII, 20–23);

е) Ирод Филипп I (Мк. VI, 17) – сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четвертовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой (Мф. XIV, 3, Мк. VI, 17, Лк. III, 19). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком;

ж) Ирод Филипп II – сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четвертовластника (Лк. III, 1). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией (Мф. XVI, 13); им возобновлен г. Вифсаида в Нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 г. по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Часть вторая. Церковь Христова среди язычников (главы 13-28)
Глава двадцать пятая

Царь Агриппа 2-й и Вереника слушают Апостола Павла (25:13-27)

Спустя несколько дней в Кесарию прибыл, чтобы поздравить Феста со вступлением в должность, царь Ирод Агриппа 2-ой со своей сестрой Вереникой, или Вероникой (по сл. Верникия).

Это был последний царь из фамилии Иродов, с которым этот царствовавший дом прекратился. Он был сын Ирода Агриппы I-го (см. 12 гл.), правнук Ирода Великого, брат Друзиллы, жены бывшего прокуратора Феликса. Воспитывался он при дворе рим. имп. Клавдия, который недолго спустя после смерти отца его дал ему во владение Халкис в Сирии, а через 4 года (около 53 г. по Р. Хр.) всю прежнюю тетрархию Филиппа и тетрархию Лисания с титулом царя и полномочием — иметь попечение и надзор за храмом иерусалимским (при нем и была окончена постройка всего храма) и избирать иерусалимских первосвященников. Вереника была его родная сестра, бывшая сперва в замужестве за дядей своим Иродом, потом по смерти его жившая в беззаконной связи с братом своим Иродом Агриппой 2-м, потом вышедшая за Киликийского царя Полемона и после бывшая в связи с Веспасианом и Титом. Так как Агриппа был в вассальных отношениях к Риму, то потому счел своим долгом поздравить нового прокуратора.

Считая Агриппу сведущим во всех иудейских делах, Фест обстоятельно изложил ему все дело Павла. Рассказ Феста возбудил в Агриппе желание видеть и слышать такого узника, против которого так вооружены иудеи и которого, однако, прокуратор находил невинным. Очень вероятно, что Агриппа и прежде слышал что-нибудь об Апостоле, слышал, конечно, и о христианстве, равно, как и Вереника, и теперь они рады были случаю видеть и слышать одного из самых важных проповедников христианства. Желание высокого гостя было исполнено на другой же день.

Ирод Великий: биография, правление и интересные факты

Агриппа и Вереника с царской пышностью вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами. В Кесарии, как резиденции прокуратора, было пять когорт римского войска, и, следовательно, пять тысяченачальников. В общем собрание это было весьма блестящим и многочисленным, и на это-то блестящее собрание, состоявшее из представителей военного и гражданского ведомства Кесарии с царем и его сестрой и правителем провинции, был приведен святой Апостол Павел в узах (26:29).

Представляя собранию узника, правитель изложил и побудительную причину: из представленных против Павла обвинений он вынес убеждение, что по римским законам он не подлежит смертной казни, но составить себе верного суждения о деле не может, а потому хотел бы слышать мнение присутствующих и особенно царя Агриппы, как знакомого с местными учреждениями и обычаями страны, дабы было что написать об узнике Государю, то есть императору Нерону.

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

31.05.2013

Ирод Великий

Ирод I, Ирод Великий (73 г. до Р.Х. — 4-1(?) г. до Р.Х.) — царь Иудеи с 40 г. до Р.Х., основатель династии Иродиадов. Происходил из Идумеи, из семьи, принявшей иудаизм. Сын  римского прокуратора Иудеи Антипатра II, который способствовал взятию Иерусалима Помпеем в 63 г.

Ирод I Великий

до Р.Х. Ирод I прославился жестокостью и масштабным строительством.

Когда ему было 25 лет, отец назначил его тетрархомГалилеи. Ирод жестоко подавил восстание Иезекии ("галилейских разбойников"), чем заслужил благосклонность римлян и осуждение иудеев. Всегда был сторонником Рима. Принял римское гражданство.

Нашествие парфян в 40 году до Р.Х. вынудило Ирода оставить Галилею и бежать на юг сначала в Иерусалим, затем в Идумею, откуда он через Египет (где он удостоился аудиенции у царицы Клеопатры — Флавий, Иудейские Древности, кн.14, гл. 14:2) отплыл на корабле в Рим. Там, заручившись поддержкой Марка Антония, он был представлен римскому сенату и «избран» новым царем Иудеи. Первым делом царя Иудеи стало жертвоприношение Юпитеру на Капитолийском холме. Затем при поддержке римских властей Ирод I собрал армию наёмников и 3 года в кровопролитной войне отвоёвывал Иудею у парфян. Через нескольких месяцев осады захватил Иерусалим. Во время осады, чтобы утвердиться во власти, вступив в кровное родство с домом Хасмонеев, Ирод казнил первую жену и женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II.
Джеймс Тиссо. «Ирод Великий»

Обладая жестоким характером, он не щадил своих врагов, явных или только подозреваемых им. После захвата Иерусалима казнил 45 членов Синедриона, сторонников Хасмонеев, царской династии, правящей до этого в Иудее, и превратил Синедрион в подконтрольный религиозный суд и сам назначал и смещал первосвященников.

Во время правления Ирода Иудея стала процветать и почти вернулась к границам государства, бывшим при царе и пророке Давиде. Во время своего правления Ирод Великий много строил. Первым его грандиозным проектом была реконструкция Второго Храма, строительство началось примерно в 22 году до Р.Х. и длилось более 9 лет.

При этом службы в храме не прекращались. В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, где регулярно проводились гладиаторские бои, состязания гимнастов и скачки. Помимо амфитеатра в самом Иерусалиме Ирод возвёл дворец и цитадель Антонию. В честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил мавзолей.

Другим гигантским проектом был Иродион, крепость, построенная в 23–20 гг. до Р.Х. на том месте, где Ирод выиграл важную битву. Иродион построили на рукотворной насыпной горе, высота сооружения составляла 8 этажей. Здесь же был обнаружен саркофаг — предположительная могила царя Ирода.

Ирод также построил средиземноморский порт Цезарея с театром на месте Стратоновой Башни. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жильё для своих солдат. Были перестроены Газа и Массада. В Антиохии за собственный счёт вымостил площадь города (Иудейские Древности кн.16, гл. 5:3). На о.Родос Ирод Великий построил пифийский храм.

У Ирода Великого было 15 жен и много детей. Из сохранившихся в истории имен известны: жены — Дорис, Мариамна I, Мариамна II, Мальфака, Клеопатра, Паллас, Федра, Элпис; сыновья — Антипа, Александр, Аристобулус IV, Ирод Филипп I, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп II, Ирод и Фазаил; и дочери — Салампсо, Кипра, Олимпиада, Роксана и Саломея.

Отношение еврейского народа к Ироду было отрицательным, они видели в нем ставленника Рима, насаждавшего языческие традиции, и человека, нарушившего ветвь Давида. Возникла оппозиция со стороны зелотов. Ирод, не задумываясь, расправился с оппозицией и истребил весь дом Хасмонеев, не пощадив даже свою жену Мариамну. Примерно в 25 году до Р.Х. Иудейское царство постиг неурожай и последующий за ним голод, казна была истощена войнами и строительством. Однако Ирод собрал все золото во дворцах и обменял его на хлеб, чем несколько смягчил отношение к себе иудейского народа.

Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. По доносу, уже смертельно больной, он приказал казнить своих собственных сыновей Александра и Аристобула, которых повесил в Самарии, а также Антипатра. Известно, что при утверждении приговора римский император Август сказал: «Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

В конце царствования Ирода совершилось Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не вернулись к Ироду, чтобы сообщить местонахождение младенца.
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки, и назначил при нем тетрархами Ирода Антипу и Ирода Филиппа II. Перед смертью Ирод дал приказ в день своей смерти убить многих представителей еврейской знати, но это распоряжение не было выполнено.

Умирал он страшной смертью. Был фактически изъеден червями. Похороны царя ирода описывает Иосиф Флавий в книге 17 главе 8 Иудейских древностей:
«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода». Преемником жестокого деспота стал его не менее жестокий сын Ирод Архелай.

Возврат к списку

Ирод:а) Великий (Мф. II, 1) — царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-летнее царствование, — он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне, — именно был съеден живой червями.

ИРОД ВЕЛИКИЙ

Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лук. III, 1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим;б) Ирод Архелай. См. Архелай;в) Ирод Агриппа II. См. Агриппа;г) Ирод Антипа. См. Антипа;д) Ирод Агриппа I (Деян. ХII, 1 и др.) — сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так напр. убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. (Деян. ХII, 1-10). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями (Деян. ХII, 20-23);е) Ирод Филипп I (Мр. VI, 17) — сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четверовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой (Мф. XIV, 3, Мр. VI, 17, Лк. III, 19). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком;ж) Ирод Филипп II — сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четверовластника (Лук. III, 1). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией (Мф. XVI, 13); им возобновлен г. Вифсаида в нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 году по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

Поделиться:

Ирод

Энциклопедия "Религия"

ИРОД, Ирод I Великий (наст. имя Ѓордос; ок. 73—4 до н. э.) — царь Иудеи (40—4 до н. э.), имя которого в христианской традициии (см. Христианство) приобрело нарицательный смысл, став обозначением жестокого тирана и убийцы. Однако еще до этого И.

стал олицетворением злодея,…

Ирод

Энциклопедия мифологии

(Herodes).

20. Иисус Христос на суде Ирода

Тетрарх галилейский, сын Ирода Великого, Ирод Антипа, к которому на суд должен был явиться Агнец Божий, был тот самый деспот, который, в угоду беззаконной жене своей Иродии, лишил жизни Иоанна Крестителя. Жестокость и бесчеловечность не были собственно в характере Антипы, но склонность к чувственности и слабость духа и сердца не раз доводили его до жестокостей. Бесстыдная Иродия продолжала владеть сердцем Антипы и правила им вместе с царством; но теперь её не было в Иерусалиме. Впрочем, у неё не было причины принимать личное участие в настоящем деле, разве из одного любопытства.

Для Антипы появление в его дворце Иисуса Христа было столь же приятно, сколько неожиданно. Он знал Господа только по слухам: о чудесах Его слышал весьма много; слышал, конечно, что-то и о Его учении: но быть слушателем Иисусовым у Ирода не было никакого желания; хотелось только видеть какое-либо чудо. Прежнее мнение Ирода (Мф. 14:1-2), что в Иисусе Христе воскрес Иоанн Креститель, им казнённый, теперь уже не тревожило сластолюбца; рассеянность и забавы изгнали из воображения эту мысль, которая могла быть благотворной для его совести.

Но первосвященникам, без сомнения, тяжело было ходить из одного судилища в другое, и притом без всякой определённой надежды. Ирод, несмотря на свою религию, не имел усердия к синедриону, который состоял большей частью из фарисеев, секты весьма требовательной, пользующейся поддержкой народа, не терпевшей чуждого владычества, а поэтому подозрительной для Ирода, чей род происходил из Идумеи, возвысился и держался происками при дворе кесарей. К секте саддукеев, которые также имели сильный голос в синедрионе, Ирод был более расположен и разделял их мнения, впрочем, не так, чтобы во всём следовать саддукейству. Знал, конечно, Ирод, подобно Пилату, и о том, что первосвященники преследуют Пророка Галилейского единственно по личным мотивам. Всё это не подавало синедриону большой надежды.

Но не было особенной причины и отчаиваться в успехе на суде Ирода. Как от государя иудейской религии, от него ожидали, по крайней мере, лицемерного уважения к верховному священному судилищу иудейскому и хоть притворного внимания к нарушению иудейских законов, в котором обвиняли Иисуса Христа и которое для Пилата-язычника не имело никакого значения. Если и прежде, как мы видели, фарисеи успели убедить иродиан действовать заодно с ними против Иисуса Христа, то в настоящем случае ещё смелее можно было положиться на их содействие.

Посланные от Пилата объяснили, без сомнения, Ироду, в чём состоит дело, почему римский судья не произнёс приговора Иисусу Христу и отослал Его к правителю галилейскому: то есть что Обвиняемый, находясь в Иудее, не сделал ничего, заслуживающего казни, и что теперь остаётся Ироду рассмотреть, не сделал ли его подданный чего-либо такого в Галилее, как утверждали обвинители.

Но Ирод не думал о расследовании дела, незначительность которого в гражданском отношении была для него так же очевидна, как и для Пилата. Не обращая внимания на высоких обвинителей Иисусовых, он, видимо, был рад, что видит наконец перед собой всеми славимого Пророка, Которого так давно и сильно хотел видеть (Лк. 23:8). «Теперь, — думал роскошный деспот, — теперь Подсудимый, под угрозой мук и смерти, Чудотворец, чтобы добиться моей милости, раскроет передо мной все чудеса Своего могущества или искусства». И множество вопросов немедленно полилось из уст любопытного… Евангелист не говорит, о чём он спрашивал, но что вопрошения словесы многими не касались самого дела, это показывает уже молчание Господа и младенческое любопытство, владевшее Иродом. Всего вероятнее, это любопытство обращено было на прошлые чудеса Господа, в том числе, может быть, и на чудесные обстоятельства Его собственной жизни, напр., гласы с неба и проч. Господь не отвечал ни слова; не показал даже и вида, что Он готов исполнить желание тетрарха — видеть от Него какое-либо чудо.

Сын Человеческий и здесь является в том же величии, в каком мы видим Его в начале служения, когда, искушаемый в пустыне, Он отвергает с презрением предложение сатаны — употребить в личную Свою пользу дар чудес. Нет сомнения, что Ирод, увидев какое-либо чудо, избавил бы Чудотворца от опасности, Ему угрожавшей: но творить в угоду Ироду и царедворцев его чудеса — значило бы унижать Св.Духа, силой Которого они совершались, — повергать святая псам…

Между судьями Господа один только Пилат, по-видимому, был несколько расположен ценить высокие чувства и поступки Подсудимого. Не знающий истинного величия, Ирод, не получая удовлетворения своему любопытству, рассердился. Первосвященники заметили это и тотчас, пользуясь случаем, начали клеветать на Иисуса Христа, доказывая, что Он, как непокорный властям и враг спокойствия народного, давно достоин смерти. Возмутительный нрав галилеян, подданных Ирода, придавал достоверность тем опасностям, которые они предрекали от Иисуса Христа; а настоящее молчание Господа для злоречия служило очевидным примером мнимой непокорности Его властям.

Но Ирод, при всём негодовании из-за обманутой надежды видеть чудо, не был расположен верить клеветам фарисейским.

По всей вероятности, молчание Господа он принял за признание в слабости сотворить чудо, достойное внимания. И прежде едва ли от сердца верил Ирод слухам о чудесах Иисуса Христа, приписывал их, может быть, какому-либо тайному искусству; но, как человек без твёрдых правил, колебался в своём мнении и считал, что искусство стоит внимания. Теперь в полной уверенности, что подсудимый Узник сделал бы для него чудо, если бы мог, Ирод принял Его за посредственного шарлатана, который среди простого народа прослыл Чудотворцем, но в присутствии просвещённых царедворцев был вынужден молчать; который, будучи ослеплён успехами, видя готовность народа признавать Его за великого человека, вообразил Себя Мессией, впрочем, не имея никаких определённых целей; человек низкого рода, без знаний и дарований воинских, с одним пристрастием — поучать народ, Он был ничуть не опасен для правительства. «Такие люди, — думал Ирод, — заслуживают не смерть, а осмеяние», и сам первый начал издеваться над Господом. Толпа царедворцев немедленно присоединилась к своему повелителю. Со всех сторон полетели острые насмешки, язвительные укоризны и грубые шутки. Сын Человеческий был осмеян, поруган так, как праведник только может быть осмеян при дворе, подобном двору Антипы.

В довершение всех насмешек Ирод велел надеть на Иисуса Христа длинную, белую, блестящую одежду. Так одевались в Риме полководцы и все те, которые собирались искать у народа какой-либо должности. Так, думал насмешливый деспот, должен быть одет и Тот, Кто имел безрассудство называть Себя, хоть и без особого умысла и дальних последствий, Царём Иудейским.

В этой же самой одежде Иисус Христос был отослан обратно на суд к Пилату. Дарованием Ему свободы Ирод не хотел, вероятно, раздражить первосвященников; между тем, взаимной хитростью думал отплатить за учтивость Пилата и показать, что он перестаёт быть его недругом. Ибо с этого времени, по замечанию св.Луки, Ирод и Пилат сделались по-прежнему друзьями. Законным предлогом к возвращению Узника на суд прокуратора иудейского, если нужен был предлог, могло служить то, что Иисус Христос, хотя провёл большую часть Своей жизни в Галилее, но родился и записан был в народную перепись в Иудее, управление которой принадлежало Пилату.

Солнце было уже высоко, три допроса и переход из одного судилища в другое продолжались столько времени, что первосвященникам трудно было надеяться в этот же день окончить своё дело. Но отложить его до другого времени значило почти то же, что вовсе оставить. Со временем обстоятельства ещё более могли расположиться в пользу Узника, Которому и без того покровительствовал прокуратор. Особенно нужно было опасаться народа, который, узнав об участи, ожидающей великого Пророка, легко мог восстать против синедриона. Поэтому старейшины с необычным для них терпением опять следовали за Иисусом Христом в Пилатову преторию, получив одно утешение, что Ирод поругался над Господом, но не имея в виду ничего определённого, кроме своего упорства.

Примечания

  1. О суде Ирода над Иисусом Христом три евангелиста вовсе не упоминают. Только один св.Лука повествует о нём, и довольно пространно. Лк. 23:7-9.
  2. Мф. 16:6; сравн. Мк. 8:15.
  3. Так, Ирод, вопреки догмату саддукеев, что нет ни ангела, ни духа, следовательно, и бессмертия, верил некоторое время, что в Иисусе Христе воскрес Иоанн Креститель.

    Мф. 14:1-2.

  4. Мф. 22:16. Иродианами назывались люди, приверженные к фамилии Иродовой, заботившейся об увеличении политического могущества потомков Ирода Великого.

Древние цивилизации

Царь Ирод Великий

По сей день в Иордании сохранились развалины высеченного из камня древнего города Петра. До конца III до н. э. он был столицей Идумейского царства. Населявшие его идумеи не разрешили Моисею и евреям, ушедшим из Египта, пройти через их земли. С тех далёких времён началась вражда между идумеями и евреями. В III веке до н. э. большая часть Идумеи вошла в состав Набатейского царства. Лишь западные районы остались независимыми и сохранили статус Идумейского царства. Однако через 100 лет это новое образование покорилось иудейскому царю Иоанну Гиркану I.

После этого Идумея получила статус вассального царства, но в 63 году до н. э. вместе с Иудеей вошла в состав Римской республики и попала в полную зависимость от неё. На тот момент Идумеей правил Антипатр Идумеянин. Он обладал хорошими дипломатическими способностями и сумел добиться расположения Помпея (полководец и консул Римской республики).

Тот назначил его соправителем иудейского царя Гиркана II (династия Хасмонеев).

А Антипатр ещё более укрепил свои политические позиции, поддержав Цезаря в борьбе с Помпеем. После этого он стал полновластным правителем не только Идумеи, но и Иудеи, получив титул прокуратора.

Царь Ирод Великий

У Антипатра от арабской принцессы было пятеро детей. Старшего сына Фазаеля он сделал правителем Иерусалима, а следующего сына Ирода (будущий царь Ирод Великий) назначил губернатором Галилеи (историческая область на севере Израиля). Таким образом, предприимчивый идумеянин оттеснил от власти евреев, а сам с сыновьями стал править Иудеей.

Когда Ирод стал губернатором Галилеи, ему было 25 лет, и он показал себя жёстким и решительным наместником. Этот молодой человек безжалостно расправился с еврейскими повстанцами, возглавляемыми Хизкией. После этого он многих из них казнил, чем вызвал одобрение у римлян и осуждение у евреев.

В 43 году до н. э. был отравлен недоброжелателями Антипатр. Но на Ироде смерть отца никак не отразилась, так как он пользовался полной поддержкой римлян. Однако в 40 году до н. э. в Галилею вторглись парфяне. Спасаясь от них, развенчанный губернатор бежал в Иерусалим, но оказался в этом городе на положении никому не нужного беженца. Но Ирод был в самом расцвете сил, кипел энергией и мечтал о власти. Таковую ему мог дать только Рим.

Поэтому тщеславный мужчина устремляется в «вечный город», но перед этим посещает Египет. Там он добивается встречи с царицей Клеопатрой и производит на неё самое благожелательное впечатление. Клеопатра на тот момент была любовницей Марка Антония (политик и военачальник Древнего Рима) и родила от него двоих детей. Она даёт рекомендательное письмо Ироду, и тот спешит в Рим. Там он встречается с Марком Антонием, заручается его поддержкой и по решению римского сената назначается новым царём Иудеи.

В 39 году до н. э. новоиспечённый владыка Иудеи высаживается в городе Акко (Западная Галилея) и получает полную поддержку римских властей. Он собирает войско, в которое входят наёмники и местное население. С этой военной силой он начинает войну с династией Хасмонеев, поддерживаемой парфянами. Вскоре на помощь Ироду приходят римские легионы под командованием Сосия.

Таким образом, в Иудеи к 37 году до н. э. сложилась следующая политическая ситуация: ставленником Римской республики выступает Ирод, а ставленником парфян Антигон II, последний царь из династии Хасмонеев. Это противодействие заканчивается взятием Иерусалима в 37 году до н. э. армией Ирода и римскими легионами. Новый хозяин Иерусалима берёт себе в жёны Мариамну, которая приходится внучкой царю и первосвященнику Гиркану II. В результате этого брака Ирод роднится с династией Хасмонеев.

Царь Ирод Великий

Следует сказать, что царь Ирод Великий никогда не был самостоятельным правителем. Он являлся ставленником Рима и проводил его внутреннюю и внешнюю политику. В то же время Римская республика, а затем и Римская империя никак не ограничивали инициативу своего сатрапа. Ему полностью доверяли, а доверие это базировалось на преданности тем могущественным людям, которые сидели в Риме.

Им импонировала решительность и жестокость Ирода. После разгрома Хасмонеев и изгнания парфян он казнил и Антигона II, и его ближайших сподвижников. Беспощадно расправлялся с любым инакомыслием, доказывая тем самым свою лояльность «вечному городу». Однако в последнем тоже не всё было благополучно. Там начались распри между Марком Антонием и Октавианом Августом.

Победил последний, и Ироду пришлось срочно налаживать контакты с новым римским цезарем. После этого он успешно отразил вторжение арабских племён, занялся восстановлением Иерусалима после крупного землетрясения и развернул строительные работы по всей Иудеи. В общей сложности царь Ирод Великий правил 34 года, а умер в 4 году до н. э. на 71-м году жизни. То есть можно сказать, что он чуть-чуть не дожил до явления Христа народу.

Чем же прославился этот царь Иудеи, что он сделал значимого и запоминающегося? Он проявил себя выдающимся строителем. При нём было положено начало реставрации Второго Иерусалимского храма. Основные работы начались в 15 год царствования Ирода (22 год до н. э.) и продолжались 9,5 лет. Все же строительные работы были завершены лишь к 64 году н. э. А через 6 лет в 70 году н. э. храм разрушили римляне. В истории такое тоже случается.

Второй Иерусалимский храм (реконструкция)

Отдавая дань уважения Риму, царь возвёл в Иерусалиме амфитеатр. В нём устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои. Это вызвало резкое осуждение со стороны евреев, но римлянам такое новшество понравилось и лишний раз доказало лояльность Ирода к великой империи.

Помимо этого, в Иерусалиме появились новые великолепные здания и дворцы. В память о старшем брате Фазаеле был построен мавзолей. Над ним возвели башню, достигающую в высоту 130 метров. В честь цезаря Августа был переименован один из приморских городов. Его назвали Кесарией. В нём сделали большой морской порт и воздвигли роскошный театр. Был полностью перестроен иудейский город Самария. Его переименовали в Себастию, так как такое название звучало более благозвучно для римских ушей. Подверглись перестройке крепости Газа и Массада.

На острове Родос произошла встреча Ирода Великого с Октавианом Августом. На ней царь Иудеи заручился полной поддержкой нового римского правителя. В знак уважения к цезарю на острове был возведён роскошный храм. Но, угождая во всём римлянам, Ирод не забывал и простых людей. Так он спас жителей Иудеи от голода, который случился после неурожайного года. Казна в это время была пуста из-за масштабного строительства, и царь повелел собрать всё золото, которое имелось во его дворце. На эти средства закупили хлеб в Египте, и тяжёлая ситуация с продовольствием была преодолена.

Однако царь Ирод Великий больше прославился не благими делами, а своей неоправданной жестокостью к людям. По своей натуре правитель Иудеи ничем не напоминал ангела. В его характере преобладали такие черты как подозрительность, злопамятность, мстительность. Поначалу все эти негативные качества были обращены на врагов внешних. Но когда Иудея окрепла и возвеличилась, то враги отступили и попрятались. Однако черты характера никуда не делись, и их нужно было как-то реализовывать.

И тогда иудейский царь обратил свой грозный взор на ближайшее окружение. А надо сказать, что владыка имел чрезвычайно многочисленную семью. Одних жён насчитывалось 8, а ведь ещё имелись и дети. Истории известно 16 отпрысков – 9 сыновей и 5 дочерей. Друг с другом жили они очень даже не дружно. Постоянно строили какие-то интриги, заговоры и доносили друг на друга Ироду. Тот всё это впитывал в себя, как губка, и в его душе росло раздражение.

Нужно сказать, что царь Ирод Великий искренне и самозабвенно любил свою вторую жену Мариамну, ту самую – из династии Хасмонеев. Как уже говорилось, женился он на ней в 37 году до н. э. во время взятия Иерусалима. Тем самым владыка связал себя родственными узами с династией, правившей Иудее со 166 года до н. э.

Вторая жена Ирода Мариамна, казнённая мужем (английский художник Джон Уильям Уотерхаус)

Сама Мариамна, по словам еврейского историка Иосифа Флавия, отличалась необыкновенной красотой, умом, а держала себя с таким достоинством, что ей завидовали многие иноземные царицы. И Ирод без памяти влюбился в эту женщину, которой на момент свадьбы исполнилось 23 года. Что же касается самой Мариамны, то она мужа ненавидела, так как тот казнил почти всех её родственников. Однако внешне жена свою ненависть никак не проявляла, но зато вертела супругом как хотела, и её влияние на него росло из года в год.

Видя такое положение дель, мать царя с дочерями начали плести интриги против Мариамны. В конце концов, коварные женщины убедили Ирода, что вторая жена хочет его отравить. Тот отдал её под суд, а судьи приговорили бедную женщину к смерти. Но владыка долго не решался привести приговор в исполнение. Он заточил «преступницу» в дальних комнатах своего дворца, не зная, что делать с ней дальше.

Сестра Ирода Саломея, видя нерешительность брата, начала уговаривать его как можно быстрее казнить Мариамну. Она пугала народными волнениями, и царь сдался. Вторую жену казнили в 29 году до н. э. И после её смерти владыка очень долго переживал. Он пытался забыться в пирах, но не получалось. По приказу царя в Иерусалиме воздвигли башню и назвали её Мариамна.

Зато последующие казни ближайших родственников прошли уже без моральных страданий. По приказу царя повесили 3-х его сыновей, обвинив их в попытке захвата власти. Кровавой участи не избежали и многие сановники, также обвинённые в интригах и заговорах. Но самой примечательной стала история избиения младенцев.

Избиение младенцев в Вифлееме

Сразу надо сказать, что данный факт некоторые историки подвергают большому сомнению. Но большая часть специалистов и служителей церкви склоняются к мысли, что подобное зверство имело место в Иудеи. Также об избиении младенцев говорится в Новом Завете в Евангелии от Матфея (Глава 2). Там всё подробно описано об этом кровавом злодеянии.

Если же кратко, то волхвы узнали о том, что в Вифлееме родился Иисус, царь Иудейский. Они сообщили об этом Ироду, но после посещения младенца скрылись. Сбежала и мать с Иисусом в Египет. А царь Иудеи, не зная о том, что младенца в Вифлееме уже нет, повелел убить в городе всех детей младше 2-х лет. В городе устроили кровавую резню, которая и вошла в историю как избиение младенцев. А когда царь Ирод Великий умер, то мать с Иисусом вернулись и поселились в городе Назарете.

В последние годы своей жизни правитель Иудеи получил целый букет болезней. Он страдал от сильных болей в животе, судорог, отёка ног, затруднения дыхания. Врачи не могли помочь царю, и тот примирился со скорой смертью. Скорее всего у него был диабет, цирроз печени и заболевание почек. Умер владыка в 4 году до н. э. в Иерихоне. Перед смертью он назначил своим наследником сына Архелая.

Крепость Иродион в наши дни — именно в ней предположительно захоронены останки Ирода Великого

Похороны почившего царя Ирода Великого прошли роскошно. Его тело уложили на носилки из чистого золота и накрыли порфирой. После этого огромная процессия двинулась в сторону крепости Иродион. Находилась она на насыпной горе, а в центре крепости возвышался роскошный дворец из белого камня, считавшийся летней резиденцией Ирода. Именно в этом дворце и предали земле останки грозного властителя. Траур по почившему продолжался 7 дней. Могила царя Иудеи предположительно была найдена археологами в 2007 году.

В заключении следует сказать, что приставку «Великий» историки дали Ироду уже после его смерти. Потомки по достоинству оценили масштабы строительства иудейского царя, а также решили дистанцировать его от наследников: последние оказались полными ничтожествами.

Ирод Архелай, унаследовавший царство после Ирода Великого, не получил царского титула из рук Октавиана Августа. Римский император назначил его лишь этнархом, да к тому же не всего царства, а только нескольких областей. Но Архелай не справился и с ними, и в 6 году до н. э. был отстранён Августом от власти и отправлен в ссылку. После этого Иудеей стали править римские прокураторы. Впоследствии это привело к восстанию иудеев и разрушению Иерусалима.

Вадим Снежный

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *