Главная>Статьи

Что представляет собой Общество сознания Кришны на самом деле?

Несколько десятилетий назад в жизнь россиян вошло такое неоднозначное явление, как кришнаизм. Поначалу последователи этого движения тайно собирались друг у друга дома небольшими группами. Советский Союз не очень-то жаловал религию вообще – ни традиционную православную, ни новоявленную индийскую.

Но постепенно число кришнаитов в России значительно возросло. И настолько, что теперь по всей стране стали возводиться ведические храмы, а на улицах любого города можно встретить танцующих и поющих людей в ярких восточных одеждах с книгами и сладостями в руках.

Как это объяснить?

Что представляет собой Общество сознания Кришны на самом деле?

Угрожают ли масштабы этого движения мирным гражданам России? Кришнаиты – это тоталитарная секта или безобидная религия? Кто такой Кришна на самом деле? И чем отличаются те, кого зовут кришнаитами, от остальных?

Большинство людей, проживающих на территории нашей страны, твердо и безоговорочно убеждены в том, что кришнаизм опасен. Несведущие в данном вопросе граждане передают из уст в уста страшилки о «сектантах в индийской одежде»: кришнаиты не едят мяса, рыбы и даже яиц, они забивают головы своих адептов странным чужеземными словами, они зомбируют их непонятными мантрами, они странно выглядят, улыбаются и почему-то кружатся в танце прямо на улицах, а в пищу они, конечно же, подсыпают наркотики.

Со стороны, возможно, все это выглядит именно так. Действительно, ведь кругом серьезные озабоченные лица, а тут вдруг странное безудержное веселье! Разве такое может быть? Вот и думает народ, что этих людей точно заманили в секту и накормили наркотическими средствами.

На самом деле, все, кто называет кришнаизм сектой, просто не знает истории вопроса. Это очевидно. Такие люди даже не догадываются о том, что неуважительно отзываются о самом древнем знании на Земле – ведическом учении.

Движение сознания Кришны – а, если использовать более точный термин, гаудия-вайшнавизм – это ветвь индуизма, одной из мировых религий. В том виде, в каком мы наблюдаем данное течение сейчас, его принес на Запад А.Ч. Бхактиведанта Прабхупада – инициированный проповедник индийского происхождения. Именно он зарегистрировал в Соединенных Штатах Америки в середине ХХ века Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).

Люди, выступающие против кришнаизма, утверждают, что первыми его последователями были в основном асоциальные элементы американского общества – наркоманы, хиппи, алкоголики.  Это чистая правда. Однако при этом почему-то не упоминается тот факт, что упомянутые люди после встречи с Прабхупадой резко изменили свой образ жизни и отказались от вредных привычек. Более того, они по сей день пропагандируют отказ от любых видов интоксикаций — спиртных напитков, курения, кофе и даже черного чая. Ничто не должно мешать разуму человека постигать Бога. 

Все кришнаиты твердо убеждены в том, что Бог един, а путей к Нему много. По каким-то своим личным причинам они приняли Бога в образе Кришны, но это не значит, что последователи гаудия-вайшнавизма выступают против Будды, Христа или Аллаха. Напротив, представители данного религиозного движения очень дружелюбно относятся к приверженцам других конфессий.

Кришнаит и секта – это несовместимые понятия. В данной религии нет даже намека на тоталитаризм или деструктивность, так как кришнаиты ратуют за ненасилие, трепетно относясь даже к братьям нашим меньшим. По этой причине, кстати, они и не употребляют в пищу продукты животного происхождения, стараются не носить натуральную кожу и меховые изделия.

Когда организм не обременен тяжелой токсичной пищей, сознание человека прояснется. И ему становится легче установить связь со Всевышним. И для этого не нужны никакие психотропные средства. Вот почему вегетарианцы-вайшнавы действительно чувствуют свою связь с тем, кого они называют Господом Кришной.

Вся ведическая культура построена на служении Богу и людям. Последователи этой религии убеждены, что именно таким образом мы можем полюбить все сущее и приблизиться к своему Создателю. Вот почему они стараются применять полученные знания на практике – безвозмездно помогают другим, распространяют ведические книги, пропагандируют вегетарианство как норму жизни цивилизованного человека. 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (ИСККОН)

«Международное общество сознания Кришны» (англ. аббревиатура — ISKCON — International Society for Krishna Consciousness), объединившее последователей кришнаизма (вайшнавизма), зарегистрировано в 1966 г. Бхактиведантой Свами (1896-1977). Фактически МОСК стал миссионерским преемником сампрадаи Брахма-Мадхва-Гаудия, одной из четырех сампрадай, т.е. ученических преемственностей, по которым испокон веков передается ведическое знание (существуют еще Шри-сампрадая, Кумара-сампрадая и Рудра-сампрадая). Все эти ветви индуизма называют вайшнавскими, так как в их основе лежит поклонение Высшей божественной личности Вишну (Кришне).

Школу вайшнавизма под названием Гаудия (от древнего названия Бенгалии), к которой принадлежал Шрила Прабхупада, основал в Бенгалии 500 лет назад Шри Чайтанья (1486-1524).

Эта преемственность связана со школой Мадхвы (1281-1360), а также с еще более древней школой Шри-вайшнавов Рамануджи (1017-1137).

Начиная с 70-х гг. XX в. благодаря деятельности А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которому фактически впервые в истории удалось принести и широко распространить древнюю науку бхакти-йоги (любви к Богу) в странах Запада, вайшнавизм переживает возрождение как в самой Индии, так и за ее пределами. Ачарью-основателя Общества сознания Кришны Бхактиведанту Свами Прабхупаду почитают в Индии как святого. Его именем названы улицы крупных городов и различных учреждений, а в 2015 году в Калькутте по случаю празднования 50-летия ИСККОН была установлена уникальная скульптурная композиция, состоящая из двух частей и символизирующая отъезд Прабхупады на судне «Джаладута» в Америку в 1965 году. Памятник состоит из двух частей – вторую часть диптиха установят в Бостоне на пирсе Содружества, месте, где Шрила Прабхупада впервые ступил на землю Америки.

ИСККОН в РОССИИ

Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) — самая крупная российская индуистская организация, объединяющая (по данным Минюста на 1 января 2016 г.) 79 зарегистрированных общин и свыше 400 малых духовных групп в более чем 120 городах страны общей численностью не менее 30 тыс. последователей и не менее 150 тыс. интересующихся этой философией и культурой. Количество активных последователей достигает 11 тыс. человек.

Развитие традиции сознания Кришны в России началось в 1971 г. после приезда в Москву Бхактиведанты Свами Прабхупады.

СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ

Суть вероучения вайшнавов в том, что все мы — вечные души, рождающиеся в различных материальных телах, потому что забыли о своей высшей духовной природе. Целью же человеческой жизни является пробуждение в себе любви к Богу и обращение к преданному служению Ему.

ИСККОН В ЦИФРАХ

Современный ИСККОН насчитывает:

— 602 духовных центра по всему миру

— 65 сельскозяйтственных ферм и экопоселений

— 54 образовательных учреждения, включая начальные школы, средние школы и высшие учебные заведения

— 110 вегетарианских ресторанов

— 75 тысяч последователей, имеющих духовное посвящение (принявших обеты)

— 7 миллионов последователей, посещающих храмы и духовные центры

— 2 тысяч малых (домашних) групп духовного общения (бхактиврикш), включающих около 30 тысяч последователей

— 516 миллионов изданных и распространенных духовных книг

— 3 миллиарда розданных по всему миру порций прасада (освященной вегетарианской еды)

— 1 миллион 200 тысяч ежедневных порций прасада для детей в рамках программ «Полдник» и «Аннамрита» благотворительного фонда ИСККОН по раздаче бесплатной еды

— 1 тысяча уличных харинам каждую неделю

— 6 тысяч вайшнавских фестивалей, таких, как Кришна Джанмаштами, Рамнавами, Ратхаятра и др. в храмах и духовных центрах ИСККОН

— 210 тысяч километров падаятр (пеших и других передвижных групп санкиртаны (проповеди), побывавших в 52 тысячах городов, поселков и деревень в 110 странах мира.

7 ЦЕЛЕЙ ИСККОН

Регистрируя Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада определил его цели и задачи следующим образом:

1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики для восстановления нарушенного равновесия в системе ценностей общества, обеспечения подлинного единства всех людей и установления мира во всем мире.

2. Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

3. Сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне — изначальному Высшему существу, и, тем самым, дать возможность членам общества и всем людям осознать, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны).

О псевдоиндуистской секте кришнаитов

Распространять и поощрять движение санкиртаны — совместное воспевание святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

5. Построить для членов общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной Личности Бога.

6. Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.

7. Для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.

Кришнаиты — экзотическая религия или тоталитарная секта?

Преданный рад трудностям, поскольку они заставляют его помнить о Кришне. Мы не можем рассчитывать на то, что люди Кали-юги будут приветствовать наши попытки распространить сознание Кришны.

Следует помнить, что этот мир подобен психиатрической больнице: сумасшедшие пациенты носятся по палатам, но, увидев лечащего врача, начинают уверять его, что совершенно здоровы. Иногда больной может даже напасть на врача и ударить его.

Перед нами стоит примерно такая же задача, как и перед этим врачом. Мы не можем хладнокровно смотреть на то, как люди страдают от невежества. В чем же заключается это невежество? Люди не знают, что их тело и они сами – это не одно и то же.

Цель Движения сознания Кришны – дать каждому человеку правильное представление о самом себе, объяснить ему, что он не является не телом, а духовным существом. Нравиться ему это или нет, нас волновать не должно. От нас требуется выполнять волю Шри Чайтаньи Махапрабху:

йаре декха таре каха кришна – упадеша
амара аджнайа гуру хана тара еи деша

«Кого бы ты не встретил, проси его следовать указаниям Шри Кришны, которые приводятся в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Выполняя таким образом Мою волю, стань духовным учителем и постарайся спасти всех, кто живёт в твоей стране».

Итак, наше дело – доставлять удовольствие ачарьям и Кришне. Если они довольны нами – значит наша деятельность успешна. Продолжайте все шире и шире распространять Движение санкиртаны. Я начал это Движение один, но благодаря тому, что вы все стали помогать мне, оно теперь охватило весь мир.

Твёрдо знайте: нет более эффективного способа проповеди, чем распространение книг, несущих людям сознание Кришны. Каждый, кто берет такую книгу, получает благо. Если он еще и читает ее, то получает еще большее благо, а если дает почитать другому человеку, это приносит благо им обоим.

Даже если человек не читает книгу, а просто держит ее в руках и разглядывает, он всё равно получает благо. Тот, кто дает хотя бы небольшое пожертвование на проповедь сознания Кришны, также получает благо. И, наконец, те, кто распространяет эти трансцендентные книги, тоже получают благо. Вот почему санкиртана – высшее благословение для людей нынешнего века.

А.Ч. Бхактиведанта Свами

Гаудиа Вайшнавизм — не ведическая традиция

Мне (Shiva Aashraya ) очень сложно понять, почему ISCKON так усиленно пытается постулировать себя как "древнюю Ведическую традицию" не имея непосредственно к Ведической традиции практически никакого отношения? Если мы рассматриваем традицию ISCKON’а в частности и Гаудиа Вайшнавизма в целом, то есть все основания утверждать, что ведического в ней – совсем чуть. В связи с этим очень смешно звучит утверждение от представителей ИСККОН’а о "древней Ведической традиции". Не верите? Давайте разберёмся!

1. На какие писания опирается ИСККОН? На Ведические? Вы уверены?

А) Бхагават Гита (Махабхарата, Бхишмапарва)

Б) Шримадт Бхагавата Пурана

В) Чаитанья Чаритамрита

Г) Брахма Самхита (очень косвенно)

Е) Нарада Панчаратра (в ритуалах)

Так, простите, а где тут Веды и Ведическая литература? Или Пураны у нас уже стали Ведами?

Вот тут я хочу пояснить – я вовсе не принижаю место и важность Пуран. А важность Бхагават Гиты вообще оценки не подлежит, она бесценна. Но при чём тут Веды? Есть Ведические писания, а есть Пуранические. Пункты A и Б подпадают под определение пуранических писаний. Уж извините, но так оно и есть. Считать же лилы и жизнеописание Господа Чайтаньи Ведической литературой вообще смешно. Что опять же, в свою очередь, не умаляет значение этого писания, по крайней мере для Гаудиа Вайшнавов.

Что касается Брахма Самхиты, то это агамический текст, который также к Ведической литературе отношения не имеет. Вам нужно рассказать, какие писания относятся к Ведическим? Что есть шрути, знаете? Я думаю, что вы и сами знаете ответ, просто, наверное, никогда об этом не задумывались. Осталась у нас Нарада Панчаратра, которая также не является Ведическим текстом. Почему?

***

Читайте также по теме:

***

2. Ритуалы

В Ведической традиции пуджи Божествам не проводились никогда. Пуджа и поклонение Божествам, это не Ведическая традиция. В Ведической традиции никогда не было мурти Божеств в принципе.

И поэтому, в частности, можно смело сказать, что Нарада Панчаратра уж никак не ведический текст.

3. Практика

Где и с какими мантрами в Ведические времена происходило поклонение Бхагавану Кришне? А нигде! Более того, если читать внимательно Риг Веду, то вы найдёте там очень мало упоминаний даже о Вишну. О Кришне и вовсе не найдёте.

Так что же Ведического есть в ИСККОН’е? Брахманический шнур при дикше и соответствующая Гайатри. И всё!

Так, а что же тогда такое Гаудиа Сиддханта, как не "древняя Ведическая традиция"?

Новое в блогах

По всем признакам это (по духу и по форме) Тантрическая традиция с практикой в Вайшнавачаре и двайты в качестве философской концепции. С Тантрическими ритуалами. С агамическими (Брахма Самхита) и пураническими писаниями. (Кстати, четвёртый регулирующий принцип именно из тантрической вайшнавачары, а вовсе не из Вед). И с малой толикой ведических практик. Уж извините, но так получается.

Михаил Васильев

Упанишада — 30.05.2016.

«…Если Кришна решил обмануть человека,

то никто не сможет превзойти его в коварстве…».

Прабхупада

Есть у нас в стране такая организация как «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). Моё личное отношение к ней крайне негативное. Позиция Православной Церкви, относительно данного общества, заявлена давно и однозначно, можно быть или кришнаитом, или христианином, те кто стали последователями Кришны, через этот свой выбор отреклись от Иисуса Христа, предмета для обсуждения здесь нет! Казалось бы, вопрос закрыт, но… христианство в разных формах в России явно более популярно, чем все формы неоиндуизма вместе взятые. Кришнаизм маргинален и этот факт сильно не нравится руководству МОСК, а как можно попытаться выйти из статуса маргиналов? Например, через публичные диспуты с представителями традиционных и уважаемых религиозных движений. Нас уважают, с нами ведут религиозный диалог, ну и так далее. И здесь начинается самое интересное.

Расскажу я вам несколько историй. Сделаю пару зарисовок с натуры. Я не буду вдаваться в подробности. Называть фамилии, имена, места событий… Для тех, кто в теме, те поймут и так, а для остальных, не это важно. Суть не в подробностях, а в поведении некоторых любителей восточной экзотики.

Есть у меня знакомый, достаточно известный человек, он преподаватель и в частности он читает православным христианам лекции о современных сектах. Чтобы учащиеся лучше усваивали материал, он водит их в секты с ведома лидеров данных сект. Эти визиты являются частным мероприятием.

кришнаиты секта или религия

Которые ни одну из сторон ни к чему не обязывают.

Статус визитов обговаривается заранее. Обе стороны его знают. Во время таких визитов, не осуществляется ни видео, ни аудио записи. В общем, всё просто и понятно. Пришли, посмотрели и ушли.

Так вот, однажды решил данный преподаватель своих учеников сводить к кришнаитам, но сам заболел, и они пришли одни. Так как они учились в церковном учебном заведении все они были одеты в чёрные подрясники и потому сразу было видно, что это православные христиане.

И вот случилось «чудо», возникла видеокамера, которой не должно было быть, и гордо смотрящий на семинаристов кришнаитский гуру прочёл им лекцию, о философии Сознания Кришны.

А далее, это видео выложили в Интернет… и когда я сообщаю вопрошающим, что никакого официального общения между Православной Церковью и Международным обществом сознания Кришны нет, мне указывают на это видео, как на пример моей неправоты. При этом поклонникам Кришны даже в голову не может прийти, с какой стати вдруг семинаристы стали официальными представителями Церкви?.. Но это так, к слову.

Обращаюсь я к преподавателю, который организовывал поход к кришнаитам, и отсутствие которого позволило этим самым кришнаитам снять видео и провести импровизированную лекцию. Он рассказывает мне как всё было на самом деле. Как после появления в Интернете данного видео он просил кришнаитов его убрать. Как они обещали это сделать, но почему-то не сделали.

Другая зарисовка с натуры. Проводится частный диспут, православный священник и кришнаиты. Были варианты, православные миряне и кришнаиты. Конец всегда был один. Частные диспуты, кришнаитами выдавались за примеры религиозного диалога между христианами и ими. По крайней мере мне рядовые кришнаиты, при моём общении с ними (удивительно что они частную переписку со мною ещё не объявили примером межрелигиозного официального диалога с Церковью) постоянно на них указывают.

Диспут, профессиональный, когда сомнения о выигравшей стороне мало у кого оставляет сомнения, требует специализированной подготовки. Обычно православные диспутанты её не имеют. Это слабость нашей системы богословского образования, но это факт. Иллюзии в этой сфере опасны. Потому выглядит диспут примерно так.

Собрались православные с кришнаитами и поговорили. Далее, кришнаиты сообщают об очередном богословском общении с православными.

По сути, эти диспуты для кришнаитов, не более чем повод для пиара. Для того, чтобы таким не толерантным людям как я, т.е. тем, кто хорошо знает историю и идеологию такого рода организаций и не имеет иллюзий на их счёт. Можно было в нос пихнуть подобные видеозаписи. Но на таких как я они не действуют, а вот для многих религиозных профанов, это аргумент. Ну если православные с кришнаитами общаются, то ничего плохого в них нет.

Потому, прежде чем кто-либо из православных христиан решит публично подискутировать с теми же кришнаитами, хочу предложить им задаться прежде рядом вопросов.

Во-первых, какова цель диспута? Доказать кришнаитам что они сектанты, тем более публично, невозможно. Они это никогда публично не признают. Потому, в таких диспутах вы работаете на публику. При личном общении вы можете быть толерантными, мягкими, но при публичном диспуте ваша задача их порвать. Порвать так, чтобы сомнений в результатах диспута ни у кого не оставалось. Иначе, вы работаете на имидж секты. Т.е. занимаетесь антимиссией. Вы к этому готовы?

Во-вторых, если вы всё же решились на публичный диспут, но не подготовлены к общению с кришнаитами, не знаете их историю, учение, то как они учат о христианстве, какие аргументы применяют в обоснование истинности своего учения и как грамотно можно эти аргументы оспорить, не обсуждайте с ними учение их секты. Заранее обговорите этот вопрос, вы пришли рассказать о Православии, ваш визит носит частный характер, в случае если при вас начнётся реклама учения секты, вы публично будете пресекать это, если это не удастся, вы демонстративно покинете встречу. Да, и не забудьте в начале встречи всё это сообщить зрителям, иначе ваш уход истолкуют в совершенно ином ключе, что вам нечего было возразить кришнаитам, и вы сбежали. Раз не умеете полемизировать, читайте лекцию! Рассказывайте то, что вы хорошо знаете, рассказывайте им о Православии и избегайте обсуждения вопросов, связанных со сравнительным анализом православного вероучения и учения секты. Иначе, вы превратитесь в мальчика для битья и опять же будете работать на имидж секты. Ваша личная дурость, будет представлена как позиция Церкви, вам это надо?

В-третьих, не полемичный диспут, когда каждая из сторон излагает своё учение, и когда не осуществляется критический анализ оппонентов, также будет играть сектантам на пользу. Людей способных самостоятельно произвести богословский анализ и сделать адекватные выводы, не так много. Большинство запомнит атмосферу доброжелательного диалога и сам факт общения православных с сектантами. Т.е. вы опять же через такие псевдо-диспуты будете работать на положительный имидж секты!

Теперь я хочу обратиться к кришнаитам. По вашей организации есть официальная позиция Русской Православной Церкви. Она выражена в определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», принято это определение на Архиерейском соборе ещё в 1994 году. И там в частности сказано, что: «Международное общество сознания Кришны» … не совместимо с Православием, что идеология подобных организаций разрушительна для российского общества, а те люди, которые вступают в такого рода организации, если до этого они были православными христианами, этим шагом исключают себя из Церкви и более христианами не являются. Потому, попытка выдать любой частный диспут или просто присутствие некоторых православных мирян и священников рядом с собою, за официальное признание Православной Церковью кришнаизма, это ложь.

Так же хочу отметить что позиция Церкви выражается только через соборные решения, всё остальное, это частные мнения, не более.  

Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада.  Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.520.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *