Кто такие старцы в Православии?

Стáрчество — это один из видов подвижничества в Православии; обширное явление православной жизни, связанное с духовным управлением со стороны опытнейшего в аскетической практике старца новоначальным монахом и другими, наименее опытнейшеми в делах веры, а время от времени совсем не имеющими исходных познаний о ней людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с годами: бывает, что юный по возрасту, однако сильный в духовном отношении человек становится духовным управляющим многих монахов и мирян различного пола и возраста.

Степень контакта старца и руководимого им лица бывает различной.

Кто такие старцы в Православии?

При более полном выражении института старчества тот, кто вступает под управление избранного им старца, должен «полностью отречься от собственной воли, собственных разумений, собственных желаний», т.е. «обязан полным, безоговорочным и совершенным послушанием» собственному духовному папе. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование старцу каждого собственного шага, каждой греховной либо даже только вызывающей опасение в греховности мысли (откровение помыслов).

Основой этих отношений служит вера в особенный духовный нрав этого управления. Может быть управление старца мирянином либо монахом, которое определяет только главные направления духовной жизни, однако оставляет значимый простор для выбора и не подразумевает ни бесспорного подчинения, ни обязательного открытия помыслов. Степень обязательности выполнения указаний старца складывается при всем этом равномерно в процессе взаимодействия обеих сторон, изменяется зависимо от определенных событий и дает разнообразные варианты отношений старца с духовными чадами либо учениками.

В российском Православии всераспространено также однократное либо неоднократное, однако редчайшее, воззвание верующих людей к старцам по определенным поводам, связанным с духовными трудностями либо прозаическими неуввязками. Разовое воззвание к старцу может повториться и вырасти потом в обретение в его лице духовного отца, т.е. неизменного наставника — однако может остаться единственной беседой, играющей, все же, значительную роль в жизни обратившегося человека. Считается, что, обратившись к старцу, следует делать его указание, потому что он обладает даром прозорливости.

Предтечами старчества в христианстве в III-IV вв. н.э. был ииноки Антоний и Макарий Египетские. Многие авторитетные раннехристианские создатели считали таковой род подчинения опытнейшему руководителю одним из самых надежных путей духовного совершенствования. При всем этом они имели в виду не только лишь духовную силу и опытность старца, да и благоприятность подобного полного подчинения для преодоления своей гордыни и обретения смирения.

Появление старчества как особенного института относится к Х в., когда под воздействием исихазма (см.) на горе Афон (Греция) появилось объединение православных монастырей, ставших центром старческого водительства. На Руси схожую роль игрались Киево-Печерская лавра (преп. Антоний и Феодосий Печеерские, XI в.), Троице-Сергиева лавра (преп. Сергий Радонежский, XIV в.), заволжские скиты и пустыни (преп. Нил Сорский, XV в.). На Руси старческое управление в монастырях было двойственного рода: либо настоятель ( игумен) был вместе с этим и старцем для братии, либо же на нем лежала только хозяйственная часть, а духовное окормление было предоставлено другому иноку. Бывало и так, что настоятель был основным аввой (учителем), а другие старцы этого же монастыря — его ассистентами.

В более узеньком смысле термин «старчество» относится к практике духовного наставничества, культивировавшейся учениками и последователями преп. Паисия Величковского (1722-1794), подвизавшегося в основном в Молдавии, однако через собственных учеников оказавшего огромное воздействие на развитие этого института в Рф XIX в. Старчество в это время процветало в почти всех обителях: Киeвo-Печерской, Троице-Сергиевой и Псково-Печерской лаврах, Оптиной и Глинской пустынях, Саровском и Валаамском монастырях и др. К подобным известным старцам, как преп. Серафим Саровский либо Амвросий Оптинский, приходило огромное количество богомольцев из всех губерний и сословий страны. Известны были также старцы из белого, т.е. приходского духовенства (посреди их — почитаемый праославными на рубеже XIX-XX вв. Иоанн Кронштадтский), также старцы и старицы из мирян, которые, как числилось, достигнули духовной высоты через подвижничество.

Российское старчество, стремясь к духовно-нравственному просвещению народа, само укреплялось за счет народного благочестия, подвижники которого часто сами становились старцами. Так, настоятель-старец Валаамского монастыря, управлявший им в направление 37лет, о. Дамаскин был крестьянином Старицкого уезда Тверской губ.; старец Гефсиманского скита Варнава ( в миру Василий Ильич Меркулов) происходил из крепостных фермеров Тульской губернии; крестьянкой была игуменья-старица Крестовоздвиженского Белёвского монастыря монахиня Павлина, а игуменья-старица Евгения, основавшая Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской губернии, была дочерью тамбовского крестьянина. Сначала XX в. центрами старчества оставались Оптина и Глинская пустыни, Саровский и Валаамский монастыри и другие обители.

В период СССР, в период гонений на религию и Церковь, российское старчество сохранялось в сокрытом либо полуоткрытом виде. Воззвание к старцам за неизменным духовным управлением либо определенным советом стало отдельно актуальным для верующих в критериях закрытия церквей, ограниченного количества приходских священников и скованности их действий из-за запретов властей. Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими нездоровых, силе их молитв потаенно распространялись далековато за пределами районов их проживания и завлекали сокрытый приток паломников. Из повсевременно руководимых ими чад создавались вокруг старцев неформальные общины, не порывавшие с законной Церковью, однако решавшие свои религиозные задачки и осуществлявшие потаенные духовные контакты. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (ск. 1948), Лаврентий Черниговский (ск. 1950), Серафим Вырицкий (ск. 1949), иеросхимонах Сампсон (ск. 1979), старец Димитрий (ск. 1996), старицы блаженная Матрона (ск. 1952), схимонахиня Макария (ск. 1993) и многие другие.

В текущее время в Российской Православной Церкви возрождаются традиции старчества в Валаамском, Псково-Печерском и неких других монастырях. Сложный опыт возрождения традиций старчества в Российской Православной церкви в к. ХХ — нач. ХХI в. кроме добрых плодов привел к возникновению парадокса т.н. «младостарчества» — грешного и осуждаемого явления в церковной жизни, когда некие священнослужители стремятся целиком подчинить для себя волю и сознание собственных духовных чад и злоупотребляют возможностями, возложенными на их по церковному уставу.

  • Старчество — статья в Википедии
  • Что такое старчество и что желает современный человек от старцев? — передача «Русский взгляд» (ТВЦ)
  • Снова о старчестве и младостарчестве — стенограмма передачи «Православная энциклопедия» (ТВЦ)
  • Старчество — статья М.М. Громыко в «Историческом словаре».
  • Дополнительно на New-Best.com о Библии и христианстве:

  • Что такое Библия?
  • Кто таковой Адам?
  • Кто такая Ева?
  • Кто таковой Моисей?
  • Что такое христианство?
  • Что такое православие?
  • Что такое исихазм?
  • Что такое авраамитические религии?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в интернете?
  • Какой официальный веб-сайт Российской Православной Церкви (РПЦ)?
  • Какова биография Патриарха Столичного Алексия II (Ридигера)?
  • Какова биография Патриарха Столичного Кирилла (Гундяева)?
  • Случаен ли порядок имен Вера, Надежда, Любовь?
  • Что такое София в философии и религии?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Значение и происхождение слова «Аминь»?
  • Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

    Уважаемые братия и сестры!

    Если Вы хотите задать вопрос, мы просим Вас учитывать следующее:

    1. Вопрос будет принят редакцией портала «Православие и современность» и передан для рассмотрения священнику Саратовской епархии или Митрополиту Саратовскому Лонгину.

    2. Основное служение священника происходит в храме. Для разрешения недоумений лучше всего прийти в храм и посоветоваться со священником лично. Следует также помнить, что на многие вопросы, касающиеся семейной жизни конкретного человека, может ответить только тот священник, который знает ситуацию в семье, у которого члены этой семьи исповедуются достаточно долгое время.

    3. Редакция не имеет возможности оперативно отвечать на каждое письмо. Если у Вас сложились обстоятельства, требующие срочного ответа, необходимо обращаться к священнику лично, в храме.

    4. Большинство ответов предназначено для публикации на сайте с просветительской целью. На вопросы, поступившие на сайт «Православие и современность» с пометкой «прошу ответить лично, на мой адрес», мы будем отвечать в исключительных случаях.

    5. Очень много писем содержит вопросы обще-информационного характера (например: Кто такой архимандрит?) или вопросы, на которые наши авторы уже многократно отвечали на сайте (например: Как выбрать крестных, церковное имя? Как получить разрешение на второй брак?). Просим Вас прежде, чем задавать такие вопросы, воспользоваться системой поиска на нашем сайте или другими поисковыми системами. В архиве рубрики в настоящее время находится несколько тысяч вопросов и ответов.

    Еще раз напоминаем Вам, что возможность задать вопрос священнику в Интернет-пространстве не может заменить личного общения со священником, посещения храма.

    Здравствуйте! Батюшка, посоветуйте, пожалуйста, как быть. В моей семье и среди друзей почти нет верующих, я сама начала воцерковляться относительно недавно. Конечно, и родственники, и друзья мне очень дороги, и я желаю им спасения, молюсь за них, но только дома, т.к. большинство из них некрещеные. Кроме того, у меня есть две подруги, одна мусульманка, а другая принадлежит к Григорианской Церкви, и за обеих мне хочется молиться, я их люблю. Меня смущает то, что в итоге я поминаю в молитвах очень многих людей, хотя и о себе-то молиться толком не умею, угодно ли это Богу? И есть еще немного обратная ситуация: у моего мужа очень большая семья, и почти все крещеные, но воцерковленных людей тоже почти нет. С большинством родственников мужа я вижусь раз в год или даже реже, для меня они почти чужие люди, должна ли я и их поминать в молитвах (ведь все-таки они мои родственники)? Спаси Господи. Анастасия

    Прочитать полностью

    Батюшка, подскажите, пожалуйста, как относиться к одинаковым или симметричным числам? Существует ли этому какое-либо объяснение? Со мной это происходит так часто, что не обращать на это внимание довольно сложно. Подскажите, пожалуйста. Спаси Бог. Ксения

    Прочитать полностью

    В настоящее время все большую популярность обретают занятия йогой. Как Церковь смотрит на это? Дозволительно ли православным христианам прибегать к подобной практике для поддержания физической формы? Елена

    Прочитать полностью

    Здравствуйте! Что следует делать православному христианину, если страсти настолько укоренились, что нет возможностей для покаяния и исправления? Георгий

    Прочитать полностью

    Здравствуйте, батюшка! Я начинаю не верить в Бога. Это выражается в том, что у меня за время накопилось много злобы к Нему. Злоба стала сейчас переходить в ненависть. Я закостенела, озлобилась. Стала ненавидеть людей больше обычного. Что-то можно сделать? Татьяна

    Прочитать полностью

    Добрый день. Прошу совета. При Крещении я нечаянно прошла под рукой священника, надевавшего крестик на другого человека. Жизнь моя изменилась кардинально, начались серьезные жизненные неприятности и трудности. Не смогла защитить себя, неоднократно защищая других. Повлиял ли мой проход под чужим крестом на мою жизнь? Или это просто совпадение?

    Прочитать полностью

    Помогите советом, пожалуйста! Крестили ребенка. В церковной лавке купили иконку с именем, а после Крещения уже дома увидели, что иконку перепутали при продаже и дали с другим именем. Волнуюсь из-за этого случая, как теперь быть? Спаси Господи!

    Прочитать полностью

    . Вся эта нечисть меня то пытается задушить, то угрожает во сне, то просто находится рядом. Я их во сне чувствую так, как вживую днем живого человека. Дома у меня постоянные неприятности, скандалы, чувствуется тяжесть. Я ночами боюсь засыпать. Я не знаю, что мне делать, они меня скоро сведут с ума. Если вы знаете что-нибудь, откликнитесь, пожалуйста, посоветуйте что-нибудь.

    Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

    Заранее спасибо. Светлана

    Прочитать полностью

    Здравствуйте. Меня зовут Анна, мне 30 лет. На протяжении уже 15-20 лет я никак не могу сжиться со своим именем. Меня изнутри коробит, когда меня называют Анюта, Нюра и т.д. Я и раньше хотела поменять имя, но не хотела огорчать маму, так как была названа в честь покойной бабушки. В школе меня называли другим именем. Недавно мама сама мне сказала, что не стоило меня называть в честь бабушки и она не против, если я поменяю имя. Скажите, как это сделать по церковным правилам? Спасибо

    Прочитать полностью

    Батюшка, у меня давно появилось желание посвятить себя служению Богу. И вот этим летом я хотела отправиться на несколько недель потрудиться в монастырь, но мои родители всячески против моей поездки и не понимают моего желания. Что Вы мне посоветуете? Спаси Господи. Екатерина

    Прочитать полностью

    Кого в православии называют старцами

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *