Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

Одним из распространенных пороков нашего времени есть корыстолюбие. Иными словами корыстолюбие и корысть являются очень значимой, существенной частью человеческой жизни. Так ли это? И что представляет с собой этот грех?

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля, слово корысть толкуется так — это страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, богатству, любостяжание. Корыстолюбие это любовь к богатству, как свойство человека. Действительно, святые отцы пишут, что корыстолюбие это состояние души, при котором человек максимально страстно охвачен желанием устроить свою жизнь и устроить так, чтобы ему было максимально приятно для себя. Корыстолюбие есть некая старая закваска, и куда бы она ни проникла, в какой бы дом ни вошла, делает его нечистым, и хотя бы ты немного приобрел от неправды, она заквашивает все твое имущество, вот почему часто немногое, внесенное худо, лишало многого, собранного хорошо, говорит нам Святитель Иоанн Златоуст.

Как известно из слов апостола Павла, один из главных грехов человеческих — сребролюбие. Сребролюбие может так же называться идолослужением. Идолопоклонство исторгает Бога из человеческой жизни. Конечно же и в современном мире есть некоторые формы идолопоклонства, которые проникают в нашу жизнь каждый день. И язычество, и идолопоклонство будет развиваться по мере греховного состояния человека в наше время. По милости Божией, по благодати Его, мы живем в мире, где отсутствует открытое идолослужение, то есть нет храмов, названных в честь языческих богов. И идолов в привычном понимании нет. Но зато есть духовные идолы и, как мы видим, самый мощный, самый великий из них, который требует себе вечного поклонения — это идол сребролюбия. Это очень тяжелый грех, который завладевает большинством людей, то есть люди гоняются за деньгами и даже убивают за них, которых им вечно мало. И все-таки мы служим ему. Так же эта страсть меняет свои формы, это и металл, и бумаги, и виртуальные деньги. Спаситель говорит: «Ищите прежде Царствия Небесного, все остальное приложится вам». Ведь Господь лучше знает, что для нас полезно. Сребролюбие лечится подаянием и пожертвованием. Начните подавать милостыню нуждающимся и тогда у вас будет чисто внутри. Денежных средств все равно будет не хватать, и даже миллионеры не удовлетворяются своим имением и часто теряют смысл жизни.

Из Священного Писания мы знаем юношу, который имел большое имение, и после заданных вопросов Христу о спасении, он отошел от Него с большой скорбью, так как не мог расстаться со своим имением. Господь увидев это, обратился к Своим ученикам, говоря: «Трудно войти богатому в Царствие Божие, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие». После сего ученики спросили Спасителя, кто же тогда в мире вообще может быть спасен? Господь сказал: «Невозможное у людей, возможно у Бога». Апостол Павел пишет: «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». (1 Фес. 4:6-7).

Бог призывает нас к святости, то есть посвящению себя Богу. Богу свойственно давать, а человек хочет брать, принимать, это его свойство, которое мы даже не замечаем. Приведем самый распространенный пример, мирской человек говорит: » Жизнь дана нам всего лишь раз и я должен ее прожить так, как захочу и получить от нее все. Я не хочу жить хуже других, хочу чтобы у меня и у моих детей было все». Это вроде бы нормальное желание или хотение, но мы прекрасно понимаем, что под всем этим кроется любостяжание, что является одной из форм сребролюбия, как и корыстолюбие. Вспомним евангельскую притчу о безумном богаче, который заготовил на много лет своего богатства, чтобы покоиться и веселиться и, что ответил на это Господь? Похвалил ли Он его? Конечно же нет, но сказал страшные слова, что в эту ночь он умрет и все, что он заготовил, не пригодиться ему за гробом.

Святое Евангелие нам повествует, что Господь похвалил в подаянии вдову, положившая пару мелких монет, которые не играли никакой роли для храма. Но в этом была вся ее жизнь и на это смотрел Бог. Более того, она пришла не получить какую-то выгоду, но имея всего две лепты, могла попросить милостыню, но все-таки она пришла в храм, чтобы положить, чтобы отдать, потому что она пришла к Богу.

По учению святых отцов Церкви миром правят три главных греха: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Это есть те расставленные дьяволом сети, нужные ему для управления людьми, которые находятся под его властью. Совершенно не верно современное представление, что деньги могут все, потому что миром правит Бог и никто кроме Бога! Это следует понимать. Если кто-то из нас сомневается во Всемогуществе Господа и не сомневается во всемогуществе денег, если кто-то из нас уверен, что деньги могут все, то он чистый идолослужитель.

Будем же избегать, братья, корыстолюбия и быть милостивыми к нашим должникам, чтобы милостив был к нам Бог, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.

На днях изучал Писание и наткнулся на одно место. Долго размышлял, а затем решил поговорить об этом с вами.

Давайте прочитаем его вместе:

1 Коринфянам 6:9-10 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники–Царства Божия не наследуют.

Вначале я как то расслабился, но что-то не давало мне покоя, и я решил еще раз посмотреть, но только уже другие переводы этого места Писания. Вот что я прочитал в Новом русском переводе:

9 Разве вы не знаете, что неправедные не наследуют Царства Божьего? Смотрите, чтобы вам не обмануться. Никакие развратники, никакие идолопоклонники, нарушители супружеской верности, продажные гомосексуалисты или мужеложцы,

10 воры, корыстолюбцы или пьяницы, клеветники или мошенники Царства Божьего не наследуют. 1-е Кор 6 – Новый Завет, новый русский перевод, IBS 2010

Знаете, я как-то быстро прошелся по другим порочным названиям, но мой взгляд задержался на грехе корыстолюбия или лихоимства. Что такое корыстолюбие? Почему этот грех идет в одной линейке с грехами разврата и аморальности?

Скажите, какие ощущения вызывает в вас грех продажного гомосексуализма? А какие чувства возникают, если рядом с вами находится вор или мошенник? Или что вас отвращает в пьянице или ужасном идолопоклоннике?

А когда мы говорим о корыстолюбии, какие образы приходят вам на ум? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое любовь к корысти? Посмотрите, как Писание говорит о корыстолюбии в других местах:

Исаия 57:17 За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.

Иезекииль 33:31 И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их.

А вот что говорит Новый Завет:

1 Фессалоникийцам 2:5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

1 Фессалоникийцам 4:6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь-мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

Исходя из этих стихов, мы видим, как библия достаточно жестко относится к этому греху. Мы видим, что грех корыстолюбия отвращает людей от Боголюбия, и тем самым вызывает гнев Божий.

Философ Саллюстий говорил: «Корыстолюбие отнимает у людей самые заветные чувства — любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте».

Один из словарей толкует это слово так: Корыстолюбие – это склонность идеализировать свою выгоду и использовать других в своих целях.

В одной из детективных историй, герой говорил: «Причинами любого преступления служат «либо -асть, либо -ысть, либо -есть, либо –ость», то есть, всегда присутствует страсть, корысть, месть или опасность. Мотивом многих убийств, ограблений, краж, обмана, насилия и коварства как раз является корыстолюбие. Это качество личности рождает бесчеловечность, жестокость, огрубление сердца, зависть, вероломство и расчетливость».

Иисус говорил: От Марка 7:21-23 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство(корыстолюбие), злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

Материальный мир, в котором мы живем, есть — мир корыстолюбия, в котором большинство людей потребляет других. К сожалению, многие люди общаются с другими, лишь только потому, что от них можно что-то «поиметь» для себя.

Недавно я был в одной поездке, и в моем окружении был один брат. О чем бы, мы не говорили с ним, все сводилось к личной выгоде. Грубо говоря, он каждый раз заканчивал разговор: «А что я буду с этого иметь?». В начале мы как то смеялись, но в конце пятого дня, это стало уже всех раздражать. Люди, которые из всего пытаются извлечь выгоду, становятся тяжелой ношей для окружения.

В корыстолюбии реализуется основной закон материального мира. Корыстолюбивый человек в принципе не может обрести настоящее счастье. Его часть иметь только иллюзию счастья. Он не умеет по-настоящему наслаждаться отношениями, потому что всегда считает дивиденды.

В библии рассказывается о человеке по имени Иаков. Однажды когда он был дома, его родной брат Исав пришел голодный с поля. Умирая от голода и жажды, он просил брата сжалиться и накормить его. По закону пустыни ты даже не имел права отказать. Но Иаков решил не просто сделать доброе дело, а еще получить от Исава некую прибыль:

Бытие 25:29-34 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. … Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; …

Корыстолюбие проявляется в неистовом стремлении извлечь из всего максимум прибыли, выгоды, преимуществ, дивидендов и льгот. Притом акцент делается на какие-то будущие преимущества: получить одобрение, повышение по службе и т.п., словом, извлечь любую материальную или иную выгоду в будущем.

По-другому сказать, корыстолюбие по своей природе целенаправленно, активно и предприимчиво, но при этом имеет свою грязную пометку.

Его можно сравнить с голодной собакой, которая ищет кость, так и корыстолюбие выискивает во всем возможность поживиться.

Корыстолюбивый человек придает жажде наживы избыточное значение и важность. Все прочее уходит на задний план, становится второстепенным или малозначимым.

Для людей, живущих под влиянием страсти или невежества, корыстолюбие вполне приемлемое, по их разумению, качество личности.

Корыстолюбие – это думающая, элитная и предприимчивая жадность.

Пророк Иезекииль пишет: 22:12-13 Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог.

И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя.

Господь возмущен поведением Своего народа. Он констатирует факты алчности, взяточничества и убийств. Но стимулирующей силой ко всем этим порокам, является именно корыстолюбие.

В современном Обществе с помощью корыстолюбия люди умудряются взращивать даже множество положительных качеств. С помощью корыстолюбия люди реализуют достижение своих целей, достигают успеха в бизнесе, творческой работе и научных открытиях. При этом такая отрицательная сторона корыстолюбия как вред для других людей, просто заглаживается.

К примеру, предприниматель или ученый начинают накапливать свои достижения и успехи. А корыстолюбие придает этому накопительству силу, твердость и упорство.

Оно как бы подгоняет их: «Надо опередить конкурентов. Если опоздаем, мы будем вторыми. Нельзя упустить выгоду и возможности. Надо быть смелее и дерзновеннее».

Кто из вас знает, что символизирует кенгуру на австралийском гербе? Кенгуру символизирует символ прогресса. Это животное не умеет прыгать назад, оно прыгает только вперед.

Взгляд корыстолюбия всегда устремлен в будущее. Поэтому из чувства справедливости на гербе корыстолюбия можно сделать почетную надпись: «Вперед в будущее».

Множество наших поступков корыстны по сути. Если взять к сравнению работу, то все мы трудимся ради зарплаты, а вот если посмотреть на субботник – то это уже как раз бескорыстный труд.

Я не в коем разе не хочу умалить значимость работы, просто хочу показать разницу.

Короче говоря, Если мы делаем что-то для других, не ожидая при этом одобрения, почестей и выгоды, значит, наши действия носят бескорыстный характер.

Мать, к примеру, накормила грудного ребенка или любящая жена приготовила мужу ужин просто из чувства любви, не ожидая одобрения или какой-нибудь компенсации.

Человек проходя мимо утомленного старика, помог ему присесть на скамейку. Водитель довез беременную женщину за просто так. Все эти поступки бескорыстны.

Корыстолюбие оскверняет и разрушает межличностные отношения.

Как только в семье воцаряется корысть, наступает постепенный разлад отношений. Каждый эксплуатирует другого: «Ты мне – я тебе, но сначала ты мне должен дать, а я потом, если не забуду».

Писание говорит нам:

Притчи 15:27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, …

Для материального мира в обычной человеческой корысти нет ничего противоестественного. Мужчина может знакомиться с женщиной ради собственных сексуальных утех, да и наоборот. Кто-то может продвигаться по карьерному росту не брезгуя никакими средствами – подсиживая, кляузничая или подставляет сотрудников.

Все эти неблаговидные поступки продиктованы жаждой выгоды, которую он извлечет от новой должности. Во всем этом присутствует корысть и для мира такие страсти являются нормой.

Нет ничего плохого в желании карьерного роста. Но когда корысти придается избыточное значение, когда от нее страдают другие люди, и когда ее – корысть любят, значит, мы имеем дело с пагубной страстью.

Если в слове «корыстолюбие» убрать букву «с», мы получим суть этого понятия – дорваться до корыта и никогда от него не отрываться.

Корыстолюбие извращает доброту, потому что не может оставаться без собственной выгоды. К примеру, алчный землевладелец собрал урожай хлеба и, несмотря на голод, выжидает, когда цены подскочат.

Корыстолюбивого человека не интересуют страдания людей, главное для него – получить прибыль. Наверное, поэтому Писание говорит: Притчи 11:26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; …

Корыстолюбие – это жажда иметь блага, чтобы сказать о них: мои. Под влиянием тщеславия корыстолюбие становится пышным, от гордости и властолюбия – оборотистым, а от безумия – скупым.

Иисус однажды рассказал притчу о безумном богаче:

От Луки 12:15-20 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания (страсть к наживе), ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Когда я смотрю на этого человека, то вижу одновременно и положительные качества и отрицательные. Я вижу целеустремленность, компетентность, продуктивность, но вместе с этим я вижу глупость и не дальновидность.

Жажда к наживе делает человека безумным. Превращать все в выгоду – вот голубая мечта безумного корыстолюбца.

И наконец, последняя мысль, существует так называемая разница между алчностью, жадностью и корыстолюбием. Алчность – это безумное корыстолюбие. Она направлена получить как можно больше.

Алчность как маниакальная страсть, она глупа и поэтому совершает огромное количество ошибок. Алчность – это корыстолюбие, к которому домешивается патология.

Скупость отличается от алчности способом достижения результата. Она мечтает вообще ничего не тратить. Девиз скупости – владеть, но не пользоваться.

Скупость сходит с ума по-своему – не от накопления, как алчность, а от не потребления. В отличие от алчности жадность, зачастую, бесцельна, примитивна, мелочна, упряма, не предприимчива и глупа.

Жадности не дано проанализировать возможные сценарии действий соперников и конкурентов, просчитать на несколько шагов вперед ход развития событий.

Жадность, как ребенок, у которого забирают его игрушку, говорит: «Не дам. Это мое». Жадность из-за своей глупости, консервативности и мелочности упустит выгоду там, где корыстолюбие многоходовой комбинацией вычислит ее.

Если корыстолюбие направлено на извлечение личной выгоды во вред другим, то жадность из-за своей никчемности и безрассудности, обычно, приносит вред самой себе.

Все эти виды корысти являются ужасными грехами, которые приводят человека к бедам. Корыстолюбец имеет наихудчайший финал своей жизни.

Существует легенда про царя Мидаса. Его самой заветной мечтой было желание – чтобы то к чему бы, он не прикоснулся, становилось золотом. Когда мечта сбылась, Мидас бегал по дворцу, наслаждаясь удивительным даром. Но ближе к обеду, когда он проголодался, он обнаружил ужасную истину. Вся еда и вино и вода становилась золотом, как только он прикасался к ним. Он умер от истощения и разочарования. Это конец любого корыстолюбца.

Хочу закончить местом Писания. Мудрый псалмопевец говорил Богу: Псалтирь 118-36 Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

Пусть наша молитва будет именно таковой: Боже помоги нам понимать откровения Твои. Пусть желанием сердца будет Твоя истина. Сохрани нас от корыстолюбия. Аминь!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *