Невский Александр Ярославович (в монашестве — Алексий) — великий князь киевский и владимирский, выдающийся русский полководец.

Биография

Детство

Отец Невского, Ярослав Всеволодович, был князем переяславским, позже — владимирским и киевским. Мать, Ростислава (Феодосия) Мстиславна, была княжной из рода Торопецких, дочерью Мстислава Удатного, князя новгородского и галицкого.

В 1225 году святитель Симон, епископ Суздальский, по приказу отца Невского совершил над маленьким Александром обряд посвящения в воины.

В 1234 году, когда Александру исполнилось 13 лет, состоялся его первый поход под командованием отца на Дерпт, против ливонцев.

Внешняя политика

Одним из главных направлений внешней политики Александра Невского был ЗАПАД.

В 1240 году немцы подошли к самому Пскову, а на Новгород двинулись шведы. 15 июля 1240 года Александр неожиданно в ночь напал на шведов, которые остановились на Неве лагерем. Князь разгромил шведов в битве, которая получила название Невской и дала прозвание победителю. Александр сам бесстрашно сражался в рядах своих воинов, а его тактика ведения боя показала его полководческий талант.

В 1241 году, по просьбе новгородцев, Александр очистил окрестности Новгорода и Пскова от ливонских рыцарей. 5 апреля 1242 года Невский разбил немцев на Чудском озере. Сражение получило название Ледового побоища.

В 1245 году Александр разгромил литовцев в битве у озера Жизца.

Эти победы укрепили северные границы Руси и заставили немцев отказаться от своих прежних завоеваний.

Несколько раз к Александру присылал послов Иннокентий IV, папа римский, предлагая ему подчиниться католической вере.

О святом Александре Невском

Невский ответил отказом.

После того, как Невский вокняжился на владимирском престоле, литовцы снова осадили Псков. Александр совершил удачный поход.

Второй проблемой Невского во внешней политике стал ВОСТОК — отношения с татаро-монголами.

В сентябре 1246 года отца Невского вызвали в Каракорум к хану, где он был предательски отравлен. После смерти отца в Орду поехал и сам Александр. Там он прошёл все необходимые обряды и стал приёмным сыном самого хана Батыя. Вместе с братом Андреем князь гостил у хана в Монголии. На Русь братья вернулись только в 1249 году.

В 1251 году Александр снова едет в Орду, вызывая ропот недовольства на Руси своими частыми поездками к татарам. Некоторые склонны видеть в этом предательство, но большинство историков считают, что Невский был мудрым дипломатом, который своими поездками сдерживал Орду от новых набегов на Русь. Однако вскоре после этой поездки татары разгромили брата Невского, Андрея, который был вынужден бежать за границу.

В 1258 году Невский в третий раз едет в Орду, чтобы уладить вопрос с взбунтовавшимися новгородцами.

Последний раз Невский приезжал в Орду в 1262 году, чтобы умилостивить хана, который был разозлён убийством своих сборщиков дани на Руси. Из Орды Невский возвратился тяжело больным.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Александра Невского была направлена на укрепление городов.

К 1240 году князь укрепил юго-западную границу Новгорода по реке Шелони.

Отношения с Новгородом стали одним из важнейших направлений внутренней политики Александра. Новгородцы очень ревниво относились к своей вольности, и после Невской битвы у князя с ними случился конфликт. Невский удалился к отцу в Переяславль, однако вскоре новгородцы были вынуждены смирить собственную гордыню, так как Псков захватили ливонские рыцари: они попросили вернуться на княжеский престол Александра.

После смерти отца Александр стал князем Киевским, но так как Киев к тому времени уже теряет своё значение, князь предпочитает жить и править в Новгороде. После разгрома татарами его брата Андрея Невский становится князем владимирским.

В 1257 году Новгород отказался участвовать в переписи, которую проводили татаро-монголы для обложения всех данью. Угрожая татарским погромом, в 1259 году Невский заставил новгородцев согласиться на перепись. В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани — и Невскому пришлось в очередной раз ехать в Орду и улаживать возникший конфликт.

Личная жизнь

В 1239 году, по воле отца, Александр женился на Александре (в миру — Параскева), дочери Брячислава, князя Полоцкого. Девушка была не по годам и не по времени образована и начитана. Венчание проходило в Торопце, в местном храме святого Георгия. В 1240 году Александра родила в Новгороде первенца, который был назван Василием. Потом у них родилось ещё три сына (Дмитрий, Андрей и Даниил) и дочь Евдокия.

С именем Невского упоминается имя ещё одной женщины — некой Вассы. В Княгинином монастыре Владимира, где, по преданию, покоится жена Невского, на могиле надпись: «Васса». Некоторые биографы утверждают, что это второе имя Александры, другие пишут о второй жене великого князя.

Смерть

Тяжело больным вернулся Александр из Орды после своей последней поездки. Существует версия, согласно которой Невский был отравлен татарами. Успев принять схиму с именем Алексия, Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце. Князь был похоронен во владимирском Рождественском монастыре, но по приказу Петра I его мощи были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Основные достижения Невского

  • Невский проявил свой полководческий талант в битвах со шведами и ливонскими рыцарями. Отклонив угрозу с Запада, Невский на долгие годы освободил северные границы Руси от нападений.
  • Невский был мудрым дипломатом, не оценённым своими современниками: понимая, что Русь бессильна перед Ордой, налаживал с татарскими ханами дипломатические отношения. Возможно, тем самым он предотвращал окончательное истребление Руси татаро-монголами.
  • Невский укреплял основы веры православной, отказав католикам в сотрудничестве и сам являя пример православного воина и князя.

Важные даты биографии Невского

  • 1221 год — рождение
  • 1225 год — посвящение в воины
  • 1234 год — первое участие в битве на реке Омовже
  • 1239 год — женитьба на Александре
  • 1240 год — рождение сына Василия, победа над шведами в Невской битве
  • 1242 год — победа над ливонскими рыцарями у Чудского озера
  • 1245 год — победа над литовцами в битве у озера Жизца
  • 1246 год — смерть отца
  • 1247 год — поездка в Орду
  • 1248 год — поездка в Монголию
  • 1249 год — возвращение на Русь
  • 1251 год — вторая поездка в Орду
  • 1258 год — третья поездка в Орду
  • 1262 год — последняя поездка в Орду
  • 1263 год — смерть

Интересные факты из жизни Невского

  • Александре, жене Невского, было 16 лет, и она была уже пострижена в монахини, когда великий князь Ярослав велел им пожениться.
  • Татарские женщины пугали именем Александра Невского своих разбаловавшихся детей.
  • Невский не проиграл в своей жизни ни одной битвы.

Святой благоверный князь Александр Невский

Дни памяти:23 мая (Ростов.), 30 августа (Перенесение мощей), 23 ноября


Святой благоверный князь Александр Невский

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского (+ 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250; память 25 сентября).

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, "посадив" своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава.

Краткая биография Александра Невского

Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, "крестоносцами", носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. – "Без Божия повеления не было бы княжения его". Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. "Король римской веры из Полуночной страны", Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: "Если можешь, сопротивляйся, – я уже здесь и пленяю твою землю".

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: "Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне". Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, – ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру". Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: "Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею, на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка". По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, "словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу". Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, "по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима".

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была "кротость голубя и мудрость змеи".

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию – унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: "Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем". Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат. Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его "темным походом", русское войско шло сквозь полярную ночь, "идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи". В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: "Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле". Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282–1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи . Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547–1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560–1563) и др.

Род Александра и начало его княжения.

     Александр родился в ноябре 1220 года (по другой версии 30 мая 1220 года) в семье князя Ярослава II Всеволодовича и рязанской княгини Феодосии Игоревны. Внук Всеволода Большое Гнездо. Первые сведения об Александре относятся к 1228, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел.


Ярослав II Всеводович, отец Александра

Несмотря на свой отъезд, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора в 1233 году Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича.
    В 1236 он был посажен на новгородское княжение, так как его отец Ярослав уехал княжить в Киев, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. Перед молодым князем возникала и другая более близкая и более серьезная опасность со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 году разрозненные силы ливонцев — тевтонского ордена и меченосцев — объединились против русских. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей для укрепления своей западной границы.

Победа на Неве.

     В 1240 году шведы, побуждаемые папскими посланиями, предприняли крестовый поход против Руси. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Уверенный в своей победе предводитель шведов, ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отсюда послал сказать Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю". По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда уже по Волхову идти к Новгороду. Но Александр, не медля ни дня, выступил навстречу шведам с новгородцами и ладожанами. Русские войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и 15 июля внезапно напали на них. Биргер не ждал неприятеля и расположил свою дружину спокойно: ладьи стояли у берега, рядом с ними были разбиты шатры.


"Бой Александра Невского с ярлом Биргером" (картина Н. К. Рериха)

Новгородцы, внезапно появившись перед шведским лагерем, набросились на шведов и начали рубить их топорами и мечами, прежде чем те успевали взять оружие. Александр лично участвовал в битве, "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь". Шведы бежали на корабли и в ту же ночь все уплыли вниз по реке.
     Всеобщую славу молодому князю принесла эта победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции и основатель Стокгольма, ярл Биргер (однако в шведской Хронике Эрика XIV века о жизни Биргера этот поход вообще не упоминается). Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XIV века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то возможно таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелую годину невзгод в остальной Руси. Традиционно считают, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
     По возвращении с берегов Невы из-за очередного конфликта Александр был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский.

Война Новгорода с Ливонским орденом.

     Новгород остался без князя. Тем временем немецкие рыцари взяли Изборск и над Новгородом нависла угроза с запада. Псковские войска вышли им навстречу и были разбиты, потеряли своего воеводу Гаврилу Гориславича, а немцы по следам бегущих подступили к Пскову, сожгли окрестные городки и села и целую неделю стояли под городом. Псковичи вынуждены были исполнить их требования и дали своих детей в заложники. Как утверждает летописец, в Пскове вместе с немцами стал править некто Твердило Иванович, который и привел врагов. На этом немцы не остановились. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и некоторых давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Вместе с чудью они напали на Вотскую землю и завоевали ее, наложили дань на жителей и, намереваясь надолго задержаться в Новгородских землях, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов. Собрали у жителей всех лошадей и скот, вследствие чего селянам пахать было не на чем, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода.
     Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Тот направил в Новгород вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, которого вскоре заменил Александр.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Приехавший в Новгород в 1241 году, Александр немедленно двинулся на неприятеля к Копорью, взял крепость. Плененный немецкий гарнизон привел в Новгород, часть его отпустил, а изменников вожан и чудь повесил. Но нельзя было так быстро освободить Псков. Его Александр взял только в 1242 году. При штурме погибло около 70 новгородских рыцарей и множество простых воинов. По свидетельству немецкого летописца, шесть тысяч ливонских рыцарей было взято в плен и замучено.
     Вдохновленные успехами новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев. Вышедшие из Риги рыцари, уничтожили передовой русский полк Домаша Твердиславича, вынудив Александра отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению.
     Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года. На восходе солнца началась знаменитая битва, слывущая в наших летописях под именем Ледового побоища. Немецкие рыцари выстроились клином, а точнее, узкой и очень глубокой колонной, задача которой сводилась к массированному удару по центру новгородского войска.


Атака немецких рыцарей

Русское войско было построено по класической схеме, выработанной еще Святославом. Центр — пеший полк с выдвинутыми вперед лучниками, по флангам — конница. Новгородская летопись и немецкая хроника единогласно утверждают, что клин пробил русский центр, но в это время ударила по флангам русская конница, и рыцари оказались в окружении. Как пишет летописец, была злая сеча, льда на озере стало не видно, все покрылось кровью. Русские гнали немцев по льду до берега семь верст, уничтожив более 500 рыцарей, а чуди бесчисленное множество, в плен взято более 50 рыцарей. "Немцы, — говорит летописец, — хвалились: возьмем князя Александра руками, а теперь самих Бог выдал ему в руки". Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, пленники с обоих сторон были обменены.
     Летом того же года Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил литовский отряд у озера Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали "блюстися имени его". Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили Новгороду часть Латгалии.

Александр и монголы.

     Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.При тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под их власти.
     В 1243 хан Батый, правитель западной части монгольской державы — Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра — Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). После Ярослава старшинство и Владимирский престол наследовал его брат, Святослав Всеволодович, который утвердил племянников своих, сыновей Ярослава, на землях, данных им покойным великим князем. Вплоть до этого времени Александру удавалось избегать контактов с монголами. Но в 1247 году в Каракорум были вызваны сыновья Ярослава — Александр и Андрей. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Андрея, Александр же получал в управление опустошенную южную Русь и Киев.


Памятник Александру Невскому на его родине в Переславле-Залесском

     Лишь в 1249 году братья смогли вернуться на родину. Александр в свои новые владения не поехал, а вернулся в Новгород, где тяжело заболел. заболел. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Александру двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу, и принять католичество. По рассказу летописца, Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю священную историю и в заключение сказал: "си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем". Шведы в 1256 году попытались было отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на реке Нарве, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками убежали обратно. Чтобы еще более устрашить их, Александр, несмотря на чрезвычайные трудности зимнего похода, проник в Финляндию и завоевал поморье.
     В 1252 г. в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менге). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай. Но младший брат Александра, Андрей Ярославич, поддержанный братом Ярославом, тверским князем, и Даниилом Романовичем, галицким князем, отказался подчиниться решению Батыя.
    Для наказания непокорных князей Батый посылает монгольский отряд под командованием Неврюя (т. н. "Неврюеву рать"), в результате чего Андрей и Ярослав бежали за пределы Северо-Восточной Руси в Швецию. Александр стал править во Владимире. Андрей через некоторое время вернулся на Русь и помирился с братом, который помирил его с ханом и дал в удел Суздаль.
    


Кафедральный собор в столице Болгарии — Софии, носящий имя Александра Невского

Позднее, в 1253 Ярослав Ярославович был приглашен на княжение в Псков, а в 1255 — в Новгород. Причем новгородцы выгнали своего прежнего князя Василия — сына Александра Невского. Но Александр, вновь посадив в Новгороде Василия, жестоко наказал дружинников, не сумевших защитить права его сына — они были ослеплены.
    В 1255 году умер Батый. Его сын Сартак, который был с Александром в очень дружеских отношениях, был умерщвлен. Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. В 1257 в Новгород, как и другие русские города, были направлены "численники" для проведения подушной переписи населения. В Новгород пришла весть, что монголы с согласия Александра хотят наложить дань на их свободный город. Это вызвало возмущение новгородцев, которых поддержал князь Василий. В Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. Александр лично навел порядок, казнив наиболее активных участников волнений. Василий Александрович был схвачен и заключен под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду. С тех пор Новгород, хотя и не видел больше у себя монгольских чиновников, участвовал в выплате дани, доставляемой в Орду со всей Руси. Новым новгородским наместником с 1259 стал князь Дмитрий, также сын Александра.
    В 1262 вспыхнули волнения на Владимирской земле. Народ был выведен из терпения насилием монгольских откупщиков дани, каковыми тогда были в основном хивинские купцы. Способ сбора дани был очень отяготителен. В случае недоплаты откупщики насчитывали большие проценты, а при невозможности уплатить людей забирали в неволю. В Ростове, Владимире, Суздале, Переяславле и Ярославле поднялись народные восстания, откупщиков отовсюду выгнали. К тому же в Ярославле убили откупщика Изосиму, который принял мусульманство в угоду монгольским баскакам и хуже завоевателей угнетал своих сограждан.
    Берке был в гневе и стал собирать войска для нового похода на Русь. Чтобы умилостивить хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Александр сумел отговорить хана от похода. Берке простил избиение откупщиков, а также освободил русских от обязанности высылать свои контингенты в монгольское войско. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге занемог и 14 ноября 1263 в Городце Волжском скончался, "много потрудившись за землю русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая свой живот за православную веру". Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

Канонизация Александра Невского.

    


Святой Александр Невский (икона)

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. "Соблюдение Русской земли, — говорит Соловьев , — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского".
    


Орден Александра Невского, учрежденный Екатериной II

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной (сохранилось 15 редакций).
    В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского. Он изготовлен из золота, серебра ,алмазов, рубинового стекла и эмали. Общий вес 394 бриллиантов составляет 97,78 каратов. Орден Александра Невского — одна из высших наград России, существовавших до 1917 года.
    Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. До конца войны этим орденом было награждено 40217 офицеров Советской Армии.

Рака представляет собой великолепное произведение прикладного искусства, состоящее из нескольких частей и выполненное в стиле барокко. Мемориальный комплекс останков преподобного А. Невского создавался в годы правления Елизаветы Петровны, он конструировался из серебра и весит полторы тонны. Ранее рака великого царя находилась в Троицком храме, расположенном на территории Александро-Невской лавры.

С приходом к власти большевиков мемориальный комплекс перенесли в Эрмитаж, с 2012 г. он находится в процессе реставрационных работ. Мощи же благополучно возвратились в лаврский собор в 1989 г.

Описание раки святого

Мемориальная композиция священной раки хранится в Концертном зале Эрмитажа, но останки покоятся в Александро-Невской лавре. Рака, являющаяся уникальным религиозным памятником, составлена из семи частей: два ковчега, два подсвечника, два постамента и одна пирамида. Композиция величественно сочетает мотивы архитектуры и скульптурного мастерства.

Орнамент и сюжеты выполнялись при помощи высокотехничной чеканки, что придало священной раке дополнительные краски и тени.

  • Малый ковчег, созданный в конце XVII столетия, создан в манере московского барокко. Мощи святого Александра по настоянию митрополита Иллариона переложили в новую раку, когда потребовалось восстановление прежней после пожаров, произошедших в 1681 г. и в 1689 г.
  • Малый ковчег покрыт иконой, где преподобный монарх изображен в монашеских одеждах. По верху деревянной раки проходит пластина из серебра, на ней начертаны слова, оповещающие о нахождение здесь мощей благоверного князя А. Невского. Борта украшены медным орнаментом, на декоративных медальонах рассказаны события из жизни государя.
  • Большая рака имеет крышку, в которую инкрустирована икона. Ковчег изготавливался в период правления царицы Елизаветы. Он является примером мемориала, в котором барочное искусство достигло своего наивысшего пика. Его изготовили в период с 1746 по 1751 гг. Рисунок раки создал Г. Грот, а декоративные эскизы сделал Я. Штелин.
  • На создание пошло полторы тонны серебра, выплавленного на монетном дворе Санкт-Петербурга. В 1748 г. первая версия ковчега была завершена, но многие серебряные детали, как оказалось, не подходили комплексу. Потребовалось делать новые чертежи и модель.

    Александр Невский.

    Коллектив мастеров столкнулся с большими трудностями при создании уникального мемориала: многие детали переделывали, другие же очищали от примесей. Работа над монументальным сооружением была закончена в конце сентября 1753 г.

  • Третья часть — крупная пирамида, состоящая из пяти ярусов. Она призвана создать впечатление архитектурного здания, обладает ассиметричными формами, где фактически нельзя обнаружить прямых линий. При установке этой пирамиды оказалось, что совершенно не видна восхваляющая память святого Александра надпись. Императрица Елизавета распорядилась приделать к сооружению двух отлитых ангелов, а на их щиты нанести эти слова.
  • Трехъярусное изголовье демонстрирует величественность для всего окружения. В средней части второго яруса располагается декоративный барельеф, изображающий преподобного Александра со знаменем в деснице. С боков священного саркофага расположены рельефы с важнейшими событиями из жизни А. Невского (победа над шведами, немцами, освобождение Пскова и погребение).

Первая редакция писалась в Рождественской обители, автором считают современника правителя (не позже 1280 года). Писание предстает в качестве панегирика (литературное восхваление) преподобного А. Невского. Создатель «Повести…» включил в книгу факты, которые демонстрировали глубочайшее почтение и впечатление современников перед личностью князя. Житие состояло из предисловия, эпизодов деятельности и посмертного плача, после которого описывалось духовное чудо, что говорит о святости князя и его моральной чистоте.

История почитания мощей

Почитание Александра Невского зародилось на месте захоронения его тела в Рождественской обители города Владимир сразу после кончины.

Во время прощальной церемонии произошло чудо: митрополит Кирилл, руководящий ритуалом, приближался к гробу, чтобы вручить князю духовную грамоту, но десница усопшего сама простерлась и приняла этот священный лист.

После того как церковнослужитель рассказал об этом событии, многие люди стали считать Александра святым и восхваляли его в молитвенных песнопениях.

  • Книга под названием «Житие А. Невского» была известна в Москве, Великом Новгороде и Пскове. С XVI столетия к святому защитнику русской земли обращались накануне битв.
  • Пономарь храма Рождества Богородицы рассказывал, что в 1380 г. (накануне сражения на Куликовом поле) к нему являлся дух, дающий благословение «правнуку своему», князю Д. Донскому.
  • После этой знаменательной битвы произошло официальное вскрытие и дальнейшая идентификация останков святого Александра. Пробыв в земле 117 лет, мощи остались нетленными и благоухающими. Митрополит Киприан торжественно объявил, что Александр отныне будет именоваться блаженным, великому заступнику отечества учинили церковное празднование, в его честь написали каноны и иконы.
  • Почитание мощей расширилось в период с XV по XVI вв. РПЦ причислила А. Невского к лику святителей в качестве чудотворца. На основе книги жития (XIII столетия) было создано каноническое жизнеописание.
  • Одно из чудес произошло в присутствии Иоанна IV, совершавшего поход на Казань и остановившегося по пути во Владимире. Приближенный царя исцелил свои руки, совершив молебен у мощей преподобного Александра. Впоследствии на территории Руси строятся церкви и монастыри во славу великого чудотворца и защитника отечества.

Почитание от XVIII в. до наших дней

В 1710 г. Петр Первый издал приказ о перенесении мощей в Петербург. Этим шагом правитель желал увековечить славу победителя Невской битвы. Петр возжелал, чтобы Александра изображали впредь как великого князя и покровителя новой столицы, а не простого монаха. Святой стал для соотечественников Божьим угодником. В XIX личность А. Невского приобретает характер высокодуховного героя. О нем с уважением отзываются видные русские историки Карамзин, Соловьев и Костомаров.

  • Вскрытие гробницы произошло в летнюю пору 1917 г., совершалось освидетельствование на случай эвакуации. Большевики, пришедшие к власти, не принимали в расчет житие и чудотворения А. Невского, так как он считался святым РПЦ и представлял монархию. Они желали вскрыть и изъять мощи, этому богохульству не мог помешать даже протест митрополита и многих верующих. В 1922 г. гробницу разобрали на части, а мощи выставили на обозрение в музее атеизма.
  • Имя преподобного Александра вновь появилось на слуху только через 15 лет. Для советского патриотизма он стал выдающимся деятелем. Исследователи уделяли большое внимание временам царствования святого А. Невского, а в 1942 г. государство отмечало 700-летнюю годовщину Ледового побоища.
  • В 1944 г. прошла выставка, посвященная великому покровителю отечества. Это мероприятие поддержала и РПЦ, которая в разгар войны собирали денежные пожертвования на постройку авиационного флота имени А. Невского. Образ преподобного, победившего тевтонцев, лучше всего подходил для усиления морали советских воинов в борьбе против фашизма.
  • Мощи благополучно возвратились в Александро-Невскую лавру из Казанского храма только в 1989 г., но ковчег остался в Эрмитаже. Через год рядом с останками в специальном сосуде поместили освященную землю, взятую с мест Невской битвы. Патриарх Алексий II призвал верующих молиться перед мощами за тех, кто погиб, мужественно защищая своё отечество. Сегодня идет реставрация мемориального комплекса, и ведутся споры относительно вопроса о создании копии раки, которая будет передана РПЦ.

Специалисты и читатели с большим интересом вникают в эти подробности и воздают хвалу величию святого защитника отечества. Сегодня государство ежегодно отмечать дату двух великих битв, в которой благоверный князь А. Невский одержал важные победы.

Мощи преподобного князя А. Невского, как и его имя, стало чрезвычайно почитаемо сразу после кончины великого правителя. У останков, производивших чудеса исцеления, просят помощи не только православные верующие, но и люди светского общества. С течением времени Александр стал почитаться как Божий угодник, защитник отечества и покровитель Петербурга, а не как простой монах и схимник.

Администратор

   В год смерти деда Александру исполнилось восемь лет. Едва ли Мстислав успел “приложить руку” к воспитанию внука. Но, известно, что характер, темперамент передаются и через таинственный механизм наследственности. И не от деда ли унаследовал Александр свою пылкую отвагу, рыцарскую беспечность — черты, отнюдь не свойственные владимирским “самовластцам” ?” (Согласно другой гипотезе отцу Александра Невского Ярославу пришлось сражаться в ожесточенной схватке со знаменитым князем Мстиславом Удалым. Одолев Ярослава Мстислав нанес Ярославу “не только политический и военный урон. Разгневанный Мстислав отобрал у Ярослава свою дочь Ростиславу, выданную за молодого князя незадолго до этого.

Смирившись с судьбой, Ярослав… женился вновь. Новой женой его стала княжна Феодосия, сестра рязанского князя Ингвара. В 1219 году родился у них первенец, при крещении его нарекли Федором, как и отца. А на следующий год появился еще один сын. Его назвали Александром. “) Что касается родословной отца, то эта линия просматривается более однозначно. Предком Александра по материнской и отцовской линии был славный воин, мудрый правитель и талантливый литератор Владимир Мономах. Его сын Юрий по прозвищу Долгорукий прославился не только военной доблестью, но и жестокостью. С 1176 по 1212 г. Владимирским князем был младший сын Юрия Долгорукова Всеволод. Автор “Слова о полку Игореве” описывает могущество этого князя “Ты можешь Волгу веслами расплескать, или Дон вычерпать шлемами (своих воинов) ” . Всеволод получил прозвище Большое Гнездо так как у него было много сыновей. После его смерти сыновья разделили княжество на части и вели лютые усобицы. Одним из них стал Ярослав князь Переславль — Залесский отец Александра Невского.

Несмотря на неоднозначность определения генеалогической линии по матери, можно сказать, что так или иначе в его характере проявились черты присущие княжескому сословию того времени. “… Будущее Александра было предопределено от рождения. Он князь, а значит, законовед и законодатель, воин и полководец, праведный христианин и защитник веры, ценитель узорочья искусств и щедрый покровитель его творцов, достойно прославлявших божью и княжую власть.” Способствовало становлению характера будущего Великого князя и последующее воспитание, и сложившийся ход событий связанный с его детскими годами.
“Первые годы юного княжича прошли в Переславле. В мальчиках тогда рано начинали видеть маленьких мужчин.” “Можно думать, что в три года над ним — как некогда над его отцом — был совершен древний княжеский обряд — “постриг” ” , после чего он считался полноправным участником ратных дел — воином.

Александр был передан на воспитание княжескому боярину Федору Даниловичу. Изучал он правила этикета, письмо и чтение, историю великих предков. Представления о человеческом бытии в ту пору полностью не сводились к проповедуемым церковью истинам. “” Род” и “естество” человека сложны, он не имеет врожденных свойств: “да не глаголем” , — писалось в учительной литературе, — что этот “естеством благ” , а тот “естеством зол” . И “благий” бывает зол, и злой может “быти благ” .

Александр Невский — биография, информация, личная жизнь

Полных праведников не бывает: “Несть праведна, иже не имать ничтоже согрешения, и несть грешна, иже не имать ничто же блага” . В душе человека три силы — разум, чувства, воля, в ней борется “правда” с” неправдой” , и не все ведающие истину ее творят.
Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями” , а “благородным” его делают “душевные добродеяния” , “помыслы” и “свершенное житие” , особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие” .

В среде образованных самопознание ценилось: “Испытай себе больша, нежели ближьних” , тем и себе пользу принесешь и ближним. Или: “Иже смотрит сам себе со испытаньем, то уподобен наставник есть душе своей” . Может и грех быть во благо — важны побуждения, которыми поступки вызваны. Словом, это была гибкая мораль политиков.” Александра стали водить на княжеский суд, “слушать жалобы истцов и объяснения обвиняемых, постигать трудную для молодого ума череду законов и правил — “Русскую правду” , данную народу два века назад Ярославом Мудрым, дополненную его сыновьями Ярославичами.” “… Знание, разумение и мудрость — разные дары, и даются они не одновременно. Знаниями Александр запасся, теперь пришла пора разумения.

Александр проходил в Новгороде при отце обучение внутренней и внешней дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повиливать толпой, переменчивой и грозной. Этому он учился присутствуя на вече, иногда на совете, слушая беседы отца.
Куда больше времени отнимало “мужское дело” . Оно обязывало держать порядок — и в доме, и в церкви, и на охоте — “и в конюсех, и в соколех, и в ястребах” быть сведущим. Дело ему было по душе и давалось легко. Александр учился вместе с приданной ему отцом такой же молодой дружиной.

Но особое место в обучении и воспитании княжича отводилось ратному делу. Пока его научили “вседше на коне, в борнех, за щиты, с копьем, якоже биться” — прошли годы. Владеть конем, защитным и наступательным оружием, быть и турнирным рыцарем и знать строй пеший и конный, тактику полевой битвы и осады крепости — это целый мир, своеобразное искусство. Как и во всяком искусстве: у одних к нему дар, другие лишены его.” Готовился молодой князь к ратному делу. “Готовились события, втянувшие в свой круговорот и Александра. Они заставили его по-новому взглянуть на город. Не крепость, не святыни, а заботы и думы новгородцев открывались ему. Тяжелые это были думы.”

Все чаще молодой княжич выезжал вместе с дружиной отца в дальние и ближние города, на охоту, принимал участие в сборах княжеской дани, а главное, в ратных сражениях. “Он шел путем, обычным для русского витязя, и перезвон боевых мечей, скрещиваемых то в борьбе с внешним врагом, то во внутренних усобицах, рано достиг его слуха.” “При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано. Остроконтрастные впечатления, вызванные участием с детских лет в походах в разные, порой очень несхожие по жизненному укладу земли Руси и ее соседей, зрелища кровавых битв, пожарищ, горе частых разлук и ранних утрат — все эти переживания развивали потребность познавать, вырабатывали наблюдательность, усиливали способность обобщения. Словом, ускоряли формирование личности широко мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.” Политическая ситуация раннего средневековья, как уже было отмечено, предполагала частые военные действия и бурные внутренние интриги. Это, в свою очередь было хорошим “наглядным пособием” для формирующегося полководца. Пример предков обязывал быть героем.

Подводя итоги, можно выделить следующие моменты благоприятствующие развитию у юного Александра Невского качеств легендарного полководца, которые впоследствии сыграли исключительную роль в его карьере великого князя Владимирского. Во — первых, это целенаправленное воспитание будущего князя. Во — вторых, выступившие в роли учителей, события участником и свидетелем которых являлся Александр и сам дух эпохи раннего феодализма. Наконец, третьей составляющей является родовитость и генетически заложенные данные, повлекшие за собой возможности. Здесь следует обратить внимание на то, что “в ту эпоху высшим авторитетом была “старина”. Люди постоянно оглядывались назад и сопоставляли свои достижения с трудами своих предков.”

Таким образом, налицо три основных составляющих которые играют, по мнению психологов главную роль в становлении личности:
1) генетически заложенные данные;
2) конкретно — исторический и индивидуальный опыт;
3) объективно сложившаяся ситуация в которой оказался индивид.

Свой вклад в создание его светлого образа внесли цари из династии Романовых, тов. Сталин, кинорежиссёр Эйзенштейн… Кем на самом деле запомнился в веках князь Александр Невский?

Александра Невского часто назвают строителем новых дипломатических отношений Руси с Востоком — татаро-монголами. Автором победы над тевтонскими рыцарями на Чудском озере. Бесстрашным защитником западных рубежей от католических иноверцев. Всё это так, но началась его слава 15 июля 1240 г. в месте слияния рек Невы и Ижоры. Самый бесспорный документ тех дней, дошедший до нашего времени, крайне скуп на информацию: «Приидоша Свейа (шведы. — Ред.) в Неву, и победи (их) Александр Ярославич с новгородцы, июля 15. И паде новгородцев: Константин Лукинич, Гуриата Пинешкинич, Наместь Дрочила (кто-то из его предков, вероятно, проволоку для кольчуг дрочил, то есть тянул. — Ред.), а всех 20, а Немец (иностранцы. — Ред.) накладеша две ямы, а добрых повезоша два корабля, а заутра побегоша». Все остальные подробности были придуманы позднее. И чем больше лет проходило со дня Невской битвы, тем больше становилось этих подробностей и тем более героическими они представлялись.

Геополитические события на северо-востоке Руси, накануне буквально раздавленной монгольским вторжением, особыми масштабами не отличались. Отряды русских, шведских, немецких феодалов, больше похожие на банды, то и дело «наезжали» друг на друга. «Шведы «осваивали» территорию Финляндии и оттуда проникали в Карелию и Ижорскую землю, — говорит академик Михаил Горелик.

Александр Невский — биография

— Карелы, находившиеся в вассальной зависимости от Новгорода, тоже не были образцом смирения. Однажды они дотла сожгли столицу тогдашней Швеции Сигтуну. Единственное, что осталось от города, — взятые в качестве трофея красивые бронзовые двери. Их доныне можно видеть в Новгороде — это знаменитые Сигтунские врата придела Рождества Богоматери Софийского собора.

Видимо, пытаясь установить свои порядки на новгородской территории, сотни четыре шведов и высадились тем летом в месте слияния Невы и Ижоры. Нанятый Новгородом в качестве приглашённого князя Александр Ярославич, которому тогда едва стукнуло 19 лет, в точности исполнил условия договора. Он не стал собирать пешее ополчение, а выступил с одной конной дружиной — быстрота была важнее численного перевеса. И ему удалось одержать «чистую» победу малыми силами.

Что ж, князь честно отрабатывал свою зарплату. Попробовал бы не отработать — должности лишился бы в течение суток! Помните недавний фильм «Александр. Невская битва»? Там Александр (ещё не Невский, так его прозвали только в XV в.) разоблачает заговор бояр, которые решили перейти на сторону вероятного противника: отделиться от Руси и примкнуть к Западу. Так вот именно эти бояре и были работодателями молодого князя».

Собственно на этом закончилась история небольшой пограничной стычки и началась история её возвеличивания. Ближе к концу XIII века было составлено «Житие Александра Невского», представлявшее улучшенную и дополненную версию истории. Там воинство князя провожали в бой святые Борис и Глеб, остатки шведской рати добивал божий ангел, а Александр лично «на лице самого короля оставил печать острого копья своего».

Позднее вместо анонимного короля в качестве противника Александра утвердился некто Биргер, про которого отечественные учебники истории обычно пишут, что он был «родственником короля». Что ж, был такой шведский ярл (граф) Биргер Магнуссон. Он действительно был женат на сестре короляЭрикаШепелявого, а позднее основал новую королевскую династию. В Швеции этот человек очень известен, его жизнь документирована чуть ли не по дням, и никакой набег на Ижору там не упомянут.

Участником Невской битвы Биргер стал позднее и против своей воли — примерно в XV веке. Тогда где-то на севере Руси, в Новгороде или на Соловках, от лица шведского короля Магнуса Эрикссона (1316 -1374) было написано «Завещание», в котором авторы настоятельно не рекомендовали шведам воевать с русскими, а заодно и описывали Невскую битву — событие, произошедшее за 76 лет до рождения Магнуса: «Первее сего поднялся князь Бергер и вшёл в Неву, и срете его князь Александр на реце на Ижере и самого прогна, а полки поби».

Позднее свой вклад в создание светлого образа Александра Невского внесли цари из династии Романовых, тов. Сталин, кинорежиссёр Эйзенштейн… Судя по тому, что в 2008 году князь победил в телевизионном конкурсе «Имя Россия», он поныне (и в общем, вполне заслуженно) дорог многим россиянам. Кстати, достоверных изображений Александра Невского не сохранилось.

Лидер Международного евразийского движения Александр Дугин: «Мы неслучайно до сих пор чтим святого благоверного князя Александра. В XIII в. Русь стояла перед выбором: ориентироваться на Запад или обратить взоры на Восток. Первый путь предлагал князь Даниил Галицкий, второй — Александр Невский. Как показала история, ставка на католический мир себя не оправдала. Через несколько сот лет украинский и белорусский народы в польско-литовском государстве оказались на положении меньшинств, угнетаемых как по этническому, так и по религиозному признаку. Зато путь Невского позднее привёл к созданию Московского государства, Российской империи, превращению нашей страны в великую мировую державу».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *