Мария Афанасьевна Забокина, русская, родилась 22 июля 1880 г. в с. Прасковея Будённовского района Ставропольского края. В возрасте 7 лет была отдана отцом (известным монастырским благотворителем) в Георгиевский женский монастырь, действовавший близ ст-цы Государственной (ныне — с. Горнозаводское Кировского района Ставропольского края, каноническая территория Пятигорской епархии). В монастыре монахиня Магдалина (такое имя Мария Забокина получила в постриге) исполняла послушание регента.

Хор Георгиевского женского монастыря, 1926 г.
Монахиня Магдалина — в центре первого ряда певчих (см. фото справа).

Монахиня Магдалина в пожилом возрасте (слева)
и на фотографии хора Георгиевского женского монастыря.

После закрытия монастыря (в конце 1920-х годов) матушка Магдалина переехала в г.

Беседа с сестрами об иноческом и монашеском постригах

Георгиевск. По рассказам старожилов, она была регентом Пантелеимоновском молитвенном доме. Летом 1949 г. монахиня Магдалина была репрессирована и получила 7 лет лагерей, но освободилась раньше срока. В домовой книге дома по ул. Горького, 189, имеется запись с указанием данных паспорта Марии Афанасьевны Забокиной IX-ЦШ 724031, который был выдан 2 ноября 1954 г., и отметкой: «Прописана 25 октября 1956 г. по ул. Горького № 189, с ул. Новая № 138. Выписана 17 марта 1971 г. (или 1972 — записано неразборчиво)».

Практически на всех георгиевских фотографиях матушки Магдалины её можно увидеть вместе с другой насельницей Георгиевского женского монастыря — инокиней Еленой. Очевидно, они всегда старались жить вместе, и этим стремлением был обусловлен их одновременный переезд в дом на ул. Горького, 189.

Монахиня Магдалила и инокиня Елена вместе с георгиевскими верующими у могилы инокини Евгении (Котляровой). Инокиня Елена держит фотографии инокини Евгении и протоиерея Валериана Тобурдановского. С большой вероятностью можно утверждать, что снимок сделан 27 сентября 1956 г. Монахиня Магдалина и инокиня Елена вместе с хозяйкой во дворе дома по ул. Горького, 189,
где они жили.
1968 г.

Вот что ещё известно об инокине Елене. Екатерина Васильевна Данилова (так её звали в миру), русская, родилась 13.11.1895 г. в с. Дмитриевском Кропоткинского района Краснодарского края. В упомянутой уже домовой книге также имеются сведения о её прописке: «Паспорт IX-ЦШ 612306, 11 февраля 1954 г. Георгиевским отделом. Прописана 25 октября 1956 г. по ул. Горького № 189, с ул. Горького № 154. Выписана 25 марта 1972 г.». На всех фотографиях видно, что у инокини Елены повреждён правый глаз. Возможно именно поэтому она попала в Георгиевский женский монастырь, где имелся приют для девочек, среди которых были и «калечки».

Так и жили монахиня Магдалина и инокиня Елена вместе, пока смерть на некоторое время не разлучила их. Монахиня Магдалина преставилась ко Господу 18 февраля 1969 г. в возрасте 89 лет, инокиня Елена — 08 декабря 1978 г., прожив полных 83 года. Похоронены обе монахини на «новом» георгиевском кладбище, их могилы находятся рядом. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих монахини Магдалины и инокини Елены!

Это могила инокини Елены. Однако на кресте висит табличка, в которой упомянута и монахиня Магдалина. Памятник из мраморной крошки, установленный на могиле монахини Магдалины, имеет отношение не к ней, а к мужчине, гроб которого был захоронен в её могилу спустя тридцать лет.

Диакон В. Шалманов

Текст составлен по воспоминаниям священника Илариона Сорокина и Таисии Конько.
Данные из домовой книги любезно предоставлены хозяевами дома по ул. Горького, 189.
Даты рождения и смерти монахини Магдалины (Забокиной) и инокини Елены (Даниловой)
получены автором в Георгиевском загсе из книг регистрации смерти.

НАШ КОММЕНТАРИЙ:

— В чём разница между инокиней и монахиней?

— Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.

В данном случае: монахиня — малая схима, инокиня — рясофор.

Метки к статье: история, подвижники благочестия

Подскажите, пожалуйста, кто такой инок, а кто такой монах?

И́нок — (словообразовательная калька с др.-греч. μοναχός, от др. русск. «инъ» — один). Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы.

Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах. Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний.

Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).

Может ли человек, живя в миру, стяжать святость, соизмеримую со святостью, достижимую в монашестве, или это возможно лишь через иночество, монашество?

В основе христианской монашеской жизни лежит призыв Иисуса Христа оставить всё и последовать за Ним.

Однажды, отвечая на вопрос одного богатого юноши, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь, Спаситель порекомендовал соблюдать заповеди. Когда юноша заметил, что исполняет уже их, от юности своей, Христос дополнил ответ наставлением, сказав, что если тот хочет стать совершенным, он должен продать принадлежащее ему имущество, а вырученные средства раздать нищим, после чего — последовать за Ним (Мф.19:16-21).

Именно эти слова, услышанные в своё время Антонием Великим, в храме, побудили его отказаться от богатого родительского наследства и удалиться в пустыню.

Но почему, чтобы сделаться совершенными, люди вступают в монашество? Неужели спасение недостижимо в миру?

Отстраняясь от мира, человеку легче освободиться от многого из того, что удерживает его в состоянии приземленности, пока он живёт мирской жизнью. Заботы мира сего, всевозможные мирские соблазны и пристрастия, ежедневная суета, всё это способно сковать человека в его устремлении к Богу, отвлечь от служения Господу.

Не случайно во времена Ветхого Завета один день седмицы отводился для служения Богу особо, как обязательное требование Моисеева закона. Именно так можно было отвлечь иудеев от ежедневных житейских хлопот.

Христос Сам в Себе явил пример идеального послушания Богу. Его учение с большей ясностью, нежели учение пророков, указывает на необходимость посвящать служению Богу всю свою жизнь.

Монашеская жизнь, подразумевающая опытное духовное руководство, послушание, регулярное участие в богослужении, ограждает человека от возможных ошибок, и в общем лучше, чем мирская, способствует единению с Богом.

Между тем, сказанное не означает, что достигнуть высших ступеней праведности можно лишь вне общения с миром. Просто в миру реализовать эту цель бывает гораздо труднее.

Апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом (Лк.18:28), не только не отстранялись от мира, но и шли, с Благовестием, даже к самым закоренелым злодеям. При этом, конечно, они нравственно сторонились всего того, что могло оттолкнуть их от Бога.

Богородица, воспитывая Сына, жила в миру среди грешных и очень грешных людей. При этом Она, как никто, явила в Себе Образец монашеских добродетелей, таких, например, как целомудрие, девство, смирение. В этой связи она признаётся Образчиком монашеской жизни. С другой стороны, Она же считается и Образчиком Материнства, материнской ответственности и любви.

Никто из когда-либо живших людей (за исключением Её Сына, Христа) не превзошёл Её праведностью и благочестием (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной?).

Пребывая в миру, Она не только сохранила обет Своей юности, удержалась от беззакония, но уподобилась Богу настолько, что достигла святости, превышающей святость самых высших ангельских чинов.

Примером хранения верности Богу в миру, во времена Ветхого Завета, служили такие великие праведники как Авраам и Иов.

История Церкви Христовой сообщает о множестве прославленных Богом святых, живших в миру, в том числе — семейною жизнью, и никогда не вступавших в ряды монашеского братства. Среди них есть и христианские мученики, и юродивые, и бессребреники, и воины, и князья, и цари.

Монахиня Магдалина и инокиня Елена

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *