Порядок крестного хода

Крестный ход обыкновенно открывается хоругвями в преднесении фонаря с зажженною свечею, этими как бы священными знаменами, под которыми Церковь воинствующая подвизается здесь на земле; за хоругвями несется крест Господен, как трофей — знак победы и торжества веры Христовой, далее следуют впереди икон святителей, а эти последние прежде икон Божией Матери и Спасителя. При участии в крестном ходе многих священников, из церкви выходят сначала младшие священники, а потом старшие по очереди и попарно; ближе к предстоятелю несутся двумя иереями напрестольные крест и Евангелие — крест на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие — крест на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие у груди, без пелены. Во время крестного хода миряне, несущие хоругви, кресты и иконы, при смене своей, не должны останавливать всего хода или уходить вперед слишком далеко от духовенства, а равно и сами священнослужители не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не прерывалась посторонними лицами, которые вошли бы в нее с боков. Священнослужители должны подавать пример сознательного и благоговейного участия в крестном ходе. Духовенству следует далеко не отставать от несомых впереди икон, идти попарно в ряд, а не как случится; не раскланиваться с знакомыми, не улыбаться, не разговаривать по дороге с мирянами и между собою (Ук. Св. Син. 1830 г. апр. 28 дня), не уклоняться с прямого пути и оказываться между толпою мирян, не ограждать себя от солнечных лучей и пр. зонтами, а тем более не защищать свои головы от холода и непогоды шапками и шляпами (Р.д.С.П. 1886, №14).

Во время осенения крестом на четыре страны от предстоятеля, при крестных ходах, следует диакону возглашать: «Господу помолимся, рцем си», или «Господу помолимся, рцем вси»?

В «Чине освящения храма, от архиерея творимого» в конце сказано, что когда архиерей «осеняет крестом по трижды на четыре стороны», то «протодиакон кадит против креста по трижды и преходи глаголет: Господу помолимся, рцем вси».

Крестный ход – дорога к Богу

А в «Последовании, како освященный антимис положити в новозданнем храме» о подобном же действии пресвитера прямо сказано: «начальствуяй приемлет крест и, став посреди храма, осеняет по трижды на четыре страны: на восток, на запад, на юг, на север. Диакону же кадящу честный крест по обычаю, яко же в ходех бывает». Итак, действия и возглашения священнодействующих в конце чина освящения храма одинаковы с действиями и возглашениями при крестном ходе; стало быть, и при осенении крестом на четыре страны от предстоятеля при крестном ходе диакон, кадя крест и преходя от страны к стране, должен возглашать: Господу помолимся, рцем вси» (Р.д.С.П. 1899 г. №35).

Может ли священник поручить псаломщику одному следовать за крестным ходом из своей церкви в другую?

Во время крестного хода «на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, т. е. дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников» (Симеон Солун., гл. 353; Нов. Скриж., стр. 544–545). В виду такого порядка, что же это будет за крестный ход, если в нем будет участвовать один псаломщик? Во время совершения крестных ходов замечается особый подъем религиозности, и пастырю отнюдь не следует препятствовать этому, сокращая благолепие крестного хода своим отсутствием (Ц. Вест. 1894, №7).

Кре́стный ход – 1) Православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки; Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны; 2) совокупность участников названного шествия.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением.

Крестный ход

Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди.

Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огонь). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Когда установилась традиция совершать Крестные ходы?

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Уже в первые века существования Церкви христиане организовывали по разным случаям особые торжественные, благодарственные или умилостивительные ходы.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Что символизирует Крестный ход?

Прежде всего каждый участник Крестного хода в отдельности и все они в совокупности выражают готовность следовать по стопам Христовым. В этом значении современные Крестные ходы сближаются по внутреннему содержанию с шествием верующих, сопровождавших Христа на Голгофу, с шествием жен мироносиц ко Гробу Спасителя.

Вместе с тем символика Крестного хода может иметь и более частные значения. Так, например, шествие по замкнутому маршруту очерчивает образ, напоминающий круг — символ Божественной вечности и бесконечности.

См. БОГОСЛУЖЕНИЕ

Крестный ход

Владимир Юсов

                                 Крестный ход.
   Андрей направился к рынку. Спустившись по ступенькам, он подошёл к лоткам,  где продавалась всякая хозяйственная мелочь, чтобы купить плащ-дождевик. Это было последнее, что он хотел приобрести из списка, составленного утром.
   Дома в сумке уже лежали помытые огурцы и помидоры, хлеб, бутылка с водой, полотенце, мыло, зубная паста и  щётка. Кроме того, Андрей приготовил старые, разношенные, но ещё крепкие кроссовки.
   Пару дней назад ему позвонила мама. Анна Ивановна была глубоко верующим человеком и ежегодно летом участвовала в крестном ходе в честь чудотворной иконы Святителя Николая. Вот и сейчас, она собиралась в крестный ход и предложила сыну пойти вместе. Он не мог ответить сразу, пообещав всё обдумать. С одной стороны, Андрей хотел пойти в крестный ход. С другой стороны, как отнесётся семья к его полуторадневному отсутствию. Андрей , его жена и дочь были крещёными.

Ликбез: крестный ход

Однако они не жили церковной жизнью: пожалуй, только Андрей изредка посещал храм, исповедовался и причащался, а также иногда возил свою маленькую дочку на причастие.  Семья оказалась не против замысла Андрея, и он начал готовиться к крестному ходу.
   У Андрея было о чём попросить Бога и Николая Чудотворца во время крестного хода: он уже давно молился о том, чтобы его семья стала православной, христианской, многодетной, пришла к Богу и возлюбила Его. Андрей очень переживал по поводу того, что его дочке недавно исполнилось 7 лет. А это значит, что теперь она может причащаться только после исповеди, но жена крайне неохотно отпускала дочь в церковь. В этом была проблема, Андрей не знал, как всё это может разрешиться, и надеялся на Божию помощь.      
   Солнечным ранним утром, предвещавшим жаркий день, он шёл к дому своей мамы, чтобы на такси доехать до храма, от которого начнётся крестный ход. Этот храм находился в живописном месте – там, где кончался город и начинался лес, дачи. Крестным ходом предстояло пройти около 30 километров: сначала по шоссе, а затем просёлочными дорогами, проходя через сёла и деревни. Путь лежал в село Утятское, где вот уже несколько лет, как и прежде до революции, находилась Чудотворная икона Святителя Николая. 
   В это утро Андрей чувствовал волнение, какое бывает перед ответственным и важным делом. Приехав вместе с мамой на такси к месту начала крестного хода и увидев множество людей, духовенство города, иконы, хоругви, Андрей ощутил благоговение и трепет. Утреннее солнце играло на позолоте купола церкви, на душе было хорошо и радостно. Многие подходили к батюшкам под благословение. Подошли и Андрей с мамой.
   После небольших приготовлений начался крестный ход. Духовенство и миряне шли вместе. Было много людей: мужчины, женщины, дети. Люди разного возраста, достатка, социального положения собрались вместе, чтобы поклониться святому Божьему угоднику – Николаю Чудотворцу. 
  Зачем люди идут в крестный ход? Кто-то испытывает интерес, и не более. Кто-то пытается укрепить свою веру, через трудности приобрести благодать Божию , смирение и терпение. А кто-то испытывает великую любовь к Богу, Богородице, святым. Зачем Андрей пошёл в крёстный ход? Наверно , это новый, более высокий уровень духовного развития, укрепления веры, возможность испытать себя, свою веру, поклониться Господу, Богородице, Николаю Чудотворцу. А для чего люди постятся, ходят в храм, исповедаются и причащаются? Цель одна – вера в Господа и жизнь во Христе.
  Андрей увидел несколько икон из храмов города и области: Святого Далмата, Богородицы и Николая Чудотворца. Лица окружающих его людей светились радостью и счастьем. Это был действительно праздник православия.
   Андрею вспомнились демонстрации, в которых он участвовал в детстве вместе с родителями, а потом в школе. Тогда люди тоже несли портреты тех, в кого верили. Люди тоже тогда радовались. Но это была земная, человеческая радость. Сейчас же, в крестном ходе, Андрей увидел другую радость: небесную, божественную. И лица людей светились этой радостью.
   Как хорошо было Андрею среди этих людей. Он узнавал священников и прихожан из «своего» храма. Все радовались и улыбались. Андрей впервые ощутил себя полноценным паломником – участником крестного хода. «Уже этим вечером, с Божией помощью, я увижу Чудотворную икону» — с благоговением думал Андрей.
   — Андрей, там впереди меняются люди, которые несут икону. Иди, может, сменишь кого-нибудь и пронесёшь немного. Это благодатно, – сказала мама. 
Но Андрей успел только коснуться «носилок»: его опередил кто-то впереди идущий. Как говорится «свято место пусто не бывает». Каждый почитал за великую честь пронести икону. Но Андрей не расстроился. Разве можно расстраиваться на таком празднике, празднике веры.
   Было тепло и солнечно. Процессия двигалась довольно быстро. Андрей удивлялся, как легко была преодолена примерно треть пути. Наверно, уставать не давал тот дух, та атмосфера, которая сопровождала крёстный ход.
   А ещё помогала сама природа, всё, что было вокруг: солнце, деревья, трава, пение птиц, земляника по обочинам просёлочной дороги. Выезжая на природу люди не видят той природы, которую Андрей увидел в течение этого дня в крестном ходе. Те места, мимо которых он часто проезжал на машине, теперь казались другими.«Как прекрасна наша природа и как прекрасен Тот, Кто её создал» — думал он. Перед Андреем открывались замечательные виды: покрытые зеленью, словно умытые солнцем, просторы и где-то внизу блестит река, вдали виднеется какое-то село и пасётся стадо. Андрей почувствовал своё единение с природой. Хотелось взлететь и, как птица, парить над землёй.
   Через каждые 5 – 6 километров делали остановку для отдыха. Иногда остановки совмещались с посещением сельских храмов. Люди заходили в храмы, ставили свечи, подавали записочки. На одной из таких остановок мама сказала Андрею, указывая на невысокую худощавую женщину:
 — Посмотри, это Наталья Петровна, твоя преподавательница из музыкальной школы. Давай подойдём к ней.   
   Андрей не виделся с Натальей Петровной с детства, с тех пор, как учился. Но по рассказам мамы он знал, что она в последние годы занималась сольной карьерой, была известна, а также пела на клиросе в храме. 
 — Здравствуйте, Наталья Петровна!
 — Здравствуйте, Анна Ивановна.
 — А это Андрей, он первый раз в крёстном ходе.
 — Здравствуйте, Наталья Петровна. Вы меня, наверно, не помните.
 — Помню, хорошо помню. Значит, первый раз в крестном ходе, — это незабываемо. Я до сих пор помню свои ощущения от первого крёстного хода. Но я тогда только начала воцерковляться, была неопытна и растеряла всю благодать. Желаю тебе не растерять благодать Божию  – с улыбкой проговорила Наталья Петровна.
   Слышалось церковное пение, батюшка помазывал елеем. Вокруг витал дух радости и счастья, и солнце как будто улыбалось с неба.
   А что такое благодать Божия? Это, как следует из слова, что-то хорошее, что даёт человеку Бог. И это что-то, действительно, невидимо присутствовало в крестном ходе.  Это те ощущения, которые сложно описать словами, но которые чувствует сердце. Это то,
что ты ощущаешь, когда видишь впереди лик с иконы, когда слышишь церковные песнопения, когда тебя помазывают елеем, когда ты любуешься великолепным деревянным храмом и золотыми куполами. Впереди было немало встреч с людьми, порой мимолетных , обрывки разговоров, кусочки фраз, улыбки, приветствия, какие-то штрихи, но всё это откладывалось в памяти и составляло общую картину крестного хода.
   Это была самая длинная остановка – люди отдыхали и обедали. Благодаря спонсорам для паломников была приготовлена гречневая каша и зелень. Каша ароматно дымилась из огромных баков. Получив свою порцию, Андрей и Анна Ивановна устроились на лужайке перед недавно построенным храмом. Люди кушали, отдыхали, обменивались впечатлениями и готовились к дальнейшему пути.
   Была пройдена примерно половина пути. Дальше дорога проходила по деревням и сёлам. Местные жители выходили из домов, приветствовали паломников, давали пить воды. Некоторые брали благословение у батюшек и присоединялись к крестному ходу.
   Во второй половине пути Андрей почувствовал боли в коленных суставах. Он мог идти, но боль усиливалась. Тогда Андрей начал мысленно молиться, призывая на помощь Бога, Богородицу и Николая Чудотворца. Он просил дать ему возможность благополучно дойти до села Утятского. Андрей понимал, что это не увеселительная прогулка, это крестный ход, что нужно найти в себе силы и потерпеть. И с Божией помощью, претерпевая боль, Андрей шёл.
   Перед последней остановкой путь проходил через село Темляково. Недалеко от этого села когда-то находилась база отдыха от завода, на котором работала мама Андрея. Почти каждое лето, начиная лет с восьми, он проводил здесь с бабушкой и дедушкой. Андрей не был здесь больше 25 лет, но знал, что базы отдыха уже нет, что территория базы – частная собственность. С этим местом у Андрея было связано много добрых, тёплых и радостных воспоминаний. Именно здесь он впервые познакомился с деревней, домашними животными. Солнце, лес, река, грибы, ягоды, рыбалка – всё это Андрей сейчас отчётливо вспомнил. Сердце умилённо сжалось от этих воспоминаний. Бабушка с дедушкой                             научили его любить природу. Благодаря этому месту Андрей стал тем, кто он есть сейчас. Наверно, если бы не было этого места в жизни Андрея, он, может быть, и не шёл сейчас в крестном ходе.
   Уже перед самым селом Утятским, когда дорога шла через лес, Андрея и Анну Ивановну обогнали несколько сельских мальчишек. Подшучивая друг над другом, они остановились и стали собирать землянику. «Наверно, местные сорванцы» — подумал Андрей. И вот, когда Анна Ивановна и Андрей поравнялись с мальчишками, от них отделился один веснушчатый мальчуган и, обращаясь к Анне Ивановне, протянул горсть спелой земляники.
 — Берите, угощайтесь
 — Спасибо, ты сам кушай
 — Да я уже наелся. А это Вам. Возьмите. Я ещё соберу.
 — Спасибо большое.      
Анна Ивановна была несколько смущена, но приняла подарок. Андрей тоже не ожидал такого поступка. Воистину, внешность человека обманчива. Главное, что у него в душе. Этот мальчик оказался сыном сельского священника, который со своей многочисленной семьёй участвовал в крестном ходе. Они шли быстрым бодрым шагом и обогнали Андрея и Анну Ивановну. Андрей невольно услышал разговор этого священника с женщиной.
 — Батюшка, у меня муж срывается, пьёт.
 — Нужно молиться за него.
 — Я молюсь.
 — А он сам хочет бросить пить?
 — Хочет.
 — Надо молиться вдвоём, это очень сильная молитва, можно всё вымолить.
   Вскоре показалось село Утятское. Было около 8 часов вечера, чувствовалась усталость. Но Андрей был рад, предвкушая встречу с иконой Николая Чудотворца. Вот и небольшой, кирпичный храм, побеленный снаружи. Вот и сама икона, ей уже несколько веков! Особенно поражает и завораживает взгляд Святителя – проницательный, тихий и немного печальный. 
   Люди отдыхали и готовились к ночлегу, кто прямо в храме, кто у местных жителей. Завтра будет богослужение и крестный ход к месту обретения чудотворной иконы. Анна Ивановна договорилась о ночлеге с местной жительницей по имени Катерина. Это добрая, гостеприимная женщина лет пятидесяти. Она радушно приняла не только Андрея и его маму, но и ещё пять человек. Андрей удивлялся, как могут вместиться в старом, покосившемся домике с одной небольшой комнатой и кухней столько людей. Но, с Божией помощью, все разместились и переночевали. Как оказалось, Катерина недавно купила здесь дом, а до этого жила в городе и тоже была паломницей и также находила приют у кого-нибудь из местных жителей. Поэтому она была рада дать ночлег паломникам, истопить баню, покормить нехитрой едой и напоить чаем. По рассказам Катерины, в храме удаётся бывать не часто. Но сегодня, и это чувствуется, у Катерины праздник. Андрею вспомнились люди, живущие у моря и перестающие со временем его замечать. Наверно то же самое происходит  и с людьми, живущими около святыни?       
   На следующее утро Андрей и мама попрощались с Катериной, поблагодарив и пожелав ей здоровья и удачи. Они отправились в храм, где уже было много людей. Праздник веры и православия был на лицах паломников. Андрей и мама приложились к иконе Николая Чудотворца. Солнечный свет наполнял весь храм. Было радостно. Поставив свечи, Андрей с мамой встали в очередь на исповедь. Чуть позже началась служба. Такого праздничного богослужения, таких ощущений Андрей не испытывал раньше. Радостная непередаваемая атмосфера, всеобщее ликование. Лица мирян и духовенства светятся счастьем. Покаявшись и услышав над собой разрешительную молитву, Андрей почувствовал облегчение,  благоговейную радость: «Спасибо тебе Господи, Пресвятая Богородица, Святитель Николай».
  Позже началось причастие. «Святых Христовых тайн причащается раб Божий Андрей». Андрей подходит к столу запивать теплотой. Произошла кульминация всей службы, то, ради чего она проводилась – причастие. Это было далеко не первое причастие Андрея, но, он чувствовал, особенное. Эту службу Андрей запомнил на всю жизнь.
   Ещё одно яркое и последнее впечатление крестного хода – посещение места явления чудотворной иконы на небольшой речушке неподалёку от храма. Церковные песнопения, кропление святой водой, ликование духовенства и мирян. Особая благодать – пройти под иконой Святителя Николая.
   Ноги у Андрея болели ещё около двух недель. Потом всё прошло, с Божией помощью. Через несколько месяцев, в начале осени, впервые исповедовалась и причастилась дочка, а потом пришла на исповедь и жена Андрея. В ноябре Андрей с женой повенчались и как-то, с Божией помощью,  их семья начала жить церковной жизнью: посещать богослужения, исповедоваться, причащаться, совместно молиться. Андрей часто вспоминает слова своей учительницы музыки о благодати. Может быть, то, что происходит в его семье — это и есть действие благодати Божией, может быть, удалось ему сохранить обретённую в крестном ходе благодать?    

© Copyright: Владимир Юсов, 2009
Свидетельство о публикации №209081701060

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Владимир Юсов

Рецензии

Написать рецензию

Владимир,здравствуйте! Ваша оценка моих произведений, конечно, радует меня. Но мне думается, что мы здесь все только учимся. Однако тема о БОГЕ и ВЕРЕ- это главное, что может быть на Земле. Поэтому прочитала Ваш рассказа с трепетом, и рада, что Вы так искренне и тепло описали этот эпизод из жизни верующего человека.
Рада нашему знакомству! И рада тому, что многие прочитают мысли о БОГЕ и ВЕРЕ!
С уважением
Нина

Нина Богдан   22.08.2009 09:35   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Только вот надо с батюшкой поговорить: как правильно
"КрЁстный ход" или "КрЕстный".
Уж простите за замечание.
Спаси Вас Господи!

Нина Богдан   22.08.2009 09:58   Заявить о нарушении

Спасибо,Нина.Рад,что Вам понравился мой рассказ.Вы правы.Конечно нужно писать крестный ход через е.Спасибо, я исправлю.С уважением ,
Владимир.

Владимир Юсов   22.08.2009 18:51   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Владимир Юсов

Странник Александр Сергеевич Канышев.

Александр Сергеевич Канышев, 51 год, российский странник, прошел на коленях путь от Дивеевского монастыря до Троице-Сергиевой Лавры длиной в 400 км за 9,5 месяцев в 1995-1996 годах.

Последовал призыву Богородицы.

Заслуженный деятель искусств России, академик Российской Академии кинематографических искусств «Ника», лауреат многих престижных кинофестивалей, режиссёр документального кино Вячеслав Васильевич Орехов снял об этом событии документальный фильм «Очарованный странник».

Кадры его ассоциируются с отдельными эпизодами «Андрея Рублёва» Тарковского: почерневшие, мокрые от сырого снега деревенские дома и заборы, заснеженная дорога, по которой мчатся грузовые машины. А по краю дорожного полотна, толкая перед собой тележку, доверху наполненную скарбом, медленно и упорно, опираясь второй рукой о посох, передвигается на коленях пожилой человек. Впереди тележки — Распятие и икона Господа Вседержителя.

Скрипят самодельные брезентовые наколенники на разбитых в кровь коленях этого странного для конца безбожного двадцатого столетия русского человека. Звучит величественная, торжественная музыка, напоминающая о Вечности. Впереди – храм. Люди по сторонам дороги останавливаются и глядят на ползущего с молитвой согбенного человека.

Кто-то подаёт ему еду, просит помолиться о близких. Кто-то смотрит на него с любопытством, кто-то – с состраданием. Одна старушка пытается помочь подтолкнуть медленно ползущую тележку. Некоторые откровенно подсмеиваются над чудаком.

Женщины относятся к крестоходцу с большим, чем мужчины, сочувствием. Многим непонятно: кто этот человек – сумасшедший, юродивый или святой? Он ползёт, а впереди него бегут слухи: убил жену и детей, зарезал ножом, зарубил топором (на что ещё способен обезумевший русский мужик?). Вот и замаливает теперь свой смертный грех.

Собравшимся около него людям странник говорит: «Я из Красноярского края, из Кежемского района. В тюрьме никогда не сидел, никого не убивал. Грехи у меня такие же, как и у всех других людей. Иду по послушанию Пресвятой Богородице.

Я был неверующим, но увидел, как Богородица пришла к Богу и сказала, что в такие тяжёлые времена, как сейчас, нужен человек, который бы пошёл с молитвой на коленях за Россию, за весь мир.

Бог показал ей меня, моё лицо, и сказал, что я некрещёный, грешный, богохульник, но больше идти некому. … Я покрестился в Дивеево, стал на колени и иду. Если люди придут в церковь и покаются в своих грехах, значит, я прошёл не зря. У меня любовь к людям».

Его спросили: «Не страшно вам погибнуть на дороге?» Он ответил: «Страшно, когда ничего не сделал…»

Девять с половиной месяцев шёл он на коленях от женского монастыря в Дивеево до Троице-Сергиевой Лавры, в Сергиев посад. С молитвой за Россию, за мир, погрязший во грехах…

Душа болела за целый мир.

Когда режиссёру Орехову сказали, что есть такой человек, он поехал искать его на трассу. Кино, как и вся наша страна, в середине 90-х было в глубочайшем кризисе. Орехову и его оператору выдали на киностудии одну коробку плёнки на десять минут съёмки. Знакомый дал видеокамеру и несколько кассет.

«Мороз за 25 градусов, а он ночует в лесу. Расчищает лопатой место, ставит палатку, разводит костёр и кое-как, с муками и неудобствами, коротает ночь. Утром — снова на колени и дальше, дальше, вперёд…

Вячеслав Орехов назвал свой фильм в честь героя повести Николая Лескова. Очарованный странник XIX века, по словам Людмилы Белкиной, автора статьи о режиссёре Орехове на портале православной газеты «Благовест» — это русский человек с изломами судьбы, горячо, всей душой любивший Россию.

Очарованный странник конца ХХ века более трагичен и даже апокалиптичен. Мир катится в пропасть, а он идёт, чтобы люди покаялись и остались живы, ибо Чаша Господнего гнева полна до краёв.

Божественный способ. Крестный ход как туристическое событие

Он знает и видит, что это зависит от него. Он говорит просто и устало: «За мной стоит 150 миллионов русских людей. Если я брошу, они погибнут».

У него нет гордыни, он говорит о себе так: «Я маленькое существо, грешный человек, богохульник. Но всем нам нужно думать о спасении мира, о спасении наших душ». Один из зевак у дороги сказал ему: «Ни за какие миллионы долларов я бы не смог пройти такой путь». Да, ради денег и славы такой крестный ход не пройти…

Когда он пришёл в Сергиев Посад, поклонился мощам Преподобного Сергия Радонежского и отправился в Гефсиманский скит, в палатке на развилке дорог прожил ещё один месяц, проповедуя людям покаяние. Его часто видели потом в Дивеево, в Москве, у Матронушки Московской. В течение нескольких лет ходил он в крестный ход от Липецка до Задонского монастыря, к святителю Тихону Задонскому.

О прошлом Александра Канышева известно совсем мало: был одиноким человеком, семьи не создал. Работал строителем, ездил по стране с шабашниками, строил дома, школы, котельные. Когда его бригада возводила церковь в Ставропольском крае, ему в первый раз явилась Пресвятая Богородица, повелела окреститься. Он крестился, стал пономарём в церкви. В следующее своё явление Она отправила его странствовать по России. И он последовал Её призыву.

Почему пошёл в крестный ход на коленях? По его словам, на идущего по обочине дороги человека люди не обратят внимания. Мало ли кто так ходит? А вот на ползущего с молитвой человека, с крестом и иконой Богоматери на груди – обратят. Это заставит людей вспомнить о Боге и задуматься о своей жизни.

К стёртым в кровь коленям прикрепил наколенники из нескольких слоёв брезента, к сапогам приделал крохотные колёсики, чтобы было полегче передвигать больные ноги. Ночевал в лесопосадках около дороги в любую погоду. Физически страдал невероятно, но как будто кто-то свыше не давал ему тёплый кров и горячую домашнюю пищу.

«Если бы я зашёл в дом и лёг на мягкую тёплую постель, наверняка не смог бы потом подняться и ползти дальше, — признавался он знакомым. – Немощен и малодушен человек».

В августе 2012 года Александр Сергеевич Канышев прошёл до Задонской обители крестным ходом в последний раз. Проникнувшись сочувствием и уважением к молитвенному подвигу Александра, одна из паломниц омыла его больные ноги. Смущаясь от непривычной заботы, он заснул со счастливой детской улыбкой на устах. Через полгода он умер.

А. С. Канышев ночью со второго на третье января в 23-55 2012 года скончался — Великий крестоходец сын Божий Александр Канышев. Царствие ему Небесное!

http://xn--80aaakxpsnjf.xn--p1ai/raznoe/na-kolenyax-k-bogu/

15 Июня 09

Крестный ход — благочестивая древняя традиция. Однако не все знают, в чем заключается ее смысл. Крестный ход — это многолюдное торжественное молебное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту, например святому источнику, с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило название и само шествие. Участники крестного хода несут также Святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют богослужебные песнопения: тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу).

Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против еретиков-ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. В Константинополе для освящения мест и отвращения болезней выносили из императорского дворца в храм Софии Животворящий Крест и носили по улицам.

В России крестные ходы совершались во времена бедствий: засухи, грозившей уничтожить урожай, эпидемий чумы или холеры, угрозы нападения врагов. Люди немало дней проводили на ногах, в посте и молитве, в зной или под дождем, но зато и велика бывала благодать Господня. Нравственное просветление, вызванное действием Духа Святаго, переживал каждый.

В XX веке стало возможным проводить воздушные крестные ходы. Как ни странно, первый такой облет городов России состоялся во время Великой Отечественной войны, хотя об этом мало кто знает. 2 декабря 1941 года, перед готовящимся контрнаступлением на немецко-фашистские войска, был совершен полет самолета Ли-2 с Тихвинской иконой Божией Матери на борту.

Совет 1: Когда проходит крестный ход

Самолет вел личный пилот Сталина Александр Голованов, впоследствии маршал, основатель дальней авиации. Этот исторический момент отражен в документальных кадрах фильма «Неизвестная война», а также в воспоминаниях родственников Александра Голованова.

Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает поселение, город и все государство. Неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.

источник — http://vladivostok.eparhia.ru/community/answer/?ID=7297

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *