Роды, 1800. Уже в самых древнейших письменных памятниках человеческой истории, в священных книгах индусов, египтян и евреев упоминается об акушерках как особом классе специалистов, а у древних греков и римлян многие богини почитались как покровительницы рожениц Египетский демон Bes- защитник рожениц и детей. У разных народов древнего мира познания в акушерстве были различные, отсюда различен и характер помощи. Так, у египтян, евреев и китайцев акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). У древних египтян существовало особое сословие женщин, оказывавших пособие роженицам. Каковы были их знания, можно судить по тому, как они диагностировали беременность. Чтобы узнать, беременна ли женщина, ей давали напиток, приготовленный из особой травы (буду-ду-ка), и молока женщины, родившей мальчика. Если этот напиток вызывал рвоту, значит женщина беременна, в противном случае беременность отсутствовала. Довольно своеобразным методом определялся и пол будущего ребенка. Для этого брали зерна ячменя и пшеницы, смачивали их мочой беременной женщины и следили за прорастанием семян. Если первой прорастала пшеница, то предсказывали, что будет девочка, если ячмень — мальчик. Если родившийся ребенок был очень криклив (причины не доискивались), то для успокоения ему давали смесь из семян мака и мышиного помета. Египетским врачам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки. Какое лечение применяли египетские врачи при этих болезнях, неизвестно. Египет Роженица сидела на корточках на специальных родильных кирпичах: (справа — медицинские инструменты) И еще египетские роды, без стульчиков и кирпичей: Роды на корточках (как и другие вертикальные положения) хороши тем, что помогают тазу хорошо раскрываться и пропустить ребенка. Индия В древней Индии особого сословия повитух не было, помощь роженице оказывала каждая опытная в этом деле женщина; в тяжелых случаях родов акушерка обращалась за помощью к врачу-мужчине. В силу ли этого или по каким другим причинам, но акушерские познания у врачей Индии были значительно большими, чем у египтян, китайцев и евреев. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи Индии первые в истории положили начало изучению акушерства и первые предложили рациональные приемы помощи при родах: впервые упоминают о неправильных положениях плода, впервые предлагают производить извлечение плода, а в необходимых случаях и плодоразрушающую операцию. Эта статуэтка изображает роды в доколумбовой Америке. Музей археологии Рафаэля Ларко Еррера, Лима, Перу, «эротическая коллекция» Нечистые матери: По еврейскому закону- матери считались «нечистыми» 40 дней после рождения мальчика и 80 дней- девочки. Etching illustrating the uncleanliness of the mother after giving birth, according to Jewish law. The Bible, Leviticus, XII, 2-5: the text states that a mother should be considered unclean for 40 days after giving birth to a boy and for 80 days after giving birth to a girl. Etching 1731 By: Philipp Gottfried Harder after: Johann Jakob Scheuchzer and Philipp Gottfried Harder Акушерские познания у древних евреев мало чем отличались от познаний египтян и китайцев. Известно, что для определения беременности они заставляли женщину ходить по мягкой почве: если оставался глубокий след, значит беременность существовала. Греция . Греческие врачи практиковали по всем специальностям. Акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, в частности, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери отцом своим Аполлоном. Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключительно женщины, которых греки называли «перерезывателями пуповины» («omphalotomoi»). Если роды бывали трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась как это было и в Индии к врачу-мужчине. Деятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, по занимались и прерыванием беременности. В Древней Греции прерывание беременности в ранних сроках не преследовалось. Эту операцию допускал знаменитый древнегреческий философ и естествоиспытатель Аристотель, считая, что в ранний период развития беременности плод не имеет еще сознания. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, для определения беременности они основывались на ряде объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, появление желтых пятен на лице. Наряду с этим они прибегали и к таким нелепым средствам: перед глазами женщины растирали красный камень, если пыль попадала в глаза, женщина считалась беременной, в противном случае — беременность отрицалась. Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной; наклонение их вниз указывало на беременность девочкой, подъем кверху — мальчиком. Практические приемы акушерок не всегда были рациональными. Об этом можно судить хотя бы по такому приему, применяемому акушерками в случаях задержки последа: родившегося ребенка не отделяли от матери, женщину сажали на кресло с отверстием в сидении, под отверстием клали мех, наполненный водой, на мех — младенца, после чего мех прокалывался, вода медленно вытекала, мех спадался, а вместе с ним опускался и плод, натягивая пуповину. Древний Рим У римлян наряду с отдельными выдающимися исследователями (Гален, Соран, Архиген и др.) продолжали существовать и религиозные культы с поклонением богам, заимствованным у древних греков, Так, греческий бог-врачеватель Асклепий переносится в Рим под именем Эскулапа — бога медицины; появляется богиня лихорадки, богиня менструации Флюония, богиня матки — Утерина и богини деторождения — Диана, Кибела, Юнона и Мена. Больше того, специализация «Божественной» акушерской помощи. у римлян достигла особенного развития. Так, каждое положение плода в матке имело свою богиню: рождением плода вперед головкой ведала Проза, а родами при ножном и ягодичном предлежаниях, а также при поперечных положениях — Постверта. Дети, родившиеся вперед ножками, получали имя Агриппы. Во всех случаях родов акушерка должна была совершать различные приношения соответствующей богине. Оказанием помощи в родах в Риме, как и в Греции, занимались преимущественно женщины — акушерки (повитухи). Врач приглашался только в случаях патологических родов, когда акушерка видела, что сама она справиться не может. Среди женщин-акушерок были и выдающиеся, оставившие в истории след о своей деятельности. К таким относилась Аспазия (II век н. э.), носившая звание врача. Свои теоретические и практические познания она изложила в книге, дошедшей до вашего времени. Из врачей Древнего Рима в истории медицины сохранились особенно известные имена: римлянин Цельс и греки Филумен, Соран и Гален. Средневековье . Медицина и, в частности, акушерство и гинекология в этот период довольно слабо развивались, как и вся медицинская наука и естествознание в Европе, так как наука была под сильным влиянием церкви. Религия насаждала идеи вроде догмата «о непорочном зачатии», церковные фанатики в средние века внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола и т. д. Всякие критические высказывания по поводу подобных диких взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из страны и пытки инквизиции. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки и гинекологии. В средние века стали часто практиковаться плодоразрушающие операции и, видимо- не всегда были обоснованы. Поэтому подобная практика акушеров вызывала нарекания со стороны духовенства, возражавшего против многочисленных случаев умерщвления детей для спасения жизни матери ( эти хирургические операции достаточно часто приводили к гибели обоих). Центрами высшего образования, в том числе и медицинского, были университеты, начавшие возникать с XI века. Первые высшие школы типа университета в Европе представляли корпорации, аналогичные ремесленным цехам, характерным для средневековья. Учащихся в университетах было очень немного. Основой всех наук являлось богословие, религия пронизывавшая все преподавание, которое исходило из того положения что все возможные знания уже преподаны в «священном писании». В университетах допускалось изучение и отдельных античных писателей, причем задачи ученых сводились не к критике и совершенствованию учения древних, а к подтверждению их учения как признанных авторитетов. В области медицины таким официально признанным авторитетом был Гален. При этом акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух. Только в самых тяжелых случаях патологических родов, когда роженице и плоду угрожала смерть, «бабки» призывали на помощь-хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к роженице состоятельного класса. Остальные, несостоятельные роженицы, удовлетворялись помощью «бабки» и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду, амулет или то или иное невежественное пособие. Не приходится удивляться, что при такой помощи, при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти. Исправление неправильного положения плода путем поворота, это великое достижение древности, было забыто или не использовалось большинством врачей. По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть роженицы происходит по воле бога: уничтожение внутриутробного плода, обладающего «божественной душой», рассматривалось как обычное убийство. В итоге церковь сильно препятствовала развитию акушерства, что приводило в конечном счете к высокой смертности в родах. Возрождение. 16 век Только в XVI веке,в 1513 году появилось первое, снабжённое рисунками, руководство по акушерству Евхария Ресслина «Цветник беременных женщин и акушерок»; за ним последовали сочинения Якова Руфа в Цюрихе, Вальтера Рейфа в Страсбурге. При всём том вследствие неполноты научных наблюдений врачей и успехи науки ограничивались только оперативной частью, так как мужчины-врачи приглашались к родам только в очень трудных случаях. Большое значение для развития акушерства и гинекологии имела деятельность Везалия, Фарлопия, Амбруаза Паре, который вернул акушерству забытую операцию поворота плода на ножку, ввел в широкую практику гинекологические зеркала и организовал при парижском госпитале Hotel-Dieu первое родовспомогательное отделение и первую в Европе акушерскую школу. В нее принимались только женщины; обучение длилось 3 месяца, из них 6 недель отводилось на практические занятия. В этот период стала бурно развиваться анатомия. Это привело к большому числу открытий также в области гинекологии. Развивающиеся наука и медицина этого периода позволяли проводить достаточно сложные полостные и гинекологические операции. Разрабатывались новые диагностические методы, позволявшие определить правильность, срок течения родов, а также состояние плода. Изучались анатомические понятия, что позволяло в последующем более или менее точно предсказать течение родов, и соответственно быть готовым ко всем неприятностям. 16 век-подушки С развитием хирургии продвинулось вперёд и акушерство, особенно во Франции, где врачи всё более и более завоёвывали акушерскую практику. Предрассудки против акушерства, по крайней мере в высших слоях, рассеялись под влиянием приглашения Людовиком XIV знаменитого хирурга Клемента из Арея для оказания акушерской помощи госпоже Лавальер и вскоре назначенного первым акушером королевского двора. Такое отличие приободрило французских врачей к дальнейшему развитию акушерства. 17 век Становление акушерства как самостоятельной клинической дисциплины началось во Франции на рубеже XVII-XVIII вв. В значительной степени этому способствовала организация акушерских клиник. Первая из них была открыта в Париже (XVII в.) в госпитале Hotel-Dieu. Здесь сформировалась первая школа французских акушеров, предложивших несколько новых акушерских операций и инструментов. XVIII век явился периодом становления акушерства в Англии, Голландии, Германии, Франции, России и других странах. Так, в 1729 г. в Страсбурге был открыт первый в Европе родильный дом-клиника. В 1751 г. в Геттингене была организована первая университетская акушерская клиника, где обучали студентов. В Париже существовало только одно училище для акушерок. В 1728 году открыто родовспомогательное заведение в Страсбурге, В Англии первое родовспомогательное заведение было открыто в 1765 году. В Германии первое училище для акушерок учредил в Берлине в 1751 г. Фридрих Великий; в том же году было открыто второе. По картинкам видно, что рожали как лежа, так и сидя- на краешке кровати, на подушках или на специальных стульях-креслах. Иногда просто спускались на корточки. Картинки разложены по времени, и по ним видно, что где не было кресел- рожали лежа. С развитием медицины расширялся арсенал действий акушеров, что требовало горизонтального положения. По картинкам видно, что рожали как лежа, так и сидя- на краешке кровати, на подушках или на специальных стульях-креслах. Иногда просто спускались на корточки. Картинки разложены по времени, и по ним видно, что где не было кресел- рожали лежа. С развитием медицины расширялся арсенал действий акушеров, что требовало горизонтального положения. Родильные кресла Родильные стулья использовались с древнейших времен до 1800-х годов.Они часто передавались в семьях по наследству. Родовые кресла были на пике своей популярности к концу 1700-х годов, использовались и женщинами, и мужчинами- акушерами. Спинка в родильном кресле, позволяет матери сидеть прямо во время родов. Тем не менее, оно имеет низкий центр тяжести, поэтому мать может также сесть на корточки и по-прежнему опираться на стул. Многие стулья были семейными реликвиями, которые передаются из поколения в поколение по сегодняшний день. Они все еще используются в некоторых странах. Некоторые стулья имели довольно сложные конструкции и подставки для ног для комфорта матери. Некоторые также могут быть сложены, или преобразованы в кровать для операционной. Этот стул был использован для примерно 2000 родов -был распоряжении семьи акушерок на протяжении трех поколений. Образ Христа на спинке стула- возможно, был знаком защиты для женщин и их детей, поскольку роды были рискованным событием. Сиденья имеет форму, чтобы разрешить доступ во время родов, также может быть сложено преобразовано в кровать или операционный стол. После родов 17 век 18-век 19 век Диагностика по моче Россия В России наука акушерства получила своё начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах. Первый акушер, о котором упоминается в летописях, был англичанин Якоб (при Иоанне Грозном), славившийся как «умеющий очень искусно лечить женские болезни». Хотя Петром Великим открыты были школы «для медической и хирургической практики», но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, акушерству в них не обучали. Только в 1754 году устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман, в Москве Эразмус, которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке — «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Означенное руководство было составлено по Горну, оригинал которого был издан в 1697 году, так что в середине прошлого столетия, когда уже Смелли, Левре и Редерер преобразовали акушерство, русские врачи черпали свои знания из давно устаревшей книги конца XVI столетия. —————————————— В 1757 г. в Москве и Петербурге были созданы «бабичьи школы», которые готовили «присяжных бабок» (образованных повивальных бабок, или акушерок). Преподавали в них первоначально иностранцы: один доктор (профессор бабичьего дела) и один лекарь (акушер). В первые годы обучение было только теоретическим. Затем, после открытия в России повивальных (родильных) отделений на 20 коек при Московском и Петербургском воспитательных домах, стал преподаваться и практический курс. Сначала обучение в бабичьих школах было малоэффективным. Имелись существенные трудности при наборе учениц: так, в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве — 4 повивальные бабки, — именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская «бабичья школа» подготовила всего 35 повивальных бабок ,из которых пять были из «прирожденных россиян», а остальные — иностранки. осмотр :

Примеры употребления слова некормленый в литературе.

Только российский флаг над блокпостом сменился зеленым полотнищем, из большинства труб не вился дым, да было слышно, как ревет и мычит некормленая домашняя скотина.

Было обидно до слез, что именно у тебя, в лучшем полку не только в дивизии, но и в корпусе, у тебя, с твоей привычкой жить без выволочек, в одной роте все сошлось как назло: командир роты приболел, а старшина наблудил, солдаты в боевом охранении некормленые сидели.

Раз узнал, что солдаты некормленые остались, из-за этого положено не поспать.

В былые времена ворота были всегда на запоре, двор был полон злых, некормленых псов.

Где ты сейчас сидишь, неделю назад сидел, пил чай и стыдил нас за тот случай, когда в боевом охранении люди некормлеными остались.

А что, этот несчастный некормленый бегемот — такая важная персона, из-за которой приходится жертвовать такими превосходными роботами?

И еще неведомо, в ком больше мужества: в ратниках княжеских дружин или в этих вот бабах, что жнут среди зимы, на холоде и ветру, а придя домой — не присядут, не обогреются путем, ибо некормленые дети ждут, и скотина ждет, как и дети, помимо корму, хозяйской ласки и участия.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Среди египтян считалось, что если первой под воздействием мочи прорастет пшеница, то беременная вынашивает мальчика, если первым прорастает ячмень, то родится девочка. Конечно, научность таких методов оставляет желать лучшего, однако интересным является факт, что вплоть до средних веков и в Европе практиковалось такое же «тестирование» на беременность и пол ребенка.

После того, как беременность подтверждалась, определялся пол будущего ребенка, будущая мама поступала под «покровительство» богов, которые были «ответственными» за роды и процесс деторождения.

Богиня Таурт считалась главной покровительницей и женщин, и детей в Древнем Египте. Беременная женщина, как правило, вешала на шею надежный амулет, а в изголовье супружеского ложа помещала ее изображение, охраняющее во время беременности и родов женщину. Вид данного этого амулета также был слегка устрашающим: богиня Таурт изображалась обычно в виде беременной самки гиппопотама, обладающей женскими руками и львиной головой.

Однако у беременных и рожениц были и другие божества, под покровительством которых они находились. К примеру, одним из таких считалась «небесная корова», которая родила солнце, или богиня – мать Хатор.

Еще одним покровителем считался кривоногий и уродливый бог – карлик Бэс (так как считалось, что с помощью его уродства отпугиваются злые духи), который покровительствовал еще и танцам.

Интересным является тот факт, что в египетском пантеоне богов, где во многих богах совмещалось сразу несколько «функций», нередко одинаковые божества отвечали и за деторождение, и за смерть, и за танцы. Например, Хатор одновременно является богиней и любви, и деторождения, и музыки, и веселья, и пляски.

Как правило, незадолго до родов беременная отправлялась в «маммизи», или ближайший «родильный дом», однако делалось это не с целью того, чтоб там рожать.

В переводе с древнеегипетского языка «маммизи» — это храм, который был воздвигнут в честь Хатор – богини родов. Данные «родильные дома» могли воздвигаться в разных местах Египта, но самым главным был тот, который располагался в Дендера – городе, где богиня Хатор родила своего сына. Со всего Египта сюда стекались беременные женщины для подтверждения своего благочестия перед богиней – роженицей Хатор и заручения в грядущих родах ее поддержкой.

После такого паломничества в родильный дом беременная оставалась дома и ждала родов. Чаще всего она заранее договаривалась о родах с акушеркой, внушающей ей доверие, и в некотором роде «заключала» с ней контракт. Египтянки обычно рожали на двух каменных брусках в позе сидя на корточках и упирались в колени локтями. В случае тяжелых родов роженица окуривалась от горящей смолы дымом. Ей также могли массировать живот, при этом натирая его пивом и шафраном.

После того, как египтянка разрешилась от бремени благополучно и родила здорового ребенка, она кормит его грудью на протяжении трех ближайших лет.

При наличии у роженицы проблем с молоком, она брала хребет нильского окуня, зажаривала его в растительном масле или жире, после этим маслом или жиром натирала позвоночник женщины. В случае, если не помогало и это «проверенное» средство, то материнское молоко заменялось коровьим.

В случае, если после родов египтянки хотели отдохнуть от деторождения на протяжении одного – двух лет, то в качестве разнообразных противозачаточных средств использовались смолистые выделения акации, кислое молоко, крокодильи экскременты, финики, мед. Перечисленные вещества вводились или по отдельности, или в различных комбинациях во влагалище. На сегодняшний день научно доказано, что смола акации, которая растворена в молочной кислоте, является одним из лучших средств, убивающих сперматозоиды – спермицидов.

Древняя Греция

Так как греческие врачи практиковались по всем специальностям, то акушерская помощь оказывалась ими только при тяжелых родах. Греческие врачи знали только некоторые хирургические методы для родоразрешения, например, знали они о кесаревом сечении, однако в то время на живых оно не производилось.

В Древней Греции оказанием помощи в родах занимались только женщины, называемые греками «перерезывателями» пуповины. В случае трудных родов акушерка (повитуха) обращалась к врачу – мужчине, как это было в Индии.

Греческие акушерки не только занимались оказанием помощи при родах и в течение послеродового периода, но также занимались прерыванием беременности. В случае, если по каким-либо причинам течение родов должно было быть негласным, то родоразрешение проводилось акушерками у себя па дому. Период, в течение которого родильница оставалась у акушерки, также неизвестен.

Акушерки того времени владели уже значительными навыками и знаниями. Для определения беременности использовался ряд объективных признаков: отсутствие аппетита, отсутствие месячных, тошнота, слюнотечение, рвота, желтые пятна на лице.

Могли также использоваться такие глупые средства, как: красный камень растирался перед глазами женщины в пыль, если она попадала в глаза, то женщина считалась беременной, если нет, то беременность отрицалась.

Пол плода акушерки пытались определить согласно уровню наклонения сосков беременной: в случае, если наклонение их было вниз, то это указывало на девочку, в случае, если наклонение их было вниз, то это указывало на мальчика.

Однако используемые практические приемы акушерок не всегда являлись рациональными. Например, в случае задержки последа применялся следующий прием.

Родившийся ребенок не отделялся от матери, а женщина сажалась на кресло в сидении с отверстием, под отверстие клался мех с водой, на мех ложился младенец, мех после чего прокалывался, а вода медленно вытекала, после того как мех спадался, плод опускался вместе с ним, и пуповина натягивалась.

Средние века

Акушерство и гинекология в период средних веков развивались довольно слабо, равным счетом, как и все естествознание и медицинская наука в Европе. Объяснялось это тем, что наука в тот период находилась под сильным влиянием средневековой религии и церкви.

Религией насаждались фантастические идеи и догматы типа «догмата о непорочном зачатии”, а церковными фанатиками внушалась мысль о возможном рождении детей от дьявола. Со стороны ученых и врачей всякие высказывания по поводу данных диких взглядов вызывали их гонение пытки инквизиции.

Во времена средневековья довольно часто стало практиковаться применение плодоразрушающих операций, причем не всегда это было обоснованно. Со стороны духовенства подобная практика вызывала нарекания на акушеров. Оно возражало против случаев «умерщвления» детей с целью спасения материнской жизни.

Акушерство в то время было на очень низких ступенях развития: занятие в средние века акушерством считалось неприличным и низким для врачей – мужчин. Родоразрешение оставалось в руках повитух.

«Бабки” призывали на помощь врача – хирурга лишь в самых тяжелых патологических родах, когда и роженице, и плоду угрожала смерть. При этом чаще всего применялась плодоразрушающая операция. Также хирург приглашался не к каждой женщине, а лишь преимущественно к беременной из состоятельного класса. Остальные роженицы из несостоятельных классов удовлетворялись помощью повитухи и получали от них амулеты, наговоренную воду или другие невежественные пособия.

Как правило, при такой помощи и при несоблюдении простейших требований гигиены уровень смертности и в родах, и в течение послеродового периода был очень высоким. Беременные в эпоху средневековья жили с постоянным страхом и угрозой смерти. Использование поворота для исправления неправильного положения плода как великое достижение эпохи древности не использовалось абсолютным большинством врачей и позже было вовсе забыто.

Из плодоразрушающих операций практическое акушерство применяло декапитацию, перфорацию головки и эмбриотомию. Однако выполнение этих операций было возможно только на мертвом плоде.

Согласно законам христианской средневековой церкви считалось, что смерть роженицы – по воле бога, а уничтожение плода внутриутробно, который обладает «божественной душой”, — это обычное убийство. Как результат – развитию акушерства церковь сильно препятствовала, что в конечном счете приводило к высокому уровню смертности в родах.

Россия

Некоторые рукописные лечебники и травники того времени упоминают о различных «заговорах”, распространенных в народной медицине. При патологических родах применялись некоторые из них.

Не только на селе и в городе, однако и в столице в большинстве случаев царские жены и боярские жены рожали при помощи бабок – повитух, а уровень медицинских знаний у них был весьма невысоким.

Приглашаемые в Москву иностранные врачи также не отличались акушерскими познаниями. В Московию многие из них ехали лишь с целью получения личной наживы.

Роды у русских часто проходили в натопленной бане. Данный обычай приема родов в жарко натопленной бане подразумевает под собой не только убеждение в облегчении родов и их ускорении при пропотевании роженицы, но и неосознанное стремление к чистоте.

«Повивальная бабка», оказывающая пособие роженице, приглашалась только при трудных родах в большинстве случаев, в легких случаях она приглашалась после завершения родов для выполнения перевязки пуповины и оказания помощи в повитии, или в пеленании, младенца. Это объяснялось как суеверием и стремлением скрыть от окружающих роды, избежать «сглаза”, так и соображениями с точки зрения экономии.

Повивальные бабки, кроме осуществления за младенцем первого ухода, исполняли установленные поверья, обычаи, заговоры и различные рукодействия.

Например, для скорейшей «развязки” родов, повитуха должна была расплести роженице косы, развязать все узелки на одежде, ходить до полного изнеможения с роженицей, подвесить ее за руки, встряхнуть, опрыскать «с уголька”, разомнуть ей живот для «выправления” плода. Чем больше знала подобных приемов бабка – повитуха, тем более знающей и опытной в «бабьем деле” она считалась.

Даже практиковавшие в больших городах России в то время акушерки были почти все поголовно иностранки. Естественно, что помощью этих акушерок и врачей могло пользоваться только ограниченное число рожениц, принадлежавших к привилегированному классу. Остальная масса русского населения по – прежнему пользовалась услугами повивальных бабок из деревень.

Первые законоположения насчет родов и родоразрешения были приняты в России Петром I. Они касались деятельности бабок – повитух, не подвергавшихся никакому контролю. В 1804 году был издан указ, который запрещал убивать родившихся уродов под страхом смертной казни. Эта практика использовалась повитухами довольно часто и не противоречила взглядам, установившимся в народе.

Уже позже, с распространением просвещения в России и ростом уровня общей культуры на разумную акушерскую помощь увеличился спрос, также ощутилась потребность в организации подготовки если не акушеров, то хотя бы «отечественных акушерок» на первое время.

Уже в период царствования Елизаветы, после Петра I, правительством были сделаны решительные шаги в деле подготовки акушерок планово, заключавшиеся во введении преподавания акушерства в медицинских школах, расширении штаба лекарей, взятии «на учет» всех повивальных бабок, подвержения их экзаменации, открытия в Москве и в Петербурге «бабичьих” школ – для специализированной подготовки акушерок.

В Средние Века порядок местного управления на Руси сильно отличаются от современного. Должностные лица, которых присылали князья, содержались за счет местного населения. Определение «кормление” в Древней Руси означало порядок их содержания, который просуществовал несколько столетий.

Кормление в XII-XV веках

Основа такого порядка содержания должностных лиц была заложена первым русским сводом законов – Русской правдой в конце XI века. Представители княжеской власти, которые собирали штрафы или занимались строительством городов, имели право на получение от населения натурального довольствия. Оно называлось «корм”.

Рис. 1. Кормление на Руси.

Штраф за преступление в Древней Руси назывался вира. Часто его размер составлял 40 гривен. Столько могли стоить 200 баранов или 20 коров. По смыслу и звучанию вира близка к германскому термину «вергельд”. Возможно, термин пришел от варягов. Штрафом могли наказать всю общину, весь ее членов связывала круговая порука.

Как правило, представитель княжеской администрации получал «корм” от местного населения три раза в год, который выплачивался натурой (хлеб, овес, мясо, рыба).

За счет него он содержал свою семью, прислугу и лошадей. Дополнительным источником дохода кормленщика служили пошлины за судебные дела и клеймение коней.

Рис. 2. Система кормлений история России.

Представителей княжеской власти на местах называли наместниками, тиунами и волостелями. На эти должности назначали бояр. Их убийство наказывалось самыми высокими штрафами – 80 гривен за княжеского, 40 гривен за боярского и 12 гривен за сельского.

Отмена кормлений

Такой способ содержания местной власти достиг наибольшего развития в XIV-XV веках. Его недостатком был рост злоупотреблений, поэтому в конце XV века, при великом князе Иване III, начинается ограничение доходов кормленщиков. Великий князь выдавал их уставные и кормленные грамоты. Сейчас они являются ценным историческим источником, например, грамота Ивана III Ивану Осоке.

Рис. 3. Отмена кормлений.

В начале XVI века оплата из натуральной переходит в денежную. Систему кормлений отменил Иван IV в 1555-1556 годах одновременно с проведением земской реформы. Повсеместно их отменить сразу не удалось, в ряде источников они упоминаются и во второй половине XVI века.

Что мы узнали?

Для понимания особенностей управления в XII-XVI веках необходимо знать, что такое кормление в Древней Руси. Данный вид содержания власти на местах был удобен в период феодальной раздробленности и прекратил свое существование в годы правления Ивана IV, когда происходило усиление централизации в государстве.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Кто отменил систему кормлений?

    • Василий III
    • Иван IV
    • Василий Шуйский
    • Борис Годунов

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

В наше время медицина сулит женщинам максимально безопасные роды, которые могут привести к летальному исходу лишь в единичных случаях. Однако в древности это было не так. Женщина понимала, что роды представляют для нее большую опасность. Многие боялись рожать, так как знали, что от кровопотери или инфекций умирает едва ли не каждая вторая роженица. «МИР 24» рассказывает, как в эпоху древнего мира и на Руси определяли беременность, реагировали на бесплодие и рожали.

Фото: Базальтовая фигура женщины, дающей рождение Фото: барельеф изображение родов в Древней Греции

В Древней Греции определение беременности основывалось на вполне объективных признаках – наличии тошноты, рвоты, слабости, отсутствии аппетита и менструальных выделений. Взаимосвязь между прекращением критических дней и наступлением беременности впервые сформулировал знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ. Известно, что 9 из 72 научных сочинений врача были посвящены женским болезням и акушерству. Однако глубокие познания не помешали целителю придумать еще один, совершенно безумный по современным меркам способ определить беременность. Своим пациенткам Гиппократ предлагал выпить особый раствор. Для его приготовления необходимо было растолочь анис, смешать его с медом и растворить в воде. Выпив этот напиток, беременная непременно должна была почувствовать брюшные судороги. Если же она их не ощущала, значит, пополнения в семействе ожидать не стоило.

Для определения пола ребенка Гиппократ тоже предусмотрительно предлагал два способа. Целитель полагал, что цвет лица роженицы может свидетельствовать не только о ее самочувствии, но и о половой принадлежности малыша.

Бледность лица говорила о том, что на свет появится девочка, а здоровый розовый румянец указывал на рождение мальчика.

Также пол ребенка можно было проверить по направлению сосков роженицы. Направленные книзу соски подтверждали, что у женщины родится девочка, а кверху – мальчик.

Перед воспроизведением на свет ребенка роженице в Древней Греции полагалось встать на колени. Считалось, что такое положение может облегчить муки женщины. Акушерская помощь оказывалась только при очень тяжелых родах. В остальных случаях от повитухи требовалось лишь перерезать пуповину. Со временем повитухи стали отдельным социальным классом. Ценные знания об акушерстве они передавали из поколения в поколение.

Древний Рим

Фото: Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)

На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.

Если вдруг супруга оказывалась бесплодной, римский патриций мог спокойно позаимствовать у другой семьи плодовитую женщину.

Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.

После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой. Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли.

Из-за высокой смертности римляне опасались, что ребенок может умереть вскоре после родов, поэтому имя малышу давали только когда окончательно убеждались в его жизнеспособности – спустя неделю после рождения.

В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский, более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран. Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.

Древний Египет

Фото: Древнеегипетские фрески

Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка. Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.

Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.

Главной покровительницей рожениц и новорожденных египтяне считали богиню Таурт. Обычно ее изображали в виде самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами, округлившимся животом и пышной грудью.

Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.

Русь

Фото: wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох

Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.

Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием. Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями.

Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.

Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.

Для облегчения родовых мук деревенские знахарки могли, например, посыпать родовые пути сахаром.

Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:

Смерть не помеха

«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное… То рассыпчатое, то кусочки… Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Далее булгаковская героиня рассказывает еще одну животрепещущую историю о том, как роженице для облегчения физических страданий дали пожевать собственные волосы:

«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *