Содержание

Иерей и протоиерей – это титулы православных священников.

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Присваиваются они так называемому белому духовенству – тем священнослужителям, которые не дают обет безбрачия, создают семьи и имеют детей. Чем отличается иерей от протоиерея? Различия между ними есть, о них мы сейчас и поговорим.

Что означают титулы «иерей» и «протоиерей»?

Оба слова имеют греческое происхождение. «Иерей» издавна использовалось в Греции для обозначения жреца и в дословном переводе означает «священник». А «протоиерей» – «первосвященник». Система церковных титулов стала складываться с первых веков христианства, причем и в западной, католической, церкви, и в восточной, православной, большинство терминов для обозначения разных рангов священства – греческие, так как религия зародилась на востоке Римской империи, и первыми адептами были преимущественно греки.

Отличие иерея от протоиерея состоит в том, что второй термин применяется для названия священников, стоящих на более высокой ступеньке церковной иерархии. Титул «протоиерей» присваивается священнослужителю, уже имеющему звание иерея, в качестве награды за заслуги перед церковью. В разных православных церквях условия присвоения титула протоиерея немного отличаются. В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет (не ранее) после того, как он награжден наперсным крестом (носимым поверх одежды). Или через десять лет после хиротонии (в данном случае – посвящение в сан иерея), но только после того, как он назначен на руководящую церковную должность.

Сравнение

В православии существует три степени священства. Первая (низшая) – диакон (дьякон), вторая – священник (иерей) и третья, высшая, – епископ (архиерей или святитель). Иерей и протоиерей, как нетрудно понять, относятся к средней (второй) ступеньке православной иерархии. В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду?

Протоиереи обычно являются настоятелями (то есть старшими священниками) храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода. К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» (в торжественных случаях), а также просто «Батюшка» или по имени – например, «отец Сергий». Обращение же к протоиерею – «Ваше Высокопреподобие». Раньше были в ходу обращения: к иерею –  «Ваше Благословение» и к протоиерею – «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления.

Таблица

В представленной вашему вниманию таблице указано, в чем разница между иереем и протоиереем.

  Иерей Протоиерей
Что означает В переводе с греческого означает «священник». Раньше этим словом называли жрецов, а в современной церкви оно служит для обозначения священника определенного ранга В переводе с греческого означает «первосвященник». Титул является наградой иерею за многолетний труд и заслуги перед церковью
Уровень церковной ответственности Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители) Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители). Обычно являются настоятелями храма или прихода, находятся в прямом подчинении у епископа

СВЯЩЕНСТВО

у православных и католиков Таинство, соединенное с религиозным обрядом рукоположения в духовные пастыри лиц, специально к тому подготовленных. У христиан существует три основных степени С-ва: епископ, иерей и диакон.

Оцените определение:

Священство

1) христианский обряд (таинство) посвящения в сан священнослужителя. Совершается в торжественной обстановке и сопровождается пышным ритуалом (дача клятвы вступающим, рукоположение, литургия); 2) сан, духовное звание. В христианстве три степени священства: архиерей (епископ), пресвитер (священник) и дьякон.

Оцените определение:

СВЯЩЕНСТВО

одно из семи таинств в католицизме и православии, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно вероучению, С. есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью святого духа, делающей его посредником между Богом и людьми. Имеет 3 степени: диакона, пресвитера и епископа.

Оцените определение:

Священство

Священством называется достоинство того, кто по благодати Божией совершает особое служение в Церкви Христовой. Священство подразделяется на три степени (ступени, чина): епископский чин, священнический и диаконский. Священством именуется также таинство, посредством которого избранные для соответствующего церковного служения возводятся в ту или иную степень священства. Обряд таинства священства известен под названием рукоположения, или хиротонии: существует рукоположение во епископа, во священника или во диакона (для обозначения действия совершения этого обряда говорится рукополагать или посвящать; принятие этого таинства обозначается глаголом рукополагаться / рукоположиться). В обрядах таинства Священства (всех степеней) отсутствует тайносовершительная формула, а основными внешними действиями является возложение рук служителем этого таинства – епископом – на кандидата и молитва призывания Святого Духа.

Церковная иерархия в Русской православной церкви

Оцените определение:

СВЯЩЕНСТВО

есть таинство, в котором Дух Святый, чрез молитвенное возложение рук Архиерейских, поставляет правильно избранного совершать таинства и наставлять людей в вере и добрых делах. О священстве ясное свидетельство можно видеть в словах ап. Павла: “Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе, кровью Своею” (Деян 20:28), и в другом месте: “Каждый должен разуметь вас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих” (1Кор 4:1). Главных степеней священства три: епископ, пресвитер и диакон. Различие между ними состоит в следующем: Епископ имеет право совершать все таинства и рукополагать других для совершения таинств; пресвитер может совершать таинства кроме священства и притом в зависимости от епископа, а диакон может только помогать епископам и пресвитерам при совершении таинств. — Апостольское происхождение трех степеней священства ясно видно из Священного Писания. Так в книге Деяний Апостольских говорится об избрании и рукоположении самими апостолами первых семи диаконов (6:1-7) и рукоположении пресвитеров к каждой церкви (14:23). О правах и власти епископов, избранных апостолами, ясно говорится в Посланиях к (епископу Ефесскому) Тимофею и (епископу Критскому) Титу. Так, первому апостол пишет: “Руки ни на кого не возлагай поспешно” (1Тим 5:22), второму: “Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров” (Тит 1:5). Отсюда ясно, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров чрез рукоположение и обязанность заботиться об устройстве дел церковных.

Оцените определение:

Все мы привычно считаем, что при выборе будущей профессии человек чаще всего руководствуется либо рациональными соображениями и тогда выбирает востребованную на рынке труда профессию, либо наличием таланта в той или иной сфере деятельности, либо, наконец, продолжает семейные профессиональные традиции. Но как человек принимает решение о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу и людям? Почему из всего многообразия учебных заведений он вдруг выбирает духовную семинарию? Свою историю нам рассказал Денис Лавров, воспитанник 3-го курса Саратовской духовной семинарии.

Первый шаг

У нас была самая обычная семья – папа, мама, я и еще два моих сводных брата. Детство мое прошло в Ленинском районе нашего города. Я рос спокойным, тихим мальчиком, сорванцом не был. Но при этом в школе учился не особенно прилежно: самые частые оценки были тройки и четверки. А в церковь впервые меня привела бабушка. Это был храм во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в поселке Поливановка. Меня поразила тогда какая-то особенная атмосфера, сложившаяся на приходе (тогда еще службы проходили в приспособленном помещении), ощущение великой тайны богослужения, приветливость священника и его глаза, полные знания чего-то такого особенного, чего я ребенком понять совсем не мог.
И однажды, когда мне было уже лет 14, после службы я подошел к батюшке и спросил, не нужна ли помощь. Он поинтересовался: «А какого плана?». Я к тому времени уже много читал и знал, что могу помогать на богослужении в качестве пономаря. Поэтому так и сказал: «Хочу пономарить!». Священник, отец Сергий Лобанов согласился принять мою помощь, но не сразу благословил меня входить в алтарь. Это разрешение я получил только через месяц, когда батюшка убедился, что мое желание не блажь, и я действительно стараюсь от всего сердца.
Я ходил в церковь всегда, как только появлялось свободное время, чаще всего в пятницу, субботу и воскресенье. Старался посещать все службы, присутствовал на требах, ездил с батюшкой на освящение квартир, крестить детей. Мне было приятно, что я причастен к святому действу: где-то чашу со святой водой подержу, где-то подам что. Родители всячески приветствовали мою заинтересованность, но сами в храм ходили нечасто: им было, как и многим другим людям, некогда. Кстати, в роду у нас уже были священнослужители по материнской линии, один из них даже служил в сане епископа.
Я пономарил четыре года и твердо решил стать священником. Могу сказать, что отец Сергий, скромный, но в то же время очень открытый и общительный человек, стал для меня примером. И когда однажды к нам на Великое освящение храма приехал Владыка Лонгин, батюшка сказал ему, что молодой служитель при храме хочет стать семинаристом. Владыка тогда ответил, что даст благословение после того как я закончу профессиональное училище (в то время я учился на втором курсе ПУ) и освою какую-либо светскую профессию.

«Да, я готов служить в селе»

В училище время пролетело быстро. Ребята ко мне хорошо относились, никто не смеялся над будущими планами поступить в семинарию. Наоборот, у них было много вопросов о духовной жизни. Шутки, конечно, тоже были, но это нормально, невоцерковленные люди могут себе позволить шутить. Но меня это никогда не обижало.
Окончив учебу, я получил профессию автомеханика и сразу после училища приступил к подготовке к экзаменам в семинарию. Требуется знание молитв, правил Вселенских соборов, умение читать на старославянском языке, и, как при поступлении в любой вуз, абитуриенты в семинарии пишут сочинение. Мое служение в церкви стало для меня хорошей подмогой в освоении необходимого материала, а если возникали вопросы, то я всегда подходил к отцу Сергию и просил его помочь мне разобраться. От батюшки я получил и необходимую рекомендацию для поступления.
В итоге я, как и хотел, стал семинаристом. Впереди, конечно, еще много всего неизведанного, что предстоит освоить в процессе обучения. Но меня уже сейчас спрашивают, готов ли я поехать по распределению в какое-нибудь дальнее село Саратовской области, служить там. Скажу даже больше: я был бы рад. Это гораздо лучше, чем в городе. В селе можно иметь свой огород, держать скотину, каждый день наслаждаться природой, чистым свежим воздухом. И еще у меня есть мечта: восстановить какой-нибудь разрушенный храм… В нашей области таких очень много.
Учиться в семинарии не скажу, что очень трудно, но и не легко. Скорее, очень интересно: мы изучаем и богословские, и светские дисциплины, объем информации очень большой.

Иерархия в церкви среди священников

Живем все – и саратовцы, и приезжие – в общежитии. В выходные гуляем с друзьями, навещаем родителей, совершаем паломнические поездки: в последний раз, например, были в Дивеево. Я много читаю и духовную, и классическую литературу. Сейчас очень увлечен Чеховым. Если вы хотите спросить про развлечения вроде пойти в ночной клуб и т.д., сразу скажу: мне это неинтересно. Я не пью и не курю и не считаю это чем-то необычным в современном мире. Наоборот, так и должно быть.

По-другому быть не может

На женитьбу Владыка благословляет не раньше четвертого курса. У меня сейчас есть подруга, но пока трудно сказать, как отношения между нами будут складываться дальше. Матушку нужно очень серьезно выбирать. Быть женой священника – сложная работа. И девушка должна заранее осознавать, какие тяготы ее ждут. Вместе с любимым мужем их могут послать на служение в далекую деревню, где практически нет людей, и поначалу бывает очень сложно, так, что в доме порой и есть нечего. И потом не стоит забывать, что семьи священников, как правило, многодетные. А дети – это и большое счастье, и большой труд. Матушке не к лицу вульгарность, страсть к развлечениям. Она должна служить примером для других и быть правой рукой батюшки.
Некоторые девушки имеют неверное представление о семейной жизни со священнослужителем, порой думают, что выйти замуж за священника – это значит жить и ни в чем себе не отказывать, как сыр в масле кататься. Но это неправда. Вся жизнь семьи священника зависит от прихода, от пожертвований людей. Не каждая девушка, столкнувшись с реалиями жизни священнической семьи, способна эти реалии принять. Но развод в семье священнослужителя – дело тоже недопустимое, под вопросом оказывается его последующее служение. И дальнейшую судьбу священника в случае развода решает епископ – благословить его на продолжение священнического служения или нет… Вот в этом случае, наверное, и оказываются кстати полученные до семинарии светские профессии.
Есть воспитанники семинарии, которые выбирают для себя монашество. Как возникает этот выбор, невозможно объяснить, это можно назвать только Божьим Промыслом. Святые отцы советуют: если в тебе возникло благочестивое желание стать монахом, то подожди три года. Если оно не исчезло – значит такова воля Божья. Так молодые ребята становятся послушниками, затем монахами и молятся за всех нас, борются с искушениями, которых очень много. Соблазнов в современном мире – изобилие. Но мы должны стремиться не грешить даже в мыслях.
Почему молодые люди выбирают учебу в семинарии? Сложно ответить. Здесь не получится откосить от армии, и духовное образование – не трамплин для будущих огромных заработков. Те, кто собираются поступать в духовную семинарию, должны заранее быть предупреждены обо всех трудностях, быть готовыми к смирению, послушанию, жесткому графику и внутренней борьбе с искушениями. Ведь невозможно сразу отрешиться от всего, к чему человек привык в своей жизни до семинарии. Можно только сказать, что в истинные священнослужители людей призывает Господь. А если ты пошел не по своему пути, тебе чужд сделанный когда-то выбор, то душа обязательно подскажет об этом. Я себя чувствую в семинарии как рыба в воде, это моя родная стихия. Я понимаю, что быть священником – мое призвание, и я сейчас нахожусь на своем месте. Для меня жить – это Господу служить, по-другому быть просто не может.

Виктория Федорова
Фото Артема Коренюка

Взгляд-Православие

Православная церковная иерархия, чины и звания в РПЦ

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *