Международное Общество сознания Кришны

Вайшнавы, или, как чаще их называют, кришнаиты — одно из наиболее «экзотических» духовных явлений в наши дни. За экзотикой, однако, стоит определенная традиция и культура.

В большинстве публикаций об Обществе сознания Кришны (ОСК) используется название «кришнаиты», однако конфессиональное определение последователей Общества сознания Кришны — вайшнавы, а более точно — гаудия-вайшнавы, то есть бенгальские вайшнавы (Гауда — историческое название области в Индии, в которой располагалась Бенгалия, и где родился основоположник современного вероучения гаудия-вайшнавов Шри Чайтанья, 1486-1534). Вайшнав означает «поклоняющийся Вишну» (Кришне).

Международное общество сознания Кришны (МОСК) было учреждено индийским религиозным деятелем вайшнавским санньяси Абхаем Чаранаравиндой Бхактиведантой Свами (1896-1977) в 1966 году в Нью-Йорке. В дальнейшем А.Ч. Бхактиведанта Свами обрел широкую известность под именем Свами Прабхупада или просто Прабхупада.

Название Международного общества сознания Кришны происходит от вольного перевода термина кришна-бхакти. Известность получила аббревиатура ИСККОН (англ. — ISKCON), то есть International Society for Krishna Consciousness. Также часто используется название «движение Харе Кришна», в которое включено основное молитвенное обращение гаудия-вайшнавов: Харе Кришна.

Среди основных течений индуизма вайшнавизм (вишнуизм, кришнаизм) — самый многочисленный: более 700 млн. последователей. Общество сознания Кришны, несмотря на свою сравнительную новизну, соответствует общепринятым критериям и оценивается в Индии в качестве одной из ортодоксальных индуистских организаций.

Вероучение

Из всех индуистских религиозных течений наиболее близко к монотеистической авраамической традиции (иудаизму, христианству и исламу) вайшнавское бхакти, к которому, в частности, относится и Общество сознания Кришны. Последователи ОСК основное внимание уделяют тем Писаниям, в которых подчеркивается монотеизм и путь любви к Богу (бхакти), а именно — Бхагавадгите и Шримад Бхагаватам.

В соответствии с учением бенгальского вайшнавизма, Бог является Высшей Абсолютной Истиной, причем Богом-личностью, поскольку в Нем наиболее полно проявлены все Его качества. Бхагаван, личностный Бог, предстает в бесконечном многообразии форм и воплощений, которые представляют собой различные аспекты Его личности. Различные образы и проявления Господа носят различные имена, главными из которых для вайшнавов являются Кришна («Всепривлекающий») и Вишну («Вездесущий»). В отличие от некоторых других школ вайшнавизма, в бенгальском вайшнавизме Кришна считается главным и изначальным проявлением Бога.

Материальный мир мыслится как искаженное отражение изначального вечного духовного мира.

Индивидуальные души, будучи вечными частицами Бога, по своим качествам подобны Ему. Все они созданы для того, чтобы служить Богу. Служение должно быть основано на свободе и любви, а не быть подневольным, поэтому все души наделены свободой воли. Отворачиваясь от Бога, вечная душа попадает в рабство мира, которое проявляется прежде всего в том, что она получает материальное тело, обрекающее ее на рождение, болезни, старость и смерть.

Вайшнавы, опираясь на Веды, считают, что души в материальной Вселенной эволюционируют, последовательно воплощаясь в более развитых телах. Кульминацией «эволюции» души считается ее воплощение в теле человека. Выбор служения Богу постепенно приводит душу к освобождению из пут материального мира и возвращению в свое естественное состояние в духовном мире. Единственным средством достижения перманентного освобождения является бхакти — любовное служение Богу.

Наилучшим методом достижения духовного совершенства в нынешнюю «эпоху ссор и лицемерия» (Кали-югу) считается санкиртана, или совместное воспевание имен Кришны в виде махамантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Лучшей деятельностью считается та, которая выполняется непосредственно в сознании Кришны, то есть рассматриваемая как бескорыстное исполнение своих профессиональных, гражданских и прочих обязанностей во имя Бога.

На основе этих богословских концепций построена и этика бенгальских вайшнавов. Праведными качествами считаются те, которые способствуют приближению души к Богу (правдивость, милосердие, самообладание, внутренняя и внешняя чистота, воздержание от насилия, всепрощение, чувство долга), а греховными — те, которые отдаляют душу от Бога и погружают в круговорот материальной жизни (лживость, стяжательство, гордыня, грубость, похоть, невежество, причинение вреда другим, уклонение от выполнения долга). Предполагается, что вайшнав, сознающий свою духовную природу вечной частицы Бога, видит ту же природу и в других; таким образом, его любовь к Богу распространяется и на всех окружающих. Отличительной чертой бхакти считается утверждение превосходства самоотверженной любви и служения над достижением личного спасения.

Отсюда, видимо, проистекает и неоднократно проявившая себя готовность последователей Общества сознания Кришны приходить на помощь нищим и обездоленным, в первую очередь в местах стихийных бедствий и военных конфликтов. Корни такого милосердия восходят к Бхагавад-гите (17.13), в которой религиозные действа, не сопровождающиеся раздачей пищи, объявляются невежественными, не приносящими блага. Соответственно, Свами Прабхупада придавал большое значение благотворительности, указав своим последователям, что вокруг храмов Общества сознания Кришны не должно быть голодных.

Смотрите также: Кто такой Шрила Прабхупада?,

«Поразительная Бхагавад-гита», О Маяпуре

Некогда, в городе Матхуре правил царь Уграсена, известный своей праведностью. Однажды, его красавица жена заблудилась в лесу. Там ее увидел ракшас. Он принял облик супруга царицы и склонил ее к любовным ласкам. И родила красавица сына Кансу.
При его рождении тучи заволокли небо, падали звезды, дрожала земля. Царевич рос удивительно быстро, но с раннего детства проявлял жестокий нрав, похищая и убивая малых детей. Когда же Канса подрос, он стал нападать на соседние страны, разоряя их. Уграсена попытался остановить своего мнимого сына. Но Канса лишил царя власти и воссел на его трон.
И тогда в Матхуру толпами стеклись асуры и ракшасы, а люди покинули ее. Сама земля, приняв вид пятнистой коровы, пошла к Брахме, и поведала о злодеяниях Кансы. И Прародитель решил, что Вишну должен вновь родиться на земле в людском обличье.
Сын царя племени ядавов, благородный Васудева взял в жены двоюродную сестру Кансы Деваки. Когда свадебное торжество завершилось, с небес раздался глас, что Кансу ждет смерть от руки будущего наследника. Могущественный Канса заточил в темницу обоих супругов и стал убивать рождающихся сыновей. Так погибли шесть мальчиков. Когда Деваки была беременна седьмым ребенком, боги переместили плод в чрево другой жены Васудевы, скрывавшейся в земле царя Нанды и та родила мальчика, которого назвали Баларамой.
Но главным чудом было рождение восьмого сына Васудевы. Он появился на свет четырехруким, держащим в руках раковину, булаву, остро заточенный диск и цветок лотоса. Вскоре, однако, ребенок принял вид обычного мальчика, только черного цвета. Его так и назвали Кришна — «Черный». Кришну удалось передать в дом все того же царя Нанды и его жены Яшоды.
С детских лет, Кришна удивлял своих приемных родителей. Однажды, разгневавшись на мальчика, Яшода привязала его к каменной ступке. Однако Кришна утащил ее прочь, вырвав попутно с корнем еще и два дерева.
Но вот до злого царя Кансы дошли известия о чудесных братьях. В гневе и страхе тот принял меры, велев убивать всех новорожденных младенцев и заодно брахманов (чтобы некому стало приносить богам жертвы). Тем не менее, Кришне и Балараме это не принесло вреда. Канса начал подсылать к подрастающим царевичам страшных ракшасов и асуров. Но братья, наделенные чудесной силой, изо всех схваток выходили победителями.
Как-то раз, когда Кришна купался в реке Калинди, на него напал обитающий там стоглавый змей Калия, источавший смертельный яд. Кришна же начал свой танец на его головах, стараясь утопить. Калия был уже на волосок от смерти, когда жены змея упросили пощадить их супруга. Что Кришна и сделал, велев тем поселиться на острове вдалеке от людей.
Юный царевич оказывал защиту и покровительство народу царя Нанды. Однажды, бог грома Индра, разгневавшись, ниспослал на царство сильнейший ливень. Тогда Кришна поднял священную гору и защитил людей от потоков дождя.
Как-то, юные пастушки, очарованные звуками свирели Кришны, окружили его радостной толпой. И каждой казалось, что только для нее играет царевич, только с ней одной он танцует, только одну ее любит. Боги пролили на хоровод цветочный дождь. Луна, засмотревшись, остановилась в небе. И эта счастливая ночь продолжалась полгода.
Но вот, мудрец Нарада (знаменитый сеятель раздоров) поведал Кансе, что Кришна и есть восьмой сын Васудевы. Тогда тиран пригласил Кришну и Балараму в свою столицу, чтобы, наконец, погубить их. Все племя пастухов, с царевичами во главе явилось в Матхуру, где Канса устроил состязания по кулачному бою.
Перед самым выходом на арену, на Кришну напал слон. Но божественный отрок поразил зверя его собственными бивнями.
На арене, Кришна и Баладева сразили в серии поединков самых могучих асуров и ракшасов. А затем, сын Васудевы обезоружил Кансу, наступив ему ногой на грудь. И жизнь покинула коварного царя.

Затем царевичи освободили из темницы своих родителей и деда Уграсена. В Матхуре опять восстановились закон и справедливость. А Кришна построил на берегу океана чудесный город Двараку. Там он и остался жить, взяв в жены прекрасную Рукмини.

Кришнаизм – явление в Харькове знакомое и достаточно распространенное. Но зачастую знания о кришнаитах не распространяются далее того, что это люди, завернутые в одежды, напоминающие простыни, и выделяющиеся специфическим поведением. А на сайте Харьковского городского совета недавно появилась петиция с предложением «запретить кришнаитам использовать в своих песнопениях усилители звука». Мы решили немного разобраться в явлении, с которым, по крайней мере, визуально сталкивался каждый харьковчанин.

Что такое кришнаизм?

Кришнаизмом называют ряд религиозных течений внутри вайшнавизма, основанных на поклонении Кришне.

Сразу же возникает вопрос: что такое вайшнавизм?

Вайшнавизм или вишнуизм – одно из направлений индуизма, основанных на поклонении богу Вишну и его аватарам Кришне и Раме.

Ну и наконец, индуизм – одна из индийских религий. Ее название на санскрите – санатана-дхарма – означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Но, по оценке некоторых исследователей, кришнаизм относится к индуизму примерно так, как некоторые христианские секты – к традиционным направлениям христианства. Традиционные индуисты относятся к кришнаитам достаточно настороженно. Считается, что индуистом может быть только человек, рожденный в Индии, а неиндус, обращенный в индуизм, а уж тем более, сам посвятивший себя в брахманы, – явление, не совместимое с индуизмом. Соответственно, западных кришнаитов не пускают во многие индусские храмы, связанные с «земной жизнью» Кришны.

Кто такой Кришна?

Кришна – одна из форм воплощения Бога в индуизме, восьмая аватара Вишну.

Согласно священным текстам, в 4-м тысячелетии до нашей эры Кришна снизошел на землю из духовного мира для восстановления религиозных принципов.

Но самые ранние свидетельства существования культа Кришны относятся к гораздо более позднему периоду – V-IV векам до нашей эры.

Когда кришнаизм появился в Европе?

Первые попытки проповедей культа Кришны в европейских странах относятся 30-м годам XX века. Но более-менее значительное количество последователей на Западе кришнаизм приобрел во второй половине прошлого столетия после того, как Бхактиведанта Свами Прабхупада в 1966 году основал в Нью-Йорке «Международное общество сознания Кришны» (МОСК)

Кто в кришнаизме главный?

МОСК управляется коллегиальным органом – Руководящим советом, который состоит из 33 человек.

Каждый член Руководящего совета отвечает за определенный регион или сферу деятельности (образование, проведение богослужений). Но все храмы являются автономными и могут принимать самостоятельные решения.

Духовное руководство осуществляют духовные учителя, которые называются «инициирующими гуру». Будущий ученик может выбрать учителя самостоятельно и так же может от него отказаться.

Кришнаит обязан

Последователи Международного общества сознания Кришны должны:

  • придерживаться духовных принципов;
  • совершать молитвы;
  • отказаться употреблять в пищу мясные продукты;
  • не вступать в половые отношения вне брака;
  • не играть в азартные игры;
  • не употреблять алкоголь и наркотики;
  • не курить табак.

Еще одной важной задачей кришнаита является, условно говоря, воспитательная работа с карми (некришнаитами), имеющими деньги.

Деньги могут быть потрачены на греховные дела – покупку мяса, алкоголя, табака. Задача кришнаита – не допустить такого грехопадения и убедить карми отдать деньги на богоугодное дело.

Нередко кришнаиты занимаются благотворительностью и организуют бесплатные столовые для бедных. Но пища там строго вегитарианская.

Прически

Внешний вид кришнаита обусловлен национальными и религиозными традициями.

В руководстве по вайшнавскому этикету храма Шри Шри Радха Гопинатх в Бомбее говорится:

«Мужчины: Брахмачари и санньяси должны брить свои головы раз в неделю, оставляя шикху.
Для женщин предпочтительнее оставлять традиционные длинные волосы, собранные сзади в пучок, и избегать современных причесок».

Бритая голова и шикха (пучок волос на макушке) – это традиционная стрижка тех, кто практикует отречение.

Для женщин аскетизм неестественен. Их главная задача – проявление привязанности к мужу и детям через служение им. Поэтому женщины не бреют голову и не носят шикху.

Ношение шикхи является необязательным. Значение шикхи как фактора, влияющего на духовный прогресс, является второстепенным. Также не существует строгого запрета на ношение усов, бороды, длинных волос.

Что носят?

Мужчины носят дхоти и курту.

Дхоти – традиционный для Индии и иных частей Южной Азии вид мужской одежды. Дхоти – это прямоугольная полоса ткани длиной 2-5 метров. Она обёртывается вокруг ног и бёдер с пропусканием одного конца между ног. В надетом виде напоминает короткие шаровары. В южной Индии дхоти традиционно носили в виде юбки-запашки.

Курта – свободная рубашка, доходящая до колен (ее могут носить также и женщины).

Женщины носят сари – традиционную женскую одежду в Индии. Сари – это отрез ткани длиной 4,5-9 метров и шириной 1,2 метра, который особым образом оборачивается вокруг тела.

Что поют?

«А что они поют?» – вполне закономерный вопрос, возникающий у горожан при случайной встрече с кришнаитами.

Харе Кришна – мантра на санскрите, древнем литературном языке Индии. Ее также называют махамантра или великая мантра. Состоит из 16 слов – чередования имен Бога: Харе, Кришна и Рама.

Считается, что слушание или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание, переводит ум с материалистической платформы на трансцендентную и освобождает от последствий кармы.

Один из вариантов мантры звучит так:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.

Сколько кришнаитов в Украине?

По различным оценкам, кришнаизм на территории Украины исповедуют 45-50 тысяч человек.

Секта или нет?

Споры о том, является ли кришнаизм тоталитарной сектой, ведутся не один год.

По ряду признаков движение вряд ли подпадает под данную категорию. Например, среди тоталитарных сект присутствуют наличие выдающегося харизматичного лидера и использование рядовых членов для совершения преступлений. Единого лидера в кришнаизме нет. Хотя среди учителей вполне могут появляться авторитарные харизматики.

Провозглашение внешнего мира злом – тоже скорее не о кришнаизме.

Контроль над личностью на уровне изоляции адептов от внешнего мира, запрет на свидания с семьёй, чтение книг, газет, просмотр телевизора, прослушивание радио тоже вряд ли можно отнести к признакам кришнаизма. Членам движения не запрещается работать в различных учреждениях и предприятиях.

Зато уличные собрания членной организации вполне может быть расценено как навязчивая пропаганда для привлечения новых членов.

Post Views: 974

Вишну называют три-югой. Он нисходит на Землю в каждую из трех эпох — Сатья-югу, Трета-югу и Двапара-югу, но в Кали-югу Господь Вишну не воплощается в материальном мире. Однако из молитв Прахлады Махараджи мы узнаем, что в Кали-югу Господь приходит на землю в облике преданного. Этим преданным является Господь Чайтанья. Кришна воплотился в образе преданного, и, хотя Он никому не открывал Себя, Рупа Госвами сразу узнал Его, потому что Господу никогда не удастся спрятаться от чистого преданного. Рупа Госвами узнал Господа, когда впервые поклонился Ему. Он знал, что перед ним не кто иной, как Сам Кришна, поэтому, склонившись перед Ним, он произнес такой стих: «Я в глубоком почтении склоняюсь перед Кришной, который пришел на землю в облике Господа Чайтаньи». Это подтверждает также Прахлада Махараджа в своих молитвах: в Кали-югу Господь не приходит на землю как Господь, а появляется в облике преданного Господа. Поэтому Вишну называют три-югой. Имя три-юга также указывает на то, что Господь обладает тремя парами божественных качеств — могуществом и богатством, благочестием и славой, мудростью и беспристрастием. По словам Шридхары Свами, тремя парами Его достояний являются все богатство и вся сила, вся слава и вся красота, все знание и все самоотречение. Несмотря на разные толкования смысла слова три-юга, все знатоки священных писаний сходятся в том, что три-юга значит «Вишну».

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (издание 2014 г.), «Шримад Бхагаватам», Третья песня, глава 24 — Текст 26

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *