Содержание
СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ (1907—1966)
![]() |
Создатель первых ракетно-космических систем
Он прожил странную, наполненную событиями, но почти виртуальную жизнь. О нем ничего не знали современники, никаких сведений о Сергее Королёве не давали энциклопедии и справочники, даже людей, лично его знавших было не много. Великий ученый был едва ли не самым засекреченным человеком в СССР.
После его смерти художники пытались разгадать феномен Сергея Павловича. В кино и литературе он — некий символ эпохи: несгибаемый, волевой, преданный партии человек, фанатик космоса. Но такова была официальная легенда о нем, а сам Королёв — личность гораздо более сложная. Его дочь вспоминает, что отец был неожиданным — в реакциях, поведении, чувствах, мыслях.
Он был человеком своего времени, эпохи, когда судьбы людей ломали и калечили, она и к самому Королёву была безжалостна, но ему удалось выстоять, сохраниться как независимой личности…
Он родился на Украине, в городе Житомире, в 1907 году в семье учителя. Закончил двухгодичную профессиональную школу в Одессе и стал строительным рабочим — крыл черепицей крыши, столярничал. В 1924 году поступил в Киевский политехнический институт, а после второго курса перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на факультет аэромеханики. Дипломный проект легкомоторного самолета он готовил под руководством Андрея Николаевича Туполева.
Авиация была настоящей страстью Сергея Королёва. В годы первых пятилеток наша страна создавала свою промышленность, укрепляла военную мощь. В это время был актуальным лозунг: «Комсомол — на самолет». Юный Королёв мечтал стать летчиком, строить летательные аппараты и самому на них взмывать под облака.
Когда Сергей Павлович познакомился с работами К.Э. Циолковского, он навсегда увлекся космосом. Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше, чем кто-либо до него. Но чтобы достичь невиданных высот и скоростей, нужно было создать ракеты, ракетную технику.
В 1933 году в подмосковном поселке Нахабино в небо взлетела первая ракета. Она поднялась на высоту всего 400 м. Но с этих метров начались тысячи километров межпланетных перелетов. Ракету запустили участники Группы изучения реактивного движения во главе с Сергеем Королёвым.
Пять главных достижений Сергея Королева
Он был одним из инициаторов образования Реактивного НИИ, где работал сначала как главный инженер, потом — заместитель начальника института, начальник отдела крылатых ракет, начальник группы ракетных аппаратов.
В 1938 году Королёв был арестован, находился в заключении: сначала на Колыме, затем в режимном КБ, где разрабатывались жидкостные ракетные ускорители для боевых самолетов. С 1946-го Сергей Павлович возглавлял работы по баллистическим ракетам, а в 1956-м стал главным конструктором ракетно-космической техники.
В последующее десятилетие он руководил созданием ракет дальнего действия. В 1956-м под его руководством было проведено испытание многоступенчатой межконтинентальной ракеты, а в следующем году с помощью ракеты, созданной его интеллектом, был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.
Первые пилотируемые космические корабли, аппаратура для полета человека в космос, для выхода из корабля в свободное пространство и возвращения космического аппарата на Землю, искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые межпланетные разведчики «Зонд» — этапные события развития советской космонавтики, которые спланировал и осуществил Сергей Королёв, первым пославший космические аппараты к Луне, Венере, Марсу, Солнцу…
Его не обходили наградами: Золотая медаль имени К.Э. Циолковского, Ленинская премия, два ордена Ленина, орден «Знак Почета» — это далеко не все его регалии.
В 1966 году АН СССР учредила золотую медаль имени С.П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Москве, Житомире и других городах появились памятники ученому, создано несколько мемориальных музеев, в том числе на космодроме Байконур, его имя присвоено Самарскому авиационному институту, подмосковному наукограду…
Никогда не перестанет вызывать интерес личность Сергея Королёва, человека, подарившего землянам одно из главных открытий науки и техники всех времен — открытие эры освоения космического пространства.
Он создал первый советский ракетный планер, первую советскую крылатую ракету, а в тяжелый период войны лично проводил испытания ракетных ускорителей на серийных боевых самолетах.
Альманах «Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II», 2004, АСМО-пресс.
‹‹ назад
Полоз Игорь: другие произведения.
Недопетая песня Сергея Королева
Журнал «Самиздат»:
Королёв, Сергей Павлович
Когда должны были снимать фильм о ракетчиках по повести Я. Голованова «Кузнецы грома», Голованов позвонил Королеву из кабинета главного редактора «Комсомольской правды». Королев сказал: «Завтра ложусь в больницу. Ничего серьезного. Нужно сделать обследование». «Кузнецы грома» не сняли, потому что через три дня после разговора кинорежиссер Петров умер прямо в раздевалке театра, опередив Королева на десять дней. Анализ последних недель Королева показывает, что ученого постоянно мучили плохие предчувствия, но еще больше его убивало беспричинное враждебное отношение к нему как к зеку «святых» Устинова и министра Афанасьева. Для управления космической отраслью было создано Министерство общего машиностроения во главе с Афанасьевым. Сергей Павлович не боялся строгого министра. Он вообще никого не боялся, потому что очень хорошо делал свое Дело. И Афанасьев от этого свирепствовал. Конечно, министр знал о состоянии здоровья Королева, но, когда Сергей Павлович уже был в больнице и ожидал операции, которую поспешили объявить пустяковой, Афанасьев устроил разнос ОКБ. Вернувшись на предприятие, Мишин написал заявление на увольнение. Его помощник сразу сообщил Королеву в больницу. Сергей Павлович позвонил своему заместителю и попросил: «Порви заявление — министры приходят и уходят, а мы и наше Дело остаемся». Мишин рассказал Голованову, что если бы Королев не умер, его бы все равно через несколько месяцев уволили. «Устинов и Афанасьев создавали нестерпимую обстановку для работы», — сказал он. Но сначала домучили бы, заодно угробив триумфальные достижения. Те, которые остались «в закрытой шкатулке». 12 января у Королева был день рождения. Он не хотел никого видеть, но Нина Ивановна уговорила его увидеться с матерью. Медицинские светила успокоили мать, что операция пустяковая. Гагарин приготовил ему в подарок магнитофон «Грюндиг», который достал с помощью заграничных друзей. Королев планов на послеоперационный период не строил. Он общался только с врачами и женой. Возможно, хорошо знал, чем закончится «пустяковая» операция, назначенная на 14 января 1966 года. Игорь Полоз
Сайт — «Художники» .. || .. Доска об’явлений «Книги»
Королёв Сергей Павлович
![]() |
Королев Сергей Павлович
(12.01.1907/30.12.1906 — 14.01.1966)
Королев Сергей Павлович (12.01.1907/30.12.1906 — 14.01.1966) — ученый, основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Он по праву считается первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой. За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик С.П. Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957 году) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского.
Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности.
В 1923 г. вступил в организацию «Общество друзей Воздушного флота» (ОДВФ), сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу. 1 июня 1924 г. Королев подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. Королев проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности Королева как авиационного конструктора. Он окончил в 1930 г., получив профессию инженера-аэромеханика, МВТУ одновременно с Московской школой летчиков-планеристов, получив свидетельство пилота. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4, который был построен и проходил летные испытания, был А.Н. Туполев. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. — старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
В 1931 г. совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций — Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую возглавил в мае 1932 г., став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 г. она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты «ГИРД-09» (конструкции М.К. Тихонравова) и «ГИРД-Х» (конструкции Ф.А. Цандера), пуск последней был осуществлен 25 ноября 1933 г. В конце 1933 г. после слияния московского ГИРДа с Ленинградской Газодинамической лабораторией (ГДЛ) и образования на их базе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) под руководством И.Т. Клейменова, Сергей Павлович был назначен его заместителем, а с начала 1934 г. из-за расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники Королев переходит на должность руководителем отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.
В 1934 г. была издана работа С.П. Королева «Ракетный полет в стратосфере». Им был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем. В 1937 году участвовал в испытаниях ракетоплана с двигателем «ОРМ-65» конструкции В.П. Глушко.
В июне 1938 г. Королев С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Вначале был выслан на Колыму. За пересмотр приговора ходатайствовали прославленные летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов, авиаконструктор А.Н. Туполев, также находившийся в заключении в это время. В 1940 г., после пересмотра дела, С.П. Королева перевели с Колымы к А.Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. В середине ноября 1942 г. С.П. Королева переводят в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С.П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем Главного конструктора двигателей, занимается проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя Сергей Павлович стремился воплотить в жизнь свою давнюю идею создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем. Там родился проект самолета-перехватчика РП с реактивным двигателем «РД-1», изложенный в работе «Введение к вопросу о самолете-перехватчике РП с реактивным двигателем «РД-1». В 1943 г. Королев испытывал сконструированный ракетный ускоритель в наземных и полетных условиях на самолете «Пе-2».
В 1944 г. Королев написал работы «Объяснительная записка к эскизному проекту специальной модификации самолета-истребителя «Лавочкин 5ВИ» со вспомогательными реактивными двигателями «РД-1» и «РД-3», «Крылатые ракеты» (краткий обзор работ, проводившийся в РНИИ в 1932-1938гг.). В том же году Королев обратился в военные инстанции страны с проектом программы разработки боевых ракетных систем.
27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении.
В августе 1945 г. Сергей Павлович вернулся в Москву. В сентябре он отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники.
13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем — С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.
9 августа 1946 г. Королев С.П. был назначен Главным конструктором «изделия №1» — баллистических ракет дальнего действия НИИ-88 и начальником отдела №3 по их разработке. Первой задачей, поставленной перед С. П. Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. 18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. В 1948 г. Королев С.П. занимается совершенствованием высотных геофизических ракет, созданных на базе военных, читает курс лекций по ракетной технике в МВТУ имени Баумана. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королев стремился к главной цели — покорению космического пространства и космическим полетам человека. В 1949 г. Сергей Павлович еще совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса — было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьезные основы для штурма космоса человеком.
В 1953 г. принят в члены КПСС. В том же году избран членом-корреспондентом АН СССР.
В 1954 г. обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев.
В 1955 г. руководит разработкой первых образцов космических летательных аппаратов. Участвовал в строительстве наземных испытательных служб космодрома Байконур. В 1956 г. удостаивается звания Героя Социалистического Труда за разработку новых образцов боевых ракет.
4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.
В июне 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР.
В 1958 г. он руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника, а затем и парных спутников «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли.
В 1959 г. Королев руководит подготовкой и запуском автоматических межпланетных станций «Луна — 1», «Луна — 2», «Луна — 3». Последняя передала фотоснимки обратной невидимой стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.
12 апреля 1961 г. С.П. Королев снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый орбитальный полет человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков. 6 августа 1961 г. Г.С. Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился сутки. 11 по 12 августа 1962 г. — совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. 14 по 16 июня 1963 г. — совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на кораблях «Восток-5» и «Восток-6»; изучается возможность полета в космос женщины. 12 по 13 октября 1964 г. в космосе экипаж из трех человек по околоземной орбите на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.
Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС.
Сергей Королев
Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз», проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.
Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.
На печать
Королев Василий Георгиевич родился 22 февраля 1905 г. в д. Бакланово, Подольского уезда, Московской губернии (ныне Троицкого АО, Москва) в рабочей семье. Русский.
Окончил 7 классов экстерном.
Член ВКП(б) с 1929 г. (п/б № 01173930).
Умер 2 июля 1976 г.
Образование. Окончил Московскую нормальную пехотную школу (1930). Московские КУКС мехвойск им. Коминтерна (1933). Основной курс Высшей военной академии им. Ворошилова (1946).
Служба в армии. В РККА добровольно, с 1 октября 1927 г.
Участие в войнах, военных конфликтах. Участник Освободительного похода в Западную Украину в сентябре — октябре 1939 г. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г.
Служба в Красной Армии. С 1 октября 1927 г. курсант Московской пехотной школы. С 14 декабря 1930 г. командир взвода и помощник командира роты 45-го стрелкового полка Украинского ВО (г. Херсон).
С мая 1932 г. слушатель Киевской автороты (???). С октября 1932 г. командир танковой роты 15-го отд. танкового батальона Украинского ВО. С декабря 1932 г. слушатель Московских КУКС мотомехвойск.
Приказом НКО № 00549 от 10.1933 г. назначен командиром танковой роты 15-го отд. танкового батальона. С марта по декабрь 1935 врид начальника штаба 15-го отд. танкового батальона. С декабря 1935 г. командир учебной танковой роты 15-го отд. танкового батальона. С ноября 1936 г. по марта 1937 г. — врид начальника штаба 15-го отд. танкового батальона. С марта 1937 г. начальник штаба 15-го отд. танкового батальона. С сентября по декабрь 1937 г. врид командира 15-го отд. танкового батальона.
С 24 августа 1938 г. командир парковой батареи 6-го корпусного артиллерийского полка.
С 7 июня 1938 г. начальник штаба 44-го отд. танкового батальона 26-й легкотанковой бригады. С 18 января 1939 г. помощник командира 53-го отд. танкового батальона по строевой части 38-й легкотанковой бригады.
Сергей Королёв – гениальный изобретатель
С 5 марта 1940 г. командир 79-го учебного танкового батальона 38-й легкотанковой бригады.
С 25 марта 1941 г. командир 81-го танкового полка 41-й танковой дивизии.
С 9 октября 1941 г. командир 133-го танкового полка 133-й танковой бригады.
С 15 февраля по 23 июля 1942 г. командир 168-й танковой бригады. Приказом НКО № 02311 от 02.05.1942 г. утвержден в занимаемой должности.
С 17 июля 1942 г. заместитель командира 64-й армии по танковым войскам. Приказом НКО № 06923 от 25.11.1942 г. назначен заместителем командира 61-й армии по танковым войскам (с января 1943 г. командующий БТиМВ 61-й армии).
С 19 апреля 1944 г. в резерве Командующего БТиМВ КА. С 11 сентября 1944 г. — слушатель Высшей Военной академии им. Ворошилова.
С 7 июня 1946 г. командир 34-й гв. механизированной дивизии Одесского ВО. С 11 июля 1951 г. в распоряжении Командующего БТиМВ СА. С 19 декабря 1951 г. заместитель командующего 18-й механизированной дивизии Киевского ВО (Приказ МО № 01526 от 19.12.1951).
С 26 мая 1953 г. заместитель командира 14-го гв. стрелкового корпуса по БТиМВ. С 19 января 1954 г. помощник командира 14-го гв. стрелкового корпуса по БТТ, он же начальник технического отдела.
12 января 1956 г. уволен в запас по ст. № 59б.
Воинские звания: ст. лейтенант (Приказ НКО № 0342 от 26.01.1936), капитан (Приказ НКО № 0143 от 22.02.1938), майор (Приказ НКО № 0745 от 22.02.1940), подполковник (Приказ НКО № 02272 от 06.04.1942), полковник (Приказ НКО № 05419 от 04.08.1942), ген.-майор т/в (Постановление СНК СССР № 187 от 18.02.1944).
Награды: Орден Ленина (20.04.1953), два Ордена Красного Знамени (11.01.1942, 06.11.1947), Орден Суворова II степени (27.08.1943), два Ордена Отечественной войны I степени (05.11.1942, 03.06.1944), Орден Красной Звезды (05.11.1944). Медали: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Биография Королева
Королев, Сергей Павлович – советский конструктор, создатель ракетного оружия и ракетно-космической техники. Наиболее значимая личность ХХ века в космическом кораблестроении.
Биография
Сергей Павлович Королев появился на свет 12 января 1907 года в Житомире, на Украине, которая тогда входила в состав Российской империи. Отец, Павел Яковлевич Королев, работал учителем русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко.
В 1915 году Королев поступает в гимназию в Киеве. Спустя два года, окончив подготовительные классы, переходит в Одесскую гимназию. Здесь Сергей надолго не задержался – вскоре гимназия прекратила работу. Королев четыре месяца учится в единой трудовой школе, после этого переходит на домашнее образование. Учили его мать и отчим, которые имели педагогические и инженерное образование.
В 1921 году Сергей знакомится с пилотами Одесского гидроотряда и с увлечением погружается в авиационную жизнь. В 17 лет он уже защитил проект безмоторного самолета перед специальной комиссией.
В 1924 году Королев становится студентом Киевского политехнического института, изучает авиационную технику. Все инженерные дисциплины Сергей прекрасно осваивает за два года. После этого переходит в Московское высшее техническое училище.
В 1931 году Королев совместно с Фридрихом Цандером добился создания Группы изучения реактивного движения. Эта организация вскоре приступает к созданию ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года состоялся первый успешный запуск летательного аппарата.
В том же году создается Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королев становится заместителем директора. До 1938 года Сергей Павлович возглавляет отдел ракетных летательных аппаратов. За это время отдел испытал зенитные, крылатые, баллистические ракеты, зенитные твердотопливные и авиационные ракеты для стрельбы по разным видам целей.
27 июня 1938 года Королева обвинили во вредительстве и арестовали. На допросах применяли пытки. Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговаривает Королева к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В 1939 году Королева отправляют на Колыму, а в 1940 году возвращают в Москву и оставляют работать в тюремных КБ.
Сначала Королев работает в ЦКБ-29, которым руководит Туполев. Затем Сергея Павловича переводят в ОКБ-16 Казани. В 1943 году назначают главным конструктором группы реактивных установок.
В июле 1944 года Королева освобождают досрочно, он приступает к разработке баллистических ракет. В 1950 году поступает на вооружение ракета Р-1, которая была полной копией Фау-2.
Затем Королев работает над созданием стратегических ракет. В 1957 году были представлены первые баллистические ракеты морского и мобильного наземного базирования. В том же году на околоземную орбиту вышел первый искусственный спутник. В 1958-1959 годах на Луну отправляют три автоматических аппарата.
В 1960 году наступил триумф Королева и его соратников: на вооружение принимают межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на пилотируемом космическом корабле «Восток-1» впервые отправляется на околоземную орбиту. Это был звездный час не только Гагарина, но и Королева, который продемонстрировал всему миру свои конструкторские таланты. После этого были спроектированы корабли «Восток-2», «Союз», начинается создание проекта тяжелой орбитальной станции, тяжелого межпланетного корабля.
14 января 1966 года Сергей Павлович Королев умер. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность, которая наступила после операции на кишечнике.
Основные достижения Королева
- Первопроходец во многих направлениях ракетно-космической техники и ракетного вооружения.
- Сделал решающий вклад в создание пилотируемых космических кораблей.
- Обеспечил СССР наличие стратегического ядерного ракетного вооружения, которое стало «щитом» страны.
- Стал ключевой фигурой в области изучения космоса.
- Основоположник практической космонавтики.
- Лауреат Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик Академии наук СССР.
Важные даты биографии Королева
- 12 января 1907 года – рождение в Житомире.
- 1915 год — поступление в Киевскую гимназию на подготовительные курсы.
- 1917 год – поступление в Одесскую гимназию.
- 1922-1924 годы — обучение в строительной профессиональной школе.
- 1924 год – поступление в Киевский политехнический институт.
- 1926 год – переход в Московское высшее техническое училище.
- 1931 год – создание ГИРД.
- 1933 год – первый удачный запуск ракеты ГИРД. Создание Реактивного научно-исследовательского института. Начало работ по созданию боевых ракет на разных типах топлива.
- 1938 год – арест. Приговорен к 10 годам лишения свободы.
- 1939 год – Колыма.
- 1940 год- возвращение в Москву, работа в тюремных КБ.
- 1944 год – досрочное освобождение. Начало разработки баллистических ракет.
- 1950 год – поступление на вооружение ракеты Р-1.
- 1957 год – создание первых баллистических ракет. Запуск первого искусственного спутника Земли.
- 1960 год – поступление на вооружение ракеты Р-7.
- 1961 год – первый полет пилотируемого космического аппарата «Восток-1».
- 14 января 1966 года – Сергей Павлович Королев умер от сердечной недостаточности.
Интересные факты из жизни Королева
- После войны под видом артиллерийского капитана отправился к англичанам, чтобы разведать данные о Фау-2. Англичане быстро его рассекретили, поскольку Королева забыли снабдить фронтовыми медалями и орденами.
- В школе был троечником, причем практически по всем предметам.
- У космонавтов есть легенда, согласно которой Гагарин и Комаров потребовали отправить прах Королева в специальном аппарате на Луну.
[ad01]