6 февраля Православная церковь вспоминает святую Ксению Петербургскую

Пожалуй, в каждом приходе есть такая история — про человека, который раздал все, что у него было, и ушел «Христа ради» в народ. Традиция «нестяжательства», оставления богатства ради нищей жизни, уходит корнями в библейские времена. Так, в евангельском рассказе Христос повелевает богатому юноше отказаться от богатства, чтобы заиметь «сокровище на небесах».

Иногда совершить такой крутой поворот в своей жизни помогает чудо. Но часто ему сопутствует и трагедия: уход близкого человека, горе, привычный мир, ставший хаосом.

В 25 лет Ксения, впоследствии прозванная Ксенией Петербургской, была счастливой молодой женой. В 26 лет она похоронила мужа, и ее жизнь изменилась. Из всех вещей она оставила только его форменный мундир. В нем и ушла из дома навсегда — чтобы стать в глазах людей сначала безумной и юродивой, а затем провидицей и блаженной святой.

Андрей Федорович

«Помутилась! Молодая помутилась!» — пробежало эхо в толпе, идущей за гробом. Хоронили придворного певчего, звать — Андрей Федорович Петров. Был он не стар, и смерть его случилась нежданно. Стал Андрей Федорович у клироса, набрал в грудь воздуха для богоугодной песни, да и пал замертво.

За гробом, босая, шла молодая вдова. И когда опустили гроб в землю, развернулась, оглядела пришедших. И вдруг произнесла: «Нету больше Ксении. Умерла. Зовите меня теперь Андрей Федорович».

Родные глаза вытаращили: «Вот дела!» Но вскоре смекнули: «Горюет девка. А этому горю только время поможет». С тем и легли спать. А наутро ждала всех и другая новость: заглянули к Ксении в комнату, а там пусто! Ушла! Да в чем! Девичья одежда лежит нетронутая, а мужниного мундира нет. В мундире ушла.

Так рассказывает житие святой Ксении о начале ее подвижнического пути. Вероятно, считают историки, первые такие сказания появились уже при ее жизни. Известно, что Ксения родилась в Петербурге, в промежутке между 1719 и 1730 годами, что отцом ее был человек по имени Григорий (ни отчества, ни звания предание не сохранило), а мужем — уже упомянутый выше Андрей Федорович. Придворный певчий, имевший звание полковника, он носил красно-зеленый мундир, сообщает житие. Этим двум цветам Ксения будет отдавать предпочтение всю жизнь. Когда сносится мужнина форма, когда люди понесут ей одежду, она будет брать только красные и зеленые юбки и кофточки — в память о муже.

Авторы житийных рассказов полагают: назваться именем мужа Ксению вынудил тот факт, что тот скончался внезапно, не успев покаяться в грехах. Взяв его имя, молодая вдова надеялась «замолить» имя мужа — своей жизнью, лишенной всякой роскоши, а наоборот, полной лишений, сделать так, чтобы ему на небесах было хорошо.

Дар

Вскоре Ксения стала раздавать свои вещи — эти напоминания о прошлой жизни оказались ей больше не нужны. И однажды вместе с вещами отдала ключи от своего дома. Родственники воспротивились: обратились к начальству умершего мужа, потребовали признать ее сумасшедшей и вернуть дом. Но начальство, вызвав Ксению на разговор, пришло к выводу: она находится в здравом рассудке. Ее решение осталось в силе.

Все свое время женщина проводила на улице. Оборванная и голодная, она, тем не менее, всегда отказывалась от милостыни. А если и брала копеечку, говорит житие, тот тут же отдавала ее другому нищему. Она по-прежнему отзывалась только на имя «Андрей Федорович».

На Руси таких людей называли словом «блаженный». Им же именовали и особую категорию святых: аскетов, «стяжавших евангельские блаженства». Однако в обиходе эпитет «блаженный» часто употребляли еще как синоним слова «юродивый». Оно значило, что человек не от мира сего — странный, порой кажущийся сумасшедшим (подробнее о юродстве читайте . — Примеч. авт.).

О том, что уход Ксении был намеренным выбором в пользу веры, а не следствием «помутнения разума», люди стали узнавать постепенно. Сначала рабочие при строительстве новой церкви заметили: кто-то по ночам, в помощь им, затаскивает наверх целые горы кирпича. Однажды остались караулить и увидели блаженную Ксению.

Затем святая предсказала кончину одной женщины и удачное замужество другой. По Петербургу поползли слухи: нищенка, которая ходила в мужском белье, может видеть будущее. Тогда к ней пошли люди. Житие говорит: те, к кому блаженная приходила в дом, исцелялись и преуспевали в делах. Те, у кого она принимала подаяние (чтобы сразу же отдать другим), получали хорошие новости. Те, кому отказывала, оказывались людьми плохими и жестокими — правда об их делах скоро становилась общеизвестной.

Сидя однажды в гостях, она сказала хозяйке дома: «Иди на Смоленское кладбище! Там Бог послал тебе сына». Хозяйка удивилась, но вняла совету. По дороге она стала свидетелем следующей сцены: на улице лошадь сбила беременную женщину. Та родила мальчика прямо на мостовой и затем скончалась. Веря словам блаженной, хозяйка взяла младенца себе — и он стал ей настоящим сыном.

Существует легенда, что петербуржцы так полюбили Ксению, что стремились всегда оберегать ее: запрещали уличным мальчишкам над ней насмехаться, отваживали пьяных. Ксения стала настоящим символом Петербурга. И когда она умерла (исследователи полагают, что произошло это в первые годы XIX века), к ее могиле выстроилась многокилометровая очередь. Люди подходили и брали себе горстку земли — чтобы унести домой хоть что-то, связанное с ней. Предание говорит, что из-за этого могильную насыпь пришлось делать несколько раз.

Сияние святости

На протяжении почти двух веков Ксения Петербургская оставалась народной любимицей, хотя официально и не имела статуса святой. Канонизация блаженной произошла только в 1988 году на Поместном соборе Русской православной церкви. Собор, символически созванный по случаю 1000-летия крещения Руси, причислил к лику святых девять подвижников разных веков. В один день с блаженной Ксенией ими стали, в числе прочих, князь Дмитрий Донской и иконописец Андрей Рублев.

На том месте, где похоронили святую, на Смоленском кладбище в Петербурге, стоит часовня. Внутри нее всегда есть паломники. Люди идут к «матушке Ксении», чтобы испросить здоровья и исцеления себе и своим близким. А еще считается, что такое паломничество помогает молодым женщинам обзавестись потомством.

В лучах редкого петербургского солнца блестит на стене часовни золотыми буквами памятная плита. На ней — последние слова святой Ксении. «Кто знал меня, да помянет мою душу для спасения своей души. Аминь».

Первые двадцать шесть лет

Нам ничего не известно о ее родителях и о дате ее рождения. Некоторые исследователи полагают, что год рождения блаженной Ксении — 1731-й.

Но мы знаем, что Ксения Григорьевна была хорошо воспитана, в детстве ее обучили грамоте — это делалось в те времена только в семьях дворян или чиновников. Происхождение святой из одного из этих сословий подтверждается и тем, что Ксения Григорьевна была выдана замуж за полковника, не занималась домашней черновой работой.

В семьях дворян и чиновников девиц кроме французского языка обучали еще «шитью, арифметике, экономии, танцованию, истории и географии, а притом и читанию ведомостей». Не только дворяне, но даже и купцы посылали своих детей учиться за границу.

Но если мы ничего не знаем о жизни блаженной Ксении до замужества, то достаточно полно можем представить ее замужнюю жизнь.

Ксения Григорьевна вышла замуж, когда ей было уже двадцать два с половиной года. Почему это замужество было по тем временам таким поздним? Не искала ли блаженная Ксения такого спутника жизни, который бы понял ее устремления?

Как рассказывали все знавшие и помнившие блаженную Ксению жители Петербургской стороны, с мужем у нее было родство душ, и родство такое, что один не мог жить без другого.

Муж Ксении Григорьевны, Андрей Федорович Петров, пел в придворном хоре Императрицы Елизаветы Петровны.

В жизни Елизаветы Петровны, истинной «русской богомольной Царицы», церковная служба и церковное пение занимали особое место. Еще будучи Цесаревной, она имела свой придворный хор под управлением регента Ивана Петрова (родился в 1681 году) — однофамильца, а может быть, и родственника мужа блаженной Ксении.

Императрица Елизавета была действительно православным человеком, воспитывалась в церковной среде — ее тетка была монахиней в Александровской слободе, и Цесаревна часто гостила у нее. Императрица любила совершать паломничества по святым местам (к Троице, например, она ходила из Москвы пешком), беседовать со старцами, юродивыми, которых называли в ту пору «важными людьми». Известно, что она посещала в Москве Василия болящего, а в Киеве — затворника Досифея. Именно к старцу Досифею с вопросом, в какую обитель ему идти, через несколько десятилетий придет Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский.

Службы во дворце были торжественны, истовы. Духовником Ее Императорского Величества был протопресвитер Дубянский, а придворным проповедником — архимандрит Гедеон Криновский, поражавший всех своими проповедями. Митрополит Платон писал, что «он столь приятно и сладостно произносил слова свои, что слушатели бывали как бы вне себя и боялись, чтоб он не перестал говорить». Удостоенный скоро сана архимандрита, став членом Святейшего Синода, он был назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, продолжая жить по преимуществу в Петербурге и сохраняя до кончины Императрицы звание придворного проповедника.

Пение было строгое, уставное. В состав придворного хора входило около ста отборных певцов, главным образом украинцев. Императрица Елизавета Петровна «сама разумела хорошую музыку, певала в хорах с певчими». В те годы церковное пение еще не утратило связи с древними византийскими распевами, было медленным, величественным, настраивало на особый молитвенный лад. Хотя крюки начали вытесняться линейными нотами, отчасти известными уже при Патриархе Никоне, во времена Елизаветы Петровны в дворцовом хоре пели еще также, как при Царе Феодоре Алексеевиче, «любителе стихотворства и музыки».

Ноты, по которым пел хор, переплетались в серебряные доски, и особенно великолепны были те, по которым пела сама Императрица, — их писали золотом.

Современники признавали придворный хор лучшим хором в России. Музыканты, приезжавшие в Петербург из Италии — тогдашнего центра музыкальной культуры, — считали, что такого великолепного хора нет даже и у них на родине.

Певчие придворного хора были особенно любимы и выделяемы Императрицей. О царствовании Елизаветы Петровны старые певчие вспоминали как о золотом веке. «Истинно по-братски жили певчие», — вспоминает дирижер придворной капеллы Полторацкий. Многие из них получали воинские чины, а самые выдающиеся — даже дворянские звания. Так, получил в награду потомственное дворянство придворный певчий Яков Шубский. До чина полковника, а затем и управляющего царской капеллой выслужился певец, впоследствии уставщик (регент) Марк Полторацкий. Полковником был Андрей Федорович Петров, муж Ксении Григорьевны. Певец Алексей Разум, из простых казаков, обладавший прекрасным голосом, стал графом Разумовским.

По сведениям, собранным Н. Животовым от тех, кто помнил рассказы своих родителей о блаженной, Ксения Григорьевна прожила в супружестве с Андреем Федоровичем Петровым три с половиной года. Детей они не имели. Ксения Григорьевна любила своего «глаголемаго» супруга истинно христианской любовью. Во времена набожной Государыни брак хранили свято, относились к нему «как к таинству нашей веры».

Андрей Федорович был часто занят во дворце: придворные хористы пели не только на церковных службах, но и на театральных представлениях и концертах, в операх, которые тогда были особенно популярны; на первых порах царские хористы, не владевшие итальянским языком, распевали оперы по тексту, написанному русскими буквами. Во время Святок пели на народных представлениях, изображавших картины из Священного Писания. По приказанию набожной и благочестивой Императрицы каждый раз, когда по действию должна была появиться Пресвятая Дева, на сцену выносили икону Богородицы.

Ксения же Григорьевна заведовала хозяйством.

По воспоминаниям, Петровы любили читать духовные книги, помогали бедным, вообще отличались особым милосердием и любовью к ближним.

Жизнь их мирно текла в доме на Петербургской стороне, купленном Андреем Федоровичем на приданое своей жены.

Блаженная Ксения знала, что такое семейное счастье, — может быть, потому так часто и откликается она на наши молитвы к ней о семье, о близких.

Жизнеописание

Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым. Жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге в доме, находившимся в начале улицы, впоследствии названной по имени её мужа — «Андрея Петрова» (с 1877 года — Лахтинская улица).

После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала дом мужа одной из своих знакомых, облачилась в его одежды, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. После того как одежда мужа от времени истлела, она стала одеваться в красную кофту и зелёную юбку, либо в зелёную кофту и красную юбку, а на босых ногах носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная Ксения не соглашалась ничего брать.

Милостыню блаженная Ксения также не принимала, беря только копейки, которые затем раздавала. Целыми днями она бродила по улицам Петербурга, иногда заходила к своим знакомым, обедала у них и беседовала с ними. Долгое время было неизвестно, где она проводила ночи. Затем было выяснено, что она в любое время года и погоду проводила ночи в поле, где в коленопреклоненной молитве находилась до рассвета, делая земные поклоны на все четыре стороны.

Также ночью блаженная Ксения носила кирпичи для строящегося храма на Смоленском кладбище. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича. Своим даром прозорливости она помогала людям в их жизненном устройстве и спасении души. Особенное благополучие посещало тех, кому блаженная Ксения что-либо давала.

Блаженная Ксения провела в юродстве 45 лет и скончалась в самом начале XIX века. Она была погребена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Храмы, посвящённые Ксении Петербургской

Существующие храмы

Часовня на Смоленском кладбище

Основная статья: Часовня Ксении Блаженной

На могиле её (на Смоленском кладбище) в 1902 году по проекту архитектора Александра Всеславина была воздвигнута просторная каменная часовня, которая сменила малую часовню, сооружённую в 3-й четверти XIX века. При советской власти дважды закрывалась (в 1940 и в 1961 годах). В наши дни часовня Блаженной Ксении является одной из главных святынь Петербурга, привлекающей многочисленных паломников.

Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, построенная на месте её погребения

На стене часовни — мраморная плита, надпись на которой гласит:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьевна жена певчего Андрея Федоровича.
Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Федорович. Всего жития ея было на земле 71 год.
В 1794—1796 году принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви.
«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души». Аминь.

— Слова Блаж. Ксении взяты с надгробной плиты

Храм в честь блж. Ксении в Медвежьих Озёрах, Московской области

Храмовый комплекс в Медвежьих Озёрах

В Щелковском районе Московской области есть красивое заповедное место. Это про Медвежьи Озера. Здесь всего в нескольких километрах от московской кольцевой дороги словно попадаешь в древний заповедный мир. Тихая гладь старинных озёр, задумчивый бор и лишь шум недалекой трассы напоминает о цивилизации. Здесь в деревне Медвежьи Озера строится Храм блаженной Ксении Петербургской.

В настоящее время в храме уже проводятся службы. Храмовый комплекс включает в себя также деревянную часовню в честь Алексия — человека Божия.

Храм в селе Арское

Храм Блаженной Ксении Петербургской построен в селе Арское Ульяновской области, по проекту отца Алексея всего за один год. В апреле 2002 года настоятель отец Алексей Кормишин (в миру архитектор) приступил к разработке проекта нового храма рядом со старым храмом Богоявления.

В июле того же года силами прихода начато его строительство, которое велось «во Славу Божию», без целевого стабильного финансирования.

Храм освящён иерейским чином 17 апреля 2003 года по благословению владыки Симбирского и Мелекесского Прокла.

Часовня Ксении Петербургской на Валааме

Часовня в честь блаженной Ксении Петербургской расположена на берегу монастырской бухты Валаама. Заложена в октябре 2012 по проекту архитекторов Трофимовых, супругов Сергия и Наталии и освящена в 2015 году. Вид на точечный церковный силуэт в обрамлении лесов Валаама открывается такой, что душа замирает. Снаружи часовню отделали белым каррарским мрамором. Внутреннее убранство украшено мозаикой.

Другие храмы, посвящённые Ксении Петербургской

  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, хутор Павловский (Крымский район, Краснодарский край)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, город Сарапул
  • Часовня святой блаженной Ксении Петербургской на Кузьминском кладбище в Москве
  • Часовня святой блаженной Ксении Петербургской на Лианозовском кладбище (Московская область, Мытищинский район)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Рудничном районе города Кемерово
  • Часовня святой блаженной Ксении Петербургской, село Сизьма Вологодской области.
  • Приход во имя святой блаженной Ксении Петербургской (Берлинская епархия РПЦ) в Нюрнберге
  • Приход во имя святой блаженной Ксении Петербургской (Берлинская епархия РПЦ) в Ростоке
  • Приход во имя святой блаженной Ксении Петербургской, посёлок Поназырево Костромской области.
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской Московского патриархата в городе Фару, Португалия. Существует с 2006 года.
  • Часовня святой блаженной Ксении Петербургской на территории Городской клинической больницы № 1, город Тольятти
  • Часовня святой блаженной Ксении Петербургской на территории Городской клинической больницы № 1 имени С. З. Фишера, город Волжский Волгоградской области.
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Иркутске.
  • Храм Ксении Блаженной в Хельсинки
  • Храм святой блаженной Ксении Блаженной в Воронеже
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, посёлок Колосистый, Краснодара
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, посёлок Абрау-Дюрсо (район Новороссийска)
  • Приход Ксении Петербургской, город Тихорецк Краснодарского края
  • Часовня Ксении Блаженной в Мурманске
  • Женский монастырь святой блаженной Ксении Петербургской в селе Долбенкино, Орловская область
  • Приход Ксении Блаженной в Южно-Сахалинске
  • Храм Ксении Блаженной в Архангельске
  • Часовня Ксении Блаженной в Минске
  • Приход Ксении Блаженной, посёлок Усть-Омчуг (Магаданская область, Тенькинский район)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Донецке (Украина)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Виннице (Украина)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Белой Церкви (Украина)
  • Храм во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской в Екатеринбурге
  • Храм святой блаженной Ксении Петербуржской, город Орехово-Зуево
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, посёлок Приладожский Ленинградской области
  • храм святой блаженной Ксении Петербургской, деревня Жабино Ленинградской области
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Брянске
  • Часовня во имя святой блаженной Ксении Петербургской при областной детской больнице имени Н. Ф. Филатова в Пензе
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Твери
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, город Клин (Московская область)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Ейске (Краснодарский край)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Азери (Эстония)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Шушарах (Санкт-Петербург)
  • Монастырь во имя святой блаженной Ксении Петербургской, деревня Барань, Борисовский район Минской области, Белоруссия
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого АО
  • Храм блаженной Ксении Петербургской, город Сумы (Украина), на территории Сумской городской клинической больницы № 1
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, село Дубки, Симферопольского района Республика Крым
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в Метуене, Массачусетс (США), Русской православной церкви заграницей
  • Приход во имя святой блаженной Ксении Петербургской, село Некрасовка Хабаровского района Хабаровского края.
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, село Красная Поляна Черноморского района, Республика Крым
  • Храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской в Москве (Северный округ, Бескудниковский проезд, вл. 4
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, село Тополи, община Варна, Болгария
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, Одесская епархия, Украинская православная церковь (Московского патриархата) (Одесса, 2-е Христианское кладбище)
  • Храм в честь святых Ксении Петербургской и Матроны Московской (город Курск)
  • Храм во имя святой Ксении Петербуржской, город гай Алматинской области, Республика Казахстан
  • Часовня Ксении Петербургской, город Шуя, Ивановская область, около Шуйской центральной районной больницы
  • Часовня святой блаженной Ксении Петербургской, п. Белореченский Иркутской области
  • Домовой храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской в частной православной школе Шостаковичей, 199004, г. Санкт-Петербург, В. О., Волжский пер., д. 11.

Строящиеся и проектируемые

Церковь на Петроградской стороне

Основная статья: Церковь Ксении Петербургской на Петроградской стороне

На Петроградской стороне в Санкт-Петербурге в конце 2010 года началось строительство церкви Святой Блаженной Ксении.

Храм в Воронеже

Православный храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Воронеже заложен в октябре 1995 года по благословению Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого. Возглавил строительство протоиерей Александр Трунов. Первоначально в Северном микрорайоне должен был быть построен храм Ксении Петербургской и часовня Александра Невского, но впоследствии из часовни сделали храм. Летом 1996 года состоялось первое богослужение.

По благословению Владыки Мефодия в 1999 году началось строительство нового двухэтажного храма в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

В июне 2012 года у храма был открыт памятник Ксении Петербургской.

Другие строящиеся церкви во имя Ксении Петербургской

  • Храм Святой Блаженной Ксении Петербургской открылся в деревне Медвежьи Озёра Щёлковского района Московской области.
  • Храм Святой Блаженной Ксении Петербургской в г. Ставрополь Ставропольского края, пер. Онежский, 28/4.
  • Храм Святой Блаженной Ксении Петербургской в г. Севастополь, Крым
  • Храм Святой Блаженной Ксении Петербургской в г. Челябинске
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в г. Кызыл, Республика Тыва (Тува)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в г. Благовещенск (Амурская область)
  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской в г. Лимассол (Кипр) .

Прочие сведения

Ниуэ, 1 доллар 2012

В 2012 году остров Ниуэ выпустил в обращение памятную монету номиналом 1 новозеландский доллар с изображением на её оборотной стороне блаженной Ксении Петербургской на фоне часовни Смоленского кладбища. В 2016 году остров Ниуэ выпустил в обращение новую монету «Святая Ксения Петербургская» номиналом 2 новозеландских доллара. На реверсе изображена Ксения Петербургская на фоне часовни Смоленского кладбища и церкви.

В феврале 2017 года Государственный Эрмитаж представил предполагаемый прижизненный портрет Ксении Петербургской. Работа была отреставрирована и выставлена в публичной зоне реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня». По словам художника-реставратора Николая Малиновского, «видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое была обильная копоть и ожоги, то есть перед картиной стояла свеча или масляный светильник. Перед тем как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками и даже вносили кое-какие изменения».

> См. также

  • Монастырь Туман

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #122174097 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Богатырёв А. О Блаженной Ксении. Радонеж (31 мая 2005). Дата обращения 6 июня 2016.
  3. Синкевич В. К вопросу о местонахождении дома св. блаж. Ксении Петербургской. petragrad.spb.ru. Дата обращения 6 июня 2016.. В расчётах В. Синкевич «не учитывает того, что в 1820 году происходила перенумерация участков, и участок, который в 1809 году имел № 847, после 1820 года получил номер 846. Как показывают издания <адресной книги Санкт-Петербурга> 1822 года (№ 121) и последующие (1837, 1854), участок 846 располагался на самом углу Большого проспекта и улицы Андрея Петрова» Торгово-офисный центр Apriori. citywalls.ru (26 декабря 2013). Дата обращения 6 июня 2016.
  4. 1 2 Житие блаженной Ксении Петербургской // Православие.ру
  5. 1 2 3 Монахиня Таисия. Русские Святые. Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (XVIII в.)
  6. The Glorification Service for Saint Xenia of Saint Petersburg, 1978 — YouTube. Дата обращения 19 февраля 2013.
  7. Информация от настоятеля прихода протоирея Константин Гультяева. 18 июня 2007 года, пресс-конференция в информационном агентстве «Интерфакс Северо-Запад»
  8. Святая Блаженная Ксения Петербургская // Православный календарь.
  9. Сайт Свято-Ксениевского женского монастыря
  10. Журнал № 30. Журналы заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года. Патриархия.Ru (5 мая 2010). Дата обращения 6 июня 2016.
  11. Храм блаженной Ксении Петербургской села Медвежьи Озера. kbmedvezhi-ozera.cerkov.ru. Дата обращения 6 июня 2016.
  12. Часовня Ксении Петербургской на Валааме. valaam.ru. Дата обращения 9 апреля 2018.
  13. Церковь Ксении Петербургской на Кузьминском кладбище. Храмы России. Дата обращения 6 июня 2016.
  14. Церковь Ксении Петербургской на Лианозовском кладбище. Храмы России. Дата обращения 6 июня 2016.
  15. Храм Святой Блаженной Ксении Петербуржской. ksenia-peterb.ru. Дата обращения 6 июня 2016.
  16. Приход во имя святой блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге. www.rus-kirche.de. Дата обращения 6 июня 2016.
  17. Приход во имя святой блаженной Ксении Петербургской в Ростоке. Дата обращения 8 сентября 2017.
  18. Сайт храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в Иркутске
  19. Свято-Никольский приход в Хельсинки (недоступная ссылка). Дата обращения 15 марта 2010. Архивировано 3 декабря 2009 года.
  20. Сайт храма Святой Блаженной Ксении Петербуржской в п. Колосистом г. Краснодара (недоступная ссылка). Дата обращения 28 февраля 2013. Архивировано 20 апреля 2014 года.
  21. часовня св. блаженной Ксении Петербургской .:. богослужебный раздел. Дата обращения 22 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  22. Храм Святой Блаженной Ксении Петербуржской в г. Орехово-Зуево (недоступная ссылка)
  23. Сайт храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в п. Приладожский Ленинградской области (недоступная ссылка). Дата обращения 18 мая 2011. Архивировано 12 ноября 2010 года.
  24. Храм во имя Блаженной Ксении Петербургской в Брянской епархии (недоступная ссылка). Дата обращения 2 декабря 2011. Архивировано 14 января 2012 года.
  25. Страница храма Святой блаженной Ксени Петербургской на сайте Пензенской епархии
  26. Азери: Храм св. блаж. Ксении Петербургской
  27. Храм-часовня во имя святой блаженной Ксении Петербургской и церковь во имя Воскресения Христова. пос. Шушары. Петербург и окрестности. Дата обращения 16 января 2012. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  28. официальный сайт Салехардской Епархии (недоступная ссылка). Дата обращения 3 июля 2012. Архивировано 15 октября 2018 года.
  29. Сумская епархия Украинской Православной Церкви
  30. Церковь Св. Ксении в Метуен, Массачусетс
  31. Программа строительства православных храмов в Москве 200 храмов.
  32. Монастыри и приходы. Болгарская Старостильная Православная Церковь. Дата обращения 28 августа 2015. Архивировано 29 августа 2015 года.
  33. Храм на карте Одессы
  34. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 11 февраля 2017. Архивировано 12 февраля 2017 года.
  35. Часовня Ксении Петербургской (Шуя). wikimapia.org. Дата обращения 17 апреля 2018.
  36. Домовой храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской в частной православной школе Шостаковичей. Василеостровское благочиние, Proudly powered by WordPress. Theme: TheFour Lite by GretaThemes. Дата обращения 21 ноября 2018.
  37. Анастасия Русланова. В Воронеже установили памятник Ксении Петербуржской, Моё! (7 июня 2012). Дата обращения 7 июня 2012.
  38. Храм во имя блаженной Ксении Петербургской в Челябинске
  39. В парке Дружбы заложили первый камень на месте будущего храма. www.amur.info. Дата обращения 31 октября 2016.
  40. Православный русскоязычный приход Святой блаженной Ксении Петербургской — Главная. www.hramlimassol.ru. Дата обращения 8 февраля 2019.
  41. Святая Ксения Петербургская. БанкИнформСервис. Дата обращения 10 июня 2012. Архивировано 10 июня 2012 года.
  42. Генбанк получил эксклюзивное право на реализацию уникальной серебряной монеты «Святая Ксения Петербуржская» (недоступная ссылка). Дата обращения 2 августа 2016. Архивировано 13 марта 2018 года.
  43. http://www.taday.ru/text/2195631.html

Смерть

Никто не знает, когда она родилась, но в ту пору, где-то в начале XVIII века, Петербург еще достраивался. Улица, на которой поселилась молодая прекрасная, респектабельная семейная пара: военный Андрей Федорович Петров и его жена Ксения Григорьевна Петрова, вся состояла из деревянных домиков.
Счастливые пары не так интересны обывателям, как бродящие по околотку сумасшедшие.
Вот и эта пара ничем особенным не отличилась в памяти народной, разве что муж был интересный человек, будучи военным, по преданию в чине полковника, он пел в церковном хоре. Все изменилось в день внезапной кончины Андрея Федоровича во цвете лет без христианского покаяния.

Ксения. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com

На похоронах Ксения Григорьевна была одета в камзол, кафтан, штаны и картуз покойного мужа. Весь костюм был традиционных армейских цветов – зеленый с красным, а сама Ксения, которой тогда минуло только 26 лет, выглядела совершенно сумасшедшей. Она всех уверяла, что Андрей Федорович жив и что это его жена, Ксения, скончалась. Конечно, соседи жалели несчастную вдову, не выдержавшую удара судьбы, но сама вдова не понимала, почему ее жалеют.

Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com

Ксения Григорьевна Петрова стала скитаться по улицам и всем, знавшим ее, предлагала признать в ней покойного Андрея Федоровича. «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, — говорила она встречным знакомым. — аз же грешный весь тут».
Видимо она решилась прожить жизнь за своего мужа, чтобы таким образом завершить дело его христианского спасения. Безумие?

Сильнее смерти любовь

Блаженная Ксения. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com

В то время люди лучше всматривались в жизнь друг друга. Соседи за Ксенией Григорьевной послеживали. Что-то никак она в себя не приходила.

В военной форме ходить это одно, а вот отдать бедным свой дом и все имущество – это уже совсем другое дело, даже в XVIII веке. Времена меняются, но людское рассуждение в таких случаях неизменно: «Вы подумайте! Была приличная женщина, вела дом, следила за собой и на тебе! Ходит в рванье по улицам, несет всякий бред, да еще и сама себе финансовую яму роет».
Общественность решила, что пора принимать меры. Организовали встречу Ксении Григорьевны с бывшим начальством покойного мужа.
Может быть, они смогут выяснить, что случилось с ее головой, и поместить в какое-нибудь Богоугодное заведение? Но при беседе Ксения вела себя вполне разумно, и начальство вынуждено было признать, что с головой у нее все в порядке. Пришлось добропорядочным горожанам примириться с этой странной женщиной в своем околотке. Так началась история святой, для которой любовь стала сильнее смерти.

Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com

Как произошло так, что в босоногой, грязной Ксении, в потрепанном всеми петербуржскими ветрами мужнином камзоле, люди стали видеть блаженную, сказать трудно. Просто постепенно стали замечать, что безумные речи «Андрея Федоровича», как она просила себя называть, имеют свой скрытый смысл.

Они стали понимать «шифр». «Возьми пятак, — предлагала Ксения монету своей знакомой. – тут царь на коне.(Георгий Победоносец ред.) Потухнет». Что потухнет? Зачем пятак? Уже подходя к дому, женщина видит, что ее дом горит. Потушили пожар очень быстро. Даже можно сказать со скоростью чуда.

Или однажды зашла Ксения в к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища тебе Бог ребенка послал! Беги скорее!». Параскева была женщина одинокая и страдала от этого, так что призыв блаженной прозвучал для нее, как горн, и она побежала.

При приближении к воротам Смоленского кладбища, ныне это улица Камская, ее бег остановили «непредвиденные» обстоятельства. Извозчик сбил беременную женщину, та разродилась, и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. Но разве не за ним она бежала на кладбище? Отца и родных искали, да так и не нашли. Так у Параскевы появился сын.

Блаженная Ксения дожила до семидесяти двух лет, проведя на улице сорок два года. Скончалась она не позднее 1806 года. По ночам Ксения стояла на молитве в полях за городом, помогала носить кирпичи на строящуюся колокольню Смоленской церкви, а днем разговаривала с людьми своим эзоповым языком, молилась о них с заботой, по-матерински. Ведь люди во все времена с одинаковыми бедами.

Часовня

Часовня — усыпальница блаженной Ксении. Изображение с сайта nelli-art.ucoz.ru

На Смоленском кладбище гуляют, как в парке. Мамаши с детьми, молодые влюбленные, старики под ручку. По этим же дорожкам когда-то бродила босоногая Ксения, привычный городской персонаж, как сказали бы сейчас.

Кто-то смеялся над ней, а кто-то с таинственным видом рассказывал: «Она не простая. Вчера мои из гостей ехали поздно, ее за городом видели. И знаете, что она там делала? Молилась. Представляете? Ночью». От улицы Лахтинской на Петроградской стороне, где сначала жила, а потом скиталась Ксения, до Смоленского кладбища на Васильевском острове путь не близкий.
Но там, на Смоленском кладбище лежал драгоценный человек, незабвенный муж, любовь к которому была у Ксении так велика, что ее и теперь хватает на многих.
Сейчас могила Андрея Федоровича, к сожалению, утеряна. В годы гонений целые династические склепы сравнивали с землей. Но Ксенину могилу до 1902 года регулярно сравнивали с землей верующие, нескончаемым потоком приходившие к ней и понемногу бравшие «земельку» для исцелений. Так ее могилу никак нельзя было незаметно уничтожить.

Часовню над могилой поставили еще в 1830 году. В 1902 было совершено освящение каменной часовни над могилой блаженной Ксении. В изголовье мраморной гробницы был поставлен иконостас. На стенах было множество икон.

После революции и начавшихся гонений на церковь, «двадцатка» Смоленской церкви и священники подписали с Василеостровским Советом рабочих депутатов договор об аренде часовни. Среди имен подписавшихся под этим документом мы видим имя настоятеля — протоирея Алексея Западалова. Впоследствии священник принял мученическую кончину в Свирьлаге.

В 1940 году часовню закрыли, но люди не переставали идти к Ксении. Во время войны в часовне устроили склад горюче-смазочных материалов, надгробие разобрали, иконы сожгли. После войны в 1946 году, в тот же год когда открыли Троицко-Сергиеву Лавру, было получено разрешение и на открытие часовни.

Отсыревшее, оскверненное здание было отреставрировано, начали служить панихиды. С девяти утра до девяти вечера поток людей не иссякал в те годы. В 1960 году часовню опять закрыли, устроили в ней скульптурную мастерскую.

А в 1988, 6 июня, Русская церковь прославила свою святую.

Жизнь как чудо

Мозаика на часовне

Уборщица часовни, проработавшая на этом послушании десяток лет, говорит о чудесах на могилке блаженной Ксении так: «Видела ли я чудеса? Ну, смотря, что вы подразумеваете под этим словом. Что вошел человек без ноги, а вышел на своих двоих – нет, такого я не видела.
А вот как приходят благодарить и прямо в часовне из ушей вот такие бриллианты вынимают и отдают на храм – это я видела».
Она делает многозначительное лицо и показывает на руках, что бриллианты были достаточной величины. «Я же не буду спрашивать «какое с вами такое чудо произошло, что вы такие бриллианты отдаете?» — То ли спрашивает она, то ли делает заключение о существовании чудес вообще.

Чаще всего в часовню к Ксении приходят девушки и женщины. Когда-то сама Ксения устроила семейную жизнь одной своей знакомой девицы.
Правда есть мнение, что Ксения это сделала скорей из жалости к несчастному вдовцу. Девице блаженная сказала, что ей надо идти на Смоленское кладбище, потому что «там твой муж жену хоронит».

Девица пошла, хотя в словах Ксении было много непонятного, и действительно встретилась там с похоронной процессией. Присоединившись к ней, она познакомилась с самим вдовцом, который впоследствии женился на ней и получил утешение в своей скорби. Так что, мужчинам тоже стоит просить себе у Ксении хорошую жену.

Раньше и сейчас

На Смоленском кладбище. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com

Смоленское кладбище напоминает сказочный лес где-то на экваторе: стволы деревьев, словно из темного бархата, высокий папоротник пропускает сквозь резные листья солнечные лучи, стелящиеся растения, окутывают камни надгробий, покрытые мхом. Но, проведя несколько часов около часовни блаженной Ксении, пообщавшись с людьми, перестаешь понимать, в каком мире ты находишься. Мир живых переплетается с миром мертвых в бесконечных историях.

История человека начинается с рождения, но настоящую жизнь она получает после его смерти, с того часа, когда уже ничего нельзя изменить в этой летописи. На Смоленском кладбище с любовью рассказывают как истории святых, так и истории бандитов.

Галина — администратор цирка. Она вырастила три дочери, муж у нее генерал-майор милиции, участвовал во многих боевых операциях. На кладбище она свой человек вот уже 12 лет. Ее часто можно встретить у могилы праведного Григория, которого она очень почитает. «Он мне всегда помогает.

Я спросила благословение у батюшки ухаживать за могилкой. Он давно жил, где-то в конце 18 века. Что-то у него в жизни случилось, и он стал все бедным раздавать. Раздавал и говорил, когда ваши дела поправятся, вы тоже часть бедным отдавайте», — рассказывает она народное предание.

Так Григорий создал что-то типа финансовой пирамиды. По его молитвам многие стали жить хорошо и в свою очередь помогали другим. Эта схема действует и по сей день. Есть странная традиция закапывать в его могилу монетки. Галина все время пытается посадить в эту землю цветы, поэтому монетки откапывает, и несет в храм. Иногда люди кладут и большие купюры. Так деньги возвращаются нуждающимся.

Еще две блаженные, Ирина и Анна, почивают недалеко от блаженной Ксении.

Блаженная Анна (Лашкина) скончалась в 1853 году. Окончив один из петербургских институтов, она готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел другую. Тогда Анна покинула Петербург и стала скитаться. Однажды ее поместили в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре Анна ушла и оттуда. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, Анна бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной площади. Обитатели Сенной — торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики — хорошо знали ее, охотно подавали ей милостыню. Все полученное подаяние Анна раздавала бедным.

Рядом с блаженными находится общая могила «сорока мучеников», сорока монахов, расстрелянных на кладбище в годы советских гонений.

Блаженная Ксения Петербургская. Икона, фрагмент. Изображение с сайта www.k-istine.ru

Святой блаженной Ксении принято писать письма. Раньше из каждой щели часовни над ее могилой на Смоленском кладбище выглядывал беленький уголок записки. Но теперь повесили специальный ящик. Пишут письма и в храм Смоленской иконы Божией Матери, что на кладбище, к которому приписана часовня, с просьбой помолиться «у Ксеньюшки». Так обычно поступают те, кто по тем или иным причинам не имеют возможности доехать до Санкт-Петербурга.

Им обычно высылают в ответ лепестки роз в конверте, смоченные в масле из лампадки на могилке блаженной. Потом многие пишут письма, благодарят: «Я вам писала в прошлом году о наших семейных проблемах, просила помолиться за нас грешных. И по молитвам Ксеньюшки все разрешилось. Мама успела оформить досрочную пенсию в 60 лет, а у сестры бывший супруг не отобрал квартиру, оставил сыну». Все благодарности публикуются в специальной газете «Смоленский храм»

Конечно, что такое квартира или пенсия, по сравнению с духовной жизнью!? Но ведь не все могут жить духовной жизнью на улице без денег, как делала это блаженная Ксения. Петербуржцы идут к ней как к самому близкому человеку. И не важно, что они просят квартиру с машиной или мужа хорошего. Загадка в том, что просят они у той, кто все это потерял за один день – и мужа и дом и экипажи. И она никому не отказывает в утешении и помощи.

Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10 часов утра. В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии — ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10 часов. Каждый день по окончании литургии — Таинство Крещения. Вечернее богослужение начинается в 6 часов вечера в летнее время и в 5 часов вечера в зимнее.

Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11 часов утра в будни и с 10 часов утра — в праздники. Часовня открыта для посещений до 5 часов вечера. Адрес храма Смоленской иконы Божьей Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды: 199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.

Святая Ксения скиталась так же, как скитались бездомные и нищие в ее время, да и сейчас. У многих это вызывает непонимание — в чем тут подвиг и святость? Читайте здесь:

Зачем Ксения Петербуржская все раздала и ходила с бродягами?

Какова история жизни святой Ксении Петербургской?

Ксения пошла на похороны в мундире мужа и на недоуменные обращения окружающих отвечала, что она — Андрей Федорович, а Ксения умерла. Она стала откликаться только на имя супруга. Все свое имущество Ксения разделила между бедными, даже свой дом она подарила знакомой, которая раньше снимала у них уголок, взяв с нее обещание помогать нищим странникам. Оставшись ни с чем, Ксения стала жить как нищенка на улицах Санкт-Петербурга.

Ее считали сумасшедшей, но Ксения была в абсолютно здравом рассудке и отдавала отчет своим поступкам. После смерти мужа она потеряла интерес к земной жизни и стала искать утешения у небесных сил. Чувствуя необычайную силу духа, блаженная Ксения приняла на себя юродство ради Иисуса Христа и спасения покойного супруга.

В дневное время Ксения бродила по петербургским улицам, а ночью уходила за город, в леса и поля, где искренне молилась Богу, стоя на коленях, в любую погоду, до самого рассвета. Во время строительства церкви близ Смоленского кладбища, Ксения ночами, тайком, поднимала кирпичи наверх постройки, помогая возведению стен храма. А однажды Ксению увидели спящей в чужом огороде, а утром хозяйка обнаружила, что прополка уже сделана. Александр Простев, «Андрей Феодорович. Блаженная Ксения в костюме умершего мужа»
Фото: Источник

Шли годы, и отношение горожан к юродивой менялось в лучшую сторону. Когда старая одежда мужа совсем обветшала, добрые люди уговорили Ксению переодеться, и она стала носить красную кофту, зеленую юбку и туфли на босые ноги. Не раз ей предлагали теплую зимнюю одежду и обувь, деньги, даже кров и обеспечение всем необходимым, но она всем отвечала одно и то же: «Мне ничего не нужно». Она принимала только копейки, которые отдавала другим нуждающимся. Ксения словно радовалась своей нищете и свободе от мирской суеты и, когда куда-то приходила, говорила: «Вся я тут». Икона Ксении Петербургской
Фото: Источник

Петербуржцы считали добрым предзнаменованием встречу с праведной Ксенией: если она заходила в чей-то дом — там налаживались все дела, если прикасалась к больному ребенку — он выздоравливал. Извозчики были уверены в том, что если они подвезут блаженную, день пройдет успешно и будет хорошая выручка. Ярмарочные торговцы старались чем-нибудь угостить Ксению, потому что после нее товар мигом раскупался. А у подавшего ей милостыню происходили благоприятные перемены в жизни.

Спустя некоторое время у блаженной Ксении открылся дар предвидения. Так, накануне смерти императрицы Елизаветы Петровны, Ксения всем говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». А за несколько дней до убийства молодого наследника престола Иоанна VI блаженная со слезами произносила: «Кровь, кровь».

Как-то Ксения зашла к своей знакомой, которой подарила дом и, указав в правую сторону, сказала: «Ты сидишь тут, а Бог тебе младенца послал». Женщина побежала в указанном направлении и обнаружила младенца, мать которого насмерть сбил извозчик. Она взяла ребенка к себе и воспитала его как родного сына.

А однажды Ксения пришла в дом к одной девушке и сказала: «Иди скорее на кладбище, там твой муж свою жену хоронит». Девушка вместе с матерью пришла на кладбище и оказала помощь потерявшему сознание молодому вдовцу, за которого позже вышла замуж. Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, построенная на месте её погребения
Фото: ru.wikipedia.org

Блаженная Ксения провела в скитаниях 45 лет, и под конец ее жизни каждый житель северной столицы уважал и любил ее. Она умерла в конце XVIII в. в возрасте 71 года и была похоронена на Смоленском кладбище. И даже после смерти православная святая продолжала помогать людям, являясь им и предупреждая об опасностях.

Так, блаженная Ксения появилась перед бедным чиновником Николаем Селивановичем Головиным, который помышлял о самоубийстве из-за неудачи на работе. Праведница сказала ему «пойти на Смоленское кладбище и отслужить панихиду по Ксении». Головин все сделал согласно ее совету, и его дела неожиданно устроились самым лучшим образом. То же самое Ксения сказала вдове полковника, которая горько плакала в отчаянии оттого, что не смогла устроить своих сыновей в кадетский корпус. Последовав словам святой, женщина вскоре узнала, что ее дети приняты.

Когда император Александр III заболел тифом, его жене, Марии Федоровне, посоветовали взять горсть песка с могилы блаженной Ксении. Царица, поверив совету, положила песок под подушку больного мужа, и в ту же ночь ей явилась сама святая Ксения и сообщила, что жизнь императора вне опасности и что в их семье родится дочь, которую следует назвать Ксенией. Предсказание сбылось. Предполагаемый портрет Ксении Петербургской
Фото: ru.wikipedia.org

К сожалению, о жизни блаженной Ксении очень мало зафиксированных сведений: нет даже точных дат ее рождения и смерти, ее житие записано по словам очевидцев, уважающих память святой. Еще при жизни блаженная Ксения стала считаться покровительницей Санкт-Петербурга, и по сей день она помогает всем, кто обращается к ней с искренней верой и молитвой.

Теги: святые, православные святые, блаженные, Ксения Петербургская, Санкт-Петербург

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *