РПСЦ В рамках 400-летия священномученика протопопа Аввакума, которое будет отмечаться в 2020 году старообрядцы намерены провести серию торжеств
РПСЦ

В рамках 400-летия священномученика протопопа Аввакума, которое будет отмечаться в 2020 году, старообрядцы намерены провести серию торжеств. Речь об этом шла на Освященном соборе Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), работа которого завершилась на днях в Москве.

Согласно решению собора, старообрядцы хотят поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа, на Казанском соборе Красной площади в Москве, а также обратиться к Институту русской литературы с просьбой издать полное собрание сочинений Аввакума, сообщает портал «Интерфакс-Религия» со ссылкой на информацию пресс-службы РПСЦ.

Наряду с этим решено установить в селе Григорово Нижегородской области, на малой родине протопопа, часовню, посвященную ему, а на месте его сожжения в Пустозерске (Ненецкий автономный округ) — памятный крест.

В Григорово будет совершен крестный ход из поселка Большое Мурашкино. Планируется также снять документальный фильм о протопопе Аввакуме, написать икону с его изображением, создать благотворительный фонд его имени и сайт, установить памятный крест на предполагаемом месте захоронения супруги протопопа Анастасии в Москве, организовать вечера духовных песнопений, научно-практическую конференцию, издать памятную медаль в честь юбилея.

Протопоп Аввакум — противник богослужебной реформы патриарха Никона и идейный вдохновитель старообрядцев. В Пустозерске он написал знаменитое «Житие», а в 1682 году, после того, как провел 14 лет в земляной тюрьме, был заживо сожжен.

8 сентября 1664 года знаменитый русский старообрядец протопоп Аввакум (1620–1682) был сослан царем в Пустоозёрский монастырь. Личность Аввакума известна в первую очередь благодаря его противостоянию церковным реформам патриарха Никона (1650–1660-е годы), приведшим к расколу Русской православной церкви.

Суровый поп

Аввакум родился в семье приходского священника в Нижегородской губернии. Вскоре после смерти отца, по настоянию матушки Марии 17-летний Аввакум женился на Анастасии, бедной осиротевшей четырнадцатилетней дочери кузнеца. Она стала помощницей мужа во всех его начинаниях, а тот был предан ей до конца дней. Однажды к Аввакуму на исповедь пришла блудница, и поп воспылал к ней страстью. Тогда он зажег три свечи и держал над огнем ладонь, пока боль не подавила грешное чувство. За праведные дела и несгибаемый суровый характер Аввакум был награжден титулом протопопа (совр. протоиерей).

Ревнитель древнего благочестия

В 1651 году Аввакум оказался в Москве, где вступил в Кружок ревнителей благочестия. Члены кружка, среди которых был и царь Алексей Михайлович, стремились реформировать церковную и светскую жизнь России на основе строгого следования церковным уставам. Но вскоре после того, как Никон в 1652 году стал патриархом, кружок распался. Однако противостояние между Никоном и протопопом Аввакумом сложилось не потому, что Аввакум был принципиально против церковных реформ, как думают многие, а потому, что Аввакум выступал за исправление церковных книг на основе древнерусских православных рукописей. Никон же полагался на итальянские перепечатки греческих богослужебных книг, которые, с точки зрения ревнителя «древнего благочестия», не были авторитетны и имели искажения. Аввакум активно и открыто выступал против позиции Никона и даже писал об этом в челобитной Алексею Михайловичу. Это при том, что в тот момент патриарх и царь еще были близкими друзьями и единомышленниками.

Погиб, но не сдался

Осенью 1653 года Аввакума посадили в подвал московского Андроникова монастыря, где протопоп три дня и три ночи сидел без еды и воды, но так и не одумался. Тогда последовала ссылка в Тобольск, затем в Енисейск и дальше – в Забайкалье. Везде опальный предводитель староверов активно вел деятельность против никонианской «ереси». Будучи преследуем властями и часто бит, он все равно продолжал вести свои обличительные речи и послания. Более того, в 1663 году, когда судили уже Никона и царь смилостивился над Аввакумом (Алексей Михайлович даже предложил ему стать своим духовным отцом), тот продолжал выступать против реформ, хотя большинство их уже признало. За такую дерзость опального попа снова сослали – сначала в Архангельскую губернию, потом в Калужскую и, наконец, в далекий город Пустозёрск, что за полярным кругом, на Крайнем Севере. Лишенный степени священства и фактически отлученный от церкви, он принимал богомольцев, которые толпами шли на «край земли», чтобы пообщаться с мятежником. В 1682 году бывший священник был заживо сожжен в деревянном срубе вместе со своими ближайшими соратниками…

Биография

Протопоп Аввакум – личность яркая и противоречивая. Священник, которого староверы возвели в ранг святого, не признавал полутонов и компромиссов. За суровый характер и готовность «душу положить за овцы своя» его ненавидели враги и боготворили последователи.

Протопоп Аввакум

Его авторитет в XVII веке был огромен: последователи называли Аввакума праведником и гонимым мучеником. Вельможи и паства, придерживавшиеся свободных нравов, ненавидели сурового попа за обличения. Священника избивали, бросали в застенки без еды и одежды, ссылали в суровую Сибирь, но дух и убеждения Аввакума не сломал никто – ни цари, ни вельможи.

Цельная натура, талантливый оратор и проповедник, истинный поборник православия и философии старообрядчества – он примером показал, что значит бороться до конца.

Детство и юность

Аввакум Петрович Петров родился в селе Григорово Нижегородского уезда в 1620 году. Примером для будущего проповедника и духовного наставника старообрядцев была мама. Мария (позже постриглась в монахини и получила имя Марфа) воспитала Аввакума в строгости и духовной чистоте. Придерживаясь старых православных канонов, проведя в молитвах и постах свободное от трудов время, женщина вырастила и сына в «страхе Божьем».

Памятник протопопу Аввакуму

Отец – потомственный приходской священник – умер, когда сыну исполнилось 15 лет. По словам Аввакума, отец любил выпить, что и послужило причиной ранней смерти.

В 22 года Аввакума Петрова за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы.

Жизнь и учения

Через 2 года Аввакуму доверили церковный приход в Лопатинцах – селе Нижегородской губернии. Молодой поп, требовательный к себе и пастве, неистово бичевал пороки прихожан, наказывая даже за малые грехи. Снисхождения не получали ни бедные, ни вельможи, жертвовавшие на храм немалые деньги.

Однажды на исповедь к Аввакуму пришла юная блудница. По церковным канонам она детально описала грехи, и если разум не покинул священника, то плоть взбунтовалась. Чтобы усмирить ее, поп после исповеди простер ладонь над тремя горящими свечами. Боль победила греховные желания, а прихожане, чье уважение к священнику удвоилось, потянулись к Аввакуму.

Священнический крест протопопа Аввакума

За праведные поступки и строжайшее следование законам православия Аввакуму присвоили титул протоиерея – протопопа. Слух о суровом батюшке, отличавшемся крайней набожностью, разнесся по округе. К нему пошли толпы верующих за советом и благословением.

Протопоп Аввакум прославился как экзорцист. К нему приводили душевнобольных и сумасшедших, в которых вселился нечистый дух. Часто священник оставлял их «на лечение» в своем доме.

Благословение от протопопа Аввакума называли счастьем и нищие, и богачи. Однажды воевода Василий Шереметев, путешествовавший по Волге на судне, пожелал увидеть прославленного батюшку. Священника доставили на корабль, и после душеспасительной беседы воевода попросил благословения для юного отпрыска. Матвея Шереметева вывели к протопопу Аввакуму, но тот, увидев «блудоносный» вид парня (тот брил бороду), отказался осенить крестным знамением.

«Житие» протопопа Аввакума

Взбешенный вельможа приказал бросить Аввакума в реку, и тому чудом удалось спасти жизнь – вовремя подоспели рыбаки.

Аскет и противник всяких развлечений, Аввакум приходил в неистовство, видя в Лопатинцах праздношатающуюся публику. Когда в село пришли циркачи с медведями и музыкальными инструментами, протопоп бросился на веселую компанию с кулаками. Циркачей избил, бубны и домры поломал, одного медведя ушиб, а второй сбежал в поле.

Протопоп Аввакум не боялся заступаться за бедных, сирых и убогих. Когда вдова пожаловалась, что вельможа отнял у нее дочь, священник, не задумываясь, заступился. Вельможа избил Аввакума Петровича до полусмерти и разорил дом.

Мученичество Аввакума

Недолго прослужил протопоп Аввакум и в Юрьевце-Повольском, куда его перевели из села Лопатинцы. Крутой нрав проповедника и тут стал причиной конфликтов с прихожанами, не желавшими придерживаться старых канонов и не внимавшими наставлениям пастыря. Аввакума били батогами и топтали, угрожали ему и семье. Старообрядец в 1651 году бежал в Москву.

В столице протопоп Аввакум, современник царя, подружился с монаршим духовником и будущим Патриархом Никоном. При тогдашнем Патриархе Иосифе священник участвовал в книгоиздательстве. Когда отлучался по делам церковным протопоп Казанского собора Иоанн, в доме которого остановился Аввакум, священник его подменял.

Вскоре дружба с Никоном переросла во вражду: православная философия Аввакума основывалась на вере старого образца, а Патриарх Никон, занявший место скончавшегося Иосифа, взялся реформировать церковь. В Москве появился Арсений Грек. Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, тогда как Аввакум ратовал за древнерусские православные. Протопоп Аввакум обратился к царю с челобитной, где критиковал Никона и греческие обряды.

Протопоп Аввакум с царем

Осенью 1653 года старообрядец подвергся гонениям – его сослали в Андроников монастырь. В сыром подвале Аввакум просидел без еды трое суток, но не покорился. Никон приказал расстричь бунтаря, но царь не позволил, заменив лишение сана ссылкой в Тобольск.

В Тобольске протопоп Аввакум продолжил агитацию и критику никонианства, за что его сослали в Забайкалье. Там проповедник раскритиковал хозяина края – Нерчинского воеводу Пашкова. Тот избил Аввакума и на зиму посадил в острог.

Весной бунтаря определили в полк, который двигался на восток через Байкал, Амур и Шилку. В этой тяжелой дороге умерли двое маленьких сыновей Аввакума. В 1663 году протопоп вернулся в Москву, куда позвал царь. Причиной неожиданной милости стала опала Никона. Монарх предложил старообрядцу стать духовником, но тот отказался, не видя в царе приверженности старым канонам православия.

Путешествие Аввакума по Сибири

Вскоре протопоп Аввакум, и не подумавший унять необузданный нрав и желание говорить все, что думает, без оглядки на последствия нажил новых врагов. Старообрядец категорически выступал против церковных реформ, крестился двумя, а не тремя перстами, выступал за 8-конечный крест. Через год милость государя сменилась на гнев и бунтаря сослали в Архангельскую область.

В 1666 году Аввакум Петрович снова появился в Москве на суде над Никоном. После страшных скитаний от него ждали покорности, но проповедник стоял на своем. Церковный суд отлучил Аввакума от церкви и отнял священную степень, вызвав у того гнев и наложение анафемы на высшее руководство церкви.

Протопоп Аввакум в тюрьме

Год страстотерпца держали в монастыре под Калугой, но он не сломался. Тогда Аввакума сослали в Пустозерск, в Заполярье. В срубе, наполовину погруженном в промерзшую землю, священник томился долгих 14 лет. Проповедовать не бросил: не имея возможности говорить с последователями, духовный вождь рассылал по стране через верных людей послания. Так появилось знаменитое «Житие», позже названное первой художественной автобиографией.

Богомольцы потоком шли к проповеднику, которого называли святым. От него уходили, пряча письма в посохах. Высказывания оратора сохранились благодаря этим тайным посланиям.

Личная жизнь

Имя знаменитого старообрядца связывают с двумя женщинами – Феодосией Морозовой, знакомой современникам как боярыня Морозова, и женой Настасьей Марковной.

Первая – духовная ученица протопопа Аввакума, как и он, пострадавшая за веру и несгибаемость. Ее – неистовую, с горящими огнем глазами – изобразил Василий Суриков. Как и духовный наставник, Морозова погибла, не желая менять убеждения.

Боярыня Морозова

Вторая – верная супруга, родившая мужу девятерых детей. Чистоту брачных уз пара поддерживала всю жизнь. Как и Аввакум, Настасья исповедовала старообрядчество. Они обвенчались по нынешним меркам юными: мужу исполнилось 17, жене 14 лет. Родом из одного селенья, оба из обедневших семей, наполовину сироты.

Жили супруги, как предписывал Домострой: будущий проповедник женился на девушке по указанию матери. Но брак освящала любовь: жена безропотно следовала за мужем в ссылки и скитания. В Сибири, по дороге к месту ссылки в Тобольск, не выдержав суровых условий, умерли двое малолетних сыновей.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Аввакум Петрович видел в жене идеал православной женщины и называл Настасью «помощницей ко спасению». Настасья Марковна стала примером для жен декабристов, каторжников и всех ссыльных, для женщин, отрекшихся от спокойной и благоустроенной жизни и последовавших за мужьями.

В книге «Наказание без преступления» Александр Авдеенко вспомнил дошедшую до современников историю, характеризующую отношения пары. Измученная очередной ссылкой Настасья спросила мужа, долго ли ей мучиться, на что священник ответил:

— Марковна! До самой смерти.
— Добро, Петрович, ино еще побредем».

Ответ женщины стал своего рода девизом всех жен, разделивших тяжкую судьбу мужей. Анастасия Марковна умерла раньше супруга. Кончину второй половинки муж пережил тяжко: ушла главная опора, советница и друг.

Смерть

После кончины царя Алексея Михайловича трон занял сын Федор Алексеевич, благочестивый и впечатлительный. Мятежный Аввакум, рассчитывая, что сумеет отвратить монарха от ненавистного греческого обряда, написал ему письмо. Рассказал, что видел сон о батюшке Алексее Михайловиче, горящем в адском пламени за то, что принял никонианское учение.

Протопоп не рассчитал, что Федор осерчает и обвинит его в «великой хуле на царский дом» и церковном расколе. Современник царя был жестоко наказан. В 1682 году старообрядца со сподвижниками Епифанием, Лазарем и Федором казнили на глазах толпы. Их привязали к углам сруба, забросали берестой и сухими ветками и подожгли.

Сожжение протопопа Аввакума

Протопоп Аввакум знал о готовящейся казни, раздал книги и скудное имущество, надел белую рубаху. Примечательно, что огонь он считал очищающим и неоднократно призывал к самосожжениям. От огня умер и сам.

Казнь состоялась в пятницу Страстной седмицы. По дошедшим сведениям, когда пламя взметнулось в небо, Аввакум поднял руку с двуперстием и воскликнул:

«Православные! Коли таким крестом будете молиться – во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет!».

Интересные факты

  • Аввакума называют родоначальником вольного слова, исповедальной прозы и образной словесности. Ему приписывают 43 сочинения, среди которых «Книга бесед», «Книга обличений», «Книга толкований». Наиболее известное произведение — «Житие», перевод книг которого популярен и сегодня.
  • Протопоп Аввакум – герой 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол». Основная тема сериала – реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.
  • Старообрядца называют первым проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. В годы пика его популярности количество массовых самосожжений увеличивалось. В начале 1687 года в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда – больше 1000.

Протопоп Аввакум на православной и старообрядческой иконах

  • Старообрядческие иконы, которым поклонялся Аввакум, отличаются обилием надписей на полях, темными ликами. В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.
  • В текстах Аввакума содержались высказывания, которые называют «пророческими». По-особому звучала в годы революции и гражданской войны цитата из Аввакума: «Выпросил у Бога светлую Россию Сатана, да очервлянит ее кровью мученической».
  • М. Пришвин в своих лекциях в «народном университете» трактовал Григория Распутина как «орудие мести протопопа Аввакума» дому Романовых.

В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово в конце XX века был установлен памятник Аввакуму.

Сравнительная характеристика личностей Святейшего Патриарха Никона и протопопа Аввакума

Патриарх Никон, на наш взгляд, не был инициатором Раскола, но, несомненно, явился главным его катализатором. Протопоп Аввакум также не был, по крайней мере, на первом этапе, единственным противником реформ Патриарха, хотя стал, в конце концов, одним из самых ревностных и последовательных его оппозиционеров, по существу олицетворяя тогда, а еще более сейчас, идеологию сопротивления официальной Церкви. Поэтому, по нашему мнению, сравнение их личностей поможет лучше и глубже понять духовную сущность, а точнее, духовную окраску противоборствующих позиций.

До сих пор нет единого мнения историков, которое в полноте бы раскрыло личность Святейшего Патриарха Никона. А ведь именно от решения этого вопроса во многом зависит разрешение вопроса самой трагедии Раскола. Одни историки представляют Никона недальновидным политиком, обладающим суровым характером, властолюбивыми стремлениями, типичным старым московским начетчиком, подчас очень односторонним, узким в деле понимания веры и благочестия, как и его противники. Более того, многие в свойствах характера Никона, в его неразумных, по их мнению, действиях усматривают основные причины Раскола, хотя никто не отрицает богатство и одаренность его натуры.

Другие историки обоснованно, на наш взгляд, считают Святейшего Патриарха Никона светлой личностью, достойной удивления. Как считает выдающийся представитель Зарубежной Русской Православной Церкви митрополит Антоний Храповицкий: «Святейший Патриарх Никон — величайший человек в русской истории за последние двести-триста лет, а может быть и во всей русской истории»11 Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений в 2 томах. — М.: Даръ, 2007. — Том 2. — С.11.. Вот мнение М. Зызыкина, крупнейшего исследователя личности и деяний Святейшего Патриарха Никона: «Чтобы лучше понять Никона, необходимо вдуматься в философию Московского государственного строя… тогда фигура Никона предстанет как плод известной среды в образе гиганта, воплотившего в себе все лучшие устремления, могущего ради улучшения ломать обычное и создавать новое, освещенное высшей правдой»12 Зызыкин М.В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. — М.: Ладомир, 1995. — С. 12..

Если верить источникам, не отражающим позицию «многочисленных врагов Никона, искусственно подготовлявших и освещавших его деятельность для доказательства заранее составленного мнения»23 Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. — 2005. — 19 дек. — С. 9., то перед нами явится жизнь подвижника, ревностно служившего Церкви и народу от юного возраста до самой смерти. Патриарх Никон в течение всего своего земного поприща вел строгий, аскетический образ жизни. Святейший Патриарх был большим нищелюбцем, он ревностно заботился о нуждах простого церковного народа, принимая челобитные и живо откликаясь на них. Его храмоздательная деятельность является исключительной по своему масштабу. «Этот великий человек понимал, что нет ничего на земле святее храма Божьего и потому строил благолепные храмы»34 Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. — 2005. — 19 дек. — С.32.. Известно множество обвинений и нареканий в адрес Патриарха Никона со стороны противников, но все его действия, по мнению профессора М. Зызыкина, «могут быть вполне объяснимы иначе, именно как вечное горение о славе Русской Церкви и Русского государства до полного самопожертвования»45 Зызыкин М.В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. — М.: Ладомир, 1995. — С.307..

Как характеризует Святейшего Патриарха Никона быть может самый глубокий современный исследователь его личности: «Никон явился сгустком самых разносторонних талантов. Он прекрасно разбирался во всех тонкостях зодчества, был знатоком и ценителем иконописи, пения, литургики, прекрасно владел искусством управления Церковью и государством, знал военное дело, был выдающимся организатором, обладал огромными по тому времени познаниями в области священной и гражданской истории, различных областей богословия, занимался медициной, греческим языком, собрал прекрасную библиотеку разных сочинений от Аристотеля и Демосфена до святых отцов и учителей Церкви. При всем том Патриарх был великим подвижником и молитвенником»11 Зызыкин М.В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. — М.: Ладомир, 1995. — С.155..

Известно, что, еще проходя послушание у старца Елеазара в Анзерском скиту Соловецкого монастыря, Никон «на каждые сутки при церковном правиле и кафизмах и канонах прочитывал целую Псалтирь, совершая по тысяче поклонов»22 Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. — 2005. — 19 дек. — С.11.. А после, будучи архиереем, он в своей трапезной кормил странников, сколько бы их ни случилось, и после обеда умывал им ноги, а «сну же всегда весьма мало предавался, почивая по три часа в сутки»33 Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. — 2005. — 19 дек. — С.87..

Такие подвижнические труды вкупе с душевными терзаниями после заточения в Ферапонтов монастырь вконец подорвали здоровье Патриарха, но Господь утешил его, во сне повелевая лечить больных. И Святейший Патриарх Никон, изучив «Лечебник» (или «Травник»), стал лечить молитвой, святым елеем, святой водой, применяя и лекарственные травы. Только с 1673 по 1677 гг. им было исцелено от различных болезней 132 человека, из них 68 мужчин, 53 женщины и 11 младенцев.

Смерть Святейшего Патриарха Никона была встречена всем Православным русским народом с величайшей скорбью и показала огромную любовь народа к нему. Замечательно об этом сказал протоиерее Лев Лебедев: «Православная Россия под колокольные звоны выходила на реки и дороги встречать, славить и оплакивать своего Патриарха. Это было поистине народным признанием, вменявшим ни во что неправедное извержение и осуждение Никона. Не дожидаясь формального восстановления его в патриарших правах, даже не зная, что такое восстановление последует, народ припадал к нему как к святителю-исповеднику и страстотерпцу. Это был поразительный случай, когда напор народной воли взламывал и отбрасывал прочь даже официальное соборное определение! Вот когда в полной мере обнаружилось, что русский народ по-настоящему любит и чтит Патриарха Никона, безгранично верит в его праведность! Как и он безгранично верил в праведность русского народа, засвидетельствовав навечно эту веру созданием Нового Иерусалима — явным указанием на великое кафолическое значение Русской Православной Церкви… Вера народа не бывает тщетной!»11 Лебедев Л. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности. — М.: Религия, 1982. — С.168..

Жизнь Св. Патриарха Никона, на наш взгляд, явилась подвигом мученичества и исповедничества.

Господь видимым знаком отразил богоугодность жизни Патриарха. По свидетельству близкого к Патриарху человека, тело Патриарха Никона после смерти оставалось нетленным в жаркую погоду 9 дней, вплоть до погребения. Также известны многочисленные случаи чудесных исцелений, начавшихся сразу после погребения Патриарха у его гробницы. По свидетельству наместника Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Никиты, чудеса у гробницы Святейшего Патриарха Никона продолжаются и в наши дни.

Поэтому не приходится удивляться упованию митрополита Антония Храповицкого: «Придет время, когда святой Патриарх Никон будет изображен не со смиренным молением кающегося грешника, а с тропарем, прославляющим его высшие добродетели и подвиги, подъятые во славу Божию»22 Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений в 2 томах. — М.: Даръ, 2007. — Том 2. — С.223..

И, конечно, сравнение духовно благодатного Православия с постоянно умножающимся сонмом святых угодников и перечнем неисчислимых чудес и знамений, с одной стороны, и оскудеваемого, но уверенного в своем избранничестве, как «малого стада», старообрядчества, с другой стороны, на наш взгляд, однозначно свидетельствует о Промысле и правде Божией.

Протопоп Аввакум бесспорно, как мы отмечали и как известно всем, один из главных деятелей Раскола, один из расколооснователей. Неслучайно не так давно некоторые ветви Старообрядчества, в частности, Старообрядческая беглопоповская Церковь (с центром в г. Новозыбкове Брянской области) причислила Аввакума к лику святых в чине священномученика. Протопоп Аввакум был, как и Патриарх Никон, ревностен, но по разуму ли? Как и Патриарх Никон, он до начала реформы был сторонником исправления богослужебных погрешностей, но потом стал ярым противником как дела, так и самого Патриарха Никона.

На основании «Жития, написанного им самим» можно утверждать, что протопоп Аввакум проводил жизнь полную горечи и притеснений, особенно после того, как выступил против реформы. Он был постоянно гоним и вынужден был вместе со своей семьей скитаться. Но — и это чрезвычайно важно — нужно отметить сразу, что его сознание с самого начала противостояния и до логического завершения было исполнено горделивой мысли, что он прав, а остальные заблуждаются. У него не было и тени мысли смиренно попытаться разобраться в сложившейся ситуации, приклонив голову, прислушаться к голосу священноначалия. Его позиция категорична до нелепости: «до нас положено: лежи оно так во веки веком!..»11 Житие протопопа Аввакума им самим написанное / Под ред. Н. К. Гудзия. — М.: Гослитиздат, 1960. — С.26. А ведь ни один догмат Церкви даже не упоминался в положениях и действиях реформы. Аввакум призывал погибнуть за одни «Аз». По неложному свидетельству современников, а тем более исходя из буквы и духа самого «Жития» — автобиографии Аввакума, ему в полной мере были присущи черты жесткости, грубости, непреклонности, жестокости. Весь этот «греховный «набор» легко находит себе объяснение в крайне повышенном его самомнении и в чувстве огромного своего духовного превосходства над обыкновенными людьми»21Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты А. Н. Робинсона. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — С.28..

Эта характеристика протопопа Аввакума убедительно подтверждается его собственными признаниями, ибо «от избытка сердца глаголют уста». Достаточно прочитать его «Житие», чтобы осознать всю глубину духовной прелести, в которой он пребывал. Так, в частности, Аввакум совершенно недвусмысленно называет себя пророком и посланником Христа. Подражая апостолу Павлу, он начинает некоторые свои послания такими словами: «Раб и посланник Иисус Христов»12Житие протопопа Аввакума им самим написанное / Под ред. Н. К. Гудзия. — М.: Гослитиздат, 1960. — С.27.. Свои высказывания «подкрепляет» такими фразами: «Изволися Духу Святому и мне»; «Тако глаголет Дух Святый мной грешным»23Житие протопопа Аввакума им самим написанное / Под ред. Н. К. Гудзия. — М.: Гослитиздат, 1960. — С.30.. Ярким выражением его духовного состояния может служить высказывание, в подражание словам Христа: «Аще кто бить меня не станет, да не имать со мною части во Царствии Небесном»24Житие протопопа Аввакума им самим написанное / Под ред. Н. К. Гудзия. — М.: Гослитиздат, 1960. — С.32..

Автобиографическое житие изобилует описанием чудес, им самим совершенных. С другой стороны, его повествование пропитано злобой в отношении своих противников. Вот только некоторые из эпитетов, которые употребляет покойный протопоп: «собаки», «поганцы», «толсторожие», «воры», «блудодеи».

Не отличаются также христианской любовью и угрозы по отношению к Патриарху Никону и его соратникам: «Дайте только срок, собаки, не уйдете от меня; надеюсь на Христа, яко будете у меня в руках! Выдавлю я из вас сок от!… воли мне нет да силы, — перерезал бы, что Илья пророк, студных и мерзких жрецов всех, что собак…»5Житие протопопа Аввакума им самим написанное / Под ред. Н. К. Гудзия. — М.: Гослитиздат, 1960. — С. 37. Эти высказывания вождя старообрядцев, по официальному утверждению современной Старообрядческой Церкви, «одного из виднейших защитников правоверия, священномученика и исповедника протопопа Аввакума»1Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. — 2005. — 19 дек. — С.84. не требуют комментария.

В России началась подготовка к празднованию 400-летия со дня рождения идеолога русского старообрядчества Аввакума Петрова, ставшего не только символом сильной веры и бескомпромисности, но чуть ли не русского вольнодумства

В МНОГОВЕКОВОЙ истории русского мученичества протопоп Аввакум занимает особое место как харизматическая личность, созвучная современности. Говорят, что Лев Толстой плакал, читая вслух его «Житие», а в 1920 году, когда отмечалось 300-летие протопопа, говорилось, что он России нужнее даже самого Толстого. О роли Аввакума в истории России «Новая Сибирь» беседует с Александром Емельяновым, руководителем «Хора певчих старообрядческих приходов Сибири».

— Александр Николаевич, ведь фигура протопопа является крайне авторитетной не только в вашей старообрядческой среде, Аввакум оказал огромное влияние и на религиозное, и на национальное сознание России, и на ее культуру. …Хотел было сказать: своей жизнью и творчеством, но как-то очень по-советски звучит. Кстати, а как правильно звучит имя протопопа?

— В старообрядчестве Аввакум — канонизированный святой, так что у нас вариантов быть не может: по дораскольной орфоэпии положено ставить ударение на второй слог. В светском обиходе и в кругу РПЦ обычно ставят на третий — там отношение другое.

— Имя протопопа совсем недавно вспоминали в связи с выходом Украинской церкви из-под юрисдикции Московского патриархата.

— Как там говорилось в «Анне Карениной»… Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Когда возникает тема раскола внутрицерковных конфессий, когда исчезает возможность евхаристического общения, конечно же, вспоминаются исторические аналогии. И в расколе XVII века тоже не обошлось без греческих архиереев, которые сулили русскому царю титул Вселенского императора, а патриарху — Вселенского патриарха. Тогда показалась реальностью давняя мечта русских царей прибить щит на ворота Царьграда — все это продолжалось вплоть до правления Николая II. Да даже и Иосифу Виссарионовичу эта идея казалась привлекательной. Как тогда не обошлось без греческой интриги, так и сейчас.

— Так в чем же был изначальный подвох, прошу прощения?

— Условия правомочности соглашения с Константинополем состояли в том, чтобы привести русские церковные обряды и богослужебные чины в соответствие с тогдашними греческими, которые давно не соответствовали древним византийским. Книги начали править не по старорусским образцам, а сверяясь с новогреческими переводами, греческая церковь тогда была уже не чуждой униатству и, не имея возможности издавать богослужебные книги под османским игом, делала это в Венеции и в Париже — то есть у католиков. И редактура там была соответствующая. А вы представляете себе политическую ситуацию в той России? Со времен Флорентийской Унии прошло всего двести лет…

— Иными словами, со времен гибели Византийской империи…

— Самозванца Отрепьева и Смутное время только что пережили, а тут снова грозило что-то наподобие окатоличивания, снова заносили руку на святая святых. И все это, конечно, очень не нравилось значительной части русского народа.

— Соответственно, нарастало противостояние между сторонниками и противниками реформ, как это всегда и бывает. Все чужеродное обычно вызывает недоверие.

— Тут дело, скорее, не в чужеродном, а в родном. Ведь в народном сознании со старыми обрядами и старыми книгами были связаны имена всех святых и подвижников, начиная с времен Крещения Руси: князь Владимир, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский. Святость церковного устройства казалась непререкаемой, а тут…

— Где тут революция, а где контрреволюция, не разберешься.

— Александр Солженицин когда-то назвал все это церковным преступлением, с которого началась гибель России. То есть дал понять, что еще в XVII веке намечался 1917 год. Тогдашний раскол привел к страшному разделению общества, до сих пор русские православные люди старого и нового обряда не имеют общего молитвенно-литургического общения.

— Но, как многие считают, суть конфликта сводилась всего лишь к каким-то мелочам наподобие двуперстия и трехперстия. Тот же Толстой говорил, что не понимает, как за обряды можно отдавать жизнь.

— Да, еще кто-то может вспомнить такие изменения, как написание «Iисус» вместо «Iсус», трегубую «алилуйю» вместо сугубой, крестные ходы против солнца… Но если проводить сравнительный анализ изменений в богослужебных книгах и чинах, то окажется, что все не так просто. Например, один из московских писателей-богословов Борис Кутузов в своих книгах приводит огромное количество примеров, когда замена старых текстов на новые совершенно изменяла их смысл.

— Думаете, для современных верующих это сколько-нибудь актуально?

— Я думаю, что сегодня религиозное сознание настолько атрофировалось, что люди просто не видят никакой разницы даже в том, сколькими пальцами креститься, а уж в чем смысл двуперстного и трехперстного знамения — это вообще лишний вопрос. Религиозное чувство человеческое — вещь не такая простая. «И бесы веруют и трепещут», — писал апостол Иаков и пояснял: «Тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Верующий человек принимает благовествование Христово, которое обещает спасение души, а условия принятия — соблюдение сакральных правил жизни, не просто вера в уме и регулярное посещение храма, к примеру.

— Старообрядческая церковь очень ортодоксальна?

— Даже более строгая к соблюдению канонов, чем РПЦ. Но, по моему личному мнению, нельзя относиться с неприязнью со всей канонической строгостью к еще невоцерковленному, но высоконравственному человеку.

— Мне как невоцерковленному не совсем понятно еще одно принципиальное изменение в канонах, связанное со «священным азом» из «Символа веры».

— Да, именно протопоп Аввакум сказал знаменитую фразу, что он и за един «аз» готов пострадать и на костер пойти. «Аз» из славянской азбуки — это буква «а», которая была убрана как союз из фразы «…рождена, а не сотворена». Вроде бы ничего особенного, но вместо противопоставления между понятиями в тексте возникло некое тождество.

— К тому же Аввакум ведь формулировал образно, имея в виду общую картину происходящей катастрофы.

— Да, конечно, он говорил и обо всем русском богословии, и о грядущей кровавой междоусобице. Царь Алексей Михайлович, правда, долго призывал Аввакума опомниться и вернуться в лоно официальной церкви. Ведь они долгое время находились в дружеских отношениях. Поначалу Аввакум писал царю очень аккуратные челобитные, называя его батюшкой и умоляя не связываться с греками и не оставлять русскую святую веру. То есть прямо по-отечески наставлял. Но после долгих ссылок, заточений, страданий, потери детей протопоп начинает слать царю проклятья, используя самые нехорошие эпитеты вплоть до «…лядиного сына».

— Ведь в молодые годы они с будущим патриархом Никоном были друзьями?

— Да, в середине XVII века и Никон, и Аввакум принимали участие в деятельности Кружка ревнителей благочестия, поскольку к тому моменту в церковных службах стали проявляться какие-то ошибки и нарушения — в основном связанные с неточностями перевода. Случалось, что в храме проводилось несколько служб одновременно — это называлось «многогласием», что было противно церковному уставу. Из-за отсутствия надлежащей корректуры и в церковные книги вкрадывались опечатки и ошибки, но тогда это еще не искажало общий смысл и не касалось тонкостей богословия. Тогда дело еще не дошло до принципиальных противоречий, приведших к расколу, когда благие желания закончились не слишком благими последствиями.

— Ну, внутреннее состояние преследуемого Аввакума можно понять, прочитав знаменитое «Житие».

— Да, помните, как он спрашивает жену: мол, Марковна, может быть, мне подчиниться? На что та отвечает: «Иди обличай еретическую блудню». В общем, не стоит забывать, что формально сожгли Аввакума не за приверженность к старым обрядам, а с формулировкой «за великие на царский дом хулы». Конечно, не один он пострадал тогда за веру — стоит вспомнить, к примеру, и епископа Павла Коломенского, и знаменитое Соловецкое стояние, когда монахи восемь лет держали осаду монастыря. По преданию, царь уже на смертном одре повелел снять осаду, но гонец на полпути встретил другого гонца, который спешил с вестью о том, что монастырь пал.

— То есть счастливого конца не получилось.

— К сожалению, такая завязка может кончиться только трагедией. Как и вся история с расколом.

— И все же почему уничижительным словом «раскольники» назвали именно староверов? Ведь раскалывали-то церковь две стороны, а то и три.

— Вы же знакомы еще с одним крылатым выражением, что историю пишет победитель. И именно он раздает ярлыки. Прямо как Адам, когда ему Господь сказал: иди и дай имена всем земным тварям.

— Во времена СССР тоже очень любили давать имена — такие, чтобы все вокруг горело. Вспомните «пламенных революционеров», «страницы огненных лет», «горящие сердца».

— Аввакума называли протопопом «огнепальным». Тогда ведь самым любимым идеологическим словом была «борьба», и он был объявлен противостоятелем темным силам мракобесия, почти что борцом с царским режимом.

— Чуть ли не диссидентом.

— Ну, если так рассуждать, то первый русский диссидент — это все-таки князь Курбский. Судя по известным нам источникам. А, вообще-то, любой власти нужны исторические опоры, даже из Петра Первого тогда сделали чуть ли не революционера с топором в руках.

— Именно тогда, при советской власти, Аввакум был объявлен основоположником автобиографических повествований, почти что прогрессивным русским писателем. Безусловно, его «Житие» стоит в одном ряду со «Словом о полку Игореве», но вот по поводу других его сочинений остается много вопросов, ведь даже богословы из староверов обвиняют его в каких-то догматических противоречиях?

— В дошедших до нас текстах есть спорные моменты, есть и явные подлоги, такое случается — взять, к примеру, «деяние на Мартина Армянина», якобы обличающее истинность двуперстия. Но не надо забывать о том, что большинство сочинений Аввакума дошло до нас не в автографах, а в сторонних списках, так что говорить об их подлинности было бы не совсем корректно. Если применять научный подход, тогда нужно все изучать дифференцированно и досконально, но дело в том, что как раз научное сообщество и не настаивает на подлинности каждого из этих сочинений.

— И все же не настало ли время говорить об Аввакуме не только как о писателе, но и как о крупном религиозном деятеле?

— Я думаю, что в юбилейный год это непременно прозвучит. Предварительные мероприятия празднования 400-летия планируются уже сейчас. Они будут проходить в Нижегородской области, так сказать, по месту рождения Аввакума, в Бурятии, где издревле компактно проживают «семейские» старообрядцы, в Нарьян-Маре (близ Пустозерска), где он погиб. Среди федеральных мероприятий есть план установки памятника Аввакуму в Москве, в историческом центре старообрядчества — Рогожской слободе. Планируются и специальные чтения, где его фигура будет рассматриваться не только в качестве писателя, а как идеолога и предводителя борьбы за чистоту православия.

— Следует ли из этого, что у старообрядцев улучшатся отношения с властью?

— После недавних встреч старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия с В. В. Путиным в СМИ все чаще стали говорить о том, что президент высоко ценит вклад старообрядцев в развитие русского государства. Не хотелось бы выражаться высокопарно — что, мол, он видит в них некую вечную силу, сокрытую в глубинах народа, но, как мне кажется, по смыслу это звучит вполне верно. Ведь стоит только вспомнить знаменитых меценатов из купцов и промышленников… Да и сегодня роль старообрядческой церкви заметна — недаром митрополит Корнилий входит в состав президентского совета по делам религиозных объединений.

— В данном контексте авторитетная и знаковая фигура протопопа выглядит для власти крайне внушительно. Хоть сам он и говорил: «Аз есмь Аввакум протопоп. Что тебе за дело до меня?»

— Знаете, какое-то время назад в РПЦ вставал вопрос о канонизации патриарха Никона — оказывается, многие считают его святым человеком, великим реформатором со знаком плюс. А что? Нравится это кому-то или нет — это их внутреннее дело, куда деваться. Аввакум у нас канонизирован уже давно, так что и старообрядцы имеют полное право во всероссийском масштабе заявить о своем герое.

Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *