СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ (1907—1966)

Создатель первых ракетно-космических систем

Он прожил странную, наполненную событиями, но почти виртуальную жизнь. О нем ничего не знали современники, никаких сведений о Сергее Королёве не давали энциклопедии и справочники, даже людей, лично его знавших было не много. Великий ученый был едва ли не самым засекреченным человеком в СССР.

После его смерти художники пытались разгадать феномен Сергея Павловича. В кино и литературе он — некий символ эпохи: несгибаемый, волевой, преданный партии человек, фанатик космоса. Но такова была официальная легенда о нем, а сам Королёв — личность гораздо более сложная. Его дочь вспоминает, что отец был неожиданным — в реакциях, поведении, чувствах, мыслях.

Он был человеком своего времени, эпохи, когда судьбы людей ломали и калечили, она и к самому Королёву была безжалостна, но ему удалось выстоять, сохраниться как независимой личности…

Он родился на Украине, в городе Житомире, в 1907 году в семье учителя. Закончил двухгодичную профессиональную школу в Одессе и стал строительным рабочим — крыл черепицей крыши, столярничал. В 1924 году поступил в Киевский политехнический институт, а после второго курса перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на факультет аэромеханики. Дипломный проект легкомоторного самолета он готовил под руководством Андрея Николаевича Туполева.

Авиация была настоящей страстью Сергея Королёва. В годы первых пятилеток наша страна создавала свою промышленность, укрепляла военную мощь. В это время был актуальным лозунг: «Комсомол — на самолет». Юный Королёв мечтал стать летчиком, строить летательные аппараты и самому на них взмывать под облака.

Когда Сергей Павлович познакомился с работами К.Э. Циолковского, он навсегда увлекся космосом. Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше, чем кто-либо до него. Но чтобы достичь невиданных высот и скоростей, нужно было создать ракеты, ракетную технику.

В 1933 году в подмосковном поселке Нахабино в небо взлетела первая ракета. Она поднялась на высоту всего 400 м. Но с этих метров начались тысячи километров межпланетных перелетов. Ракету запустили участники Группы изучения реактивного движения во главе с Сергеем Королёвым.

Пять главных достижений Сергея Королева

Он был одним из инициаторов образования Реактивного НИИ, где работал сначала как главный инженер, потом — заместитель начальника института, начальник отдела крылатых ракет, начальник группы ракетных аппаратов.

В 1938 году Королёв был арестован, находился в заключении: сначала на Колыме, затем в режимном КБ, где разрабатывались жидкостные ракетные ускорители для боевых самолетов. С 1946-го Сергей Павлович возглавлял работы по баллистическим ракетам, а в 1956-м стал главным конструктором ракетно-космической техники.

В последующее десятилетие он руководил созданием ракет дальнего действия. В 1956-м под его руководством было проведено испытание многоступенчатой межконтинентальной ракеты, а в следующем году с помощью ракеты, созданной его интеллектом, был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.

Первые пилотируемые космические корабли, аппаратура для полета человека в космос, для выхода из корабля в свободное пространство и возвращения космического аппарата на Землю, искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые межпланетные разведчики «Зонд» — этапные события развития советской космонавтики, которые спланировал и осуществил Сергей Королёв, первым пославший космические аппараты к Луне, Венере, Марсу, Солнцу…

Его не обходили наградами: Золотая медаль имени К.Э. Циолковского, Ленинская премия, два ордена Ленина, орден «Знак Почета» — это далеко не все его регалии.

В 1966 году АН СССР учредила золотую медаль имени С.П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Москве, Житомире и других городах появились памятники ученому, создано несколько мемориальных музеев, в том числе на космодроме Байконур, его имя присвоено Самарскому авиационному институту, подмосковному наукограду…

Никогда не перестанет вызывать интерес личность Сергея Королёва, человека, подарившего землянам одно из главных открытий науки и техники всех времен — открытие эры освоения космического пространства.

Он создал первый советский ракетный планер, первую советскую крылатую ракету, а в тяжелый период войны лично проводил испытания ракетных ускорителей на серийных боевых самолетах.

Альманах "Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II", 2004, АСМО-пресс.

‹‹ назад

Полоз Игорь: другие произведения.

Недопетая песня Сергея Королева

Журнал "Самиздат":

  "Орел с распростертыми крыльями парит над Землей. Лежащий на земле человек, смотрит в небо. Человек с закрытой шкатулкой в руках". Такой гороскоп жизни Королева по просьбе Ярослава Голованова составили во Франции по книге французского астролога Ферре, изданной еще в 1582 году. Французский составитель гороскопа не знал, чей он.      Во времена Хрущева Королев с женой всегда встречали Новый год в Кремле. Хрущева уволили, новогодние приемы в Кремле прекратились. Королевы встречали 1966 год вместе с друзьями. Сергей Павлович привез для друзей коньяк, но сам ничего не пил. В последние годы он почти отказался от горячительных напитков.      В первый день 1966 г Королев отдыхал дома. 2 января, в воскресенье вызвал машину и выехал на предприятие в Подлипки, поскольку до Нового года не успел обработать деловую корреспонденцию. На следующий день он тоже работал с бумагами, иногда звонил для выяснения вопросов, но к себе никого не вызывал, кроме начальника спецгруппы Яковенко, у которого хранились важные документы. Королев отобрал некоторые из них и попросил никому не давать до своего возвращения. "Если все очень затянется, — сказал он, — документы передайте Мишину".      4 января утром, заместитель Королева Василий Мишин, собрал совещание по вопросу уменьшения веса модулей лунной экспедиции. Тогда велись работы по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1, которая могла обеспечить высадку на Луну одного человека. На Тюратаме уже второй год подряд создавали пусковую для этой ракеты — 105 м высотой.      Кабинеты Королева и Мишина имели общую приемную. В тот день секретарь Королева на вопрос "А где Сергей Павлович?" ответила: "Он скоро выедет!". В кабинете Мишина детали лунного проекта обсуждали около десяти его основных руководителей. Люди не спорили, никто никого не упрекал, у всех было какое-то нехорошее предчувствие. Неожиданно открылись двери — на пороге появился Сергей Павлович, в пальто и меховой шапке, с каким-то свертком в руках. Грустно улыбнулся присутствующим. Ушел, так и не зайдя в кабинет. Никто не знал, что это было прощание с Королевым. Мишин закончил совещание, и все тихо разошлись.      При отсутствии Королева министерские чины проявили особую активность относительно его ОКБ-1. В программу пилотируемых космических полетов партийно-хозяйственная верхушка страны вносила постоянные изменения, поэтому завод в конце 1965 года не смог выпустить новые пилотируемые корабли в обещанные Королевым сроки. Министр поручил своему заместителю и начальнику главка Кериму Керимову взять под собственный контроль производство космических аппаратов.      После грандиозных успехов первого периода освоения космоса наметился спад, обусловленный и экономическими возможностями страны, и человеческим фактором. Королев с соратниками готовили высадку космонавта на Луну и облет Марса. На эти программы работали тысячи предприятий страны. Очень странно, но эту программу Королев не возглавлял — он был лишь главным конструктором. Сегодня людей при таких регалиях на каждом, даже пришедшем в упадок, предприятии не сосчитать. Им пытались манипулировать выдвиженцы Сталина, особенно непристойную роль сыграл Трехтактный Устинов. Прозвище Трехтактный говорило об уровне "легендарного" наркома, который в споре конструкторов о применении двухтактного или четырехтактного двигателя сказал, что нужно применить трехтактный — такого в природе не существует, об этом знает любой школьник.      Развитием космической отрасли в свое время руководил "Совет главных". С укреплением отдельных предприятий их руководители уже не хотели подчиняться Королеву, и он им не мог приказывать, поскольку все были главными. Так Глушко своевременно не сделал новый, мощный ракетный двигатель, что привело к четырем неудачам с пусками ракеты-носителя Н-1.      Королев был локомотивом огромного поезда, которому постоянно мешали. Правда, во времена Хрущева никто не смел выступить против Сергея Павловича, даже всесильный Устинов. При Брежневе и министр Афанасьев, и Трехтактный пытались взять управление космической программой в свои руки, предчувствуя звездопад наград. Но их головы были для этого слишком слабы. Они не понимали, что такой организаторский и технический талант, как у Королева бывает раз в сто лет.      Глушко критиковал космические программы Королева и на совещаниях в Академии Наук, и у Устинова. Валентин Петрович забыл, как Королев просил его создать мощный ракетный двигатель для тяжелой лунной ракеты, чтобы не управлять 32 маломощными и устаревшими двигателями. Но Глушко этого не сделал, хотя мог — в его распоряжении были сотни математиков для решения еще более сложных задач.      Королев был одиноким, у него не было людей, с которыми он мог бы поделиться своим мнением, идеями. Наверное, такое было время. Мешали работе Королева и столкновения между министром обороны Малиновским и главкомом ВВС Вершининым. Такого чванства на всех уровнях было вдоволь. И это в стране, еще совсем слабой после страшной войны с народом и внешним врагом.      Поскольку надежд на скорое создание сверхтяжелой лунной ракеты не было, Королев еще в 1963 году предложил облететь Луну на трех состыкованных кораблях по программе "7К, 9К и 11К". Ее не поддержали ни военные, ни Хрущев. Почувствовав, что позиции Королева после снятия Хрущева ослабевают, фирма Челомея стала разрабатывать системы управления космическими аппаратами под руководством Сергея Никитовича, сына Хрущева.      В это время американцы успешно работали над своей программой "Аполлон", по которой трое космонавтов должны были облететь вокруг Луны. Вот где отразилось негативное отношение политического руководства страны к бывшему колымскому узнику — Королеву! Создать мощный двигатель в короткие сроки промышленность страны не могла, а потеря приоритета в освоении Луны делала космонавтику неинтересной для коммунистического руководства.      Возможно, не без помощи самих американцев раздобыли фильм о подготовке американцами высадки на Луну. Сначала его посмотрели высшие чиновники Минобороны, а затем на просмотр пригласили Королева и Челомея. Американский фильм только усилил нездоровый ажиотаж. Все это негативно отразилось на здоровье Сергея Павловича, подорванном избиениями на допросах, этапами по тюрьмам от Москвы до бухты Нагаева, работой возле полюса на руднике Мальдяк.      От Королева требовали невозможного — полета вокруг Луны в кратчайшие сроки, еще до создания сверхтяжелой ракеты Н-1. По графику завод должен был в январе, феврале и апреле 1966 года, отправить на полигон три корабля "Восток", в январе и марте — спутники связи "Молния-1", а в марте и апреле — по два "Союза". Зачем так много, и все сразу?   Утром 5 января Королев лег в кремлевскую больницу на обследование. Нина Ивановна вспоминала, что незадолго перед этим он сказал: "Если со мной что случится, прошу тебя — не живи в этом доме…" В больнице Сергей Павлович спросил врача: "Сколько лет проживу с таким сердцем?". Врач ответил, что хватит лет на двадцать. "Мне достаточно будет и десяти" — вздохнул Королев.      6 января Нина Ивановна посетила мужа, ее в больнице заверили, что все будет "как можно лучше сделано". Никто в этом и не сомневался. Судьба оберегала его: в Одессе мог подорваться на мине, но все обошлось; на планере в Киеве мог сломать себе шею — остался целым; отстранили от профессорской должности, оскорбили — благодаря этому не расстреляли; по возвращению из Колымы не успел на "Индигирку" — в ее трюмах утонуло 1200 невинно осужденных, которых не выпустили на палубу по приказу преступника-капитана; в Казани его молодой коллега Александров просился выполнить за Королева полет — двигатель Пе-2 заглох, самолет разбился; 12 мая 1945 года, на третий день после Победы, на высоте 7 км взорвался ракетный двигатель, получил серьезное ранение в голову, а затем целые сутки почти ничего не видел — а все же выжил.      В больнице Королева детально обследовали, и на 14 января назначили операцию. На операции должен был быть министр здравоохранения Петровский, ведущий специалист по операциям на сердце. Никто из близких и сотрудников Королева не считал операцию опасной — должны были удалить в кишечнике полип. Почему-то Королев не обратился за помощью к своей прежней жене — хирургу Ксане Винцентини. Это она буквально по частям собирала тело летчика Мосолова, который в одном из полетов смог поднять МИГ-21 на немыслимую высоту — 37 714 м. Наверно, она справилась бы с операцией лучше министра здравоохранения.      Между тем 12 января Мишин провел совещание по запуску ракеты к Луне. Она должна была стартовать 31 января, и все ожидали возвращения Королева из больницы — какой же пуск без Главного? Не следует думать, что Королев был безгрешным гением. Были ошибки, но как без них. В свое время в ОКБ Королева десятки продуманных, начерченных, изготовленных, и даже уже испытанных конструкций отправили в мусорную корзину как неудачные.      В последние месяцы жизни на Королева посыпались сами несчастья: 3 января в 1965 г. после автомобильной катастрофы от тромба в больнице умер Семен Косберг, под руководством которого созданы мощные и надежные ракетные двигатели; в начале января 1965 года похоронили Лебединского — директора Института медико-биологических проблем; в январе в автокатастрофе погиб любимец Королева Попков, создатель баллистических ракет морского базирования; летом ушел из жизни главный строитель космодрома Шубников; в декабре очень тяжелая потеря — умер Воскресенский, который в совершенстве знал ракеты и отвечал за их надежность.      Королев начинает замечать, что эти потери соратников истощают его. Поделиться своими тревогами он мог только с Ниной Ивановной и матерью. Все время он в состоянии напряжения и усталости. Королева преследовала прогрессирующая глухота. Многие считали, это следствием грохота космодрома, но никто не осмелился связать причину болезни Сергея Павловича с издевательствами на допросах, когда били по голове ногами. Все реже помогал валидол. 11 февраля 1964 года у Королева случился сердечный приступ. Прямо в кабинете. Летом в 1962 г, сразу после полета Николаева и Поповича, у него началось кровотечение кишечника. Это были страшные боли. Королев оказался в больнице с язвой сфинктера. Его никто не знал, поэтому не очень занимались лечением. Не помогло и обращение Келдыша к совести медперсонала.      Но когда Королева посетили Гагарин и Николаев — отношение к "рядовому" больному сразу изменилось. После рассказа о жизни в Звездном пунктуальный от природы Гагарин мельком глянул на часы — наступило время идти. Королев заметил этот взгляд, а затем сказал: "Нина, а мои часы остановились. Принеси завтра другие…" Гагарин быстро снял с руки свои: "Возьмите, Сергей Павлович!" Королев попробовал отказаться, но Гагарин упросил его взять подарок. Что-то мистическое есть в этом эпизоде с остановившимися часами и таким искренним подарком первого космонавта Земли. Оба ушли из жизни преждевременно.      Летом в 1962 году до операции дело не дошло, но впоследствии у Королева начались приступы страшной слабости. Осенью стало совсем плохо, особенно после неудачного запуска "Луны-8". Сергей Павлович лег на три дня на обследование. На новогодние праздники 1966 года Сергей Павлович отвел Келдыша в сторону и сказал: "Знаешь, у меня плохое предчувствие, не знаю, выйду ли из больницы".

Королёв, Сергей Павлович

     Когда должны были снимать фильм о ракетчиках по повести Я. Голованова "Кузнецы грома", Голованов позвонил Королеву из кабинета главного редактора "Комсомольской правды". Королев сказал: "Завтра ложусь в больницу. Ничего серьезного. Нужно сделать обследование". "Кузнецы грома" не сняли, потому что через три дня после разговора кинорежиссер Петров умер прямо в раздевалке театра, опередив Королева на десять дней.      Анализ последних недель Королева показывает, что ученого постоянно мучили плохие предчувствия, но еще больше его убивало беспричинное враждебное отношение к нему как к зеку "святых" Устинова и министра Афанасьева. Для управления космической отраслью было создано Министерство общего машиностроения во главе с Афанасьевым. Сергей Павлович не боялся строгого министра. Он вообще никого не боялся, потому что очень хорошо делал свое Дело. И Афанасьев от этого свирепствовал.      Конечно, министр знал о состоянии здоровья Королева, но, когда Сергей Павлович уже был в больнице и ожидал операции, которую поспешили объявить пустяковой, Афанасьев устроил разнос ОКБ. Вернувшись на предприятие, Мишин написал заявление на увольнение. Его помощник сразу сообщил Королеву в больницу. Сергей Павлович позвонил своему заместителю и попросил: "Порви заявление — министры приходят и уходят, а мы и наше Дело остаемся". Мишин рассказал Голованову, что если бы Королев не умер, его бы все равно через несколько месяцев уволили. "Устинов и Афанасьев создавали нестерпимую обстановку для работы", — сказал он. Но сначала домучили бы, заодно угробив триумфальные достижения. Те, которые остались "в закрытой шкатулке".      12 января у Королева был день рождения. Он не хотел никого видеть, но Нина Ивановна уговорила его увидеться с матерью. Медицинские светила успокоили мать, что операция пустяковая. Гагарин приготовил ему в подарок магнитофон "Грюндиг", который достал с помощью заграничных друзей. Королев планов на послеоперационный период не строил. Он общался только с врачами и женой. Возможно, хорошо знал, чем закончится "пустяковая" операция, назначенная на 14 января 1966 года. Игорь Полоз

Связаться с программистом сайта.

Сайт — "Художники" .. || .. Доска об’явлений "Книги"

Королёв Сергей Павлович

Королев Сергей Павлович

(12.01.1907/30.12.1906 — 14.01.1966)

Королев Сергей Павлович (12.01.1907/30.12.1906 — 14.01.1966) — ученый, основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Он по праву считается первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой. За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик С.П. Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957 году) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности.

В 1923 г. вступил в организацию "Общество друзей Воздушного флота" (ОДВФ), сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу. 1 июня 1924 г. Королев подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. Королев проектировал и строил летательные аппараты: планеры "Коктебель", "Красная Звезда" и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности Королева как авиационного конструктора. Он окончил в 1930 г., получив профессию инженера-аэромеханика, МВТУ одновременно с Московской школой летчиков-планеристов, получив свидетельство пилота. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4, который был построен и проходил летные испытания, был А.Н. Туполев. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. — старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

В 1931 г. совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций — Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую возглавил в мае 1932 г., став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 г. она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты "ГИРД-09" (конструкции М.К. Тихонравова) и "ГИРД-Х" (конструкции Ф.А. Цандера), пуск последней был осуществлен 25 ноября 1933 г. В конце 1933 г. после слияния московского ГИРДа с Ленинградской Газодинамической лабораторией (ГДЛ) и образования на их базе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) под руководством И.Т. Клейменова, Сергей Павлович был назначен его заместителем, а с начала 1934 г. из-за расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники Королев переходит на должность руководителем отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1934 г. была издана работа С.П. Королева "Ракетный полет в стратосфере". Им был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем. В 1937 году участвовал в испытаниях ракетоплана с двигателем "ОРМ-65" конструкции В.П. Глушко.

В июне 1938 г. Королев С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Вначале был выслан на Колыму. За пересмотр приговора ходатайствовали прославленные летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов, авиаконструктор А.Н. Туполев, также находившийся в заключении в это время. В 1940 г., после пересмотра дела, С.П. Королева перевели с Колымы к А.Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. В середине ноября 1942 г. С.П. Королева переводят в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С.П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем Главного конструктора двигателей, занимается проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя Сергей Павлович стремился воплотить в жизнь свою давнюю идею создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем. Там родился проект самолета-перехватчика РП с реактивным двигателем "РД-1", изложенный в работе "Введение к вопросу о самолете-перехватчике РП с реактивным двигателем "РД-1". В 1943 г. Королев испытывал сконструированный ракетный ускоритель в наземных и полетных условиях на самолете "Пе-2".

В 1944 г. Королев написал работы "Объяснительная записка к эскизному проекту специальной модификации самолета-истребителя "Лавочкин 5ВИ" со вспомогательными реактивными двигателями "РД-1" и "РД-3", "Крылатые ракеты" (краткий обзор работ, проводившийся в РНИИ в 1932-1938гг.). В том же году Королев обратился в военные инстанции страны с проектом программы разработки боевых ракетных систем.

27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении.

В августе 1945 г. Сергей Павлович вернулся в Москву. В сентябре он отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт "Нордхаузен", директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем — С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

9 августа 1946 г. Королев С.П. был назначен Главным конструктором "изделия №1" — баллистических ракет дальнего действия НИИ-88 и начальником отдела №3 по их разработке. Первой задачей, поставленной перед С. П. Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. 18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. В 1948 г. Королев С.П. занимается совершенствованием высотных геофизических ракет, созданных на базе военных, читает курс лекций по ракетной технике в МВТУ имени Баумана. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королев стремился к главной цели — покорению космического пространства и космическим полетам человека. В 1949 г. Сергей Павлович еще совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса — было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1953 г. принят в члены КПСС. В том же году избран членом-корреспондентом АН СССР.

В 1954 г. обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев.

В 1955 г. руководит разработкой первых образцов космических летательных аппаратов. Участвовал в строительстве наземных испытательных служб космодрома Байконур. В 1956 г. удостаивается звания Героя Социалистического Труда за разработку новых образцов боевых ракет.

4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

В июне 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР.

В 1958 г. он руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника, а затем и парных спутников "Электрон" для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 г. Королев руководит подготовкой и запуском автоматических межпланетных станций "Луна — 1", "Луна — 2", "Луна — 3". Последняя передала фотоснимки обратной невидимой стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

12 апреля 1961 г. С.П. Королев снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль "Восток", он реализует первый орбитальный полет человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков. 6 августа 1961 г. Г.С. Титовым на корабле "Восток-2" был совершен второй космический полет, который длился сутки. 11 по 12 августа 1962 г. — совместный полет космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. 14 по 16 июня 1963 г. — совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на кораблях "Восток-5" и "Восток-6"; изучается возможность полета в космос женщины. 12 по 13 октября 1964 г. в космосе экипаж из трех человек по околоземной орбите на более сложном космическом корабле "Восход". 18 марта 1965 г. во время полета на корабле "Восход-2" с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС.

Сергей Королев

Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль "Союз", проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.

Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

На печать

Королев Василий Георгиевич родился 22 февраля 1905 г. в д. Бакланово, Подольского уезда, Московской губернии (ныне Троицкого АО, Москва) в рабочей семье. Русский.

Окончил 7 классов экстерном.

Член ВКП(б) с 1929 г. (п/б № 01173930).

Умер 2 июля 1976 г.

Образование. Окончил Московскую нормальную пехотную школу (1930). Московские КУКС мехвойск им. Коминтерна (1933). Основной курс Высшей военной академии им. Ворошилова (1946).

Служба в армии. В РККА добровольно, с 1 октября 1927 г.

Участие в войнах, военных конфликтах. Участник Освободительного похода в Западную Украину в сентябре — октябре 1939 г. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г.

Служба в Красной Армии. С 1 октября 1927 г. курсант Московской пехотной школы. С 14 декабря 1930 г. командир взвода и помощник командира роты 45-го стрелкового полка Украинского ВО (г. Херсон).

С мая 1932 г. слушатель Киевской автороты (???). С октября 1932 г. командир танковой роты 15-го отд. танкового батальона Украинского ВО. С декабря 1932 г. слушатель Московских КУКС мотомехвойск.

Приказом НКО № 00549 от 10.1933 г. назначен командиром танковой роты 15-го отд. танкового батальона. С марта по декабрь 1935 врид начальника штаба 15-го отд. танкового батальона. С декабря 1935 г. командир учебной танковой роты 15-го отд. танкового батальона. С ноября 1936 г. по марта 1937 г. — врид начальника штаба 15-го отд. танкового батальона. С марта 1937 г. начальник штаба 15-го отд. танкового батальона. С сентября по декабрь 1937 г. врид командира 15-го отд. танкового батальона.

С 24 августа 1938 г. командир парковой батареи 6-го корпусного артиллерийского полка.

С 7 июня 1938 г. начальник штаба 44-го отд. танкового батальона 26-й легкотанковой бригады. С 18 января 1939 г. помощник командира 53-го отд. танкового батальона по строевой части 38-й легкотанковой бригады.

Сергей Королёв – гениальный изобретатель

С 5 марта 1940 г. командир 79-го учебного танкового батальона 38-й легкотанковой бригады.

С 25 марта 1941 г. командир 81-го танкового полка 41-й танковой дивизии.

С 9 октября 1941 г. командир 133-го танкового полка 133-й танковой бригады.

С 15 февраля по 23 июля 1942 г. командир 168-й танковой бригады. Приказом НКО № 02311 от 02.05.1942 г. утвержден в занимаемой должности.

С 17 июля 1942 г. заместитель командира 64-й армии по танковым войскам. Приказом НКО № 06923 от 25.11.1942 г. назначен заместителем командира 61-й армии по танковым войскам (с января 1943 г. командующий БТиМВ 61-й армии).

С 19 апреля 1944 г. в резерве Командующего БТиМВ КА. С 11 сентября 1944 г. — слушатель Высшей Военной академии им. Ворошилова.

С 7 июня 1946 г. командир 34-й гв. механизированной дивизии Одесского ВО. С 11 июля 1951 г. в распоряжении Командующего БТиМВ СА. С 19 декабря 1951 г. заместитель командующего 18-й механизированной дивизии Киевского ВО (Приказ МО № 01526 от 19.12.1951).

С 26 мая 1953 г. заместитель командира 14-го гв. стрелкового корпуса по БТиМВ. С 19 января 1954 г. помощник командира 14-го гв. стрелкового корпуса по БТТ, он же начальник технического отдела.

12 января 1956 г. уволен в запас по ст. № 59б.

Воинские звания: ст. лейтенант (Приказ НКО № 0342 от 26.01.1936), капитан (Приказ НКО № 0143 от 22.02.1938), майор (Приказ НКО № 0745 от 22.02.1940), подполковник (Приказ НКО № 02272 от 06.04.1942), полковник (Приказ НКО № 05419 от 04.08.1942), ген.-майор т/в (Постановление СНК СССР № 187 от 18.02.1944).

Награды: Орден Ленина (20.04.1953), два Ордена Красного Знамени (11.01.1942, 06.11.1947), Орден Суворова II степени (27.08.1943), два Ордена Отечественной войны I степени (05.11.1942, 03.06.1944), Орден Красной Звезды (05.11.1944). Медали: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Биография Королева

Королев, Сергей Павлович – советский конструктор, создатель ракетного оружия и ракетно-космической техники. Наиболее значимая личность ХХ века в космическом кораблестроении.

Биография

Сергей Павлович Королев появился на свет 12 января 1907 года в Житомире, на Украине, которая тогда входила в состав Российской империи. Отец, Павел Яковлевич Королев, работал учителем русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко.

В 1915 году Королев поступает в гимназию в Киеве. Спустя два года, окончив подготовительные классы, переходит в Одесскую гимназию. Здесь Сергей надолго не задержался – вскоре гимназия прекратила работу. Королев четыре месяца учится в единой трудовой школе, после этого переходит на домашнее образование. Учили его мать и отчим, которые имели педагогические и инженерное образование.

В 1921 году Сергей знакомится с пилотами Одесского гидроотряда и с увлечением погружается в авиационную жизнь. В 17 лет он уже защитил проект безмоторного самолета перед специальной комиссией.

В 1924 году Королев становится студентом Киевского политехнического института, изучает авиационную технику. Все инженерные дисциплины Сергей прекрасно осваивает за два года. После этого переходит в Московское высшее техническое училище.

В 1931 году Королев совместно с Фридрихом Цандером добился создания Группы изучения реактивного движения. Эта организация вскоре приступает к созданию ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года состоялся первый успешный запуск летательного аппарата.

В том же году создается Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королев становится заместителем директора. До 1938 года Сергей Павлович возглавляет отдел ракетных летательных аппаратов. За это время отдел испытал зенитные, крылатые, баллистические ракеты, зенитные твердотопливные и авиационные ракеты для стрельбы по разным видам целей.

27 июня 1938 года Королева обвинили во вредительстве и арестовали. На допросах применяли пытки. Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговаривает Королева к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В 1939 году Королева отправляют на Колыму, а в 1940 году возвращают в Москву и оставляют работать в тюремных КБ.

Сначала Королев работает в ЦКБ-29, которым руководит Туполев. Затем Сергея Павловича переводят в ОКБ-16 Казани. В 1943 году назначают главным конструктором группы реактивных установок.

В июле 1944 года Королева освобождают досрочно, он приступает к разработке баллистических ракет. В 1950 году поступает на вооружение ракета Р-1, которая была полной копией Фау-2.

Затем Королев работает над созданием стратегических ракет. В 1957 году были представлены первые баллистические ракеты морского и мобильного наземного базирования. В том же году на околоземную орбиту вышел первый искусственный спутник. В 1958-1959 годах на Луну отправляют три автоматических аппарата.

В 1960 году наступил триумф Королева и его соратников: на вооружение принимают межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на пилотируемом космическом корабле «Восток-1» впервые отправляется на околоземную орбиту. Это был звездный час не только Гагарина, но и Королева, который продемонстрировал всему миру свои конструкторские таланты. После этого были спроектированы корабли «Восток-2», «Союз», начинается создание проекта тяжелой орбитальной станции, тяжелого межпланетного корабля.

14 января 1966 года Сергей Павлович Королев умер. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность, которая наступила после операции на кишечнике.

Основные достижения Королева

  • Первопроходец во многих направлениях ракетно-космической техники и ракетного вооружения.
  • Сделал решающий вклад в создание пилотируемых космических кораблей.
  • Обеспечил СССР наличие стратегического ядерного ракетного вооружения, которое стало «щитом» страны.
  • Стал ключевой фигурой в области изучения космоса.
  • Основоположник практической космонавтики.
  • Лауреат Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик Академии наук СССР.

Важные даты биографии Королева

  • 12 января 1907 года – рождение в Житомире.
  • 1915 год — поступление в Киевскую гимназию на подготовительные курсы.
  • 1917 год – поступление в Одесскую гимназию.
  • 1922-1924 годы — обучение в строительной профессиональной школе.
  • 1924 год – поступление в Киевский политехнический институт.
  • 1926 год – переход в Московское высшее техническое училище.
  • 1931 год – создание ГИРД.
  • 1933 год – первый удачный запуск ракеты ГИРД. Создание Реактивного научно-исследовательского института. Начало работ по созданию боевых ракет на разных типах топлива.
  • 1938 год – арест. Приговорен к 10 годам лишения свободы.
  • 1939 год – Колыма.
  • 1940 год- возвращение в Москву, работа в тюремных КБ.
  • 1944 год – досрочное освобождение. Начало разработки баллистических ракет.
  • 1950 год – поступление на вооружение ракеты Р-1.
  • 1957 год – создание первых баллистических ракет. Запуск первого искусственного спутника Земли.
  • 1960 год – поступление на вооружение ракеты Р-7.
  • 1961 год – первый полет пилотируемого космического аппарата «Восток-1».
  • 14 января 1966 года – Сергей Павлович Королев умер от сердечной недостаточности.

Интересные факты из жизни Королева

  • После войны под видом артиллерийского капитана отправился к англичанам, чтобы разведать данные о Фау-2. Англичане быстро его рассекретили, поскольку Королева забыли снабдить фронтовыми медалями и орденами.
  • В школе был троечником, причем практически по всем предметам.
  • У космонавтов есть легенда, согласно которой Гагарин и Комаров потребовали отправить прах Королева в специальном аппарате на Луну.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *