Огненная шахада или насильственная христианизация татар

Admin » 30 окт 2013, 10:36

Огненная шахада

15 октября в столице Татарстана вот уже двадцать второй год подряд прошел “День памяти” (Хәтер көне), приуроченный к 459-й годовщине завоевания Казани войсками Ивана Грозного. В этот день татарская общественность вспоминала шахидов – защитников Казани, погибших при взятии города русскими завоевателями в 1552 году. В этом году на центральной площади города собралось более пятиста человек, для того, чтобы почтить память своих предков, прочитать дуа-молитвы за души усопших. Падение Казанского ханства обернулось трагедией не только для татар, непосредственно населявших территорию данного ханства, но и для всех мусульман и нерусских народов Поволжья и Урала. После захвата Казани Иваном Грозным в 1552 году начался период массовых гонений на мусульман Урала и Поволжья, сопровождавшийся попытками насильственного крещения татар. С целью присмирения восстающих татар, башкир, ногаев, кыргызов и кайсаков, населявших территории близ Урала в 1723 году Петром 1 специально был основан город Катерин-бург (ныне Екатеринбург), названный так в честь императрицы Екатерины, который практически сразу же с момента своего образования превратился для татар в настоящий ад: место, где грабеж, убийства, казнь и рабство стали нормой.

Христианизация мусульман Поволжья и Урала проходила в несколько этапов, однако, период самой жестокой, второй волны насильственного крещения татар, приходится на восемнадцатое столетие прошедшего тысячелетия. В истории тех дней еще много нераскрытых фактов и неизвестных имен. Прилюдная казнь людей, отказавшихся принять крещение, стала нормой в те страшные для мусульман дни. Однако, если раньше и встречались факты о сожжении мусульман-мужчин в Екатеринбурге, то весть о том, что такая же участь постигла и пожилую женщину, многих повергла в шок. Кто же эта женщина, за какие грехи она была сожжена заживо на глазах многотысячной толпы? Попробуем разобраться в этом.

16 февраля 1736 года императрица Анна Иоанновна издает очередной указ, направленный против татар, в котором дает указание отобрать у последних, населявших берега реки Исеть земли и переселить на эти территории русских и каторжных христиан. Тех татар и башкир, которые будут противиться, уничтожать без размышления, отнимать все имущество, а оставшихся в живых отдавать в рабство русским либо отправлять на пожизненную каторгу. 16 ноября 1737 года выходит специальный указ по этому поводу, седьмой параграф которого гласит: «… калмык и других наций, которые, как известно, крещены бывают и хозяевам достаются больше малолетние, дозволяется всякому крестить и у себя держать без всякого платежа подушных денег, одной запиской в губернских и воеводских канцеляриях …».

В итоге, не только русские генералы и владельцы фабрик и заводов имели крепостных и рабынь, но и обычных рядовые солдаты могли позволить себе несколько невольников из числа татарских и башкирских женщин и детей. Согласно историческим справкам, цена одного такого раба на ярмарке составляла всего 20-25 копеек, а цена детей калмыков и вовсе падала до 10-15 копеек за человека. Потребность в таких рабах росла с каждым днем, а для этого необходимо было разгромить деревни, убить мужчин, а женщин и детей забрать в плен. Именно с этой целью по ту сторону Камы были дополнительно направлено двадцати двух тысячное войско. Отряды карателей под командованием генералов Румянцева, Татищева, Соймонова и Хрущева только в 1736 – 1737 гг. в Волго-Уральском регионе сожгли 696 татарских деревень, убили более 17000 татар, 4000 сослали на вечную каторгу, 10000 татарских женщин и детей раздали в рабство русским.

Старокрещёные и новокрещёные татары

В государственном архиве Свердловской области хранятся толмуты документов, свидетельствующих о зверствах тех лет.

В одной из таких деревень жила и наша героиня – шестидесятилетняя татарская женщина Кисэнбике Байрасова, ее имя также можно прочитать и как Хуснибике. По документам она проходит как «татань», т.е. татарка, однако, уже много позже в эти документы были внесены поправки, где аккуратным почерком с краю, вычеркнув слово «татань» было подписано «башкирка». Кисэнбике родилась и выросла в селе Сакаул Катайской волости (ныне д. Саккул Сосновского района Челябинской области). Ее вместе с остальными плененными пригоняют в Екатеринбург и насильно крестят. Не знающая ни слова по-русски женщина, тем не менее, поняла, о чем идет речь и почему ей на грудь повесили крестик. Ей дают новое имя Катерина и отдают крепостной к некоему Кириаку Кондратьевичу. Не в силах смириться с этим и с тем, что ее регулярно против своей воли водят в церковь, Кисэнбике-Катерина в первое же лето убегает. Вместе с ней убегает и татарская девушка, отданная в крепостные Татищеву. Однако, в незнакомом городе их быстро находят, возвращают обратно и высекают розгами. Но это не испугало и не остановило женщину, стремящуюся к духовной и физической свободе. Она вновь убегает, на этот раз с другой татарской девушкой, которая была отдана «дворовой женкой» местному управляющему Ивану Зорину. Их вновь возвращают. В этот раз, уже не ограничиваясь розгами, их выпарывают кнутом.

Сентябрьской ночью 1738 года с третьей попытки женщине все же удается бежать. Переплыв реку Исеть, обойдя в округе все деревни, она возвращается в свое родное село Сакаул. Не желая ставить под угрозу жизнь своего сына Бикчантая и односельчан, Кисэнбике уходит в Уральские горы. Согласно документам, сохранившимся в архивах Екатеринбурга, здесь она месяц живет у башкирского старшины Мандара, но после того, как тот узнает, что Кисэнбике-Катерина из новокрещенных, велит ей возвращаться в Екатеринбург и сдаться властям и даже пишет для нее сопроводительное письмо. Свободолюбивая женщина, разорвав в клочья эту записку, направляется не в Екатеринбурга, а в обратную сторону – Дуванскую волость (ныне территория Республики Башкортостан). Переночевав две ночи у родного брата Разге Байрасова, она попадает в руки абыза Махмута Мемеделина и под конвоем «верных башкир» отправляется обратно в Екатеринбург. Там ее сразу заключают под стражу, и в канцелярии Горного завода начинается ее долгий принудительный допрос. Согласно все тем же архивным документам, Кисэнбике Байрасова была обвинена в возвращении в Ислам после крещения, а наказание за это в то время было очень жестким – сожжение. Положение об этом было принято еще в 1649 году в «Соборном Уложении». Указ императрицы, вышедший 12 сентября 1728 года, лишь еще раз утвердил и подтвердил данное Уложение. Согласно Уложению, о сбежавшей женщине-татарке докладывают императрице, и та, не раздумывая ни минуты, выносит приговор о смертной казни. «По Указу Ее Императорского Величества… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещенная, обасурманилась, учинить смертную казнь – сожечь», – говорится в постановлении по делу Байрасовой, вышедшем 8 февраля 1739 года. А 14 марта этого же года генерал Самойлов ставит жирную точку во всей этой страшной истории, издав еще один подтверждающий указ: «Пойманную татань-башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию – сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились». (ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.818. Стр.243-245). И спустя чуть более, чем через месяц, данный приговор приводится в исполнение: 30 апреля 1739 года Кисэнбике Байрасова была сожжена на центральной площади Екатеринбурга. Вся процедура проходит согласно букве закона, согласно установленного порядка – русские военные читают вслух постановление о приведении приговора в исполнение, тут же все переводится на татарский язык, церковный хор исполняет свои песнопения, звучит барабанная дробь… А в центре горит татарская женщина. Горит за то, что хотела быть татаркой, остаться мусульманкой, не захотела быть крещенной крепостной… уходит шахидом за свою веру, за свой народ. Будем молиться за то, чтобы место ее было в Раю!

На площадь пригоняют всех татар, башкир, кайсаков и киргизов, населявших близлежащие территории, – смотрите, бойтесь, иначе и вы за отказ от крещения, будете пылать синим пламенем…

Сегодня, спустя 272 года после сожжения татарки-мусульманки, на том самом месте стоит памятник Ленину, а совсем неподалеку находится место, где была расстреляна семья последнего российского императора. Там сейчас находится «Храм на крови».

Гульназ Бадретдин


AdminSite Admin Сообщения: 2569Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Вернуться к началу

Казанский государственный архитектурно-строительный университет.

Кафедра истории и культурологии.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

Крещёные татары

Выполнил студент группы 04-101

Мустафин Марсель Маратович .

Проверил доцент Минниханов Ф.Г.

Казань-2010.

План

Введение

Глава I«Краткий исторический очерк».

Глава II «Численность, расселение и формирование особенностей культуры и быта кряшен».

Глава III «Общая характеристика хозяйства»

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Многовековая история и самобытная культура татар Среднего Поволжья издавна привлекают внимание не только специалистов, но и широкий кругобщественностикак в нашей стране, так и за рубежом. За последние годы по этим вопросам опубликованы десятки работ.

Пользуются известностью труды, посвященные этнографическому изучению традиционной культуры. Внимание к этой теме определяется большой значимостью этнографических данных в разработке теоретических и практических проблем этногенезаи истории культуры.

Однако до сих пор исследователей интересуют в основном две крупные этнографические группы татар Среднего Поволжья—казанские татары и мишари. Между тем интерпретация этногенетических вопросов особенно эффективна, когда привлекаются данные либо малоисследованной группы народа, либо группы, культура которой имеет заметные отличия.

Одной из таких групп является небольшая часть татарского населения Среднего Поволжья– «татар-кряшен», сложившаяся в результате крещения в середине ХVI—начале ХVII в.Следует отметить, что в литературе и источниках ХVI—ХVIIвв. татары-кряшены известны как «новокрещеные». В то время это название распространялось на все христианизированные народы края. В ХVIIв.появилосьподразделение на «новокрещен» и «старокрещен». К разрядупоследнихпричислялись имевшие особые льготы за крещение тягловые новокрещеные татары.

Во второй половине ХVIII—ХIХ в. укоренились названия «новокрещеные татары» и «старокрещеные татары». Под первым названием понималась группа татар, христианизированная с начала ХVIII в. и позднее. В течение ХIХ—начала ХХ в. почти все они опять приняли мусульманство. «Старокрещеные татары»—группа, предки которых были крещены в период с середины ХVI по начало ХVIII в. В современной литературе их чаще называют «татарами-кряшенами» или просто«кряшенами». В дальнейшем изложении для краткости будем пользоваться последним термином.

Кряшены в основном расселены на территории Татарской АССР. Их поселения имеются такжев Удмуртской, Чувашской, Башкирской АССР, в Кировской и Челябинской областях. Часть их проживает в разных городах нашей страны. Говорят они, как и казанские татары, на среднем диалекте татарского языка.В культуре и быту, кряшен имелись особенности, отличающие их от других групп татар Среднего Поволжья. В частности, исследователи отмечают у них сохранение старинных (зачастую древних) форм языка, песен, традиций, обычаев, личных имен .Не составляла исключения и самобытная материальная культура.

Тем не менее она пока не стала предметом специального исследования.

Этим обстоятельством аргументируется важность сбора,систематизациии анализа всех элементов материального быта кряшен.

Такая работа позволит расширить и обогатить этнографическую характеристику общетатарской культуры и полнее осветить истоки формирования ее этнографической специфики. Объектом данного исследования является материальная культура кряшен, расселенных в современных административных районах Татарской АССР, за исключением нескольких расположенных на правобережье Волги и на границе с ЧувашскойАССР деревень, население которых резко отличается от других кряшен. Это — такназываемыемолькеевскиекряшены. По языку они являются мишарями, а по быту почти полностью идентичны с низовыми чувашами.Территория Татарской АССР — часть Поволжско-Приуральской этнографической зоны, отличающаяся этнической пестротой.

Многовековые хозяйственно-культурные связи тюркских, финно-угорских и славянских племен и народов способствовали этническим инфильтрациям и культурно-бытовым взаимовлияниям. Это оказало достаточно сильное воздействие на формирование материальной культуры всех народов региона.

Поэтому существенной задачей исследования является попытка определить место, котороезанимают кряшены и их материальная культура среди других народов и культур Среднего Поволжья, а также на основании анализа материальной культуры высказать некоторые соображения о формировании данной группы татар и их культурно-бытовых особенностей.

В связи с этим в работе уделяется внимание характеристике общих и отличительных явлений в материальной культуре кряшен в сопоставлении с соответствующими данными других групп татар, а также соседствующего нетюркского населения. По мере возможности показаны происхождение и развитие элементов, материальногобыта кряшен.

Глава № 1

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

После присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству развертывается миссионерская деятельность, имевшая целью обращение в православие нехристианских народов края, прежде всего татар. Для осуществления этого дела, немаловажногос точки зрения политических интересов царской власти и устремлений самой церкви, уже в 1555 г. учреждается Казанско-Свияжскаяепархия, наделенная широкими правами и материальнымисредствами. В наказах царя и митрополита главе новой епархииГурию (например, «Наказная память» царя от мая 1555 г.) советуется проводить христианизацию по преимуществу мирнымисредствами: методом подкупов, задабривания.

Правительство боялось осложнения и без того напряженной политической обстановки в крае. В первую очередь крещение принимали бывшие казанские царевичи и часть татарской феодальной знати— князья и мурзы, еще до падения Казани придерживавшееся московской ориентации.

«Великороссы Ивана Грозного не совершали геноцида, а интегрировали татарскую аристократию»

Из них правительство пыталось создать для себя опорнуюсоциальную группу. Их включали в общую группу «служилых новокрещена», освобождали от ясака, поощряли денежными жалованиями, поместными дачами из дворцового земельного фонда. За все это они должны были содействовать колониальной политике самодержавия. Известно участие «новокрещенов» в подавлении казанского бунта 1556 г. В 1557 г. в качестве опорной силы они были поселены у г. Лаишева — для того времени важного военного пункта, а в 70-х годах 34» новокрещена» состояли на административной службе в Казани. Возможно, эта категория «новокрещен» содействовала насильственной христианизации зависимого от нее населения.

Так, в дошедших до нас преданиях говорится, что во времена Грозного в Казани жили три брата княжеского рода, двоих из них —Искака и Нырсу крестили, и оба брата обратили многих своих родственников мухамедан в христианство. Численность этих «новокрещен» была невелика, и они, наделенные правами русскогодворянского сословия, видимо, русифицировались. Позднее жеосновную массу «новокрещен» составляли «ясашные новокрещеные», некоторую часть которых начали причислять к служилому сословию.

Так возникли «служилые новокрещеные». Н. Фирсовсчитал их низшими слоями «служилых новокрещен», верстанных в стрельцы и казаки. Правительство, стремясь создать антагонизм на экономической почве между крещеными и некрещеными, предоставляло служилым новокрещеным поместные вотчины из земель ясачных татар. Позднее, в ХVII—ХVIII вв., эта группа кряшен была уравнена в правах с остальным ясачным населением, их земли были утеряны, и они сами в ХIХ в. были причислены к разряду государственных крестьян.

Следует подчеркнуть, что во второй половине ХУI в. правительству хотя и удалось создать из немногочисленной группы мурзи князей верных слуг, задача разъединения не была достигнута,Основная масса, независимо от религиозной принадлежностипродолжала жить в дружбе и согласии. В 1593 г.. митрополит Гермоген в донесении царю Федору Иоанновичу, жалуясь на полное отсутствие христианской веры среди «новокрещеных» обращает особое внимание на взаимоотношения населения: «В Казани ив Казанском и в Свияжском уездах живут новокрещеные с татары и с чувашею и с черемисою и с вотяки вместе, и едят и пьютс ними содново да и многие ж скверные татарские обычаи новокрещены держат безстыдно, а крестьянской веры не держитцаи не навыкают».

Знаменательно, что русское население, и в том числе бывшие «полоняники» (освобожденные от татарского пленарусские люди), не стали поддержкой миссионерской деятельностии предпочли жить с местным населением в добрососедских отношениях:«Многие русские полоняники и неполоняники живуту татар и у черемис и у чуваши и пьют с ними и едят содново и женятца у них. .. и те де люди также христианския веры отпали,превратились у татар в татарскую веру», писалось в том жедонесении. Таким образом, сложившиеся в крае дружественныеотношения между местными жителями оказались сильнее деятельности миссионеров.Потерпев неудачу в политике христианизации народов, царское правительство в конце ХVI в. резко меняет тактику в сторону усиления административного нажима. Нарушающих христианскую веру «новокрещен» рекомендуется «смиряти, в тюрьмусажати и бити», поселять их в особой слободе в Казани, женить на русских и т. д. В целях укрепления помещичье-дворянскойвласти в крае проводится политика ликвидации поместного землевладения служилого татарского сословия, чтобы прикрытьклассовую направленность этой политики, ее связывают с религиозным вопросом.

Издается ряд правительственных указов(указ 1628 г., Соборное уложение 1649 г., указы от 16 мая 681 г., от 31 марта 1963 г., а также от 1713 к 1715 гг.) в которых право владения землями и крестьянами остается за татарскими мурзами и князьями лишь в случае принятия имихристианства. Сами указы не затрагивают вопроса крещения крестьян-татар,так как правительство лелеет надежду, что крестившиеся мурзы помогут в христианизации подчиненного им населения. Однако и этот метод решения не принес правительству желаемых результатов.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *