БЕСЕДА 25

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5).

1. Малые дети каждый день ходят к учителям, берут уроки и дают в них отчет, и не прерывают этого занятия; бывает и то, что они к дням присоединяют и ночи; и вы заставляете их делать это из-за предметов тленных и временных. Но от вас, людей возрастных, мы не требуем такого труда, какого вы от своих детей. Не каждый день, а только два дня в седмицу мы приглашаем вас к слушанию поучений и притом только на малую часть дня, чтобы облегчить для вас этот труд. Для того и содержание Писания мы разделяем на малые части, чтобы вы удобнее могли усвоять их, влагать в сокровищницу разума и так запечатлевать в памяти, чтобы вы и сами могли передаваь все (другим) в точности, если только не будет кто слишком сонлив и нерадив или ленивее малого отрока. Итак, приступим опять к продолжению прежде сказанного и посмотрим, как Никодиму, ниспавшему долу, прилагающему слова Христовы к земному рождению и говорящему, что невозможно устаревшему человеку снова родиться, Христос открывает яснее образ этого рождения. Хотя и это изъяснение еще представляет некоторые затруднения для рассуждающего по-человечески, но с тем вместе уже достаточно для того, чтобы слущающего возвести от уничиженного образа мыслей. Что же Христос говорит? «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Вот что этим Он дает разуметь: ты считаешь это невозможным; а Я говорю, что это очень возможно, даже и необходимо, и иначе спастись невозможно. А Необходимое Бог соделал для нас и удобным. Рождение земное есть рождение по плоти, от персти, а потому для него и заграждено все небесное, потому что что общего между земле и небом? Но другое рождение, как рождение от Духа, удобно отверзает нам небесные врата. Слышите вы все, чуждые просвещения: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в царствие небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, — еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Но Никодим и этого не понял. Нет ничего хуже, как подвергать духовные предметы умствованиям. Это и недопустило Никодима представить себе что-либо великое и возвышенное. Но для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольних помыслов, восходили на высоту веры, и в ее учении полагали свое высшее благо. Если бы так поступил Никодим, то дело не представилось бы ему невозможным. Итак, чтоже Христос? Отклоняя его от такого пресмыкающегося долу образа мыслей, показывая, что не о плотском рождении Он беседует, Христос говорит: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Он говорил это, желая угрозою привлечь Никодима к вере, — убедить, чтобы он не признавал этого дела невозможным, и стараясь отвлечь его от предположения в этом деле плотского рождения. Никодим, говорит Он, Я говорю о другом рождении. Для чего же ты склоняешь речь к земле? Для чего это дело подчиняешь естественным законам? Рождение это выше естественного рождения, и не имеет ничего общего с вашим. Хотя называется рождением и то и другое, однако, при общем наименовании, они различаются на деле. Отстань от общепринятых понятий; Я ввожу в мир иное рождение; Я хочу, чтобы люди рождались иным образом; Я пришел с необычайным способом создания. Вначале Я создал человека из земли и воды, но это создание оказалось негодным, этот сосуд разбился; затем Я уже не хочу творить из земли и воды, а от воды и духа. А если кто спросит: как от воды? — спрошу и я: как от земли? Как брение преобразовалось в различные виды? Каким образом из вещества однородного (земля ведь одна) произошли творения различные и разнообразные? Откуда кости, нервы, кровеносные и сухие жилы? Откуда перепонки, кровяные сосуды, хрящи, оболочки, печень, селезенка, сердце? Откуда кожа, кровь, слизь, желчь? Откуда столько отправлений? Откуда разнообразие цветов? Это — не из земли и не из брения. Каким образом земля, принимая семена, произращает их; а плоть, та же земля, принимая семена, подвергает их гниению? Как земля бросаемые в нее семена питает; а плоть питается ими, но не питает их? Например: земля, принимая воду, производит вино, а плоть, часто принимая вино, обращает его в воду. Итак, откуда видно, что тело происходит из земли, тогда как земля, как я сказал, имеет свойства, противоположные телу? Умом я постигнуть этого не могу, принимаю только верою. Если же ежедневно бывающие и осязаемые дела требуют веры, тем более — дела неизреченные и духовные. Как бездушная неподвижная земля, по воле Божьей, приняла такую силу, и в ней происходят такие дивные дела, таким же образом, и при действии Духа на воду, легко совершаются те изумительные и превышающие разум дела.

2. Итак, не оставайся в неверии потому только, что ты не видишь этого. Ты не видишь и души, однакож веришь, что у тебя есть душа и что она нечто другое, а не тело. Но Христос вразумляет Никодима не этим, а другим примером. Хотя душа и бестелесна, однакож Он не указал на нее потому, что Никодим имел еще слишком грубые о ней понятия. Но Христос приводит в пример нечто другое, что не имеет ничего общего с грубостью тел, но и не возвышается до природы существ бестелесных. Это — движение ветра. Прежде всего Он начинает с воды, которая, тоньше земли, но грубее ветра. Как в начале в основание (творения) положена была земля, все же дело принадлежало Создателю, так теперь в основание полагается вода, а все дело (возрождения) принадлежит благодати Духа. И тогда — «человек стал душею живущею», ныне же «есть дух животворящий» (1Кор. 15:45). Но различие между тем и другим велико. Душа не сообщает жизни другому существу; а Дух не только живет сам по себе, но сообщает жизнь и другим существам. Так апостолы и мертвых воскрешали. Тогда, уже по совершении творения, наконец был создан человек; а ныне, напротив, новый человек творится прежде новой твари: сперва он рождается, а потом уже мир преобразуется. И как в начале (Бог) создал человека всецелым, так и ныне всецело образует его. Но тогда он говорил: «сотворим ему помощника» (Быт. 2:18), а здесь — ничего подобного. Принявший благодать Духа может ли нуждаться в другом каком-либо помощнике? Принадлежащий к телу Христову какую имеет нужду в чьем-либо содействии? Тогда сотворен человек по образу Божию; а ныне соединен с самим Богом. Тогда Бог повелел ему обладать рыбами и зверями; а теперь вознес начаток наш превыше небес. Тогда дал для жительства рай; а ныне отверз для нас небо. Тогда человек создан был в шестой день, так как этим временем должно было окончиться и творение; а ныне — в первый день, и в самом начале, как и свет. Из всего этого ясно, что совершающееся ныне принадлежит к другой, лучшей жизни и состоянию, не имеющему конца. Первое творение Адама было творение из земли, а после него создание жены из ребра, потом происхождение Авеля от семени. Но мы не можем ни постигнуть, ни изобразить словом этих творений, хотя все они самые вещественные. Как же мы можем дать отчет относительно духовного рождения через крещение, — рождение, которое гораздо выше тех? И каких можно требовать от нас соображений об этом рождении — чудном и необычайном? При совершении его предстоят и ангелы; но изъяснить способ этого дивного рождения через крещение не может ни один из них. Но и предстоят они, сами ничего не совершая, а только взирая на то, что совершается. Все же делает Отец, Сын и Святой Дух. Поверим же слову Божию: оно вернее нашего зрения; зрение часто и обманывается, а это слово погрешать не может. Поверим же Ему. Произведши сущее из несущего, оно, конечно, несомненно и тогда, когда говорит о естестве его. А что оно говорит? Что в крещении совершается рождение. Но если бы кто сказал тебе: как это — загради тому уста словом Христовым, которое есть величайшее и самое ясное доказательство. Если же кто спросит: для чего употребляется вода, то спросим и мы взаимно: для чего в начале в сознание человека входила земля? Что Богу и без земли возможно было сотворить человека, это очевидно для каждого. Поэтому не допытывайся. А что вода потребна и необходима, это можешь узнать вот из чего: однажды, когда Дух сошел, прежде употребления воды (Деян. 10:44), апостол не остановился на этом; но смотри, что сказал он о воде, как о веществе необходимом и не излишнем: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа» (Деян. 10:47). Почему же нужна вода? Скажу, наконец, и об этом и открою вам сокровенное таинство. Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, -выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное мною не гадание, послушай только, что говорит Павел: «мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6:4); также: «ветхий наш человек распят с Ним» (ст.6); или: «мы соединены с Ним подобием смерти Его» (ст. 5). Но не только крещение называется крестом, а и крест крещением. «Крещением», говорит Христос, «которым Я крещусь, будете креститься» (Марк. 10:39). И в другом месте: «крещением должен Я креститься» (Лук. 12:50). Как легко мы погружаемся и поднимаемся, так легко и Он, по смерти, когда восхотел — воскрес, или лучше сказать: гораздо легче, хотя ради устроения некоего таинства и пробыл (в гробе) три дня.

3. Итак мы, сподобившиеся столь великих таинств, покажем достоянную этого дара жизнь, самое лучшее поведение. А вы, еще не сподобившиеся их, поступайте во всем так, чтобы вам сподобиться, да будем все едино тело, да будем все братья. Доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был — для нас еще не истинный сродник наш, так как он отдален от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенными родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг для друга на небесах? Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого — на небесах. У этого царь — Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля. А если у нас нет с неверными ничего общего, то скажи мне, в чем же нам иметь общение (с ними)? Прошли и мы через те же муки рождения и произошли из одного чрева? Но и этого недостаточно для ближайшего родства. Итак постараемся сделаться гражданами горнего града. Доколе нам оставаться в чужой земле, тогда как следует нам получить снова древнее отечество? Здесь опасность касается не маловажных дел. Если случится, чего не дай Бог, что постигнет нас нечаянная смерть, и мы отойдем отсюда без просвещения, то, хотя бы мы имели здесь тысячи благ, нас ожидает не что другое, как геенна, червь ядовитый, огонь неугасимый и узы неразрешимые. Но не дай Бог кому-либо из слушающих испытать это наказание! А не постигнет оно нас, если мы, сподобившись святых таин, будем полагать в основание своего здания золото, серебро и драгоценные камни (Кор. 3:12). Таким образом мы будем иметь возможность, отошедши туда, явиться богатыми, когда, т. е., не здесь будем оставлять деньги, а будем переносить их в безопасные сокровищницы руками бедных, когда будем давать взаймы Христу. Там у нас много долгов — не деньгами, а грехами. Будем же отдавать Ему деньги, чтобы получить оставление грехов. Он — Судия наш. Не презрим здесь Его алчущего, чтобы и Он там напитал нас. Оденем Его здесь, чтобы и Он не оставил нас обнаженными без своего покрова. Если мы напоим Его здесь, то не скажем подобно богатым: «пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил» наш «язык» (Лк. 16:24). Если и мы примем Его здесь в свои дома, то Он уготовит для нас там много обителей. Если придем к Нему в темницу, то и он освободил нас от уз. Если введем Его к себе, как странника, — и Он не оставит нас странствовать вне царствия небесного, но воздаст за то горний град. Если посетим Его в болезни, — скоро и Он освободит нас от немощей наших. Итак, получая много, даже тогда, когда даем немного, будем давать по крайней мере немного, чтобы приобрести много. Пока есть еще время, будем сеять, чтобы пожать. Когда наступит зима, когда по морю нельзя уже будет плавать, тогда и купля эта уже не будет в нашей власти. А когда настанет зима? Тогда, когда наступит тот великий и славный день. Тогда мы уже не станем плавать по этому великому и пространному морю, которому подобна настоящая жизнь. Теперь — время сеяния; а тогда — время жатвы и собирания. Если бы кто во время сеяния не бросал семян, а стал сеять во время жатвы, — тот, кроме того, что не получил бы ничего, еще был бы смешон. Если же настоящее время есть время сеяния, то теперь-то и должно не собирать, а расточать. Станем же расточать, чтобы собрать; не будем собирать теперь, чтобы не потерять жатвы. Это время, как я сказал, вызывает на сеяние, на иждивение и расточение, а не на собирание и сбережение. Итак, не упустим удобного времени, а сделаем обильный посев и не пощадим ничего своего, чтобы получить обратно с большим воздаянием, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Т. е. таинства св. крещения

Разумеется крещение.

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю

Нельзя не видеть в ответе Господа мудрого снисхождения к слабым понятиям человеческим. Раем иудеи называли одно из отделений Шеола, служившее, по их мнению, местопребыванием душ праведных. И вот Господь обещает кающемуся пребывание в раю, то есть обещает блаженное по смерти состояние, но не говорит ни слова о царстве Своем, ибо сказать: «ныне ты будешь со Мной в царстве Моем» значило бы возродить в уме разбойника мысль, что в этой же самый день будет учреждено видимое царство Мессии.

Таким образом, Божественный Учитель истины и на кресте продолжал щадить слабость людских понятий, открывать истину, сколько могли вмещать слышащие, взирать не только на правильность мыслей, но и особенно на чистоту сердца и его расположение к добру. Прежде, во время служения Своего, окруженный чудесами, Он именовал Себя Господом субботы, храма: со креста является Господом рая и ада, Которому принадлежит всякая власть не только на земле, но и на небе. Первосвященники требовали, чтобы Он, прекратив спасать других, спас Себя Самого: Господь продолжает спасать других, пренебрегая собственным посрамлением. Справедливо св. Фулгенций ответ Иисуса Христа кающемуся разбойнику называет последним завещанием Его ко всем кающимся грешникам, которое начертано не тростью, а крестом.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Игра для старшеклассников «Самый умный»

Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.
Задачи:
1. Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях.
2. Развивать межпредметные связи.
3. Привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление.
4. Развить навыки самоконтроля своей психофизической деятельности.
5. Привить интерес к учебным предметам через познавательную деятельность.

Участники игры: ведущий – учитель, игроки — команда старшеклассников (9-11 классы).

Ход игры:

1 тур – общие вопросы для учащихся, по итогам первого тура во второй проходят 6 учащихся.
2 тур – каждый учащийся выбирает две категории. В течение 1 минуты нужно ответить на большее количество вопросов. По итогам второго тура определяются три финалиста.
Финал – вопросы категорий, заранее выбранных учащимися, окрашены в три цвета, ответ на свой вопрос – 2 балла, противника – 3 балла, общие вопросы – 1 балл.

1 тур

— Самая «солнечная» геометрическая фигура?(Луч)
— Самый большой медведь?(Белый медведь)

— Самая походная сумка?(Рюкзак)
— Самая плавательная обувь?(Ласты)
— Самый острый каблук?(Шпилька)
— Самый небесный цвет?(Голубой)
— Самый детский театр?(Кукольный театр)
— Самый зубастый балет?(«Щелкунчик»)
— Самый геометрический головной убор?(Цилиндр, треуголка)
— Самый посудный головной убор?(Котелок)
— Самый плачущий персонаж древнерусской литературы?(Ярославна. Плач Ярославны)
— Самая известная песня Соловьёва-Седого?(«Подмосковные вечера»)
— Самый мирный итог поединка?(Ничья)
— Самое детское плавательное средство?(Надувной круг)
— Самое крупное спортивное мероприятие?(Олимпиада)
— Самая длинная дистанция в лёгкой атлетике?(Марафонская — 42 км 195 м)
— Самое «спортивное» женское имя?(Олимпиада)
— Самый первый школьный учебник?(Букварь)
— Самый южный материк?(Антарктида)
— Самая балетная юбка?(Пачка)

2 тур

Зоология:
1. Самый крупный класс животных (насекомые)
2. Полый желеобразный мешочек с ротовым отверстием и щупальцами вокруг него – это тип…(кишечнополостные)
3. Представители какого класса моллюсков не имеют головы (двустворчатые)
4. Дышит легкими и кожей (лягушка)
5. Самая крупная клетка у животных(яйцеклетка, яйцо страуса)
6. Самое крупное млекопитающее (синий кит)
7. Археоптерикс – это переходная форма между пресмыкающимися и … (птицами)
8. Какой класс животных вскармливает детенышей молоком (млекопитающие)
9. Какие зубы сильнее развиты у грызунов (резцы)
10. Сколько отделов имеет сложный желудок жвачных парнокопытных (4)
11. С помощью чего ориентируются в полете летучие мыши (ультразвук)
12. Бесполый способ размножения гидр (почкование)
13. С кем вступает в симбиоз рак-отшельник (актиния)
14. «Челюсти» фильм об… (акулах)
15. Кожа, лишенная желёз, покрытая роговыми чешуйками у представителей класса … (пресмыкающиеся)

(Сюрприз) Сказки:
1. Как звали хозяина Сивки-Бурки? (Иванушка-Дурачок)
2. Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи в сказке «Крошечка-Хаврошечка»? (корова)
3. Автор сказки «Приключения Буратино» (А. Толстой)
4. Кто помог вернуть частную собственность в сказке «Заюшкина избушка» (Петух)
5. Как сумел унести коня Балда? (сел на лошадь)
6. Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)
7. Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)
8. На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)
9. Сколько сказок написал А.С. Пушкин? (5 сказок)
10. Имя девочки, которую ураган занёс в волшебную страну? (Элли)
11. Первая женщина, совершившая полёт? (Баба-Яга)
12. Кто ел неправильный бутерброд? (дядя Федор)
13. Когда-то он был странной игрушкой деревянной (чебурашка)
14. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна Лягушка)
15. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапка-невидимка)

Ботаника:
1. Почему водоросли считают низшими растениями? (Не имеют тканей и органов).
2. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое жилкование, относят к классу… (Двудольные).
3. Эти грибы помогают искать свиньи (трюфеля);
4. Чем отличаются бактерии от одноклеточных водорослей? (Не имеют ядра и хлоропластов).
5. Побег растения, несущий цветки (соцветие);
6. Микология – это наука… (о грибах).
7. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (опыление)
8. Слияние спермия с яйцеклеткой (оплодотворение)
9. Каким органом растения является клубень (подземный побег)
10. Бактерии палочкообразной формы (бациллы)
11. Жизненная форма растения с одним опрочным многолетним стеблем (дерево)
12. Абрикос, сушенный половинками (курага);
13. Земляной орех (арахис);
14. Микориза – это симбиоз растения и … (гриба)
15. Клетка, образующаяся в результате слияния гамет (зигота)

География:
1. Самая длинная параллель (экватор)
2. Огромная глыба льда в океане (айсберг)
3. Огромные волны в океане, рождающиеся над эпицентром землетрясения (цунами)
4. Как называется извилистая дорога в горах? (Серпантин)
5. На каком континенте нет рек? (В Антарктиде)
6. Какая самая длинная река в мире? (Нил)
7. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
8. Как называется жилище чукчей? Яранга
9. Что соединяет Тихий океан и Атлантический океан? (Панамский канал )
10. Кто такие каннибалы? (Люди-людоеды)
11. Эту гору называют вершиной мира (Эверест)
12. Назовите второе название Эвереста. (Джамалунгма)
13. Она бывает Северная и Южная? (Америка)
14. Что представляет собой пемза, которой мы оттираем от грязи ноги и руки? (Застывшая лава)
15. Какой элемент преобладает в ядре Земли? (Жидкое железо)

Астрономия:
1. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса?/ Нет
2. Сколько времени будет гореть спичка на луне? / Ни сколько
3. Самая близкая планета к солнцу? /Меркурий
4. Самая дальняя планета от солнца? /Плутон
5. Самая маленькая планета Солнечной системы? / Плутон
6. Самая большая планета Солнечной системы? / Юпитер
7. Что означает слово «Комета»? /»Волосатая»
8. Какая звезда самая близкая к земле? / Солнце
9. Какую форму принимает любая жидкость в невесомости? / Шар
10. В честь кого названа планета Венера? / В честь Римской богини любви и красоты
11. В честь кого названа планета Нептун? / В честь Римского бога – покровителя моря
12 . В честь кого названа планета Марс? / В честь Римского бога войны
13. Что такое галактика? /Скопление миллионов звезд
14. Как называется наша галактика? /Млечный Путь
15. Откуда на Луне появились кратеры? /От столкновений с метеоритами

Насекомые:
1. Какое насекомое было виной эпидемии чумы 1348-1350 гг.? Блоха
2. Какого жука древние египтяне назвали священным? Скарабей
3. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? Бабочка
4. Чем поют кузнечики? Трутся ногами о крылышки
5. Почему жук-олень так называется? Из-за своих ветвистых рогов
6. Павлиний глаз, атлас, пяденица, бражник липовый, капустница, траурница, аполлон. Кто это? Бабочки.
7. Где находится орган вкуса у бабочек? В ногах
8. Откуда берется шелк? Из коконов тутового шелкопряда.
9. Самые быстрые насекомые? Тараканы
10. Заготовляют ли муравьи пищу на зиму? да
11. Какой насекомое на еврейском языке называется «Грызущим»? Моль
12. Какие муравьи существуют? Сахарные, медовые или шоколадные? Медовые
13. Божья коровка хищное или травоядное насекомое? Хищное
14. Переносчик дизентерии. Муха.
15. Каких насекомых называют прусаками? Тараканов рыжих

Космос
1. Звезда ориентир .(полярная)
2. Шестая планета от Солнца, вторая по размерам.(сатурн)
3. Космическое тело с хвостом?(комета)
4. Между какими планетами находится кольцо астероидов?(Марсом и Юпитером)
5. Центральное тело Солнечной системы?(солнце)
6. Кто первым предложил современную модель солнечной системы ?(Коперник)
7. Самая маленькая планета ?(плутон)
8. Планета Солнечной системы ,собственное вращение которой противоположно направлению ее обращения вокруг Солнца и находится ближе к нему .(венера)
9. Ближайшая планета к Солнцу?(меркурий)
10. Полоса состоящая из звезд, пересекающая Солнечную систему.(млечный путь)
11. Единственный спутник Земли?(луна)
12. Какую планету изначально приняли за комету?(уран)
13. «Огненная планета»(марс)
14. Как назывался первый самоходный аппарат для изучения поверхности планет?(Ровер)
15. Первый космонавт , который вышел в открытый космос?(Леонов)

История России:
1. Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?(Вятичи.)
2. Автор первой редакции «Повести временных лет». Нестор.
4. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.Олег.
5. В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?(В водах Днепра
6. В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси?(В 20-м, а точнее в 1998 году.)
7. Русские или монголы победили в битве при реке Калке?(Монголы
8. Как звали русского царя, сына боярина Фёдора Годунова?(Борис Годунов.)
9. Правительница русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.(Софья.)
10. Назовите государство, войска которого были разбиты русскими под Полтавой?(Швеция
11. Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость?(Алексей.)
12. Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл стали называться первые гвардейские полки Петра I?(Семёновский и Преображенский.)
13. Какой русский учёный в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?(Михаил Ломоносов.)
14. Кем по родству Павел I приходился Екатерине II?(Сыном.)
15. Какой император сменил на российском престоле Николая I ?(Александр II.)

Химия
1. Название какой аквариумной рыбки идентично названию химического элемента.
2. Какой химический элемент был открыт в продуктах выщелачивания пепла морских водорослей?
3. Какой металл может «болеть чумой»?
4. Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? Фтор
5. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон? Мышьяк
6. Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария? Йод
7. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? Серебро
8. При каких заболеваниях доктор назначает бром? Нервных
9. Какая кислота находится в желудке человека? Соляная
10. Какое животное причастно к открытию йода? Кот
11. В каком органе больше всего брома? Мозг
12. Какой галоген сосредоточен в щитовидной железе? Йод
13. В название какого съедобного гриба входит название химического элемента? Боровик
14. Химический элемент, входящий в состав названия зеленого пигмента растений. Хлор.
15. Химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса?

Физика:
1. Воздушная оболочка Земли
2. Глубина погружения судна в воду
3. То, чем обладает тело, если может совершить работу
4. Единица измерения силы
5. Прибор для измерения плотности жидкости
6. Прибор для измерения массы
7. Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему
8. Ученый, впервые измеривший атмосферное давление
9. У пара или у воды при 100 С больше внутренняя энергия?
10. При выходе из воды животные встряхиваются. На каком законе физики основано освобождение их от воды?

Геометрия:
1. Какую геометрическую фигуру украшают брильянтами? (Кольцо.)
2. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? («Ауди».)
3. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)
4. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)
5. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (На 180°.)
6. Какую форму имеет президентский кабинет в Белом доме США? (Овальный кабинет.)
7. Какая дуга вошла в историю 20 века? (Курская дуга.)
8. Географический конус – это… (вулкан).
9. Какую математическую фигуру носят на голове мужчины? (Цилиндр.)
10. Многогранник из Египта – это… (пирамида).
11. Обманный финансовый многогранник – это… (пирамида).
12. Как называется перпендикуляр к рельсам? (Шпала.)
13. Пентагон – многоугольник со скольки углами (5)
14. На каком многоугольнике основана форма любой снежинки? (6)
15. Назовите «геометрический» вид тополя. (Пирамидальный тополь.)

Финал

Слуховой Анализатор – Гаврилова А.
1. В какой части слухового анализатора располагается Кортиев орган? (Улитка)
2. Какая косточка соединена с барабанной перепонкой (молоточек)
3. Воспаление среднего уха (Отит)
4. Какая часть слухового анализатора служит для вентиляции барабанной полости и поддержания давления, равного атмосферному? (Слуховая (Евстахиева) труба)
5. В каких единицах измеряется уровень энергии в звуке? (децибелы)
6. Шум какой силы является болевым и может повредить барабанную перепонку (Порядка 140 Дб)
7. Почему с возрастом слух человека притупляются? (Слуховые косточки теряют подвижность)
8. Как называются слуховые рецепторы, превращающие звуковые волны в электрические сигналы? (волосковые клетки)
9. Безопасный уровень силы звука (около 85 дБ)

«Великая Отечественная война» (Болынов А.)
1. Час, день, год и место вторжения гитлеровских войск на территорию СССР — 4 часа утра 22 июня 1941 года в Бресте.
2. Автор картины «Защитники Брестской крепости» — П.А. Кривоногов.
3. Зима каких годов для ленинградцев была самая страшная во время Великой Отечественной войны? — Зима 1941 –42 годов.
4.Кто водрузил над Рейхстагом Красное Знамя Победы? — Советские бойцы-разведчики М. Егоров и М. Кантария.
5. Какое событие произошло летом 1943 года, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс. убитыми? — Курское танковое сражение под Прохоровкой.
6. Битва, в ходе которой наступил перелом в ходе Великой Отечественной войны. — Сталинградская битва зимой 1942-43 годов.
7. Самый лучший легендарный средний танк времен Великой Отечественной войны. — Танк Т-34.
8. В каком году был открыт второй фронт? — Летом 1944 года.
9. Кто командовал советскими войсками в ходе Берлинской операции в 1945 году? — Маршал К. Жуков.

Куликовская битва – Акимчева
1. Кто командовал монголо-татарскими войсками в Куликовской битве?
(Мамай.)
2. Где похоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя? (Симоновский монастырь)
3. Кто благословил русскую рать на тяжкий подвиг? (Сергий Радонежский)
4. .Кому Дмитрий Донской отдал коня и знаки власти перед Куликовской битвой?
(Своему любимцу, воеводе Михаилу Андреевичу Бренко.)

5. Как закончился поединок Пересвета и Челубея? (оба погибли)
6. Какой город стали называть главным городом Руси после победы Дмитрия Донского? (Москва)
7. Кто возглавил засадный полк на Куликовской битве? (Воевода Дмитрий Боброк и князь Владимир Серпуховской)
8. Кем был Александр Пересвет? (монахом)
9. Сколько времени продолжалась Куликовская битва? (4 часа)

Крымская война – Нечаев В.
1. Кто был противниками в крымской войне (Война шла между Российской империей и коалицией стран — Англии, Франции, Турции и Сардинии)
2. Назовите последнее сражение в истории парусного флота. Кто командовал русской эскадрой? Синопское сражение. П.С. Нахимов
3. Около какого города в Крыму произошла высадка англо – французского десанта в 1854 г.? Евпатория
4. Назовите военного инженера – героя обороны Севастополя. Э.И. Тотлебен
5. Кто возглавил оборону Севастополя? В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин
6. Почему накануне осады в Севастопольской бухте был затоплен русский флот? Русский флот был затоплен, чтобы закрыть противнику вход в бухту
7. Как называлась господствовавшая над Севастополем высота, взятие которой неприятелем сделало оборону города невозможной? . Малахов курган
8. Сколько длилась оборона Севастополя? . 11 месяцев
9. Назовите имя известного писателя – участника обороны Севастополя. Л.Н. Толстой

Анатомия (Анискин Илья):
1. Назови орган: состоит из долей, по форме напоминает конус с закругленной верхушкой, снаружи покрыт плеврой, внутри находится губчатая ткань (Легкие).
2. Она состоит из избытка тканевой жидкости, белков, частиц погибших клеток и микроорганизмов. Что это? (Лимфа)
3. Сосуды, по которым возвращается кровь в сердце в большом круге кровообращения (Верхняя и нижняя полые вены)
4. Расположена за брюшиной, позади желудка и простирается в поперечном направлении от двенадцатиперстной кишки до селезенки. Что это? (поджелудочная железа)
5. Чем образована гуморальная система регуляции организма? (железами внутренней секреции)
6. Цилиндрический тяж с очень узкой полостью – центральным каналом. Что это? (спинной мозг)
7. Отдел головного мозга, в котором находятся главные центры, обеспечивающие работу всей нервной системы. (Кора головного мозга)
8. Светочувствительные клетки, воспринимающие цвет (колбочки)
9. В состав какого отдела тела человека входит таранная кость (нижней конечности – между большеберцовой и костями стопы)
География России (Чендылов Иван):
1. Уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед (Снеговая линия)
2. В каких горах России самый большой набор природных зон? (кавказские)
3. Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников (тундра)
4. В каких горах находятся вершины Пай-Ер, Тельпос-Из, Народная, Павдинский Камень, Ямантау (Уральские)
5. Чем знаменито Васюганье (болотами)
6. Какая сила образовала «Бараньи лбы» и «курчавые скалы» (ледник)
7. Продолжи выражение «Кто Байкал не видел, тот… (в Сибири не бывал)
8. Наледь на реке по Якутски (Тарын)
9. Что такое гидролаколиты? (куполообразный холм с ледяным ядром внутри)

Общая тема
1. Какой день считался первым днем года до введения Петром первым нового календаря? (1 сентября)
2. Какой ученый занимался изучением защитных свойств крови (И.И. Мечников).
3. Какая кровяная клетка выталкивает ядро на ранних стадиях развития? (Эритроцит)
4. Недостаток каких витаминов может повредить зрению (А и С)
5. Чего нельзя сделать с открытыми глазами? (Чихнуть)
6. В каком году родился Евгений Онегин? (1795 г)
7. Каким было отчество Татьяны Лариной?(Дмитриевна)
8. «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно во что бы то ни стало, спасите только честь» Чьи это слова? (Наполеона)
9. Кого А.С. Пушкин назвал»первым нашим университетом”? (М. Ломоносова)

Пошутим – Елисеева А.
1.В каком числе цифр столько, сколько букв в его названии? (100)
2.К тебе пришли гости, а в холодильнике — бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь? (холодильник)
3.От рожденья все немые и кривые. Встанут в ряд — заговорят! (буквы)
4.На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начнете? (возьмешь лист бумаги)
5.Что можно взять в левую руку, но нельзя в правую? (правую руку)
6. Ночной сторож умер днём. Дадут ли ему пенсию? (нет – он мертв)
7. Какой конь не ест овса? (шахматный)
8. Какую маленькую лошадку нужно поставить между двумя местоимениями, чтобы получилось название страны? (пони-япония)
9. Джордж Вашингтон, Шерлок Холмс, Вильям Шекспир, Людвиг Ван Бетховен, Наполеон Бонапарт, Нерон — кто «лишний» в этом списке? (шерлок – вымышленный персрнаж)

ЦСКА – Жиляков
1. История футбольного клуба ЦСКА началась в (1911)
2. Как назывался клуб в 1911—1923 год (Общество любителей лыжного спорта (ОЛЛС).
3. Чем знаменателен 2004-2005 год для ЦСКА (выиграли кубок УЕФА)
4. Кто был лучшим бомбардиром Кубка УЕФА 2008/09 года (Вагнер Лав)
5. Кому было присвоено звание Лучший молодой игрок , Приз «первая пятерка»в 2005 ( —Игорь Акинфеев.)
6. «Тренер года» по версии УЕФА в 2005 Валерий Газаев
7. Как назывался приз, учрежденный газетой «Комсомольское знамя», вручавшийся команде, набравшей в ходе чемпионата СССР наибольшее количество очков, играя на чужих полях. В 1991 году вручен ЦСКА. (Агрессивному гостю)
8. По данным 2006 года ЦСКА занимал 2 место по количеству болельщиков, кто на 1 месте? (Спартак)
9. Как называется премия, которой по окончании каждого сезона болельщики ЦСКА награждают своих кумиров (золотая подкова)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *