Род. в обл. Этолия (в зап. части Греции) в сел. Мега-Дендрон (нек-рые исследователи считают, что в соседнем сел. Таксьярхис), в семье ткачей. При крещении получил редкое имя Констас или Констант (Κώνστας). С юного возраста он отличался тягой к знаниям и старался получить хорошее образование, чтобы «послужить на пользу христиан». Первым учителем Константа стал его старший брат Хрисанф Этолийский (впосл. возглавивший Патриаршую Академию в К-поле), с 8 лет он обучался под рук. иеродиак. Герасима (Лицикаса) в Сигдице. В 1732 г. Констант поступил в общинную школу Ломботины (ныне Ано-Хора). Он был способным и одаренным учеником и через 2 года сам стал учить детей. Констант отказался от применения телесных наказаний и использовал ряд новаторских педагогических методик. Вскоре он открыл школу в сел. Таксьярхис.

Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в.
Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в.

Констант продолжил свое образование в «Эллиномусионе» — учебном заведении при мон-ре св. Параскевы (Гува) (близ совр. сел. Врангиана, ном Эвритания), где помимо богословских дисциплин расширил познания в области арифметики и геометрии. В академии Афониада на Св. Горе он изучал арифметику, геометрию, физику, космографию, а также логику, введение в философию и метафизику, многие преподаватели Афониады использовали новейшие данные науки, принятые в Зап. Европе. Также Констант в совершенстве овладел древнегреческим и 3 европейскими языками. Его учителя, Николаос Дзардзулис и Панайотис Палама, обладали высоким авторитетом у современников. Они вели активную просветительскую деятельность, основали в Греции неск. учебных заведений. Определяющее влияние на формирование взглядов Константа оказал возглавлявший Афониаду Евгений (Булгарис); группа его учеников (в т. ч. и Констант) образовала тайное общество, чья деятельность была направлена на борьбу с безграмотностью и просвещение народа. Мн. члены об-ва (их было ок. 30 чел.) впосл. стали архиереями, известными дидаскалами и проповедниками.

В 1759 г. Констант принял постриг с именем Косма в афонском мон-ре прп. Филофея. Вскоре по прошению братии он был рукоположен во иерея. Главной причиной, побудившей К. Э. покинуть мон-рь (по его собственному признанию), было стремление к апостольскому служению. Он постепенно готовился к осуществлению задуманного, изучая на Афоне Свящ. Писание и святоотеческие творения. Совершенствование образования К. Э. сочетал с аскетическим деланием. Впосл. К. Э. не прерывал духовных связей со Св. Горой, к-рая была исходным пунктом его миссионерских путешествий.

В кон. 1760 г. К. Э. прибыл в К-поль с твердым намерением начать проповедническую деятельность. Патриарх Серафим II (1757-1761) с одобрением отнесся к той миссии, к-рую хотел возложить на себя К. Э., и дал ему свое благословение. Впосл. К. Э. встречался с патриархом Самуилом I (Хандзерисом) (1763-1768, 1773-1774), к-рый также был к нему благосклонен и оказывал всестороннюю поддержку. С 1760 по 1779 г. К. Э. совершил 4 миссионерских путешествия (самый большой перерыв между ними был в 1773-1775, когда он жил на Афоне). Из-за духовного упадка в период османского господства миссионерская деятельность проповедника носила многосторонний характер: он стремился вернуть отошедших от Православия людей в лоно Церкви, возродить подлинно христ. жизнь, укрепить единство правосл. народов. К. Э. проповедовал не только в греч. землях, но и на территории совр. Албании, Болгарии, Республики Македонии и Турции. Всего он побывал более чем в 30 областях. Особое внимание он уделял тем районам, над населением к-рых нависла угроза исламизации и утраты правосл. идентичности. В Сев. Эпире православные, забыв греч. язык, говорили по-албански и многие принимали ислам. К. Э. подчеркивал значение греч. языка как языка Евангелия и Церкви. Проповедник неоднократно посещал Сев. Эпир и достиг значительных успехов в распространении греч. языка. Современники К. Э. свидетельствовали, что своими проповедями ему удалось приостановить массовую исламизацию в этих местах.

Первоначально народ встречал проповедника настороженно, К. Э. даже сталкивался с враждебностью местного населения. Но вскоре его ораторский дар, трудолюбие, нестяжание и самопожертвование привлекли внимание слушателей. К. Э. не останавливался в домах богачей и знати, был очень воздержан в еде, его имущество состояло из рясы и переносной кафедры. Произнеся проповедь в одном селении, он, невзирая на полуденный зной, переходил в следующее.

В течение нескольких лет молва о К. Э. распространилась по Балканам. Проповеди К. Э. собирали тысячи слушателей, у святого появилось значительное число учеников и последователей, его постоянно сопровождали несколько десятков священников. Керкирский гр. Д. Мамонас свидетельствует, что за проповедником следовали по меньшей мере 6 тыс. чел. Согласно данным венецианских архивов, на проповеди К. Э. порой приходили более 15 тыс. слушателей. Наибольшую популярность К. Э. приобрел среди простого народа, но многие влиятельные, знатные и образованные люди также почитали проповедника. Среди них было немало мусульман. Али-паша Янинский покровительствовал К. Э., считая его великим праведником и пророком.

Церковь равноап. Космы Этолийского близ Копаноса (Греция). 1999–2002 гг.
Церковь равноап. Космы Этолийского близ Копаноса (Греция). 1999–2002 гг.

Из-за многочисленности аудитории К. Э. приходилось проповедовать под открытым небом: на выбранном месте ставили большой деревянный крест, у его подножия — кафедру, на к-рую поднимался К. Э. Как правило, он начинал говорить вечером (когда крестьяне возвращались с хозяйственных работ) и продолжал до глубокой ночи. Уходя, он забирал кафедру с собой, а крест оставлял на месте как напоминание о проповеди. По свидетельству очевидцев, народ неотрывно следил за словами К. Э., на протяжении многочасовой проповеди сохранялась абсолютная тишина. Мн. современники отмечали удивительную силу слова святого. Информатор венецианских властей Ф. Дзонца так описывал влияние проповеди К. Э. на людей: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже преступники, которые находились вне закона, примирялись со своими врагами и впредь жили мирно» (Ξανθοπούλου-Κυριακού. 1984. Σ. 33, 81). Перед уходом он призывал христиан исповедаться, поститься и совершал всенощное бдение.

К. Э. побуждал всех, имевших деньги, покупать святоотеческую лит-ру. Эти книги он раздавал в подарок тем, кто знали грамоту или хотели учиться. Более 4 тыс. купелей для крещения были приобретены на средства богатых дарителей по просьбе проповедника и переданы в разные храмы.

К. Э. открыл множество учебных заведений (в это число входят и ранее существовавшие школы, работа к-рых была возобновлена по инициативе проповедника). Большинство из них он основал сам, некоторые по его указанию — ученики и последователи. К. Э. считал, что образование должно быть всеобщим и бесплатным, и делал все возможное, чтобы такая практика стала повсеместной. На строительство школ использовали часть доходов от общинных и храмовых земель, а также пожертвования и дары, приносимые святому. Во многих проповедях К. Э. призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку системы образования. Если и этих пожертвований было недостаточно, он объявлял дополнительный сбор средств. Он также установил практику т. н. воскресного молока. Это означало, что деньги от продажи сельскохозяйственных продуктов в воскресенье шли на поддержку школ. К. Э. одним из первых говорил о необходимости обучения не только мальчиков, но и девочек. Среди учеников, получивших образование в школах К. Э., было немало детей, впосл. ставших видными общественными и церковными деятелями. В их числе был знаменитый греческий революционер Ригас Велестинлис. К. Э. заботился об обеспечении учителей жалованием и жильем. Он организовал школы по подготовке учителей и проповедников в Дервицани при ставропигиальной обители Диврийской Пресв. Богородицы и в мон-ре ап. Иоанна Богослова.

К. Э. считал, что община и церковный приход должны стать центрами общественных и просветительских собраний для местного населения. Участие в жизни Церкви он рассматривал как способ консолидации общества. Для преодоления обособленности жителей соседних населенных пунктов по его инициативе на перекрестках дорог были построены поклонные часовни (проскинитарии), в дни церковных торжеств там собирались люди со всей округи. К. Э. стремился восстановить среди жителей близлежащих селений забытую традицию отмечать вместе престольные праздники. Он заботился не только о духовном спасении своей паствы, но старался сделать так, чтобы люди «эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая» (Μενούνος. 2002. Σ. 144, 180, 207). К. Э. вникал в самые насущные бытовые проблемы. Напр., давал советы по уходу за плодовыми деревьями. Сотни деревьев были посажены К. Э., нек-рые из них сохранились до наст. времени; считается, что он ввел распространенный в Греции обычай сажать у дома тутовые деревья.

К. Э. был связан дружескими отношениями и сотрудничал со мн. участниками «филокалического возрождения». Как и др. традиционалисты, он полагал, что только через возрождение Православия греки и др. правосл. народы Балкан смогут сберечь свою идентичность. Вместе с участниками движения колливадов К. Э. выступил в защиту воскресного дня, он учил христиан не работать и не устраивать торговых дней по воскресениям. По его призыву многие изменили свой жизненный уклад и в некоторых районах торговля по воскресным дням прекратилась.

К. Э. проповедовал универсальность исихастской практики как для монашествующих, так и для мирян, он раздал более 300 тыс. четок и учил людей творить Иисусову молитву. Так, в ряде областей среди мирян получила широкое распространение практика «умной молитвы» (святогорская версия Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя»).

Большое внимание К. Э. уделил сохранению народных обычаев. Для внешнего отличия православных от турок он советовал мужчинам не брить головы и не носить фески с длинными кисточками, женщин призывал надевать платки (он раздал слушательницам более 400 тыс. косынок и платков).

24 авг. 1779 г. К. Э. принял мученическую кончину в сел. Муйяли (на территории совр. Албании) от рук приближенных Курт-паши, подкупленного врагами святого (ростовщиками и торговцами-иудеями). За голову К. Э. была заплачена огромная денежная сумма. После повешения тело проповедника было брошено в реку Апсос и обретено через 3 дня иером. Марком из мон-ря Введения во храм Пресв. Богородицы (Арденица) близ Коликондаси. По преданию, он увидел, что К. Э. как живой стоит на воде. Иером. Марк перенес тело святого в свой мон-рь и похоронил за алтарем. У могилы произошло множество чудес.

Преподобный Косьма Этолийский В 1-м послании к коринфянам апостол Павел перечисляет дары Святого Духа Церкви Христовой: «Каждому дается прояв­ление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». (1 Кор. 12: 7–10). Всеми этими дарами Господь щедро наградил Своих учеников и апостолов: неграмотные рыбаки стали богословами, пророками и учителями. Они проповедовали Евангелие правды во всем мире, совершали удивительные чудеса, а в конце жизни удостоились принятия мученического венца.

Святая Церковь называет равноапостольным и святого Косму Этолийского не случайно. Будучи пламенным и искренним проповедником, он еще при своей жизни совершил множество чудес и исцелений и сподобился мученической кончины.

Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Косма Этолийский оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем всего человечества (о научных изобретениях, войнах, экологических катастрофах). Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые еще ожидают своего исполнения.

Это не выдумки в духе лже-пророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в диавольские сети и сохранить в чистоте веру православную.

Каждый город, каждое селение, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие предсказания святого дошли до нас не только в письменном виде, но и как устные рассказы. Люди с детства воспитывались по заветам святого, поэтому даже сегодня нет в Греции человека, незнакомого с пророчествами Космы Этолийского.

Многие его предсказания связаны с конкретными областями, и не могут быть поняты без знания местных реалий и исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами вселенского Православия и современного мира. Большинство пророчеств святого Космы сохранилось до наших дней. Что-то из предсказаний известно уже по книгам, рукописям и кодексам XVIII–XIX веков. Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашел сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Пророчества святого были столь жизненно необходимы, популярны и важны для народа, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и «спрятали» пророчества великого православного святого в священной книге мусульман.

Если главной задачей пророков ветхозаветного периода было предсказание прихода Мессии, то основным делом пророков Нового Завета стало предсказание конца света и второго пришествия Христа. Все новозаветные святые мужи, наделенные пророческим даром (в том числе и святой Косма), предсказывали не какие-либо новые события и состояния, но подготавливали свою паству к Страшному суду и второму пришествию нашего Господа и Спасителя. Не только к преодолению трудностей и искушений последних времен готовят нас они, но и к главной цели всего нашего земного существования — «благоприятному ответу на Страшном судище Христовом».

«Величайшими мучениками были пророки! Они были мучениками большими, чем все мученики, несмотря на то, что не все они умерли мученической смертью. Потому что мученики страдали недолго, тогда как пророки видели, как творится зло, и страдали постоянно. Они все кричали-кричали, а остальные дудели в свою дуду», – эти слова принадлежат нашему современнику афонскому старцу Паисию Святогорцу. Старец Паисий (как и любой другой грек) с раннего детства был погружен в традицию, связанную с именем равноапостольного Космы. Впоследствии в беседах с приходившими к нему людьми он неоднократно цитировал проповеди и пророчества этого святого. Старец долгое время восстанавливал монастырь в Конице – месте, неразрывно связанном с именем Космы Этолийского (сейчас там построена величественная церковь в его честь). Но самое главное – старец Паисий объяснил нам некоторые «константинопольские» пророчества святого, которые до этого вызывали у исследователей жаркие споры.

Святого и старца связывала общая боль за родину и Православную Церковь, оба они были выдающимися миссионерами, приведшими ко Христу множество современников. Их жизнь – пример жертвенного служения Богу и ближнему.

Всей своей жизнью святой и старец показывают, что любовь к Богу немыслима без любви к своему народу. В то же время подвижники в своем отношении к родине был чужды поверхностного горения, которое, ярко вспыхивая, быстро гаснет. Они показали, что любовь к отечеству – это каждодневный изнурительный и опасный труд, лишенный всякой показухи и тем более не рассчитывающий на земное вознаграждение.

Для такого жертвенного труда требуется, прежде всего, глубочайшее смирение, полное предание себя воле Божией. Всем этим была пронизана жизнь старца Паисия. Готовность к такому самоотречению находим и в словах священномученика Космы, которые являются программой всего его земного поприща:

«Вы можете сказать: «А ты ведь монах, что ты тогда делаешь в миру?” И я, братья, неправильно поступаю. Но так как народ наш стал безграмотным, я сказал: «Пусть Христос потеряет лишь меня, но получит остальных. Может быть, по милосердию Божию и вашим молитвам и я спасусь”». Здесь равноапостольный Косма встает вровень с апостолом Павлом, который говорил: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». (Рим. 9: 3).

Войны, голод, холод, немыслимые катастрофы и трагедии – обо всем пророчествовал святой Косма. Но он перечисляет эти события не для того, чтобы напугать малодушных и впечатлительных слушателей. Святой дает практические советы: как преодолеть невзгоды и выстоять, сохранив веру. Каждое произносимое им слово было выстрадано и имело силу, важность и значимость не только для его современников, но и для последующих поколений.

Пророчества Космы Этолийского стали руководством для нескольких поколений жителей Балканского полуострова. Прислушаемся и мы к его словам, последуем его наставлениям, сохраним надежду и веру в то, что с помощью Божией все испытания в конце концов обернутся на наше благо.

Пророчества о «желаемом»

Своими пророчествами святой Косма смог вернуть соотечественникам, уже более 300 лет томившимся под иноземным игом, надежду на национальное возрождение. Вклад святого Космы в будущее освобождение от турецкого владычества был огромен. Вот слова из песни, ставшей гимном греков, боровшихся против иноземного владычества:

Помоги, святой Георгий,
Помоги, святой Косма,
Вновь нам взять Константинополь
И святой Софии храм.

Святой Георгий, как известно, был покровителем воинства. А святой Косма для участников национально-освободительного движения стал символом борьбы за возрождение Православия и родины, они вдохновлялись его пророчествами, пробудившими веру и надежду.

Святой, конечно, не мог напрямую говорить со своей паствой о национальном освобождении. Он использовал слова «желаемое», «чаемое». «Когда придет «чаемое”»? – часто спрашивали святого.

Вот как он отвечал на этот вопрос:

«Это место однажды снова станет ромейским. Счастлив тот, кто будет жить в этом государстве».

Святой часто произносил это пророчество, посещая с проповедью порабощенные земли Балкан. Все они вскоре были освобождены от турок.

«Желаемое придет к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки»

Эти слова произнесены в Эпире. Освобождение этой греческой провинции случилось во время Балканской войны 1912–1913 годов, когда еще были живы внуки тех, к кому святой Косма обратился с этим пророчеством.

«Впереди еще много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощенным и несчастным».

Святой сказал это в Эпирской деревне Цараплана. Щель на том дереве зарубцевалась в 1912 году.

Местные жители с тех пор, как услышали пророчество, ежедневно ходили к платану и смотрели, не зарубцевалась ли рана на дереве. Прошло более 130 лет, и вот по округе пронеслось радостное известие: «Свершилось! Пророчество святого исполнилось!» И люди не обманулись в своих ожиданиях: всего через несколько месяцев они получили долгожданную свободу.

«Желаемое придет, когда две пасхалии совпадут вместе».

Благовещение и Пасха совпали в 1912 году. Спустя всего несколько месяцев области, к жителям которых святой обратил свое пророческое слово, были освобождены от турецкого владычества (На такую расшифровку пророчества святого Космы указал именно старец Паисий).

«Да будут благословенны горы: много душ они спасут».

Эти слова святой произнес в Вонице. В мае 1821 года жители этого селения, следуя пророческому совету святого Космы, нашли убежище в горах Левкады.

«Благодарите судьбу за то, что окажетесь в высоких горах: они сохранят вас от многих бед. Вы будете слышать опасность, но не увидите ее. Три дня и три часа будете страдать».

Святой произнес это пророчество в городе Мецово. 27 мая 1854 года там, действительно, разразилось жестокое трехдневное сражение. Многим местным жителям, спрятавшимся высоко в горах, удалось избежать гибели.

«О благословенная гора, сколько женщин и детей ты спасешь, когда придут тяжелые годы».

4 ноября 1912 года слова святого сбылись: в горах Сиасицы спаслось 45 тысяч женщин и детей.

«Сначала придут красные колпаки, потом на 54 года их сменят англичане, а затем будет греческое государство».

Пророчество об освобождении Ионических островов произнесено святым на острове Кефалония. Эти слова исполнились с поразительной точностью: вслед за венецианцами островами стали владеть французы (в народе их называли «красные колпаки»), их на 54 года (!) сменили англичане, и только затем Ионические острова, как и предсказал святой Косма, получили долгожданное освобождение.

«Беда дойдет до креста, но не сможет спуститься ниже. Не бойтесь. Не уходите из своих домов».

С этими словами святой обратился к жителям селения Полинери. На месте своей проповеди святой, по обыкновению, воздвиг большой крест, с которым и связано это пророчество.

В ноябре 1940 года войска фашистской Италии вторглись в Грецию. Практически не встречая сопротивления, они захватывали все новые и новые территории. Наконец они приблизились и к кресту, о котором святой говорил в своем пророчестве. Опасаясь угрозы дальнейшего продвижения итальянских войск, греческие власти отдали приказ об эвакуации жителей некоторых населенных пунктов, в том числе и Полинери. Столетний житель села Тегос Насиулас не забыл пророческих слов святого: он обратился к односельчанам, убеждая их никуда не уходить из своих домов. Власти считали его вредителем, пытающимся задержать эвакуацию и облегчить продвижение итальянских войск. Старика просили замолчать, даже жестоко избили, но он упорствовал.

Итальянцы, действительно, дошли до креста, но не смогли пройти дальше: греческие войска остановили наступление.

Пророчества о Константинополе

Возвращение Константинополя всегда было мечтой греков и других православных народов Балкан. Его падение стало самой тяжелой и трагической датой в греческой истории. Возрождение национального государства не получило логического продолжения – восстановления православной империи со столицей в Константинополе. Святой Косма, предсказавший освобождение от турецкого ига, предсказал и будущее освобождение Царьграда. «Константинопольские» пророчества еще ожидают своего исполнения.

Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались для нас загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лже-пророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить «зерна от плевел» – истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение.

Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи.

Византия для них – это не только политическая программа, но и образ мысли и мироощущения: «Византия положила начало на Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не «полинять”, не ”обесцветиться”. Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы мы сами не полиняли». Византия – образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это «христианское царство», по меткому определению святого Космы Этолийского.

«Красные жилеты изгонят турок из Города».

Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей.

«В Городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок».

Это пророчество было дополнено старцем Паисием: «В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови».

«Через долину Музини пройдут войска, направляющиеся в Константинополь. Пусть женщины и дети уйдут в горы. Вас будут спрашивать: «Далеко ли Город?” Отвечайте: «Он близко”. Отвечая так, избегните многих бед».

Долина Музини располагается в Северном Эпире. Хотя эта греческая провинция находится сейчас на территории Албании, в ней до сих пор проживает значительная часть неалбанского (преимущественно греческого) населения, к которому и обращался святой Косма в своем пророчестве.

«Когда услышите, что флот плывет по Средиземному морю, – знайте: вскоре решится константинопольский вопрос».

Из пророчества ясно, что в борьбе за Константинополь противоборствующими сторонами будет широко использоваться флот.

«Войска не дойдут до Города и половины пути, когда получат известие, что пришло «желаемое”».

Некоторые «константинопольские» пророчества святого Космы в конце XX века были расшифрованы и дополнены старцем Паисием Святогорцем.

«Вот что сказал старец, когда однажды его спросили о событиях в Сербии:

– Сегодня ради турок европейцы создают независимые государства с мусульманским населением (Боснию, Герцеговину). Однако я вижу, что они в будущем деликатно разделят и саму Турцию: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют признания независимости и права этих народов на самоопределение. Они скажут тогда Турции: «Мы вам уже когда-то сделали одолжение, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне”. Так «благородно” разделят на части Турцию.

Святой Арсений Каппадокийский в Фарасах говорил верующим, что они потеряют свое отечество, но вскоре вновь его обретут».

«Будет и еще одна чужеземная армия. Она не будет знать греческого, но будет верить во Христа. Они тоже будут спрашивать: где Город?».

Судьба Константинополя решится в военном и дипломатическом противоборстве крупнейших мировых держав, которым по каким-то (пока еще неизвестным причинам) станет выгоден распад Турции.

Старец Паисий подчеркивал, что это случится без непосредственного участия самой Греции: «Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам».

Многие греческие исследователи убеждены, что в решении константинопольского вопроса примет активное участие и единоверная Россия. Действительно, русский народ в наибольшей степени подходит под определение святого Космы: «не будет знать греческого, но будет верить во Христа».

«Однажды группа детей, учеников Афониады, решила пойти к старцу и спросить его о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времен. Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот – третьему. Но в конце концов никто так и не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: «Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете”».

«Антихристы (т.е. турки. – А.З.) уйдут, но снова вернутся, затем вы будете их преследовать до Красной Яблони».

В греческой народной традиции и преданиях Красной Яблоней называется Коккини Милья – место где-то в Месопотамии, куда будут изгнаны турки после освобождения Константинополя.

Конечно, сейчас нам кажется, что освобождение Константинополя, равно как и развал Турции вкупе с усилением России почти невозможны. Но не будем забывать, что Богу все возможно, и ситуация в мировой политике может в любой момент повернуться на 180º.

«Однажды господин Д.К. посетил старца Паисия. В то время СССР был сильной и могущественной державой, и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться (дело было еще в эпоху Брежнева).

Между прочим старец сказал ему:

– Увидишь, что скоро СССР развалится.

Господин Д. возразил:

– Но такую крепкую мощь, геронда, кто сумеет развалить? И до ноготка его не смеют дотронуться.

– Увидишь!

Старец предсказал, что развалу СССР будет очевидцем и сам господин Д., несмотря на его преклонный возраст.

Старец продолжил:

– Знай, что и Турция развалится. Будет война, которая продлится два тайма. Мы будем победители, потому что мы – православные.

– Геронда, потерпим ли мы урон в войне?

– Э, самое большее, один–два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!»

«Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».

«Никто не может этого объяснить, все высказывают ошибочные предположения. Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе, во Фракии, в Коринфе, но никто не знает, что то, о котором он говорит, – шесть миль территориальных вод».

«Однажды я встретил старца Паисия, который был несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал разговор:

– Пришли сюда некие и начали мне говорить, что начнется война, турки войдут в Грецию и нас прогонят за шесть миль до Коринфа (таким образом они своим испорченным помыслом истолковали пророчество Космы Этолийского). <…> Хотя и не люблю говорить на тему пророчеств, но они вынудили меня объяснить им значение шестимилия, о котором говорит святой Косма, а это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-за которой мы в последние годы грыземся с Турцией и из-за которой мы в конце концов «схватимся”. Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут».

«Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию».

Пророчества святого Космы и старца Паисия говорят о том, что треть турок станет христианами. Примечательно, что уже сейчас среди турок много криптохристиан. Многие паломники, побывавшие в Турции, рассказывают, что во время поездок к ним подходили люди, просили иконы, молитвословы, искали возможности исповедаться и причаститься.

«Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе».

Долгое время смысл этого пророчества был сокрыт от нас, лишь в конце XX века старец Паисий пролил свет на слова святого Космы.

«Они начали мне говорить, что сказанное святым Космой: «Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе”, – сейчас (когда Пасха совпала с Благовещением и прошлая зима была как лето) означает, что турки нападут на Грецию.

Все мы стали пророками, отче, и объясняем умом нашим вещи, как хотим… Здесь я был вынужден им сказать, что святой Косма, когда говорил: «Тогда придет…”, вовсе не подразумевал турок. Разумел, что тогда придет свобода для жителей Северного Эпира. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и теперь они более или менее свободно сообщаются со своим отечеством.

Отец мой, я понял, что очень большой вред наносят эти люди, объясняя пророчества своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои лживые мудрствования».

В основу публикации легли материалы книги: Афанасий Зоитакис Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007.

Паисий Святогорец, старец. «С болью и любовью о современном человеке». Слова. М., 2003. Т. 1. С. 22.

Ромеи – жители Византийской империи. Святой Косма был последовательным сторонником воссоздания «Ромейской империи».

См.: Афанасий Раковалис «Отец Паисий мне сказал…». М., 2003.

Χριστόδουλος Αγιορείτης, ιερομοναχος. Σκέυος Εκλογής. Άγιον Όρος, 1996. Σ. 207.

Там же. Σ. 143.

Χριστόδουλου Αγιορείτου. Ο Γέρων Παίσιος. Άγιον ΄Ορος, 1994. Σ. 210–221.

Исаак, иеромонах. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 211.

Ексамилья – 6 миль, шестимилие.

Лангадас, Килнис – города в Македонии.

Фракия – область в Греции.

Зона из шести миль, включающая несколько островов в Эгейском море. На эту территорию сейчас активно претендуют турки. Они постоянно нарушают греческое воздушное пространство, а в 1996 году из-за этих территорий едва не вспыхнул вооруженный конфликт между Грецией и Турцией.

День памяти: 24 августа (6 сентября)

Равноапостольный Косма Этолийский (в миру Константин), родился в 1714 году в Этолии, Греция. Его отец был ткачем, мать отличалась благочестием. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище, у таких известнейших в то время учителей, как Николай (Царцулия) из Мезовы и Евгений (Булгари).

Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.

Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. Путешествовал он пешком, на осле или кораблём. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.

По его наставлению в селах открывались церковные училища, в общей сложности более 200; создавались приюты и церкви. Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку Священных Книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

Наделенный даром пророчества, святой Косма предсказал появление телефона, самолётов и воздушных бомбардировок. 25-летнее апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью августе 1779 года в Албании. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и удавлен1).

Тело его было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликонтаси в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были перенесены на благословение в разные места.

Его канонизация была совершена патриархом Константинопольским Афинагором в 1961 году, днем памяти было установлено 24 августа.

1) Однако, существует одно повествование, где указывается что святой помолился и испустил дух непосредственно до казни.

Равноап. Косма Этолийский

Косма Этолийский, Албанский, Афонский (+ 1779), иеромонах, равноапостольный, священномученик

Прмч. равноап. Косма Этолийский

Память 24 августа, 4 августа (Афон. ), в Соборах Афонских и Филофеевских (Греч., Филофей) преподобных; преподобных отцов-колливадов Афонских (Греч.); Ватопедских (Греч.), Левкадийских (Греч. ), Эвбейских (Греч.), Эвританских (Греч. ) а также Этолийских и Акарнанских (Греч. ) святых

В миру Константин, родился в 1714 году в Этолии, Греция. Его отец был ткачем, мать отличалась благочестием. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай (Царцулия) из Мезовы и Евгений (Булгари).

Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.

Икона с изображением мученической кончины св. Космы Этолийского и нахождения его св. мощей

Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. Путешествовал он пешком, на осле или кораблём. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.

По его наставлению в селах открывались церковные училища, в общей сложности более 200; создавались приюты и церкви. Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку священных книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Святой учил людей творить Иисусову молитву: благодаря его стараниям практика творения мирянами умной молитвы широко распространена в Греции по сей день .

Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

Наделенный даром пророчества, святой Косма предсказал появление телефона, самолётов, воздушные бомбардировки .

25-летнее апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью августе 1779 года в Албании. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и задушен .

Икона с изображением жития св. Космы Этолийского

Мощи и почитание

Тело святого было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликондаси (ныне Колкондас, область Фиери) в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были перенесены на благословение в разные места. Основная их часть поныне остаётся в монастыре Космы Этолийского в Колкондасе (глава его была помещена в серебряной раке, которая была похищена в XX веке). Другие крупные части хранятся в монастыре святителя Николая на острове Андрос, куда она была принесена духовными сыновьями святого Космы после его мученической кончины, а также в кафедральном соборе в столице Албании. Небольшая частица хранится также в митрополичьем соборе Янины . Сохранились металлические кресты св. Космы Этолийского, священные сосуды, трость, кадило, его личные предметы, ботинки. Окровавленная рубашка святого хранится на острове Керкира, где на святого было совершено нападение . В монастыре Филофей хранится его епитрахиль и часть облачения.

20 апреля 1961 года был канонизирован патриархом Константинопольским Афинагором , днём памяти было установлено 24 августа.

20 марта 2008 года по благословению патриарха Алексия II равноапостольный священномученик Косма Этолийский был внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви .

Равноап. сщмч. Косма Этолийский. Фреска

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Боже́ственныя ве́ры уче́нием украси́л еси́ Це́рковь, / ревни́тель апо́столов быв, / и насе́яв боже́ственныя догма́ты, / му́ченически по́двиг сконча́л еси́. / Космо́ пресла́вный, / Христа́ Бо́га моли́, // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь (из первой службы св. Косме)

Днесь соше́дшеся в честне́й па́мяти, / сла́вно воспои́м ди́внаго в ли́цех Косму́ прехва́льнаго, / да́рует бо исцеле́ние ве́рно приходя́щим,/ я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу, // я́ко равноапо́стольный.

Кондак, глас 4

Я́ко свети́ло новоявле́нное, / Це́рковь всю озаря́еши ева́нгельскими уче́нии, / Космо́, Христо́вым апо́столом ра́вный, // сего́ ра́ди Це́рковь досто́йно пра́зднует па́мять твою́.

Использованные материалы

«Афонские святые, день памяти которых отмечают в августе и панигиры в монастырях Святой Горы (по новому стилю)», страница сайта Православное наследие Украины на Святой Горе Афон, : «17 августа — священномученика Космы равноапостольного». В прошлом 4 августа как второй день памяти без каких-либо оговорок приводился на странице календаря портала Православие.Ru «Равноапостольный священномученик Косма», , однако теперь он оттуда убран.

«Σύναξη των εν Λευκάδι Αγίων», страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) —

«Σύναξη των Ευρυτάνων Αγίων», страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) —

Σύναξη των Αιτωλοακαρνάνων Αγίων, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) —

По словам преподобного Паисия Святогорца «Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы». См. «Посмертное почитание и чудеса равноапостольного Космы Этолийского», сайт Святая Гора Афон изд. дома «Святая Гора»,

«Пророчества Космы Этолийского о научных открытиях и технических изобретениях», страница портала Православие.Ru, .

Однако существует одно повествование, где указывается, что святой помолился и испустил дух непосредственно до казни. См. .

«Святой Преподобномученник Косма Этолийский», сайт Православные молитвы, 6 марта 2012, ; «В Албании прошли торжества, посвященные 300-летию со дня рождения и 235-летию со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского», сайт Святая Гора Афон изд. дома «Святая Гора»,

«»Равноапостольный Косма Этолийский» — лекция Афанасия Зоитакиса», портал Православие и мир, 10 марта 2015,

«Άγιος Κοσμάς ο Αιτωλός», страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), .

Равноапостольный Косма Этолийский. Слова. — М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2009. — С. 5.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *