В еврейской Библии , а также в древних нееврейских текстах этого региона северо-западный семитский термин Рефаит (ср. Множественное число на иврите : רְפָאִים , латинизированный : rĕphåʾîm (Рефаим) ; финикийский : 𐤓𐤐𐤀𐤌 rpʼm ) относится либо к люди выше среднего роста и роста (возможно, гиганты ) или умершие духи в загробной еврейской жизни, Шеоле .

Этимология

Есть две основные группы этимологических гипотез, объясняющих происхождение библейских рефаимов . Первая группа предполагает, что это термин на родном иврите , который может происходить либо от корня רפא, либо от רפה. Первый корень, רפא, передает значение исцеления и воплощается в таких словах, как иврит rofe ( врач ) или refuah ( лекарство ). Второй корень, רפה, означает слабость, бессилие.

Вторая группа этимологических гипотез рассматривает слово рефаим как заимствованное из какого-то другого древнесемитского языка . Среди предложений — аккадский раб , князь , но это объяснение пользуется довольно ограниченной популярностью. Гораздо больше поддержки получила гипотеза, которая выводит еврейское слово refaim из угаритского rpum, обозначающего полуобожествленных умерших предков , упомянутых в таких источниках, как так называемый текст Рефаимов ( KTU 1: 20–22).

Несмотря на противоречие между этими гипотезами и несмотря на то, что современные переводы ясно различают рефаитов как одно из племен (например, Книга Бытия 14: 5; 15: 18–21; Книга Второзакония 2: 11–20) и рефаимов как жителей подземный мир (например, Книга Исаии 14: 9–11; 26: 13–15), то же слово используется в исходном тексте. Использование рефаим в еврейской Библии предполагает, что за библейским повествованием стояли легенды о некоторых древних коренных народах , которые населяли долины земли Ханаан, которая подвергалась постепенному завоеванию евреями.

Группа ханаанского народа

В библейском повествовании израильтянам было приказано истребить предыдущих жителей » земли обетованной «, то есть Ханаана , среди которых были различные названные народы, включая некоторых необычно высоких / крупных людей. Несколько отрывков из Книги Иисуса Навина , а также Второзаконие 3:11 предполагают, что Ог , царь Васана, был одним из последних выживших после рефаимов, и что его постель была длиной 9 локтей в обычных локтях. (Обычный локоть — это длина предплечья человека согласно Новой американской стандартной Библии , или приблизительно 18 дюймов (460 мм), что отличается от королевского локтя . Таким образом, длина кровати составляет более 13 футов 00 дюймов (3,96 м), даже длиннее, если локоть опирался на предплечье гиганта). Анак , согласно 2:11 , был рефаитом.

Область Моава в Ар (область к востоку от Иордана ) до времен Моисея также считалась землей рефаитов. Во Второзаконии 2: 18–21 отмечается, что аммонитяне называли рефаитов «Замзумим». Во Второзаконии 2:11 моавитяне называют их » Эмим «.

Давно умершие предки

Рефаимы также считались жителями Преисподней ( Шеол в еврейской Библии) в более поздних исследованиях. Возможные примеры этого употребления появляются как » тени «, » духи » или «мертвые» в различных переводах Библии. См .: Иса 14: 9 , 26:14 , 26:19 ; Пс 88:10 ; Прит 2:18 , 9:18 , 21:16 ; Иов 26: 5 и, возможно, 2 Паралипоменон 16:12 , где мы можем читать Рефаим как «мертвых предков» или «ослабляющих», в отличие от рофеимов , «врачей». Евр. корень רפא означает «лечить», и, таким образом, номинальная форма этого корня во множественном числе мужского рода может указывать на то, что этих «умерших предков» можно было использовать для ритуальных целей, которые принесут пользу живым.

Различные древние северо-западные семитские тексты также изобилуют ссылками на термины, очевидно родственные Рефаиму как мертвым или мертвым царям. Льюис (1989) предпринял подробное исследование нескольких загадочных текстов погребальных ритуалов из древнего прибрежного города Угарит . Льюис заключает, что «Угаритский погребальный текст» предоставляет важное свидетельство для понимания культа мертвых Угарита, в котором существа, называемые рапи’ума , давно умершие, и малакума , недавно умершие короли, были вызваны на погребальной литургии, преподнесены с едой / напитками. подношения, и попросил предоставить благословения для правления нынешнего короля. Многочисленные упоминания рефаимов в еврейской Библии в контексте, связанного с шеолом и мертвыми духами, убедительно свидетельствуют о том, что многие древние израильтяне представляли духов мертвых как играющих активную и важную роль в обеспечении благословений, исцеления или других благ в жизни людей. живые.

«Связь между Титаном и полтергейстом вполне может быть получена от основы глагола raphah, что означает тонуть или расслабляться» (Левин, 1997, стр. 17)

Ноты

  1. Бут, Скотт В. «Использование лингвистики корпуса для решения некоторых вопросов финикийской грамматики и синтаксиса, найденных в надписи Куламува» (PDF) . Архивировано 23 марта 2012 года . Проверено 4 декабря 2013 .CS1 maint: BOT: статус исходного URL-адреса неизвестен ( ). 2007. с. 197.
  2. «Рефаим» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 7 июня 2020 .
  3. Фрэнсис Браун, Сэмюэл Роллс Драйвер и Чарльз А. Бриггс, Калифорния, Иврит и английский лексикон Ветхого Завета (Оксфорд, 1907/2013) , (CD-ROM), 9242.
  4. Колер, Людвиг и Вальтер Баумгартнер. 2002. Еврейский и арамейский лексикон Ветхого Завета . Лейден: Брилл . (CD-ROM), 8014.
  5. Харрис, Р. Лэрд., Глисон Л. Арчер и Брюс К. Уолтке. 2003. Богословский словарь Ветхого Завета . Чикаго: Moody Press . (CD-ROM), 2198d.
  6. Льюис, Теодор Дж. 1999. «Мертвый». В «Словаре божеств и демонов», стр. 223–231.
  7. Руйяр-Bonraisin, Hedwige. 1999. «Рефаим». В «Словаре божеств и демонов», стр. 692–700.
  8. Косиор, Войцех (2018-05-22), «Падшие (или) гиганты? Гигантские качества нефилим в еврейской Библии» , Еврейский перевод — перевод еврейства , Де Грюйтер, стр. 17–38, DOI : 10.1515 / 9783110550788-002 , ISBN 9783110550788, получено 04.08.2018
  9. Р. Марк Шипп. О мертвых царях и прахе: миф и значение в Исаии 14: 4б-21. 2002 г. 121: «Также возможно, что различие здесь не между рефаимами и нерефаимами мертвых царей, а скорее между rpim qdmym (Ulkn, Tr ‘limn, Sdn w Rdn, Trmn;» древние рефаимы «) и более поздний Рефаим (Аммиштамру, … »
  10. Мэтью Дж. Суриано Политика мертвых королей: династические предки в книге … 2010 p160 «В отличие от текстов из Рас Шамра, однако, израильская литература негативно изображала Рефаимов, чтобы подорвать политически мощный элемент, который в противном случае принимался в угаритской традиции. Уравнение Рефаимов как мертвых … »
  11. Брайан Б. Шмидт Благодетельные мертвецы Израиля: культ предков и некромантия в древности … 1994 p267 «Угаритские народы неоднократно упоминаются как подтверждение существования как живых, так и мертвых библейских Рефаимов. Теория Де Моора включает в себя наиболее убедительные и обстоятельное предложение на сегодняшний день. По словам этого автора, »
  12. KAI 13.7-8, 14,8, 177,1; CTA 6.6.46-52, CTA 20-22 = KTU 1.161. См. Статью М. С. Смита «Рефаим» в » Якорном библейском словаре» .
  13. TJ Льюис (профессор еврейской Библии в Университете Джона Хопкинса), Культы мертвых в Древнем Израиле и Угарите (Scholars Press, 1989)
  14. KTU 1.161 = Рас Шамра 34,126
  15. О роли мертвых и погребальных обычаях в древнем израильском обществе и культурах древнего Леванта в целом см. Иудейские погребальные обычаи и представления о мертвых Л. Блох-Смит(Continuum, 1992).
  16. Габриэль Левин, Тоннель Езекии, 1997, Иерусалим, Ибис

потомок кифары

Альтернативные описания

• музыкальный инструмент и узел металлорежущего станка

• подруга барда

• подруга цыгана

• популярный среди туристов музыкальный инструмент

• струнный щипковый музыкальный инструмент

• экипаж

• узел металлорежущего станка

• этот музыкальный инструмент, по данным торговли, самый популярный в СССР

• что получится, если взять стан женщины, большую птицу и несколько толстых веревок?

• на каком инструменте играл Джимми Хендрикс?

• музыкальный инструмент молодежных тусовок

• семиструнка

• кормилица барда

• «музыкальная» часть станка

• длинные дрожки в старину на Руси

• принадлежность барда

• на ней берут аккорды

• инструмент барда

• шестиструнка

• подруга семиструнная

• туристический музыкальный инструмент

• инструмент Джо Сатриани

• инструмент Джимми Пэйджа

• неизменный музыкальный инструмент в руках барда и геолога

• любимый геологами музыкальный инструмент

• у шахтера отбойный молоток, а у барда?

• шестиструнный атрибут туриста

• шестиструнка барда

• инструмент с девичьим станом

• музыкальный дредноут

• инструмент Зинчука

• лучший инструмент для романсов

• обязательный для романсов инструмент

• обязательный эстрадный инструмент

• походная «балалайка»

• музыкальный инструмент барда и геолога

• инструмент с женской фигурой

• музыкальный инструмент в руках барда

• Струнный музыкальный инструмент

• Музыкальный щипковый инструмент

• Струнный щипковый музыкальный инструмент

• Деталь станка

• Длинные дрожки в старину на Руси

• Музыкальная часть станка

• «Музыкальная» часть станка

• дрожки в старой Москве

• ж. струнное музыкальное орудие, на котором играют щипком; кузов в виде цифры ручка прямая, с ладами; на италиянской гитаре шесть струн, на польской семь, но строй первой объемистее. Москве, гитарой зовут долгие дрожки, не круглые, не пролетки, калибер. Гитарный, принадлежащий или относящийся к гитаре. Гитарист м. -тка ж. играющий на гитаре. Гитарщик м. делающий гитары

• музык. инструмент в руках Розенбаума

• музык. инструмент в руках барда

• на каком инструменте играл Джимми Хендрикс

• походная «балалайка»

• семиструнная подруга Высоцкого

• струнный инструмент

• у шахтера отбойный молоток, а у барда

• что в руках у музыканта-рокера

• что получится, если взять стан женщины, большую птицу и несколько толстых веревок

Рефаимы

Армия Кедорлаомера на своем пути вдоль западной части Плодородного Полумесяца быстро покорила восточные и южные области Мертвого моря:

Быт., 14: 5. …Кедорлаомер и цари, которые с ним… поразили Рефаимов… Зузимов… Эмимов.

Между прочим, выражение «рефаимы» — это пример неправильного употребления множественного числа. Суффикс «-им» в еврейском языке означает множественное число, и добавлять к нему окончание «-ы» — излишне. Поэтому в Исправленном стандартном переводе говорится: рефаим, зузим, эмим (зузим часто соотносится с «замзуммим», о которых упоминается позже в Книге Второзакония).

Эти народы существовали еще за шесть-семь веков до появления потомков Авраама — израильтян и родственных им племен. Предание утверждает, что доизраильские жители Ханаана, в частности рефаимы, были гигантами. Действительно, в фольклоре почти всех народов существует общее предание о том, что на земле некогда существовали огромные великаны. В Библии об этом говорится прямо, и это место подвергалось частым обсуждениям:

Быт., 6: 4. В то время были на земле исполины…

Однако еврейское слово, переведенное здесь как «исполины», — это нефилим, и нет никакой уверенности, что оно обозначает именно исполинов. Оно может просто обозначать расу могучих воинов, вовсе не отличающуюся гигантским ростом. Исправленный стандартный перевод находит выход, оставляя еврейское слово без перевода: «В то время были на земле нефилим».

В Книге Числа в донесении разведчиков, посланных Моисеем в Ханаан, вновь говорится:

Числ., 13: 34. Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода…

Здесь также используется слово «нефилим», и Исправленный стандартный перевод излагает: «Там видели мы нефилим (сынов Енака, от рода нефилим)…»

Наконец, причиной множества рассказов о великанах могло быть удивление, которое испытали варвары-захватчики при виде творений вытесненной ими цивилизации. Так, когда греки-дорийцы вторглись на Пелопоннес, их поразили толстые стены Микен и Тиринфа — твердынь павшей микенской цивилизации. Увидев огромные каменные глыбы, из которых были возведены эти стены, дорийцы решили, что их могли построить только великаны, и греческие мифы действительно рассказывают, что их построили гигантские одноглазые циклопы. Такие стены, возведенные из больших каменных глыб и держащиеся только за счет собственного веса, без какого-либо скрепляющего раствора, называются «циклопическими стенами».

Точно так же израильтяне, вторгшиеся в 1200 г. до н. э. в Ханаан, при виде искусных укреплений его городов могли решить, что сражаются с великанами. Слово «великан» вначале должно было использоваться метафорически, под влиянием яркого впечатления от технологических достижений врага. Таким образом, уже цитируемый стих Чисел продолжает:

Числ., 13: 34. …и мы были в глазах наших пред ними как саранча, такими же были мы и в глазах их.

Однако позже все эти выражения стали восприниматься буквально, и в поздних раввинских легендах все эти рефаим, эмим, зузим, замзуммим, нефилим и енаким превратились в громадных великанов. Однако если бы они существовали, то довольно странно, что их легко победил Кедорлаомер, а позже — и израильтяне.

Пожалуй, нет необходимости говорить, что археологи не обнаружили никаких следов расы великанов, относящейся к историческим временам. Конечно, найдено небольшое количество ископаемых останков, в основном зубов, указывающих, что в прошлом на земле обитали человекообразные, которые были крупнее даже современных горилл. Однако они существовали сотни тысяч лет тому назад (и даже ранее), и маловероятно, что они жили в столь недавний исторический период, как времена Авраама.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

…восстанут мёртвые тела,

… земля извергнет рефаимов…

Исайя. 26, 19

Судя по всему в ближневосточной (особенно ветхозаветной) мифологии слово «рефаимы» используется в трех смыслах, хотя в каждом из них они внушают людям страх — рефаимы называются так, потому что наводят страх (אימה) на людей :

1. По апокрифическим сказаниям (книга Еноха 7, 2-3), это целый великанский полубожественный народ — страшные чудовища, ростом в 18 локтей, с 16 рядами зубов, они впервые стали вкушать мясную пищу, а от убийства животных перешли к истреблению людей; именно рефаимы изобрели оружие и начали кровопролитные войны. Их отцами были падшие ангелы, входившие к женам адамовым. Благодаря опасным знаниям, унаследованным от падших ангелов, рефаимы получили колоссальную власть, однако погибли, истребляя друг друга. Лишь некоторые из них, успевшие родить детей, сохранили свой облик в потомстве. Окончательно рефаимов уничтожил Великий потоп, пережить который удалось только Огу, что спасся в Ноевом ковчеге (174).

Вероятно, в этом смысле рефаимы синонимичны-аналогичны нефилимами (ивр. הנּפלים‎, «те, кто приводит других к падению»), которые в качестве потомков от союза ангелов и человеческих женщин более известны. Возможно, Нефилим — это имя собственное, а Рефаим — характеристика («Великан»). Впрочем, и «рефаим», и «нефилим» могут переводится как «великан», «гигант» . Интересно, что в славянской переводной традиции рефаимов-нефилимов периодически транскрибируют как «исполины»:

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Бытие 6:2-4

2. Человеческие племена, так же отличавшиеся большим ростом и силой. Из этих ветхозаветных племен собственно рефаимы — «один из древнейших народов, обитавших некогда в Палестине. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа и отличался необыкновенной величиной роста и силой… Во время вступления евреев в Землю Обетованную, собственно рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как, например, во времена Моисея — Ог, царь васанский, во времена Навина — енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Дахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской .

Действительно, «с рефаимами в Священном Писании нередко соединяются и называются тем же именем некоторые другие племена, отличавшиеся исполинским ростом и необыкновенной силой, например енакимы, жившие около Хеврона, зузимы, бывшие в союзе с рефаимами и побежденные Кедорлаомером, емимы, жившие по восточной стороне Мертвого моря, замзумимы, истребленные аммонитянами. Может быть, это были разные ветви одного и того же племени. Во время вступления евреев в землю обетованную рефаимов, как особого племени, собственно уже не существовало, а оставались только в иных местах некоторые из их потомков; о древних рефаимов сохранялись уже только воспоминания» . К их числу относятся долина Рефаим (близ Иерусалима и Вифлеема, на границе колен Вениаминова и Иудина) и круги рефаимов (своеобразный израильский Стоунхендж).

3. С течением веков рефаимы стали отождествляться с обитателями подземного или подводного мира, заточенными за грехи «в глубине преисподней» (шеола), с могущественными царями древних идолопоклонников, попавшими в ад. Их подземные судороги — причина землетрясений. Лишь при воскресении мёртвых окончатся их мучения» (174). В разительных чертах изображает состояние их в преисподней пророк Исаия, говоря о царе вавилонском: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим, под тобою подстилается червь, и черви — покров твой .

В тусклом беззвучном Шеоле

Дремлют без снов рефаимы,

Тени умерших на воле,

Мёртвой неволей хранимы.

Память склонилась у входа,

К тёмной стене припадая.

Нет им ни часа, ни года,

Нет им призывов Шаддая.

В чёрной подземной пустыне

Мёртвые спят караваны,

Спят вековые твердыни,

Богом забытые страны.

Константин Бальмонт «Бог не помнит их…»

В тоже время возможен и иной объяснительный ход. Библейские рефаимы лишь позднее могли быть связаны с полубожественными нефилимами. Образ рефаимов мог быть заимствован из угаритского ареала, где они были известны под именем рапаитов. В этом случае «инфернальная» составляющая рефаимов инверсируется в архетипичный для традиционных обществ мотив умирающего-воскресающего бога, жрецами которого и были рапаиты. Тогда более понятен пассаж Исайи, в котором он рефаимов поставил пержде царей языческих .

Исходя из этого, рефаимы — конечно, великаны. Но вот только совсем необязательно, что с небес идут их корни. Питать рефаимов мог и дух преисподней.

Понятно, что таких колоритных персонажей как рефаимы-нефилимы постмифология компьютерных и ролевых игр не могла оставить в стороне.

В компьютерных играх нефилимы внешне походят на людей, однако обладают парой черных пернатых крыльев, которые не являются материальными, и их нельзя потрогать. Они совсем не видимы на свету в дневное время суток, а потому нефилима практически невозможно отличить от человека. Обычно нефилимы очень красивы, обладают стройными худощавыми телами и красивыми «шелковыми» волосами. Также нефилимы отличаются большой страстью к сексу и различным извращениям. Нередки случаи мазохизма. Почти все нефилимы бисексуальны, хотя и имеют разделение на мужской и женский пол. Иногда рождаются андрогинные нефилимы. Это считается хорошим знаком, и таким телом принято гордиться, как показателем близкого родства с падшими. Среди специфических особенностей этих персонажей можно отметить следующие: повышенная регенерация — у нефилимов она выше чем у людей, но хуже чем у вампиров или оборотней; ментальная защита и способности видеть бесплотные сущности, способность посредством тактильного контакта, то есть прикосновения, вызывать определенные положительные ощущения у людей (любовь, тепло, уверенность, смелость и так далее) либо облегчать ощущения негативные (боль, страх, тоску); возможно, способность обходиться без пищи и воды.

Кроме того, одной из ключевых особенностей нефилимов является тот факт, что сами они не могут генерировать в себе силу, поэтому прибегают к внешним ее источникам. Способами потребления внешней энергии являются обычный и энергетический вампиризм, зачастую с помощью бесстыдного привораживания к себе «доноров». Бог его знает почему, но вампиры очень любят кровь нефилимов — она гораздо эффективнее людской утоляет их жажду. Да и питательнее .

Неужели подземно-небесное происхождение дает какое-то особенное положение в пищевой цепочке?

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *