Толкования Священного Писания

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником

Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2:51), несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19:26–27). Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4:5–7), и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4:30). Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, — тот не может быть учеником Христовым.

10 ЗАПОВЕДЕЙ (5 заповедь) Почитай отца и мать

Мы добрались уже до пятой заповеди. Давайте ее прочтем и поразмышляем.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12)

Этому месту вторит еще один отрывок из Нового Завета:

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3)

Мы уже говорили, что по Писанию, посягательство на суверенитет обычно наказывалось смертной казнью. Заповедь о почтении родителей – не исключение:

«Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15)

«Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:17)

«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Прит.20:20)

«Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям» (Прит.28:24)

Очень серьезные заявления! Даже как-то жутковато от таких слов. Бог так защищает суверенитет родителей, потому что сам позиционирует Себя с Отцом.

«Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. …»» (Мал.1:6)

Отношение к родителям должны носить элементы почтения и страха. Такого же, как пред Господом. Если мы не умеем правильно относиться к родителям – мы не сможем понять до конца, как правильно почитать Бога Отца. Именно поэтому эта заповедь, утверждают евреи, находилась еще на скрижали с заповедями, которые относятся к отношениям с Богом, а не к отношениям с человеком.

Тайна этой заповеди сокрыта в том, что Бог и родители соучастники в творении нового человека. По замыслу Бога именно родители должны были стать и соучастниками духовного рождения своего ребенка, наставляя его в Слове Божьем.

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4)

Что значит не раздражать детей? Значит ли это потакать им во всем? Однозначно нет! Не раздражать детей – это значит создать атмосферу в семье, в которой детям будет легко оказывать почтение родителям.

От некоторых людей я слышал фразы, типа – «Мои родители не додали мне любви и мне сложно их почитать». Родители не недодали вам любви, а отдали ровно столько, сколько у них этой любви было. У большинства из нас родители не были христианами, а это значит, что и источника пополнения любви у них не было. Сегодня у нас есть Бог – источник настоящей люби. Поэтому мы можем излить на своих детей любви больше, чем это сделали наши родители для нас. Постарайся сделать так, чтобы у твоих детей было меньше сложностей с почтением тебя. Это упростит твои усилия воспитывать своих детей в наставлении Господнем.

Практика жизни

Как-то мне на глаза попала информация, что от 6 до 9 лет представления о родителях идеалистичны. Папа – все может. Мама – самая красивая. Идеализация в этом возрасте делает послушание родителям слепым. Воля ребенка в этом возрасте только начинает формироваться. Период перехода ребенка во взрослую жизнь делает эту заповедь весьма сложной. Идеализация исчезает. Ребенок начинает сравнивать своих родителей с другими людьми, учителями в школе, родителями одноклассников и т.п. Это время, когда человек начинает видеть и плюсы и минусы в своих родителях. Как ни горько в этом признаться, но оказывается папа не всемогущий, а мама не самая красивая.

Если с этим мнением согласиться, то исполнение заповеди о почтении родителей, это не слепое подчинение и боготворение родительского ореола, а осознанный, повторюсь ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР – ПОЧИТАТЬ, НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО.

Здесь же стоит упомянуть о семьях, в которых даже в маленьком возрасте, дети смущались своих родителей. К сожалению, наше общество изобилует такими примерами. Алкоголь, насилие, разводы и т.п. явления заставляют многих детей рано взрослеть. Чаще всего, в сердце таких детей много ран. Но при всем этом там в этом сердечке носится образ идеального родителя. Тот образ — это мечта, которая не исчезает с годами. Эта же мечта и в сердцах тех детей, которые потеряли родителей. На первый взгляд, это светлая мечта, но в ней есть опасность при построении своих семей. Т.к. такой человек пытается найти в лице мужа или жены – маму или папу. При таких отношениях будут страдать и супруги и их дети. Такому человеку нужно исцеление сердечных ран. Это исцеление может подарить Господь.

Библия не говорит почитать родителей только, если они люди с большой буквы. Библия так же не говорит, что люди, которые не знали своих родителей, или потеряли их, освобождаются от исполнения этой заповеди. Мы говорили, что все заповеди основаны на заповеди возлюби («агапе» — безусловная любовь), следовательно, и в этой заповеди должна присутствовать безусловная любовь.

Еще раз подчеркну. Исполнение заповеди о почтении родителей, это осознанный выбор – ПОЧИТАТЬ, НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО. Почитать – не смотря на то, что пили, не смотря на то, что дрались, не смотря на их эгоизм, не смотря на то, что сдали в детский дом или просто бросили в грудном возрасте. Наше почтение должно все это покрыть. Исполнить эту заповедь в таком случае становиться весьма не просто. Но это необходимо в первую очередь для нас самих.

Почитание

Итак, мы поняли, что почтение – это не слепое подчинение. Слепое подчинение родителям — это отсутствие ответственности. Человек, слепо подчиняющийся своим родителям, не смотря на совершеннолетний возраст, уклоняется от ответственности принимать самостоятельные решения в жизни. Такой человек не приспособлен к полноценной взрослой жизни.

Так что же такое почтение родителей?

Почтение – это покрыть «наготу»

Пример: Ной и его сыновья (Быт 9:20-26). Покрывать «наготу» наших родителей – это почтение.

Не позволяйте себе выносить «наготу» ваших родителей на обозрение: пристрастия, слабости, недостатки характера и т.п.

Почтение – это продолжить следовать за Богом, как отец.

Пример: Давид и Саломон

«ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: «сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему»» (3Цар.5:3-5)

Почтение – это не грешить грехами отца

Пример: Ионафан и Саул. Ионафан поддерживал отца во всех сражениях. Он никогда не трусил. Но, в вопросах нечестия, Ионафан выбирал сторону праведности.

«… Если же отец мой замышляет сделать тебе зло, и это открою в уши твои, и отпущу тебя, и тогда иди с миром: и да будет Господь с тобою, как был с отцом моим!» (1Цар.20:13)

Вы знаете грехи ваших родителей. Проявите почтение в том, что вы не повторите их грехов.

Еще несколько практических советов:

— Исходя из сегодняшних реалий, заповедь почтения родителей, это еще и …

— периодически звонить не по делу, а просто так

— оказывать внимание объятиями, подарками, записками, письмами (и не только в праздники)

— посещать и не потому, чтобы что-то взять

— помогать в уборках, ремонтах и т.п.

— при необходимости и возможности помогать финансово

— молиться о них

— не позволяй себе хамить родителям

— не позволяй себе произносить фразы – «Ты мне больше не отец» (не мать)

-не позволяй себе держать обиду на родителей. Прощай!

— почитай и кровных и приемных родителей (если это твой случай)

— проси у них благословения на судьбоносные решения

— Почет и уважение тем детям, которые способны без ропота досмотреть в преклонном возрасте своих родителей или обеспечивают уход за ним.

— Как парень относится к маме, так он будет относиться и к своей жене.

Заключение

Приходите на домашнюю группу, и мы вместе еще порассуждаем над этой темой.

Савенок А. В.

Ст. 4-10 Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет» (Исх. 20:12; Лев. 20:9). А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Ис. 29:13). И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте

Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров (Исх. 20:21; Лев 20). Вдовиц, — говорит апостол, почитай, истинных вдовиц (1 Тим. 5:3); здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим. 5:17). Этим повелением нам также заповедано, чтобы волу молотящему мы не закрывали уст (Втор. 25:4), и трудящийся достоин своей награды (Лк. 10:7). Господь дал эту заповедь, или напоминая о слабости, или о преклонном возрасте, или о бедности родителей, чтобы сыновья почитали родителей своих, даже оказывая им помощь в необходимом для жизни. Книжники и фарисеи, желая извратить эту попечительнейшую заповедь Божию, — чтобы под именем благочестия ввести нечестие, — учили нечестивейших сыновей, что если бы кто по обету захотел Богу посвятить то, что должно быть принесено родителям, в таком случае приношение Богу пусть будет предпочтено дару для родителей. Конечно, может быть и то, что сами родители, видя посвященное Богу и опасаясь, как бы не подпасть осуждению за святотатственное деяние, переносили бедность. Но при этом бывало так, что приношение детей, — под видом приношения в храм Божий, становилось прибытком священникам. Это нечестивейшее предание фарисеев происходило из другого побуждения. Многие, взяв в долг чужие деньги и не желая возвратить вверенное им, передавали священникам, чтобы требуемые от них деньги были употреблены на служение в храм и на их нужды. А может быть, что изречение: Дар, который от меня, поможет тебе имеют в кратких словах следующее значение. Вы, говорит Он, побуждаете детей, чтобы они говорили своим родителям: «Отец, мать! Тот дар, который я намереваюсь принести Богу, я трачу на твое пропитание, и он поможет тебе», чтобы они , боясь взять то, что, — как им известно, предназначено для Бога, предпочитали проводить жизнь в недостатке, чем питаться от того, что посвящено.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Толкование на Евангелие от Матфея

Мф.15:4. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.»

Мф.15:5. «А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,»

Мф.15:6. «тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.»

«Неблагодарность к тестю, за хлеб-соль и за все, – к этому старцу, отдавшему за тебя дочь свою, много и горячо тебя любящую, и место свое (хотя и по болезни), – есть гордость пред ним, презрение его и неблагодарность пред ним. – Чти отца твоего (Мф. 15:4; Исх. 20:12; Втор. 5:16). Почитай себя не стоящим этого места, которое он занял в старости своей, как бы в награду за долговременную службу, а ты занял в молодости. Итак, чти отца твоего: ибо муж и жена одна плоть (Ср.: Мф. 19:5, 6; Быт. 2:24) и отец ее есть твой отец; да благо тебе будет и долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). Смиряй сердце свое пред ним; будь к нему почтителен и ласков нелицемерно» .

Мф.15:8. «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;»

«Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене . Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце ; потому что сердце – главное в человеке, жизнь его; больше – сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем – тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души – то же, что земля. Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум» .

«Молитва наша должна быть глубока, искренна, разумна, плодотворна, – изменять наше сердце, направлять волю к добру, отвращая от зла. Молитва поверхностная есть лицемерие, кощунство, суетная молитва. Приближаются Мне людие сии усты своими и устами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене » .

«От обращения мыслей моих и сердца моего к Богу, к Владычице, к другим святым я получаю жизнь, мир, святыню, радость – всегда, когда только искренно мое обращение. Что вы скажете против этого – вы, говорящие, что не получаете пользы от молитвы? Отчего же я получаю? Отчего многие другие получают? Говорите: молишься, молишься, а пользы нет: нас никто не слушает. Вот что я вам скажу на это. Очистите руце, грешницы, прежде чем приступите к молитве, исправите сердца ваша, двоедушнии: постраждите и слезите и плачитеся… приближитеся к Богу, и приближится вам (Иак. 4:8–9). – А то сами вы не приближаетесь к Нему сердцем, а только устами (Ср.: Ис. 29:13; Мф. 15:8), ложно, и говорите: вас никто не слышит. Заговорите голосом сердца на молитве вашей: и ваша молитва во мгновение у Господа и принесет вам плод. Соберите мысли свои из рассеяния мира и обратите их к Богу всецело; примиритесь со всеми; пусть в сердце вашем царствует мир и тишина – пусть замолкнут все страсти, все привязанности сердца к земному, воздыхайте глубоко и искренно, проливайте слезы теплые и нелицемерные о грехах своих, зрите свои грехи, осуждайте себя немилосердно и чистосердечно: и увидите, что Господь не заставит вас дожидаться Его; Еще глаголющу ти, речет: се, приидох (Ср.: Дан. 9:21, 23), (молитвы Даниила (См.: Дан. 9:4–19), Захарии (См.: Лк. 1:5–13), Корнилия (См.: Деян. 10:1–4). – Бог, мы знаем, дает и истинную молитву молящемуся: как же Он не слышит» .

Мф.15:18. а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,

«Отчего иногда останавливается язык на молитве? А отчего останавливается стрелка на часах? Оттого, что внутренность часов засаривается или повреждается, например, повреждается колесо, барабан или волосок. Так и язык на молитве, как бывает у некоторых, останавливается оттого, что засаривается или повреждается внутренность существа человеческого – сердце, когда, например, сердце бывает лукаво, исполнено неверия (Далее в рукописи следует слово, не поддающееся прочтению) или когда западает в него вражда или другие нечистоты. Язык – то же некоторым образом у человека, что стрелки в часах. Стрелка доказывает внутренний ход часов – и язык есть герольд или адвокат сердца и мысли, провозвестник того, что делается внутри, что наполняет сердце. Потому Спаситель говорит: выходящее из уст… то сквернит человека; от сердца бо исходят помышления злая… прелюбодейныя, любодейныя… (Мф. 15:18–19) и прочее» .

Мф.15:19. «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»

«Сердце в человеке – главное. Человек зрит на лицо, Бог же… на сердце (1Цар. 16:7). В Послании к Солунянам Апостол говорит: во еже утвердите сердца ваша (а не вас) непорочна… (1Сол. 3:13). От сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15:19). Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме (Иер. 4:14). Сердце – то же, что душа: отымите лукавство от душ ваших (Ис. 1:16)» .

«У большей части людей око лукаво. Что это за порча в нас, что ли, и смотря на хороший, даже святой предмет, скорее представляем что-либо нехорошее, чем хорошее, нечистое, чем чистое, так, что представления святые, чистые и возвышенные, без воспитания их в нашем сердце и уме, не могут и обитать в нас. А отчего бывает око лукаво? От нечистого сердца. – От сердца бо исходят, – говорит Спаситель, – помышления злая (Мф. 15:19), око лукаво, хула, гордыня. Ах, как нужно хранить сердце всяцем хранением, как говорит премудрый» .

«Мысли добрые, светлые от Бога или от Ангела светла, хранителя нашего; от человека самого, от сердца, без благодати, исходят помышления злая (Мф. 15:19) и прочее» .

«Животворящие Тайны божественно-могущественным образом действуют на самое сердце человека, скверное, источающее из себя почти постоянно помышления злая (Мф. 15:19), любодеяние, хулу, сомнение, неверие и прочее и причиняющее человеку мучения. Принятые с верою, они совершенно подавляют гнездо греха, и он замирает, уступая место помышлениям добрым, святым, живой вере, любви, благодарению.

Далее в рукописи следует слово, не поддающееся прочтению» .

«Сердце чисто, так и весь человек чист: сердце не чисто – и весь человек не чист: от сердца бо исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы… . Но святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святый, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца. Сердце чисто созижди во мне Боже » .

«Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста – на лбу – во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний – на чреве – во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца: и поперечную часть на раменах или мышцах – во образ Духа Святого. Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца Господня кому открыся (Ин. 12:38, Ис. 53:1), или: бысть на мне рука Господня (Иез. 3:22), т.е. Дух Святой. Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум – образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум – образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого. Дуну, и глагола им: приимите Дух Свят… (Ин. 20:22). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы… (Мф. 15:19), то это исходит гнездящийся в человеке злой дух… А когда благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое (Лк. 6:45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81:6). Аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть, и не может разоритися писание (то есть, что сказано, то – сказано верно, непреложно), Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголите, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10:35–36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия, беседуй с ним, как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем» .

Мф.15:21. «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.»

Мф.15:22. «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.»

Мф.15:23. «Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.»

Мф.15:24. «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.»

Мф.15:25. «А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.»

Мф.15:26. «Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.»

Мф.15:27. «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.»

Мф.15:28. «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.»

«Гл. 15, ст. 28. О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Чего не можно сделать с верою! Все, даже можно сделаться богом. Это не преувеличение: Бог сделался человеком для того, чтобы человека верующего сделать богом. Великое сокровище для христианина вера Божия: она на земле уже соединяет человека с Богом, делая его участником Божественного всемогущества, и сообщает ему залог будущего блаженного наследия на небесах. С верою человек и здесь, среди бед, скорбей и болезней, живет весело, утешаясь представлением будущих благ, уготованных ему на небе Отцом Небесным» .

«Ныне читано было, братия мои, из Евангелия от Матфея повествование о неотступном прошении ханаанскою женщиною Иисуса Христа за бесноватую свою дочь (См.: Мф. 15:21–28).

Поучительна для нас, братия и сестры, эта хананеянка – мать! Любовь к дочери, жестоко страдавшей от бесовской мучительской силы, побудила ее искать спасения несчастной у Божественного, всемогущего Чудотворца, – и она не отстала от Благодетеля и Спасителя, доколе не получила просимого, хотя и были нелегкие искушения ее вере и дерзновению! Ей был, по-видимому, отказ и раз, и два, и три, но она не смутилась; не отчаялась, не сказала: нет, не стану более просить и беспокоить, видно я – недостойна; но все питала твердую надежду на Чудотворца. Сначала Сердцеведец не отвечал ей ни слова на ее просьбу – для того, чтобы возбудить в ней сильнейшую веру и надежду и пламеннейшую молитву, ибо от препятствий вера и надежда с молитвою более и более получают в иных силы и крепости, более возгораются, тогда как в маловерных и слабодушных – ослабевают или и совсем погасают. Действительно, хананеянка не ослабела в вере, уповании и молитве, но еще сильнее стала просить и кричать, идя вслед за Господом и учениками, так что за нее стали они ходатайствовать, чтобы отпустил ее. Господь, как бы не желая слушать ни ее, ни учеников, говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24), то есть к евреям, коим даны были обетования, откровения, пророчества о Пришествии Его в мир и спасении чрез Него людей. Несмотря на вторичный отказ, она подходит к Самому Господу, кланяется и говорит: «Господи! Помоги мне». Приметьте, сколь велика ее вера, упование, дерзновение! Будучи язычницей, она исповедует Его Господом, Сыном Давидовым, всемогущим Царем духов, уповает на Его бесконечную благость, объемлющую не только евреев, но и язычников, и как раба Господу, или лучше, как дщерь Отцу, смело говорит: «Господи! Помоги мне». Когда же Господь сказал: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15:26), разумея под псами язычников, не ведавших истинного Бога, к числу коих принадлежала и эта женщина, она нимало не оскорбилась таким названием, сознавая, что она достойна такого поносного имени, и сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15:27). Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю, – Он похвалил ее за великую веру и сказал: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Мф. 15:28) Да, такой матери стоит рукоплескать! Такую же веру Господь нашел в одном сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике, у коего был при смерти любимый слуга, исцеленный Господом по просьбе и великой вере сотника, – и в похвалу его Господь сказал: Я и в Израиле такой веры не нашел (Ср.: Мф. 8:10). После этого я скажу всем вам, братия и сестры: научитесь так веровать, так надеяться и так просить Господа или Божию Матерь, с такою смелостью и неотступностью, как просила хананеянка за дочь свою, как просил сотник за слугу своего – и получите по желанию, если оно угодно Богу и вам на пользу. Просите, говорит Господь, и дастся вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). Хананеянка изображает душу нашу; бесноватая дочь ее – многострастную плоть нашу, на всякий день беснующуюся разными страстями. В какой беде была хананеянка и дочь ее, – в такой беде находимся и мы с вами. «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!» Отчего страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господствуют нередко над людьми, мучат, терзают, срамят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не имеют крепкой веры, не молятся горячо и неотступно, не имеют твердого желания избавиться от них. О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такою же верою, надеждою и любовию, как та о своей дочери, чтобы ради ее молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших? Ибо плоть наша зле беснуется. Но, братия, не хананеянке чета, есть у нас Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом о избавлении нас от бешенства и неистовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верою и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с молитвою о помощи. Ее ходатайство всесильно, верно, благонадежно, ибо Она – Мать Самого Господа и Творца твари, и Сын Ее и Бог, как должник Матери, – исполнит всякое Ее прошение за нас. К Ней, в Ее державный покров, будем всегда прибегать. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, свое упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к Самому Господу, как та хананеянка; ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: просите, и дастся вам (Мф. 7:7); и еще: все, о чем попросите в молитве с верою, получите (Ср.: Мф. 21:22).

Так, братия и сестры, велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от коих не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет; скорби врачует; болезни исцеляет, от смерти избавляет; мертвых воскрешает; врагов претворяет в друзей, грешников – в праведников; она горы переставляет; она всякие чудеса содевает. Один гражданин в некотором городе, живущий верою и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мною, что он ежедневною и ежечасною молитвою покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при бесчисленных искушениях и внутренних грехопадениях, он, в конце концов, всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских, – словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем побеждать свои страсти! Аминь» .

Мф.15:29. «Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.»

Мф.15:30. «И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;»

Мф.15:31. «так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.»

«29–31 ст. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева (Мф. 15:29–31). Слава Тебе, Отче Вседержителю, пославшему на бедную землю возлюбленного Сына Своего, полноту Божества и, следовательно, полноту всякой жизни – духовной и телесной, Свою Ипостасную Благость и Премудрость! Какая светлая картина: Бог во плоти обращается с людьми как нежнейший Отец с детьми – беседует с ними, исцеляет всякие болезни их. Источник жизни сообщается с грешными людьми, подверженными недугам душевным и телесным, – всякая болезнь или расстройство в душе или в теле исчезает в людях, которые веруют в Его чудодейственную силу, все становятся здоровы: немые говорят, хромые ходят, слепые видят. Слава, слава Посетителю людей Своих – Богу» .

Мф.15:32. «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.»

Мф.15:33. «И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?»

Мф.15:34. «Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.»

Мф.15:35. «Тогда велел народу возлечь на землю.»

Мф.15:36. «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.»

Мф.15:37. «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных»

Мф.15:38. «а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей»

Мф.15:39. «И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские»

«32–39 ст. О насыщении семью хлебами и несколькими рыбами четырех тысяч человек мужчин, не считая жен и детей. Спаситель повелевает народу сесть на землю; берет семь хлебов и рыбу, воздает хвалу Богу, преломляет их и дает ученикам Своим, а ученики – народу. Все ели и насытились. Осталось хлебов и рыбы столько, что можно было наполнить еще семь корзин» .

«Препокоен и рад будь, когда угощаешь братию чаем-сахаром и всякими благами, отложив всякое жаление тленной сладости, твердо зная, что для брата, сколь бы он ни был гладей и жаждущ, нужно очень немного; а между тем должная любовь и честь образу Божию, который носит брат в душе своей, отдается чрез угощение брата. Припомни угощение радушного Авраама: Кого он принял как гостей – Троицу Святую (См.: Быт. 18). Припомни, как Господь, угощая в пустыне пятью хлебами, подавая нам пример гостеприимства, отпустити их, сказал, не ядуших не хощу (Мф. 15:32). Дадите им, говорит, вы ясти (Мф. 14:16). – Так и ты не отпускай гостей не ядшими. – Еще припомни, как угощался Сам Господь у грешников и мытарей (См.: Мф. 9:10–11)» .

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *