Кто такой архангел?

Каждый верующий человек должен знать, кто такой архангел. В православии данный персонаж является своеобразным «начальником» над другими ангелами. В религии существует целая иерархия, которая, правда, вызывает некоторые вопросы даже у богословов. Ведь согласно каноническим книгам, конкретно, например, Библии, архангелом является только Михаил, хотя сама церковь расширяет этот список и включает туда и других персонажей.

Архангелы в православии

Как уже было сказано выше, данного «звания» согласно Библии удостоился только Михаил. Но церковь включает в список этих святых еще 7 персонажей: Гавриил, Рафаил, Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Уриил и Иеримиил. Таким образом, семь архангелов признаются лишь православной церковью, но никак не Библией.

Правда, существует и еще одна классификация, которая предоставляет следующий список имен: Михаил, Люцифер, Гаврииил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Сариил. Данный список значится в книге Еноха, там же можно найти и описание самих архангелов и их функций. Например, Рафаил является властителем мысли человеческой и исцелителем самого человека.

Каждый архангел может отправлять ангелов к человеку и таким образом воздействовать на душу или предупреждать о грядущей опасности или каре.

Многие верующие люди считают, что необходимо творить молитву каждому из архангелов по дням недели. Если взять список подобных прошений архангелам по дням недели, то получиться следующее:

  • в понедельник нужно обращаться к Михаилу;
  • во вторник – к Гаврииилу;
  • в среду – к Рафаилу;
  • в четверг – к Урииле;
  • в пятницу – к Селафииле;
  • в субботу – к Иегудииле;
  • в воскресенье – к Варахииле.

Все тексты прошений есть в самом стандартном молитвеннике. Воскресная молитва является одной из самых коротких.

6 лет назад на территории Всеволожской клинической межрайонной больницы был заложен камень на месте будущего храма. Сейчас стены храма Рождества Богородицы возведены, установлен золоченый купол, колокольня – действует. Церковь будет очень красивой – светлой, небесной, радостной.

Корреспонденты Всеволожск-инфо побеседовали с настоятелем храма святого Архистратига Божия Михаила о. Артемием Бунцевым.

— Отец Артемий, все знают, что у больницы уже есть храм – красивейший, деревянный. Чем отличается новый, будущий?

— Идея строительства храма на территории больницы зародилась ещё в 2011 году. Собственно говоря, именно с этого храма должна была начинаться церковная жизнь в больнице. Тогда по благословению епископа Назария Выборгского был заложен камень с Поклонным Крестом. Это событие произошло 21 ноября на праздник Михаила Архангела.

Главный врач Всеволожской клинической межрайонной больницы на церемонии заложения камня на месте будущего храма. 21.11.2011 г.

Фото: Приход храма святого Архистратига Божия Михаила

До этого храм имел расположение в одном из больничных помещений, что не могло долго продолжаться. Тогда возникла идея воздвигнуть новый храм. Но так сложились обстоятельства, что не сразу получилось воздвигнуть храм каменный, а начало приходской жизни началось со строительства деревянного храма – храма Архистратига Михаила.

Архистратиг Михаил – предводитель небесных сил. По преданию ангелы встречают души усопших людей и архистратиг Михаил как предводитель небесных сил помогает душам проходить мытарства. Особый символизм храма Архистратига Михаила – в том, что он расположен рядом со зданием морга. (Оно теперь прошло реконструкцию, — ред.).

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, депутат областного ЗакС Т.В. Павлова и главный врач Всеволожской КМБ в храме Архистратига Михаила

Фото: Приход храма святого Архистратига Божия Михаила

Новый храм будет в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно с появлением девы Марии на свет у человечества появилась надежда на спасение, на обретение долгожданного пришествия Мессии. Именно с неё началась Благая весть, когда человечество получило новую надежду. С именем Пречистой девы в евангельском повествовании и после её прославления связаны чаяния людей на получение помощи. Она не раз умоляла своего сына, даже настаивала помочь кому-то, как это было, например, в Кане Галилейской, когда он не хотел являть людям чудо.

Архангел Михаил и мир ангелов

Он говорил, что ещё рано, он ещё не вышел на проповедь, не был людьми знаем еще как Мессия. Но именно по просьбе матери он совершил для этих бедных людей чудо – превратил воду в вино.

В больнице, где у людей очень много скорбей и печалей, им особенно важно, чтобы была возможность прийти и помолиться Пречистой деве. Храм своим видом (голубой цвет – цвет Богородицы), обилием фресок и мозаик, — должен привлекать и давать людям помощь.

— Мать для русского человека, даже для разбойника – свята. Особо почитаемы русским народом иконы Владимирской Божией Матери, икона Иверской, Казанская, Тихвинская…

— Да, у русского народа особое, сильное почитание Божией Матери. С храмов поклонения Пречистой Деве начиналось христианство в нашем государстве. Множество исторических для нашей страны событий связаны с почитанием Пречистой Девы. Это явление Казанской Божией Матери, образ Богородицы — Одигитрия, проносимый среди полков во время Бородинской битвы. Воины преклоняли колена, просили заступничества у Богородицы – и Господь даровал нам победу. В Великую Отечественную войну немецкие силы наступали на Москву с огромной скоростью, и уже не было никаких сил у защитников, но люди в окопах молились Богородице — и враг был остановлен, разбит.

История нашего прихода знает очень много примеров, когда Святая Владычица оказывала помощь, заступничество – и самые тяжелые больные выздоравливали. В нашем деревянном храме есть образ Всецарицы – Божией Матери. Он подарен именно в знак выздоровления.

— Здесь будет и источник…

— В этом храме люди смогут получить и святую воду, здесь будут проводиться таинства Крещения и венчания.

При строительстве храма задействованы очень много людей: архитекторов, скульпторов, мозаистов, которые работали как одна семья, одна команда.

— Мы слышали, что внутри храма будет совершенно особый иконостас.

— Есть идея — владыка благословил, и она находится в стадии проработки. Так как храм имеет не так много внутреннего пространства, объёма, мы стараемся визуально его увеличить. Это и особые напольные покрытия, и иконостас, выполненный в уникальном для нашей страны решении. Идея зародилась после общения с владыкой Львом – представителем Финской церкви. Он продемонстрировал один из таких вариантов. Мы с владыкой Игнатием обсудили этот вопрос, и получили благословение, при том, что традиционные моменты устройства храма обязательно будут соблюдены, чтобы новации не затмили вековых традиций.

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, настоятель храма Архистратига Михаила о.Артемий и благочинный Всеволожского района о. Роман осматривают строительство нового храма

Фото: Приход храма святого Архистратига Божия Михаила

— Каково мнение владыки Игнатия о строительстве нового храма?

— Владыка всегда очень внимательно следит за каждым этапом строительства. Он неоднократно посещал нас. Владыка построил уже много храмов, всё сам осматривает и контролирует. Он выражает надежду, что храм оправдает все надежды.

— А кто архитектор?

— Изначальный проект храма выполнил Александр Васильевич Знаменский. Этот архитектор спроектировал много зданий и внёс огромный вклад в проектирование существующего храмового здания Архистратига Михаила – комплекса зданий. Замечательный был человек, Царствие ему небесное! Он очень много сделал. Я надеюсь, что мы воплотим его задумку, чтобы храм стал местом утешения для больных, местом радости.

— Храм очень быстро вырос, и звучат вопросы: на какие деньги?

— С самого начала было обусловлено, что больница никаким образом финансово в строительстве участвовать не может, потому что больница – бюджетное учреждение, а не частное. Стройка проводится за счёт епархии, за счёт благотворителей. Не всё гладко происходит, и многие благотворители появляются просто по ходу строительства, когда видят, что храм созидается. Часто мы приходили к такому положению, что не на что было строить, а ведь все этапы в строительстве тесно связаны; если сразу не продолжишь, то будешь переделывать и то, что сделано раньше. Но милостию Божией находились и находятся люди – спонсоры, которые своими частными пожертвованиями помогают святому делу.

— Каждый храм – это и культура, красота. Ведь подобного храма в районе не было?

— Да, в плане архитектурного замысла ничего подобного нет. В этом есть и трудность.

— А как относится к новому строительству главный врач?

— Константин Викторович Шипачев – один из главных его идейных вдохновителей. Он душой и сердцем переживает за результат, за строительство, старается предложить свои идеи, часто здесь бывает, подсказывает. Храм строим соборно, как и было испокон веков.

— Само понимание, что на территории больницы должны быть такие культовые сооружения, да ещё в таком прекрасном исполнении, пришло именно с Константином Викторовичем.

— Да, это уникальный опыт. Нигде в районе и в области нет ничего подобного. Очень часто приезжают посмотреть на наш опыт из других епархий, из других районов.

Нам приходилось начинать всё с «нуля». Нет такой практики социального служения, который проводит наш приход, такого опыта в окормлении больных, начиная от самых малых детей и заканчивая очень пожилыми людьми.

— Тело, душа и дух – всё здесь соединяется, и, конечно, эффективность медицинской помощи – значительно больше.

— Помощь духовная необходима всем, в том числе и тем, кому медики помочь уже не могут. Поддержка нужна духовная, моральная, иногда и материальная — это задача социального служения церкви, прихода.

Я ежедневно посещаю больных, в том числе – в реанимационных палатах. К этому врачи стали относиться уже привычно. Врачи чаще стали приходить к нам. Медики участвуют в наших праздниках, в раздаче подарков.

Нужна духовная помощь молодым матерям, решившимся на аборт. Они принимают своё решение эмоционально, и часто удаётся их переубедить.

— Здесь такие красивые, светлые мозаики, фрески. В храме всегда будет свет, радость…

— Храм должен быть открыт 24 часа в сутки. В праздник архистратига Михаила к нам собираются гости со всей округи. В этом году Крестным ходом мы дошли до строящегося храма. Запустим колокольный звон. Колокольня готова. Она будет исполнять и функцию курантов – каждый час.

— Откройте секрет: сколько в вашей колокольне звонов?

— Система электронного звонаря подразумевает 50 звонов. Мы подобрали 5 колоколов так, чтобы они давали очень приятный, мелодичный звон. Звон колоколов исцеляюще воздействует на всех окружающих.

У нового храма мы поговорили с мастером, который искусно работал с «золотым» покрытием колокольни. Оказалось, что за позолоту мы приняли нитрид титана.

Директор мозаичной мастерской «Рудица» Вячеслав Викторович Мякушенко рассказал нам:

— Наша организация делает купола, кресты и занимается мозаикой. Мы постоянно осваиваем новые направления. Делаем и срубы. Сейчас хотим построить деревянную часовню в архангельском стиле. Мы возрождаем Усть-Рудицу – там была усадьба Ломоносова. После Великой Отечественной войны эту деревню не восстанавливали. По оставшимся документам там стояла небольшая деревянная часовня. Мы сейчас хотим её возродить.

— Из чего выкладывалась мозаика здесь?

— Из смальты. Это варёное стекло с натуральными компонентами – минералами или оксидами тяжёлых металлов.

— Мозаику придумал Ломоносов?

— Первая мозаика датируется 4-м веком до нашей эры. А Ломоносов впервые организовал производство мозаики в России. До него мозаику завозили.

— А как Вы оказались на работах по украшению этого храма?

— По приглашению отца Романа. Мы делали мозаику на северной стене храма Спаса Нерукотворного – образ Николая Чудотворца.

— Кто прорабатывает эскизы для мозаики?

— Там эскиз был – отца Романа, а здесь Константин Викторович нам дал иконы, и мы по ним сделали эскизы.

— Сам подбор образов для мозаик этому храму вас не удивил?

— Нет, это – Рождество (ведь храм Рождества), следующая икона – Пантократор (Спаситель), еще – икона «Живоносный источник» (там, где источник святой воды), и – икона «Целительница», характерная для больницы.

— А что задумано для внутреннего устройства храма?

— Отец Артемий хочет сделать стеклянный иконостас и мозаичные иконы. Это должно создать необыкновенную красоту.

Моя мечта – сделать музей мозаики. Нам предлагают сделать копии всех мозаик Ломоносова. Он оставил после себя примерно 35 работ. Все они находятся в разных частях света, их никогда в жизни не соберёшь в одно место…

— …Но Янтарная комната должна существовать.

— Вы прочитали мои мысли. Есть Янтарная комната, которая безумно привлекает туристов. А если сделать Мозаичную комнату – из смальты, из сусального золота, из камня, витражей, — она будет в разы дешевле, чем Янтарная, но по своей красоте не будет уступать.

— Как часто главный врач к вам наведывается?

— Постоянно.

— Вот Вы покрываете купола нержавейкой с напылением нитрида титана. Долго ли он продержится, сохранит ли вот этот позолоченный цвет?

— Испытания в городе Королёве на специальной климатической имитационной установке дали результат, что за 50 лет с этим покрытием ничего не случится.

— Как Вы стали заниматься мозаикой?

— Пути Господни неисповедимы. По воле Божией сейчас я здесь, у отца Артемия, у Константина Викторовича – делаю вместе с ними Богоугодное дело. Но если кто-нибудь мне сказал 10 лет назад, что я этим буду заниматься, — не поверил бы. У меня было несколько предприятий, я занимался коммерцией. Однажды поехал на одно предприятие и увидел крутые установки, на которых делают этот металл, покрытый нитридом титана. Меня заинтересовало: почему большинство куполов по-прежнему покрывают сусальным золотом, хотя это в 4 раза дороже и требует через каждые 10 лет обновления (нужно сусалить и сусалить)? А этим материалом покрыл один раз – и забыл, на всю жизнь хватит. Я думал, что с этим металлом совершу революцию. Стал активно этим заниматься, ездить на православные выставки с этим.

— Смотришь на этот купол – и от золота не отличишь!

— Я тоже так считаю, но художники, ценители говорят: когда светит солнце, нитрид титана блестит, а золото – горит. Я остаюсь сторонником этого, нового материала, считаю, что за ним – будущее. Нужно иметь в виду, что большинство соборов – это памятники истории и культуры, и реставраторам выгоднее за государственный, бюджетный счёт – работать с сусальным золотом. Нитрид титана никому не нужен. Выгоднее – постоянно реставрировать, снова штукатурить, снова леса…

В прекрасном комплексе зданий при храме Архистратига Михаила отец Артемий показал нам помещение библиотеки, два класса, где занимаются ученики воскресной школы. Это 26 детей прихожан и дети, которые находятся на лечении в больнице:

— Дети любят приходить к нам  — и чтобы посмотреть на морских свинок.

В воскресной школе — 4 преподавателя. Введение в Закон Божий для старшей группы преподаю я. Младшие — занимаются плетением, лепкой. Затем старшие мальчики занимаются выжиганием, резьбой по дереву. Девочки – шитьём, вышиванием.

В воскресную школу приходят дети от 5-ти до 17 лет. Совсем маленькие – бегают, играют.

Наш приход – это в большей части люди, которые начинали с 1996 года. Добавились те, кто лечились в больнице, обратились здесь к Богу и приходят, приезжают к нам в храм постоянно.

Мы проводим здесь и беседы со взрослыми, беседы с врачами, с молодыми медиками.

К нам люди приходят уже со скорбями, нуждающиеся в духовной поддержке. Здесь мало людей, заходящих из праздного любопытства. Но летом есть и гуляющие: здесь красиво, тихо.

…Новый храм Рождества Богородицы добавит новую символику, новые смыслы в нашу духовную жизнь. Это прежде всего любовь, почитание матери, бережное отношение к ней.

Может быть всему нашему обществу и нашему государству пришла пора повернуться лицом к матери, к молодой матери?

Всеволожск-инфо

СВЯТОЙ
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ

(8/21 ноября; 6/19 сентября)

Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг  Михаил, имя которого с еврейского языка означает — кто как Бог.

Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого.

Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет. Мин. 8-го ноября). Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба.

В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Апок. 12, 7—9).

Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Апок. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом.

Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указу́ет на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия.

У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее (Дан. 10, 13, 21; 12,1).

Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8 (21) ноября).

Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисееве» (Иуд. 9), и послужил его погребению, а диавол противился тому. Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

Архистратиг силы Господней, Архангел Михаил, являлся Иисусу Навину при взятии Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5,13-15).

Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь. Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого, Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят.

Древность так глубоко была уверена в подлинности явления Архангела Михаила Иисусу Навину, что на месте явления, еще в первые времена христианства, был воздвигнут монастырь во имя святого Архангела Михаила.

Вообще святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни.

6 сентября ст. ст.

Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

Православная Церковь отмечает праздник называемый «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

Во Фригии, близ города Иераполя, находился храм во имя Архангела Михаила и при нем целебный источник. Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм. Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом храме, явился святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина).

Россия также удостоилась явления Архистратига Михаила, как и другие страны. Это было в 1608 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при нашествии поляков на Русь, когда Архангел Михаил явился архимандриту Иосифу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицем, со скипетром в руках и сказал врагам, несколько месяцев осаждавшим обитель: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». И неприятель, простояв у стен обители без всякого успеха, вынужден был отступить со стыдом.

Защита городов русских Пресвятой Богородицей осуществлялась всегда Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Поэтому крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах.

Архистратиг Михаил в Ветхом Завете именуется как «князь великий, стоящий за сынов народа», он предстоит пред Престолом Господним. В Ветхом Завете святой Архангел Михаил был Ангелом Хранителем одних вождей и владык народа израильского, в Новом Завете Православная Церковь признала его поборником и заступником всеобщим, она всех и каждого истинного христианина побуждает взывать к первейшему из Ангелов о помощи и ходатайстве пред Богом. Церковь признает Архистратига Михаила своим Божественным украшением, и мира дольняго ограждением и утверждением (служба 6(19) сентября, кан. п. 1). Она учит, что святой Архангел Михаил крепостию божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих божественное имя его (там же, пес. 3), именует его проповедником божественным, непостыдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших (пес. 3), молитвенником за людей спасительным (пес. 3). Словом, — она всех и каждого заставляет взывать к великому Архистратигу Божию: «под кров божественных крыл твоих прибегающия верою, Михаиле, божественный уме, соблюдай и покрывай через все житие: и в час, Архангеле, смертный страшный, ты предстани помощник, всем нам благоприемнейший» (служба на 8 (21) ноября, ст. на хвалит.).

Итак, Архангел Михаил — победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей, защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов.

Архангелу Михаилу молятся об избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России.

6 (19) сентября празднование «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)» (IV).

8 (21) ноября Святая Церковь прославляет все Небесные Силы во главе с Архистратигом Михаилом. Архистратиг Михаил прославляется как вождь Небесных Сил и называется этот праздник — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

Тем, кто украшается именем первого из Архангелов, т. е. именем Михаил, приличнее всего отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Архангел Михаил

Дни памяти:6 сентября, 8 ноября


Архангел Михаил

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии.

Святой архангел Михаил в Православии

Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19–26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7–9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26–28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

Архистрати́г (греч. — ἀρχιστρατηγός)  —
1) звание, усвоенное предводителю Ангельских воинств, Архангелу Михаилу (см.: Архангел); 
2) старший военачальник.

 Почему архангел Михаил явился Иисусу Навину в доспехах; неужели как воин Небесный он нуждается в защитной броне и оружии?

Ангелы суть духи. И как духи они не имеют вещественных тел. Тем не менее, будучи посылаемыми к людям, иногда они предстают перед ними в образах плотских существ: человека или животных (коней, тельцов, львов…).

Принимаемые ангелами видимые образы бывают обусловлены тем, что именно они хотят донести до людей. Каждый из таких образов предполагает определенное прочтение, содержит и открывает, в символической форме, поучительные сведения, а иногда и глубокие знания.

Воспринятый ангелом, в целях Промысла, образ может дать знать о его личных особенностях, о направлении его деятельности, о деталях служения Богу. Достаточно часто характер воспринимаемого ангелом образа зависит от конкретных обстоятельств и целей, связанных с причиной явления.

Образ воина, явленный Архангелом Михаилом Иисусу Навину (Нав.5:13-15), вождю Израильского народа, последователю законоположника Моисея, был сопряжен с двумя важными факторами.

Во-первых, вид небожителя в воинском облачении соответствовал званию и служению Архангела Михаила, военачальника, архистратига (Нав.5:13). В священном Писании он отмечен как тот, кто ведёт брань с лукавыми силами и с самим сатаной (Откр.12:7).

Обнаженный меч (Нав.5:13) указывал на Божественный меч правосудия (символ воздаяния), свидетельствовал о желании и готовности ангельских воинств покрыть народ Божий покровом Небесного заступничества.

Во-вторых, этот облик соответствовал ближайшей причине явления архистратига. На этом этапе истории Израильскому народу предстояло завоевание Обетованной земли. На пути их вхождения в землю высились грозная крепость, могучие стены Иерихона.

Хотя в тот период израильтяне представляли собой закаленный, сплоченный, исполненный решимости народ, однако, они не обладали ни должным опытом осады и штурма укрепленных городов, ни надлежащих осадных орудий. Перед Иисусом Навином, как перед военачальником, стояла нелегкая задача.

Тогда-то, милостью Божьей, и произошла его встреча с архистратигом.

Сколько Архангелов в православии и их имена

Как воин воину, небесный земному, Архангел воодушевил Иисуса Навина своим посещением, дал необходимый совет (Нав.6:1-4). Исполнив рекомендации небожителя, Израиль взял город.

Разумеется, ни для защиты от падших духов, ни для защиты от человеческих воинств ангелы не нуждаются ни в металлических доспехах, ни в копьях, ни в острых клинках. Сопутствующая им Божественная сила способствует разрешению даже самых трудных задач.

См. АНГЕЛ

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *