Не все люди мечтают быть захороненными в земле после смерти. Многие предпочитают кремацию, то есть сожжение тела. Но если человек был верующим, может возникнуть вопрос: не запрещено ли это в православии, не считается ли грехом?

Как в православии относятся к кремированию

Люди начали сжигать тела ещё много веков назад: первые упоминания о ритуале относятся к Древнему Риму и Древней Греции. Но именно с приходом христианства о кремации забыли, ведь с точки зрения религии этот ритуал считался варварским. Крематории вновь стали появляться в Европе лишь в XVIII веке.

В священных книгах нет точных указаний о том, как нужно хоронить человека. В Новом Завете есть лишь требование прочитать молитву над умершим, поэтому нельзя назвать кремирование тяжёлым грехом. Если семья твёрдо решила сжечь тело, священник не откажется перед этим провести все необходимые ритуалы.

Несомненно, предание тела земле более человечно и насыщено библейской символикой, это может утешить скорбящих близких. Кремация не есть ударение в грех.

В Библии нет точного указания о том, как хоронить умерших

С другой стороны, кремация нарушает традиции Церкви. В православии тело — это в первую очередь храм для души, и к нему надо относится гуманно. Кроме того, исторически кремирование было языческим обрядом.

Существует спорный вопрос, касающийся этого ритуала. Христиане верят в спасение и воскрешение, а решаясь на кремацию после смерти, человек по сути отказывается от этого. Но есть и другая точка зрения: после погребения тело гниёт в земле, распадаясь на мелкие частицы. То же самое происходит и при кремации, только намного быстрее, поэтому спасение всё-таки возможно.

В целом представители церкви относятся к кремированию не очень хорошо, но терпимо.

Видео: православный взгляд на кремацию

Плюсы и минусы кремации

Можно выделить такие плюсы кремации:

  • это экономит землю. Часто для создания кладбищ вырубают леса, так что сохраняется и такой ценный ресурс, как деревья;
  • родственникам не нужно ухаживать за могилой, при желании прах родного человека всегда будет дома в урне;
  • родственники могут сэкономить на погребальных традициях — не нужен гроб, памятник, услуги могильщиков;
  • кремация не оказывает негативного влияния на почву, в отличие от традиционных похорон, после которых в землю попадает древесина, бальзамирующая жидкость, металлы.

Минусы у сжигания тела следующие:

  • нет места захоронения, семье просто некуда приходить и вспоминать умершего;
  • близким тяжелее перенести утрату, так как от родного человека практически ничего не остаётся;
  • не соответствует религиозным традициям;
  • в процессе кремации в атмосферу выделяются вредные вещества (например, диоксин, двуокись серы) и углекислый газ, влияющий на климат.

В процессе кремации экономится земля, но в атмосферу выделяются вредные вещества

Православная церковь не очень хорошо относится к кремации, но и не считает её тяжким грехом. Если умерший человек был христианином и изъявил желание быть кремированным, это допустимо, нужно лишь провести обряд отпевания.

  • Аврора Бореалис

Когда близкий человек умирает, его родственники и друзья могут подойти к захоронению двумя способами: похоронить стандартным методом или предать его кремированию. Каждый из них имеет право на существование, но конечный выбор стоит сделать близким или самому умершему перед окончанием жизни. Но, для верующих людей важно знать, как церковь относится к тому, что в последний путь тело умершего отправится в пламя огня для кремации.

История этого ритуала

Первая мысль о таком обряде, как одному из вариантов захоронения и избавления от телесной оболочки после смерти, возникла у населения планеты, которые жили в период 300-30000 лет до нашей эры. Изначально подобные способы были довольно редкими, но с 1200 г до нашей эры оно происходило почти во всех случаях.

Как проводили церемонию разные народности:

  • в Др. Индии – Будда был сожжен, а его прах разместили в чеди и разослали по Индии;
  • в Греции древних веков верили, что благодаря огненному пламени можно очиститься и жить далее спокойной в загробном мире;
  • от греков эта традиция перешла к римлянам, которые хранили пепел в колумбарии;
  • в Ветхом Завете также существует упоминание о таком ритуале, но он был в практике язычников.

На сегодняшний день сожжение также популярно, как и раньше. Но, если в Древние века оно зачастую происходило на костре, то сейчас покинувших этот мир помещают в специальную печь, расположенном в крематории. Но исключение – современная Индия, там до сих пор пользуются стандартными способами, а именно – костер.

Интересно, что в Западной Европе упокоившихся кремировали пока христианство не получило своего распространения. В 785 году процедура была запрещена, поскольку она противоречила христианской морали. Нарушившие наложенный запрет, оказывались под страхом смертной казни. Такая тенденция наблюдалась до 18 ст.

Мнения РПЦ

Большинство конфессий, исповедующих христианство, прилагают усилия, чтобы спокойной относиться к кремации и не критиковать принятое решение и не запрещают ее. Но священники, которые проповедуют католицизм и православие, советуют отказаться от сжигания покойного без острой необходимости на это. К таковым обстоятельствам относится вероятность того, что его тело является источником распространения опасного заболевания. Чтобы избежать печальных последствий, его стоит уничтожить.

Более щадящим захоронением, по их мнению, – трупоположение. Святые, а также простые люди, которые были упомянуты в Библии, не сжигались на кострах, а похоронены. Например, если бы Лазаря сожгли, то он бы не воскрес. Священники православия и католицизма убеждены, что если покойника поместить в подготовленную могилу, то это будет более человечно к его родственникам. Поэтому, если говорить о том, как именно в приходе относятся к кремированию, то вопрос спорный.

Как православие относится к процедуре

Обычаи относительно сжигания усопшего – поклонение идолам, а христиане связывают погребение с символом дальнейшего воскресения. В человеческом теле находится Святой Дух, который прячется в нем словно в сосуде. По этой причине Павел в послании Коринфянам призывает заботиться о нем. После окончания жизни и на похоронах покойнику отдают различные почести и хоронят его в землю для дальнейшего воскрешения.

Элементы плоти Господа Бога сохраняются, чтобы они обрели новую жизнь в день Воскресения. Иисус Христос после распятия был погребен, поэтому и верующих крестьян надо также похоронить.

РПЦ не признала кремирование как один из видов погребения, но покойники, которые были сожжены, а не похоронены традиционным образом, поминовения не лишены. Более детально расписано в писании «О христианском погребении усопших».

Решение о том, как поступить с телом умершего решается еще при жизни или уже после, оставив для этого завещание, или его родные. В последнем случае следует учитывать образ жизни покойного.

В библии существует одно условие для погребения, которое необходимо выполнять – чтение заупокойной по умершему, а значит в крематорий надо приглашать священнослужителя для погребальной службы. Но можно отказаться от этого, если скончавшийся был атеистом и не придерживался церковного писания. Прах нужно не развеивать, а захоронить в земле. Но все равно обязанность служителей храма – отговорить прихожан от этого шага.

Когда РПЦ относится к испепелению тел снисходительно

Представители церковных канонов не исключают, что когда сожжение произошло по независящим от кремированного причинам, ритуалы, связанные с похоронами, сохраняются. Речь идет об отпевании, оплакивании, возложении венков и пр.

Но сжигать перешедших в иной мир категорически нельзя мусульманам, иудеям, а также грекам, которые прошли через таинство крещения в греко-православной церкви.

Заседание совета РПЦ относительно кремирования

Синод Русской православной церкви заседал весной 2005 года – мероприятие касалось вопросов кремирования. Все, кто присутствовал на собрании, обсуждали возможность преданию огню тела как одного из методов захоронения верующего человека, т.к. они убеждены, что с точки зрения христианства такой исход для мертвого нельзя назвать правильным.

В итоге обсуждения был принят и подписан документ, в котором в подробностях описывали традиционную ингумацию, а также ситуации, когда огонь все же выход. При упокоении людям допустимо пользоваться им как руководством.

Смысл меморандума

Похороны отошедших в Царствие небесное – одна из неотъемлемых сторон жизнедеятельности человечества и существования церковных канонов. Учитывая эти факторы, синод через документ провозгласили:

  • тело – храм Божий, значит и отношение к нему соответствующее;
  • похоронные обряды связывают с верой, что мертвые воскрешают в их физоболочке, им уже сотни тысяч лет;
  • Всевышний способен снова подарить жизнь всем, без учета того, сохранилось их плоть или нет. При этом указывается, что представители Божьего храма в сожжении не видит ничего страшного, но лучше, если верующие не будут отступать от установившихся правил;
  • кремация нежелательна, но ее допускают при некоторых обстоятельствах. К таковым относят запрет законодательством страны, где проживал упокоившийся, другого варианта похорон или, когда его нет возможности отправить на родину;
  • церковные служители обязаны сообщать родственникам кремированного об отношении религии к их выбору;
  • прах после кремирования должен быть захоронен, а не развеян;
  • церковь не отказывается от молитв за христиан, по этой причине за людей, которых предали огню, священнослужители молятся одинаково, как и за тех, кого не удалось обнаружить вследствие природных катаклизмов.

Когда отпевание невозможно непосредственно над умершим, то можно провести его заочно. Подобные моменты также оговариваются в меморандуме. Церковные деятели призывает близких покойного участвовать в совместной молитве в храме, если он был предан огню. Нередко такая молитва – первое общение с Всевышним.

Невзирая на то, что церковь относится к кремированию не положительно, иногда этот обряд является необходимым. Когда покойник был сожжен, не стоит переживать, что не удастся прочесть заупокойную молитву и провести нужные обряды. Христианин, который чтил православные церковные каноны, будет отпет.

Почему кремация приобретает популярность в России

В Российской Федерации функционировать первый крематорий начал еще в Дореволюционный период. В нем сжигали японцев, которые погибали во время военных действий, и тех, кто проживал на территории государства постоянно. На данный момент довольно часто сжигают усопших, особенно эта практика присуща в больших населенных пунктах. Причины для этого следующие:

  • не хватает места – в урбанизации существуют свои негативные стороны, которые касаются не только живых людей, а и мертвых. Так, на кладбищах нет достаточно места, чтобы хоронить всех, кто отошел в мир иной так, как положено;
  • близкие не способны ухаживать за могилой, живут на дальнем расстоянии или вовсе переехали на пмж за границу – при таком развитии событий надо сделать выбор между стандартным упокоением и кремированием;
  • похороны – затратное мероприятие. Место для захоронения должно предоставляться бесплатно, но это не соответствует действительности. Кроме этого, требуется заплатить немалую сумму за гроб, венки и прочую атрибутику для похорон. В этом случае кремация обойдется намного дешевле;
  • люди не чтят традиции – все больше горожан все чаще отходят от православных обычаев, нередко они вообще не знают их.

В РФ вопрос о предстоящем кремировании не такой острый, как в развитых европейских государствах с большой численностью населения. Например, даже христианство в Америке и Франции положительно относится к сожжению трупа.

Что выбрать: кремирование или трупоположение?

Выбрать то, как следует поступить с человеком после его кончины, должен он сам. В случае, когда он свою волю не оставил в завещании, этим вопросом занимаются родственники. Если упокоившийся был истинным верующим, то его предают земле. Это позволит всем желающим проститься с ним с соблюдением всех обычаев.

Но если законодательством определено, что традиционные похороны невозможны т.к. родные не могут себе позволить это исходя их финансовых возможностей, то ситуацию усугублять никто не будет. Что касается религии православия, то кремирование – не повод отлучить от церкви. При этом также не стоит осуждать родных покойного, которые приняли решение о сожжении его.

Бог все равно воскресит всех, кто достоин этого. При этом не имеет значения, избранные были погребены или принято решение сжечь их.

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших».

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».

Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни. Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».

Иными словами, Церковь относится к кремации как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения.

Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».

Фото анонса СПДА

Кремация пугает многих православных христиан, поскольку, якобы, противоречит их религии. Так ли это на самом деле?

В мире свирепствует пандемия коронавируса. В странах, стоящих на первом месте по количеству зараженных, трупы людей, умерших от COVID-19, кремируют. В России же пока не выработано единых рекомендаций. Родственникам предлагается два варианта — захоронение в цинковом гробу или кремация.

Кремация с точки зрения логистики и религии

Кремация — это разрушение тела умершего человека под воздействием критически высоких температур. После сожжения трупа остается только горстка пепла. Прах помещают в урну и закапывают в землю, устанавливают в колумбарий или развеивают над землей. Это вполне рационально, с точки зрения логистики. С каждым годом количество свободной земли уменьшается, кладбища закрываются, найти место бывает непросто. В то же время, даже если урну с прахом зарывают в землю, на одной и той же площади урн поместится больше, чем гробов. Здесь все вполне очевидно.

С точки зрения религии, все сложнее. Сожжение тела — языческий обряд. Он практиковался в Древней Руси, Греции и Риме. Существовала подобная традиция и у викингов, которые отправляли своих умерших по воде на горящей ладье. С приходом христианства кремацию запретили под страхом смертной казни. Погребение в землю практиковалось до XVIII века. Но тогда в Европу пришли моровые поветрия, людей, умиравших от эпидемий, стало слишком много. Не было возможности выделять отдельные места на кладбищах, стали образовываться братские могилы. И Европейские правители решили пересмотреть свое отношение к кремации.

В настоящее время сожжение тел умерших разрешено в следующих религиях:

  • буддизм;
  • синтоизм;
  • джайнизм;
  • индуизм;
  • Свидетели Иеговы;
  • различные языческие направления.

Ислам, иудаизм и Греческая православная церковь категорически запрещают этот обряд. Так, в Греции и на Кипре до сих пор нет крематориев. А что говорит Русская православная церковь?

РПЦ и кремация

Все, кто хотя бы поверхностно знаком с Библией, знают, что тела хоронят в земле со вполне определенной целью. Тело считается сосудом Божьим, в который помещен Святой Дух. Оно остается таковым даже после смерти, поэтому с телом надлежит обращаться почтительно.

Есть здесь и некая перспектива. В Судный День мертвые должны восстать и предстать пред Богом. Ожидание и подготовка к этому дню лежит в основе православной веры. Но если тело уничтожается навсегда, и от него остается лишь прах, человек уже не предстанет перед Божьим Судом. То есть, кремация, по мнению некоторых священников, разрушает саму основу веры.

Впрочем, не все так категоричны. Многие поддерживают точку зрения Минуция Феликса, который жил в III в. н.э. Он говорил, что сожжение тела не является желательным, но верующие не должны его бояться. Примерно к такому же выводу пришел Священный Синод, состоявшийся 5 мая 2015 года. Тогда был принят документ «О христианском погребении усопших». Кремация по-прежнему не признается нормой. Но она является допустимой, если нет возможности поступить иначе. И желательно все-таки зарыть урну с прахом в земле.

При этом Синод издал еще один документ, который призывает не обвинять людей, выбравших кремацию по тем или иным причинам. Духовники только должны напомнить родным, что погребение в земле предпочтительнее. Однако и в крематории можно служить церковную панихиду. Кроме того, священникам не запрещается упоминать и молиться за кремированных усопших.

В Библии говорится, что при погребение главное — вознести молитву за покойного. Поэтому родственникам нечего опасаться, что они нарушают какие-то церковные каноны. Церковь не одобряет, но не запрещает кремацию, особенно в таких исключительных случаях, как пандемия смертельно опасного вируса. Но пока нет четких инструкций от властей, каждый сам решает, как именно стоит хоронить близкого человека.

< Пред.

Украинцы стали позитивнее относиться к идее кремирования после смерти. В городах, где имеются крематории, количество сожжений тел покойников растет, и главными причинами данной тенденции называют недостаточное количество кладбищ и высокие цены на похороны. Между тем Православная Церковь считает кремацию нежелательной для христиан и не одобряет ее. Может ли измениться ее позиция в этом вопросе? На вопрос отвечает протоиерей Владимир ПУЧКОВ.

– Сразу стоит оговориться, что та или иная форма погребения Церковью не догматизирована. Поэтому, рассуждая о кремации, мы говорим не столько о церковных правилах, сколько о традиции, которая, будучи древней и всё ещё общеупотребительной, стала для Церкви, так сказать, своей.

Апостол Павел называет тело человека храмом Святого Духа, поэтому Церкви свойственно трепетное и благоговейное отношение к телу умершего. Если понаблюдать за чином погребения, мы увидим, что к лежащему в гробу телу мы относимся почти как к святыне – ставим гроб посередине храма, несколько раз кадим вокруг… Такому отношению к телу человека вполне соответствует сложившаяся веками традиция погребения умершего в земле. Таким образом, мы воздаём телу покойного максимальное почтение и честь как Божьему творению и храму Святого Духа.

В кремации же, напротив, присутствует элемент пренебрежения телом. Удобство, экологичность, рациональность… В аргументах сторонников кремации понятия почтения к памяти или воздания чести вынесены за скобки. Да и чисто внешне процесс кремации больше схож с утилизацией. Подобное отношение к телу умершего является прямым следствием современного восприятия смерти, с его вытеснением смерти за пределы обыденной жизни: в больницы, в морги, в бюро ритуальных услуг – лишь бы подальше от живых, от их жизненного пространства, психологического комфорта и привычного жизненного ритма. А если смерти в нашей жизни не место, то зачем нам покойник? К чему с ним возиться, его погребать? Всё это утомительно, тягостно, а для родни и вовсе невыносимо… Куда проще с урной – ни тела, ни хлопот, и память осталась. Увы, современный мир живёт в атмосфере пренебрежения человеком, прежде всего, живым. Для мира он – часть рынка, социума, часть аудитории, электората. И кремация – всего лишь одна из форм проявления этого пренебрежения: умерший бесполезен, нужно сделать всё, чтобы от него не было вреда…

В этой связи вопрос, может ли Церковь считать допустимым такое отношение к человеку, можно, полагаю, даже не задавать. Поэтому одобрять кремацию Церковь тоже не может, и этого одобрения от неё не стоит ждать, сколь бы ни казались весомыми аргументы сторонников кремации.

В то же время, отказывать в совершении отпевания над телом, которое готовят к кремации, или же над пеплом уже кремированного человека нет ни малейших оснований. Хотим мы того или нет, а чин церковного погребения давно перестал быть строго церковным. Мы сегодня служим отпевание почти что над каждым умершим, если он только был крещён, не считал себя неверующим, не покончил с собой и не умер в момент совершения греха. Если, в надежде на милосердие Божие, мы отпеваем людей практически без оглядки на их жизнь, то можем ли мы отказаться это делать, оглядываясь на то, как поступают с их телами другие люди?

Газета «Православная Винниччина», №5 (57), май 2018 г.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *