Басня Кот и повар — анализ

Самый простой анализ басни Крылова Кот и повар сводится к такой морали – в тех обстоятельствах, когда можно и нужно применить силу, не стоит растрачивать время на пустую болтовню. Недальновидный повар оставляет животное, славящееся своей вороватостью, сторожить еду. Тогда же, когда его надо наказать за провинность – он начинает втолковывать ему моральные устои, и, естественно, не добивается никакого результата.

Но существует другая, глубинная мораль басни Крылова Кот и повар. Она является не просто поучительной историей, но и произведением, которое показывает политические взгляды автора, его отношение к характерам «сильных мира сего». С этой позиции в басне ясно просматривается критика Александра I, который в то время, когда французские войска перешли русские границы, все еще надеялся на мирное решение конфликта и отослал Наполеону письмо, в котором убеждал его прекратить войну и избежать кровопролития. Кот и повар – это образы двух императоров, поведение которых вызывает недовольство у баснописца.

Какой-то Повар, грамотей, С поварни побежал своей В кабак (он набожных был правил И в этот день по куме тризну правил), А дома стеречи съестное от мышей Кота оставил. Но что́ же, возвратясь, он видит? На полу Объедки пирога; а Васька-Кот в углу, Припав за уксусным бочёнком, Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком. «Ах, ты, обжора! ах, злодей!» Тут Ваську Повар укоряет: «Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? (А Васька всё-таки курченка убирает.) Как! Быв честным Котом до этих пор, Бывало, за пример тебя смиренства кажут, – А ты… ахти, какой позор! Теперя все соседи скажут: «Кот-Васька плут! Кот-Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (А Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот-Васька всё жаркое съел. ____________ А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить попустому, Где нужно власть употребить.

Анализ, мораль басни Крылова «Кот и повар»

Басня И. А. Крылова «Кот и повар» была хорошо известна к моменту опубликования в 1813 году. Она явилась ответом поэта на предшествующие наполеоновскому вторжению в Россию военные события 1812 года, а также полководческую немощь Барклая-де-Толли в начальном периоде отечественной войны. Автор осуждает терпимое отношение правительств европейских стран к бесчинствам Наполеона, в то время как согласованные действия коалиции могли с ними легко покончить.

Язык басни «Кот и повар», как и всего, что создал Крылов, ярок и сочен. Большое количество глаголов подчеркивает преобладание в тексте действия, это впечатление усиливается рядом однородных сказуемых – «побежал, правил, оставил». При этом эпитеты – «набожные правила», «честный кот», «уксусный бочонок», «жадный волк» – носят вспомогательный характер, и их немного, как и метафор – «стыдно стен», «порча, чума, язва мест», «слов теченье», «петь нравоученье», «пример смиренства». Оборот «уксусный бочонок» обозначает бочку, содержащую уксус.

Иван Андреевич также использует омонимическую рифму «правил – правил» (в значении «справлял»), характерные для него устаревшие и просторечные обороты: слово «тризна» в контексте басни – «поминки», «стеречи» – «стеречь», «смиренство» – «смирение», «теперя», «кажут» – «представляют», «употребить» (силу) – «применить», авторские комментарии, которые помещает в скобки.

Басня включает множество иронических нот: в приложении к повару – «грамотей», «ритор» (в контексте басни – «мастер красноречия»), в приложении к коту – «курчонка убирает», «трудится над курчонком».
Среди других средств художественной выразительности: многочисленные примеры инверсии – «набожных был правил», «по куме тризну правил», «повару иному», «слов теченье», «его он пел» – которые смещают акцент на слово в конце фразы; антитезы – «побежал в кабак – набожных был правил», «речей не тратить – власть употребить»; олицетворение – «дав волю теченью»; сравнение – «пускать не надо, как волка»; фразеологизм – «зарубить на стенке»; риторические вопросы – «Но что же он … видит?», «Не стыдно ль …тебе?», «Но что ж?»

Многочисленные риторические восклицания – «Ах ты, обжора! ах, злодей!», «Как!», «Ахти, какой позор!», «Кот Васька плут! Кот Васька вор!», «… он язва здешних мест!» – иллюстрируют пустословие повара, весь пар у которого, говоря фигурально, уходит в свисток.

Анафоры «Ах, обжора! Ах, злодей», «он порча, он чума, он язва», «Кот Васька плут! Кот Васька вор!» одновременно являются примерами мастерски введенной градации и позволяют максимально точно охарактеризовать персонаж, создать о нем у читателя негативное представление.

Используя иносказание – «повару иному» – на самом деле великий баснописец дает универсальный совет. Нельзя реальные дела заменять пустыми словами.

Мораль басни – в необходимости достойного наказания, поскольку увещевания, разглагольствования о моральных устоях эффективны не всегда – порой рассуждения должны перерасти в активные действия. Просьбы и бесплодные уговоры дискредитируют того, кто не в состоянии ни на что решиться и применить реальную силу. Кроме того, нерешительные действия или отсутствие таковых поощряет воров и наглецов. Басня также осуждает недальновидность, глупость повара, доверившего вороватому коту съестное, пьянство и невежество, которое проявляется в том, что он идет почтить память умершей в кабак.

При правильном истолковании басня поможет детям научиться находить тонкую грань между необходимостью действовать силой убеждения и применением грубой силы.

Басня «Кот и Повар», казалось бы, посвящена событиям Отечественной войны 1812 года, но разве мы вспоминаем об этом? – Нет, а все потому, что основная ее задача в другом…

Басня «Кот и Повар»

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

«Ах ты, обжора! ах, злодей! –
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты… ах ты, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!”
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль басни Крылова «Кот и Повар»

Мораль веселого поучительной басни «Кот и Повар» традиционно для данного автора структурно выделена, заключена в последние строки произведения и означает следующее: не стоит пускаться в рассуждения и уговоры там, где нужно активно действовать.

Анализ басни «Кот и Повар»

Удивительно, насколько незамысловато и легко писал Иван Андреевич о серьезных и важных вещах, например, таких, как: доверие, хитрость, добропорядочность, власть и т.д. Очень многие из них встречаются в басне «Кот и Повар». Поначалу вообще кажется, что басня создана для того, чтобы предостеречь читателя, что даже самым близким людям не всегда можно доверять, но последние строки (мораль) обращают наше внимание не на то, кто предатель, а на то, как ведут себя в сложившейся ситуации персонажи. Крылов осуждает их обоих:

  • первого, Кота, за то, что тот подвел своего друга-хозяина, и за это ему вообще не стыдно;
  • второго, Повара, за его недальновидность, наивность и бездействие, ведь часть съеденного можно было еще спасти, если бы вместо того, чтобы разводить душещипательные речи, он попросту прогнал обжору.

Кстати, прототипами главных героев послужили два императора, Александр I и Наполеон: один «шел по головам» к своей цели и все ближе становился к границам Российской империи, а второй в попытках избежать прямого военного столкновения пытался его в это время «вразумить» с помощью писем.

Крылатые выражения из басни «Кот и Повар»

  • «А Васька слушает, да ест» – употребляется в басне «Кот и Повар» как насмешка к человеку, который «глух» к упрекам, т.е. несмотря на все замечания продолжает свои неблаговидные дела.

Читать все басни Крылова

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с новой басней Крылова, вспомнить, изученные ранее басни.
  2. Учить «видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни”.
  3. Учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
  4. Научить находить мораль-поучение в произведении.
  5. Донести до учащихся юмор и иронию басни.
  6. Развивать художественный вкус учащихся.
  7. Работать над выразительным чтением басни.

Оборудование.

— Портрет Крылова;

— маски вороны и лисицы, сыр для инсценировки;

— иллюстрации к басням Крылова;

— карточки со словами для словарной работы;

— кроссворд (на доске);

— индивидуальные карточки с кроссвордами.

— учебник: Романовская З. И. Живое слово. Учебник по чтению для 3 кл трёхлет нач шк. В 2 кн. Кн. 1.

Организационный момент.

Учитель. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец (портрет на доске).

— В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

— Каждая басня содержит в себе мораль.

— Что такое мораль?

Дети. Главная часть басни; логический, поучительный вывод.

Учитель. Назовите мораль басни «Ворона и лисица”.

Дети. Не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где ложь.

Учитель. Как изображена Ворона в басне?

Дети. Она глупа, слушает льстивые слова лисы.

Учитель. Какой предстаёт перед нами Лиса?

Дети. Плутовка, льстит Вороне, ей нужен сыр, …

Учитель. Передайте характеры героев с помощью слов, жестов. Давайте, инсценируем басню.

Проверка домашнего задания.

Инсценирование басни «Ворона и Лисица”.

Учитель. Давайте вспомним, какие басни Крылова нам ещё известны?

Учитель. Соотнесите иллюстрацию с названием басни.

На доске:
иллюстрации

Названия басен:

Ворона и лисица

Волк и ягнёнок.

Стрекоза и муравей.

Квартет.

Мартышка и очки. Зеркало и обезьяна

Вступительное слово перед чтением басни «Кот и повар”.

Учитель. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал, как от них можно избавиться.

Крылов учил мудрости жизни.

Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Познакомиться с новой басней Ивана Андреевича – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Учитель. Чтобы узнать, с какой басней мы сейчас познакомимся, надо разгадать кроссворд (Кроссворд начерчен на доске и у каждого ребёнка на индивидуальных карточках).

— Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:

  1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питьё
    Моё
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву. (Волк)
  2. Вот то-то мне и духу придаёт,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки. (Моська)
  3. Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей! (Стрекоза)
  4. Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так право сказки! (Лисица)
  5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)
  6. Мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем. (Осёл)
  7. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)
  8. Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
    Что это там за рожа?
    Какие у неё ужимки и прыжки!
    Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
    А ведь, признайся, есть
    Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
    Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка)
  9. Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши! (Муравей)

На доску вывешиваю иллюстрации кота и повара.

Учитель. Можно ли по названию басни предположить, о чём она?

Выслушиваются варианты ответов детей.

Словарная работа перед чтением басни.

Учитель. Так как Иван Андреевич Крылов жил около 200-х лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Это архаизмы. Некоторые из них могут быть нам непонятны.

— Поэтому раскроем смысл некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять её содержание и смысл.

На доске напечатаны слова:

  • поварня – место, где готовят, кухня;
  • кабак – в старину: питейное заведение;
  • тризну правил – справлял поминки по умершему;
  • теперя – теперь;
  • овчарня – помещение для овец;
  • ритор – оратор, который произносит красивые речи, но часто пустые, бесполезные;
  • на стенке зарубить – зарубить на носу, хорошо запомнить (фразеологизм).

Чтение басни.

Первичное знакомство. Басню читает учитель.

Анализ произведения.

Учитель. Что вы можете сказать о Поваре? Каким его изобразил Крылов? Как надо читать слова Повара? Где и как меняется его интонация?

— Действительно ли «Повар-грамотей”? Где видна его грамотность?

— Как вы думаете, почему Крылов о нравоучении Повара Коту говорит «Его он пел”?

— Что вы можете сказать о коте? Почему Кот остался безнаказанным?

— Многие слова и выражения из басен Крылова стали «крылатыми”, то есть со страниц книги перешли в нашу речь.

— Найдите в этой басне «крылатые слова”. (А Васька слушает, да ест!)

— Что означают эти слова? (Один напрасно, впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься постыдным делом)

— Прочитайте мораль басни.

— Что значит «власть употребить”? Подберите к этим словам синонимы.

— Вспомним название басни. Кого имеет в виду – только ли поваров и котов.

Работа с пословицами.

В учебнике на странице 202 есть пословицы.

— Выберите пословицы и поговорки, подходящие к басне «Кот и Повар” и объясните, как Вы их понимаете.

Чтение по ролям.

— Давайте прочитаем басню по ролям, передав с помощью интонации, пустоту слов Повара.

Распределение ролей, чтение по ролям.

Итог урока.

— С какой басней познакомились?

— Какова мораль басни?

Домашнее задание.

— Подготовить чтение по ролям.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *