• Кротость – признак великой силы Энциклопедия изречений
  • Кротость Библейская энциклопедия
  • О кротости иерей Вадим Коржевский
  • О кротости и смирении святитель Серафим
  • Путь креста С.Л. Франк
  • О безгневии и кротости прп. Иоанн Лествичник
  • О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве прп. Иоанн Лествичник
  • О третьей заповеди блаженства прот. Серафим Слободской

***

Кро́тость (простота, смирение) – 1) одно из качеств Господа Иисуса Христа по человеческому естеству (Мф.11:29), проявлявшееся во время Его земного служения в покорности воле Отца (Ин.5:30), незлобии, выражаемом даже по отношению к искушавшим Его противникам, готовности искренне прощать даже врагов; 2) христианская добродетель, проявляющаяся в незлобии, благоразумной уступчивости, покорности Промыслу Божьему.

Под Божественной кротостью понимается всепрощающая мягкость Бога, выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественной любви на всех.

Кротость есть тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не гневается, не платит злом за зло, обидою за обиду, терпеливо переносит всякие обиды и неисправности, охотно прощает их людям и снисходительно относится к недостаткам других, любовно исправляя их (Мф. 5:39-45). Высочайший пример кротости мы имеем в лице Иисуса Христа, сказавшего о Себе: «научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» (Мф. 11:29), а также в лице апостолов, о которых апостол Павел говорит: «злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим» (1Кор. 4:12-13).

***

Призванный к соединению с Богом, человек должен уподобляться Творцу в Его кротости через содействие Его благодати. Кротость есть одна из евангельских заповедей: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
св. Иоанн Лествичник

ОДНАЖДЫ разбойники ворвались в келью одного старца и заявили, что они заберут себе все его вещи. Старец кротко ответил: «Что желаете, чада, то и берите.» Забрав все, разбойники ушли. Не заметили они, однако, мешочка с монетами, висевшего у старца на стене. Старец, захватив его, побежал за ними, крича: «Чада, захватите и этот мешочек, который вы не заметили.» Разбойники, тронутые незлобием старца, отнесли обратно в его келью все награбленное ими. Уходя, они говорили друг другу: «Воистину, он человек Божий!»

Немного спустя в этой же обители произошел похожий случай. К другому старцу тоже пришли разбойники. Но раньше, чем они успели что-то потребовать от него, он вышел к ним навстречу и с веселым видом стал показывать им все, что у него было. — «А есть ли у тебя золото?» — поинтересовались они. — «Да, вот,» — ответил старец, подавая им три золотых монетки. Взяв их, они спокойно ушли. Старец нисколько не огорчился этим, но помолился лишь, чтобы Бог обратил их на путь честного труда.

В киновии аввы Константина (Иорданская область в Палестине, 6-й век) подвизался игумен Сергий. Он рассказал следующий случай. «Однажды, путешествуя со моим старцем, мы, сбившись с пути, нечаянно пошли по засеянному полю и потоптали немного всходов.

Земледелец, который в это время работал на другом конце поля, увидев нас, стал осыпать нас самой грубой бранью.- «Что вы за монахи? Нет у вас страха Божия!» — кричал он нам.

Но крестьянин не унялся, но продолжал еще больше браниться. Старец же, стараясь успокоить его, говорил: «Добрый труженик, ты совершенно прав, что сердишься на нас! Если бы мы были истинными монахами, мы бы так не поступили. Но, ради Господа, прости, в чем мы согрешили против тебя.»

В конце концов, тронутый кротостью старца и успокоившись, крестьянин низко поклонился ему и воскликнул: «Простите меня, грешного, что я обругал вас! Ничего страшного не случилось.»

Поговорив с нами, он стал очень милым и веселым. Прощаясь, он попросил, чтобы мы взяли его в нашу обитель, потому что он тоже хочет стать монахом. Мы с радостью взяли его с собой. И так он постригся в нашей обители.»

В обители преподобного Герасима (Палестина, 6-й век) один инок по поводу слов старцев, что каждому надлежит во всем укорять себя, а к другим быть снисходительным, рассказал следующий случай из своей жизни. «Я долго дружил с одним лаврским диаконом, как вдруг ни с того ни с сего он стал гневаться на меня. Видя его мрачный и недружелюбный вид, я стал просить его объяснить мне, в чем дело. Он стал укорять меня в чем-то, что я никогда не делал. Не чувствуя за собой никакой вины, я стал оправдываться и объяснять, что я совершенно не виноват в том, в чем он меня обвиняет.

Но мои объяснения нисколько не убедили его.

Тогда, удалившись к себе в келью, я стал размышлять, не сделал ли я в самом деле чего-нибудь подобного. Но ничего не мог припомнить. Однажды, когда диакон подходил к святой Чаше для причащения, я стал с клятвой уверять его, чего не виноват в том, в чем он меня обвиняет. Но даже в такой святой и торжественный момент он не поверил мне.

Тогда, вспоминая наставления святых отцов, я стал убеждать себя: «Диакон искренне любит меня и откровенно сказал мне то, что у него на сердце. Он делает это, чтобы я начал трезвиться и бодрствовать и чтобы я не впал в подобный грех и не совершил бы чего-либо подобного. Допустим, что я не совершил то, в чем он меня обвиняет. Но известны ли мне все мои злые дела или слова? Помню ли я все свои согрешения? Так, наверное, многие мои грехи преданы забвению и остались нераскаянными.» Расположив себя к покаянию такими мыслями, я почувствовал, что действительно во многом виноват. А люди по своей доброте многое простили мне, и Бог меня милует. Покаянно настроив себя, я пошел к диакону и постучался в его дверь, чтобы испросить у него прощения. Но не успел я вымолвить слова, как он упал передо мною на колени со словами: «Прости меня, это дьявол, издеваясь надо мной, внушил мне на тебя подозрение! Воистину Сам Бог вразумил меня, что ты невиновен!»

Я же, облобызав его, воздал благодарение Богу, что Он нас обоих научил кротости и привел к примирению.»

Если вы хотите принимать правильные решения, чтобы чувствовать себя хорошо и целостно, вам следует научиться быть кротким. Евангелия от Матфея 5:5 говорит:

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.”

Есть и много, много других. Проблема в том, что мы неправильно понимаем этот термин. Никто из нас на самом деле не знает, что такое кротость. Фактически мы часто путаем её с другим термином, который звучит почти так же — слабый (англ. meek, кроткий, и weak, слабый – прим.пер.). Никто не хочет быть слабым, потому никто не хочет быть кротким.

Но истина в том, что кротость и слабость — это противоположные понятия. Кротость — это никоим образом не слабость. На самом деле, греческое слово, обозначающее кротость, буквально значит «сила под контролем.” Быть кротким означает не быть слабым. Это слово используется для описания дикого жеребца, которого приручили. У жеребца всё ещё есть та сила, которая у него была, когда он был диким, но теперь эта сила под контролем. Эта сила запечатана внутри человека для правильного использования. Бог не хочет, чтобы вы были слабыми, Он хочет, чтобы вы были кроткими. Библия учит, что это один из ключей к снижению напряжения в вашей жизни.

Вот простое определение слова кротость: отпустить и предоставить Богу. В этом суть кротости. Это капитуляция перед Богом, подчинение Ему и согласие с тем, что Он хочет делать в вашей жизни. Это позволение Богу быть Богом в вашей жизни. Отпустите, и позвольте Богу.

Я не знаю правила, исполнение которого сделало бы больше для вашего физического и эмоционального здоровья, чем это. Если вы начнёте практиковать это в своей жизни, это снимет стресс и устранит беспокойство. Если вы отпустите всё и позволите Богу действовать, это ослабит гнев, боль и обиду.

Подумайте об этом:

  • Какие области своей жизни вам необходимо отпустить и отдать под Божий контроль?
  • Что может удерживать вас от проявления кротости и подчинения вашей жизни Богу?
  • Как то, что вы отдадите что-то под Божий контроль, ослабит гнев и обиду?

Автор — Рик Уоррен / charismamag.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Последнее: 07.09 (Украина). Спасибо!

18 марта 2016 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Одной из величайших христианских добродетелей является кротость. Это понятие с трудом воспринимается в наше время — так далеко отстоит образ кроткого от образа сильного, преуспевающего человека. Но вот Господь, обращаясь с холма на берегу Тивериадского озера к ученикам и ко множеству народа, сказал, в том числе, поразительные слова: «Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Для нас не совсем понятно, о какой земле речь идет и почему кроткие наследуют землю. Но слушавшие Спасителя прекрасно всё поняли, ведь его окружали иудеи, а для них представление о земле обетованной было священной и вместе с тем национальной идеей. Из поколения в поколение передавался рассказ о том, как народ, выведенный Моисеем из Египта, 40 лет скитался по Синайской пустыне, преодолевая невероятные трудности, а затем вступил в обетованную землю. Но непросто было это сделать — чтобы войти в обетованную землю, израильтяне должны были разрушить стены Иерихона, а затем эту землю нужно было защищать, в том числе, от могущественных филистимлян. Много крови было пролито за обетованную землю, но Господь говорит, что блаженны не сильные, не успешные, не могущественные, а кроткие, потому что именно они наследуют землю.

Конечно, используя образ обетованной земли, Господь сказал о чем-то большем. Он говорит о Царствии Божием, но не только о нем. Обетованная земля была вожделенной целью, к которой стремился весь народ, и потому слова Спасителя могут быть применены к любой важной и доброй цели, которую человек перед собой ставит. И Господь связывает достижение цели с кротостью.

Мы ставим перед собой многие цели: хорошо закончить школу, если учимся в школе; получить образование более высокого уровня, если мы его продолжаем; сделать в своей жизни что-то важное — создать семью, воспитать детей, произвести нечто полезное для народа, для общества. Другими словами, мы не хотим прожить жизнь впустую, даже с точки зрения земных, человеческих ценностей. Мы ставим перед собой важные цели. Но только Евангелие учит нас тому, что всякая цель достигается кротостью.

Так что же такое кротость? Процитирую слова святителя Иоанна Златоуста: «Кротость есть признак великой силы. Смотри, не подумай, будто мало нужно сил, чтобы в ответ на оскорбление не возмутиться». Давайте применим эти слова к самим себе. Когда нас оскорбляют жестоко, несправедливо, когда на нас клевещут, — а сейчас нетрудно сделать так, что об этой клевете узнает весь мир, — каким должен быть ответ христианина? Он должен быть исполнен этой внутренней силы — кротости. И потому, как бы вторя святителю Иоанну Златоусту, преподобный Ефрем Сирин говорит: «Кроткий — это тот, кто принимает удары и остается твердым».

Кротость — это великая внутренняя сила, но это не сжатые от злобы зубы, это не сжатые кулаки. Кротость — это даже не терпение. Кротость — это внутреннее состояние духа, это сила, которая поднимает человека над окружающим миром, помогает ему взглянуть с высоты на происходящее, на всех этих обидчиков, на все эти человеческие интриги, на всю эту скверну, которая так стремится поглотить нас, вовлечь в свою стихию, заставить реагировать по ее законам на то несправедливое и незаслуженное, что бросается в наш адрес.

Кротость — это великая внутренняя свобода. Иногда она наследуется от предков: кроткий младенец вырастает кротким, спокойным человеком. Про такого говорят: он святой от рождения, это человек с очень легким характером. Но означает ли это, что кротость — черта избранных, которые унаследовали это качество от своих родителей или, может быть, от далеких предков? Вовсе нет, иначе Господь не сказал бы о нем в Нагорной проповеди. Он говорит о кротости как об идеале, как о цели жизни, к которой каждый может устремляться и которой каждый может достичь — обрести эту силу, эту внутреннюю свободу, это подлинное внутреннее спокойствие, эту способность устоять под действием всех тех сил, которые обрушиваются на человека.

А как же можно воспитать в себе кротость? Никакими волевыми усилиями, никакими попытками сделать спокойное выражение лица достичь кротости невозможно, потому что кротость — это характеристика не внешнего вида человека, а его внутреннего состояния. Тот же святитель Иоанн Златоуст, размышляя о том, как воспитать кротость, говорит: «Нужно постоянно сознавать свою греховность». И, может быть, чем успешнее, чем талантливее человек, чем сильнее он отличается от других, тем больше он должен думать о своих грехах и осознанием своего несовершенства уравновешивать и свои способности, и свою непохожесть.

Но и в том случае, когда человек, желающий стать кротким, не отличается особыми талантами, совет святителя Иоанна Златоуста является решающим. Нужно чаще думать о своих грехах, о своих слабостях, о своих недостатках, чаще каяться пред Господом. И по мере освобождения от этих грехов нам будет подаваться Божественная благодать, которая только и способна даже самого сильного, самого грозного человека преобразить в человека кроткого, в того самого, кто наследует землю.

А теперь несколько слов о кротости как средстве достижения успеха в жизни. Казалось бы, что общего между кротостью и успехом? Так вот, кроткий человек в силу своей незлобивости располагает к себе людей. Вокруг него всегда есть те, кто готов ему помочь. Вокруг него всегда есть те, кто готов пройти с ним часть его пути. Он никогда не будет одиноким, потому что кротость притягивает к себе других людей. Вот в этом, может быть, и заключается подлинная тайна человеческого успеха, в хорошем смысле слова. А если мы подумаем о том, что речь идет не только об успехе в земной жизни, но и о наследовании Божиего Царства, то в полной мере осознаем, сколь велика и сколь прекрасна добродетель кротости, воспитать которую в себе призван каждый из нас. И да поможет нам в этом Господь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *