Вопрос от читателя: «Как вы понимаете эти стихи о призывании имени Господа? Есть ли у вас, в собраниях практика призывания имени Господа? Александр»

10.03.2015

Имя, которым мы должны спастись, это власть, которой мы должны спастись, и это есть власть Иисуса Христа.

Для того, чтобы более полно понять суть Благой Вести, я всегда рекомендую смотреть параллельные места. Часто в них можно найти дополнительное подспорье в понимании изучаемого места Писания.

Призовет имя

Поиск соответствующих мест. Нашел через электронную Библию несколько мест схожих с интересующими нас словами.

  1. Деян.2:21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
  2. Деян.9:14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
  3. Деян.9:21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
  4. Деян.22:16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса,
  5. Рим.10:13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
  6. 1Кор.1:2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:

А также Петр очень ясно говорит про имя тут:

10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
(Деян.4:10-12)

Изучаем места

Из вышеприведенных мест Писания видно следующие (по порядку):

Деян.2:21

Апостол Петр ссылается на слова древнего пророка (Иоил.2:32), когда в контексте главы проповедует спасения для иудеев.

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
(Деян.2:14-21)

После проповеди Петра ему задали соответствующий вопрос:

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:37,38)

Деян 9 глава

Савл (Павел) получает разрешение гнать церковь, христиан — людей проповедующих Христа распятого, как своего Спасителя

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
(Деян.9:1,2)

По дороге в Дамаск Павелу открывается Имя Господне:

5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. (Деян.9:5).

Анания опасается идти к Павлу, но Бог успокаивает его:

13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
(Деян.9:13-16)

Деян 22:16

Павел пересказывает свою историю, когда ради омовения грехов, он крестился, призвав единственно Имя

12 Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске,
13 пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его.
14 Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его,
15 потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал.
16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса,
(Деян.22:12-16)

Рим 10:13

Павел в диалоге с иудеями в защиту веры приводит снова слова из Иоил.2:32.

В контексте переписки видно о чем говорит Павел. Уже нет различия язычник ты, живший без закона Моисея или набожный иудей, чтущий букву закона: все едины в проповедовании Иисуса своим Спасителем.

8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
(Рим.10:8-12)

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать , в Кого не уверовали? как веровать , о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
(Рим.10:13-15)

1Кор 1:2

1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, —
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, —
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
(1Кор.1:1-8)

В этом отрывке мы уже видим тех, к кому был послан Павел, кому он проповедовал, кто услышал, уверовал. Он обращается к собранию святых, где христиане назидают друг друга, воспевая, призывая, проповедуя…

Так же, как это делают остальные церкви.

26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.
(1Кор.14:26)

Призыв, призвать, призвание

Обратимся к справочникам.

Статья по теме: Призыв, призвать, призвание

В Септуагинте еврейское слово кара переводится словами калейн или эккалейн («вызывать», Втор 20:10; в Синодальном переводе — «предлагать»).

Первое значение этого слова — «звать», «называть» (например, Мф 10:25).

25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
(Матф.10:25)

В Новом Завете оно часто встречается в значении «призвать», «пригласить».

Значения

Господь призывает нас к Себе:

30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
(Рим.8:30)

А. Основные значения «призывать (воззвать)»

  • вызывать на совещание => Быт 3:9 ; Деян 4:18
  • молиться Господу => Быт 4:26 ; Рим 10:13
  • поставить на службу => Исх 3:4,5 ; Мк 1:19,20

Б. Призыв стать детьми Божиими

В. Призыв жить святой жизнью

Г. Какие средства использует Господь, чтобы призвать нас

  • Святой Дух => 1Фес 1:5
  • благодать => Гал 1:15
  • Благую Весть => 2Фес 2:14 ; Рим 10:14

ВО ИМЯ

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

«Во» в Синодальной Библии это перевод греческого предлога epi, который, согласно словарям греческого языка, имеет много значений.

Первое из них: «предлог генитива (родительного падежа)». Зачастую генитив употребляется в качестве притяжательного падежа, указывая на принадлежность. В ВПНЗ (Восстановительный перевод Нового Завета) epi представлен как «на имени Иисуса Христа».

  • Петр в первой евангельской проповеди обратился к пророчеству Иоиля:
    «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется»
    (Деян. 2:21).
  • Анания сказал Савлу:
    «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса»
    (Деян. 22:16).

Совершенно очевидно, что «спасется» в Книге Деяний 2:21, «для прощения грехов» в 2:38 и «омой грехи твои» в 22:16 это одно и то же. Следовательно, когда человек призывает имя Господа, он совершает покаяние и принимает крещение!

Крещение во имя Иисуса не означает простое произнесение имени Иисуса во время крещения. Имя «Иисус» было дано Ему еще до рождения (Мат. 1:21). При этом Иисусу было дано имя после Его распятия, погребения, воскресения и вознесения к Отцу.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
(Фил.2:9)

Имя, данное Ему после этих событий, стало обозначением власти!

Для обретения спасения человек должен устремить свой взор к этому имени, уповать на представляемую им власть и принять крещение (Деян. 2:38). Именно таким образом человек призывает имя (власть) Иисуса Христа.

Единственное имя, которым можно спастись

Понимание греческого языка.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»
(Деян. 4:12).

Петр только что исцелил человека, ноги которого были парализованы от рождения (Деян. гл. 3).

Это не понравилось иудейским властям. Они спросили апостолов:
«Какою силою или каким именем вы сделали это?»
(Деян. 4:7).

«Сила» в данном стихе это перевод греческого слова dynamei (начальная форма – dynamis). Это слово легло в основу таких терминов, как «динамо», «динамит» и «динамический».

Иудейские власти понимали, что в исцелении немощного человека участвовала некая сила.

Непосредственно перед исцелением Петр сказал хромому:

«Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи»
(Деян. 3:6).

И он пошел!

Петр объяснил, что Имя, которым был исцелен немощный человек, это то же самое Имя, которым мы должны спастись (Деян. 4:12)!

Что это за имя?

Петр не говорил здесь о названии церкви. Церковь, о которой мы читаем в Новом Завете, имела несколько наименований («тело»; «невеста» и т.д.).

Имя, которым мы должны спастись, это власть, которой мы должны спастись, и это есть власть Иисуса Христа.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
(Фил.2:9,10)

20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
(Матф.1:20,21)

  • Имя, данное Иисусу после воскресения было данной Ему властью и силой!
  • Не может спастись человек, не желающий подчиниться этой власти!
  • И нет никакой другой власти, или силы, которой мы могли бы спастись!

12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
(Деян.4:12)

Выводы

После изучения Писания мои выводы будут следующими:

  • я вижу, что когда мы принимаем крещение, то призываем имя Иисуса Христа
  • далее мы получаем дар — Святой Дух
  • становимся членами поместного собрания и служим церковью
  • так же проповедуем в своей жизни Иисуса

В церкви, дома или на работе — мы поем, молимся и проповедуем во имя Иисуса Христа.

17 И все, что вы делаете, словом или делом, все во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
(Кол.3:17)

Будет интересно узнать: Имена Бога сколько их?

Б. Настоящее Израиля (Гл. 10)

10,1 Необращенным иудеям это учение было явно не по вкусу. Они считали Павла предателем и врагом Израиля. Но сам он уверяет своих братьев во Христе, которым адресовано это Послание, что постоянно молится Богу об обращении Израиля, которое принесет его сердцу несказанную радость.

10,2 Вовсе не обвиняя иудеев в безбожии и нерелигиозности, Павел свидетельствует, что они имеют ревность по Боге. Это следовало из того, как усердно они исполняют ритуалы и церемонии иудаизма, и из их нетерпимости к любому противоречащему учению. Но ревность – это еще не все, она должна сочетаться с истиной, так как в противном случае от нее будет больше вреда, чем пользы.

10,3 Именно тут они и преткнулись. Они не разумели праведности Божьей, не понимали, что Бог вменяет праведность на основе веры, а не дел. Они старались обрести собственную праведность исполнением закона. Они пытались заслужить Божью благосклонность своими усилиями, своей моралью, своими добрыми делами. Они упорно отказывались подчиниться Божьему плану, обещавшему признать праведными нечестивых грешников, которые уверуют в Его Сына.

10,4 Если бы они уверовали во Христа, то поняли бы, что Он и есть конец закона, дающий праведность. Цель закона – выявить грех, обвинить и осудить преступников, но он никого не может сделать праведным. А нарушение закона наказывается смертью. В Своей смерти Христос понес то наказание, которое заслужили нарушившие закон люди. Когда грешник принимает Господа Иисуса Христа как своего Спасителя, закон перестает властвовать над ним. Благодаря заместительной Жертве он умирает для закона. Он навсегда расстается с законом и с тщетными попытками достичь им праведности.

10,5 Разница между словами о законе и словами о вере видна даже в самом языке ВЗ. Например, в Левит 18,5 Моисей пишет, что человек, который достигнет требуемой законом праведности, будет на основании этого жить. Акцент здесь ставится именно на достижении, исполнении.

Конечно же, это утверждение представляет идеальную ситуацию, недостижимую для грешного человека. Другими словами, здесь говорится о том, что если бы человек был способен постоянно во всем следовать закону, его бы не за что было осуждать на смерть. Но закон был дан тем, кто уже согрешил и был уже осужден на смерть. Даже если бы со дня получения закона они начали безукоризненно его соблюдать, то все равно бы погибли, так как Бог требует расплаты и за прошлые грехи. Любая надежда человека на обретение праведности по закону изначально обречена на провал.

10,6 Для того чтобы показать отличие языка веры от языка закона, Павел цитирует Второзаконие (30,12-13), где написано: Она не на небе, чтобы можно было говорить: «Кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» И не за морем она, чтобы можно было говорить: «Кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»

Интересно, что в Книге Второзакония эти стихи не относятся к вере или Евангелию. Там они говорят о законе, особенно о заповеди обратиться к «Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душею твоею» (Втор. 30,10). Бог утверждает, что закон не сокрыт, не удален и не недоступен. Человеку не нужно подниматься на небо или пересекать море, чтобы найти его. Божье слово находится здесь, рядом, и ждет исполнения. Но апостол Павел относит эти слова к Благой Вести. Он говорит, что язык веры не требует от человека взбираться на небо, чтобы свести Христа на землю. С одной стороны, это и невозможно, а с другой – не нужно, так как Христос уже родился на земле!

10,7 Цитируя Второзаконие (30,13), апостол заменяет слова «кто сходил бы… за море» на «кто сойдет в бездну».

Этим он подчеркивает, что Благая Весть не требует от человека спускаться в могилу, чтобы поднять Христа из мертвых. Это также и невозможно, и не нужно, так как Христос уже воскрес из мертвых. Заметьте, что в стихах 6-7 изложены две доктрины, наиболее трудно воспринимаемые иудеями, – воплощение и воскресение Христа. Но для спасения им необходимо согласиться с ними. Мы снова встретим эти доктрины в стихах 9-10 этой же главы.

10,8 Если Евангелие не требует от человека чего-либо невыполнимого или чего-то уже свершившегося, то что же оно тогда говорит?

И опять Павел цитирует стих из главы 30 Второзакония, чтобы показать, что слово о спасении близко, доступно и понятно. Оно может быть выражено в обычном разговоре («в устах твоих») и однозначно понято («в сердце твоем») (Втор. 30,14). Это и есть Благая Весть о спасении по вере, проповедуемая Павлом и другими апостолами.

10,9 Здесь резюмируется вышесказанное: во-первых, нужно согласиться с доктриной о воплощении, то есть с тем, что Младенец в вифлеемских яслях – Господь жизни и славы, что описанный в НЗ Иисус – это и есть Господь ВЗ (Иегова).

Во-вторых, надо также признать факт воскресения вместе со всеми вытекающими из него следствиями. Бог воскресил Его из мертвых в доказательство того, что Христос успешно завершил дело нашего спасения и что теперь требования Бога полностью удовлетворены. Верить этому всем сердцем невозможно без участия и разума, и чувств, и воли.

Именно устами исповедуют Иисуса Господом и сердцем веруют, что Бог воскресил Его из мертвых. Именно так принимают Личность и жертву Господа Иисуса Христа. Это и есть спасительная вера.

Часто люди задают вопрос: «Может ли человек спастись, приняв Иисуса своим Спасителем, но не признав Его Господом?» Библия не поддерживает тех, кто верит, но с мысленной оговоркой: «Я, конечно же, признаю Иисуса своим Спасителем, но считать Его Господом всех и всего не могу». С другой стороны, те, кто признал Иисуса Господом, зачастую сталкиваются с проблемой условия спасения: «До какой степени Иисус должен господствовать надо мной, чтобы мне получить спасение?» Мало кто из христиан может сказать, что полностью подчинился Господу. Но когда речь заходит о Благой Вести, мы должны четко осознавать, что единственным условием спасения является вера. Хотя при этом наш долг – постоянно напоминать и грешникам, и святым, что Христос есть Господь (Иегова) и что необходимо Его таковым и признавать.

10,10 Продолжая объяснять эту тему, Павел заявляет, что сердцем веруют к праведности. Здесь речь идет не о каких-то теоретических предположениях, но об истинном принятии всем своим внутренним существом. Как только человек совершает это, он немедленно получает оправдание.

А затем устами исповедуют ко спасению; то есть верующий публично свидетельствует о своем свершившемся спасении. Нельзя считать исповедание необходимым условием спасения, но это неотъемлемое проявление уже свершившегося: «Если вы верите в Иисуса Христа, то, конечно же, обязаны говорить о Нем». Когда кто-то по-настоящему во что-то верит, он обязательно хочет поделиться этим с другими. Если человек действительно рождается свыше, то это слишком большая радость, чтобы держать ее в тайне. Он исповедует Христа.

Писание предполагает, что спасенные публично свидетельствуют о своем спасении. Это неразрывно. Келли пишет по этому поводу: «Если бы не было устного исповедания Христа Господом, мы бы не могли говорить о спасении; как сказал наш Господь: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет»». (William Kelly, Notes on the Epistle to the Romans, p. 206.)

Денни комментирует это так:

«Сердце, верующее к праведности, и уста, исповедующие ко спасению, – это не два разных явления, а лишь две стороны одного и того же». (James Denney, цитируется по Kenneth Wuest in Romans in the Greek New Testament, p. 178.)

Возникает вопрос: почему в стихе 9 сначала сказано об исповедании, а затем о вере, тогда как в стихе 10 сначала говорится о вере, а лишь потом об исповедании? Ответ достаточно прост. В девятом стихе говорится о воплощении и воскресении Христа, и перечисление этих доктрин соответствует хронологическому порядку. Сначала воплощение – Иисус есть Господь. Затем воскресение – Бог воскресил Его из мертвых. В стихе же 10 речь идет о событиях, связанных со спасением грешника. Сначала он верует, а затем публично исповедует свое спасение.

10,11 Апостол цитирует пророка Исаию (28,16), чтобы подчеркнуть, что всякий, верующий в Него, не постыдится. Мысль о публичном исповедании Христа может вызвать страх посрамления, но также верно и противоположное. Наше свидетельство о Христе на земле повлечет за собой Его свидетельство о нас на небесах. И мы не будем разочарованы в своей надежде.

Использованное в этом стихе слово «всякий» служит связующим звеном со следующей темой: спасение для всех, как для иудеев, так и для язычников.

10,12 Ранее мы уже читали, что как иудеям, так и язычникам равно необходимо спасение (см. Рим. 3,23), так как все согрешили. Здесь же мы видим, что между ними нет никакого различия и в плане доступности спасения. Господь никого не ограничивает; Он является Господом всех. Он богат милостью и благодатью для всех призывающих Его.

10,13 Для того чтобы показать общедоступность Благой Вести, Павел цитирует Иоиля (2,32). Вряд ли можно желать еще более простого пути спасения, чем тот, который выражен в словах: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Под именем Господним подразумевается Сам Господь.

10,14 Но такое Евангелие подразумевает всеобщую проповедь. Как предлагать спасение иудеям и язычникам, если они никогда о нем не слышали? В этом и заключается основа христианской миссионерской деятельности.

В серии вопросов «как» (как призывать… веровать… слышать без проповедующего) апостол еще раз повторяет те шаги, которые ведут к спасению иудеев и язычников. Если перечислить их в обратном порядке, это станет яснее.

Бог посылает Своих служителей. Они проповедуют Благую Весть о спасении. Грешники слышат Божий призыв к жизни во Христе. Некоторые из услышавших верят этим словам. Поверившие обращаются к Господу. Обратившиеся к Нему получают спасение.

Ходж пишет, что этот аргумент основан на следующем принципе: если Богу угодно привести все к концу, Ему также угодны и дела, приближающие этот конец. (Hodge, Romans, p. 545.) То есть, как мы уже отмечали, в этом заключается основа миссионерской деятельности. Таким образом, Павел защищает свое благовествование язычникам, недопустимое с точки зрения неверующих иудеев.

10,15 Итак, мы посланы Богом. Как же мы относимся к этому? «Как прекрасны ноги Того, Кто приносит весть о мире и благих делах!» – пишет пророк (Ис. 52,7). Исаия пишет именно о Нем, то есть о Мессии. Но здесь, в Послании к Римлянам, единственное число заменено на множественное. Тогда, более 1900 лет назад, благовествовал Он, а сегодня проповедь Благой Вести погибающему миру стало нашей обязанностью и привилегией.

10,16 Но, сокрушается Павел, далеко не все израильтяне послушались Благой Вести. И пророчество Исаии предрекает это: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?» (Ис. 53,1). Сама постановка вопроса подразумевает ответ: «Не многие». Мало кто откликнулся на провозглашение первого пришествия Мессии.

10,17 Цитируя Исаию, Павел отмечает, что вера, о которой говорится в пророчестве, должна была родиться на основании услышанного, а оно, в свою очередь, исходило от Божьего слова о Мессии. Таким образом, апостол приходит к выводу, что вера от слышания, а слышание от слова Божьего. Вера приходит к человеку, когда он слышит весть о Господе Иисусе Христе, которая, конечно же, основана на написанном Слове Божьем.

Но самого по себе обычного слышания недостаточно. Чтобы услышать Божье слово, необходимо слушать не только ушами, но и открытыми сердцем и умом. Если есть желание познать Божью истину, то Слово зазвенит колоколом правды, само утверждая свою авторитетность. Тогда ему нельзя не поверить. И, конечно же, то слышание, о котором здесь говорится, не обязательно должно быть именно физическим слышанием; оно, например, может быть и чтением. То есть «услышать» – значит принять Слово каким угодно образом.

10,18 Так в чем же заключалась проблема? Неужели иудеи и язычники не слышали проповеди Божьего Слова? Слышали. Павел заимствует слова из Псалма 18,5, чтобы показать, что они не могли не слышать. Он говорит: «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их». Удивительно, что Псалом 18 говорит не о Благой Вести, а о повсеместном свидетельстве солнца, луны и звезд о славе Божьей. Павел же, приводя здесь эти слова, тем самым показывает, что в его дни они также верны и для описания всемирной проповеди Евангелия. Под водительством Святого Духа он часто использует цитаты из ВЗ, помещая их в другой контекст. Дух, написавший эти слова, конечно, имеет право применять их впоследствии так, как захочет.

10,19 Призвание язычников и отвержение Благой Вести большинством иудеев не должно было удивлять израильтян. Их Писание в точности предсказало эти события. Бог предупреждал, что возбудит в израильтянах ревность с помощью не народа, и раздражит их несмысленными язычниками (Втор. 32,21).

10,20 Исаия же высказывается еще более решительно: Господа нашли язычники, которые даже не искали Его, и Он открылся тем, кто даже не пытался узнать что-либо о Нем (Ис. 65,1). Итак, в целом язычники, удовлетворенные своими идолами, не стремились к Богу. Но когда они услышали Благую Весть, многие из них действительно откликнулись. Другими словами, язычников обратилось больше, чем иудеев.

10,21 В противоположность картине собирающихся вокруг Иеговы язычников, Исаия рисует Господа, Который целый день простоял с простертыми к Израилю объятьями, но встретил лишь непослушание и упрямый отказ.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется

Сила речи и здесь во: всяк. «Поелику иудеев особенно возмущало то, что они пользовались преимуществом пред всем человеческим родом, а теперь вера низлагает их с сего престола и предоставляет им не более прав, как и другим; то Апостол неоднократно делает указания на Пророков, которые предвещают им о таком равенстве. Всяк веруяй в Онь, сказано, не постыдится; и всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется. В устранение всяких возражений в том и другом месте поставлено слово: всяк» (святой Златоуст).

Апостол не поминает, что сие место берет он из Писания; но как оно слово в слово читается у пророка Иоиля (см.: Иоил. 2, 32); то нет сомнения, что он привел его, как взятое из Писания, а не помянул, верно, потому, что и его разумел, когда сказал выше, в стихе 11: глаголет бо Писание.

Смысл приведенного из святого Иоиля места ясен сам по себе. У пророка Иоиля оно приложено к пророчеству о излиянии Духа Святого на всех рабов и рабынь Божиих. На рабы моя и на рабыни моя во дни оны излию от Духа Моего, и прорекут (ср.: Иоил. 2, 29). И в конце: и будет всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (ср.: Иоил. 2, 32). — Спасется чем? Тем, что, с верою призвав Господа, Духа Святого приимет, Который освятит его и святым сохранит до конца. Сие пророческое место приводил уже святой апостол Петр в день сошествия Святого Духа. Когда иудеи, смотревшие на восторг Апостолов в момент излияния на них Духа Святого, подумали, что они пьяны: то он в опровержение сего сказал: не пьяны, а это исполнилось на нас то, что предрек пророк Иоиль о излиянии Святого Духа. Затем привел все место (см.: Деян. 2, 16 — 21), — и в конце тоже приложил: всяк, иже призовет имя Господне, спасется (ср.: Деян. 2, 21). Наконец, когда целые тысячи иудеев пришли в сокрушение и спрашивали, что же им делать, то он, указывая им, что делать, сим самым объяснил и то, что значит спастися и в чем состоит призывание имени Господня: призывание — в покаянии и вере в Господа, а спасение — в крещении во имя Его, во оставление грехов и в приятии дара Духа Святого. Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Господа Иисуса Христа, во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (ср.: Деян. 2, 38). Сознай, что ты грешен кругом, и уверуй, что нет тебе спасения, как в Господе; затем в сих чувствах и в духе сей веры крестись, чрез что приимешь отпущение грехов и к новой отродишься жизни. Став же таким образом сосудом крепким, приимешь дар Святого Духа, который, излившись в тебя, научит тебя, как тебе быть святым, и силою исполнит к тому, чтоб ты содержал себя в святости все дни жизни твоей. Вот и спасение! Это есть Апостольское изъяснение того, как бывает, что призывающий имя Господне спасается. А не одно только взывание: Господи, Господи! Ибо не всякий такой непременно уже внидет в Царствие, — сказал Господь в Евангелии (см.: Мф. 7, 21).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *