Частица Креста Господня

 

Тайна креста

Раскопки в Иерусалиме затеяла царица Елена — мать Римского императора Константина. Это было в 326-м году, то есть примерно через 300 лет после распятия Христа. Разница во времени между евангельскими временами и раскопками царицы Елены — как разница между сегодняшним днём и Петровской эпохой. На первый взгляд — времена давние. По меркам же истории Пётр Первый жил как будто вчера. Во всяком случае, современные историки могут восстановить жизнь первого русского императора если не по часам, то по дням — точно.

Возникает вопрос: почему, собственно, появилась потребность в раскопках? Разве первые христиане не берегли как святыни всё, что связано с Христом? Во-первых, как мы знаем, христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. И, конечно, в таких условиях не могло быть и речи о каком-то особом отношении к местам и реликвиям, связанных с Христом. Например, на Голгофе, спустя недолгое время после распятия Спасителя, был воздвигнут храм языческой богини Венеры.

Кроме того, большинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру). То есть в IV веке просто некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.

С другой стороны, в распоряжении царицы Елены были письменные источники, главным образом — Евангелия, в которых содержится довольно точное описание не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократ­но разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Голгофу раскопали почти до основания: гора-то небольшая. Каждый пласт, каждый кусок земли, каждую щепку тщательно изучили. В результате раскопок была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также множество крестов.

Сейчас для нас крест — священный, самый главный и са­мый дорогой символ. Более двух миллиардов людей на земле (если точнее — 2 миллиарда 100 миллионов — столько на планете христиан) носят его на груди как знак своей причастности к истинному Богу. Самые лучшие из нас готовы отдать жизнь за то, чтобы эта наша святыня никогда не была унижена или поругана. Но две тысячи лет назад в Палестине, да и во многих других местах, крест был всего-навсего орудием казни — как сейчас электрический стул в Америке. А гора Голгофа вблизи городских стен Иерусалима была обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — истинный, настоящий, тот, на котором за всех нас умер Сын Божий.

Наш современный циничный ум рисует очень простую картину: царица Елена объявила Крестом Господним тот, который первым откопали на Голгофе, или тот, что лучше сохранился: какая разница, кресты все одинаковые. Но дело в том, что у Елены не было ни одной причины даже пытаться подтасовать результаты своих археологических исследований.

Задачей Елены было найти даже не доказательства — сомнений у неё и так не было — а вещественные следы пребывания Бога на этой земле. И можно не сомневаться, что царица Елена, у которой не было недостатка ни в средствах, ни в рабочих руках, ни в лучших умах мира, подошла к решению проблемы со всей тщательностью.

Царица Елена по-настоящему искренне хотела прикоснуться к Истине. И это у неё получилось — любой, кто искренне стремится к Истине, рано или поздно приближается к ней.

Крест, на котором распяли Христа, был идентифицирован двумя способами. Во-первых, на нём была табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Во-вторых, найденные кресты поочерёдно возлагали на больную женщину: Крест Спасителя был определён, когда больная мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест.

В тех местах Палестины, которые были связаны с земной жизнью Христа, — в Вифлееме, где Он родился, на Елеонской горе, откуда Иисус вознёсся на Небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями, и во многих других местах — Царица Елена построила храмы, всего больше 80. Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и вели­чественный Храм Воскресения Христова, который чаще назы­вают Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335-го года. А на следующий день, 14 сентября (27 сентября), был установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда —Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.Царица Елена до окончания строительства храма не дожила. Но она успела сделать главное дело своей жизни, сыграв важнейшую роль не только в истории христианства, но и вообще в мировой истории: помогла утвердиться христианству как самой крупной — и на тот день, и сейчас — мировой религии. За что и была названа равноапостольной — то есть равной апо­столам по степени значимости для Церкви. Позже, в VII веке, стали вспоминать ещё одно событие: возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии (это современный Иран).

Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота. Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня — сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется — придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста.

Святая Земля. Происхождение Животворящего Креста Господня.

Здесь Крест Господень изначально и хранился.

Где же Крест Спасителя находится сейчас? В очень многих местах одновременно. Дело в том, что ещё сама царица Елена разделила его на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в Иерусалиме, другую увезла в столицу Византий­ской империи, Константинополь. По дороге она оставляла не­большие частицы Креста в основанных ею же монастырях: ведь каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а по­ехать для этого в Иерусалим или Константинополь получалось далеко не у всех. И царица Елена посчитала нужным сделать именно так — разделить крест на частицы, чтобы никому не было обидно. Права она была или нет — судить не нам.

Частицы животворящего креста господня

Многие из частиц Креста Господня попали и в Россию. Частица Древа Креста была помещена в знаменитый ковчег Дионисия — небольшой ларец-мощевик, изготовленный по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для хранения реликвий, связанных с Христом. Их в 1383 году из константинопольского монастыря святого Георгия привёз на Русь архиепископ Дионисий Суздальский. Ковчег Дионисия в завещаниях московских великих князей возглавлял перечень передаваемого по наследству имущества — как самое дорогое из всего, что у них было. Ковчег долгое время хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, а сейчас переносится туда изредка, находясь под надёжной охраной Музеев Московского Кремля.

Частицы Животворящего Креста Господня хранятся сейчас в некоторых монастырях и храмах в России. Вот далеко не полный перечень: Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области, Благовещенский и Крестовоздвиженский монастыри в Нижнем Новгороде, Богоявленский Елоховский собор в Москве, Воскресенско-Фёдоровский монастырь в Ивановской области, Крестовоздвиженский монастырь в Екатеринбурге, Покровский Александро-Невский мона¬стырь в Санкт-Петербурге, Троицкий собор Троице- Сергиевой Лавры… В 2006 году частица Животворящего Креста Господня была доставлена российскими космонавтами на околоземную орбиту.

Назад к списку

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».

История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет. Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

Почему мы не носим знак рыбы?

До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание. Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».

Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину ( IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».

Голгофский Крест с Орудиями Страстей. XIX в. Надписи и символы являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, объясняющим смысл Его крестной смерти

Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Иисус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи… так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».

Распятие с разбойниками. Фрагмент наперсного креста XIX в. Москва. Данилов монастырь. В этом иконографическом варианте Распятия по обеим сторонам от Христа изображены два разбойника, один с опущенной головой, другой – с повернутой ко Христу – это благоразумный, покаявшийся разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное

Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.» — «место лобное распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Католическое или православное Распятие?

Католическое Распятие часто пишут более натуралистично. Спаситель изображается провисшим на руках, делаетс акцент на мученических страданиях и смерти Христа. На илл.: Матиас Грюневальд.

Где находится крест на котором был распят иисус христос?

XVI в.

«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим. Христос изображен в силе — как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную».

В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Православная традиция изображает Христа как Победителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю Вселенную.

На илл.: Распятие Христа. Дионисий, Третьяковская галерея

Еще одно отличие католического Распятия — Христос Распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно древняя традиция. В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не выискивать здесь никакой богословской нагрузки . В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями».

Крест — Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука. — Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.

Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры. Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян). Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».

Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

Нескучный сад №3 2009

Нескучный сад — Архив по номерам

© Copyright 2004 Православие и Мир

Сохранился ли крест, на котором распяли Иисуса Христа?

ИСТИННЫЙ КРЕСТ

подлинное с точки зрения христиан сооружение, на котором осуществилось распятие Христа. Другое название «крест Распятия». Изображался в форме четырехконечного креста с пригвожденной к нему фигурой Иисуса.

Из какой породы дерева был сделан Крест, на котором распят Спаситель?

Части истинного креста были распространены во многих странах, являясь священными реликвиями. По утверждению скептиков, их столь много, что хватило бы на сооружение боевого корабля. Согласно подсчетам французского ученого Ч. Роальта, известные части истинного креста в сумме составляют 4 000 000 кубомиллиметров, тогда как крест, на котором был распят Иисус, мог вмещать приблизительно 178 000 000. С обретением и воздвижением истинного креста связано полулегендарное повествование. После I Вселенского собора Константин Великий воспылал желанием воздвигнуть храм на Голгофе. Для исполнения этой цели в 326 в Иерусалим отправилась мать Константина Елена, намереваясь разыскать крест. Поскольку, по обычаю, орудия казни зарывались близ места ее совершения, крест в скором времени отыскали, но вместе с ним и два других. Возникла трудность идентификации, ибо дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский» лежала отдельно. По распоряжению патриарха Макария кресты поочередно были приложены к телу больной женщины, и только истинный крест возвратил ей здоровье. Затем их приложили к умершему, и от прикосновения истинного креста тот воскрес. Отсюда название креста — Животворящий. Воздвижение Креста Господня было осуществлено 14 сентября 335 в храме Воскресения. Часть животворящего дерева Елена оставила в Иерусалиме, где ее поместили в серебряном ковчеге, а другая вместе с гвоздями, найденными в святом гробе, отправлена в Константинополь. Частицы истинного креста имелись и на Руси. Другой мотив обретения истинного креста — возвращение его в VII в. из персидского плена. В 614 персидский царь Хозрой, разгромив византийского императора Фоку, взял Иерусалим и вывез истинный крест в Персию. После заключения мира с Византией в 628 преемником Хозры Сироесом святыня была возвращена в Иерусалим. Император Ираклий сам понес крест на Голгофу, облачившись в царские одежды, но был остановлен неведомою силой. На другой день он по внушению патриарха, подобно Господу, в рубище и босой, внес святой крест в храм. В церковном песнопении 14 сентября истинный крест воспевается как «ангелов слава», «апостолов удобрение», «крепость праведных», «верных похвала», «священников благолепие», «благочестия непобедимая победа», «дверь райская», «пристанище спасения», «христиан упование», заблудших наставник, обуреваемых пристанище», «слепых наставник, немощных врач, воскресения всех умерших», «бесов сопротивоборец», «хранитель всея вселеныя», «оружие мира», «в бронях победа», «царей держава», «красота церкве», «оружие непобедимое», «им же тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознехомося, от земли к небесным». Крест низводимый и возносимый символизирует падение человечества в Адаме и его превознесение во Христе. Кельтская легенда сообщала, что перед битвой под Бадоном в 518 король Артур нес на себе истинный крест трое суток, вследствие чего британцы победили. Таким образом происходило совмещение языческого и христианского культурных пластов. Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса относится только в V в. Оно было сделано на дверях церкви святой Сабины в Риме. С VI в. распятый Иисус изображался в длинном одеянии коллобии. Именно такой образ Христа получил распространение в византийском искусстве в VII–IX вв. Символ обосновывался сочинением против монофизитов. До IX в. Иисус на кресте представлялся, как правило, живым, воскресшим и торжествующим. Только в X в. появились изображения мертвого Христа. Традиционно кресты-распятия имели перекладину для упора ступней Иисуса. Первоначально ноги Распятого изображались пригвожденными каждая по отдельности. Впервые фигура Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, появились на крестах с XIII в. На крестном нимбе спасителя греческими буквами писалось «Истинно Сущий». По православному варианту Распятия Христос изображался с распростертыми под прямым углом руками. Крестная смерть, в отличие от других казней, давала возможность Христу объять «все концы земли»: таким образом, Христос призывал прийти в свои объятия всю вселенную. Традиционное для католицизма распятие предполагало образ Христа с провисшими, а не прямыми руками. Такое изображение преследовало цель подчеркнуть страдания и смерть Христа. Ряд критиков указывали, что в католическом распятии выхолащивалось идея торжества Христова. Источ.: Булгаков С. Н. Православие. М., 1994; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

Оцените определение:

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *