Что нужно знать для выбора крестных родителей?

Итак, как же выбрать крестного, или восприемника? Чем нужно руководствоваться? Во-первых, следует знать, что в духовной жизни ребенка более всего важен крестный одного с ним пола (для мальчика – крестный отец, для девочки – крестная мать). Однако по устоявшейся традиции в кумовья выбирают двоих.

Конечно, решение, кто будет духовным воспитателем ребенка на протяжении всей его жизни, принимают на семейном совете. Если есть какие-либо затруднения при выборе, то посоветуйтесь с батюшкой или духовным отцом. Он наверняка подскажет подходящую кандидатуру, ведь это довольно почетная обязанность.

Очень важно, чтобы крестные родители не потерялись в жизни, чтобы они продолжали духовно окормлять ребенка на протяжении всей жизни. Как крестная мать, так и крестный отец, обязанности и функции которых описаны выше, несут свою ответственность перед Господом.

Исходя из всего этого, на роль духовных родителей подходят христиане, которые старше четырнадцати лет. Они принимают на себя ответственность за дальнейшую духовную жизнь малыша, совершая молитвы за него, а после научая жить в Господе.

Необходимые предметы для обряда

Следует более подробно рассказать о том, какие предметы необходимы для этого обряда:

  • Крыжма. Это особое полотенце, на котором вышит или просто изображен крест. В него заворачивают ребенка во время миропомазания, а также когда читают запретительные молитвы. Иногда на таком полотенце вышивают имя младенца и дату его крещения.
  • Крестильная пеленка. Это не совсем необходимый атрибут, но должен быть, когда холодно. Этой пеленкой вытирают младенца после окунания в купель, а после вновь заворачивают в крыжму.
  • Одежда для крещения. Это может быть крестильный набор (платье) для девочки или специальная рубаха для мальчика. Желательно, чтобы эту одежду приобрела в дар восприемница малыша.
  • Необходимо иметь при себе нательный крестик для будущего христианина. Обычно его приобретает крестный отец. Обязанности при крещении для него, конечно, не ограничиваются только этим приобретением, но о них будет написано ниже.
  • Необходимо взять с собой конвертик для обрезанных волос малыша.
  • Также следует приобрести иконы для ребенка и сделать пожертвование храму (это необязательное условие).

Существует ли особая подготовка для восприемников перед обрядом?

Также следует уделить внимание и подготовке к крестинам. Самым правильным шагом будет обращение к духовнику или батюшке за советом. Однако вы должны знать, что обычно перед таинством необходимо исповедоваться и причаститься. Перед этим нужно соблюсти пост (о количестве дней вам должен рассказать батюшка). Возможно, понадобятся дополнительные действия, как то чтение молитв, духовной литературы и др. Также желательно не посещать в это время шумные вечеринки, различные увеселительные заведения, отказать от просмотра телевизора. Все свободное время желательно уделить молитве.

Если вы впервые находитесь в роли крестного, то желательно ознакомиться с тем, как проходит таинство, какие читаются молитвы, какой порядок песнопений. Это необходимо потому, что, когда вы становитесь духовным воспитателем маленького человека, нужно не просто формальное присутствие. Необходима искренняя молитва, которая не должна прекращаться и после завершения таинства, ведь в этом суть становления крестного.

Более подробно о том, какие крестный отец обязанности имеет во время совершения этого обряда, будет рассказано ниже.

Как отмечались крестины в далекие времена?

Раньше, как и сейчас, крестины были очень значимым событием в жизни людей. Совершали это таинство обязательно не позже двух месяцев от роду малыша, а иногда и раньше, на восьмой день. Это происходило потому, что раньше была высокая смертность младенцев, поэтому для близких очень важно было окрестить ребенка до того, как произойдет непоправимое, чтобы его душа попала на небеса.

Празднование приобщения маленького человека к церкви совершалось с большим количеством гостей. Особенно это было заметно в больших деревнях. На такой праздник собиралось множество людей, которые приходили с гостинцами и наилучшими пожеланиями младенцу. При этом приносили в основном различную выпечку – кулебяки, пироги, крендели. В доме, где жил маленький человечек, для гостей был накрыт пышный стол, причем спиртного практически не было (могло быть только красное вино в очень маленьких количествах).

Были традиционные праздничные блюда. К примеру, запеченный в каше петух для мальчика или курица для девочки. Также очень много было фигурной выпечки, что символизировало богатство, плодородие, долголетие.

За стол принято было приглашать повитуху, которая принимала младенца. Также могли позвать и батюшку, который совершал обряд крещения. Во время празднества пели многочисленные песни, желая таким образом ребенку всего самого наилучшего. Провожали же всех гостей, одаривая каждого сладостями.

Как проходит крещение? Обязанности крестного отца

Теперь рассмотрим, как проходит сам обряд, что следует делать в это время и какие обязанности у каждого из присутствующих. В наше время это таинство обычно происходит на сороковой день после рождения. Родители или будущие крестные должны сходить в выбранный храм заранее и записаться на выбранную дату, а также согласовать сам процесс. Ведь можно провести индивидуальные крестины или общие.

Обязанности крестного отца при крещении девочки одни, мальчика – другие (хотя отличаются и незначительно). Если ребенку еще нет года и он не может сам стоять, то его все время держат на руках. Первую половину обряда (до окунания в купель) мальчиков держат крестные матери, а девочек – отцы. Уже после погружения все меняется. Так как для мальчика главным является отец, то именно он принимает в крыжму ребеночка, а мать принимает девочку. И до конца обряда все так и продолжается.

Сама служба длится около сорока минут (больше времени требуется, если людей много). Начинается она после совершения литургии. Совершение таинства начинается с возложения рук на крещаемого и чтения особой молитвы. После этого следует отречься от сатаны и его дел. За малыша, который не умеет разговаривать, отвечают взрослые.

Следующим шагом в обряде будет освящение воды в купели. Перед тем как погрузить в нее крещаемого, его следует помазать елеем (спину, грудь, уши, лоб, ножки и ручки.) Только после этого происходит погружение в купель. Священник читает при этом молитвы. Это действие символизирует умирание для мира и воскрешение для Господа. Так происходит как бы очищение.

Затем ребенок передается крестному, его заворачивают в крыжму (как было сказано выше, мальчик передается отцу, а девочка — матери). Теперь малыша помазывают миром.

Священник читает далее молитвы и состригает прядь волос с ребенка, которую отдает родителям. После этого мальчиков заносят в алтарь, а девочек просто подносят к Царским вратам.

Итак, теперь вы знаете обязанности крестного отца при крещении мальчика и девочки. Как видите, они немного отличаются.

Церковная жизнь новых христиан

Следует знать, что после крещения для человека только начинается его духовная жизнь. Первое знакомство с церковными правилами начинается с молитвы родной мамы и крестной. Именно так, незримо малышу прививается слово Божье. И уже в дальнейшем, когда он сам все видит, можно приобщать его потихоньку к семейной молитве, объясняя ее ценность.

Особо следует сказать про крестильные принадлежности. Крыжму и специальную одежду (если вы ее приобретали) следует хранить отдельно и не использовать в быту. Крестильную рубашку (платье) можно надевать в моменты болезни ребенка (или просто заматывать в нее). Икону, которую использовали во время таинства, нужно поставить возле кроватки малыша или на домашний иконостас (если таковой имеется). Свечу используют в особых случаях и тоже хранят всю жизнь.

Обязанности крестного отца при крещении только начинаются. В дальнейшем, когда ребенок подрастет, с ним нужно будет ходить в храм, причащаться и на службы. Конечно, это можно делать и с родителями, но лучше, если это будет крестный. К слову сказать, брать ребенка в храм нужно с малых лет. Именно там, в лоне церкви, он сможет осознать все величие Бога. Если же он чего-то не понимает, нужно терпеливо объяснить трудные моменты.

Так происходит привыкание и благотворное воздействие на душу человека. Церковные песнопения и молитвы успокаивают и укрепляют. Во время взросления могут возникать сложные вопросы. Если крестные или родители не смогут на них дать ответы, то лучше обратить к батюшке.

Итак, теперь вы знаете, какие имеет крестный отец обязанности. К ним нужно отнестись со всей серьезностью с самого начала, как только вам сделали такое предложение. При необходимости посоветуйтесь с батюшкой о том, что вы должны делать для малыша, как воспитывать в духовной жизни и какую поддержку оказывать. Будьте внимательны, ведь отныне вы и ваш крестник связаны навеки духовно. За его грехи вы будете тоже отвечать, поэтому к воспитанию нужно отнестись с особой важностью. К слову сказать, если вы не уверены в своих силах, то лучше отказаться от этого.

Крёстный

(51 голос: 4.2 из 5)

См. раздел ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

  • Крестные и крестники: неформальные отношения
  • О крещении детей

Оглавление

  • Обязанности крестных
  • Кто может быть крестным
  • Молитвы за крестников
    • Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина)
    • О воспитании детей добрыми христианами: Молитва родителей ко Господу Богу
    • Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным Амвросием Оптинским
  • Действительно ли Церковь учит о недопустимости брака между крестными согласно 211-я статьи Номоканона?
  • Могут ли беременные и незамужние женщины становиться крёстными?
  • С какого возраста не нужен крёстный?
  • Как крестить ребёнка, если один или более членов семьи против?

Крёстный (восприемник) — в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

При Крещении младенцев восприемники произносят (исповедуют) вместо них Символ веры, произносят обеты и имеют попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

Обычай иметь восприемника при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.

* * *

Кто может быть крестным

– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть отпавший от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.

– Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.

– После того, как совершено Таинство Крещения, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.

– Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.

– Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

– У человека должен быть только один крестный родитель. По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного есть неписаный, хотя и древний, обычай Церкви.

– Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.

– Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

– Запрещены браки между крещаемым и восприемником: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (VI Всел. соб., прав. 53).

* * *

Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.
Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).
Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

Действительно ли Церковь учит о недопустимости брака между крестными согласно 211-й статьи Номоканона?

Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49—51. Цитата оттуда:

«В настоящее время 211-я статья Номоканона не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою».

Проф. Павлов в своем курсе Церковного права так комментирует проблему духовного родства восприемника и восприемницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апокрифического происхождения и странного содержания (например, 211 правило, запрещающее мужу и жене быть восприемниками одного и того же младенца, под страхом быть разлученными от супружеского сожития). Святейший Синод уже в первые годы своего существования стал относиться к таким правилам с большим сомнением и нередко делал постановления, прямо им противоположные, особенно по делам брачным».

В декабре 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ «О канонических аспектах церковного брака», в котором указано: «Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *