Из истории башни и Кремля

Спасская башня, выходящая на Красную площадь, входит в архитектурный ансамбль 20 башен Московского Кремля.

В конце 15 века Москва становится столицей русского централизованного государства. Государь Иван Третий, желая сделать Кремль достойной резиденцией, приглашает в Москву лучших русских и иностранных зодчих. Они начинают строительство новых укреплений.

Тогда-то и поднялись краснокирпичные кремлевские стены протяженностью 2236 метров. Мощные крепостные стены соединили 20 высоких башен. Их возводили там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги.

Для защиты Кремля с северо-восточной стороны по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари была возведена десятиэтажная Спасская башня. Известна точная дата завершения строительства – 1494 год.

Поначалу башня именовалась Фроловской из-за соседства церкви Фрола и Лавра. 350 лет назад по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен она стала Спасской по изображению лика Спаса, расположенного над проездными воротами.

Архитектура в истории башни

Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.

Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.

Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.

В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.

Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.

У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.

За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.

Спасские ворота

Во все времена главными в Кремле считались ворота Спасской башни. Белокаменные доски, установленные над ними, на русском и латинском языках извещают о дате строительства. Исстари ворота считались святыми и особо почитались в народе.

Они были главным парадным въездом в Кремль, без повелений и указов каждый проезжающий мимо на лошади спешивался и в знак уважения скидывал шапку. Тех, кто нарушал это правило, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой.

Интересно, что эту традиции возвел в ранг закона своим указом царь Алексей Михайлович в 1648 году. Через ворота Спасской башни торжественно отправлялись полки в военные походы, через них въезжали в Кремль российские самодержцы, шли крестные ходы, выносили иконы и святые мощи.

Здесь же в Вербное воскресение проходило шествие «на осляти»: патриарх, подобно Христу, проезжал на ослике, ведомом под уздцы самим государем. Затем патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, святил воду и кропил ею крепостные стены.

Все иностранные послы проходили возле святыни во время их торжественной встречи в Кремле.

Спасские ворота были ключевыми в обороне Кремля. Здесь на предмостках стояли орудийные батареи. Для защиты этого направления была изготовлена и поставлена при входе знаменитая Царь-пушка. Отлитая из бронзы, с весом ствола орудия 40 тонн и длиной ствола 5 метров, она своим видом приводила в смятение неприятеля.

Спасские куранты

На башне установлены знаменитые часы – куранты. Дебют часов состоялся спустя год после возведения. Первые часы с музыкальным механизмом смонтированы в 16 веке. С тех пор они несколько раз видоизменялись. Мелодии тоже были разные.

Главным создателем часов с боем является английский механик Аристарх Галовей. Механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев и даже исполнял музыкальные мелодии. Время отображалось при помощи цифр, стрелок тогда еще не было. Эти часы прослужили недолго, они пострадали во время пожара.

В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с немецким циферблатом. По воле руководящего работами мастера Фатца куранты были настроены играть немецкую песенку.

За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. К 1852 году износ часов достиг критического уровня. В этом же году создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено московским купцам братьям Бутенопам.

С задачей они справились блестяще, Используя часть старого механизма и применяя современные достижения, мастера изготовили новые куранты, которые украшают Спасскую башню по сей день.

Это единственные полностью механические часы в мире и самые древние в Европе. Чугунный литой корпус и механические детали из стойких сплавов помогают переносить колебание температур в течение года.

Игральный вал обеспечивал мелодичный перезвон. До революции 1917 года они исполняли «Марш Преображенского полка» утром и «Коль славен наш Господь…» вечером. Во время штурма Кремля большевиками часы были повреждены. Восстановленные по указанию Ленина, до 1938 года исполняли революционные гимны – «Интернационал» и «Вы жертвою пали». В последующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.

Циферблаты кремлевских курантов выходят на четыре стороны. Диаметр каждого из них 6,12 метра. Устройство весом 25 тонн и длиной стрелки почти 3 метра заняло три этажа. На звоннице Спасской башни 11 колоколов, у каждого из которых своя нота звучания.

Главный колокол озвучивает время каждый час и весит 2160 кг. Вес маятника 32 кг. Каждые 15 минут – перезвон 9 колоколов. Бой часов производит молоток, соединенный с колоколом. Часы заводят с помощью электромоторов.

В 1999 году после крупной реставрации были позолочены стрелки и цифры часов. С января 2001 года Кремлевские куранты на Спасской башне в 00:00, 06:00, 12:00, 18:00 вызванивают строку из Гимна России.

Новый год приходит в полночь 31 декабря с началом перезвона колоколов за 20 секунд до первого удара главного тяжелого колокола.

Десятки лет часы показывают правильное время. Для этого куранты связали подземным кабелем с контрольными часами института имени Штернберга.

ГАЗЕТА «КИЖИ»
первая музейная газета Карелии

«Спас Смоленский» («Белый Спас») — икона покровской церкви Кижского погоста «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля

28 августа 2010 года была освящена вновь обретённая надвратная икона «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля. Какая связь может быть между этими иконами — чудотворной иконой Кижского погоста и Московского Кремля? Многое проясняет общее название этих двух образов — «Спас Смоленский». С какими событиями оно связано?

Спасские ворота Кремля являлись главными и всегда почитались святыми. Это — парадный въезд в Кремль. Все правители России перед коронацией проходили через них. Благословение Спасителя обращалось к императору (царю), проходящему через ворота, распространяясь на всех присутствующих.

Икона «Спас Смоленский» на Спасской башне Кремля была установлена в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году во время русско-литовской войны 1512—1522 годов. Икона почиталась чудотворной. Этот древнейший иконографический тип относится к эпохе Ивана Грозного. Спаситель представлен в образе «Вседержителя» фронтально, в рост, с благословляющей правой рукой и держащей в левой руке Евангелие с припавшими к его стопам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.

Чудотворная икона «Спас Смоленский» помогала в тяжёлых испытаниях, ратных делах. Она получила распространение как символ Российского государства. Образ связан с идеей защиты русской земли. Интерес к этой теме в Заонежье на рубеже XVI—XVII веков объяснялся нападениями иноземцев — шведских и польско-литовских отрядов.

В Писцовой книге 1628—1629 гг. даётся описание тяблового иконостаса церкви — предшественницы церкви Преображения Господня на острове Кижи с указанием: в местном ряду на третьем месте «по левую сторону царских дверей : … образ Спас Вседержитель…». Не явилась ли именно эта икона впоследствии той чудотворной иконой Кижского погоста, простреленной польской стрелой в период «Смутного времени», именуемой «Белым Спасом»? Следует принять во внимание разные названия, сопутствующие этой иконе, зафиксированные в архивных документах; в том числе, возможно, и вышеупомянутый «Спас Вседержитель» (1628 г.).

Известны следующие названия этой иконы: «Всемилостивый Спас» (1813, 1826, 1830, 1857, 1867, 1898 гг.); «Спаситель» (1814, 1906 гг.); «Милосердный Спас» (1887 г.); «Спас в рост с припавшими к стопам Спасителя Александром Свирским (1944 г.); «Спас из церкви Преображения»; «Спас из Покровской церкви» (1968 г.); «Спас Смоленский» (1976—2002 гг.)».

Заметим, что благословляющий Христос назывался также Христом Всемилостивым.

При этом вызывают интерес особенности иконографии следующих взаимодополняющих или же взаимоисключающих икон, упоминаемых в составе местного ряда: «Спас Вседержитель», «Спас на престоле», «Спас Всемилостивый в рост к припавшими к стопам святыми Александром Свирским и Варлаамом Хутынским» (вариант Северной России), «Спас Смоленский с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» (вариант Центральной России).

Икона «Спас Вседержитель», упоминаемая в Писцовой книге 1628 года в составе местного ряда церкви-предшественницы храма Кижского погоста Преображения Господня, как основной иконографический тип величественного ростового благословляющего Спасителя, на наш взгляд, была вряд ли уместна.

Значительно большее распространение на Руси получил вариант ростового изображения Христа — «Спас с припадающими».

Первой иконой, где святые припадают к ногам стоящего Спасителя, считается образ «Спаса Смоленского», написанного, как известно, в связи со взятием Смоленска и помещенной над Фроловскими воротами Кремля.

Изображение «Спаса Смоленского» над Фроловскими воротами около 1514 года возникло, возможно, на основании имевшегося там ранее образа «Спаса с Сергием и Варлаамом» в результате именования этого образа Смоленским.

Исследователи также считают, что извод «Явление Христа жёнам-мироносицам» мог воздействовать на возникновение композиционной схемы «Спаса Смоленского».

Таким образом, в литературе название «Спаса Смоленского» относят к любым иконам, где Спаситель с припадающими представлен в рост. Данный образ, по мнению И. Бусевой-Давыдовой, не следует считать в качестве иконографического типа, так как облик «Спаса Смоленского» можно реконструировать лишь гипотетически.
Во вновь построенной в 1714 году Преображенской церкви икона «Всемилостивого Спаса» на правах чудотворной иконы Кижского погоста располагалась вне местного ряда, но также на почётном месте — за правым клиросом, в пышном, торжественном убранстве.

Многое о необычной судьбе чудотворной иконы Кижского погоста «Спас Смоленский» или «Белый Спас» со временем удалось узнать.

Таким образом, в связи также с вновь обретённым образом иконы «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля удалось выяснить гипотетическое её происхождение и датировку.

До 2010 года москвичи и гости столицы над Спасскими воротами видели заштукатуренный белый прямоугольник ниши иконы. После долгих согласований в штукатурке были проделаны шурфы и образ «Спаса Смоленского» спустя 76 лет вновь увидел свет.

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Видимо, реставраторам был дан приказ уничтожить живопись, но приказ советских властей не был выполнен.

Освящение возвращённой святыни проведено 28 августа в праздник Успения.

Прослеживается параллель между необычной судьбой этих двух рассматриваемых образов (московским и кижским), связанная с их новым обретением после долгого исчезновения. Перипетии их судеб определялись историческим временем: борьба советской власти с иконами и военные события, происходящие на территории оккупированной финскими войсками Карелии.

Привлекает трансформация иконографического типа иконы «Спас Смоленский», в основе которой заложен величественный образ «Спаса Вседержителя».

Ростовое фронтальное изображение Спасителя над главными вратами константинопольского дворца; благословляющего императора, проходящего через врата с распространением благословения и на присутствовавших в храме.

Значительно большее распространение на Руси, как известно, получил вариант ростового изображения Христа — «Спас с припадающими».

Известны иконы с образом «Спаса с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским».

Вероятно, первой парой заменившей Сергия и Варлаама стали Зосима и Савватий Соловецкие.

До XVI века в русском искусстве имел распространение только один вариант — Христос с припадающими жёнами-мироносицами Марией Магдалиной и Марией.

Исследователи считают, что извод «Явление Христа жёнам-мироносицам» мог прямо воздействовать на возникновение композиционной схемы «Спаса Смоленского».

Известен образ «Господа Вседержителя с фигурами сестёр Лазаря Марфы и Марии, припадающими к ногам Спасителя»; предсказывающих грядущие его страдания.

Иконография «смоленской» иконы, находившейся над Фроловскими вратами, где вместо Марфы и Марии появились Варлаам и Сергий, привела к трансформации смысла изображения.

Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский припадают к стопам спасителя с молением за жителей Москвы.

В данном случае мы видим смелые эксперименты иконотворцев в замене «действующих персонажей» в зависимости от происходящих исторических событий и чудотворных «сказаний».

Кроме того, подвергая сомнению наличие варианта иконы с изображением ростового благословляющего «Спаса Вседержителя» в местном ряду церкви — предшественницы храма Преображения Господня; предпочтение отдаётся образу «Спасителя Вседержителя с припадающими к стопам святыми Александром Свирским и Варлаамом Хутынским».

Такой подход позволяет подтвердить идею аналогичности иконы «Спаса Вседержителя», упоминаемого в 1628 году чудотворному образу Кижского погоста «Спасу Смоленскому», тем более, что данная икона упоминается в народных «сказаниях» с 1612 года и во все последующие времена до настоящего момента.

Доказательство, по меньшей мере, умозрительное, но и не лишённое логического подтверждения в связи с большей уместностью нахождения этого изображения именно в местном ряду.

Для отождествления иконы «Спас Вседержитель» с иконой «Спас Смоленский» или «Всемилостивый Спас», как видимо, нет достаточных оснований, хотя и исключать возможность этого также неправомерно.

Виола ГУЩИНА, старший научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»

Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Кириллом

Согласно Описям, образ Спаса Смоленского с преподобными Сергием и Кириллом появился в местном ряду иконостаса Успенского собора в 1668 году, одновременно с иконой «Предста Царица», и стоял справа от Царских врат. В центре иконы представлен Иисус Христос — в рост, фронтально. Правая рука Его поднята в благословляющем жесте, а в левой Он держит свернутый свиток. К ногам Спасителя припадают преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. В верхней части иконы изображены два летящих ангела. Иконография «Спаса Смоленского» известна на Руси с начала XVI века. По преданию, в 1514 году в честь возвращения русскими войсками Смоленска великий князь Василий III распорядился поместить на Спасских воротах Московского Кремля икону Спаса во весь рост. В 1521 году ее заменили на новую, на которой были изображены припадающие к ногам Иисуса Христа преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Изображение на кирилловской иконе преподобного Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом имело, по всей вероятности, программное значение. Основателем московского Симонова монастыря, постриженником которого являлся Кирилл, был племянник Сергия — Федор, а сам Кирилл был одним из любимейших учеников преподобного. Как свидетельствует Житие Кирилла, посещая обитель, преподобный Сергий шел первым делом в пекарню, где трудился Кирилл, и там «наедине на мног час беседуюше бяху о пользе душевней». Вероятно, именно под влиянием бесед с ним преподобный Кирилл решился на великий духовный подвиг — ушел из монастыря на север и основал свою обитель. В Кирилло-Белозерском монастыре преподобный Сергий Радонежский был очень почитаем, и в 1560 году здесь была построена церковь в его честь.

Когда на Спасской башне появились часы?

Среди главных символов России особое место занимают часы на Спасской башне. Уже более 600 лет они отмеряют ход времени великой страны. Именно под бой курантов по новогодней традиции загадываются желания – это знак начала нового этапа жизни государства и каждого его гражданина.

А начиналось все в далеком 1404 году. Над Спасскими воротами вблизи торговой площади установил часы мастер Лазарь Сербин. Первые часы отвечали всем требованиям своего времени. Они были очень сложными и показывали дневное и ночное время.

За время работы они неоднократно подвергались реконструкциям и восстановлениям после пожаров. А пожары в Москве всегда были настоящим стихийным бедствием. С 1610 по 1625 год часы вообще не работали, и только в 1626 году по указу царя Михаила Федоровича мастера приступили к работам по их восстановлению. Шотландец Христофор Галовей руководил работами, и новый часовой механизм уже зазвучал колокольными перезвонами.

С введением в России общеевропейского счета суточного времени были установлены новые башенные часы. Их изготовили в Голландии по заказу Петра I. Проработали они до 29 мая 1737 года, но очередной пожар остановил их аж до 1770 года.

Новые «большие английские курантовые часы» показывали время до середины XIX века. Эти часы пострадали, когда в Москве находились войска Наполеона. Восстанавливал часы механик Яков Лебедев, и в 1815 году они вновь заработали. В 1852-м проводился капитальный ремонт. Почти 70 лет часы работали бесперебойно и только во время артобстрела в ноябре 1917 года остановились. За восстановление взялись кремлевский слесарь Н. В. Беренс и художник М. М. Черемных, которые успешно справились с этой задачей. И сегодня куранты регулярно осматривают и, при необходимости, ремонтируют: так, совсем недавно, в 2014 году, прошла их масштабная реставрация.

Менялись правители, времена, эпохи, но часы на Спасской башне по-прежнему остаются главным хронометром страны.

Спасские ворота — святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Спасская башня в 17 веке

Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой — её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел, являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.

Вид башни со стороны Москвы-реки и Васильевского спуска

Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля — Боровицкую, Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.

По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни — Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую — Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики — в 1925 году и больше их не восстанавливали.

Вид на куранты и рубиновую звезду

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Куранты — главная достопримечательность Москвы и Спасской башни

Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе — СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь — по радио или телевизору.

Часы-куранты на Спасской башне

Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр — стрелок тогда еще не было.

Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века — когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия — «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.

Общий вид на Спасскую башню

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин — по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи — «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки — мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час — «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации.

О кремлевской звезде

В это трудно поверить, но до 1935 года знаменитая пятиконечная звезда на Спасской башне ещё не была установлена. На её вершине красовался двуглавый орел. Потом, в 1935-ом году появилась первая звезда — медная, покрытая позолотой и украшенная уральскими самоцветами. Первая версия кремлёвской звезды отличалась от сегодняшней размерами — она была ненамного больше. Затем звезда потускнела, и как-то стало заметно несоответствие её рамеров размерам башни. В 1937 году звезду поменяли второй раз на рубиновую и больше не меняли. Подсветка кремлёвской звезды осуществляется круглосуточно с помощью мощной 5-ти киловатной электрической лампы. Кстати, звезда может вращаться как флюгер, и менять свое положение в зависимости от того, куда дует ветер. Ну а те, кто сгорает от желания увидеть предыдущую версию кремлевской звезды, могут без труда это сделать — стоит лишь пойти на московский Северный речной вокзал и посмотреть на шпиль его здания.

После реставрации фрески Спаса Смоленского в 2010 году было несколько заявлений с требованием убрать со Спасской башни звезду и заменить её на двуглавого орла. Однако реальных подвижек в этом направлении пока не происходило.

Рейтинг достопримечательности

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *