p>Крещение ребенка — одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Крещение — таинство, когда через определенные видимые священные действия человеку, участвующему в них, сообщается невидимая Божья благодать, по учению православной церкви, крещение — это духовное рождение человека, самое главное событие в его жизни на земле. В крещении к ребенку приставляется в качестве его хранителя Ангел, который охраняет человека всю его жизнь. Крещение — это не развлечение, а серьезное дело и помыслы всех участвующих в обряде людей должны быть чисты, прозрачны и искренни.

Ниже приведены ответы на вопросы о таинстве крещения, которые возникают у тех, кто собирается крестить детей или креститься сам. Основу ответов составляют рассуждения иерея Дионисия Свечникова, дополненные материалами сайтов, представленных в источниках (см. внизу ответа).

Когда положено крестить детей? Определенных правил в этом вопросе не существует. Однако, чем раньше крещен человек, тем лучше. Церковь призывает крестить ребенка либо на восьмой день после рождения (в этом возрасте был посвящен своему Небесному Отцу младенец Иисус), либо после 40 дней (что сегодня происходит чаще всего). Можно крестить и в другое время. Главное — не откладывать крещение на долгий период без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам. Тем более младенец, чаще всего, пребывает во сне и получает не такой сильный стресс от большого скопления незнакомых людей и обстановки.

Можно ли крестить детей в дни поста? Можно, но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Как выбирают имя при крещении?

Крещению ребенка всегда предшествует наречение именем. В православных семьях и имена должны быть православными, даваемыми в честь того или иного святого. Полный список имен святых (святцы) обычно публикуется в издаваемых ежегодно церковных календарях. Раньше в России было принято называть новорожденных именами тех святых, память которых приходится на день, когда над данным младенцем совершается крещение. Однако нужно понимать, что это был скорее обычай, но никак не требование. В церкви всегда учитывается пожелание родителей по поводу того, в честь какого святого они хотели бы назвать своего малыша. В случае, если у родителей возникают с этим затруднения, то сам священник определяет небесного покровителя. При этом батюшка, как правило, руководствуется достаточной известностью святого. Это делается для того, чтобы кроха, нарекаемый этим именем, впоследствии смог без труда узнать жизнеописание человека, именем которого он был назван, найти его икону. День памяти святого, в честь которого был назван человек при крещении, является Днем его ангела, или днем его именин.

Сколько крестных должно быть у ребенка? Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика — мужчина, а для девочки — женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум — два восприемника.

Какие требования предъявляются к крестным родителям? Первое и главное требование — несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от «сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом — исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении. Также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше. Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

Можно ли женщине становиться крестной в период месячных? Что делать, если это все-таки произошло? В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Как будущим крестным подготовиться к крещению? Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки. Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце. Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Что дарят на крестины?

На крестины обычно дарят: крестик, крыжму (небольшой кусок белой материи, в который заворачивают ребенка после окунания в купель), икону (ангела хранителя, богородицы или святого, чье имя носит малыш), мерную икону (икону святого покровителя, которая написана под заказ на доске, высота которой равна росту ребенка на момент крещения), одежду для малыша, подушки одеяльца, вышитое белье, детскую Библию или молитвослов, ладанку, мешочек для локона, который срезал священник во время крещения, сладости, серебряную ложечку (возможно с гравировкой имени ребенка), книжки, игрушки, деньги.

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы? Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын — Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения.

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак? Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.

Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились? Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это — полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении. Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги.

Что делать, если по неведению крестными стали супруги? Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками (крестными), т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.

Могут ли стать крестными люди, живущие в гражданском браке? На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать на этот счет несметное множество.Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, то вторая должна нести всю тяжесть тела на себе. А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт. Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один — однозначно: нет.

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)? В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником — крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Могут ли родственники стать крестными? Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку? Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Могут ли родители ребенка стать крестными у детей своих кумовей (крестных своих детей)? Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, однако супруги не могут стать крестными у одного ребенка.

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)? Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически священникам приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник — такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, диакон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли стать крестным «заочно»? Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Сколько раз человек может становиться крестным родителем? В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать крестным — это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом? Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Можно ли стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого? Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть крестным у нескольких человек (например, у близнецов)? Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности — это разные люди, имеющие право на своего крестного.

С какого возраста можно становиться крестным? Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами? Объективные причины — это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни? Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным. Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился.

Можно ли крестить без крестных? Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, был ли он крещен в детстве? Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Можно ли беременной женщине стать крестной? Конечно, можно. Имеющиеся на этот счет заблуждения никак не связаны с церковными канонами и традициями и являются суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери.

Что нужно для крещения?

Перед крещением (своим или своего ребенка) необходимо узнать об основах веры, чтобы ответственно подойти к вступлению в новую жизнь. Желающий креститься и крестные должны знать наизусть Символ Веры и молитвы «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся». Для желающих креститься взрослых людей, а также для родителей и крестных младенца в храмах проводятся огласительные беседы со священником. Необходимо посетить как минимум две такие беседы в выбранном храме. В конце второй беседы или непосредственно перед таинством Крещения священник исповедует крещаемых. Родителям и восприемникам детей до 7 лет также рекомендуется исповедаться и причаститься.

Что взять с собой на крещение?

На крещение нужно взять с собой: документы (паспорт для взрослого или свидетельство о рождении для младенца); чистое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после погружения в воду (для младенца можно пеленку); новую длинную белую крестильную рубашку (женщинам можно белое платье); освященный православный нательный крестик; несколько свечей; тапочки (во время помазания елеем человек остается босиком и без носков, тапочки понадобятся до и после этого момента); женщинам нужен головной убор (платок или шапочка).

Как проходит обряд крещения?

Если к крещению приступает взрослый человек, то перед началом таинства он проходит собеседование со священником, во время которого приносит покаяние в своих грехах. Это не исповедь в точном смысле слова, не таинство, а часть подготовки к таинству крещения. Человек должен припомнить свои самые тяжелые грехи и отречься от них.

Перед таинством Крещения совершается чин оглашения, во время которого произносятся молитвы запрещения нечистым духам и человек трижды отрекается от сатаны (за младенца слова отречения произносит крестный). Затем священник спрашивает трижды: «Сочетаешься ли Христу?» — и человек отвечает: «Сочетаюсь». Затем приступающий к крещению читает Символ веры (за младенца читает крестный или крестная).

После этого начинается собственно крещение. Во время этого таинства человек трижды погружается в освященную воду и затем облачается в белую рубашку (символ новой жизни в свете и со Христом) и надевает нательный крестик. Нательный крест нужно носить всю жизнь, не снимая, а крестильную рубашку — сохранить. Сразу после крещения совершается миропомазание новокрещенного, а затем — его первое причащение.

Как долго длится обряд крещения?

Обычно весь обряд Крещения продолжается около часа, но может быть и дольше, если желающих креститься много.

Ольга Федорив

Отвечает протоиерей Игорь Рябко:

– Очень часто священникам задают такой вопрос: «Почему с месячными нельзя ходить в церковь?» А ведь в самой его формулировке содержится ошибка. В критические дни женщинам в храме нельзя причащаться, но заходить в храм и присутствовать на богослужении можно.

Но, чтобы было понятнее, почему, давайте сделаем небольшую экскурсию в историю.

Предписания, которые касаются того, что «чисто», а что нет, мы находим в Ветхом Завете. Если посмотреть внимательно на все, что касается ритуальной нечистоты человека, мы увидим, что это так или иначе связано с нормами гигиены. Нечистота – это мертвое тело, разные истечения, некоторые болезни.

В Новом Завете Сам Бог, ставший Человеком, говорит о том, что место, откуда исходит «нечистота», находится значительно выше пояса. Наше поврежденное грехом сердце генерирует ту нечистоту, которая оскверняет человека. А все то, что относится к нашей физиологии, нечистым быть не может. Об этом Спаситель не только говорит словами, но и показывает своими поступками, нарушая многие «табу», которые свято блюли иудеи.

Он прикасается к мертвым (исцеление сына вдовы наинской), позволяет прикасаться к себе кровоточивой женщине, и несмотря на то, что она формально нарушила закон, коснувшись к нему в нечистоте, Иисус говорит ей: «Дерзай, дочь».

Апостол Павел много давал объяснений по поводу того, что «чисто», а что нет. Но у него нет ни слова о так называемой «женской нечистоте». Мы точно знаем, что христиане причащались на службах в каждый первый день недели, и не знаем ни одного исторического памятника того времени, который бы запрещал это делать женщинам во время месячных. Если бы такое правило тогда было, то о нем обязательно упомянули бы церковные авторы.

Впрочем, со временем упоминание о критических женских днях появляется, но лишь в середине третьего века.

Святой Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления» пишет об этом вопросе жестко: «Воздерживайся женщина от пустых речей…ничего не наблюдая – ни естественного очищения.. ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых,…и естественное очищение не мерзко перед Богом, который премудро все устроил».

В шестом веке уже святитель Григорий Двоеслов пишет архиепископу Августину: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано ей от природы».

Он также пишет и о том, что: «Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святаго Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха». Эта точка зрения и стала преобладающей на Западе, где вопросы с женскими критическими днями вообще никогда не стояли на повестке дня.

На Востоке все же стала преобладать следующая точка зрения: ради благоговения и страха Божия перед великим Таинством, женщине все же лучше воздержаться от того, чтобы в эти дни причащаться Святых Христовых Тайн. Об этом пишет святой Дионисий Александрийский и некоторые другие святые Отцы. Хотя нужно сказать, что не все с ними были согласны. Например, святитель Афанасий Александрийский по этому поводу полемизирует: «Скажи мне, возлюбленный и благоговейный, что имеет греховного или нечистого естественное извержение? Как, например, если бы кто-то захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюны изо рта? Мы только тогда оскверняемся, когда делаем всякий грех, зловония худший».

Но уже через тридцать лет приемник Афанасия по кафедре святой Тимофей Александрийский на эту же тему говорил иначе. На вопрос, можно ли крестить или причащать женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Как мы видим, спорным вопросом является только один – причащать или нет? По поводу всего остального – ходить в храм, прикладываться к святыням, целовать Евангелие – речь даже не идет. Конечно, можно.

Резюмировал полемику по этому вопросу Святейший Патриарх Сербский Павел в своей статье: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?»

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

На первый взгляд вывод «причащаться в этом состоянии нельзя» противоречит всему предыдущему тексту – «эта нечистота только физическая, телесная» Но, с другой стороны, мы можем сделать вывод, почему же нельзя. Причина одна – благоговейное отношение к таинству.

Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам все же прислушаться к авторитетному мнению всей церковной полноты и сделать правильные выводы. Месячные – это не та «нечистота», с которой нужно бороться. Бойтесь той нечистоты, которая на самом деле отлучает от Бога – нечистоты нашей падшей души.

Фото: web-mama.ru

Вы решили принять таинство Крещения или окрестить ребенка, но не знаете как подготовиться? Мы расскажем, что нужно сделать.

Огласительные беседы

Крещаемым (с 7 лет ), а также, крестным и родителям ребенка нужно посетить беседу со священнослужителем, на которой вы сможете проверить, насколько хорошо знаете основы своей веры, задать вопросы и узнать о своих обязанностях.

Если кто-либо не желает готовиться к таинству, а хочет «просто крестить», следует задуматься — а нужно ли вам крещение? Совершение таинства над теми, кто не знаком с Евангельским учением, не имеет веры и желания быть христианином, лишено смысла. В случае с ребенком — его нужно приобщать к церковной жизни с первых дней после крещения.

О том, что крещаемый обязан знать основы вероучения, говорят древнейшие постановления Церкви — правила Святых Отцов и Святых Вселенских Соборов. В Евангелии от Марка есть слова Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16)».

В нашем храме беседы проводятся накануне совершения таинства Крещения: четверг и пятница, 18.30.

Если вы планируете креститься у нас, а беседы пройдены в другом храме, просим одного из родителей прийти в наш храм на беседу для уточнения уровня знаний.

Крещение

Совершается таинство бесплатно. Крещаемые могут внести добровольное пожертвование по желанию. Женщин нельзя крестить во время месячных и в течение сорока дней после рождения ребенка. Исключение — угроза жизни. Это же правило действует в отношении крестной — она не может участвовать в крещении в критические дни. Следует также заранее выбрать имя святого покровителя и запомнить дату его памяти.

Взять с собой

Паспорт, если крестится взрослый, или свидетельство о рождении ребенка вы можете отдать перед совершением таинства в церковную лавку. После совершения таинства вы заберете их с новым документом — свидетельством о Крещении. Документы требуются, чтобы сделать запись в храмовую книгу с подтверждением личности: кто, когда и кем был крещен. Эта книга хранится в храме и, при необходимости, всегда можно подтвердить, что человек действительно крещен.

Нательный крест с тесьмой или цепочкой вы можете приобрести у нас, в любом другом православном храме или даже в ювелирном магазине. Если крестик был приобретен не в церковной лавке, попросите священника освятить его.

Для погружения в крещальные воды мужчине нужно взять с собой плавки, женщине купальник, можно — сорочку (не крещальную). Младенцам ничего не нужно. Взрослые могут взять резиновые тапочки.

Крещальная одежда надевается священником на крещаемого после погружения. Это — святыня, которую христианин хранит всю жизнь.

Полотенце, чтобы отереться после погружения в крещальные воды. Конечно, оно должно быть новым и чистым.

Нельзя стать крестными:

  • Заочно. Крестным необходимо лично участвовать в таинстве Крещения.
  • Отцу и матери крещаемого.
  • Супругам (в том числе и будущим) друг другу.
  • Подросткам до 14 лет.
  • Душевнобольным.
  • Не крещеным в Православной Церкви.
  • Крещеным, но отпавшим от веры через уклонение в сектантство, оккультизм и вольнодумство.
  • Нераскаявшимся в смертных грехах. Например в блудном сожительстве или прелюбодеянии, богохульстве и отрицании христианских догматов, наркомании, попытках суицида, абортах и прочее. В грехах можно покаяться в таинстве Исповеди с твердым намерением более их не совершать. В этом случае крестным стать можно.

К прочтению:

Вопросы о Таинстве Крещения

Из книги «Таинство Веры» игумена Илариона (Алфеева)

Детская исповедь: не навреди! протоиерей Максим Козлов

Огласительные беседы священника Даниила Сысоева (скачать pdf)

Новость по теме На Крещение во Владимире закроют проезд к озерам Глубокое и Семязино

«АиФ-Владимир» адресовал все эти важные вопросы владимирскому священнослужителю отцу Андрею.

Когда стоит купаться на Крещение?

Купание – это исключительно народная традиция, церковь не призывает верующих окунаться в ледяную прорубь. Раньше священнослужители вообще с неодобрением относились к подобному народному обряду, поскольку считали его в некоторой степени искусительным – человек бравировал, шел на риск.

Церковь считает, что на Крещение достаточно посетить службу и умыться святой водой. Тем не менее многие люди купаются – и до полуночи, и на следующий день. Сакральным моментом считается все-таки полночь.

Новость по теме Во Владимирской области на Крещение оборудуют 42 проруби

Можно ли женщинам купаться в проруби на Крещение во время месячных?

В критические дни лучше всего воздержаться от купания в проруби, поскольку воды будут освящены, а еще в писании говорится, что кровь и святыня – вещи несовместные.

В чем следует купаться на Крещение?

Всем благочестивым, как женщинам, так и мужчинам, следует купаться в белых рубахах.

Когда набирать святую воду на Крещение?

Воду на Крещение освящают дважды, в сочельник, то есть накануне праздника, и непосредственно в сам праздник. Можно набирать любую воду, она вся обладает целебной силой.

— В чем разница между Богоявленской и Крещенской водой?

— Ни в чем. По сути это просто два разных названия одной и той же воды.

— Как использовать крещенскую воду?

Ее пьют и ею окропляют жилище, чтобы Господь благодатью Святого Духа освятил дом верующих.

Как правильно окропить жилище?

Можно окропить стены в каждой комнате, а также другие помещения в квартире или в доме с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь», а можно просто набрать воды в руку и окропить «крестом». Хорошо еще при этом пропеть тропарь, краткую молитву празднику Крещения.

Новость по теме Светлана Орлова нырнула в иордань

Как правильно пить крещенскую воду?

Крещенскую воду пьют натощак в течение всего года, обычно утром. Исключения делается лишь в день, когда берется вода, и тяжело больным. Они могут пить воду не натощак.

Перед употреблением крещенской воды стоит прочитать специальную молитву «На принятие просфоры и святой воды». В том случае, если просфоры нет, то это слово в молитве опускается.

Можно ли пить женщинам святую воду во время критических дней?

Против этого никаких запретов нет.

Каковы свойства крещенской воды?

Эта вода обладает поистине удивительной силой, она исцеляет от болезней, помогает отогнать злых духов. Ее дают тяжело больным для излечения. Но тут стоит заметить, что много зависит от веры того, кто пьет воду. Чем сильнее вера, тем сильнее действие воды.

Жизнь в Церкви О так называемой женской «нечистоте» Пархоменко Константин, свящ. О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…» Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!» Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни. Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни… Как решить этот вопрос? Для этого нам нужно обратиться еще к дохристинским временам, к Ветхому Завету. В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота — это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин. Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни — все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы. Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности — должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь! Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет. Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое — миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет — оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть — Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14, 6). Спаситель прикасается к мертвым — вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9, 22). Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, — говорит ап. Павел, — что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14, 14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 4). В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом — свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные — как естественные процессы нашего организма — не могут человека отлучать от Бога и благодати. Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться. Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят. Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от одно нечестие и беззаконная деятельность. Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе… Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых. …Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя». В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время — и сразу после рождения ребенка, и во время месячных: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать». То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания. На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было. Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда. Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое: «Не думаю, чтобы они , если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом». Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший». По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни. А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится». Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны — женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться. Но все же — почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины: 1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч. 2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле. 3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях. Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором — непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни? Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»? Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная — креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься». Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции. Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных. Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание — оскверняет человека лишь грех. Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать. Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника. Есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота — это именно то, что я обозначил.^ По преданию, именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста.^ Ссылка некоторых батюшек на «каноны» не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, — это не каноны Церкви.^ Именно исторические, а не богословские. Все известные автору т.н. богословские обоснования этого запрета очень натянуты
Wella © (21.01.2010 22:01)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *