Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Одиннадцать иноков приняли мученическую смерть — святые преподобномученики Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами Их мощи, как и основателя монастыря прп. Никиты, покоятся в Усыпальнице собора.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появился придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную ограду с башнями.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила Богоявленский собор фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. Пожар не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич разбираемых его развалин для строительства частных зданий. Монастырь практически перестал существовать. Богоявленский собор не был разобран, император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности.

И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители. Игумения Мария фактически отстроила монастырь заново. Она позаботилась о расширении Богоявленского собора. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского.

Обитель при управлении игумении Марии прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм — Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на соборной территории установили памятник покровителю города Кострома – св. вмч. Федору Стратилату. При архиепископе Алексие (Фролове) (управляющий Костромской епархией в 2010-2013 гг.) собор был полностью заново расписан.

История Йыхвиского Богоявленского прихода неразрывно связана с образованием 1 февраля 1887 года в Иевве (так прежде назывался Йыхви) отделения Православного Прибалтийского Братства Христа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы. Учредителями отделения были: Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской, протоиерей Симеон Попов, священник Виктор Бежаницкий, игуменья Костромского Богоявленского монастыря Мария, чиновники губернского управления и местных властей. Собрание учредителей избрало своим председателем княгиню Елизавету Дмитриевну Шаховскую, супругу Эстляндского губернатора. Возникшее отделение поставило своей задачей воспитание сирот православного вероисповедания, преимущественно девочек, оказание медицинской помощи сельскому населению, устройство приютов и лечебниц. Иевве было избрано местом пребывания отделения Братства из-за удобного железнодорожного сообщения с Ревелем и Санкт-Петербургом и наличия готового помещения.

Одной из основных задач, стоявших перед отделением, было открытие школы для девочек и по возможности при ней домовой церкви. Ввиду многочисленных заявлений со стороны лиц, желавших отдать своих детей для обучения, было признано необходимым с осени 1887 года открыть школу не только для девочек, но и для мальчиков, притом без различия в вероисповедании. Преосвященный Арсений (Брянцев), епископ Рижский и Митавский, благословил отделение Братства в Иевве Черниговской иконой Божией Матери, которая была установлена 1 сентября 1887 года в одном из помещений школы. Домовая церковь была освящена 27 декабря 1887 года Эстляндским благочинным протоиереем Симеоном Поповым, священниками Виктором Бежаницким и Иоанном Иогансоном, в присутствии Эстляндского губернатора князя С.В. Шаховского и других учредителей отделения Братства. Накануне торжеств о. Виктор Бежаницкий совершил Всенощную, а утром малое освящение воды. Во время Литургии протоиерей Попов сказал слово на русском языке, а по окончании богослужения священник Бежаницкий сказал проповедь на эстонском языке. Император Александр III, узнав об открытии школы в Йыхви, повелел выделить 30 тыс. рублей для создания специального продовольственного фонда.

Школа размещалась в частном доме и не могла вместить всех желающих учиться, поэтому было решено построить специальное здание для обучения не менее 150 детей. Проект школы выполнил губернский инженер К. Ниман, а строительство велось под наблюдением А. Ланге и Х. Нобора. Освящено здание было 15 ноября 1888 года протоиереем Симеоном Поповым, священником Иоганном Иогансоном и Михаилом Соколовым.

При решении задач, стоящих перед Братством, часто возникали финансовые трудности, не хватало денег, но помощь всегда приходила вовремя из разных источников. «Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена. Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем Братстве, и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды Общества двести рублей», – писал в письме святой праведный о. Иоанн Кронштадтский княгине Шаховской.

Летом 1888 года настоятельница Костромского Богоявленского монастыря игуменья Мария прислала в Йыхви пять сестер во главе с монахиней Варварой (Блохиной), которые трудились в лечебнице для приходящих людей. В 1889 году были принято пять девочек сирот, которые обучались рукоделию. Установленные богослужения совершались в домовой церкви Братства. Так возникла небольшая женская община, указом Святейшего Синода от 9 мая 1890 года при храме общины был открыт самостоятельный приход, но основной целью Братство считало устройство монастыря в Пюхтицах. «По мысли нашего Братства будущая женская обитель могла бы явиться хранительницею чудотворной иконы Успения Богоматери на самом месте ее чудесного явления и под сенью этой святыни совершать путь иноческого подвига», – отмечала в своем письме Елизавета Дмитриевна Шаховская епископу Рижскому Арсению. В 1891 году, после всех трудностей, связанных с отчуждением земли для обители, община была переведена на Святую гору, где был открыт Пюхтицкий женский монастырь.

Небольшой храм в Йыхви был тесен и не мог вмещать всех желающих, и 10 июля 1894 года протоиереем Иосифом Шестаковским был заложен новый крестообразный храм из булыжного камня с колокольней и куполом. Строительство велось на казенные средства и было завершено к лету 1895 года. Церковь освятил 13 августа Архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) в сослужении протоиереев Иосифа Шестаковского, Симеона Попова, Михаила Иконникова, священников Николая Лейсмана и Антония Огусаара. С правой стороны от церкви был погребен ее строитель.

С 1950 по 1958 год настоятелем Богоявленского храма был о. Алексий Ридигер, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а перед ним настоятельствовал протоиерей Роман Танг, впоследствии епископ Таллиннский и Эстонский (скончался в Вильнюсе в 1963 году в сане Архиепископа Литовского). Служили в Йыхви известные протоиереи Александр Мянник, Евгений Яхонтов, Николай Когер, Владимир Залипский и Михаил Рауд.

К приходу были приписаны храмы:
Покровский в Кивиыли, выделенный в самостоятельный приход в 1944 году;
Казанской иконы Божией Матери в Силламяэ. Самостоятельный приход был открыт в 1990 году;
Преображенский в имении Ору, принадлежавшем Петербургскому купцу Г.Г. Елисееву. К 1899 году в Ору был построен роскошный дворец и разбит парк. Для своей семьи, многочисленных служащих и рабочих Елисеев решил построить церковь. Работы начались 26 мая 1899 года, а уже через 80 дней, 16 августа, состоялось торжественное освящение, которое совершил епископ Рижский и Митавский святитель Агафангел (Преображенский) в сослужении архимандрита Иннокентия, протоиереев Н. Розанова, К. Виноградова, В. Плисса, священников Н. Цветкова и А. Огусаара. Небольшая по своим размерам, с пятью золочеными главами и облицованная лимонным кирпичом церковь сооружалась по проекту архитектора Барановского и была расположена на возвышенности у берега моря. В 1938 году храм был закрыт и имущество передано в Преображенскую церковь Кохтла-Ярве.

Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор (№ 26 Е), состоящий из «старой” и «новой” частей. В 1982 г. в соборе произошел пожар, практически полностью уничтоживший сохранявшуюся в нем стенопись. В 1985-1991 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). «Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое и трехапсидное, поставленное на высокий подклет. Его крупный двусветный четверик, первоначально с позакомарным покрытием, венчают луковичные главы на больших цилиндрических световых барабанах. Мощь форм собора особенно наглядно ощущается с востока, где выступают могучие полукружия апсид, разделенные прямоугольными колонками. Широкие лопатки членят фасады собора на три прясла, видимые из-за пристроек лишь в своей верхней части и завершенные килевидными закомарами. Антаблемент, раскрепованный на лопатках, отделяет закомары от стен. В их средних пряслах, внутри пристроек с юга и севера, сохранились перспективные порталы с белокаменными деталями; прежние окна заложены или растесаны. Барабаны глав украшены аркатурой на колонках и поясом городков под карнизом. В интерьере собора мощные крестообразные столбы широко расставлены и поддерживают при помощи подпружных арок между ними и стенами коробовые своды рукавов креста. Паруса обеспечивают переход к барабанам над средней и угловыми ячейками с восемью окнами у среднего и четырьмя — у боковых; основные подпружные арки повышены по отношению к сводам. Полностью открытые в храм апсиды, в южной из которых помещался придел Успения, перекрыты коробовыми сводами с конхами. Внутристенная лестница в южной стене ведет на своды. В сводчатом подклете находилась усыпальница с надгробиями XVI-XVIII вв., в которой похоронены бояре Салтыковы, князь И. Хованский с семейством, боярин А. Кафтырев, игумены Исайя и Герасим и др.

До пожара 1982 г. в интерьере собора сохранялись росписи, выполненные в 1667-1672 гг. «радением и старанием игумена Герасима”. Это было одно из ранних произведений костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. В 1865 г. росписи были полностью переписаны палехскими художниками артели Сафонова с использованием старой графьи. Стенописи собора до пожара были исследованы В.Г. Брюсовой, их иконографический состав подробно описан ею в монографии «Гурий Никитин”, в которой автор выдвигает предположение о том, что роспись верхних частей собора (барабанов, сводов, арок и т.д.) выполнена в XVI в. Однако полная идентичность штукатурного основания «верхов” и стен четверика, установленная в результате химического анализа, проведенного в процессе реставрации здания, не подтверждает справедливость этого предположения. После пожара в четверике оставались отдельные фрагменты штукатурного основания, просматривалась графья, но красочный слой выгорел и был смыт напором воды. В ходе реставрации собора на местах утрат была подведена новая штукатурка и весь интерьер побелен. В подклете собора, где находилась усыпальница, несмотря на проникавшую воду частично сохранились росписи 1672 г.

Древнюю архитектуру собора сильно искажает «новый” собор — обширные пристройки 1864-1869 гг., выполненные в русском стиле. Они охватывают здание двумя крупными боковыми притворами с крыльцом с юга и огромной основной частью с запада. Последняя — четырехстолпная, с повышенным средним нефом и большой световой главой над центром в окружении четырех маленьких. Притвор ее соединен в 1870-х гг. длинным переходом башней-колокольней. Обильный кирпичный декор фасадов нового здания, стилизованный под формы XVI-XVII вв., выглядит довольно тяжеловесно: пучки полуколонок, различные ширинки, городчатые карнизы и всевозможные наличники с колонками, балясинами, кокошниками и пр. В интерьере четыре столба сложного сечения, поставленные в центре, поддерживают крестовые своды над боковыми ячейками. Крупные подпружные арки с парусами выделяют более высокую среднюю часть, увенчанную барабаном с куполом. До пожара 1982 г. в соборе сохранялись фрагменты масляной росписи ХIХ в., лепные карнизы в верху стен и в основании светового барабана. В настоящее время в соборе установлен новый иконостас, выполненный по образцу иконостаса XVIII в. Состав икон — сборный. Храмовая икона «Богоявление” 1727 г. — письма известного царского изографа костромича Кирилла Уланова. Это одно из последних произведений, созданных им на родине.

Отзывы Богоявленский Анастасиин монастырь в Костроме (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Богоявленско-Анастасиин женский монастырь в Костроме

Женский Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костромской области — место хранения знаменитой чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, покровительствующей семейным ценностям. Обитель, первоначально бывшая мужской, за свою историю несколько раз перестраивалась. Храм закрыт для посещения мирянами, зайти можно только в часовни и Богоявленский собор — древнейшее уцелевшее каменное здание.

Первый деревянный Богоявленский монастырь основал ученик Сергия Радонежского преподобный Никита еще в 15 веке. Спустя век началось возведение каменных построек, в том числе главного собора. Вскоре к мужскому монастырю приписали и два женских — Крестовоздвиженский и Анастасиин. Во времена Смуты обитель разграбили половцы. В 17 веке она была обнесена каменными стенами с башнями и пополнилась новыми собором Св. апостола Иоанна Богослова, Трехсвятительской церковью, звонницей с храмом. Уцелели из них только перестроенный Богоявленский собор и корпус для трапез.

Еще один собор — Никольская церковь, возведенный в барочном стиле в 18 веке, был разрушен в советское время.

Что посмотреть

Сегодня в монастыре действуют 4 храма — помимо Богоявленского кафедрального собора, это церковь Смоленской иконы Богоматери, Собор Богоявления и колокольня. В 2002 г. в обители появился памятник покровителю христианского воинства Феодору Стратилату. Бывшее здание трапезной занимают теперь управление Костромской епархии и духовная семинария. Кроме того, здесь есть детский приют и богадельня для престарелых. Вход в монастырь открыт только для священнослужителей и паломников по предварительной договоренности. Для них там построены два гостевых дома.

В Богоявленский собор можно пройти сразу с улицы. Это величественный светлый храм с голубыми сводами и старинными иконами в золотых окладах. На нижнем этаже расположены надгробья 15-17 веков, в том числе, мощи святых.

К главной святыне монастыря — Феодоровской чудотворной иконе, почти всегда стоит небольшая очередь. Образ, считающийся творением Луки, относится к 12 веку. На его обратной стороне нанесено изображение мученицы Параскевы. Икона покровительствует невестам, рождению детей. Именно этой святыней отец Александра Невского Ярослав благословил брак своего сына. Образ, который хранился в Городце, пропал во время татаро-монгольского нашествия, а затем, согласно преданию, был обретен вновь на месте, где теперь построен храм. Икона также связана с родом Романовых.

Среди других святынь монастыря — Смоленская-Костромская фреска с изображением Богоматери, мощи Никиты Костромского и страца Тимона, крест с частичками мощей, хранившийся раньше в Игрицком мужсом монастыре, а также складень-мощевик с частью риз Иисуса Христа и Богородицы.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Симановского, 26.

До монастыря можно добраться троллейбусами №№ 2 и 7 и автобусами №№ 1 и 2 (остановка «Улица Пятницкая» либо «Фабрика-кухня»).

Богоявленско-Анастасиин женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Костромская митрополия, Костромская епархия
Настоятельница — игумения Иннокентия (Травина)

Святыни монастыря:
— чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
— чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
— святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
— святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
— крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
— складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Храмы монастыря:
1. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
2. Собор Богоявления Господня
3. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
4. Колокольня

Проезд (по г. Костроме): троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

is-ke@yandex.ru (4942) 31-34-86 Адрес: г. Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26. Идет

История:
Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским — по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели.

В 1764 г. Анастасиин монастырь был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский жен. мон-рь, находившийся в бывшем Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, Анастасиин монастырь вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского.

Как и большинство женских обителей, Анастасиин монастырь с основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в монастыре было введено общежитие. В период настоятельства игум. Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны — в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны — в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250. В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский мужской монастырь, основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским.

В ходе возрождения бывшего Богоявленского монастыря большая часть инокинь была переведена в него, а бывший Анастасиин монастырь, который после объединения стали называть «старый монастырь», игуменья Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто училище для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. Дух.Училища оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел.

К 1917 г. в Анастасиином монастыре проживали 53 монахини и 323 послушницы.
В начале 1919 г. обитель закрыли, на территории старого монастыря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница — игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы монастыря действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской церкви разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей. В кон. 20-х гг. на территории старого мон-ря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская церковь, и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская церковь. В 40-50-х гг. XX в. территория Анастасиинского монастыря была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 годах.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *