Вступление

Если христианская церковь хочет поддержать активное свидетельствование о Боге у нынешнего поколения, а верующие в Христа — духовно вырасти и стать зрелыми и эффективно работающими христианами, то наиважнейшей задачей пасторов, учителей и других руководителей церкви становится обращение внимания на «чистое словесное молоко» посредством проповедей, основанных на Библии и посвященных Библии.

Поэтому я с удовольствием представляю христианскому читателю прекрасный труд Джеймса Браги «Как подготовить библейскую проповедь».

Эта книга не является обычным справочником, описывающим типы проповедей и содержащим пусть лучшие, но схематичные указания, как одному или нескольким людям шаг за шагом составить проповедь.

В книге два больших раздела. В первом Вы найдете определение и обсуждение трех основных типов проповеди — тематической проповеди, текстуальной и разъяснительной — с их основными принципами и примерами, предназначенными для изучения будущими проповедниками.

Второй раздел посвящен механизму построения проповеди, который включает в себя гомилетическую сторону, выбор названия, вступление, план, деление на составные части, обсуждение, использование наглядных пособий, применение к жизни и заключение.

Основные принципы, описанные в книге, выделены и интересно проиллюстрированы, так что данное пособие, безусловно, будет полезно для начинающих проповедников.

Сборник упражнений в конце каждой главы позволит использовать книгу как на занятиях в классе, так и при индивидуальном обучении.

При прочтении книги очень скоро возникает впечатление, что этот труд отражает длительное изучение Библии в сочетании с глубоким преклонением перед священностью задачи и желанием помочь Божиим людям понять и использовать святые истины Писания. С 1949 года мы с автором этой книги преподаем Библию на факультете нашей школы. За эти годы мы стали друзьями и я глубоко уважаю его как внимательного исследователя Библии, чья жизнь и деятельность является подлинным благословением для всех нас. Его труд заслуживает внимания всех, кто стремится улучшить свои навыки в подготовке библейской проповеди.

Портленд, Орегон
3 июня 1968 г.
Тед Л.Бредли
Малтномахская школа изучения Библии

Предисловие

В связи с изучением темы составления плана проповеди я бы рекомендовал использовать Библию, в которой каждый стих выделен в отдельный параграф, тематическую Библию (например, издания Нейва), полный указатель библейских изречений и книгу «Богатство библейского знания» Студент волен в выборе справочной литературы, однако основная работа должна производиться при помощи Писания. Категорически не рекомендуется заимствовать тезисы для проповеди из справочной или учебной литературы, следует вырабатывать свои. Это может сначала показаться сложным и утомительным занятием, но по мере овладения материалом, изложенным в книге, начинающий проповедник будет чувствовать себя все увереннее в подготовке проповеди на гомилетической основе.

Когда-то надо начинать, начинать настойчиво, и главное, с чего следует начинать в подготовке проповеди, — это сердце проповедника. Никакие знания, никакое обучение, никакие природные способности не смогут заменить пылкого, покорного, преданного сердца, жаждущего общения с Богом. Только человек, живущий с Иисусом Христом в сердце, может вдохновить других на истинную веру. Такой человек будет проводить все свое время в беседах с Христом, день за днем, постепенно и неторопливо создавая свой союз с Богом и Словом Божиим.

Проповедником должен быть человек, познавший искусство священной войны на собственном опыте, преклонив колени. Подобно Даниилу, он должен иметь привычку к молитве и находить время для нее, а точнее — проводить все свое время в регулярной каждодневной молитве. Тогда его проповеди будут не результатом интеллектуальных упражнений, но истинными небесными посланиями, явившимися ему в ответ на молитву. И.М.Баундс, великий проповедник, произнес истину: «Молитва вкладывает проповедь в сердце проповедника, молитва вкладывает сердце проповедника в проповедь».

Человек, проповедующий Библию, должен быть слугой Библии. Он должен изучать Писание не только для того, чтобы донести его смысл до прихожан. Он должен жить этой Книгой. Слово Божие должно стать его пищей. На протяжении всей жизни он должен регулярно и упорно изучать Библию. Он должен впитать ее в себя, чтобы она завладела сердцем и душой, чтобы он мог сказать, подобно Иеремии: «Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог» (Иер.20:9).

Так пусть Бог пошлет нам сегодня, в дни необычайной нужды, человека Божьего, любящего Господа нашего Иисуса Христа беззаветно, который проповедовал бы Слово Божие и который мог бы увлечь людей и повести их за собой.

Джеймс Брага

«Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? Говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?»

(Иер.23:28-29).

Предисловие ко второму изданию

Со дня опубликования первого издания прошло 13 лет. Книга была написана в дни моей активной преподавательской и проповеднической деятельности. После ее выхода в свет я понял, что некоторые главы требуют пересмотра и дальнейшей разработки.

На протяжении длительного времени я стремился заняться необходимой доработкой отдельных глав и дополнениям к этой книге. И вот, наконец, мне представилась такая возможность, в чем я усматриваю благословение Господа.

Три первые главы изначально предназначались для того, чтобы обучить начинающих богословов некоторым простейшим принципам планирования тезисов проповеди без учета сложностей формулировки суждений и иных специфичных гомилетических тонкостей. Я решил пересмотреть этот подход; поэтому вместо многочисленных поправок содержания I части книги я добавил несколько тем, которые, на мой взгляд, сделают подготовку проповеди проще и интереснее для студентов. В то же время я надеюсь, что новые положения книги будут полезны и более опытным специалистам при подготовке церковной службы по различным библейским текстам.

Хотелось бы обратить внимание на то, что методы подготовки проповеди, изложенные в этой книге, не являются единственно правильными. Существует множество способов, коими можно донести библейские истины до людей. В соответствии с поставленной перед собой целью проповедник должен помнить, что при подготовке службы следует определить, какой метод в данном случае будет наиболее эффективным. Какой бы метод ни был выбран, проповедь должна быть простой и ясной, чтобы всем было понятно, о чем говорит Бог устами проповедника. Только тогда проповедник может стать достойным преемником левитов времен Ездры и Неемии, которые «и читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем.8:8).

Я с молитвой отдаю это издание книги на суд Божий, чтобы Господь вдохновил ею рабов Своих на изучение подготовки посланий Слова Божиего.

Портленд, Орегон
31 июля 1981 г.
Джеймс Брага

. Введение – 9_______ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ГОМИЛЕТИКИ КАК НАУКИ – 15
1.1. Общие сведения о гомилетике – 15
1.2. Учение о проповеди в I-III вв. – 18
▪ 1.2.1. Проповедничество Христа Спасителя – 18
▪ 1.2.2. Церковная проповедь в апостольский век и в ранней Церкви (I-II вв.) – 21
▪ 1.2.3. Ориген и зарождение теории церковной проповеди – 23
1.3. Теория проповеди в Восточной Церкви в IV-XV вв. – 28
▪ 1.3.1. Новые тенденции в церковной проповеди в IV в. – 28
▪ 1.3.2. Мысли о проповеди св. Иоанна Златоуста – 33
▪ 1.3.3. Проповедничество в Византии в VI-XV вв. – 35
1.4. Теория проповеди в Западной Церкви в IV-IX вв. – 38
▪ 1.4.1. Учение о проповеди блаженного Августина – 38
▪ 1.4.2. «Правило пастырское» св. Григория Двоеслова – 45
1.5. Гомилетическая наука в Русской Православной Церкви – 49
▪ 1.5.1. Зарождение гомилетической теории. Архимандрит Иоанникий (Галятовский) – 49
▪ 1.5.2. Гомилетические воззрения архиепископа Феофана (Прокоповича) – 55
▪ 1.5.3. Состояние гомилетики в XVIII в. – 60
▪ 1.5.4. Развитие гомилетики в XIX — начале XX в. – 64
▪ 1.5.5. Русская гомилетика после 1917 г. – 75_______ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ О ПРОПОВЕДИ – 79
2.1. Общее понятие о проповеди – 79
2.2. Проповедь и Библия – 80
▪ 2.2.1. Евангелие как проповедь – 81
▪ 2.2.2. Проповедь как возвещение и свидетельство – 82
▪ 2.2.3. Керигма – 85
▪ 2.2.4. Слово жизни – 87
2.3. Проповедь и Церковь – 89
2.4. Проповедь и ораторское искусство – 91
▪ 2.4.1. Отношение к светскому красноречию в Древней Церкви – 92
▪ 2.4.2. Вопрос о взаимоотношении проповедничества и ораторского искусства в гомилетической науке – 96_______ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ ПРОПОВЕДНИКА – 99
3.1. Проповедь как личное свидетельство – 99
3.2. Проповедь в слове и в деле – 101
3.3. Кто имеет право произносить проповедь? – 105
▪ 3.3.1. Учительство в Древней Церкви – 105
▪ 3.3.2. Канонические правила о проповедниках – 109
▪ 3.3.3. Современная практика – 112
▪ 3.3.4. Женщины и проповедническое служение – 115_______ГЛАВА 4. ПРОПОВЕДЬ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – 117
4.1. Проповедь как литургический акт – 117
4.2. Место произнесения проповеди – 119
▪ 4.2.1. Проповедь в «домашних церквах» – 119
▪ 4.2.2. Проповедь с горнего места – 121
▪ 4.2.3. Проповедь с амвона – 124
▪ 4.2.4. Практика Русской Церкви – 126
4.3. Время произнесения литургийной проповеди – 129
▪ 4.3.1. Проповедь в рамках литургии слова в Древней Церкви – 129
▪ 4.3.2. Современная практика литургийной проповеди – 131
4.4. Проповедь на неевхаристических богослужениях – 136
▪ 4.4.1. Проповедь во время вечернего богослужения – 136
▪ 4.4.2. Проповедь при крещении и венчании – 140
▪ 4.4.3. Надгробные проповеди – 144_______ГЛАВА 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ – 152
5.1. Христоцентричность проповеди – 152
5.2. Вероучение и нравоучение в проповеди – 155
5.3. Библейское содержание в проповеди – 160
▪ 5.3.1. Проповедь и годичный круг библейских чтений – 160
▪ 5.3.2. Особенности проповеди на Евангельские и Апостольские зачала – 164
▪ 5.3.3. Ветхий Завет в проповеди – 167
5.4. Литургическое предание как предмет проповеди – 171
▪ 5.4.1. Богослужение как проповедь – 171
▪ 5.4.2. Богослужебный материал как иллюстрация в проповеди – 172
▪ 5.4.3. Разъяснение смысла богослужения в рамках проповеди – 174
5.5. Проповедь в честь Божией Матери – 176
5.6. Агиография в проповеди – 178
▪ 5.6.1. Агиография и христоцентричность проповеди – 178
▪ 5.6.2. Агиография и «народное христианство» – 181
▪ 5.6.3. Опасность формализма в агиографической проповеди – 185
▪ 5.6.4. Проблема исторической достоверности в агиографической проповеди – 187
5.7. Публицистическое содержание в проповеди – 189
▪ 5.7.1. Проповедь и современность: общие замечания – 189
▪ 5.7.2. Публицистический элемент в святоотеческой проповеди – 192
▪ 5.7.3. Публицистическая проповедь в XIX — начале XX в. – 194
▪ 5.7.4. Проповедь и вызовы XX-XXI вв. – 199
▪ 5.7.5. Проповедь и политика – 200_______ГЛАВА 6. ФОРМА ПРОПОВЕДИ – 206
6.1. Халкидонский принцип по отношению к проповеди – 206
6.2. Композиция и план проповеди – 209
6.3. Классические формы проповеди – 212
▪ 6.3.1. Гомилия (беседа) – 212
▪ 6.3.2. Слово – 222
▪ 6.3.3. Поучение – 225
6.4. Подходы к структуре проповеди в XX — начале XXI в. – 228
▪ 6.4.1. Дедуктивная проповедь – 228
▪ 6.4.2. Индуктивная проповедь – 233
▪ 6.4.3. Нарративная проповедь. «Петля Лоури» – 237
▪ 6.4.4. Драматургическое построение проповеди – 241_______ГЛАВА 7. ПОДГОТОВКА ПРОПОВЕДИ – 245
7.1. Таинственный процесс рождения проповеди – 245
7.2. Способы изложения проповеди – 249
▪ 7.2.1. Чтение или произнесение? – 250
▪ 7.2.2. Заучивание проповеди наизусть – 254
▪ 7.2.3. Импровизация – 256
▪ 7.2.4. Экспромт – 265
7.3. Этапы подготовки проповеди – 268
▪ 7.3.1. Копилка проповедника – 268
▪ 7.3.2. Работа с библейским текстом – 271
▪ 7.3.3. Составление плана и написание текста проповеди – 278
7.4. Подготовка вступительной части проповеди – 281
▪ 7.4.1. Задачи и свойства вступления – 282
▪ 7.4.2. Возможные варианты вступления – 284
7.5. Подготовка заключительной части проповеди – 292
▪ 7.5.1. Задачи и свойства заключения – 293
▪ 7.5.2. Возможные варианты заключения – 296
▪ 7.5.3. Умение вовремя закончить речь – 301_______ГЛАВА 8. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОПОВЕДИ – 303
8.1. Требования естественности – 303
8.2. Язык проповеди – 305
8.3. Стиль проповеди – 307
8.4. Голос проповедника – 310
▪ 8.4.1. Человеческий голос и голосовой аппарат – 310
▪ 8.4.2. Дикция – 312
▪ 8.4.3. Сила голоса – 314
▪ 8.4.4. Высота голоса – 316
▪ 8.4.5. Темп речи – 317
▪ 8.4.6. Паузы – 319
8.5. Владение телом – 321
▪ 8.5.1. Невербальная составляющая общения – 321
▪ 8.5.2. Выход на амвон. Движения проповедника – 323
▪ 8.5.3. Выражение лица. Глаза – 325
▪ 8.5.4. Жестикуляция – 326
▪ 8.5.5. Возвращение в алтарь после проповеди – 329
8.6. Продолжительность проповеди – 330_______ГЛАВА 9. ЖИЗНЬ ПРОПОВЕДИ ПОСЛЕ ЕЕ РОЖДЕНИЯ – 337
9.1. Жизнь проповеди после проповеди – 337
▪ 9.1.1. Уникальность события проповеди – 337
▪ 9.1.2. Запись проповеди в Древней Церкви – 338
▪ 9.1.3. Особенности записанной проповеди – 339
▪ 9.1.4. Проповедь в эпоху Интернета – 343
9.2. Анализ проповеди – 346
▪ 9.2.1. Проповедь как общение – 346
▪ 9.2.2. Оценка со стороны собратьев – 348
▪ 9.2.3. Оценка со стороны паствы во время произнесения проповеди – 349
▪ 9.2.4. Оценка со стороны паствы после произнесения проповеди – 353
▪ 9.2.5. Способы осуществления обратной связи – 354
▪ 9.2.6. Собственный анализ – 360_______ПРИЛОЖЕНИЯ – 363_______ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГОМИЛЕТИКА В КАТОЛИЦИЗМЕ И ПРОТЕСТАНТИЗМЕ – 365
1.1. Схоластическая проповедь – 365
▪ 1.1.1. Рождение схоластической проповеди – 365
▪ 1.1.2. Расцвет схоластической проповеди (XIII-XV вв.) – 368
1.2. Теория проповеди в эпоху Ренессанса – 376
▪ 1.2.1. Иоганн Рейхлин – 376
▪ 1.2.2. Эразм Роттердамский – 377
1.3. Протестантские подходы к проповеди и католическая реформа – 382
▪ 1.3.1. Мысли о проповеди Мартина Лютера – 383
▪ 1.3.2. Взгляд Кальвина на проповедь – 387
▪ 1.3.3. Филипп Меланхтон и рождение «протестантской схоластики» – 390
▪ 1.3.4. Католическая реформа и проповедничество – 394
1.4. Гомилетика в XVII-XVIII вв. – 399
▪ 1.4.1. Католическая проповедь в эпоху барокко – 399
▪ 1.4.2. Пиетизм. Учение о проповеди Филиппа Якоба Шпенера – 402
▪ 1.4.3. Проповедь в эпоху Просвещения – 406
▪ 1.4.4. Классицизм и теория проповеди во Франции – 409
1.5. Развитие теории проповеди в XIX в. – 413
▪ 1.5.1. «Теория красноречия» Генриха Августа Шотта – 413
▪ 1.5.2. «Систематическая риторика» Франца Теремина – 415
▪ 1.5.3. Теория «религиозной речи» Ф. Шлейермахера – 418
▪ 1.5.4. «Гомилетика» Александра Швейцера – 422
▪ 1.5.5. Гомилетика в Католической Церкви в XIX в. Йозеф Юнгманн – 424
1.6. Развитие гомилетики в XX в. – 427
▪ 1.6.1. Протестантская гомилетика в XX в. – 427
▪ 1.6.2. Теория и практика проповеди в Католической Церкви в XX в. – 440_______ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – 449
Темы рефератов – 449
Темы докладов – 450
Практические и творческие задания – 450

Восьмой шаг — написание плана проповеди.

План проповеди нужно писать обязательно. Всякая проповедь должна иметь определённый план. Это как бы скелет проповеди, каркас. Без плана проповедь будет рыхлой, бесформенной, аморфной. План позволит нам в дальнейшем выстроить проповедь, не запутаться в той массе материала, мыслей, фактов, выводов. План не даст перегрузить проповедь лишней информацией. План не даст нам уклониться от темы. План необходим не слушателю но, прежде всего проповеднику. В проповеди план должен быть скрыт. Во время произнесения проповеди из-за кафедры недопустимо говорить: «пункт первый…пункт второй…» План должен быть спрятан, как скрывается скелет человека внутри его тела. Конечно, иногда необходимо бывает, что-то перечислить по пунктам, например, шаги по спасению человека, или ещё что-то. Такое допустимо. Недопустимо, чтобы весь план проповеди был озвучен и пронумерован в уши слушателей.

План это умозрительная структура, отражающая тот или иной замысел. И поэтому, до определённой степени он должен отражать замысел автора отрывка. Следовательно, для работы над планом проповеди, необходимо определить и зафиксировать план отрывка. (Не забывайте, что мы с вами занимаемся экспозиционной проповедью, по определённому отрывку). Поэтому, как правило, план проповеди должен быть идентичен плану отрывка. Это конечно не закон, но для того, чтобы лучше понять замысел отрывка, всё же необходимо определить его план, независимо от того, будет план проповеди соответствовать ему или нет. Это может просто помочь нам в составлении плана проповеди.

Как и у всякого действия, у данной операции по составлению плана проповеди есть свои цели. В нашем случае их четыре:

1. План помогает ясно видеть взаимосвязь частей проповеди.

2. Даёт чувство цельности вести.

3. Помогает выстроить логическую цепь аргументов и утверждений.

4. Помогает увидеть места, нуждающиеся в дополнительном материале и доработке.

Любой план состоит из вступления, основной части и заключения. На данном этапе речь идёт об основной части проповеди. Вступление и заключение делаются в конце всей работы. При составлении плана проповеди необходимо учитывать некоторые особенности восприятия людей, естественные законы сознания, с которыми необходимо считаться. Нужно учитывать, что сам проповедник при составлении проповеди имеет достаточно времени для размышлений над отдельными положениями и истинами. Многие выводы, которые мы используем в проповеди, готовятся в нашем сознании годами размышлений, опытов, провидения Божьего. И теперь, если это всё обрушится на слушателя в течение нескольких десятков минут, он может просто не воспринять такой проповеди и уйти ни с чем. Считается, что мозг человека способен за один приём воспринять до семи пунктов, не более. Кроме того, каждый пункт должен иметь не более одного уровня подпунктов. Что это значит? План может быть таким:

I. Первый раздел.

1. Первый подраздел.

2. Второй подраздел.

3. Третий подраздел.

II. Второй раздел.

1. Первый подраздел.

2. Второй подраздел.

III. Третий раздел.

Однако недопустимо, чтобы в нашем плане появился ещё один уровень подпунктов, как, например:

I. Первый раздел.

1. Первый подраздел.

а) Первая мысль.

б) Вторая мысль.

в) Третья мысль.

2. Второй подраздел.

3. Третий подраздел.

II. Второй раздел.

1. Первый подраздел.

а) Первая мысль.

б) Вторая мысль.

в) Третья мысль.

2. Второй подраздел.

III. Третий раздел.

Третий уровень подпунктов выделен курсивом. Такое дробление на подпункты уже недопустимо.

Обратите внимание, что в нашем плане составления проповеди, в том плане, по которому мы с вами сейчас двигаемся, именно такой, трёхуровневый принцип устройства. Однако подобный способ составления плана может быть и подходит для семинара, который начитывается в течение недели, но никак не для проповеди. Такой план будет слишком сложным для восприятия. Повторим ещё раз основные требования к плану проповеди:

1. Не более семи пунктов.

2. Не более одного уровня подпунктов.

Итак, теперь мы определили экзегетическую идею, извлекли теологическую идею и сформулировали гомилетическую идею. Мы определили цель проповеди и то, как мы сможем её достичь, написали план проповеди. И вот теперь мы возвращаемся к той большой беспорядочной куче материала, которую мы отодвинули в сторону после второго шага нашей работы. Теперь настало время ей заняться.

  • Shares

Чарльза Сперджена называли «королем проповедников». У него был талант от Бога и естественные способности, которые он развил. Он работал над тем, чтобы самому стать лучшим проповедником, а также трудился над тем, чтобы передать накопленные знания. Он основал колледж для пастором, который действует до сих пор, а сборник его лекций «Лекции моим студентам» все еще стоит прочитать.

Вот 6 уроков эффективной проповеди от Чарльза Сперджена.

Сделайте вступление запоминающимся.

«Я стараюсь делать свои вступления так, чтобы слушатели только знали, о чем будет идти речь. Если вступление служит лишь этой цели, оно может быть очень интересно. Хорошо возбудить внимание людей сигнальным выстрелом, чтобы дать им возможность приготовиться к последующему. Не начинайте прямо с самого захватывающего душу, но сделайте так, чтобы все с интересом ожидали того, что вы дадите им. Да не будет ваше вступление торжественным, высокопарным введением в ничто, но да послужит оно лестницей к достижению лучшего. Будьте животворны с самого начала».

Готовьтесь долго, чтобы коротко проповедовать.

«Прежде чем выходить на кафедру, следует провести как можно больше времени в уединенной молитве, чтобы испросить у Господа тему будущей проповеди, а затем тщательно разработать ее. При выполнении этого основного условия проповеди будут свободны от излишних общих рассуждении и штампованных оборотов речи, каждое слово будет нести мудрую мысль, каждая мысль будет логическим звеном в цепи доводов».

Делайте паузы.

«Знайте, где делать паузу. Речь — серебро, молчание же — золото, когда слушатели невнимательны. Если вы будете постоянно и монотонно говорить об одном и том же, то окончательно убаюкаете своих слушателей, и они опустятся в глубокий сон. Толкните же люльку, и они сразу проснутся.

Я снова повторяю, что, если хотите вы владеть вниманием своих слушателей во время вашей проповеди, то должны заставить их почувствовать, что то, что вы собираетесь им сказать, будет им интересно. Это действительно самое важное, потому что никто не станет спать, если надеется услышать что-то полезное для себя».

Слушайте критику.

«Или попросите своего друга указать вам на ваши ошибки; а еще лучше, — недруга, который будет следить за вами и беспощадно критиковать вас. Сколь благотворна будет такая критика для умного и сколь нетерпима для глупца! Непрестанно и внимательно следите за собой, иначе вы бессознательно будете делать ошибки, говорить фальшивым голосом и не заметите дурных привычек говорить небрежно; поэтому всегда относитесь к себе критически. Ничего не упускайте, что может хотя бы в малейшей степени быть вам на пользу. Но, с другой стороны, господа, не становитесь ханжами, которые думают, что жестикуляция и голос — это все, что необходимо для произнесения проповеди».

Читайте глубоко.

«Глубоко изучайте книги, которые вы имеете. Читайте их внимательно, купайтесь в них, пока не насытитесь. Читайте и перечитывайте их, хорошо пережуйте и переварите их. Проникнитесь ими до глубины вашего сердца. Перечитывайте хорошую книгу несколько раз, сделайте к ней заметку и проанализируйте ее. Одна хорошо изученная вами книга принесет вам больше пользы, чем двадцать, просто проглоченных наспех. Поспешное чтение дает мало знаний и вызывает только чувство гордости. Книгами можно загрузить свой мозг, что он перестанет думать. Некоторые перестают уже быть в состоянии думать, откладывая размышление ради излишнего чтения. Они настолько загружают свой мозг книжным материалом, что уже не в состоянии его переварить и начинают питать к нему отвращение. Чтение книг без размышления над ними никакой пользы вам не принесет».

Достигайте неверующих.

«Никогда не заканчивайте проповедь, не обратившись к неверующим, но в то же время выбирайте время для решительного и постоянного их обличения, доводя разговор до конфликта. В таких случаях старайтесь достичь немедленного результата: побороть предрассудки, разрешить сомнения, дать отпор возражениям и показать грешникам их истинное лицо. Призывайте членов своей церкви совершать особые молитвы, просите их лично разговаривать с верующими и неверующими и сами уделяйте особое внимание каждому из них в отдельности».

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

На доске напишите: «Начинаете предаваться греху» и «Начинает погрязать в беззаконии».

Попросите одного из студентов прочитать Иаков 2:5 и 2:23. Чтобы помочь студентам понять, что имел в виду Иаков, говоря, что некоторые люди начинают «предаваться греху» и «погрязать в беззаконии», поделитесь следующим высказыванием старейшины Даллина Х. Оукса из Кворума Двенадцати Апостолов. Помогите студентам понять, что имеет в виду старейшина Оукс, говоря о том, что грехам и безнравственности свойственно усугубляться.

«Во второй главе книги, носящей его имя, Иаков осуждает людей за ‘блудодеяния’ (стихи 23, 28)… Что же это были за крайне нечестивые ‘блудодеяния’? Без сомнения, некоторые мужчины уже были виновны в греховных поступках. Но в своей великой проповеди Иаков основное внимание уделил не совершенным злодеяниям, а злым намерениям.

В начале своей проповеди Иаков объявил людям, что ‘до сего времени были послушны слову Господа’ (Иаков 2:4). Однако затем он обратился к ним с такими словами: ‘Я могу вам сказать ваши помыслы о том, чтобы начать преступно грешить, и этот грех представляется… мерзким Богу’ (стих 5). А потом добавил: ‘Мне приходится обличать вас в прегрешениях вашего сердца’ (стих 6). Иаков говорил о том же, о чем сказал Иисус: ‘Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем’ (от Матфея 5:28; см. также 3 Нефий 12:28; У. и З. 59:6; 63:16)» (Лиахона, май 2005 г., стр. 87–88; курсив в оригинале).

Помогите участникам занятия понять, что неправедные мысли ведут к неправедным поступкам. Грехи безнравственности происходят редко, если только люди не позволяют себе постепенно погрязнуть в неправедности.

Предложите студентам прочитать Иаков 2:23–27.

  • Чем нефийцы пытались оправдать собственную греховность?

  • Почему, по вашему мнению, мы иногда пытаемся оправдать грех?

Попросите одного из участников занятия кратко объяснить, что такое закон целомудрия.

Объясните, что, хотя у нас, возможно, не возникает соблазна совершить те же грехи, что и мужчины-нефийцы, сатана может стараться искушать нас подобным образом, пытаясь убедить нас оправдать греховные мысли и поступки. Чтобы помочь студентам понять закон целомудрия и то, как он действует в их жизни, поделитесь следующими высказываниями. (Можно написать их на листе ватмана, показать на диапроекторе или подготовить раздаточные материалы. Высказывание старейшины Ричарда Г. Скотта также можно найти на прилагаемом DVD-диске

Б.)

«Бог повелел, чтобы священные силы деторождения могли использовать только мужчина и женщина, состоящие в законном браке как муж и жена» («Семья. Воззвание к миру», Лиахона, октябрь 2004 г., стр. 49).

«До вступления в брак не позволяйте себе проявлять сильные чувства и эмоции, допустимые лишь в браке. Избегайте страстных поцелуев, не ложитесь друг на друга, а также не касайтесь интимных, священных частей тела, как в одежде, так и без нее. Не позволяйте никому делать это с вами. Не вызывайте в себе подобного рода чувств» (Во имя нравственной силы молодежи , стр. 27).

«Сатана искушает человека верить, что существуют допустимые уровни физического контакта между одинаково чувствующими лицами, пытающимися стимулировать определенные эмоции, и, если держаться в рамках, вреда от этого не будет. Как свидетель Иисуса Христа, я свидетельствую, что это абсолютная ложь.

Того, кто ведет чистую и честную жизнь, особенно старается искушать сатана, предлагая экспериментировать с журналами, видеозаписями или кинофильмами, в которых показываются возбуждающие изображения тела. Сатана хочет возбудить определенные желания и побудить к экспериментам, которые быстро приводят к интимным отношениям и самоосквернению» (Richard G. Scott, Conference Report, Oct. 1994, 51; или Ensign, Nov. 1994, 38).

После того, как студенты прочитают это высказывание старейшины Скотта, можно предложить им его высказывание, приведенное на стр. 126 учебного пособия для студентов. Это высказывание также можно найти на прилагаемом DVD-диске

В.

  • Каким образом, по словам старейшины Ричарда Г. Скотта, сатана побуждает нас пренебрегать целомудрием в наше время?

  • Как порнография угрожает личному целомудрию?

Попросите одного из студентов прочитать Иаков 2:28.

  • Как вы думаете, почему Господь восхищается целомудрием?

Прочитайте Иаков 2:31–35 и 3:10 вслух. Пока вы будете читать, попросите студентов найти и отметить некоторые последствия нарушения закона целомудрия. Предложите студентам поделиться тем, что они отметили. Помогите студентам понять, что, помимо вреда, который получают сами люди, совершающие грехи, половая безнравственность часто наносит опустошительный урон членам их семьи.

  • Каким образом безнравственное поведение одного человека может затронуть всю его семью? (В зависимости от обстоятельств семейной жизни студентов можно задать конкретный вопрос: каким образом половая безнравственность одного человека может отразиться на его супруге, детях, родителях, братьях и сестрах либо на будущем муже или будущей жене и детях.)

Предоставьте студентам несколько минут, чтобы они могли записать причины, побуждающие лично их жить по закону целомудрия. Предложите студентам снова принять обязательство перед Господом, что они всегда будут оставаться достойными благословений, которые приходят благодаря исполнению этой заповеди. Принесите свидетельство о священной природе закона целомудрия и о радости, которая приходит, когда живешь в соответствии с ним.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *