Басня «Кошка и Соловей»

Мудрая и поучительная басня про Кошку и попавшего ей в лапы Соловья была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1822 году и опубликована в 1824 в журнале «Труды вольного общества любителей русской словесности».

Есть мнение, что данное произведение явилось своеобразным литературным протестным откликом на требования органов цензуры переделать басню «Рыбья пляска». Цензоры заподозрили в этой басне сатиру на самого царя и самодержавье. Разумеется, Крылов встретил такое требование агрессивно. По другим свидетельствам, в это время было запрещено к публикации несколько басен Крылова, что очень расстраивало автора.

Как же бороться с цензурой? Крылов сделал это более чем остроумно – написал про это басню. Невинная басня сразу не привлекла внимание цензоров, но после, спохватившись, те ничего не могли поделать – произведение было уже опубликовано и получило своё заслуженное признание.

Герои и сюжет

Как-то раз попался в лапы хищной Кошке Соловей. Стала Кошка просить спеть птицу. Каждый знает, что славен соловей красивейшими трелями и руладами. Вот и наша героиня принялась уговаривать добычу – мол, отпущу тебя, коль ты споешь для меня. Кошка вспомнила, что под его песни она хорошо засыпает, а певческий дар признаёт и её кума-Лиса, и пастухи с пастушками.

Однако зажатый в когтях Кошки Соловей мог только жалобно пищать. Это очень разочаровала Кошку. Она только усмехнулась – и таким голосом Соловей заработал себе славу?! Удивившись, Кошка решила, что больше он пользе принесёт желудку, чем её ушам, и съела несчастного Соловья.

Мораль и анализ басни

«Соловей в клетке не поёт» — говорит нам известная присказка. И это не только про певчую птицу, которая не хочет петь в неволе, но и про людей – зажатый в оковы цензуры писатель не будет сочинять талантливые произведения, музыкант писать великую музыку, а художник создавать прекрасные полотна. Неволя, ограничения, злобная критика – тюрьма для таланта, творчества и созидательного труда.

Мораль басни приводится в конце произведения. Кажется, автор тихонько на ушко нашёптывает своё короткое резюме читателю – плохие песни поются в когтях у кошки.

В образе кошки Крылов представляет власть, а власть над творческими людьми – это критика, цензура и государственные органы просвещения. А вот Соловей, как образ прекрасной певчей птицей – это творческая интеллигенция. Словно прекрасный пернатый, творческие люди нуждаются в просторе и свободе, иначе их «песни» замолкнут или превратятся в «жалобный писк».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни про Кошку и Соловья и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Поймала Кошка Соловья,

В бедняжку когти запустила

И, ласково его сжимая, говорила:

«Соловушка, душа моя!

Я слышу, что тебя везде за песни славят

И с лучшими певцами рядом ставят.

Мне говорит лиса-кума,

Что голос у тебя так звонок и чудесен,

Что от твоих прелестных песен

Все пастухи, пастушки — без ума.

Хотела б очень я сама

Тебя послушать.

Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;

Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать

Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам

И отпущу гулять по рощам и лесам.

В любви я к музыке тебе не уступаю.

И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

Меж тем мой бедный Соловей

Едва-едва дышал в когтях у ней.

«Ну, что же? — продолжает Кошка, —

Пропой, дружок, хотя немножко».

Но наш певец не пел, а только что пищал.

«Так этим-то леса ты восхищал! —

С насмешкою она спросила. —

Где ж эта чистота и сила,

О коих все без умолку твердят?

Мне скучен писк такой и от моих котят.

Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:

Все без начала, без конца.

Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»

И съела бедного певца —

До крошки.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Читать басню Кошка и Соловей с картинками в одно удовольствие. Кошка и Соловей – басня Крылова И.А. для детей учит тому, что нельзя требовать у загнанного в рамки человека проявление того, что свойственно свободным. Басню Кошка и Соловей вы можете читать онлайн.

Рейтинг самых читаемых басен Крылова Ивана Андреевича

1. Ворона и Лисица

2. Мартышка и Очки

3. Лебедь, Щука и Рак

4. Стрекоза и Муравей

5. Слон и Моська

6. Кот и Повар

7. Квартет

8. Два Голубя

9. Волк и Ягненок

10. Мышь и Крыса

11. Музыканты

12. Две Бочки

13. Ларчик

14. Разборчивая Невеста

15. Воспитание Льва

16. Ворона и Курица

17. Скворец

18. Дуб и Трость

19. Демьянова уха

20. Котел и Горшок

Басни. Книга первая
Басни. Книга вторая
Басни. Книга третья
Басни. Книга четвертая
Басни. Книга пятая
Басни. Книга шестая
Басни. Книга седьмая
Басни. Книга восьмая
Басни. Книга девятая
Басни, не вошедшие в девять книг
Басни, приписываемые Крылову

Басни. Книга первая

1. Ворона и Лисица

2. Дуб и Трость

3. Музыканты

4. Ворона и Курица

5. Ларчик

6. Лягушка и Вол

7. Разборчивая Невеста

8. Парнас

9. Оракул

10. Роща и Огонь

11. Чиж и еж

12. Волк и Ягненок

13. Обезьяны

14. Синица

15. Осел (Когда вселенную Юпитер населял…)

16. Мартышка и Очки

17. Два Голубя

18. Червонец

19. Троеженец

20. Безбожник

21. Орел и Куры

Басни. Книга вторая

1. Лягушки, просящие Царя

2. Лев и Барс

3. Вельможа и Философ

4. Мор зверей

5. Собачья дружба

6. Раздел

7. Бочка

8. Волк на псарне

9. Ручей

10. Лисица и Сурок

11. Прохожие и Собаки

12. Стрекоза и Муравей

13. Лжец

14. Орел и Пчела

15. Заяц на ловле

16. Щука и Кот

17. Волк и Кукушка

18. Петух и Жемчужное зерно

19. Крестьянин и Работник

20. Обоз

21. Вороненок

22. Слон на воеводстве

23. Осел и Соловей

Басни. Книга третья

1. Откупщик и Сапожник

2. Крестьянин в беде

3. Хозяин и Мыши

4. Слон и Моська

5. Волк и Волчонок

6. Обезьяна

7. Мешок

8. Кот и Повар

9. Лев и Комар

10. Огородник и Философ

11. Крестьянин и Лисица (Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…)

12. Воспитание Льва

13. Старик и трое Молодых

14. Дерево

15. Гуси

16. Свинья

17. Муха и Дорожные

18. Орел и Паук

19. Лань и Дервиш

20. Собака

21. Орел и Крот

Басни. Книга четвертая

1. Квартет

2. Листы и Корни

3. Волк и Лисица

4. Бумажный Змей

5. Лебедь, Щука и Рак

6. Скворец

7. Пруд и Река

8. Тришкин кафтан

9. Механик

10. Пожар и Алмаз

11. Пустынник и Медведь

12. Цветы

13. Крестьянин и Змея (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…)

14. Крестьянин и Разбойник

15. Любопытный

16. Лев на ловле

17. Крестьяне и Река

18. Добрая Лисица

19. Мирская сходка

Басни. Книга пятая

1. Демьянова уха

2. Мышь и Крыса

3. Чиж и Голубь

4. Водолазы

5. Госпожа и две Служанки

6. Камень и Червяк

7. Медведь у Пчел

8. Зеркало и Обезьяна

9. Комар и Пастух

10. Крестьянин и Смерть

11. Рыцарь

12. Тень и Человек

13. Крестьянин и Топор

14. Лев и Волк

15. Собака, Человек, Кошка и Сокол

16. Подагра и Паук

17. Лев и Лисица

18. Хмель

19. Слон в случае

20. Туча

21. Клеветник и Змея

22. Фортуна и Нищий

23. Лягушка и Юпитер

24. Лиса-строитель

25. Напраслина

26. Фортуна в гостях

Басни. Книга шестая

1. Волк и Пастухи

2. Кукушка и Горлинка

3. Гребень

4. Скупой и Курица

5. Две Бочки

6. Алкид

7. Апеллес и Осленок

8. Охотник

9. Мальчик и Змея

10. Пловец и Море

11. Осел и Мужик

12. Волк и Журавль

13. Пчела и Мухи

14. Муравей

15. Пастух и Море

16. Крестьянин и Змея (К Крестьянину вползла Змея…)

17. Лисица и Виноград

18. Овцы и Собаки

19. Медведь в сетях

20. Колос

21. Мальчик и Червяк

22. Похороны

23. Трудолюбивый Медведь

24. Сочинитель и разбойник

25. Ягненок

Басни. Книга седьмая

1. Совет Мышей

2. Мельник

3. Булыжник и Алмаз

4. Мот и Ласточка

5. Плотичка

6. Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…)

7. Свинья под Дубом

8. Паук и Пчела

9. Лисица и Осел

10. Муха и Пчела

11. Змея и Овца

12. Котел и Горшок

13. Дикие Козы

14. Соловьи

15. Голик

16. Крестьянин и Овца

17. Скупой

18. Богач и поэт

19. Волк и Мышонок

20. Два Мужика

21. Котенок и Скворец

22. Две Собаки

23. Кошка и Соловей

24. Рыбья пляска

25. Прихожанин

26. Ворона

27. Пестрые Овцы

Басни. Книга восьмая

1. Лев состаревшийся

2. Лев, Серна и Лиса

3. Крестьянин и лошадь

4. Белка (У Льва служила Белка…)

5. Щука

6. Кукушка и Орел

7. Бритва

8. Сокол и Червяк

9. Бедный Богач

10. Булат

11. Купец

12. Пушки и Паруса

13. Осел (Был у Крестьянина Осел…)

14. Мирон

15. Крестьянин и Лисица (Лиса Крестьянину однажды говорила…)

16. Собака и Лошадь

17. Филин и Осел

18. Змея

19. Волк и Кот

20. Лещи

21. Водопад и Ручей

22. Лев

23. Три мужика

Басни. Книга девятая

1. Пастух

2. Белка (В деревне, в праздник, под окном…)

3. Мыши

4. Лиса

5. Волки и Овцы

6. Крестьянин и Собака

7. Два Мальчика

8. Разбойник и Извозчик

9. Лев и Мышь

10. Кукушка и Петух

11. Вельможа

Басни, не вошедшие в девять книг

1. Стыдливый Игрок

2. Судьба Игроков

3. Павлин и Соловей

4. Лев и Человек

5. Пир

6. Подсвечник и Огарок

7. Два извозчика

8. Паук и Гром

9. Осел и Заяц

10. Комар и Волк

Басни, приписываемые Крылову

1. Олень и Заяц

2. Новопожалованный Осел

3. Картина

4. Родины

5. Червонец и Полушка

6. Обед у Медведя

7. Конь

Биография Крылова Ивана Андреевича

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) — русский баснописец, поэт, писатель, драматург, переводчик.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) 1769 (по другим сведениям в 1766 или 1768) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Детские годы прошли на Урале. В 1775 отец выходит в отставку, и семья поселяется в Твери.

Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг.

Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал.

В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату.

В 14 лет (1784 год) написал оперу «Кофейница», отнес ее к книгопродавцу Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперу так и не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868.

Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его руках остался младший брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 80-е годы много писал для театра. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью. Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова. Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий».

В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами.

В 1810 (по другим сведениям — в 1812) назначается помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку (ныне ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая в 1820, «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а в 1834 увеличивается вчетверо, он возвышается в чинах и в должности, став с 1816 библиотекарем. В одном из зданий библиотеки (Садовая улица, 20) в 1816 — 1841 Крылов снимал квартиру. При выходе в отставку в 1841 ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке (11700 рублей ассигнациями). С 1811 член «Беседы любителей русского слова», с 1816 — Вольного общества любителей российской словесности, с 1817 — Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию.

16 декабря 1811 Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль получил в 1818). С 1829 почетный член Петербургского университета. В 1841, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, первым был утвержден ординарным академиком (по преданию, император Николай согласился на преобразование с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»»). 2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Скончался Крылов 21 ноября (по старому стилю — 9 ноября) 1844. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник был поставлен в 1855, скульптор П.К. Клодт). 12 мая 1855 памятник Крылову (скульптор П.К. Клодт; персонажи басен Крылова — по рисунку А.А. Агина) был открыт в Летнем саду. О его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли и остроумии сохранилось множество анекдотов.

Основные произведения Крылова Ивана Андреевича:

Проза:

  • Сатирические «пись­ма» , составившие журн. «Почта ду­хов» (1789).

Сатирические повести:

  • «Ночи» (незаконч.) (1792)

  • «Каиб» (1792).

Сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Похвальная речь в память моему дедушке», все – 1792, «Похвальная речь науке убивать время», 1793).

Комические оперы:

  • «Кофейница» (1783, опубл. 1869)

  • «Бешеная семья» (1793)

  • «Илья-богатырь» (1807)

Комедии:

Басни:

  • «Дуб и Трость» (1806, нов. ред. 1825)

  • «Разборчивая невеста» (1806)

  • «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Пустынник и Медведь», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Муха и дорожные», «Лисица и Виноград» (все – 1808)

  • «Петух и Жемчуж­ное зерно» (1809)

  • «Осел и Соловей», «Крестьянин в беде», «Гуси», «Квартет», «Листы и Корни» (все – 1811) «Лжец», «Во­рона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» (все – 1812)

  • «Кот и повар», «Щука и Кот», «Демьянова уха» (все – 1813)

  • «Прохожие и Собаки», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Тришкин кафтан» (все – 1815)

  • «Крестьяне и Ре­ка», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна» (все – 1816)

  • «Крестьянин и Овца» (1823)

  • «Кошка и Соловей», «Рыбья пляс­ка» (обе – 1824)

  • «Свинья под Дубом» (1825)

  • «Пестрые овцы» (1823, опубл. 1867)

  • «Волк и Кот» (1830)

  • «Кукушка и Петух» (1834, опубл. 1841)

Оды, послания, переложения псалмов, эпиграммы. Театральные рецензии.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.


Прослушать басню «Кошка и соловей»

Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки – без ума.
Хотела б очень я, сама,
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».
Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же?» продолжает Кошка:
«Пропой, дружок, хотя немножко».
Но наш певец не пел, а только-что пищал.
«Так этим-то леса ты восхищал!»
С насмешкою она спросила:
«Где ж эта чистота и сила,
О коих все без-умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье́ ты вовсе не искусен:
Всё без начала, без конца,
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца –
До крошки.

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.

Примечания

Кума́ – крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
Басня была первой из опубликованных Крыловым в печатном органе Вольного общества любителей российской словесности и сопровождена восторженным редакционным примечанием. Современники ставили эту басню в связь с новым цензурным уставом, обсуждаемым в то время, который впоследствии получил наименование «чугунного». Тема басни близка к стихотворению Державина «На птичку» (опубликовано позднее):
«Поймали птичку голосисту,
И ну сжимать её рукой:
Пищит бедняжка вместо свисту
А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»»

Время написания: не позднее 1823 г.
Первая публикация: «Соревнователь просвещения и благотворения», 1824 г., ч. II.
Крылатое выражение: Худые песни Соловью в когтях у Кошки. Смысл выражения: нельзя ждать от человека свободного творчества. каких-либо в нем достижений, если он находится под давлением цензуры, каких-либо запретов и ограничений.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *