Содержание

Крестовые походы, продолжавшиеся с 1096 по 1272 год, важная часть средних веков, изучаемых в курсе истории 6 класса. Это были военно-колонизаторские войны в странах Ближнего Востока под религиозными лозунгами борьбы христиан против «неверных», то есть мусульман. Кратко о крестовых походах говорить непросто, поскольку лишь важнейших выделяют восемь.

Причины крестовых походов в Святую Землю

• Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке;
• Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман;
• Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай;
• Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами.

Участники крестовых походов

В крестовых походах можно выделить группу основных участников:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • крупные феодалы;
  • мелкие европейские рыцари;
  • купцы;
  • ремесленники-мещане;
  • крестьяне.

Название «крестовые походы» произошло от нашитых на одежду участников изображений креста.

Первый эшелон крестоносцев составила беднота во главе с проповедником Петром Амьенским. В 1096 году они прибыли в Константинополь и, не дожидаясь рыцарей, переправились в Малую Азию. Последствия были печальны. Плохо вооруженное и необученное крестьянское ополчение турки разбили без труда.

Это интересно: 303,Крестовые походы

Предыстория Крестовых походов

Пилигримы

Дорога на Восток была известна. Издавна в этом направлении двигались толпы паломников. Христианские паломники, или пилигримы, отправлялись на восточное побережье Средиземного моря, в Сирию и Палестину и ради поклонения «святыням» и ради торговли. В походы двигались целыми караванами. Караваны формировались в определенных центрах, откуда мимо городов на Рейне и Дунае шла дорога через Венгрию, на Константинополь. Пилигримы и наметили те пути, по которым потом двинулись крестоносцы

Восток представлялся рыцарям страной изобилия. Представим себе обстановку тогдашнего европейского города или рыцарского замка. Город в 5 тысяч жителей был по тогдашнему масштабу уже немалый город. Он был сдавлен стенами, тесен, неудобен, грязен. Замок рыцаря, только-только из деревянного становящийся каменным, состоял из башни и полутёмных, плохо отапливаемых жилых помещений … И вот паломники попадали на Восток. Они видели города, которые насчитывали не пять, а десятки тысяч жителей, великолепные храмы и дворцы восточных городов, видели роскошь, в которой жили византийские и арабские богачи.

Причины походов в страны Прибалтики

• Уничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных.
Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше.

Доклад о крестовых походах

Что такое крестовые походы?

Крестовые походы являют собой военно-колонизационные движения феодалов, части крестьянства и горожан в форме религиозной войны, целью которых было освобождение святынь христианства из-под власти мусульман в Палестине, а также обращение в католичество язычников и еретиков.

Классическая эпоха Крестовых походов конец XI — начало XII веков. Сам термин появился приблизительно в 1250 году. Участники первых походов именовали себя пилигримами.

Кто призвал европейцев к Крестовым походам?

Крестовые походы были инициированы римскими папами. Первый из них был организованный папой Урбаном II в 1905 году. Их цель з освободить город Иерусалим и Святую землю от мусульман.

Сколько было Крестовых походов?

Историки выделили 8 важнейших крестовых походов:

  • Первый Крестовый поход 1095 года

Основная часть его участников (которые выступили в путь в 1095 году) до Константинополя не дошла, погибнув в пути от эпидемий и лишений. Тех, кто добрались, были уничтожены турками. Вторая «волна» крестоносцев, вооруженных оружием и припасами, добралась Малой Азии весной 1097 года, как планировалось папой Урбаном II. Сельджуки уже не могли противостоять военному преимуществу крестоносцев. Европейцы захватили много городов и основали целые государства. Мусульманское население стало крепостным.

  • Второй крестовый поход 1147–1148 годов

Папа Евгений III призвал французского короля Людовика VII и германского императора Конрада III возглавить второй крестовый поход. Направления крестовых походов двух правителей проходили в Азию через Венгрию по Дунайскому пути. Первой выступила в 1147 году армия Конрада III, через 2 месяца в путь вышли французы. В октябре 1147 и феврале 1148 годов немцы потерпели поражение у Дорилеи и Памфилии. Армия Людовика VII перешла Босфор и по дороге в Сирию была также разбита. Весной 1148 года оставшиеся части немецкой и французской армий встретились в Палестине. Объединившись с иерусалимским королем Балдуином III, они совершили походы на Аскалон и Дамаск, которые увенчались полным провалом.

  • Третий крестовый поход 1189–1192 годов

К тому времени мусульманский правитель Салах ад-Дин захватил Бейрут, Иерусалим, Акру, Аскалон, Тивериаду, часть княжества Антиохийского и графства Триполи. Папа Климент III призвал к третьему крестовому походу. Его возглавили король Франции Филипп II Август, император Германии Фридрих I Барбаросса и король Англии Ричард I Львиное Сердце. Пути правителей разошлись.

Фридрих I в союзе с сельджукским султаном Кылыч-Арсланом II и венгерским королем Белой III повел армию по Дунайскому пути. Дойдя до Византии, он сумел договориться с ее императором Исааком II Ангелом о зимовке в Адрианополе. По весне 1190 года Фридрих I пошел в Сирию, захватив по пути Иконий. 10 июня 1190 года немецкий император утонул в реке Каликадне когда купался, и дальнейшие операции выполнялись под руководством его сына, герцога Фридриха Швабского. Он сумел добраться до Палестины и осадить Акру.

Французская и английская армия вначале действовали вместе. Но в 1911 году, когда они пребывали в Сицилии, между правителями вспыхнул конфликт. В результате этого французы в марте покидают Сицилию и присоединяются к немцам, которые осадили Акру. Англичане пошли за ними, захватив по пути Кипр. До акры Ричард добрался в июне 1911 года. Акра была отвоевана.

После этого Ричард I предпринял 3 попытки захватить Иерусалим, но тщетно. В 1192 году он заключает мир с египетским султаном и возвращает христианам прибрежную полосу Яффа – Тир.

  • Четвертый крестовый поход 1202 – 1204 годы

Папа римский Иннокентий III после неудачного третьего крестового похода начал агитацию за новый поход. На этот раз против Египта, который владел Иерусалимом. Рыцарей, собравшихся в Венеции, возглавил маркиз Бонифаций Монферратский. В октябре 1202 года они отплыли из Венеции, ворвались и разграбили Дару. За эти деяния Иннокентий III отучает их от церкви. Но согласиться отозвать свой указ, если они дальше пойдут на Египет. Рыцари выбрали свой путь – они решили вмешаться в дела Византии, где Алексей III свергнул с престола своего брата Исаака II, и восстановить былого царя на престоле. После удачной миссии у правителя Византии не хватило денег, чтобы расплатиться с рыцарями. Те 13 апреля 1204 года врываются в Константинополь и громят город. Византийская империя была разделена на крестоносные государства: Латинскую империю, королевство Фессалоники, Ахейское княжество и Афинское герцогство. Острова достались венецианцам. Таким образом, этот крестовый поход привел к расколу между западным и византийским христианством.

  • Крестовый поход детей 1212 года

В ХІІІ веке в Европе бытовало мнение, что только безгрешным детям под силу высвободить Святую землю. Дети и подростки Прирейнской Германии и Северной Франции в 1212 году направились к Средиземному морю. Французских подростков возглавил пастушок Этьен. Они, дойдя до Марселя, сели на корабль к Египту. Большая часть детей погибла по пути, остальных продали в рабство судовладельцы. Такая участь ждала и тех детей, которые отплыли из Генуи на восток.

  • Пятый крестовый поход 1217–1221 годы

Новый папа Гонорий III в 1216 году также стал призывать к новому крестовому походу. Венгерский король Эндре II в 1217 году высадился в Палестине со своим войском. Спустя год сюда прибыли корабли с крестоносцами из Прирейнской Германии и Фрисландии. Это большая армия, возглавляемая иерусалимским королем Жаном де Бриеном, вторглась в Египет. В 1219 году он пал. Но по воле определенных обстоятельств, крестоносцам пришлось уйти из Египта.

  • Шестой крестовый поход 1228–1229 годы

Летом 1228 года германский император Фридрих II предпринял поход в Палестину. Он заключил союз с султаном Египта, вернув Иерусалимскому королевству Назарет, Вифлеем и побережье вдоль Бейрута и Яффы. Взамен ль-Камиль освободил всех пленных христианских и открыл Святую землю для паломников. Фридрих II17 марта 1229 торжественно вошел в Иерусалим, возложил на себя корону и отплыл в Италию.

  • Седьмой крестовый поход 1248–1250 годы

Мусульмане в 1247 году захватили Аскалон, и папа Иннокентий IV призвал к крестьянскому походу, который возглавил французский король Людовик IX. В 1249 году он отплыл с большим флотом из Марселя в Египет. Заняв город Дамиетту, армия двинулась на Каир. По пути король Людовик IX попал в осаду и вынужден был капитулировать. Рядовой состав армии полностью истребили. Королю еле удалось подписать перемирие, выменяв на деньги свою свободу. После 4-ех лет военных действий в Сирии, он возвращается во Францию в 1254 году.

  • Восьмой крестовый поход 1270 года

Его возглавили сицилийский король Карл Анжуйский, Людовиком IX и арагонский король Хайм I. Сначала планировалось напасть на Тунис, после на Египет. Крестоносцы высадились в Тунисе в 1270 году. Но вспыхнувшая эпидемия чумы прервала поход. Был заключен мир с султаном Туниса.

Все эти основные крестовые походы привели к падению оплотов крестоносцев в Палестине и Сирии. Мусульмане овладели Триполи, Бейрутом, Сидоном, Тиром, Акрой.

Почему прекратились крестовые походы?

Христианские княжества на Востоке потеряли свою силу, а крестовые походы — свою актуальность, так как они требовали больших финансовых и человеческих затрат.

Надеемся, что доклад о крестовых походах помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про крестовые походы Вы можете оставить через форму ниже.

Начало крестовых походов

Нацеленных на мусульманские страны крестовых походов было несколько. В первый крестоносцы выступили летом 1096 года. Весной 1097 они переправились в Малую Азию и захватили Никею, Антиохию, Эдессу. В июле 1099 года крестоносцы вступили в Иерусалим, устроив здесь жестокую резню мусульман.

На захваченных землях европейцы создали свои государства. К 30-м гг. XII в. крестоносцы потеряли несколько городов и территорий. Иерусалимский король обратился за помощью к Папе, а тот призвал европейских монархов к новому крестовому походу.

Ход крестовых походов

На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов.
Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия.
Второй крестовый поход начался в 1147 и продолжался до 1149 года. Этот крестовый поход завершился для христиан ничем. Но время этого похода, крестоносцы «создали» себе самого сильного врага христианства и защитника ислама – Саладина. После похода христиане потеряли Иерусалим.
Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим.
Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники.
Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить.
Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю.
Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254.
Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением.

Что представлял собой Ближний Восток?

Турки-сельджуки

Мусульманские государства Малой Азии и Африки в тот период подверглись нашествию турок-сельджуков. Багдатский халифат был ими захвачен в 1055 году. Затем турки отобрали у Египетского халифата Сирию и Палестину. В 1071 году турки разбили византийцев при Манцикерте, взяли в плен императора Романа Диогена и овладели большей частью Малой Азии. Однако вскоре и Сельджуское государство распалось на ряд княжеств: Мосул, Дамск, Антиохию, Триполи, Алеппо и др. Сельджские княжества враждовали друг с другом

Последствия крестовых походов на Восток

• После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;
• Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов;
• Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну;
• Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане;
• Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии;
• Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы;
• Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки;
• Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма;
• В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру.
Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.

Крестовые походы Руси

Идеи крестовых походов проникли и на территорию Руси. Одно из направлений внешней политики её князей – войны с некрещёнными соседями. Поход Владимира Мономаха 1111 года на половцев, часто нападавших на Русь, называли крестовым. В XIII веке князья воевали с прибалтийскими племенами, монголами.

Это интересно: 307,Крестовые походы детей (кратко)

Итоги крестовых походов

Средневековый арабский город

Не получая помощи с запада крестоносные колонии в Сирии долго не продержались. В 1268 году была взята Антиохия, в 1289 — Триполи, в 1291 — Акра. Крестоносцы закрепились только на Кипре, который в XV веке стал владением Венеции, которая вместе с Генуей и остались в выигрыше от крестовых походов, потому что стали хозяевами средиземноморской торговли. Однако нельзя считать, что крестовые походы прошли для Европы бесследно. Благодаря общению с более высокой культурой арабов, в Европе появились:
— новые сельскохозяйственные культуры: гречиха, рис, кунжут, абрикосы, кукуруза, лимон
— распространилось употребление сахара из сахарного тростника
— в Сирии были заимствованы ветряные мельницы
— вместо грубой домотканой одежды начали пользоваться спросом и изготовляться более тонкие ткани
— распространились обычаи омовения рук перед едой, горячие бани
— на вооружение был принят арбалет

Понятия роскоши и комфорта постепенно стали проникать в высшие слои европейского общества, а потом распространяться в нем, что содействовало росту торговли, ремёсел, развитию товарно-денежных отношений, то есть прогрессу в экономике

Ещё статьи

  • Великое переселение народов
  • Салическая правда
  • Империя Карла Великого (Каролингов)
  • Последствия походов

    Завоеванные земли крестоносцы разделили на несколько государств:

    • Иерусалимское королевство;
    • королевство Антиохия;
    • графство Эдесса;
    • графство Триполи.

    В государствах крестоносцы установили феодальные порядки по образцу Европы. Для защиты своих владений на востоке строили замки и основали духовно-рыцарские ордена:

    • госпитальеры;
    • тамплиеры;
    • тевтонцы.

    Рис. 3. Духовные рыцарские ордена.

    Ордена имели важное значение в защите Святой Земли.

    Что мы узнали?

    Из статьи по истории мы узнали хронологические рамки походов, причины и повод к началу, основной состав их участников. Выяснили чем закончились основные военные кампании, каковы их последствия. По степени влияния на дальнейшую судьбу европейских держав походы крестоносцев можно сравнить с развернувшейся позже Столетней войной.

    27 марта 2017История, Антропология

    Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами

    Автор Елизавета Лапина

    27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве возна­граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

    Основные события Крестовых походов

    Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France

    15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото­рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате­лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф­ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро­левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри­ки были отправ­лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто­носцев испытывали постоян­ную нехватку в защитниках.

    В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон­чился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса­лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан­ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво­вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три­поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

    Как походы изменили отношение к войне

    Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI векWikimedia Commons

    До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер­ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед­него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи­ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску­пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа­сение души и обеспечивала место в раю.

    Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз­никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно­стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие­ры при­няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

    Сколько стоило участие в походе

    Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France

    Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад­шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо­гатств Востока. Современ­ные историки от­вергают эту теорию. Во-первых, сре­ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки­дали свои владе­ния на долгие годы. Во-вто­рых, участие в Крестовых похо­дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор­мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз­можность подработать в походе, а так­же на подаяния более обеспеченных кресто­носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра­тилось на провизию и другие необходимые вещи.

    Исто­рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол­жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон­ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

    Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари­ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший­ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

    От чего умирали крестоносцы

    Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

    Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну­лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен­ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про­визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим­ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид­ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру­гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

    Участвовали ли в походах женщины

    Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489–1492 годыУчаствовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
    Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

    Да, хотя их количество сложно под­считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре­мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж­чин приходилось 42 женщины. Неко­торые женщины участвовали в Кре­стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно­сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа­сти душу, помолиться у Гроба Господ­ня, посмо­треть на мир, забыть о до­машних неурядицах, а также просла­виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни­цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто­носцы старались соблюдать целомуд­рие: внебрачные связи карались, а про­ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

    В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

    В какие настольные игры играли крестоносцы

    Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы© DIOMEDIA

    Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го­ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан­тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

    Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя­щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре­зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме­шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро­лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз­ре­шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона­шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь­ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи­тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

    С кем крестоносцы воевали

    Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV векаThe British Library

    Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь­ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред­лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос­цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто­носцев не по­нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро­мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

    С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про­тив мусульман, но и против язычников, ерети­ков, православных и даже като­ликов. Например, так называемые Альби­гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек­ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто­носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като­лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо­дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

    Какой поход был самым необычным

    Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV векBiblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

    Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре­стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару­ше­ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид­рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза­мом. Но ко­гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру­салим. У му­сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска­лы» и ме­четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе­ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз­вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу­ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

    микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

    сводная хронология главных событий крестовых походов дана в статье Крестовые походы — таблица читайте также статьи Эпоха Крестовых походов (из гимназического учебника крупнейшего русского историка Н. Кареева), Первый крестовый поход, Второй крестовый поход, Третий крестовый поход – кратко Четвёртый крестовый поход, Четвёртый крестовый поход – кратко, Пятый Крестовый поход, Шестой Крестовый поход, Седьмой Крестовый поход, Восьмой Крестовый поход, Крестовые походы — общая характеристика, Духовно-рыцарские ордена — кратко. Любителей средневековой военной истории могут заинтересовать материалы Столетняя война — история и Жанна д’Арк — биография

    Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

    Причины крестовых походов (кратко)

    Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости; папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции, разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.

    Крестовые походы. Карта

    Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.

    Первый крестовый поход (кратко)

    Подробнее — см. в отдельных статьях Первый крестовый поход и Захват Иерусалима крестоносцами (1099)

    Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

    Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

    Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

    Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне.

    Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

    По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов. (См. статью Основание крестоносных государств.)

    Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

    Второй крестовый поход (кратко)

    Подробнее — см. в отдельных статьях Второй крестовый поход – кратко, Бернард Клервоский – краткая биография

    В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

    Государства крестоносцев на Востоке

    Третий крестовый поход (кратко)

    Подробнее — см. в отдельной статье Третий крестовый поход – кратко

    Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

    Фридрих Барбаросса — крестоносец

    Четвертый крестовый поход (кратко)

    Подробнее — см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход, Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

    Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

    Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи «Истории» Вильгардуэна, ок. 1330

    Пятый крестовый поход (кратко)

    Подробнее — см. в отдельной статье Пятый Крестовый поход

    Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

    Штурм крестоносцами Пятого похода башни Дамиетты. Художник Корнелис Клас ван Виринген, ок. 1625

    Шестой крестовый поход (кратко)

    Подробнее — см. в отдельной статье Шестой Крестовый поход

    Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен. За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.

    Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

    Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

    Седьмой крестовый поход (кратко)

    Подробнее — см. в отдельной статье Седьмой Крестовый поход

    Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского, давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

    Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

    Крестовый поход Людовика Святого

    Восьмой крестовый поход (кратко)

    Подробнее — см. в отдельной статье Восьмой Крестовый поход

    Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода и постоянных нападений на христиан Палестины нового египетского (мамлюкского) султана Бейбарса тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 году Восьмой (и последний) крестовый поход. Крестоносцы поначалу вновь думали высадиться в Египте, но брат Людовика, король Неаполя и Сицилии Карл Анжуйский, склонил их плыть в Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Выйдя на берег в Тунисе, французские участники Восьмого Крестового похода стали ждать прибытия войска Карла. В их тесном лагере началась чума, от которой умер сам Людовик Святой. Мор причинил армии крестоносцев такие потери, что приехавший вскоре после смерти брата Карл Анжу предпочёл прекратить поход на условиях выплаты правителем Туниса контрибуции и освобождения им христианских пленников.

    Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

    Конец Крестовых походов

    В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

    Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

    Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия, составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее — см. в отдельных статьях Последствия крестовых походов и Крестовые походы — общая характеристика.)

    Крестовые походы — это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество.

    Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI — начало XII в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых походов называли себя пилигримами, а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой.

    Причины крестовых походов

    Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов: европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.

    Вдохновленные призывами папы, многотысячные толпы простого народа не стали дожидаться установленного срока и устремились в поход. До Константинополя дошли жалкие остатки всего ополчения. Основная масса пилигримов погибла в пути от лишений и эпидемий. Турки без особых усилий расправились с оставшимися. В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Крестоносцы захватывали города и организовывали государства крестоносцев. Туземное население попало в крепостную зависимость.

    История и последствия крестовых походов

    Последствием первого похода явилось значительное усиление позиций католической церкви. Однако его результаты оказались непрочными. В середине XII в. усиливается сопротивление мусульманского мира. Одно за другим падали государства и княжества крестоносцев. В 1187 г. был отвоеван Иерусалим со всей Святой землей. Гроб Господень остался в руках неверных. Были организованы новые Крестовые походы, но все они заканчивались полным поражением.

    Во время IV Крестового похода был захвачен и варварски разграблен Константинополь. На месте Византии в 1204 г. была основана Латинская империя, но она была недолговечной. В 1261 г. она перестала существовать и Константинополь снова стал столицей Византии.

    Наиболее чудовищной страницей Крестовых походов был поход детей, состоявшийся около 1212-1213 гг. В это время начала распространяться идея о том, что Гроб Господень может быть освобожден только невинными детскими руками. Из всех государств Европы к побережью устремились толпы мальчиков и девочек в возрасте 12 лет и старше. Многие дети погибали в пути. Оставшиеся добрались до Генуи и Марселя. Плана дальнейшего продвижения у них не было. Они предполагали, что смогут пройти по воде «аки по суху», а взрослые, которые занимались пропагандой этого похода, не позаботились о переправе. Те, кто пришел в Геную, разбрелись или погибли. Судьба марсельского отряда была более трагичной. Купцы-авантюристы Феррей и Порк согласились «ради спасения души» перевезти крестоносцев в Африку и отплыли с ними на семи кораблях. Шторм потопил два судна вместе со всеми пассажирами, остальных высадили в Александрии, где и продали в рабство.

    Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. К XII-XIII вв. относятся походы немецких феодалов против языческих славянских и других народов Прибалтики. Коренное население подвергалось христианизации, нередко насильственной. На завоеванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления: Рига, Любек, Ревель, Выборг и др. В XII-XV вв. организуются Крестовые походы против ересей в католических государствах.

    Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага — латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.

    План-конспект урока на тему

    «Крестовые походы»

    ( военно -религиозное движение произошедшее в средние века и имевшее огромные последствия для Запада и Востока)

    Преподаватель; Осадчева Д.А.

    Вид урока: повторение, обобщение

    Тип урока: урок-путешествие

    Форма урока: нетрадиционная

    Цель: Обобщить и углубить знания, полученные при изучении темы «Крестовые походы».

    Задачи:

    образовательная: определить причины и повод Крестовых походов, изучить состав их участников, ход и результаты;

    развивающая (коррекционно-управленческая): развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умения по работе с текстом, аналитические способности учащихся, мышление;

    воспитательная (регулятивная): воспитывать нравственность и сострадание, умение давать оценку поступкам людей. воспитывать интерес и любовь к урокам истории.

    Оснащение урока:

    Методическое пособие по истории средних веков, документ «Из выступления папы Урбана || в Клермоне»,электронная презентация, карточки.

    Ход урока

    1. Орг. момент

    Объявление темы урока, постановка целей и задач

    План урока:

    1. Начало крестовых походов

    2. Повод и причины

    3. Участники походов и их цели

    4. Обобщение и закрепление материала

    1. Основная часть

    Учитель: Здравствуйте. Тема урока – одно из важнейших явлений в средние века. В историю оно вошло под названием – «Крестовые походы».

    Эту тему мы с вами уже прошли ! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и проверим полученные вами знания на прошлом уроке. Вы должны поделиться на команды, выбрать капитана и летописца. Команды в течении урока должны будут выполнять задания. За правильные ответы вы получаете плюсы, потом ваши баллы подсчитают летописцы и мы подведем итог.

    (Дети делятся на две команды, рассаживаются)

    Команды называются Тамплиеры и Госпитальеры. Госпитальеры- это орден итальянских крестоносцев. Тамплиеры- французские крестоносцы. Пожалуйста, прикрепите кресты, соответствующие вашему названию.

    Итак, вы готовы попасть в средневековье?

    Рассказ учителя:

    В середине XI века большая часть арабских владений была завоевана турками-сельджуками. После захвата турками-сельджуками христианской святыни — «гроба Господня» в Западной Европе распространились слухи о притеснениях паломников в Иерусалим.(Учитель показывает по карте)

    18 ноября 1095 г. во французском городе Клермоне папа Урбан II созвал церковный Собор и произнес речь на открытой равнине за городом.

    Задание №1. Работая с историческим документом, выяснить повод и причины крестовых походов.

    Из выступления папы Урбана 11 в Клермоне

    «Народ франков… К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота. И прежде часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил… Церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам… Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого… И других ваших властителей… В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та… «течет медом и млеком». Иерусалим — плодоноснейший перл земли, второй рай утех…»

    Вопросы к классу:

    1.Для чего папа призывал участвовать в походе христиан?

    2Что обещал папа Урбан II участникам похода в городе Иерусалим?

    3.Назовите причины крестовых походов.

    4.Назовите повод, послуживший началу крестовых походов.

    -Задание №2 Работая по карточкам, выяснить цели участников похода.

    Учитель;

    Представьте себе, что вы участники крестового похода, назовите ваши цели.

    Раздача карточек командам

    Участники

    Ваши цели?

    Как вы хотите достичь своей цели?

    Почему вы уверены в успехе?

    Бедняки-крестьяне

    духовенство

    Участники

    Ваши цели?

    Как вы хотите достичь своей цели?

    Почему вы уверены в успехе?

    Крупные феодалы

    Мелкие феодалы, рыцари

    Заполнение таблицы – 3 минуты

    Учитель: Давайте послушаем команду, которая вытянула судьбу крестьян

    Команда крестьян – озвучивание таблицы

    Крестьяне: стихийные бедствия, неурожаи, феодальный гнет — все это толкало крестьян на участие в крестовых походах. Крестьяне хотели уйти от своих господ и стать свободными землевладельцами.

    Духовенство- организатор походов. Надеялись получить новые владения, увеличить доходы, увеличить и распространить свою власть на восточные страны.

    Учитель: Ну, что же? Замечательно! Вы справились, вошли в роль, оценили позицию средневековых крестьян. А что же случилось с крестьянами по-настоящему? Послушаем очевидца.

    -Задание №3.Оценить подготовленные сообщения ребят о ходе крестовых походов с помощью метода критического -мышления; «метод шести шляп»

    Критерии для оценки сообщения

    Первая шляпа — красная: эмоциональное восприятие прочитанного или услышанного материала, непосредственная реакция.

    Вторая шляпа — белая: изложение фактов, описаний, статистики.

    Третья шляпа — черная: негативная, критическая.

    Четвертая шляпа — желтая: позитивные стороны прочитанного, услышанного.

    Пятая шляпа — синяя: аналитическая, поисковая.

    Шестая шляпа — зеленая: изобретательская, творческая.

    Каждый ученик класса получает «шляпу» и оценивает рассказ одноклассника с одной позиции.

    Входит Крестьянин

    Крестьянин: Храни вас Бог! Я крестьянин Рауль Куаф из деревни Ланди возле Парижа. Сразу после выступления папы нашу деревню охватило безумное желание идти в Святую землю. Мы наспех вооружились — кто чем мог. Мы забросили поля и огороды. Мы верили, что Бог дарует победу нам даже безоружным, ведь наше дело правое. И, не дожидаясь рыцарства, мы выступили в поход. Участниками были в основном бедные крестьяне, поэтому этот поход получил название – поход бедноты.

    Никто толком не знал куда идти и где находится Иерусалим с гробом Господним. И все искали божественных указаний. Одни люди уверяли, будто некий гусь проникнут божественным духом и им же проникнута некая коза. И обоих этих животных он сделали своими предводителями в странствии в Иерусалим. Они выказывали им знаки почитания, и огромная рать следовала за ними, веря в это всей душой.

    Даже когда поход бедняков возглавил знаменитый проповедник Петр Пустынник, он не подумал навести в голодной и почти безоружной толпе бредущих бедняков элементарную дисциплину и порядок.

    Наконец через два месяца скитаний, бедствий и нищеты мы добрались до Константинополя. Византийский император закрыл перед толпой бедняков ворота города. Наш предводитель Готье предложил дождаться рыцарское войско, но толпа не желала ждать. Мы переправились через Босфор и вступили в сражение с турками. Стоит ли говорить, что почти все наше войско погибло. Я был жестоко ранен, но прежде чем потерять сознание, я видел как наш предводитель Готье погиб, а сам Петр Пустынник бежал в Константинополь. Так бесславно закончился поход бедноты.

    (Ребята оценивают выступления ученика)

    Учитель: Вот как на самом деле получилось. Теперь давайте послушаем ребят со второго ряда, которые вытянули судьбу рыцарей.

    Команда Госпитальеров – озвучивание таблицы

    Безземельные рыцари — «голяки»: война и грабежи — их главное занятие. Разбогатеть на грабеже и приобрести земли.

    Феодалы: надеялись ограбить богатые города Востока и создать там новые владения

    Учитель: Ну, что же? Замечательно! Вы справились, вошли в роль, убедительно описали позицию средневековых рыцарей. А что же случилось с рыцарями по-настоящему? Послушаем очевидца.

    Входит Рыцарь

    Рыцарь: Я – Готье, барон де Нель-младший. Вместе с другими французскими баронами во главе с Готфридом Бульонским мы отправились в поход только осенью 1096 года.

    Я опускаю истории продажи и заклада наших земель и замков. Итак, мы прибыли в Константинополь. Заплатив купцам, мы переправились в Святую Землю. Мы, все-таки, добрались до Иерусалима.

    Это было невероятно тяжело. Невероятно жарко, нет воды, не выдерживали лошади, люди задыхались в доспехах. На шлемы, чтобы солнце не так их нагревало пришлось повязывать платки на сарацинский манер, но они быстро превращались в развевающиеся лохмотья.

    Но, конечно, самое тяжелое было – это сражения. Наша рыцарская конница была сильнее сарацинской, но они были подвижной и постоянно пользовались обманными уловками.

    После нескольких неудачных штурмов с огромными потерями Иерусалим, наконец, был взят. Это произошло на третий год похода.

    Крестоносцы, забыв о святынях, тут же принялись грабить и убивать. Город наполнился кровью. Мир не видел еще такой жестокости.

    Через несколько дней крестоносцы занялись строительством новых государств. В Азии были созданы четыре рыцарских королевства. Правда, уже через несколько лет Иерусалим был опять захвачен неверными.

    Учитель: Оцените это выступление с помощью метода шести шляп.

    Учитель; Третий крестовый поход возглавляли император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии — Ричард I Львиное Сердце. Поход закончился неудачей. В четвертый крестовый поход был взят и жестоко разграблен Константинополь.

    Но началась подготовка к еще одному уже необычному походу. На этот раз идея священной войны крепко засела в головах детей. Дети со всей Франции стекались в Клуа, где было явлено чудо. Король запретил детям крестовый поход, но его мало кто послушал.

    Входит Ребенок

    Ребенок: Храни Вас Бог! Меня зовут Алэн, я сын рыцаря де Невера. Однажды в церкви я услышал, что в Клуа объявился чудодейственный мальчик Этьен, который собирает детей в поход на Святую Землю. Отец запретил мне, но я убежал из дома. В Клуа собралось, наверное, несколько тысяч детей и подростков. И рыцарские дети, и крестьянские. В основном мальчики, но были и девочки. Было несколько взрослых, как потом выяснилось, в основном – мошенники и воры. У некоторых детей были с собой деньги, у некоторых не было даже плаща. Сначала мы шили кресты и знамена, и маршировали. А потом Этьен скомандовал начало похода. Идти по Франции было трудно, но терпимо: по ночам было тепло, кругом говорили на родном языке, нам подавали еду. Еще можно было вернуться домой. Хуже стало в Германии. Деньги и еда кончились у всех. Взрослые, обманув и ограбив нас, бросили поход. Но самые верные остались. Мы шли, радовались, ссорились, мирились, влюблялись. Несмотря на то, что было очень тяжело. Хотя самый кошмар был впереди. Им стали Альпы. Огромные заснеженные скалы. Костры разводить было не из чего. Спать приходилось прямо на снегу. Наутро вставали не все. Через несколько недель бесконечного кошмара мы все-таки, перешли через Альпы. От нашего войска осталась едва треть. Италия встретила нас теплом от природы и холодом от людей. Города не впускали нас. Но мы встали перед воротами и сказали, что никуда не уйдем, пока нас не переправят на Святую Землю. Лично я тогда заболел и просто лежал, не в силах двигаться. И тогда один купец — наш спаситель, как мы тогда думали — бесплатно посадил нас на свои два корабля. Я в лихорадке наблюдал с берега за счастливчиками. Один корабль затонул прямо на наших глазах. А пассажиры второго были проданы купцом в рабство сарацинам. Так закончился детский крестовый поход.

    — Задание №4. Блиц-опрос на обобщение и закрепление материала.

    Учитель: Так закончились крестовые походы. И хоть европейцы и не захватили в итоге никаких земель, но и политика, и экономика, и культура Европы очень сильно изменилась. Подводя итог вышесказанному, вашему вниманию представляются вопросы, на которые надо быстро и четко ответить.

    1. Назовите дату крестовых походов. (1096-1291)
    2. Почему походы назвали крестовыми?
    3. Дайте определение «Крестовые походы» Крестовые походы — военно-колониальное движение, западных феодалов против мусульман.
    4. Кто возглавил поход бедноты7 (Петр Пустынник)
    5. Какое государство образовали крестоносцы в результате второго крестового похода? (иерусалимское государство)
    6. Какое государство образовали крестоносцы в результате четвертого крестового похода? (латинское царство)

    Задание №5.Минусы и плюсы последствий крестовых походов.

    -И все-таки о последствиях крестовых походов нельзя судить однозначно. Давайте вспомним: Дети называют плюсы и минусы крестовых походов.

    Тамплиеры

    Госпитальеры

    +

    1. Западные страны понесли многочисленные жертвы

    1 . Оживление торговли

    2. Мусульманам они принесли разрушения

    2. Новые земледельческие культуры

    3. Тяжелый удар по Византии, оказавшейся между двух опасностей

    3. Ветряные мельницы

    4. Изменения в быту

    5. Новые образцы промышленных товаров

    Учитель:

    Подводим итоги. В тринадцатом веке крестовые походы прекратились.

    В Западной Европе начался социально – экономический подъем. Усовершенствованные орудия труда давали возможность получать большой урожай, и крестьянам не надо было искать лучшую жизнь за морями. Часть крестьян уходила в растущие города. Да и прежние неудачные походы подорвали иллюзии по поводу счастливой жизни в земле обетованной. Изменилось и положение рыцарей, вместо дальних походов они предпочитали службу королю, кроме того, прекратились междоусобные войны. Кроме того, у рыцарей появились новые объекты для захвата – Прибалтика, Испания, Лангедок.

    Купцы были довольны новыми торговыми путями.

    Летописцы подсчитывают баллы и подводятся итоги.

    Рефлексия

    Время быстро пролетело, подводить пора итог.

    Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

    Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

    Оранжевый поднимите выше (очень этого я жду!)

    Ну а белый, – то не страшно, дома можно прочитать!

    Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

    Всем спасибо за активную работу! До свидания!

    Вопросы к классу:

    1.Для чего папа призывал участвовать в походе христиан?

    2Что обещал папа Урбан II участникам похода в городе Иерусалим?

    3.Назовите причины крестовых походов.

    4.Назовите повод, послуживший началу крестовых походов.

    Из выступления папы Урбана || в Клермоне

    «Народ франков… К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота. И прежде часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил… Церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам… Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого… И других ваших властителей… В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та… «течет медом и млеком». Иерусалим — плодоноснейший перл земли, второй рай утех…»

    ______________________Фамилия

    Участники

    Ваши цели?

    Как вы хотите достичь своей цели?

    Почему вы уверены в успехе?

    Бедняки-крестьяне

    духовенство

    ____________________Фамилия

    Участники

    Ваши цели?

    Как вы хотите достичь своей цели?

    Почему вы уверены в успехе?

    Крупные феодалы

    Мелкие феодалы, рыцари

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *