Сыновья Ноя

Были у Ноя сыновья — Сим (Шейм), Хам и Иафет . От этих трех населилась земля. Начал Ной возделывать землю и насадил виноградник . Прекрасен был первый урожай земли, напоенной разлившимися водами. Отжав янтарные грозди, приготовил Ной благоуханное вино. И выпил он вина, радуясь жизни, опьянев же, уснул в своем шатре , обнаженный.

Зайдя в шатер, увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выбежав наружу, стал при братьях насмехаться над родителем. Сурово взглянули Сим и Иафет на Хама и, взяв отцовские одежды, накинули себе на плечи, и, пятясь, вступили в шатер. Там они сбросили одежды на отца и, не узрев его наготы, удалились.

Проснулся Ной и, протрезвев, увидел себя покрытым. Так он узнал о проступке среднего, нечестивого сына и пропел:

Да будет проклят за Хама сын его Ханаан,

И да будет он рабом у братьев своих.

Да даст Йахве простор Иафету,

И да обитает он в шатрах Сима .

И прожил Ной после потопа ещё 350 лет. Всего же его жизни было 950 лет.

1. Давая Ною троих сыновей: Сима, Хама и Иафета (Иапета) и представляя их родоначальниками всех других народов и языков, библейский автор исходил из критериев, которые во многом нам не понятны. Среди них было и представление об языковой близости, но оно не было единственной основой для градации. Языкознание XIX — начала XX вв., пользовавшееся именами Сим, Хам, Иапет для общего обозначения языков, библейские критерии не принимало во внимание. Например, Н.Я. Марр, формулируя так называемое "новое учение о языке", под яфетическими языками понимал третий этнический элемент в создании средиземноморской культуры и относил к яфетическим языкам некоторые кавказские, этрусский и баскский языки, между тем как Ветхий завет считает сыновьями Иафета просто отдаленные народы.

Сыновья Ноя Сим, Хам, Иафет. Шестнадцать внуков Ноя

Так, его сыновьями названы Хомер и Магог, которые, скорее всего, мыслились родоначальниками киммерийцев и скифов, вторгшихся в Малую Азию в эпоху формирования Библии. Сыном Иафета назван и Мадай, родоначальник мидян. Мидийский язык на самом деле был близок скифскому и, возможно, киммерийскому. Можно было подумать об отнесении к Иафету иранских народов, если бы среди его сыновей не было Иавана, родоначальника ионийцев и вообще эллинов, а также Тубала, Мешеха и Тираса. Они родоначальники тибаренов, их соседей месхов (ныне известных как турки-месхетинцы) и, скорее всего, гетов, поскольку в их владениях была река Тирас (Днестр). Во всяком случае за выделением этих народов в общность ощущается логика, — геты, киммерийцы и скифы были соседями, и по своему этническому облику они мало отличались от эллинов, лидийцев, тибаренов и месхов.

Применительно к двум другим братьям — Симу и Хаму — критерии библейского автора не столь однозначны. Присутствует и языковая близость, поскольку сыном Сима назван Арам, родоначальник арамеев, ближайших родственников евреев по языку. Изучение арамейского языка началось с комментариев к Ветхому завету. Но почему среди сынов Сима присутствует Элам, эпоним народа, создавшего древнее государство? Эламский язык имеет мало общего с языком евреев, арамеев, халдеев и относится современными исследователями к числу дравидийских языков. Тот же вопрос вызывает имя потомка Сима Луд, в котором правомерно видеть родоначальника обитателей эгейского побережья Малой Азии лидийцев. Лидийские надписи VII–V вв. до н. э. не дают основания говорить о близости лидийского и еврейского языков. Почему же тогда Луд ближе к Симу, чем Тубал и Мешех, обитатели той же Анатолии, связанные с Иафетом?

Наибольшую вражду у повествователя вызывает Хам, и он особо подчеркивает, что сын его Ханаан будет рабом потомков Сима. Мотивы такого отношения к Ханаану не требуют разъяснений, но к сыновьям Ханаана отнесен Сидон, родоначальник финикийцев, говоривших на родственном евреям языке, да и вообще все народы, заселявшие Ханаан (хетты, иевусеи, амореи, гергесеи, евеи, аркеи, синеи). Вряд ли со всеми ними евреи не могли найти общий язык. Очевидно, применительно к Хаму и его потомкам используется неязыковый критерий. Это подтверждается наличием среди сыновей Хама Хуша, отца Нимруда, с именем которого связано семитское Двуречье.

Другие сыновья Хама — Мицраим (Египет) и Фут (родоначальник ливийцев). С египетским языком древние евреи были лучше знакомы, чем с лидийским, и поэтому они, возможно, улавливали близость египетского языка с языками некоторых племен, родоначальники которых были названы сыновьями Мицраима (лудеи, анамеи, невтухеи и др.). Но среди них присутствуют филистимляне и кафтореи, то есть пеласги и критяне, язык которых не имел с египетским ничего общего, но они могли быть поселены египтянами на соседней территории после неудачного нападения на долину Нила.

Интересно и происхождение самих имен Сим, Хам и Иафет. Ведь за ними не стоят, как за их сыновьями и внуками, особые этносы. Применительно к Иафету нельзя исключить то, что за ним стоит эллинский мифический персонаж Иапет, отец Атланта и Прометея. Передатчиками легенды об Иапете могли быть филистимляне либо эллины.

2. Возделывание винограда — одно из древнейших занятий населения Переднего Востока. Вино удостоверено археологической находкой сосуда середины III тыс. до н. э. В Палестине вино наряду с хлебом и оливковым маслом было основным средством питания.

3. Шатер — жилище кочевников, упоминаемое в Ветхом Завете 340 раз, встречается также в угаритских текстах. До позднего времени сохранялось сакральное значение шатра. Согласно Диодору (ХХ, 63, 1) карфагеняне во время сражения ставили священный шатер.

4. Четвертый по порядку стихотворный отрывок в книге «Бытие», предваряющий описание потомства Иафета, Хама и Сима. Очевидно, он восходит к недошедшему до нас эпическому произведению, которое излагал составитель "таблицы народов". Примечательно, что хананеи рассматриваются как рабы и Сима и Иафета, являвшихся соседями. Видимо, имеется в виду раздельное господство над одной частью хананеев — филистимлянами (или хеттами), и над второй — израильтянами. Эта ситуация может быть датирована XII в. до н. э., к которому следует отнести эпическое произведение.

Грех Хама и грех Илия

Афоризмы о хамстве

Рефат Шакир-Алиев

Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера;
хамство как привычная манера поведения – о духовной бедности;
хамство с целью оскорбления и унижения – о моральном изъяне.

Хамство создаёт иллюзию силы и превосходства только у тех, кто хамит.

Хамство – мужество тех, кто его не имеет.

Хамство – единственный порок, выставляемый напоказ без всякого стеснения.

Чтобы слицемерить, схитрить или сделать подлость, надо иметь какой-то ум; чтобы нахамить – ума не надо.

Хамство примитивно, а всё примитивное живуче.

Раз нахамив, рискуете навсегда потерять репутацию культурного человека.

Хамство – вирус, способный внедриться в гены и передаваться по наследству.

Интеллигенция в обществе воспитывается в течении поколений; хамство же распространяется по типу эпидемии.

Хамство за глаза – подлость.

Грубость – средство, а цель хамства – унижение.

Особенно противно, когда хамят, будучи уверенными в своей безнаказанности.

В обществе, где хамство является нормой, мораль выглядит заплаткой на дырявой торбе духовных ценностей.

К хамству, как к зловонному запаху, невозможно привыкнуть. Сколько ни убеждаешь себя не обращать внимания, остаётся осадок.

Хамство, оставшееся без ответа, захлёбывается самим собой.

Отвечая хаму хамством, мы освобождаем его от дискомфорта одиночества.

Реакция на хамство – тест на культуру и мораль.

Перехамив хама, не ищете с ним различий.

Хамство – бумеранг, который поражает его метнувшего.

Хамство – перверзия общения.

Хамство – словесный эквивалент садомазохизма.

Хама и садиста сближает гадкая ухмылка удовлетворения, которое они получают, унижая других.

Хам получает удовлетворение не только от созерцания страданий своей жертвы, но и сам становясь объектом унижений.

Ничего так не задевает хама, как молчаливое пренебрежение, и ничего так не вдохновляет как ответное хамство.

Хамство – оружие убожества.

Бравирование хамством – достоверный признак духовной незрелости.

Выросший в хамстве, хамства не замечает.

Единственной, пожалуй, положительной чертой хама является то, что он откровенен и не оставляет никакаких сомнений в отношении себя.

Насколько хамство неестественно и уродливо, особенно явно обнаруживается, когда хам из своей привычной среды попадает в общество, где хамство считается пороком.

Общество не в праве называться цивилизованным, если хамство в нём – способ общения.

В обществе, где нет традиции уважения человеческого достоинства, хамство – способ самоутверждения за счёт унижения других.

Хамство политических деятелей характеризует духовное и культурное состояние общества.

Откровенное хамство ошарашивает; хамство из подтишка вызывает брезгливость.

Безнадёжно ущербный человек тот, который чувствует свою ущербность только тогда, когда у него нет возможности проявить её.

Именно на экране компьютера как нельзя лучше высвечивается убожество хамской натуры, именно на сайтах интернета убеждаешься, что хамство есть ни что иное, как жалкая попытка компенсации духовной и интеллектуальной ущербности и неспособности к нормальному общению.

Тот, кто хамит на сайтах интернета, пишет собственную историю болезни для публичного консилиума.

В поединке хамов победителей не бывает.

Хам нередко прикидывается жертвой хамства, что, впрочем, недалеко от истины.

Когда сталкиваются два хама, хамство нарастает быстрее любой математической прогрессии.

Окультуренное хамство встречается редко и отличается особым, можно сказать, утончённым цинизмом.

Придраться вроде нет оснований, но противный осадок остаётся дольше, чем после примитивного холопского хамства.

Известен один вид хамства, применяемого осознанно и целенаправленно; это – профессиональное хамство бюрократа как способ вымогательства.

Чванливый снобизм и холопское ёрничание с одной бочки.

Иное запанибратство сродни хамству.

Говорят о «бытовом» хамстве, как-будто есть хамство возвышенное.

Там, где привыкли к хамству, вежливость воспринимается с подозрением.

Повышенные требования к вежливости предъявляют обычно там, где царит грубость и хамство.

Хамство – форма общения в среде с зашкаленным уровнем агрессивности.

Без культуры общения нет цивилизованного общества.

Хамство редко бывает маской; чаще это истинное лицо субъекта, скинувшего маску окультуренности.

Сохранять деликатность в обществе хама трудно, но этим определяется цена интеллигентности.

Хамство – безошибочный признак иммунитета к восприятию духовной культуры.

Самое ужасное в хамстве то, что его перестают замечать.

В поединке хамов побеждает бескультурье.

Ничто не кажется проще со стороны и не оказывается сложнее на деле, как промолчать в ответ на хамство.

Ждать, что хамство исчерпает себя до дна, бесполезно: оно бездонно.

Сталкиваясь с хамом на сайте, предполагаешь, что он хотя бы физически развит, но каково же бывает разочарование, когда убеждаешься, что за большой грубостью скрывается мелкий плюгавец.

 

 

   
 

© Copyright: Рефат Шакир-Алиев, 2010
Свидетельство о публикации №210022700423

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Рефат Шакир-Алиев

Рецензии

Написать рецензию

У-у-у-у, как всё запущено, уважаемый Рефат! Если у вас столько злободневных афоризмов о хамстве, значит расползлось оно по белу свету в неизмеримых размерах! И с этим, увы, нельзя не согласиться. Тут никакие законы не помогут… Как метко — точечный удар! — сказано: " Каково же бывает разочарование, когда убеждаешься, что за большой грубостью скрывается мелкий плюгавец". Зачастую так и бывает! С уважением,

Элла Лякишева   05.04.2018 21:03   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Актуальная тема!
Большое спасибо, дорогая Элла!

Рефат Шакир-Алиев   09.04.2018 05:34   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Рефат Шакир-Алиев

Сегодня распространено мнение, что Ной проклял Ханаана за действия его отца Хама. Но Библия не дает нам прямого повода так думать. Давайте вместе посмотрим на исследуемый текст Писания:

Бытие 9:20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

О происхождении национальностей и о том, что такое хамство

23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Внимательно прочитав этот текст и зная другие Библейские тексты, можно сделать и другой вывод.

Ной не имел ничего против Хама, а проклял Ханаана за его действия. "Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих" (Бытие 9:24,25).

Хам не был "меньший сын" у Ноя. Посмотрите: "Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета" (Быт. 5:32). Везде сыны Ноя упоминаются именно в такой последовательности. Зато Ханаан был младшим внуком по Хаму, а возможно и по остальным сынам Ноя. "Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан" (Быт. 10:6). Таким образом, словосочетание "меньший сын его" относится не к Хаму, а к Ханаану. В Библии часто встречается тексты, когда внука называют сыном, а деда отцом, дело в устройстве семьи того времени — старший в большой семье — отец (дед), а все его дети и внуки — его род.

Если бы Ной хотел наказать Хама, переложив ответственность на его детей, то проклял бы не только Ханаана, но и других детей Хама. Библия перечисляет нам детей Хама (смотри выше), причем Ханаан был младшим из них. Так что не может идти речи о том, что на тот момент когда звучало проклятие Ноя других детей у Хама еще не было.

Что сделал Ханаан с дедом пока тот спал нам неизвестно, но видимо что-то гнусное, за что и был проклят дедом.

Стоит отметить, что по тексту видно, что проклятие лежало только на Ханаане, а не на его потомках. Библия учит, что каждый несет ответственность за свой грех, и сын не понесет наказание за проступок отца, как и наоборот.

"Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается" (Иезекииль, 18:20).

Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы)

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

 
      Теги: Почему Ной ПРОКЛЯЛ Ханаана, а НЕ Хама?
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *