Пророчества св. Космы Этолийского и старца Паисия

Александр Раков

Пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца об освобождении Балкан и Константинополя
 
Преподобный Косьма Этолийский
В 1-м послании к коринфянам апостол Павел перечисляет дары Святого Духа Церкви Христовой: "Каждому дается прояв¬ление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков". (1 Кор. 12: 7-10). Всеми этими дарами Господь щедро наградил Своих учеников и апостолов: неграмотные рыбаки стали богословами, пророками и учителями. Они проповедовали Евангелие правды во всем мире, совершали удивительные чудеса, а в конце жизни удостоились принятия мученического венца.

Святая Церковь называет равноапостольным и святого Косму Этолийского не случайно. Будучи пламенным и искренним проповедником, он еще при своей жизни совершил множество чудес и исцелений и сподобился мученической кончины.

Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Косма Этолийский оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем всего человечества (о научных изобретениях, войнах, экологических катастрофах). Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые еще ожидают своего исполнения.

Это не выдумки в духе лжепророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в диавольские сети и сохранить в чистоте веру православную.

Каждый город, каждое селение, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие предсказания святого дошли до нас не только в письменном виде, но и как устные рассказы. Люди с детства воспитывались по заветам святого, поэтому даже сегодня нет в Греции человека, незнакомого с пророчествами Космы Этолийского.

Многие его предсказания связаны с конкретными областями, и не могут быть поняты без знания местных реалий и исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами вселенского Православия и современного мира. Большинство пророчеств святого Космы сохранилось до наших дней. Что-то из предсказаний известно уже по книгам, рукописям и кодексам XVIII-XIX веков. Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашел сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Пророчества святого были столь жизненно необходимы, популярны и важны для народа, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и "спрятали" пророчества великого православного святого в священной книге мусульман.

Если главной задачей пророков ветхозаветного периода было предсказание прихода Мессии, то основным делом пророков Нового Завета стало предсказание конца света и второго пришествия Христа. Все новозаветные святые мужи, наделенные пророческим даром (в том числе и святой Косма), предсказывали не какие-либо новые события и состояния, но подготавливали свою паству к Страшному суду и второму пришествию нашего Господа и Спасителя. Не только к преодолению трудностей и искушений последних времен готовят нас они, но и к главной цели всего нашего земного существования – "благоприятному ответу на Страшном судище Христовом".

"Величайшими мучениками были пророки! Они были мучениками большими, чем все мученики, несмотря на то, что не все они умерли мученической смертью. Потому что мученики страдали недолго, тогда как пророки видели, как творится зло, и страдали постоянно. Они все кричали-кричали, а остальные дудели в свою дуду", – эти слова принадлежат нашему современнику афонскому старцу Паисию Святогорцу. Старец Паисий (как и любой другой грек) с раннего детства был погружен в традицию, связанную с именем равноапостольного Космы. Впоследствии в беседах с приходившими к нему людьми он неоднократно цитировал проповеди и пророчества этого святого. Старец долгое время восстанавливал монастырь в Конице – месте, неразрывно связанном с именем Космы Этолийского (сейчас там построена величественная церковь в его честь). Но самое главное – старец Паисий объяснил нам некоторые "константинопольские" пророчества святого, которые до этого вызывали у исследователей жаркие споры.

Святого и старца связывала общая боль за родину и Православную Церковь, оба они были выдающимися миссионерами, приведшими ко Христу множество современников. Их жизнь – пример жертвенного служения Богу и ближнему.

Всей своей жизнью святой и старец показывают, что любовь к Богу немыслима без любви к своему народу. В то же время подвижники в своем отношении к родине был чужды поверхностного горения, которое, ярко вспыхивая, быстро гаснет. Они показали, что любовь к отечеству – это каждодневный изнурительный и опасный труд, лишенный всякой показухи и тем более не рассчитывающий на земное вознаграждение.

Для такого жертвенного труда требуется, прежде всего, глубочайшее смирение, полное предание себя воле Божией. Всем этим была пронизана жизнь старца Паисия. Готовность к такому самоотречению находим и в словах священномученика Космы, которые являются программой всего его земного поприща:

"Вы можете сказать: "А ты ведь монах, что ты тогда делаешь в миру?" И я, братья, неправильно поступаю. Но так как народ наш стал безграмотным, я сказал: "Пусть Христос потеряет лишь меня, но получит остальных. Может быть, по милосердию Божию и вашим молитвам и я спасусь"". Здесь равноапостольный Косма встает вровень с апостолом Павлом, который говорил: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти". (Рим. 9: 3).

Войны, голод, холод, немыслимые катастрофы и трагедии – обо всем пророчествовал святой Косма. Но он перечисляет эти события не для того, чтобы напугать малодушных и впечатлительных слушателей. Святой дает практические советы: как преодолеть невзгоды и выстоять, сохранив веру. Каждое произносимое им слово было выстрадано и имело силу, важность и значимость не только для его современников, но и для последующих поколений.

Пророчества Космы Этолийского стали руководством для нескольких поколений жителей Балканского полуострова. Прислушаемся и мы к его словам, последуем его наставлениям, сохраним надежду и веру в то, что с помощью Божией все испытания в конце концов обернутся на наше благо.
Пророчества о "желаемом"
Своими пророчествами святой Косма смог вернуть соотечественникам, уже более 300 лет томившимся под иноземным игом, надежду на национальное возрождение. Вклад святого Космы в будущее освобождение от турецкого владычества был огромен. Вот слова из песни, ставшей гимном греков, боровшихся против иноземного владычества:

Помоги, святой Георгий,
Помоги, святой Косма,
Вновь нам взять Константинополь
И святой Софии храм.

Святой Георгий, как известно, был покровителем воинства. А святой Косма для участников национально-освободительного движения стал символом борьбы за возрождение Православия и родины, они вдохновлялись его пророчествами, пробудившими веру и надежду.

Святой, конечно, не мог напрямую говорить со своей паствой о национальном освобождении. Он использовал слова "желаемое", "чаемое". "Когда придет "чаемое""? – часто спрашивали святого.

Вот как он отвечал на этот вопрос:

"Это место однажды снова станет ромейским. Счастлив тот, кто будет жить в этом государстве".

Святой часто произносил это пророчество, посещая с проповедью порабощенные земли Балкан. Все они вскоре были освобождены от турок.

"Желаемое придет к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки"

Эти слова произнесены в Эпире. Освобождение этой греческой провинции случилось во время Балканской войны 1912-1913 годов, когда еще были живы внуки тех, к кому святой Косма обратился с этим пророчеством.

"Впереди еще много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощенным и несчастным".

Святой сказал это в Эпирской деревне Цараплана. Щель на том дереве зарубцевалась в 1912 году.

Местные жители с тех пор, как услышали пророчество, ежедневно ходили к платану и смотрели, не зарубцевалась ли рана на дереве. Прошло более 130 лет, и вот по округе пронеслось радостное известие: "Свершилось! Пророчество святого исполнилось!" И люди не обманулись в своих ожиданиях: всего через несколько месяцев они получили долгожданную свободу.

"Желаемое придет, когда две пасхалии совпадут вместе".

Благовещение и Пасха совпали в 1912 году. Спустя всего несколько месяцев области, к жителям которых святой обратил свое пророческое слово, были освобождены от турецкого владычества (На такую расшифровку пророчества святого Космы указал именно старец Паисий).

"Да будут благословенны горы: много душ они спасут".

Эти слова святой произнес в Вонице. В мае 1821 года жители этого селения, следуя пророческому совету святого Космы, нашли убежище в горах Левкады.

"Благодарите судьбу за то, что окажетесь в высоких горах: они сохранят вас от многих бед. Вы будете слышать опасность, но не увидите ее. Три дня и три часа будете страдать".

Святой произнес это пророчество в городе Мецово. 27 мая 1854 года там, действительно, разразилось жестокое трехдневное сражение. Многим местным жителям, спрятавшимся высоко в горах, удалось избежать гибели.

"О благословенная гора, сколько женщин и детей ты спасешь, когда придут тяжелые годы".

4 ноября 1912 года слова святого сбылись: в горах Сиасицы спаслось 45 тысяч женщин и детей.

"Сначала придут красные колпаки, потом на 54 года их сменят англичане, а затем будет греческое государство".

Пророчество об освобождении Ионических островов произнесено святым на острове Кефалония. Эти слова исполнились с поразительной точностью: вслед за венецианцами островами стали владеть французы (в народе их называли "красные колпаки"), их на 54 года (!) сменили англичане, и только затем Ионические острова, как и предсказал святой Косма, получили долгожданное освобождение.

"Беда дойдет до креста, но не сможет спуститься ниже. Не бойтесь. Не уходите из своих домов".

С этими словами святой обратился к жителям селения Полинери. На месте своей проповеди святой, по обыкновению, воздвиг большой крест, с которым и связано это пророчество.

В ноябре 1940 года войска фашистской Италии вторглись в Грецию. Практически не встречая сопротивления, они захватывали все новые и новые территории. Наконец они приблизились и к кресту, о котором святой говорил в своем пророчестве. Опасаясь угрозы дальнейшего продвижения итальянских войск, греческие власти отдали приказ об эвакуации жителей некоторых населенных пунктов, в том числе и Полинери. Столетний житель села Тегос Насиулас не забыл пророческих слов святого: он обратился к односельчанам, убеждая их никуда не уходить из своих домов. Власти считали его вредителем, пытающимся задержать эвакуацию и облегчить продвижение итальянских войск. Старика просили замолчать, даже жестоко избили, но он упорствовал.

Итальянцы, действительно, дошли до креста, но не смогли пройти дальше: греческие войска остановили наступление.
Пророчества о Константинополе
Возвращение Константинополя всегда было мечтой греков и других православных народов Балкан. Его падение стало самой тяжелой и трагической датой в греческой истории. Возрождение национального государства не получило логического продолжения – восстановления православной империи со столицей в Константинополе. Святой Косма, предсказавший освобождение от турецкого ига, предсказал и будущее освобождение Царьграда. "Константинопольские" пророчества еще ожидают своего исполнения.

Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались для нас загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лже-пророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить "зерна от плевел" – истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение.

Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи.

Византия для них – это не только политическая программа, но и образ мысли и мироощущения: "Византия положила начало на Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не "полинять", не "обесцветиться". Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы мы сами не полиняли". Византия – образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это "христианское царство", по меткому определению святого Космы Этолийского.

"Красные жилеты изгонят турок из Города".

Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей.

"В Городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок".

Это пророчество было дополнено старцем Паисием: "В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови".

"Через долину Музини пройдут войска, направляющиеся в Константинополь. Пусть женщины и дети уйдут в горы. Вас будут спрашивать: "Далеко ли Город?" Отвечайте: "Он близко". Отвечая так, избегните многих бед".

Долина Музини располагается в Северном Эпире. Хотя эта греческая провинция находится сейчас на территории Албании, в ней до сих пор проживает значительная часть неалбанского (преимущественно греческого) населения, к которому и обращался святой Косма в своем пророчестве.

"Когда услышите, что флот плывет по Средиземному морю, – знайте: вскоре решится константинопольский вопрос".

Из пророчества ясно, что в борьбе за Константинополь противоборствующими сторонами будет широко использоваться флот.

"Войска не дойдут до Города и половины пути, когда получат известие, что пришло "желаемое"".

Некоторые "константинопольские" пророчества святого Космы в конце XX века были расшифрованы и дополнены старцем Паисием Святогорцем.

"Вот что сказал старец, когда однажды его спросили о событиях в Сербии:

– Сегодня ради турок европейцы создают независимые государства с мусульманским населением (Боснию, Герцеговину). Однако я вижу, что они в будущем деликатно разделят и саму Турцию: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют признания независимости и права этих народов на самоопределение. Они скажут тогда Турции: "Мы вам уже когда-то сделали одолжение, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне". Так "благородно" разделят на части Турцию.

Святой Арсений Каппадокийский в Фарасах говорил верующим, что они потеряют свое отечество, но вскоре вновь его обретут".

"Будет и еще одна чужеземная армия. Она не будет знать греческого, но будет верить во Христа. Они тоже будут спрашивать: где Город?".

Судьба Константинополя решится в военном и дипломатическом противоборстве крупнейших мировых держав, которым по каким-то (пока еще неизвестным причинам) станет выгоден распад Турции.

Старец Паисий подчеркивал, что это случится без непосредственного участия самой Греции: "Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам".

Многие греческие исследователи убеждены, что в решении константинопольского вопроса примет активное участие и единоверная Россия. Действительно, русский народ в наибольшей степени подходит под определение святого Космы: "не будет знать греческого, но будет верить во Христа".

"Однажды группа детей, учеников Афониады, решила пойти к старцу и спросить его о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времен. Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот – третьему. Но в конце концов никто так и не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: "Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете"".

"Антихристы (т.е. турки. – А.З.) уйдут, но снова вернутся, затем вы будете их преследовать до Красной Яблони".

В греческой народной традиции и преданиях Красной Яблоней называется Коккини Милья – место где-то в Месопотамии, куда будут изгнаны турки после освобождения Константинополя.

Конечно, сейчас нам кажется, что освобождение Константинополя, равно как и развал Турции вкупе с усилением России почти невозможны. Но не будем забывать, что Богу все возможно, и ситуация в мировой политике может в любой момент повернуться на 180?.

"Однажды господин Д.К. посетил старца Паисия. В то время СССР был сильной и могущественной державой, и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться (дело было еще в эпоху Брежнева).

Между прочим старец сказал ему:

– Увидишь, что скоро СССР развалится.

Господин Д. возразил:

– Но такую крепкую мощь, геронда, кто сумеет развалить? И до ноготка его не смеют дотронуться.

– Увидишь!

Старец предсказал, что развалу СССР будет очевидцем и сам господин Д., несмотря на его преклонный возраст.

Старец продолжил:

– Знай, что и Турция развалится. Будет война, которая продлится два тайма. Мы будем победители, потому что мы – православные.

– Геронда, потерпим ли мы урон в войне?

– Э, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!"

"Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья".

"Никто не может этого объяснить, все высказывают ошибочные предположения. Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе, во Фракии, в Коринфе, но никто не знает, что то, о котором он говорит, – шесть миль территориальных вод".

"Однажды я встретил старца Паисия, который был несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал разговор:

– Пришли сюда некие и начали мне говорить, что начнется война, турки войдут в Грецию и нас прогонят за шесть миль до Коринфа (таким образом они своим испорченным помыслом истолковали пророчество Космы Этолийского). <…> Хотя и не люблю говорить на тему пророчеств, но они вынудили меня объяснить им значение шестимилия, о котором говорит святой Косма, а это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-за которой мы в последние годы грыземся с Турцией и из-за которой мы в конце концов "схватимся". Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут".

"Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию".

Пророчества святого Космы и старца Паисия говорят о том, что треть турок станет христианами. Примечательно, что уже сейчас среди турок много криптохристиан. Многие паломники, побывавшие в Турции, рассказывают, что во время поездок к ним подходили люди, просили иконы, молитвословы, искали возможности исповедаться и причаститься.

"Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе".

Долгое время смысл этого пророчества был сокрыт от нас, лишь в конце XX века старец Паисий пролил свет на слова святого Космы.

"Они начали мне говорить, что сказанное святым Космой: "Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе", – сейчас (когда Пасха совпала с Благовещением и прошлая зима была как лето) означает, что турки нападут на Грецию.

Все мы стали пророками, отче, и объясняем умом нашим вещи, как хотим… Здесь я был вынужден им сказать, что святой Косма, когда говорил: "Тогда придет…", вовсе не подразумевал турок. Разумел, что тогда придет свобода для жителей Северного Эпира. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и теперь они более или менее свободно сообщаются со своим отечеством.

Отец мой, я понял, что очень большой вред наносят эти люди, объясняя пророчества своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои лживые мудрствования".

В основу публикации легли материалы книги: Афанасий Зоитакис Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007.
________________________________________

Паисий Святогорец, старец. "С болью и любовью о современном человеке". Слова. М., 2003. Т. 1. С. 22.

Ромеи – жители Византийской империи. Святой Косма был последовательным сторонником воссоздания "Ромейской империи".

См.: Афанасий Раковалис "Отец Паисий мне сказал…". М., 2003.

;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;;. ;;;;;; ;;;;;;;. ;;;;; ;;;;, 1996. ?. 207.

Там же. ;. 143.

;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;. ; ;;;;; ;;;;;;;. ;;;;; ;;;;;, 1994. ?. 210-221.

Исаак, иеромонах. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 211.

Ексамилья – 6 миль, шестимилие.

Лангадас, Килнис – города в Македонии.

Фракия – область в Греции.

Зона из шести миль, включающая несколько островов в Эгейском море. На эту территорию сейчас активно претендуют турки. Они постоянно нарушают греческое воздушное пространство, а в 1996 году из-за этих территорий едва не вспыхнул вооруженный конфликт между Грецией и Турцией.

;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;;. ;;;;;; ;;;;;;;. ;. 221.

;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;.. ; ;;;;; ;;;;;;;. ;.

Пророчества греческой монахини о ближайшем будущем

211

Там же. ;. 206.

Там же. ;. 211.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080725120017
________________________________________

© Copyright: Александр Раков, 2008
Свидетельство о публикации №208072800077

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Александр Раков

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Александр Раков

День памяти: 24 августа ()

Равноапостольный Косма Этолийский (в миру Константин), родился в 1714 году в Этолии, Греция. Его отец был ткачем, мать отличалась благочестием. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище, у таких известнейших в то время учителей, как Николай (Царцулия) из Мезовы и Евгений (Булгари).

Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.

Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. Путешествовал он пешком, на осле или кораблём.

Пророчества старца Паисия Афонского

Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.

По его наставлению в селах открывались церковные училища, в общей сложности более 200; создавались приюты и церкви. Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку Священных Книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

Наделенный даром пророчества, святой Косма предсказал появление телефона, самолётов и воздушных бомбардировок 25-летнее апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью августе 1779 года в Албании. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и удавлен1).

Тело его было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликонтаси в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были перенесены на благословение в разные места.

Его канонизация была совершена патриархом Константинопольским Афинагором в 1961 году, днем памяти было установлено 24 августа.

1) Однако, существует одно повествование, где указывается что святой помолился и испустил дух непосредственно до казни.

Пророчества Космы Этолийского

Александр Раков

       Русская линия
Православие.Ru Афанасий Зоитакис 8.11.2008

Эти пророчества касаются материальной и духовной жизни современного человека: его интересов, быта, образования – и имеют для нас особый интерес и значение.

       Святой Косма Этолийский своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество. Многие из них сейчас только зарождаются и, вероятно, со временем будут приобретать еще больший размах. Быть может, говоря о финансовом кризисе, непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, святой имел в виду какие-то события будущего. Однако уже сегодня в нашей повседневной жизни мы вполне можем увидеть исполнение пророчеств Космы Этолийского.

       1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать».

       Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Когда говорят об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше: действительно, много ли знают современные американцы или европейцы о войне в Южной Осетии?

       Газеты, журналы, радио- и телепередачи все больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии все менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьезных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях, и журналы-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счете, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить.

       2. «Беда придет к вам от образованных».

       «Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто забыл о множестве бескрайних миров внутри себя. Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается все большим увяданием и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло извращение взаимоотношений людей и обществ. Человек, словно река, вышел из своих берегов, и возникла опасность, что русло этой реки высохнет под палящими солнечными лучами и исчезнет с лица земли», – писал наш современник выдающийся сербский богослов Амфилохий (Радович).

       «Культура – это хорошо, но для того чтобы она принесла пользу, необходимо "окультурить" еще и душу. Иначе культура закончится катастрофой. "Зло, – сказал святой Косма Этолийский, – придет от людей грамотных". Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперед и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать все по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создает.

       Люди ХХ века, чего же они достигли своей культурой и цивилизацией?! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди: сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни».

       Научные достижения вместо того, чтобы использоваться на благо человечества, приводят к катастрофам: вспомним ядерное и бактериологическое оружие, загрязнение окружающей среды, вмешательство в природные процессы.

       3. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

       Многие школы в наше время фактически стали центрами антихристианской пропаганды. При составлении школьной программы православная традиция не принимается во внимание. Сегодня в школах подчас идет пропаганда сексуальной распущенности и вседозволенности.

       Вспоминаются слова святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придет время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах».

       «Сегодня детей уводят от Церкви, и я вижу, как они ожесточились. Ведь в Церкви они становятся тихими, добрыми детьми, потому что в Церкви ребенок приемлет благословение Божие, освящается. Теперь детям не разрешают ходить в Церковь, чтобы они не "попали под духовное влияние", но при этом от всякой чуши их не защищают. И не только не защищают, но еще и учат разной галиматье. Да неужели непонятно, что дети, попади они действительно под "духовное влияние", в конечном счете не будут бесчинствовать, станут благоразумными, прилежными в учебе детьми… А повзрослев, дети, живущие в Церкви, станут сознательными гражданами своего Отечества. Они не будут связываться с дурными компаниями, с наркотиками, не превратятся в ни на что не годных людей».

       4. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».

       Действительно, сегодня воров уже практически не встретишь в лесах, горах и на большой дороге. Они не нападают на людей под покровом ночи, не носят маски и бесшумную обувь. Они живут среди нас и часто совершают свои преступления среди бела дня, не опасаясь, что их настигнет возмездие.

       В этом пророчестве святой Косма предсказал также такие явления современности, как отмывание денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды.

       5. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».

       К сожалению, пророчество святого сбывается именно в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стер с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днем они становятся все более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки. Европейский Союз в скором времени будет требовать от всех своих членов официального признания их законности.

       6. «Наступит время, когда брат поднимется на брата».

       7. «Придет время, когда брат будет убивать своего брата, а сын отца».

       Стоит посмотреть новости или изучить криминальный раздел любой газеты, как мы обнаружим, что такие явления, к сожалению, обычное дело для нашего времени.

       8. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

       Здесь святой имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять. «Быть потребителем… значит быть включенным в специфический набор культурных символов и ценностей».

       Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках».

Пророчества Космы Этолийского. Часть I

С одной стороны, они – символ благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой – потребления, возведенного в идеал и культ современным обществом.

       «Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. "И в Боге, – говорят они, – мы тоже не нуждаемся". Они имеют все и поэтому ничего не ценят».

       9. «Придет время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме».

       Здесь святой, очевидно, предсказал появление многоквартирных домов.

       10. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».

       11. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».

       Во время войн оккупационные войска всегда занимают самые большие дома.

       12. «Придет время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких».

       Очевидно, речь идет о массовом переселении жителей деревень (преимущественно, молодежи) в города, где они станут жить в «больших коробках» – многоквартирных небоскребах. Родители переселенцев, брошенные своими сыновьями, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках – «маленьких коробках».

       13. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».

       14. «Налогом обложат даже куриц и окна».

       С одной стороны, это пророчество можно понимать фигурально – ведь налогом сейчас обложено почти все, с другой – в буквальном смысле: при оценке налоговой инспекцией загородных домов в некоторых странах учитывается количество окон в домах и поголовье домашних животных.

       15. Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять.

       После Второй мировой войны система кредитования стала массовым явлением. Кредиты сейчас берут на все: автомобили, жилье, мебель, бытовую технику. В Западной Европе в кредит покупают даже одежду и продукты питания. В последнее время система кредитов получила широкое распространение и в России.

       Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США странам Европы после Второй мировой войны; Европейский Союз помогает странам, являющимся его членами. Много кредитов набрали и российские власти. Система денежного кредитования расширяется с каждым днем, постепенно складывается ситуация, когда «все должны всем».

       Почему же святой Косма предсказывал, что эти кредиты не будут возвращены обратно? Очевидно, этому помешает какое-то общемировое бедствие или война, результатом которой станет обвал мировой экономической системы.

       А может быть, святой Косма имел в виду не только возврат кредитов деньгами? Ведь часто взамен денег кредитор требует каких-то уступок, льгот, привилегий. Подобную ситуацию мы можем проследить на примере Греции и Европейского Союза. Пользуясь финансовой зависимостью Греции, ЕС требует от нее уступок по целому ряду направлений: разрешить доступ женщинам на Афон, признать браки между представителями сексуальных меньшинств, отменить привилегии Греческой Православной Церкви.

       Будем надеяться, что Господь не допустит подобного «возврата» кредитов!

       16. Чтобы спастись, вы пойдете жить в другое место, а другие придут на ваше.

       В течение всего XX века греки вынуждены были покидать родные земли: после геноцида, развязанного турками, более 1 миллиона греков оставили Константинополь и Малую Азию. В 1974 году часть острова Кипр была незаконно оккупирована турецкими войсками. Греки, вынуждены были переселиться в южную часть острова, а за разделительной линией остались их дома, в которых теперь живут турецкие семьи.

       В 1970 году произошло насильственное перемещение православного населения Северного Эпира (как раз в этом месте и было произнесено пророчество святого Космы). В действие был приведен план по этнической чистке этой области (находящийся в южной Албании Северный Эпир был заселен тогда преимущественно греческим православным населением). 78 тысяч греков были насильственно переселены в северную Албанию. Лишь 16 тысячам впоследствии удалось вернуться. Большая часть переселенных погибла: одни были убиты, другие умерли от перенесенных лишений или в концентрационных лагерях. Их селили в жалких бараках и заставляли работать в нечеловеческих условиях за мизерную плату. Параллельно с переселением греков на север, албанцы переселялись на юг, занимая оставленные греками селения.

       Вспомним и массовый исход сербов из Косово. Они «ушли жить в другое место», а их дома заняли албанцы. Подобная ситуация была и в Хорватии, где сербы также были насильственно изгнаны из своих домов.

       17. Придет время – и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты.

       «Мы дожили до того времени, о котором говорил святой Косма Этолийский <… > Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их четки, сейчас голосят радиоприемники и шипят прохладительные напитки!.. Да, видно, пройдет еще немного лет, и все это уже не понадобится. Вообще, из того, что происходит, следует вывод: жизнь приближается к концу. Наступает конец жизни и конец этого мира».

       http://www.pravoslavie.ru/put/28179.htm

       

© Copyright: Александр Раков, 2008
Свидетельство о публикации №208110800425

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Александр Раков

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Александр Раков

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *