Мальтийский крест: значение символа, история и современность

Мальтийский крест – символ, пришедший к нам из глубокой древности, но в данном случае необходим целый ряд конструктивных пояснений, так как сегодня большинство ассоциируют Мальтийский крест исключительно с деятельностью рыцарского Ордена госпитальеров. Орден Святого Иоанна (Мальтийские рыцари) действительно использовал Мальтийский крест (значение и история знака в данном контексте будет представлена ниже), но исконно этот символ принадлежал Амальфи, древнему итальянскому городу, который был основан приблизительно в IV веке нашей эры.

Мальтийский крест (значение символа на протяжении веков оставалось неизменным) до сих пор используется в качестве официального герба города Амальфи. Но каким образом этот древний город связан с данным символом и что значит Мальтийский крест, каков сакральный подтекст древнего знака? Дело в том, что Госпитальеры (они же – Иоанниты, а официально – Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна) ведут свое начало именно с Амальфи. Выходцы из этой итальянской провинции стояли у истоков основания рыцарско-религиозной организации, которая поставила себе цель защищать и помогать пилигримам, стремящимся в Святую землю.

Таким образом, Мальтийский крест, значение которого в религиозном контексте достаточно очевидно, стал символом Госпитальеров. При этом важно отметить, что в данном случае Мальтийский крест – символ достаточно специфический, учитывающий не только форму, но и цветовую гамму изображения. Мальтийский крест госпитальеров белый, а фон, на котором он изображается – черный (либо красный). Это канонический вариант и любая другая «версия» не может именоваться Мальтийским крестом.

В 1530 году Госпитальеры были «переименованы» в Мальтийский орден, который был признан Италией в качестве суверенного государства. При этом нужно отметить, что к моменту появления Мальтийского ордена (между прочим, старейшего религиозно-рыцарского формирования в Европе) флаг и герб организации уже не включали в себя Мальтийский крест. Также как и сама Мальтийская республика в качестве государственных знаков выбрала другие символы. Иными словами, как таковой Мальтийский крест (значение символа, вероятно, не всегда было напрямую связано с религией) справедливо относить лишь к традиции ордена Госпитальеров. Это если обращаться к истории, ведь на сегодняшний день данный символ также используется, в частности – его можно увидеть на гербе вышеупомянутого города Амальфи, а также на форме бригад святого Иоанна (Вооруженные Силы Соединенного Королевства).

Теперь перейдем к семантике, и этот вопрос на данном этапе имеет особую важность, ведь сегодня тату Мальтийский крест или подвеска Мальтийский крест не являются чем-то из ряда вон выходящим. Но справедливо ли их использование в этом контексте? Тем более, что большинство людей, использующих эти символы в повседневной жизни, вряд ли на самом деле представляют себе, что значит Мальтийский крест, какова исконная традиция этой эзотерической эмблемы.

Сначала рассмотрим «версию», которая принадлежит непосредственно ордену Госпитальеров. В соответствии с традицией ордена восемь оконечностей креста олицетворяют восемь рыцарских добродетелей – правда, вера, справедливость, милосердие, искренность, терпение, безгрешность и смирение. Также стоит отметить, что изначально в орден входили представители восьми европейских регионов – Англия, Франция, Прованс,  Овернь, Кастилия (с Португалией), Арагон, Бавария и Италия. При этом четыре «луча» Мальтийского креста – символ четырех общехристианских добродетелей (справедливость, благоразумие, воздержание и сила духа). Белый цвет (как уже упоминалось, Мальтийский крест всегда белый) олицетворяет чистоту духа, непорочность намерений.

Иногда Мальтийский крест (значение символа в эзотерическом плане мы рассмотрим ниже) также называют Крестом Иоанна Иерусалимского, но другое его название – Георгиевский крест, в корне не верно, так как (и об этом уже не разу поминалось) при определении Мальтийского креста первостепенную роль играет цветовая гамма. При этом справедливо отметить, что Мальтийский крест имеет непосредственное отношение и к русскому государству. По указу Павла I некоторое время он являлся частью герба Российской империи. Правда указ этот так и не был подписан, а сменивший Павла  Александр I тут же вернул гербу изначальный вид. Павла при этом не трудно понять, ведь он был членом Мальтийского ордена. Более того, существует версия о том, что правитель России занимал в ордене достаточно высокое положение и ему на хранение были переданы некие реликвии, древние орденские артефакты. Насколько история об артефактах правдива – сложный вопрос, но Павел I действительно состоял в Мальтийском ордене, этот факт не вызывает сомнений.

Современная эзотерика Мальтийский крест рассматривает в отрыве от христианской доктрины, что, как мы увидели, достаточно справедливо, ведь исконно символ не принадлежал никаким духовно-рыцарским орденам, он использовался за много веков (а возможно и тысячелетий) до появления подобных организаций. В этом смысле значение Мальтийского креста может опираться на единство четырех первоэлементов – Огня, Воды, Воздуха и Земли. А «раздвоенные» лучи креста могут указывать на двойственность сущности проявления любой из природных стихий, ведь, к примеру, та же Вода может как дарить жизнь (питая растения, животных и людей), так и отнимать ее (во время наводнений или штормов). Дуалистичность, включающая в себя аспект разрушения и аспект созидания, характерна для многих культов древности, так что в подобной трактовке действительно нет ничего удивительного.

Кроме того, в нумерологии число 8 – число «двойного основания», это предпоследняя ступень, это остановка за шаг до абсолютной гармонии. И в этом контексте значение Мальтийского креста может рассматриваться несколько иначе. Вполне возможно, что точка пересечения четырех его лучей олицетворяет самого человека, его волю, которая и становится тем самым «последним шагом» на пути духовного развития.

Монастырский православный крест на автомобилях

Так или иначе, но этот благородный символ оставил неизгладимый след в человеческой истории. Однако, так как его истинная семантика до сих пор может быть определена лишь в относительной степени, стоит сказать, что делать тату Мальтийский крест – это все же глупость. А вот бижутерия (кольцо с подобным изображением или подвеска Мальтийский крест) – это же другой вопрос, ведь в таком случае речь идет всего лишь об украшении, а не об эзотерической эмблеме. Мальтийский крест выглядит величественно, он внушает уважение и даже благоговение. Вероятно, все же есть в нем какая-то скрытая сила, о которой нам еще только предстоит узнать.

Христианский интернет-магазин «Копилочка»предлагает более 3500 уникальных товаров христианской тематики: Библии, христианские открытки, наклейки, книги, христианские мультфильмы на DVD-дисках, магниты с Библейскими стихами, христианские календари, сувениры и другие товары.

Как купить в нашем онлайн-магазине?

Все товары можно заказать через интернет. Вам пришлют их почтой. Оплата – при получении посылки на почте (наложенный платеж) или через кассу Сбербанка (предоплата).

В интернет-магазине  «Копилочка» продается христианская литература, музыка христианских исполнителей, фильмы, видеопродукция и многое другое.

Как сделать заказ в интернет-магазине?

Для оформления заказа и его получения, вам необходимо сделать следующее:

1. Прежде всего, вам нужно развернуть каталог товаров. Выберите нужный вам товар и нажмите справа от него кнопку "Заказать", указав нужное количество товара. Обратите внимание, что выбранный товар после этого появится в вашей корзине (в верхней части страницы справа).

2. Как только вы понимаете, что вам уже больше ничего не хочется заказывать, войдите в Корзину. Вы попадете на страницу, где будут отображены все выбранные вами товары. Внимание! Минимальная сумма заказа — 500 рублей.

3. После этого вам необходимо заполнить анкету, в которой вы укажете свои фамилию, имя и точный адрес, а также адрес электронной почты, на который вам придет письмо с подтверждением заказа в интернет-магазине "Копилочка". Если все указано верно, нажмите ссылку «Оформить заказ».

Способы доставки и оплаты в интернет-магазине "Копилочка"

1. Если сумма вашего заказа менее 1000 рублей, то товар отправляется наложенным платежом. Вы получаете посылку на почте и там же оплачиваете ее. Дополнительные расходы: 8% — стоимость наложенного платежа + почтовые расходы.

2. При заказе от 1000 рублей вам необходимо произвести предоплату через кассу Сбербанка по высланной вам квитанции (на адрес электронной почты). Квитанция высылается после проверки наличия всех нужных вам товаров на складе. Дополнительные расходы: 3% — стоимость перевода денег в Сбербанке + почтовые расходы.

Скидки в христианском интерне-магазине "Копилочка"

В нашем магазине действует следующая система скидок:

— при сумме заказа  2000 – 4999 рублей  скидка 15 %

— при сумме заказа  5000-10000 рублей  скидка 25 %

Дополнительный процент скидки за каждые 10 000 рублей заказа  до 10% дополнительных процентов скидки.

Что такое Мальтийский крест?

Например:
— при заказе на сумму более 10 000 рублей — ваша скидка будет 25 % + 1 % = 26 %
— при заказе на сумму более 50 000 рублей — ваша скидка будет 25 % + 5 % = 30 %

Христианский интернет-магазин «Копилочка»осуществляет поставки не только по России, но и страны ближнего и дальнего зарубежья. Внимание! Скидки для дальнего зарубежья не действуют. Скидки будут рассчитаны после проверки заказа и учтены при отправке вам письма с окончательной ценой для оплаты.

Подарок каждому заказчику интернет-магазина

Не забудьте выбрать себе подарок из списка, когда будете оформлять заказ! Каждому покупателю мы дарим подарок!

Интернет-магазин «Копилочка» — это проект христианского музыкального центра «Слово жизни» совместно с христианским сайтом-кладовкой «Копилочка». Цель проекта — предоставить доступ посетителям сайта к огромному ассортименту христианских товаров, упростить им процедуру заказа и доставки товара. Покупая товары в этом магазине, вы не только приобретаете отличные товары, но и помогаете сайту «Копилочка» развиваться и становиться лучше.

Перейти в христианский интернет-магазин «Копилочка»

Монастырский православный крест на автомобилях

В последнее время на машинах, разъезжающих по улицам наших городов, всё чаще можно встретить изображение креста на кузове автомобиля. 

Крест – это символ христианской веры и своего рода охранная грамота на дороге. Но какова история его появления в нашей жизни? Ведь необходимо подчеркнуть, что внешний вид этого логотипа довольно необычный. Нарисованный православный крест значение имеет всем понятное.

История возникновения. 

Идея рисовать подобный крест на машинах принадлежит двум монахам киевского Троицкого Ионинского монастыря – епископе Ионе (в миру Черепанов) и Юлию Каминко. В настоящее время эта эмблема известна уже, наверное, всем. Но далеко не все знают, откуда пришло это изображение и сколько ему уже лет?

Пришло оно к нам из монастырских подземелий, а возраст берёт свой отсчёт ещё с периода домонгольских набегов на Русь. Называется он «Зверинецкий крест». Так назывались в Древней Руси пещеры, на стенах которых уже очень давно монахи этого монастыря увидели его изображение.

Зверинецкий монастырь.

Киевский монастырь на Зверинце – очень древняя обитель.

Крест в круге на авто

Но ни в одной из летописей, которые дошли до нашего времени, о нём не упоминается. Учёные узнали о его существовании только в первой половине двадцатого столетия. В тех местах случился оползень и был открыт проход в ряд древних пещер. Там были обнаружены ниши для погребения, кельи, в которых жили монахи. И самой ценной находкой учёные считали обнаруженную Церковь, которая была сохранена в первозданном её виде.

Местность эта носила название Зверинец, потому что именно здесь стоял дворец князя, который содержал тут зверей для охоты.

Исследователи утверждают, что эта обитель существовала длительный срок. Об этом говорят сведения, повествующие о том, что игуменами этого монастыря на всём протяжении его существования было восемь человек. А если вспомнить, что игуменом выбирали пожизненно, то можно утверждать существование монастыря долгим. Вот только почему о нём не сохранилось никаких сведений, этого учёные пока сказать не в состоянии.

И вот в Церкви этого монастыря и можно наблюдать изображение четырёхконечного креста с образом Голгофы и начертанными словами «Иисус Христос Ника», что в переводе означает «Иисус Христос – Победитель», так как Он победил смерть и дьявола.

Современная история Зверинецкого креста.

В 90-х годах уже нашего столетия в помещении пещерной Церкви начались вестись богослужения. А Иона и Юлий по примеру других монастырей, решили разработать логотип для своего родного Ионинского монастыря. А в его основу как раз и легло то древнее изображение креста, которое было найдено в старых заброшенных пещерах.

Изображение «пляшущих человечков» на современных машинах.

В девяностые годы на машинах сначала появились наклейки, изображающие маленькую рыбку, являющуюся древним символом христианства. Но в настоящее время этот символ используют протестанты. И в связи с этим те же самые монахи из Зверинецкого монастыря, которым принадлежит идея создания монастырского логотипа, предложили использовать эту эмблему также в виде наклейки на автомобиль.

Сначала они были наклеены исключительно на машины, принадлежащие монастырю. Ну а потом эта идея понравилась водителям и наклейки с крестом стали очень популярны. И это не может не радовать. Даже если подобная картинка наклеена на машину неверующего человека, всё равно, сила Креста будет охранять его в дороге. Желательно бы при этом ещё освятить автомобиль в Церкви. Но это, к сожалению, делают далеко не все. Но как считают монахи Ионинского монастыря, если транспортное средство «носит» крест – это уже хорошо.

Кресты: от древних до современных

Многие, наверняка, увидев такое необычное изображение на проезжающих мимо машинах, задавались вопросом: «Что это, собственно говоря, такое?» На самом деле, — все просто: это начертание так называемого Зверинецкого Креста, чуть более ста лет назад обретенного в небольшой обители, которая долгое время была сокрыта от людей. Но, давайте, по порядку…

1888 году в одной из киевских газет появилось сообщение о том, что 25 (12) октября неподалеку от Свято-Троицкого монастыря на Зверинце была обнаружена скрытая пещера. Ее первой посетительницей стала благочестивая женщина по имени Феодосия Матвиенко, которая проживала рядом с этим местом. Ей неоднократно во сне было видение движущейся радуги, конец же этой радуги неизменно упирался в то место, где был виден пещерный провал. Как истинная Православная верующая, согласно учениям святых отцов, Феодосия вначале не предавала своему видению значения, однако когда оно стало из раза в раз повторяться, женщина решила пройти в то место, где, как она видела, радуга соприкасалась с землей. Когда она подошла поближе, то, действительно, обнаружила в земле провал. Феодосия спустилась в этот провал и увидела множество человеческих останков, одни из которых были погребены в специальных нишах, а другие были разбросаны вдоль всей пещеры в разных положениях, очевидно, где кого застал смертный час. 

Феодосия немедленно поспешила в Свято-Троицкий монастырь, чтобы рассказать о находке и попросить братию отслужить панихиду по душам найденных ею почивших в пещере людей.

Болнисский крест

Выслушав ее рассказ, некоторым из братии по благословению настоятеля старца-архимандрита Ионы было поручено обследовать пещеру. Монахи, спустившись вслед за Феодорой в указанный ею провал обнаружили вместе со множеством человеческих останков также и детали монашеских одежд: параманы, кресты, кожаные монашеские пояса; была найдена и церковная утварь и посуда. Все это указывало на то, что найдено не случайное собрание человеческих погребений, а один из древних пещерных монастырей, которыми издавна славился Киев.

В силу различных обстоятельств некоторое время не было возможности вплотную заняться исследованием найденной древней обители; и только лишь в 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко) построил себе на пещерах небольшой шалаш и переселился в него, претерпевая зной, холод и всякие лишения, чтобы охранять в неприкосновенном виде новую святыню, заключавшую в себе несомненно древние иноческие погребения, и чтобы тут же служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда паломники, таким образом положив начало новому скиту.

4 ноября (22 октября) 1911 года на праздник Казанской иконы Божьей Матери в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давыдовичем Жеваховым, который искренне проникнувшись любовью к этой святыне, прикладывает огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита. 

Несмотря на то, что в Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые, как уже упоминалось, лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода(свидетельство того, что над этими людьми не был совершен обряд погребения), имен почившей братии этого пещерного монастыря исторические документы до нас не донесли. Так бы их никто и не узнал, если бы не сохранившиеся на глиняном грунте пещерных проходов надписи и начертанный над жертвенником пещерного алтаря уникальный синодик, состоящий из семи имен зверинецких игуменов.

Из этого синодика стало известно, что первым игуменом Зверинецкого пещерного монастыря и, должно думать, его устроителем со времени основания — в самом конце Х века — был некто Леонтий. Есть некоторые основания предполагать, что Леонтий, епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен Зверинецкий, — одно и то же лицо. Последующими игуменами Зверинецкого монастыря были Маркиан, Михаил (в последствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (в последствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь.

Кроме упомянутых в алтарном синодике имен зверинецких игуменов сохранились также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна. Относительно прозвища «Печерник», относящегося к преподобному Андронику, то здесь необходимо отметить, что так называлось послушание одного из насельников пещерного монастыря, в обязанности которого входило искапывание пещерных ходов и погребальных ниш. 

Но какие же причины способствовали тогда забвению этой обители, которая даже и с возникновением надземного, более удобного и богатого монастыря, не должна была все же потерять свое значение древности, а продолжать чтиться народом, хотя бы как исполнившая уже свою спасительную роль святыня?

По мнению историков, причина гибели пещер состояла в разорении монастыря во время одного из многочисленных набегов половцев или татар, которые опустошали в то время Русскую землю. Исходя из размещения человеческих останков вдоль пещерного прохода, а также учитывая тот факт, что наибольшее их число было обнаружено вдоль выхода, можно предположить, что во время одного из таких набегов братия с целью укрытия спустилась в пещеры. Напавшие на Киев враги могли заметить, куда скрылись преследуемые; ввиду узости пещер, два — три человека могли долго отражать нападение врагов; последние, потеряв надежду взять преследуемых живыми, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них иноки монастыря оказались заживо погребенными. Умирая, они падали там, где теряли последние силы. Доказательством этого служат найденные в разных местах на полу пещер одиночные скелеты и множество скелетов в келии при входе, куда, по видимому, собрались в предсмертную минуту погибающие и потом падавшие друг на друга в разных направлениях. Число погибших 35 человек. Заживо погребенные погибали, как уже говорилось, и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смерть.

Так окончил свое бытие Зверинецкий пещерный монастырь, просуществовав немногим более одного столетия и не оставив о себе памяти в потомстве, вследствие безвременности своей гибели и молчания о том летописи.

 В 1934 году, уже восстановленные вначале XX века Зверинецкие пещеры пережили еще одну страшную трагедию: они были разрушены большевиками, монахи убиты, а пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. Однако Господь сохранил для нашего поколения бесценные мощи Зверинецких подвижников, которые, как и в начале прошлого столетия, притягивают к себе множество верующих людей. Многие, посетив Зверинецкие пещеры однажды, стремятся вновь приехать, чтобы помолиться в этом святом месте. Некоторые из паломников рассказывают о тех событиях, которые произошли в их жизни по молитве к Зверинецким преподобным. Известны случаи исцелений от недугов, помощи святых в тяжелых жизненных ситуациях. Люди, одержимые бесами, получают облегчение своих страданий, приложившись к хранящимся в пещере мощам. Некоторые святые мощи Зеленецких подвижников издают приятное благоухание и мироточат.

Известно, что совсем недавно, в 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя их приблизительно к Х-ХІІ векам. 

Собор Зверинецких святых отмечается сегодня, 29 (16) марта 

Имена подвижников благочестия Зверинецкого монастыря:

Священномученик Иоасаф (21 ноября/ 4 декабря)

Святитель Леонтий, епископ Ростовский (23 мая/ 5 июня)

Святитель Михаил, епископ Юриевский (6 сентября/ 19 сентября)

Святитель Мина, епископ Полоцкий (20 июня/ 3 июля)

Преподобный Маркиан, игумен зверинецкий (25 октября/ 7 ноября)

Преподобный Софроний, игумен зверинецкий (11 марта/ 24 марта)

Преподобный Климент, игумен зверинецкий (25 ноября/ 8 декабря)

Преподобный Мануил, игумен зверинецкий (17 июня/ 30 июня)

Преподобный Лазарь, епископ Переяславский (6 сентября/ 19 сентября)

Преподобный Феодор Калика (17 февраля/ 2 марта)

Преподобный Иоанн зверинецкий (24 июня/ 7 июля)

Преподобный Андроник Печерник (17 мая/ 30 мая)

Священномученик Филарет, архимандрит зверинецкий (1 декабря/ 14 декабря)

Преподобномученики киево-зверинецкие, от половцев убиенные (20 июля/ 2 июня)

По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю Неделю Великого Поста.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *